Глава 5. Оценка прозрачности структуры собственности банка

Глава 5. Оценка прозрачности структуры собственности банка

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 25 октября 2013 г. N 3085-У в пункт 5.1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

5.1. Прозрачность структуры собственности банка определяется по результатам оценок показателей:

достаточности объема раскрываемой информации о структуре собственности банка (ПУ1);

доступности информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк (ПУ2);

значительности влияния на управление банком резидентов офшорных зон (ПУ3) (далее показатели ПУ1, ПУ2, ПУ3 — показатели прозрачности структуры собственности).

5.2. Оценка показателей прозрачности структуры собственности банка производится на основании методики, приведенной в приложении 9 к настоящему Указанию.

5.3. Список государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и(или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), установлен в приложении 1 к Указанию Банка России от 7 августа 2003 года N 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и(или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)», зарегистрированному Министерством юстиции Российской Федерации 10 сентября 2003 года N 5058; 26 января 2007 года N 8846 («Вестник Банка России» от 17 сентября 2003 года N 51; от 14 февраля 2007 года N 7).

5.4. Структура собственности банка признается:

прозрачной — если показателям прозрачности структуры собственности присвоен 1 балл;

достаточно прозрачной — если показателям прозрачности структуры собственности присвоен балл не хуже 2 баллов;

непрозрачной — если хотя бы одному из показателей прозрачности структуры собственности присвоено 3 балла.

5.5. Расчет и оценка показателей прозрачности структуры собственности осуществляются по мере поступления (получения) новой информации.

base.garant.ru

Коммерческий банк

Коммерческий банк – это кредитное учреждение, специализирующееся на оказании банковских услуг физическим и юридическим лицам. Слово «коммерческий» в названии структуры, означает, что главным приоритетом в деятельности банка является получение прибыли. Деятельность коммерческих банков находится по надзором Центрального банка страны и осуществляется на основании лицензии на совершение банковских операций, которая также выдается Центробанком.

История возникновения

Подобия первых банков появились в Древней Греции. Правда осуществляли они только одну банковскую операцию – хранение денег и ценностей. Выполняли эту роль различные храмы и церковные учреждения.

С развитием государств Древнего мира, увеличивался торговый оборот между ними, а поскольку в то время существовало множество различных денег, возникла необходимость обмена одних денежных средств на другие. Эту операцию осуществляли менялы. Кстати слово «банк» произошло от итальянского «banco». Так называли стол, за которым сидел меняла.

В последствии, помимо обменных операций, менялы стали заниматься кредитованием. А точнее выдавали деньги под залог, с обязательной уплатой процентов при возврате. Залогом могли выступать драгоценные вещи, недвижимое имущество, скот, рабы.

В средние века, людей, которые занимались кредитованием, стали называть ростовщиками. А саму процедуру ростовщичеством. Сейчас это слово является нарицательным и означает заем денег под очень высокие проценты. Операциями по хранению денег, в средневековой Европе, по прежнему занимались представители церкви.

В начале 15 века в Генуе начали появляться первые банки современного образца. Они был образованы представителями купеческих гильдий, менял и ростовщиков. Самым первым коммерческим банком был Банк св. Георгия основанный в 1407 году. Помимо финансовой деятельности банк осуществлял управление генуэзскими колониями в Корсике и Газарии.

Старейшим коммерческим банком современности считается итальянский банк Монте дей Паски ди Сиена (Monte dei Paschi di Siena). Он был основан в 1472 году в городе Сиена и на сегодняшний день имеет более 2000 филиалов в Италии и Европе. Банк Монте дей Паски ди Сиена обслуживает более 4.5 млн. клиентов и входит в число ведущих итальянских банков.

Структура современных банков

Организационная структура современных банков зависит от формы собственности. Самая распространенная форма собственности – это акционерное общество. В этом случае капитал банка формируется за счет продажи собственных акций. Реже встречаются кооперативные или паевые банки – это небольшие банки, с капиталом, сформированным после продажи паев. Также существуют частные банки, капитал которых принадлежит одному лицу и государственные коммерческие банки, с капиталом, принадлежащим государству.

Организационная структура банка определяется его Уставом. В нем содержаться положения об органах управления банком и их полномочиях. Управление акционерным коммерческим банком осуществляет собрание акционеров.

Собрание акционеров созывается не реже одного раза в год и на нем присутствуют все акционеры банка, при этом право голоса на собрании имеют только держатели обыкновенных акций. Одна акция соответствует одному голосу. Исключение составляют только кумулятивные голосования при выборе совета директоров и правления банка.

Решения на собрании акционеров принимаются большинством голосов, а в компетенцию этого органа входят такие вопросы:

  • Внесение изменений в Устав банка;
  • Распределение прибыли банка;
  • Выбор органов управление;
  • Формирование бюджета;
  • Создание и ликвидация филиалов;

Наблюдательный совет (совет директоров) является органом управления, который контролирует деятельность банковского учреждения. Количество членов наблюдательного совета зависит от количества акционеров. В случае если акционеров более 50, то в состав наблюдательного совета должно входить не менее 5 человек, если акционеров более 1000, набсовет должен состоять минимум из 7 человек, когда число держателей акций превышает 10 000, в совете директоров должно быть не менее 9 человек.

Исполнительным руководящим органом банка является Правление банка, которое выполняет решения собрания акционеров и наблюдательного совета. В зависимости от Устава, состав правления избирается на совете акционеров или на совете директоров. Кандидатура председателя правления банка и его заместителей обязательно должна пройти согласование в Центробанке.

Классификация и виды современных банков

Помимо разделения коммерческих банков по форме собственности, существует еще несколько видов классификации этих финансовых учреждений. Коммерческие банки по характеру деятельности делятся на универсальные и специализированные.

Универсальные банки – это банки, осуществляющие все виды банковских операций. Они совмещают коммерческую и инвестиционную деятельность и составляют основу всех коммерческих банков. В отличие от универсальных, специализированные банки выполняют одну или несколько банковских операций и классифицируются по отраслевой направленности и роду выполняемых функций. По функционалу банки бывают:

По отраслевой направленности специализированные банки разделяются на:

  • Промышленные;
  • Торговые;
  • Сельскохозяйственные;
  • Строительные;

Кроме этого существуют внутрипроизводственные банки, созданные каким-либо производственным предприятием и входящие в его структуру.

Помимо классификации по характеру деятельности банки разделяются по принадлежности капитала. Существуют банки с российским капиталом, иностранным и смешанным. Также есть еще несколько видов классификации: по степени зависимости(самостоятельные и дочерние), по количеству уставного капитала (мелкие, средние, крупные), по происхождению (созданные на базе бывших специализированных банков или новые, созданные «с нуля»), по территориальному признаку (региональные, федеральные, республиканские, международные банки).

Функции коммерческих банков

Банковская система большинства стран представляет собой двухуровневую модель. На верхней ступени находится Центробанк, который осуществляет контроль за находящимися на втором уровне коммерческими банками. Отличие между Центральным банком и коммерческими заключается в том, что Центробанк выполняет следующие операции недоступные коммерческим банкам:

  • Выпуск государственных денежных знаков и ценных бумаг;
  • Выдача кредитов коммерческим банкам;
  • Разработка и внедрение единой отчетности для коммерческих банков;
  • Обслуживание расчетных счетов коммерческих банков;

Деятельность коммерческих банков можно определить тремя основными функциями:

  • Накопление и сбережение денежных средств;
  • Кредитование частных лиц и организаций;
  • Посреднические услуги при осуществлении платежных и расчетных операций;

Коммерческие банки играют важную роль при аккумуляции и распределению капитала в государстве. Помимо того, что банки имеют собственный капитал, который инвестируется в различные проекты, они привлекают сторонний капитал, используя свободные денежные средства физических и юридических лиц.

На начальном этапе своей деятельности коммерческие банки использовали только собственные активы, но в последствии стало ясно, что своих средств недостаточно и нужно привлекать чужие. Чтобы привлечь клиентов банки начали использовать депозитные программы, которые гарантируют получение дохода посредством начисления процентов на сумму вклада. Таким образом, банкам удалось значительно увеличить свои активы. На сегодняшний день доля привлеченных средств составляет 70-80 % капитала банка.

Антиподом депозитной программы являются банковские услуги по кредитованию. Здесь финансовое учреждение получает прибыль от переплаты, которую заемщик вносит помимо основной суммы долга.

Таким образом, выполняя функцию кредитования, банк выступает посредником между лицом имеющим свободные денежные средства и лицом в них нуждающимся. В современной экономике очень часто наблюдается ситуация, когда у одних субъектов возникает избыток денежных средств, а у других – острая необходимость. Несколько веков назад эту проблему можно было решить, связавшись напрямую с кредитором, но в современном мире такая возможность маловероятна. Вот здесь и используются в полной мере посреднические услуги коммерческих банков.

Оказание банками услуг по кредитованию существенно влияют на рост промышленности и сельского хозяйства. Положительно сказываются на материальном благосостоянии населения и способствуют расширению потребительского спроса.

Третья функция коммерческих банков – посредничество в платежных операциях с каждым годом становится более важной для мировой экономике. Сейчас в мире нарастает тенденция ухода от наличных денег и большинство платежей осуществляется с помощью безналичного расчета. В странах Западной Европы и США на долю безналичных платежей приходится около 90% всех расчетных операций, в России этот показатель равняется 64%.

В связи с увеличением доли безналичных расчетов, дополнительной функцией коммерческих банков принято считать создание дополнительных платежных средств. Под этим термином понимают инструменты необходимые для проведения безналичных расчетов – банковские карты, чековые книжки, электронные платежи. Самым распространенным платежным средством является банковская карта. За последние 7-8 лет эмиссия банковских карт возросла в несколько раз.

Виды банковских операций

Деятельность коммерческих банков осуществляется посредством проведения различных банковских операций. Эти операции разделяют на три основные группы: активные, пассивные и коммисионно-посреднические. К коммисионно-посредническим операциям относят инкассовые и расчетные операции, выполняемые по поручению клиента. Оплатой этих банковских услуг может служить абонентская плата или процент от совершенной сделки.

Активные и пассивные операции оказывают основное влияние на использование и размещение основных банковских ресурсов. Активные операции обеспечивают доходность и ликвидность банка, и поэтому им уделяется большое значение при распределении денежных средств. Различают четыре основные группы активных операций:

  • Кассовые операции (прием, хранение и выдача наличных денег);
  • Ссудные операции (предоставление денежных средств в процессе кредитования);
  • Приобретение ценных бумаг;
  • Вложение в основные активы (недвижимость, земля, производство).

Банковские стратегии вложения отличаются в зависимости от сферы деятельности банка и его направленности. Некоторые банки делают упор на кредитование, другие инвестируют деньги в ценные бумаги или промышленность.

Активные операции делятся на приносящие прибыль (доходные) и не работающие. К первому виду относятся кредитование и вложения в ценные бумаги, а ко второму кассовые операции и вложения в основные активы. Также активы разделяются по ликвидности и степени риска.

Пассивные операции, в отличие от активных, направлены не на инвестирование, а на формирование и накопление денежных средств. Пассивные операции это ничто иное, как привлечение дополнительного капитала. Их разделяют на две группы:

  • Формирование собственных ресурсов, не требующих возврата (привлечение денежных средств с помощью дополнительных вложений собственников банка);
  • Заем денежных средств у сторонних лиц с последующим возвратом (депозитная программа).

От успешности проведения пассивных операций зависит сумма уставного капитала банка. А от его размера напрямую зависит количество денежных средств, которые банк может потратить на получение прибыли.

Ликвидность банков

Ликвидность коммерческого банка – это один из главных показателей успешной работы учреждения. Ликвидность не стоит путать с платежеспособностью. Платежеспособность – это такое взаимоотношение банка со своими клиентами, при котором кредитное учреждение способно в полной мере и в установленные сроки выполнить свои обязательства. А ликвидность – это способность банка трансформировать свои активы в денежные средства для оплаты всех взятых на себя долговых обязательств. При этом ликвидность является необходимым условием платежеспособности банка.

При необходимости погашения долговых обязательств, коммерческие банки осуществляют платежи с использованием следующих ликвидных средств:

  • Наличные деньги банка, хранящиеся в кассе и на корреспондентских счетах в других банках;
  • Активы, которые можно быстро обналичить;
  • Межбанковские кредиты;
  • Выпуск ценных бумаг с банковскими обязательствами (депозитные сертификаты, банковские векселя).

Привлечение ликвидных средств, как правило, происходит в двух случаях: для погашения депозитов и для обеспечения спроса на кредитование. Ликвидность коммерческих банков находится под контролем Центрального банка страны.

Коммерческие банки России

Первый частный коммерческий банк России открылся в Санкт-Петербурге в 1864 году. После этого в 1870 были основаны Азовский и Волжско-Камский банки. Последний специализировался на кредитовании товарооборота внутри страны и сыграл значительную роль в подъеме российской экономики в конце 19 начала 20 веков. К началу 1918 года количество российских коммерческих банков составляло 31. В стране функционировало почти 500 банковских отделений.

После образования СССР была введена одноуровневая банковская система. Все частные коммерческие банки были упразднены и создан единый государственный банк СССР. В его структуру входили следующие подразделения, осуществлявшие деятельность в определенной области народного хозяйства:

  • Промстройбанк (обслуживание строительной индустрии, промышленности и транспорта);
  • Агропромбанк (обслуживание сельскохозяйственной отрасли);
  • Жилсоцбанк (обслуживание предприятий ЖКХ, легкой промышленности и торговли);
  • Сбербанк (обслуживание вкладов и кредитование населения);
  • Внешэкономбанк (обслуживание экспортно-импортных операций).

В декабре 1990 были приняты законы о банковской деятельности, банках и создании Центробанка СССР. Таким образом, банковская система страны снова перешла на двухуровневую. На сегодняшний день в Российской Федерации функционируют 834 коммерческих банка. При этом по настоящему крупными банками с размером уставного капитала более 10 млрд. рублей являются только 27 банков. Последние 7 лет количество российских коммерческих банков неуклонно снижается и по прогнозам специалистов через несколько лет в России будет работать около 500 – 600 коммерческих банков.

В нижеприведенной таблице представлен рейтинг коммерческих банков Российской Федерации по количеству банковских активов.

utmagazine.ru

Центральный банк РФ: частная или государственная лавочка?

Последнее время в русскоязычном интернете стало бытовать мнение, что Центральный банк Российской Федерации — это частная лавочка, по аналогии с (как теперь уже всем известно) частной лавочкой – Центральным банком США, именуемым Федеральная резервная система США, представляющая из себя консорциум из 12 банков, находящихся в частной собственности.

Для уяснения для себя так это или не так в действительности я провёл собственное независимое исследование, результаты которого далее излагаю ниже.

История ЦБ РФ скажу честно, меня увлекла . Действительно, что такое есть этот ЦБ РФ? Кто его учредил? Какова его организационно-правовая форма? Куда идёт прибыль ЦБ? Из чего она образовывается?

Чтобы ответить на эти, казалось бы, простые вопросы у меня ушло не мало человеко-часов копания в Интернете, в законодательстве России и СССР и комментариев учёных юристов к нему.

Меня интересовал в данном случае не финансовый аспект, а юридический (правовой) аспект, без которого невозможно перейти к изучению прочих аспектов, не разобравшись сначала в форме этого явления.

По итогам проведённого анализа я независимо и беспристрастно пришёл к следующим выводам, которые далее излагаю в форме тезисов:

1. ЦБ есть юридическое лицо (ст.1 действующего Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 19.07.2009) О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

2. ЦБ не имеет организационно-правовой формы вообще никакой! (с точки зрения юриспруденции – данное явление есть «правовой нонсенс», т.к. по теории права – всякое юридическое лицо должно иметь свою организационно-правовую форму – но не в случае ЦБ! Повторяю, ни в одном нормативно-правовом акте не указана его организационно-правовая форма, что с точки зрения права должно квалифицироваться как сознательный «правой пробел» допущенный законодателем)

3. «Получение прибыли не является целью деятельности Банка России» (ст.3 Федерального закона) – данное положение намекает , что ЦБ имеет признаки некоммерческой организации, к которым, например, относятся фонды, некоммерческие партнёрства или учреждения.

4. Свои функции Банк России «осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти , органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.» (ст.1 Федерального закона). Это краеугольный камень всего законодательства о ЦБ РФ!

Забавно, что законодатель нигде не называет ЦБ напрямую федеральным органом государственной власти, что является феноменальным фактом! Мы можем только по контексту догадываться, что вероятнее всего ЦБ таки является федеральным органом государственной власти, раз законодатель употребил выражение «от других». Всем юристам известно, что всякая государственная власть делится на исполнительную, законодательную и судебную. Если кого-то именуют федеральным органом власти – это означает, что он ПО ЛЮБОМУ подпадает под одну из вышеуказанных трёх ветвей власти. Но как мы видим из закона ЦБ независим от всех органов власти любого уровня ! То есть ни административно, ни функционально не подчиняется ни Правительству РФ (как высшему органу исполнительной власти в РФ), ни Федеральному собранию (как высшему органу законодательной власти в РФ), ни Верховному, Арбитражному или Конституционному суду (как высшим органам судебной власти в РФ) ни даже Президенту РФ (как главе государства) – от всех этих федеральных органов государственной власти ЦБ де-юре независим!

А теперь главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино: если ЦБ является федеральным органом государственной власти, то к какой ветви государственной власти относится ЦБ РФ.

Парадоксально, но исходя из буквального толкования закона – правильным ответом будет: ЦБ не относится ни к одной из известных ветвей государственной власти, по сути, образуя собою самостоятельную ветвь государственной власти – финансовую власть, де-юре не существующую в юриспруденции ни в теории, ни в практике.

5. Отталкиваясь от терминологии рунета, ответственно заявляю, что ЦБ таки является государственной лавочкой!

Аргументация:

Согласно ч. 1 ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Перечень указанных органов, т.е. органов, осуществляющих в России государственную власть, является исчерпывающим!

Данное положение Конституции РФ даёт повод считать, что если Банк России не относится к числу органов, осуществляющих в России государственную власть, то он не является органом государственной власти.

Однако всякий юрист в данном случае обязан применять метод не буквального толкования закона, а метод систематического толкования закона, т.е. толковать указанную норму в совокупности с другими нормами Конституции, относящимися по смыслу к этому вопросу. Применяя указанный метод, мы получаем следующее.

В п. «ж» ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки .

В связи с тем, что денежная эмиссия , находящаяся в ведении Российской Федерации (то есть – государства), согласно ч. 1 ст. 75 Конституции РФ осуществляется исключительно Центральным банком РФ , можно сделать вывод:

Центральный банк РФ — это орган государственной власти, выполняющий одну из исключительных федеральных функций.

6. ЦБ РФ учредило государство в лице своего другого органа государственной власти – правительства!

А теперь второй главный вопрос к знатокам в нашем интеллектуальном казино!

Какое государство и какое правительство имели прямое юридическое отношение к учреждению современного нам Центрального банка РФ (Банка России).

Думаете Российская Федерация и времена Ельцина? Или думаете Государственный банк Российской империи и времена Александра II? А вот и не угадали вовсе!

Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо нарисовать Генеалогию Центрального банка РФ! И идти от конца ветки к корню дерева.

Современный нам ЦБ РФ никто не учреждал. Он возник в результате цепочки правопреемствований в результате реорганизаций в форме преобразований либо просто переименований банков-предшественников! На Википедии есть фраза: «Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учреждён 13 июля 1990 г.» — это ошибка . В действительности п.2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 13.07.1990 г. дословно звучит так:

«2. Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразуется в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР.»

Как мы с Вами видим ни о каком учреждении речь в постановлении не идёт. В нём лишь идёт речь об очередном правопреемстве.

Итак отцом Центрального банка РФ был – Центральный банк РСФСР (отец), который в свою очередь возник из Государственного банк РСФСР (дед), который в свою очередь возник из Российского республиканского банка Госбанка СССР (прадед), который в свою очередь возник из Государственного банка СССР (прапрадед), который в свою очередь возник из Государственного банка РСФСР (прапрапрадед), который НАКОНЕЦ-ТО БЫЛ РЕАЛЬНО УЧРЕЖДЁН Советом Народных Комиссаров РСФСР в октябре 1921 года, который, как известно, в то время совмещал в себе функции исполнительного и законодательного органа государственной власти, поэтому он же в лице своего органа ВЦИК 13 октября 1921 года отдельным декретом утвердил Положение о Государственном банке РСФСР

13 октября 1921 года

О ГОСУДАРСТВЕННОМ БАНКЕ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ

ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

Ст. 1. Государственный Банк РСФСР учреждается с целью способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения.

На Государственный Банк возлагается также производство кассовых операций по исполнению росписи государственных доходов и расходов.

Государственный Банк действует по принципу хозяйственного расчета и безубыточности и подчинен Народному Комиссару Финансов.

Государственный Банк находится в составе Народного Комиссариата Финансов и подчиняется непосредственно Народному Комиссару Финансов .

X. Распределение прибыли

Ст. 45. Чистой прибылью считается сумма полученных Банком процентов, комиссии и прочего вознаграждения по операциям, за вычетом уплаченных процентов и комиссии, всех организационных и хозяйственных расходов и подлежащих списанию сомнительных долгов и других убытков по операциям.

Ст. 46. Чистая прибыль Банка, по утверждении Народным Комиссаром Финансов годового отчета (ст. 43), распределяется следующим образом: 50 процентов ее отчисляется в запасный капитал Банка, не более 20 процентов обращается на улучшение быта сотрудников Банка, а остальное обращается в доход Казны.

XI. Изменение Положения

Ст. 47. Изменения настоящего Положения утверждаются Советом Народных Комиссаров в установленном порядке.

Далее родословная нашего родного Центрального банка РФ в юридическом смысле, строго говоря, пресекается! Так как глаголет наша любимая Википедия:

В 1919 г. в условиях военного коммунизма с натурализацией хозяйственной жизни, внедрением безденежных расчётов между государственными предприятиями и учреждениями и обесцениванием денег банковские функции Народного банка РСФСР были сведены к минимуму, в результате чего банк превратился фактически в расчетно-кассовый орган. Деятельность Народного банка РСФСР стала дублировать деятельность Наркомфина, который также обслуживал в основном бюджетные операции. Поэтому в конце 1919 г. филиалы Банка были реорганизованы в подотделы губернских и уездных финансовых органов, а 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен . Его активы и пассивы были переданы Центральному бюджетно-расчетному управлению (ЦБРУ) Наркомата финансов.

То есть с 20.01.1920 г. по 12.10.1921 г. – то есть почти полтора года в России несуществовало НИКАКОГО центрального банка вообще, да и вообще, судя по всему, каких-либо банков, так как все они были сначала национализированы, а затем их активы переданы на баланс Народного банка РСФСР, который 19 января 1920 года был благополучно упразднён.

Таким образом, правильный ответ на вопрос интеллектуального казино гласит: современный нам Центральный банк Российской Федерации в лице своего прямого законного предка — Государственного банка РСФСР (прапрапрадеда) был учреждён государством — РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОВЕТСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ в лице высшего исполнительного и законодательного органа государственной власти – СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ в октябре 1921 года!

Что также доказывает – государственный (а не частный!) характер «лавочки» под текущим названием — Центральный банк РФ (Банк России).

7. ЦБ действует на принципах самоокупаемости и самофинансирования.

Банк России — единственный орган государственной власти, которому на законодательном уровне предписано осуществлять свои расходы за счет собственных доходов. Именно поэтому в ст. 46 Федерального закона о ЦБ РФ предусмотрено, что Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе.

8. Из чего складывается прибыль ЦБ.

Феноменальным для меня открытием стало, что эмиссия Банком России денег (то есть печатанье рублёвых банкнот) не является доходом ЦБ РФ (как изначально считал я, и как считали многие мои собеседники по данной теме), а является для него – расходами.

Согласно ст.11 Федерального закона прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона банковских операций и сделок (предоставление кредитов, купля-продажа ценных бумаг на открытом рынке, купля-продажа валюты, драгоценных металлов и др. валютных ценностей, открытие счетов и т.п.) и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона (эмиссия наличных денег, управление ЗВР, валютное регулирование и валютный контроль, консалтинговые услуги правительству и Минфину, составление платёжного баланса России и т.п.)

Денежные средства, полученные в результате эмиссии наличных денег, в состав доходов Банка России не входят!

Таким образом, ЦБ печатает деньги (рубли) под казначейские векселя либо федеральные облигации абсолютно бесплатно для федерального бюджета! Мало того, он оплачивает услуги по печатанью денег (краска, бумага, электричество, труд печатников и т.п.) из собственных доходов ЦБ, полученных им на комиссионной основе от вышеперечисленных банковских операций и сделок.

При этом Банк России предоставляет в Государственную думу ежегодно свой баланс и отчёт о прибылях и убытках, который Госдума рассматривает до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение. Годовой отчет Банка России публикуется не позднее 15 июля года, следующего за отчетным.

9. Порядок распределения прибыли ЦБ.

Согласно статье 26 Федерального закона. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли , остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения .

Конечно, остаётся вопрос, что это за резервы и что это за фонды?

Предполагаю, что это что-то вроде резервного фонда (для покрытия убытков или поддержания стабильности валютного курса рубля), различных фондов на содержание и пенсионное обеспечение работников ЦБ и т.п. Обо всех этих фондах и резервах прекрасно известно аудиторам Счётной палаты РФ, которые периодически проводят его аудит, что также делает ЦБ в определённой степени подконтрольным Правительству органом.

10. ЦБ является 100% собственником всех золотовалютных резервов России, всех доходов и расходов федерального бюджета в момент, когда они находятся на счетах ЦБ и собственником всего прочего имущества, находящегося на балансе ЦБ, за исключением имущества, переданного ему на хранение и находящегося в собственности третьих лиц.

Однако при анализе законодательства о ЦБ, данный казалось бы ужас для обывателя, превращается в обыкновенную страшилку и не более, т.к. в действительности в этом нет ничего страшного. Вся вышеуказанная собственность ЦБ является – федеральной собственностью. Просто в силу независимого статуса ЦБ от других федеральных органов государственной власти – государство делегировало свои права собственника в отношении данных ценностей – в пользу ЦБ. То есть, по сути, выписала ЦБ, как своему компетентному органу в данном вопросе, Генеральную доверенность на владение, пользование и распоряжение вышеуказанным федеральным имуществом по своему усмотрению.

То есть государство – Россия, в лице свого законодательного органа – могло бы делегировать данные права собственности, например, такому своему органу как Правительство РФ. Но так как государство Россия понимает, что Правительство РФ ничего не смыслит в денежной политике и по сравнению со специалистами Центрального банка РФ является полным лузером в вопросах эффективного управления ЗВР и курсом рубля, а, кроме того, по примеру всех прочих правительств на планете запросто может подорвать стабильность национальной валюты, поддавшись на различные политические популистские сиюминутные выгоды, — государство Россия, посчитало, что разумно бы было бы делегировать данные стратегические функции независимому от Правительства РФ и других властей – органу государственной власти, для чего и учредило Банк России.

11. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства ( ст.2 Федерального закона о ЦБ.)

Данная статья, признаюсь, меня изрядно позабавила, хотя в действительности она является краеугольным камнем в законодательстве о ЦБ и тот кто эту идею придумал был весьма мудрым человеком. Сразу в голову пришла аналогия о том, что государство Россия учредило ЦБ, по сути, в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), где как известно учредитель не отвечает по обязательствам Общества (читай — долгам), а Общество не отвечает по обязательствам (долгам) учредителя. :)))

Но по справедливости, это конечно не так. Я для себя толкую эту норму не по праву (с правовым толкованием здесь предельно ясно), а «по понятиям», то есть примерно так:

Россия: — Значит так, ЦБ. Расклад такой. Я тебя породила, я тебя и отожму при случае как в 20 году прошлого века, если будешь наглеть. Поэтому веди себя порядочно. Понял?

Россия: — Ты будишь рулить всеми моими деньгами, золото-валютными резервами и драгоценными камешками по своему усмотрению и за свою комиссию.

ЦБ: Круто, мама! Я тебя люблю!

Россия: — Но есть у меня три условия. Первое — ты будешь рулить ими на свой страх и риск. Это означает, что когда тебя на внешних открытых рынках разведут как лоха всякие там Соросы и прочие акулы финансового рынка — не плачься — будь добр закрыть образовавшуюся дыру в бюджете из своей собственной прибыли. Второе — когда ты крупно попадёшь на деньги — будь добр — избавь меня от своих кредиторов, разбирайся с ними сам как хочешь. Третье — моя доля в твоём бизнесе — 50%.

ЦБ: Понял мамка! Согласен. Но у меня есть тоже одно условие. Когда твоё другое чадо неопределённого пола — Правительство РФ — крупно попадёт на бабки перед внешними кредиторами, пожалуйста, избавь меня от его кредиторов также.

Россия: Да будет так, сынок. Эй, думский дьяк! Пиши: » Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.»

РЕЗЮМЕ:

По итогам проведённого личного анализа я пришёл к следующему выводу:

— ЦБ есть учреждённая государством сугубо «государственная лавочка», действующая в форме юридического лица неопределённой организационно-правовой формы, не входящая ни в одну из известных ветвей государственной власти и де-юре независимая от них, но подотчётная законодательному органу — Федеральному собранию, действующая на принципах самоокупаемости и самофинансирования, выполняющая от лица государства функции собственника ЗВР России и всех денег федерального бюджета, имеющая прибыль от операций с ними в виде своей комиссии и отдающая 50% от суммарной своей годовой прибыли в доходы федерального бюджета.

dzhi-ai.livejournal.com

Это интересно:

  • Правило применения контрольно кассовой техники Федеральный закон "О ККТ" Информация об изменениях: Наименование изменено с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при […]
  • Федеральный закон 255-фз в последней редакции Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Приказ пожарная часть Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167 "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ МЧС РФ от 5 апреля 2011 г. N 167"Об утверждении Порядка […]
  • Детективы закон Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I"О частной детективной и охранной деятельности в […]
  • Приказ минтруда 46н Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 января 2015 г. N 46н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и […]
  • Закон рф об основах жилищной политики Полное меню Основные ссылки Вернуться в "Каталог СНиП" Закон 4218-1 Об основах федеральной жилищной политики. Федеральный закон от 6 мая 2003 г. N 52-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах […]