Структура учреждений и органов государства, исполняющих наказания в виде лишения свободы

Система исполнительных учреждений.

1. Исправительные колонии:

    колонии-поселения:

а) для лиц, совершивших преступления по неосторожности;
б) для лиц, впервые осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести;
в) для положительно характеризующихся осужденных, переведенных в порядке меры поощрения по определению суда из исправительной колонии общего и строгого режима;

  • исправительные колонии общего режима — в них направляются лица, впервые совершившие тяжкие преступления, и все лица женского пола, кроме женщин, совершивших преступление при особо опасном рецидиве;
  • исправительные колонии строгого режима — в них направляются мужчины, впервые осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, при рецидиве преступления, если осужденный ранее отбывал наказание в виде лишения свободы, а также женщины по особо тяжким преступлениям;
  • исправительные колонии особого режима. В них находятся только мужчины:

    а) совершившие преступления при особо опасном рецидиве; б)осужденные к пожизненному лишению свободы;
    в) осужденные, которым смертная казнь заменена лишением свободы.

    Во всех исправительных колониях, кроме колоний-поселений, существует 3 вида условий содержания: обычные; строгие; облегченные.

    2. Воспитательные колонии — в них отбывают наказание все несовершеннолетние осужденные, а так же осужденные, достигшие совершеннолетия, но оставленные в воспитательных колониях. Осужденные к лишению свободы, достигшие возраста 18лет, остаются в воспитательной колонии, но не более чем до достижения ими 21 года. В воспитательной колонии существуют 4 вида условий содержания: обычные; строгие; облегченные; льготные;

    3. Тюрьмы — в них направляются только мужчины:

    1. совершившие особо тяжкие преступления;
    2. осужденные к лишению свободы на срок свыше 5 лет;
    3. совершившие преступления при особо опасном рецидиве;
    4. злостные нарушители режима, переведенные по определению суда в тюрьму из исправительной колонии общего или строгого режима на срок свыше 3 лет;

    4. Лечебные исправительные учреждения — в них содержатся следующие категории осужденных: больные алкоголизмом или наркоманией, а также страдающие психическим расстройствами. Мужчины и женщины содержатся отдельно в санитарных палатах под вооруженной охраной;

    5. Следственный изолятор — в СИЗО для работ по хозяйственному обслуживанию с согласия осужденного на основании приказа начальника СИЗО могут быть оставлены:

    1. впервые осужденные к лишению свободы за преступления небольшой и средней тяжести на срок не свыше 5 лет;
    2. за совершение преступлений средней тяжести — не свыше 3 лет. Они содержатся в незапертых помещениях отдельно от обвиняемых, подозреваемых и иных содержащихся в СИЗО лиц и работают в качестве дворников, поваров, столяров;

    6. Арестные дома — это наказание заключается в содержании осужденных в камерах в условиях строгой изоляции от общества. Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения приговора 16лет, беременным женщинам, женщинам имеющим детей до 14 лет.

    be5.biz

    Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

    Достижение целей наказания в процессе его исполнения относится к числу важных и сложных проблем и предполагает создание специальной системы уголовно-исполнительных государственных учреждений и органов, подлежащих комплектованию подготовленными кадрами, обладающими глубокими знаниями права, педагогики, психологии и хорошими организаторскими способностями.
    К исполнению уголовных наказаний привлекаются также органы и должностные лица некоторых государственных и хозяйственных учреждений и организаций, основная деятельность которых связана с осуществлением иных функций. Они, как правило, реализуют возложенные на них обязанности по исполнению наказаний под контролем правоприменительных органов на основании норм уголовно-исполнительного права.
    Учреждения и органы, исполняющие наказания, перечень которых содержится в ст. 16 УИК РФ, делятся на две группы.
    Первую группу составляют те, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:
    а) учреждения уголовно-исполнительной системы: уголовноисполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения;
    б) дисциплинарная воинская часть;

    36 в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соот
    ветствующие отделения гарнизонных гауптвахт;
    г) судебные приставы-исполнители.
    Уголовно-исполнительная инспекция является учреждением в структуре органов Минюста РФ, исполняющим в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции1.
    Основными задачами инспекции являются:
    а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лише ния права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ;
    б) контроль за поведением условно осужденных, осужден ных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних де тей, которым судом отсрочено отбывание наказание;
    в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.
    Исправительный центр предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).
    В своей деятельности администрация исправительного центра руководствуется Положением об исправительном центре, утверждаемым Правительством РФ[XXX] [XXXI].
    Арестные дома — места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора. Порядок исполнения этого вида наказания администрацией арестного дома определен гл. 10 УИК РФ и Положением об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ[XXXII].
    Исправительные учреждения предназначены для диффе- 37 ренцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.
    Дифференциация осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления, за совершение которого виновный осужден; опасности личности преступника, поведения осужденного во время отбывания наказания и по состоянию здоровья.
    Дифференциация (классификация) осужденных имеет важное значение для групповой индивидуализации исполнения лишения свободы, предупреждения вредного влияния более опасных преступников на лиц, впервые осужденных к лишению свободы на непродолжительные сроки (совершеннолетних и лиц, не достигших 18-летнего возраста); предупреждения возможности распространения опасных инфекционных заболеваний. Предусмотренная УИК РФ классификация лиц, отбывающих наказания, создает благоприятную возможность для проведения индивидуальной воспитательной работы с осужденными, направленной на осознание ошибочности сформировавшихся у осужденного взглядов на принятые в обществе нормы, определяющие поведение человека.
    Осознание осужденным справедливости назначенного наказания и применяемых к нему мер государственного принуждения — основное условие достижения целей наказания. К этому и сводится главная задача уголовно-исполнительной системы и других органов, исполняющих наказания. В основу дифференциации положены такие принципы уголовно-исполнительного права, как социальная справедливость, гуманизм, рациональное применение мер принуждения, средств исправления и стимулирования правопослушного поведения осужденных.
    Исполнение наказания в виде лишения свободы регулируется разд. IV (гл. 11 — 17) УИК РФ и Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений1 и другими нормативными актами федеральных органов управления.
    Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназна-
    38 чены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.
    Содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву (ст. 55 УК РФ).
    Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части осуществляется в соответствии с гл. 20 УИК РФ, Положением о дисциплинарной воинской части1, а также общевоинскими Уставами в части, не противоречащей указанным нормативным актам.

    В дисциплинарной воинской части также исполняется приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
    Дисциплинарные воинские части (ныне — отдельные дисциплинарные батальоны, а в истории — отдельные дисциплинарные роты) функционируют только в Министерстве обороны Российской Федерации, но в этих частях отбывают наказание также осужденные военнослужащие, входящие в состав воинских формирований и других ведомств (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Федеральной службы охраны и др.).
    Арест в отношении военнослужащих исполняется командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт (ч. 12 ст. 16 УИК РФ).
    Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа[XXXIII] [XXXIV].
    Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

    а) суд;
    б) администрация организации, в которой работает осужден ный;
    в) командование воинских частей и учреждений;
    г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулиро вать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;
    д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или I наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.
    Основной функцией суда является осуществление правосудия по уголовным и гражданским делам, что создает правовые основания для исполнения уголовного наказания. Поэтому задачи правосудия и уголовно-исполнительной деятельности во многом совпадают. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ обращает приговор к исполнению, т.е. после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в то учреждение или в тот орган, на которые возложено исполнение наказания. Суд, рассматривавший дело в первой инстанции, обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. Это касается всех без исключения видов наказания.
    Вместе с тем ст. 16 УИК РФ возлагает на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
    Администрация организации, по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с уголовноисполнительной инспекцией исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
    Например, администрация организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, обязана: исполнять предписания приговора суда, касающиеся удержания из заработной платы осужденного и перечисления удержанных сумм в установленном порядке в соответствующий бюджет; контролировать поведение осужденного на производстве и содействовать уголовноисполнительной инспекции в проведении воспитательной рабо-
    40 ты с ним; соблюдать предусмотренные УИК РФ условия отбывания наказания (ст. 43 УИК РФ).
    Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу осужденные к этому наказанию военнослужащие.
    Помимо этого командование воинских частей исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими.
    Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что названные осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.
    По окончании военной службы, если к этому времени не истек испытательный срок или запрет на занятие определенной должности или заниматься определенной деятельностью, командование воинской части направляет в уголовно-исполнительную инспекцию по месту избранного жительства осужденного копию приговора суда для продолжения исполнения наказания, указанного в приговоре суда. О выполнении этой обязанности командование части извещает уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации части и суд, вынесший приговор.
    Условно осужденный обязан отчитываться перед командованием о своем поведении, исполнении возложенных на него судом обязанностей (ст. 188 УИК РФ).
    Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью. Речь идет об исполнении приговора как в отношении лиц, которые занимаются определенной индивидуальной трудовой или иной деятельностью, так и в отношении лиц, не являющихся должностными, которым после осуждения запрещено заниматься определенной деятельностью (например, материально ответственной) на предприятиях, в учреждениях независимо от форм собственности. Каким именно видом деятельности запрещается

    заниматься осужденным, четко определяется приговором суда 41 (например, управлять автомобилем[XXXV], заниматься охотой, воспитанием детей и т.п.).
    Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

    lib.sale

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями)

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I
    «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

    С изменениями и дополнениями от:

    15 июня 1996 г., 13 апреля, 21 июля 1998 г., 20 июня 2000 г., 9 марта 2001 г., 24 декабря 2002 г., 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 29 июня, 22 августа 2004 г., 5 февраля, 6, 19 июня 2007 г., 25, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 сентября, 25 ноября 2009 г., 5 апреля, 1 июля, 3 ноября 2010 г., 7 февраля, 6 ноября, 3 декабря 2011 г., 1 апреля, 30 декабря 2012 г., 5 апреля, 2 июля, 2, 25 ноября 2013 г., 2 апреля, 1 декабря 2014 г., 6, 20 апреля 2015 г., 28 декабря 2016 г., 19 июля 2018 г.

    См. комментарии к настоящему Закону

    Настоящий Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

    См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

    Президент Российской Федерации

    Москва, Дом Советов России.

    21 июля 1993 года.

    Закон определяет основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему. Деятельность этой системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

    Уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы управления УИС; центральные органы управления УИС МВД РФ. По решению Правительства РФ в нее могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности УИС, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

    Рассмотрены вопросы финансирования УИС, предоставления ей льгот и обеспечения безопасности ее объектов. Имущество УИС находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед ней задач.

    Закреплены права и обязанности учреждений, исполняющих наказания. Рассмотрены вопросы образования и обучения осужденных, привлечения их к труду. Определен статус собственных производств предприятий учреждений, исполняющих наказания.

    Законом определены права и обязанности работников УИС, регламентирован порядок применения ими физической силы, специальных средств и оружия. Самостоятельная глава Закона посвящена правовой и социальной защите работников УИС и членов их семей, гарантиям их личной безопасности, социально-бытового обеспечению, льготам и т.д.

    Закреплены положения о контроле за деятельностью УИС.

    Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

    Настоящий Закон введен в действие со дня его опубликования, за исключением части первой статьи 9, которая введена в действие с 1 января 1994 г.

    Текст закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., N 33, ст. 1316

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 августа 2018 г.

    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 503-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 103-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 76-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

    Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 58-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 294-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

    Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 37-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

    Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. N 25-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 298-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 марта 2011 г.

    Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 280-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 апреля 2010 г. N 46-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 277-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 19 июня 2007 г. N 104-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 6 июня 2007 г. N 91-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 10-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

    Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

    Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 6-ФЗ

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

    Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

    Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

    Действие пункта 3 части первой статьи 36 настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

    Федеральный закон от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 20 июня 2000 г. N 83-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 13 апреля 1998 г. 61-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 73-ФЗ

    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    base.garant.ru

    УЧРЕЖДЕНИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА, ИСПОЛНЯЮЩИЕ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

    Классификация уголовных наказаний и система органов и учреждений, их исполняющих

    Исполнение уголовных наказаний признается исключительной функцией государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные учреждения и органы. При этом основополагающим является положение, зафиксированное в ст. 43 УК РФ, — наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая но приговору суда. Структура учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, в России всегда была тесно увязана с действующей системой уголовных наказаний, закрепленной в уголовном законодательстве.

    Введенный в действие с 1 января 1997 г. УК РФ изменил систему наказаний. В настоящее время в соответствии со ст. 44 к лицам, совершившим преступления, могут применяться: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; с) ограничение но военной службе; ж) ограничение свободы; з) принудительные работы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы на определенный срок; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь.

    Установив новую систему наказаний, УК РФ предопределил тем самым виды учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. В ст. 16 УИК РФ нашли закрепление не только все виды уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, но и определены органы и учреждения, их исполняющие.

    Исполнение штрафа согласно ч. 1 ст. 16 УИК РФ и ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возлагается на судебных приставов-исполнителей ФССП России. На суды, вынесшие приговор, возложено исполнение уголовного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

    В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение свободы, а также осуществляющие контроль за поведением условно осужденных, осужденных, которым судом отсрочено отбывание наказания; и лиц, к которым применены принудительные меры медицинского характера, назначенные в соответствии с ч. 2.1 ст. 102 УК РФ; исправительные центры, на которые возложено исполнение наказания в виде принудительных работ; арестные дома, исполняющие наказание в виде ареста; исправительные учреждения исполняют уголовные наказания в виде лишения свободы на определенный срок и пожизненного лишения свободы.

    Судебные приставы-исполнители ФССП России в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России, а также Положением о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316.

    Статья 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» устанавливает обязанности и права судебных приставов-исполнителей. В процессе исполнения уголовного наказания в виде штрафа судебный пристав-исполнитель имеет право: получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них осужденных и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов; входить в помещения и хранилища, занимаемые осужденными или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им; арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом; налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся па счетах, во вкладах или па храпении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника; в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск осужденного, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом об исполнительном производстве. Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории РФ.

    Уголовно-исполнительные инспекции являются учреждениями, исполняющими в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. Инспекции в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, иными нормативными правовыми актами. В частности, постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» и приказами Минюста России от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» и от 11.10.2010 .42 258 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения наказания в виде ограничения свободы».

    Основными задачами уголовно-исполнительных инспекций являются: а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничения свободы и исправительных работ; б) контроль за поведением условно осужденных и осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено; в) контроль за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений; г) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях; д) иные задачи, возложенные на инспекции в соответствии с законодательством РФ.

    В соответствии с законодательством РФ на инспекции возлагаются следующие основные обязанности: а) ведение учета осужденных; б) разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказаний; 6(1)) разъяснение лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, условий исполнения указанной меры пресечения; в) организация и проведение воспитательной работы с осужденными к ограничению свободы, лишению нрава занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и исправительным работам; г) согласование с органами местного самоуправления объектов для отбывания обязательных работ осужденными; д) согласование предложений органов местного самоуправления о местах, в которых осужденными отбываются исправительные работы; е) контроль за поведением осужденных по месту работы, учебы и жительства, а также исполнением ими обязанностей и соблюдением запретов, возложенных судом и инспекцией; ж) согласование с администрацией организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам, вопроса о предоставлении им ежегодного оплачиваемого отпуска; з) проведение первоначальных мероприятий но розыску условно осужденных, осужденных, в отношении которых отбывание наказания отсрочено, и осужденных к исправительным работам; и) внесение в суды в установленном порядке представлений по вопросам дальнейшего отбывания осужденными наказания и освобождения от наказаний; к) выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению; л) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене полностью или частично либо дополнении ранее установленных обязанностей для условно осужденных, а также о продлении испытательного срока; м) внесение в суды в установленном законом порядке представлений об отмене частично либо о дополнении ранее установленных осужденному к наказанию в виде ограничения свободы ограничений, а также о замене осужденному, уклоняющемуся от отбывания наказания, неотбытой части наказания в виде ограничения свободы наказанием в виде лишения свободы.

    К исправительным учреждениям, реализующим лишение свободы на определенный срок, относятся: колонии-поселения; исправительные колонии общего, строгого, особого режима; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения; лечебно-профилактические учреждения; специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных органов; следственные изоляторы — в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы.

    Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями УИС. (Подробно вопросы исполнения наказания в виде смертной казни будут рассмотрены в гл. 19).

    Кроме перечисленных видов уголовных наказаний исправительные учреждения, исправительные центры и арестные дома осуществляют применение принудительных мер медицинского характера к определенным законодательством категориям осужденных.

    Учреждениями и органами, исполняющими уголовные наказания в отношении военнослужащих, являются: дисциплинарные воинские части — для исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части; гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт — ареста; командование воинских частей — ограничения по военной службе.

    Перечисленные учреждения представляют собой, как правило, специальные государственные структуры, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией. Уголовно-исполнительное законодательство четко регламентирует их деятельность и полномочия при исполнении отдельных видов уголовных наказаний. Кроме того, ч. 2 и 3 ст. 16 УИК предусматривают существование иных учреждений и органов, непосредственно реализующих требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. К ним относятся администрация организации, в которой работает осужденный, и органы, правомочные в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующими видами деятельности, а также должностные лица, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой, либо соответствующие органы РФ.

    На сегодняшний день три вида уголовных наказаний (принудительные работы, арест, смертная казнь) не исполняются. Согласно Федеральному закону от 30.12.2012 № 307-ФЗ исполнение принудительных работ ввиду отсутствия исправительных центров отложено до 1 января 2014 г. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» положения УИК РФ о наказаниях в виде ареста вводятся в действие федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания, но не позднее 2006 г. Однако социально-экономическая обстановка в стране не позволила ввести эти уголовные наказания в указанные сроки. В настоящее время в Государственной Думе рассматривается законопроект об исключении из действующего законодательства положений об аресте как виде уголовного наказания.

    В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 41 и части третьей статьи 42 УПК РСФСР, пунктов 1 и 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 16.07.1993 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях»» в связи с запросом Московского городского суда и жалобами ряда граждан» было установлено, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может не только исполняться, по и назначаться судами. С 1 января 2010 г. суды присяжных функционируют во всех субъектах России, однако смертная казнь не применяется. Конституционный Суд РФ Определением от 19.11.2009 № 1344-О-Р1 установил, что положения п. 5 резолютивной части Постановления от 02.02.1999 № 3-П в системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого — с учетом международно-правовой тенденции и обязательств, взятых на себя Российской Федерацией, — происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода, т.е. на реализацию цели, закрепленной ч. 2 ст. 20 Конституции РФ, означают, что исполнение данного Постановления в части, касающейся введения суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

    studme.org

    Это интересно:

    • Девиз правил дорожного движения Внеклассное мероприятие по теме: "Зеленый огонек". Игра по Правилам дорожного движения Игра по правилам дорожного движения. Цели: Закрепление учащимися знаний по ПДД и навыков их соблюдения. Воспитание безопасного поведения […]
    • Бланк отчета единый налог 3 группа 2018 Как с вами связаться? Онлайн-сервисподготовки декларации по ЕНВД за 2018 год Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки Распечатать отчет Отправить через интернет! Начиная с 1 […]
    • Федеральный закон о мини Ограничения по начислению процентов краткосрочных потребительских микрозаймов Микрофинансовым организациям (МФО) ограничили начисление процентов по микрозаймам. В статье 2 ФЗ N 151-ФЗ от 02.07.2010 понятие «микрозаём» описано так: 3) […]
    • Налоги организация инвалидов ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДС ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ Если общественная организация инвалидов соответствует вышеназванным критериям, то с выплат до 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо […]
    • Закон о пневматическом оружии в россии 2014 Закон о пневматическом оружии Что говорится о пневматическом оружии в Законе? В статье 1 вышеуказанного закона сказано: «пневматическое оружие – это оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим […]
    • Разобрать слова по составу правило Глоссарий. Русский язык и литература Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит. Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения […]