Оглавление:

Повышенный налог для нерезидента РФ

У меня следующая ситуация:

Я 1 год проработал во Вьетнаме (17.01.12-17.01.13) и через 181 день стал нерезидентом РФ, что обрекло меня на уплату повышенного налога в 30% с моей зарплаты.

могу ли я рассчитывать, что налоговая вернет мне этот повышенный налог, если да то какие документы надо подавать и с какого момента времени я снова становлюсь резидентом РФ?

Ответы юристов (6)

Скажите, при работе за границей Вы уплачивали какие либо налоги или нет?

Это на самом деле Важно чтобы определить будет ли у Вас обязанность платить налоги в РФ.

Согласно пункту 2 статьи 207 НК РФ налоговым резидентом России признается физическое лицо, фактически находящиеся на территории страны не менее 183 дней в течение 12-ти следующих подряд месяцев. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Ведь в силу письма ФНС России от 8 сентября 2005 г. № 28-11/63935 налогообложение таких доходов осуществляется в соответствии с законодательством страны пребывания

Уточнение клиента

При работе за границей я не уплачивал никаких налогов и имел доход только от источников находящихся в РФ.

18 Февраля 2013, 18:17

Есть вопрос к юристу?

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.

В случае если в течение налогового периода статус физического лица — налогового резидента Российской Федерации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такое лицо в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признается плательщиком налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами Российской Федерации, в том числе полученных до приобретения статуса налогового нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такое лицо не имеет.

Письмо Минфина России от 13.08.08 № 03-04-05-01/295

В соответствии со статьёй 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Действительно, в соответствии со статьёй 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Что касается того, вернуть ли вам повышенный налог, то Налоговый кодекс предусматривает налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные статьи 218-221 НК РФ), если вы имеете на них право, то вам полагается налоговый вычет.

При работе за границей я не уплачивал никаких налогов и имел доход только от источников находящихся в РФ.

Зарплату тоже платили в РФ? Тогда Вам надо будет оплатить 30% налога (ст.224 НК РФ) и забыть про эти деньги, тк налоговая их Вам не вернет. Не имеет на это право.

Уточнение клиента

да, зарплату получал в РФ, но я с неё и платил 30%. на данный момент я уже являюсь резидентом РФ? мой налог снова составляет 13%?

18 Февраля 2013, 18:25

да, зарплату получал в РФ, но я с неё и платил 30%. на данный момент я уже являюсь резидентом РФ? мой налог снова составляет 13%?

Да, Вы снова стали резидентом РФ если в течении ближайших 183 дней никуда не уедите.

Уточнение клиента

Спасибо большое! Все понятно;)

18 Февраля 2013, 18:31

Евгений, ответе в чат.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

НДФЛ для нерезидентов.

Налоговым резидентом Российской Федерации является человек, который находится под налоговой юрисдикцией РФ. Понимание того, является ли человек налоговым резидентом РФ или нет нужно для правильного начисления и удержания налога на доходы (НДФЛ). Резиденты России уплачивают подоходный налог в размере 13% (кроме исключений, см. п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации), а нерезиденты — в размере 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации) и в отличии от резидентов, они не могут оформить налоговые вычеты по НДФЛ.

С 2015 года уменьшился налог для некоторых категорий нерезидентов РФ. Так, работодатели теперь должны платить более высокие страховые взносы за счет обложения заработка временно пребывающих в РФ иностранцев по безвизовому режиму.

К общим правилам обложения налогом нерезидентов РФ, также необходимо принимать во внимание правила, которые содержатся в международных договорах РФ.

Нерезиденты в налоговом законодательстве РФ.

В статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации критерием для определения налогового резидента является время нахождения физического лица на территории РФ — от 183 календарных дней на протяжении 12 идущих подряд месяцев. Причем в пп. 2.1 и 3 статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации описаны также причины выезда за границу, которые не берутся во внимание при исчислении периода:

  • на срок не больше 6 месяцев для лечения либо обучения;
  • на морские месторождения углеводородного сырья;
  • заграничные командировки военнослужащих, сотрудников госорганов власти и органов местного самоуправления.

Резидентами РФ являются также физические лица, которые пребывали на территории Республики Крым с 18 марта по 31 декабря 2014 г. При этом не длительные (до 6 месяцев) выезды из РФ не прерывают расчетный период.

Остальные физические лица при получении доходов от источников в России признаются физлицами нерезидентами.

Ставки налога для физических лиц нерезидентов РФ.

Доходы физических лиц, которые не являются резидентами России, включая те, по которым, согласно с п. 2 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации, для резидентов используется ставка 35%, подлежат обложению по ставке 30% (п. 3 статьей 224 Налогового Кодекса Российской Федерации). Этим же пунктом по некоторым типам доходов либо обстоятельствам их получения используется более низкая ставка 13%:

  1. от работы по найму иностранных граждан, которые работают по патенту;
  2. от трудовой деятельности иностранцев, с соблюдением условий признания их высококвалифицированными специалистами;
  3. от осуществления трудовой деятельности участниками (членами их семей) Государственной программы;
  4. от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, которые ходят под российским флагом;
  5. от осуществления трудовой деятельности лицами, которые признаны беженцами либо которые получили политическое убежище.

Налоговая ставка в 15% используется по дивидендам от долевого участия в российских организациях.

Кроме того, с 01.01.2015 граждане Армении, Белоруссии и Казахстана уплачивают НДФЛ в размере 13% с доходов, которые они получают по договорам найма, вне зависимости от сроков их нахождения в РФ.

НДФЛ по доходам нерезидента РФ, полученным по договору найма.

Согласно с пунктом 2 статьи 223 Налогового Кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей считается полученным работником, в том числе физлицом нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает число дней пребывания нерезидента в РФ. Расчет налога в случае нарушения правила 183 дней осуществляется отдельно по каждой выплате без использования стандартного налогового вычета по ставке 30%.

Если время нахождения физлица на территории РФ в 183 дня подтверждено, то работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по налоговой ставке 13% учитывая удержанный налог в прошедшие месяцы по ставке 30%.

После завершения налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ производит ФНС когда будут поданы декларация 3-НДФЛ и документы, которые подтверждают статус налогового резидента, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.

Особенности налогообложения нерезидентов РФ.

Согласно со статьей 207 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками НДФЛ принимаются резиденты РФ и физические лица нерезиденты РФ. Т.о., все права и обязанности, которые предусматриваются Налоговым Кодексом Российской Федерации для налогоплательщиков, работают и для нерезидентов, учитывая особенности, оговоренные в главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и межгосударственными соглашениями РФ.

При чем, обложение налогом происходит с учетом межправительственного соглашения по устранению двойного налогообложения, которое существует между РФ и государством, в котором физлицо является резидентом.

Правила возврата излишне уплаченного налога оговорены в статье 232 Налогового Кодекса Российской Федерации. Для этого физическому лицу нужно приложить такие документы:

  • доказательство, что человек является резидентом страны, с которой у РФ есть соглашение об устранении двойного налогообложения;
  • справку о начисленном доходе, по которому налогоплательщик хочет освободиться от уплаты налога;
  • подтверждение уплаты налога с этой суммы в стране резидента.

Документы должны быть поданы в течение года после завершения налогового периода, за который плательщик хочет получить возврат излишне уплаченного налога.

Страховые взносы с нерезидентов РФ.

В отличие от налогового, законодательство о страховых взносах не разделяет физических лиц на резидентов и нерезидентов страны. Некоторые пункты имеют отношение к иностранным гражданам, которые работают на территории РФ.

С начала 2015 г. база для начисления страховых взносов учитывает заработки иностранных граждан, которые пребывают в России временно, кроме граждан, которые являются высококвалифицированными специалистами. Для этой категории лиц установлен пониженный тариф страховых взносов в ФСС, равный 1,8%.

www.calc.ru

Уплата налога на недвижимость нерезидентом РФ

Нерезиденты РФ (граждане Казахстана, проживают в Казахстане) приобрели квартиру в Москве. в 1/2 доле у каждого.

Какие обязательства по уплате налога на имущество возникают у них? Когда нужно оплачивать налоги? Нужно ли становиться на учет (регистрирваться в налоговой инспекции), или автоматически придет налоговое уведомление об уплате необходимого налога? Нужно ли каждому оплачивать или всю сумму налога можно оплачивать одному из владельцев.

Возможно ли нерезидентам получить доступ к личному кабинету налогоплательщика чтобы контролровать свои налоговые обязательства онлайн?

Ответы юристов (3)

Согласно ст.400 НК РФ

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

То есть, не имеет значения является ли собственник налоговым резидентом или нет.

1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
2)
жилое помещение (квартира, комната);

Согласно п.3 ст.403 НК РФ

Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее
кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры.

Согласно ст.409 НК РФ

1. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок
не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2. Налог уплачивается
по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Ответы на Ваши вопросы.

Какие обязательства по уплате налога на имущество возникают у них?
Вячеслав

Уплата налога на имущество рассчитанного налоговым органом на основании уведомления.

Когда нужно оплачивать налоги?
Вячеслав

До 1 декабря следующего года.

Нужно ли становиться на учет (регистрирваться в налоговой инспекции), или автоматически придет налоговое уведомление об уплате необходимого налога?
Вячеслав

Не обязательно, придет налоговое уведомление по адресу квартиры.

Нужно ли каждому оплачивать или всю сумму налога можно оплачивать одному из владельцев.
Вячеслав

Придут два уведомления каждому собственнику, а заплатить может любой.

Возможно ли нерезидентам получить доступ к личному кабинету налогоплательщика чтобы контролровать свои налоговые обязательства онлайн?
Вячеслав

Возможно, но нужно получить код доступа встав на учет а налоговом органе.

Есть вопрос к юристу?

Вячеслав, добрый день!

Согласно ст. 400 Налогового кодекса

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

1. Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
2. В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам.
3. Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома.

1. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
2. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В отношении объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
3. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.

налоговым периодом по налогу на имущество ФЛ, согласно ст. 405 НК, признается календарный год, сведения об объектах недвижимости поступят в налоговую из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав

Какие обязательства по уплате налога на имущество возникают у них?

Вы должны платить российский налога на имущество физических лиц. Согласно ст.400 НК РФ все физические лица (независимо от статуса резидентства) признаются плательщиками данного налога.

Когда нужно оплачивать налоги?

Налог уплачивается до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления (ст.409 НК РФ)

Нужно ли становиться на учет (регистрирваться в налоговой инспекции), или автоматически придет налоговое уведомление об уплате необходимого налога?

Нет. На учет вас поставят автоматически на основании данных из реестра недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового Кодекса Российской Федерации физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

Нужно ли каждому оплачивать или всю сумму налога можно оплачивать одному из владельцев.

Уведомление и квитанция на оплату налогу должны прийти каждому из собственников в соответствии с их долями.

Возможно ли нерезидентам получить доступ к личному кабинету налогоплательщика чтобы контролровать свои налоговые обязательства онлайн?

Да. Для иностранных граждан никаких ограничений на пользование кабинетом нет. Доступ может получить любой лицо, стоящее на учете в налоговом органе. Вы же будете поставлены на учет как плательщик налога на эту квартиру.
Только в начале вам нужно будет в налоговой получить ИНН и написать заявление на предоставление доступа к кабинету.

9. Для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика (далее — Заявление) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).
10. Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее — Регистрационная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее — первичный пароль).
При обращении в налоговые органы, в которых налогоплательщик не состоит на учете, предъявляются:
1) документ, удостоверяющий личность физического лица;
2) свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе или уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

НДФЛ иностранцев: от 30 к 13

Пересчитывать НДФЛ для граждан, получивших статус резидента, можно только за отчетный год. Что же касается российских граждан, ставших нерезидентами, то у них НДФЛ облагаются только премии, отпускные и компенсации.

В настоящее время организации всe чаще и чаще принимают на работу иностранцев. А значит, и проблем с начислением НДФЛ всегда хватает. Основные вопросы связаны с различными ставками по резидентам и нерезидентам. Напомним, резидентами признаются граждане, находившиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение последних 12 месяцев. Причем этот период не обязательно должен быть в одном календарном году. К примеру, если сотрудник въехал в Россию в сентябре, то этот срок заканчивается в августе следующего года.
Что касается расчета времени пребывания в России, то здесь есть один нюанс. По мнению Минфина, день приезда в страну и день отъезда за пределы России засчитываются в этот срок 1 . Однако некоторые суды 2 полагают, что дата прибытия на территорию России не включается в этот срок на основании положений Налогового кодекса 3 .

Пересчет НДФЛ

Когда сотрудник еще не приобрел статус резидента, работодатель удерживает налог по ставке 30 процентов. С момента изменения статуса иностранного специалиста с нерезидента на резидента налог с его доходов следует исчислять по ставке 13 процентов. Также бухгалтер обязан пересчитать весь ранее удержанный в текущем налоговом периоде налог по новой ставке. Рассмотрим на примере, как это сделать.

Организация 01.02.2012 приняла на работу в качестве дизайнера гражданина Голландии. По данным миграционной карты, он находится на территории России с 31.01.2012. Оклад сотрудника составляет 75 000 руб. Вычетами он не пользуется.
Зарплата с февраля по июль облагалась по ставке 30%. Таким образом, ежемесячная сумма налога составила:
75 000 руб. x 30% = 22 500 руб.
В учете бухгалтер организации ежемесячно (с февраля по июль 2012 г.) делал такие записи:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 70
– 75 000 руб. — начислена зарплата иностранному работнику;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
– 22 500 руб. — удержан налог на доходы физических лиц;
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 50
– 52 500 руб. (75 000 – 22 500) — выплачена зарплата за минусом удержанного налога на доходы физических лиц.
01.08.2012 истекло 183 дня пребывания сотрудника на территории России. Это можно подтвердить трудовым договором и табелями учета рабочего времени. Поэтому бухгалтер пересчитал налог исходя из ставки 13%.
При этом сумма налога за период с февраля по июль составит:
75 000 руб. x 6 мес. x 13% = 58 500 руб.
Разница за январь — июнь, возникшая из-за смены ставки НДФЛ:
22 500 руб. x 6 мес. = 135 000 руб.
135 000 – 58 500 = 76 500 руб.
На эту сумму бухгалтер сделал такую проводку:
ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
– 76 500 руб. — сторно — сторнирована сумма переплаченного налога.
Начиная с августа при расчете заработной платы бухгалтер будет исходить из того, что доходы от исполнения трудовых обязанностей налогоплательщиков — резидентов РФ облагаются налогом по ставке 13%.

Возврат переплаты

Излишне уплаченный налог сотрудник может вернуть себе сам. Для этого по окончании календарного года он должен обратиться в налоговую инспекцию, в которую он вставал на учет 4 . Вместе с заявлением на возврат нужно предоставить налоговую декларацию по форме № 3 НДФЛ с приложенными к ней документами, подтверждающими статус резидента. По мнению Минфина России 5 , к таким документам относятся: копия паспорта с отметками пограничников, табель учета рабочего времени, справки с места работы, квитанции о проживании в гостинице и т. д.
Однако сотруднику не обязательно ждать следующего года, чтобы вернуть себе переплату. Организация обязана самостоятельно пересчитать налог и зачесть излишне удержанный налог в счет будущих платежей до конца календарного года 6 . В случае если организация не успеет зачесть всю переплату до конца календарного года, оставшаяся часть будет возвращена налоговой. Обратите внимание: продолжать возвращать налог за предыдущий год из доходов, полученных иностранцем в следующем году (при условии, что трудовые отношения с ним будут продолжены), организация не сможет, поскольку это уже будут начисления другого налогового периода.

Когда резидент теряет свой статус

Пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
Следовательно, при определении налогового статуса физического лица необходимо учитывать 12-месячный период, определяемый на дату получения дохода, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
В течение налогового периода налоговый статус физического лица может меняться в зависимости от времени его нахождения в Российской Федерации и за ее пределами. Поэтому налоговый статус физического лица определяется налоговым агентом на каждую дату выплаты дохода исходя из фактического времени нахождения физического лица на территории Российской Федерации. По итогам налогового периода устанавливается окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период.
Если в налоговом периоде налоговый статус резидента поменялся на нерезидента, то выплачиваемые доходы подлежат налогообложению по ставке 30 процентов с соответствующим пересчетом сумм налога с доходов, ранее облагавшихся по ставке 13 процентов.
Следовательно, налоговый агент должен пересчитать (с начала года отдельно за каждый месяц без предоставления налоговых вычетов) и удержать недостающую сумму налога с доходов нерезидента, который утратил статус налогового резидента. Впоследствии налоговый агент ежемесячно из его доходов удерживает не только сумму налога за текущий месяц, но еще и задолженность в виде неудержанного налога. При этом общая сумма удерживаемого налога за месяц не может превышать 50 процентов начисленного работнику дохода за этот месяц.

НДФЛ на стыке лет

Нередко случается, что сотрудник приезжает в РФ не в начале года, а, к примеру, во втором полугодии. Тогда до окончания налогового периода он не успеет стать резидентом. Минфин России в своем письме пояснил, что пересчет налога производится только за тот год, в котором сотрудник получил статус резидента 7 .

Гражданин Голландии прибыл в Россию в ноябре 2011 г. При условии, что он не будет выезжать из России, статус резидента он получит в мае 2012 г.
Исходя из этого в 2011 г. он был нерезидентом и налог исчислялся по ставке 30%. В мае 2012 г., после приобретения статуса резидента, организация должна пересчитать удержанный ранее налог по ставке 13%. Однако, учитывая, что это можно сделать только за тот период, в котором сотрудник получил статус резидента, организация для пересчета взяла только период с января 2012 г. по май включительно.

Российские нерезиденты

Компании нередко на длительное время направляют своих сотрудников на работу за границу. При этом организации сами платят зарплату, премии, отпускные и компенсации за питание. И зачастую ошибочно все доходы сотрудника облагают по ставке 30 процентов. Минфин России пояснил, что же действительно стоит облагать по ставке 30 процентов, а что и вовсе не облагается налогом 8 .
Напомним, что, в соответствии с Трудовым кодексом 9 , все доходы сотрудника делятся на вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей и стимулирующие выплаты.
К вознаграждению за выполнение трудовых обязанностей относится заработная плата. В Налоговом кодексе определено 10 , что вознаграждения за выполнение трудовых обязательств за пределами России относятся к доходам, полученным от источников за пределами России, вне зависимости от фактического местонахождения источника выплат. А поскольку нерезиденты не платят НДФЛ с доходов от иностранных источников, то заработная плата командированного сотрудника не облагается НДФЛ.
Поскольку премии относятся к стимулирующим выплатам, то, в соответствии с Налоговым кодексом 11 , они относятся к доходам от источников в России и облагаются по ставке 30 процентов для нерезидентов. Суммы отпускных и различных компенсаций не относятся к вознаграждению за выполнение трудовых обязательств и так же, как и премии, облагаются по ставке 30 процентов.
Минфин России настаивает применять аналогичный подход к дифференциации доходов и в отношении высококвалифицированных специалистов (далее — ВКС) 12 .
Все доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются по ставке 13 процентов 13 . А иные доходы (в том числе оплата питания, материальная помощь, подарки, премии) не относятся к вознаграждению за трудовую деятельность и облагаются НДФЛ по ставке 30 процентов, пока ВКС не станет резидентом.

Компенсационные выплаты нерезидента

С мнением Минфина России, изложенным в письме от 21 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-286, трудно полностью согласиться. В первую очередь в связи с тем, что положения статьи 129 Трудового кодекса используются в данном случае сугубо формально. Указанная норма содержит определение понятия «заработная плата» — именно поэтому возникла необходимость обозначить все ее составляющие (собственно вознаграждение за труд, компенсационные и стимулирующие выплаты). То есть все эти выплаты непосредственно связаны с выполнением работником трудовых обязанностей и при этом включены в состав заработной платы.
В отношении компенсационных выплат вопрос более сложный: на наш взгляд, выплаты, включаемые в состав заработной платы (например надбавка за работу во вредных условиях), не должны вычленяться и при налогообложении. Другие компенсации (например за использование личного автомобиля, оплата питания и т. д.) в рассматриваемой ситуации, напротив, подлежат налогообложению.
В то же время следует признать, что позиция Минфина России имеет под собой некоторые (пусть и чисто формальные) основания, поэтому окончательное слово остается за судами.

Сноски:
1 письма Минфина России от 21.03.2011 № 03-04-05/6-157, от 14.07.2009 № 03-04-06-01/170
2 пост. ФАС ЦО от 11.03.2010 № А54-3126/2009C4
3 п. 6.1 НК РФ
4 п. 1.1 ст. 231 НК РФ
5 письмо Минфина России от 26.04.2012 № 03-04-05/6-557
6 письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-04-05/6-628
7 письмо Минфина России от 13.09.2012 № 03-04-06/6-277
8 письмо Минфина России от 21.09.2012 № 03-04-06/6-286
9 ст. 129 ТК РФ
10, 11 подп. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ
12 письмо Минфина России от 13.06.2012 № 03-04-06/6-168
13 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ

www.garant.ru

Порядок определения статуса налогового резидента и нерезидента РФ,
ставки и порядок уплаты и возврата НДФЛ

Особенности налогообложения доходов граждан Украины

Особенности налогообложения доходов граждан Республики Казахстан

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

Продажа квартиры налоговым нерезидентом РФ

Кто такой «налоговый резидент» и чем он отличается от налогового нерезидента

В этой статье я постарался ответить на все вопросы, связанные с приемом иностранного работника на работу, а также с ситуациями, когда граждане РФ по каким-то причинам находились за границей РФ больше полугода, получая при этом регулярный доход или умудрились в этот же период времени продать какое-либо имущество (квартиру, дом, другую недвижимость, автомобиль, ювелирные изделия и др.).

Налоговое законодательство написано так, чтобы прочитав его никто и никогда не понял — кто такие налоговые нерезиденты и как это определить — ведь в Налоговом кодексе РФ (НК) нет ни четкого и понятного определения понятия «налоговый резидент», ни понятия «налоговй нерезидент»

Данная в статье 207 НК формулировка вызывает больше вопросов, чем дает хотя бы один понятный ответ на самый главный вопрос — к какой категории отнести себя, а для этого надо понять порядок определения статуса.

Можно ли обычному человеку понять из формулировки: «Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев» к какой из категорий налогоплательщиков он должен отнести себя, если он за последний год несколько раз пересекал границу (ездил в командировки и отпуск в ближнее или дальнее зарубежье, приехал в Россию несколько месяцев назад для учебы и (или) работы)? Наверное — нет, поэтому предлагаю более понятные определения этих понятий:

налоговый резидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России более 183 дней в течение календарного года;

налоговый нерезидент — это такое физическое лицо, которое находится на территории России менее 183 дней в течение календарного года.

Примечание: приведен порядок определения статуса налогового резидента РФ, исходя из положений Налогового кодекса РФ. Между тем в силу ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Это означает, что международное соглашение может в том числе устанавливать иной порядок определения резидентства. В качестве примера в Письме ФНС России от 01.10.2012 N ОА-3-13/[email protected] приведены:

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» от 05.12.1998 (статья 4);

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» от 08.02.1995 (статья 4).

( ! ) При этом положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Налоговый кодекс РФ до 2017 года не содержал.

Как мы видим, для определения статуса физ.лица имеет значение лишь один критерий — время нахождения на территории России, а другие критерии (в т.ч. — гражданство) никакого значения не имеют. При этом (согласно п. 2 статьи 207 НК) физ. лицо считается находящимся на территории РФ и в тех случаях, когда физ. лицо выезжает за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее 6 месяцев):

исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Примечание: важно отметить, что основанием для учета периода краткосрочного обучения или лечения за границей в количестве дней нахождения на территории РФ является цель выезда: краткосрочное обучение или лечение. Если же физическое лицо находилось за границей с иными целями и в этот период прошло там обучение (лечение) длительностью до шести месяцев, дни обучения (лечения) в период нахождения в РФ не включаются. В частности, подобные разъяснения в отношении краткосрочного обучения можно найти в Письме Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128.

Документами, подтверждающими нахождение физического лица за пределами Российской Федерации для лечения или обучения, могут являться договоры с медицинскими (образовательными) учреждениями на лечение (обучение), справки, выданные медицинскими (образовательными) учреждениями, свидетельствующие о проведении лечения (прохождении обучения), с указанием времени проведения лечения (обучения), а также копии паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы (Письмо Минфина РФ от 26.06.2008 N 03-04-06-01/182).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях лечения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (лечебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными медицинскими учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 27.05.2016 № ОА-3-17/[email protected], от 10.06.2016 N ЗН-3-17/[email protected]).

Документами, подтверждающими фактическое нахождение физических лиц за пределами Российской Федерации в целях обучения, могут являться копии страниц загранпаспорта со специальными (учебными) визами, выданными консульскими органами иностранных государств, и отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, а также копии договоров с иностранными образовательными учреждениями об оказании соответствующих услуг (Письмо ФНС России от 15.10.2015 N ОА-3-17/[email protected]).

Головоломкой является ответ на вопрос о налоговом статусе и для тех лиц, которые собираются на длительное время уехать из России в командировку или на ПМЖ, в связи с чем продают свое имущество — квартиру, землю, дом, гараж, автомобиль и другое имущество.

А ведь это принципиальный для любого человека вопрос, от которого зависит какой налог должен удерживаться с дохода такого лица (налог на доходы физических лиц или НДФЛ) — 13% или 30%, ведь разница в 2,3 раза очень существенная.

Разъяснений о том, должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента РФ или нет, а также не говорится о том, в каком порядке это следует делать налоговым агентам.

А если учесть, что как само налоговое законодательство, так и мнение Минфина РФ и ФНС РФ меняются как погода в сентябре, то становится грустно.

Порядок определения статуса «налоговый резидент — нерезидент» или как посчитать период в 12 месяцев и 183 дня при определении статуса физического лица

Что же означает практически пребывание «не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»?

Практически это означает, что:

наличие или отсутствие гражданства РФ никакого значения для определения статуса налогового резидента (нерезидента) не имеет (т.е. как налоговыми резидентами, так и нерезидентами могут быть и граждане РФ, и иностранные граждане и лица без гражданства);

учитывается любой непрерывный 12-месячный период, который может начаться в одном году, а закончиться — в другом (это актуально для выплаты зарплаты нерезидентам);

окончательный статус налогоплательщика определяется по окончании календарного года (п. 3 статьи 225 НК), поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год.

183-дневный период определяется путем сложения всех календарных дней, в которые налогоплательщик находился в России в течение 12 идущих подряд месяцев.

В этот 183-дневный срок включаются и день въезда в РФ и выезда из России. Этот вывод подтверждают и разъяснения ФНС, изложенные в Письме ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected]

Здесь же надо обратить внимание на то, что 183-дневный период не прерывается на периоды выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения налогоплательщика.

Примечание: хотя:

положения пункта 2 статьи 207 НК и не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в РФ;

на данный момент ФНС считает, что физлицо можно признать резидентом, когда оно находится в России менее 183 дней в году, но у него есть постоянное жилье в России, если это подтверждается правом собственности на жилой объект или постоянной регистрацией по месту жительства, либо имеет в России центр жизненных интересов , под которым понимается место нахождения семьи, основного бизнеса или работы (Письма ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/[email protected], от 13.11.2015 № ОА-3-17/[email protected]),

предлагаем исходить из:

системного толкования пункта 2 статьи 207 НК в совокупности с п. 3 статьи 225 НК, поскольку налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;

учета того, что разъяснения ФНС, данные в Письмах ФНС России от 11.12.2015 № ОА-3-17/[email protected] и от 13.11.2015 № ОА-3-17/[email protected]:

не носят универсального характера, а касаются только случаев, когда между РФ и страной пребывания налогоплательщика имеется международный договор об избежании двойного налогообложения и по условиям этого договора лицо можно признать налоговым резидентом в обеих странах;

являются ответами на 2 конкретных вопроса об определении статуса налогоплательщика при получении доходов:

2) в виде зарплаты, когда работник находится в командировке за границей;

учета того, что Минфин РФ придерживается противоположного мнения (Письмо Минфина РФ от 08.12.2014 № 03-04-06/62838), а мнение ФНС может измениться уже завтра, что может повлечь (с учетом отсрочки исполнения обязательств) неблагоприятные последствия (в виде уплаты не 13%, а 30% НДФЛ) и невозможности исправить ситуацию (к примеру, находиться в России 183 дня).

По указанным причинам для определения статуса предлагаю:
исходить из приведенного выше определения статуса налогового резидента (нерезидента);
п. 3 статьи 225 НК, в соответствии с которым налоговым периодом для НДФЛ является календарный год;
обращаться (письменно) в ФНС по месту своего жительства (пребывания) или месту нахождения недвижимого имущества.

Нашу точку зрения подтвердил и Минфин РФ, который в своем Письме от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 запретил применять письма, в которых изложена эта позиция, поскольку она противоречит налоговому законодательству, обосновав это следующим

Особенности статуса «налоговый нерезидент»

Наличие статуса «налоговый нерезидент РФ» имеет следующее особенности:

лица, не являющиеся налоговым резидентами РФ, являются плательщиками НДФЛ только по доходам, полученным от источников в РФ;

определение статуса налогового резидента производится на каждую дату выплаты дохода (это правило актуально при выплате регулярного дохода (заработная плата и иные регулярные платежи) и направлено на то, чтобы не удерживать лишний налог с того момента, когда физ.лицо стало налоговым резидентом);

возврат излишне уплаченного налога (НДФЛ) теперь можно получить только по окончании календарного года и только через налоговую инспекцию;

подавать налоговую декларацию надо только в том случае, если нерезидент получил доходы от источников в Российской Федерации;

налоговые нерезиденты не вправе воспользоваться налоговыми вычетами. Это означает, что на налоговых нерезидентов не распространяются правила:

Налоговые ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) для налоговых резидентов и нерезидентов

С доходов, которые физическое лицо получило установлены следующие ставки налога на доходы физических лиц (статья 224 НК):

для налоговых резидентов — 13%;

для налоговых нерезидентов — 30%.

Для налоговых нерезидентов, которые являются высококвалифицированными специалистами с 1 июля 2010 года доходы от осуществления трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13%.

По мнению ФНС РФ, ставка 13% применяется в том случае, если соответствующие выплаты предусмотрены трудовым или гражданско-правовым договором. Иные выплаты, производимые в пользу иностранных высококвалифицированных специалистов (материальная помощь, подарки и т.д.), должны облагаться НДФЛ по налоговой ставке в размере 30%.

Налоговые ставки по НДФЛ для граждан Республики Беларусь, работающих в России и граждан РФ, работающих в Белорусии

Подтверждение нахождения в Российской Федерации граждан Республики Беларусь осуществляется в общем порядке с учетом положений Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, подписанного 24.01.2006 (далее — Протокол).

Согласно статье 1 Протокола вознаграждение, получаемое гражданином РФ или Республики Беларусь в отношении работы по найму, если (к примеру) между организацией и гражданином Республики Беларусь заключен трудовой договор, предусматривающий его нахождение на территории России не менее 183 дней, доходы такого работника организации, полученные от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов с даты начала работы по найму.

Этот вывод подтверждают и разъяснения Минфина РФ (к примеру, Письма Минфина РФ от 14.04.2011 № 03-04-05/6-259, от 21.02.2011 № 03-04-05/6-112).

Удержание налога по более высокой ставке и его перерасчет производятся, только если трудовая деятельность белорусского работника на территории России была прекращена (т.е. трудовой договор был расторгнут) до истечения 183 дней. В этом случае обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физлицом самостоятельно — налоговый агент не обязан доудерживать сумму налога из его доходов. Пени и штрафы в этих случаях не начисляются.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»).

Доходы по договору гражданско-правового характера приравнивается к работе по найму, поэтому налоговый агент удерживает НДФЛ с дохода, выплачиваемого такому гражданину страны — члена ЕАЭС, по ставке 13% с первого дня его работы в России (Письмо Минфина России от 17.07.2015 № 03-08-05/41341).

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения граждан Украины

Между Правительствами России и Украины заключено Соглашение от 08.02.1995 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов» (далее — Соглашение).

По условиям пункта 1 статьи 15 Соглашения доходы граждан Украины от работы по найму в России облагаются НДФЛ в России. Но если гражданин Украины проработал в России в общей сложности менее 183 календарных дней течение календарного года, то его доходы подлежат налогообложению на Украине.

Для этого (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ) работнику — гражданину Украины следует представить работодателю и в налоговый орган, где работодатель состоит на налоговом учете, подтверждение своего постоянного местопребывания на территории Украины, выданное налоговыми органами Украины.

Таким документом может быть:

официальное подтверждение того, что работник является налоговым резидентом Украины;

документ о полученном доходе и об уплате налога на Украине, подтвержденный налоговой инспекцией Украины.

Федеральным законом от 04.10.2014 № 285-ФЗ «О внесении изменений в статьи 217 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (имеющим обратную силу и подлежащим применению с 01.01.2014) для лиц:

получившими временное убежище на территории России,

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения для граждан Республики Казахстан

Между Российской Федерацией и Республикой Казахстан действует Конвенция от 18.10.1996 «Об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал», далее — Конвенция.

Статьей 15 Конвенции предусмотрено, что вознаграждение, получаемое резидентом Республики Казахстан в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации, облагается налогом только в Республике Казахстан, если:

Получатель находится в России в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней за любые 12 месяцев;

Вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося резидентом России;

Вознаграждение не выплачивается постоянным учреждением или постоянной базой, которую наниматель имеет в России.

В переводе с русского на понятный это означает, что если гражданин Республики Казахстан живет и работает в России меньше 183 дней в календарном году или зарплату платит налоговый нерезидент РФ, то зарплата за выполнение трудовых обязанностей (т.е. — по трудовому договору) не облагается налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) в России, а подлежит налогообложению в Республике Казахстан.

Для освобождения от уплаты НДФЛ в России с доходов (по правилам пункта 2 статьи 232 НК РФ), необходимо представить официальное подтверждение того, что гражданин Республики Казахстан является ее налоговым резидентом.

Подобные соглашения (конвенции) об устранении двойного налогообложения также заключены с Киргизией, Таджикистаном и некоторыми другими государствами.

Согласно положениям статьи 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (вступил в силу 01.01.2015) доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 г. облагаются по налоговой ставке 13 процентов, начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации (разъяснения, данные в Письме Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703 и Письме ФНС России от 10.02.2015 N БС-4-11/[email protected] «О налогообложении доходов от работы по найму, полученных гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, в связи с вступлением в силу 01.01.2015 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года»).

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Армении

Из положений пункта 2 статьи 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Армения об устранении двойного налогообложения на доходы и имущество от 28.12.1996 следует, что доходы, выплачиваемые резиденту Армении российским нанимателем, могут облагаться налогом в Российской Федерации.

С 01.01.2015 вступил в силу Договор о Евразийском Экономическом Союзе. Из положений статьи 73 этого Договора следует, что с 01.01.2015 доходы, выплачиваемые российскими работодателями, в том числе физическими лицами, гражданам Армении по трудовым договорам, облагаются в России по ставке 13 процентов независимо от налогового статуса получателей этих доходов, если работа выполняется ими на территории России.

Как разъяснила ФНС в Письме России от 30.04.2015 N ОА-3-17/[email protected] для применения работодателем-организацией ставки налога в размере 13 процентов в отношении доходов от работы по найму получение налогоплательщиком специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется.

Исчисление и уплата НДФЛ, а также подача налоговой декларации иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента, выданного в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ, производятся в порядке, установленном статьей 227 1 НК.

Особенности налогообложения доходов граждан Киргизии

12 августа 2015 г. вступил в силу Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу, а это означает, что киргизские граждане:

  • могут работать в России без трудового патента;
  • продолжительность временного пребывания (проживания) трудящихся-мигрантов из Киргизии и членов их семей на территории нашей страны определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем. В случае расторжения этих договоров по истечении 90 суток с даты въезда в Россию киргизские граждане вправе без выезда в течение 15 дней заключить новый договор;
  • с 20 июля 2015 года прибывшие для работы в Россию трудящиеся-мигранты, а также члены их семей освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда. При въезде в Россию по документам, допускающим проставление отметок о пересечении госграницы, граждане Киргизии освобождаются от заполнения миграционной карты при условии, что срок их пребывания не превысит 30 суток с даты въезда;
  • киргизские трудящиеся-мигранты освобождены от прохождения процедуры признания документов об образовании, выданных в их стране.

ФНС России в своем Письме от 27.08.2015 N ЗН-4-11/15078″О налогообложении доходов физических лиц» разъяснил, что:

  • доходы граждан Киргизской Республики, полученные с 12 августа 2015 года в связи с работой по найму в Российской Федерации, облагаются налогом с применением налоговой ставки 13 процентов независимо от наличия статуса налогового резидента РФ, если иное не предусмотрено соответствующим соглашением об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы;
  • в отношении доходов от работы по найму граждан Киргизской Республики, являющихся налоговыми резидентами этого государства, полученных до 12 августа 2015 года, применяется общий порядок налогообложения, предусмотренный Налоговым кодексом РФ, а также соответствующие положения Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы.

Порядок возврата НДФЛ нерезиденту при смене статуса в течение года

С 1 января 2011 года порядок возврата НДФЛ при смене статуса в течение календарного года принципиально изменился — теперь:

излишне удержанный налоговым агентом НДФЛ возвращает налоговая инспекция, в которой такой налогоплательщик стоит на учете (т.е. в ФНС по месту жительства (пребывания));

инспекция возвращает НДФЛ только по окончании года;

инспекция возвращает НДФЛ только при подаче налогоплательщиком определенного комплекта документов,

о чем прямо указано в пункте 1.1. статьи 231 Налогового кодекса РФ.

Куда обращаться:

Важно знать, что перерасчет и последующий возврат НДФЛ происходит только за тот год, в котором у налогоплательщика изменился статус и он стал налоговым резидентом. Например, он приехал в Россию в сентябре 2013 года и сразу (в сентябре) устроился на работу. Через 6 месяцев (с апреля 2014 года) такой работник стал налоговым резидентом. В такой ситуации этот налогоплательщик может расчитывать на возврат излишне уплаченного НДФЛ.

Таким образом, с 1 января 2011 года введен специальный порядок возврата сумм НДФЛ в связи с перерасчетом налога с доходов физического лица после приобретения им статуса налогового резидента РФ.

Такой пересчет осуществляется налоговым органом по месту постановки налогоплательщика на учет по окончании налогового периода при подаче следующих документов:

справки о доходах (форма 2-НДФЛ), которую выдает работодатель;

Примечание: с 02.11.2017 справку можно взять в личном кабинете налогоплательщика

налоговой декларации по НДФЛ (форма 3-НДФЛ, по сути она не нужна, но во многих инспекциях ее почему-то требуют);

  • копии титульного листа сберкнижки Сбербанка (где указан номер счета и ФИО владельца).
  • На основании этих документов налоговый орган обязан принять решение о возврате суммы излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8 статьи 231 НК).

    В интернете можно встретить рекомендации по возврату излишне удержанного у налогового нерезидента (который стал впоследствии резидентом) НДФЛ самим налоговым агентом.

    Воспользоваться такими рекомендациями или нет — решать Вам. Но надо иметь в виду, что такакя ситуация называется Вашим налоговым риском, т.е. тот, кто рекомендует — ничем не рискует, а ответственность за реализацию таких ремоендаций будет нести налоговый агент.

    Необходимые документы, обосновывающие и подтверждающие статус налогового резидента или нерезидента

    Должны налогоплательщики подтверждать свой статус налогового резидента или нет, в Налоговом кодексе РФ нет ни слова — это было бы забавно, если бы не выбор между ставками в 13% и 30% по доходам. А ведь это очень важный вопрос в том числе и для бухгалтера, так как организация как налоговый агент должна удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ с доходов, которые она выплачивает работникам, а так как ставки различны в 2,3 раза, то это очень существенный момент.

    С 1 января 2011 г. налоговые агенты обязаны самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета данных о физических лицах и определять порядок отражения в них сведений. Такие регистры обязательно должны содержать данные, которые позволяют идентифицировать налогоплательщика, определить его статус, вид и сумму выплаченных ему доходов, предоставленных вычетов, даты выплаты дохода, удержания и перечисления налога, а также реквизиты платежного поручения (основание – пункт 1 статьи 230 Налогового кодекса РФ).

    Другими словами, чтобы обосновать правомерность применения того или иного порядка налогообложения доходов, нужно документально обосновать и подтвердить налоговый статус физического лица.

    Поскольку конкретный перечень документов, которые обосновывали бы (подтверждали бы) налоговый статус налогоплательщика, ни Налоговым кодексом РФ, ни какими-либо иными нормативными документами до 2017 года не был установлен, такое подтверждение возможно на основании любых документов, позволяющих установить количество календарных дней пребывания физического лица на территории РФ в течение предшествующих 12 последовательных месяцев. Данный вывод подтверждают разъяснения ФНС (к примеру, Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

    Такими документами, могут быть:

    документ, удостоверяющий личность (паспорт), с отметками пограничников о пересечении границы;

    виза с отметками;

    билеты (авиа- и железнодорожные и др.).

    документы о регистрации иностранных граждан, временно проживающих в РФ (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»);

    трудовой договор или договор гражданско-правового характера, справка с места работы, авансовые отчёты с подтверждающими расходы документами, путевыми ли стами и др.;

    табель учета рабочего времени (или справка по данным табеля), миграционная карта или регистрация по месту пребывания (Письма ФНС России от 10.06.2015 № ОА-3-17/[email protected], от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083).

    С 1 июля 2017 года налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика представлять документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

    Статья 207 Налогового кодекса РФ — Налогоплательщики

    (по состоянию на 04 апреля 2017 года)

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
    ( п. 2 в ред. Федерального закона РФ от 03.04.2017 № 58-ФЗ )

    Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.

    В случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, такое физическое лицо независимо от срока фактического нахождения в Российской Федерации может не признаваться в этом налоговом периоде налоговым резидентом Российской Федерации, если в этом налоговом периоде такое физическое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Физическое лицо, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не признается налоговым резидентом Российской Федерации на основании его заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, с приложением документа, подтверждающего налоговое резидентство этого физического лица, выданного компетентным органом иностранного государства (сертификата налогового резидентства). Указанное в настоящем пункте заявление представляется в срок, предусмотренный настоящим Кодексом для представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период.
    ( п. 4 введен Федеральным законом РФ от 03.04.2017 № 58-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года. При этом заявление должно быть подано в ФНС не позднее 01.07.2017 )

    Вопрос: Об определении в целях НДФЛ статуса налогового резидента для гражданина РФ, работающего за границей.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО
    от 11 декабря 2015 г. N ОА-3-17/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке определения для физического лица — гражданина России, осуществляющего трудовую деятельность за границей, статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

    На основании положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты для отсчета 12-месячного периода, в пределах которого учитывается количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

    Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем. При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в России.

    Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение налогового периода (календарного года), по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации.

    При этом распределение налоговых прав договаривающихся государств (Российской Федерации и страны, в которой осуществляется трудовая деятельность) в отношении доходов от работы производится на основании положений специальных статей упомянутых выше договоров, аналогичных содержащимся в статье 14 Типового соглашения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 84.

    Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, а также о подтверждении статуса нерезидента России, Кодекс не содержит.

    Действительный
    государственный советник
    Российской Федерации
    2 класса
    А.Л.ОВЕРЧУК
    11.12.2015

    Вопрос: Об определении статуса резидента РФ при получении доходов в виде прибыли КИК для целей НДФЛ.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
    ПИСЬМО
    от 13 ноября 2015 г. N ОА-3-17/[email protected]

    Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение о порядке подтверждения факта утраты физическим лицом — гражданином России статуса налогового резидента Российской Федерации и сообщает следующее.

    Специальный порядок определения налогового статуса (резидентства) физического лица для целей применения законодательства Российской Федерации о контролируемых иностранных компаниях (КИК) не предусмотрен. В настоящее время это понятие раскрывается в пункте 2 статьи 207 главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) «Налог на доходы физических лиц». При этом положения этого пункта не содержат указания на начальные или конечные даты, относительно которых следует производить отчет 12-месячного периода, в пределах которого необходимо учитывать количество дней пребывания налогоплательщика в Российской Федерации.

    Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 18.04.2007 N 01-СШ/19, направленному в адрес ФНС России, установление этого факта для целей применения главы 23 Кодекса связано с обязанностью налогоплательщика по исчислению и уплате налога с полученных им доходов за соответствующий налоговый период (календарный год).

    В данном случае речь идет об уплате налога таким лицом самостоятельно на основании положений статей 228 и 229 Кодекса, в том числе с доходов, получаемых от источников за пределами России, к которым относится и прибыль КИК. В такой ситуации налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней за период с 1 января по 31 декабря соответствующего календарного года.

    Пунктом 1 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

    Из положений международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, следует, что физическое лицо может рассматриваться в качестве налогового резидента России, если оно располагает в ней постоянным жилищем либо имеет в России центр жизненных интересов.

    При этом наличие постоянного жилища подтверждается фактом нахождения жилого объекта в собственности, либо действующей постоянной регистрацией по месту жительства в Российской Федерации. Центр жизненных интересов определяется по месту нахождения семьи, основного бизнеса или работы .

    Таким образом, сам по себе факт нахождения физического лица в Российской Федерации менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, по мнению ФНС России, не приводит к автоматической утрате статуса налогового резидента Российской Федерации для целей применения законодательства о КИК.

    Положений, обязывающих налогоплательщиков уведомлять налоговые органы о факте утраты статуса налогового резидента Российской Федерации, Кодекс не содержит.

    Действительный
    государственный советник
    Российской Федерации
    2 класса
    А.Л.ОВЕРЧУК
    13.11.2015

    Вопрос: Об определении статуса налогового резидента гражданина Израиля, работающего в РФ по трудовому договору, для исчисления НДФЛ, если он находится в РФ менее 183 дней в году.

    Ответ:

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ПИСЬМО
    от 8 декабря 2014 г. N 03-04-06/62838

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО по вопросу признания гражданина Израиля налоговым резидентом Российской Федерации и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

    Из письма следует, что гражданин Государства Израиль осуществляет деятельность в Российской Федерации по трудовому договору с ЗАО. В связи с разъездным характером работы срок его нахождения в Российской Федерации не превышает 183 дней в календарном году.

    Пунктом 1 статьи 4 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (далее — Конвенция) предусмотрено, что для целей Конвенции выражение «лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве» означает любое лицо, которое в соответствии с законодательством этого государства подлежит в нем налогообложению на основании его местожительства, постоянного места пребывания, места управления, места инкорпорации или места регистрации в качестве юридического лица или любого другого аналогичного критерия.

    Критерии для определения налогового статуса физического лица, предусмотренные в пункте 2 статьи 4 Конвенции, в том числе критерий места нахождения «постоянного жилища», используются для целей применения Конвенции в случаях, когда в соответствии с положениями пункта 1 данной статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся государствах.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 207 Кодекса налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

    Поскольку, как следует из письма, физическое лицо находится на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев, то оно не признается налоговым резидентом Российской Федерации.

    В такой ситуации проблемы «двойного резидентства» не возникает и, соответственно, не применяются критерии пункта 2 статьи 4 Конвенции, установленные для случаев, когда каждая из Договаривающихся сторон признает физическое лицо своим резидентом.

    Согласно пункту 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход налогоплательщика, полученный от источников в Российской Федерации, к которому, в частности, относится вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей в Российской Федерации.

    Директор Департамента налоговой
    и таможенно-тарифной политики
    И.В.ТРУНИН
    08.12.2014

    Письмо Минфина России от 21.04.2016 № 03-08-РЗ/23009 «О неприменениии писем ФНС России в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения»

    В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, которыми налоговые органы обязаны руководствоваться.

    Также Министерство финансов Российской Федерации является компетентным органом по применению межправительственных соглашений (договоров, конвенций) об избежании двойного налогообложения.

    В свою очередь, Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, согласно пункту 5.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения.

    В целях формирования единой правоприменительной практики и снижения числа налоговых споров, возникающих в связи с различной трактовкой отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Министерство финансов Российской Федерации сообщает, что письма ФНС России от 29.01.2016 № ОА-4-17/[email protected], от 16.01.2015 № ОА-3-17/[email protected] (и другие письма, в которых изложена аналогичная позиция), не подлежат применению в связи с несоответствием законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и положениям международных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также несогласованности с позицией Министерства финансов Российской Федерации.

    Статья написана и размещена 24 мая 2011 года. Дополнена — 27 августа, 28 октября, 12 и 20 декабря 2011 года, 2 февраля 2012 года, 16.04.2013, 14.11.2014, 11.02.2015, 06.06.2015, 26.08.2015, 01.09.2015, 26.10.2015, 13.02.2016, 22.02.2016, 11.05.2016, 14.03.2017, 04.04.2017, 22.10.2017.

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    yuridicheskaya-konsultaciya.ru

    Это интересно:

    • Закон о пенсионное обеспечении военнослужащих Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и […]
    • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]
    • Приказ минфина россии 135н от 22 октября 2012 Приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных […]
    • Приказ 325 минэнерго от 30122008 Региональный центр по энергосбережению Приказ Минэнерго России от 30.12.2008 N 325 (ред. от 10.08.2012) "Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, […]
    • Приказ комиссия по вводу в эксплуатацию основных средств Примерная форма приказа о создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказо создании комиссии по приемке, вводу в эксплуатацию и списанию основных […]
    • Закон рф 118 фз Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 […]