Как получить досрочную пенсию

Мы публикуем полный текст приказа Минздравсоцразвития, определяющего порядок выхода на досрочную пенсию

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)

от 31 марта 2011 г. N 258н

«Об утверждении Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 17 мая 2011 г. Регистрационный N 20777.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872; 2006, N 19, ст. 2088; N 42, ст. 4410; 2007, N 26, ст. 3186; 2009, N 22, ст. 2725) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Министр Т. Голикова

Приложение

Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости

I. Общие положения

1. Настоящий порядок определяет правила подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, статьей 27.1 и подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2009, N 1, ст. 27; N 30, ст. 3739) (далее — Федеральный закон).

2. В соответствии с настоящим порядком подтверждению подлежат периоды следующих работ:

1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

2) работы с тяжелыми условиями труда;

3) работа женщин в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве и других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

4) работа женщин в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

5) работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах;

7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

8) работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

10) работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов и трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

11) работа на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;

12) работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;

13) работа в летном составе гражданской авиации;

14) работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;

15) работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации;

16) работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

17) работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

18) работа на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19) осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей;

20) осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа;

21) осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях;

22) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

23) работа лиц, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков;

24) работа в летно-испытательном составе.

3. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:

до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерация, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2005, N 19, ст. 75; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 30; ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 50, ст. 6597) (далее — до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) — документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

II. Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

4. В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ

(деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки ) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

5. В справках, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в случаях, предусмотренных законодательством, указываются следующие сведения:

о периодах работы в течение полного навигационного периода и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности;

о периодах геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работ в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно в полевых условиях;

о периодах работы вахтовым методом, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

о периодах оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором, которые включаются в стаж на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном пунктом 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2872; 2006, N 19, ст. 2088; N 42,ст. 4410; 2007, N 26, ст. 3186; 2009, N 22, ст. 2725) (далее — Правила от 11 июля 2002 г.);

о периодах работы, не дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если такая работа выполнялась в связи с переводом на нее с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца;

о периодах испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах выполнения беременной женщиной работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, при переводе ее в соответствии с медицинским заключением по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), о периодах работ, которые в соответствии с пунктом 6 Правил от 11 июля 2002 г. исчисляются по фактически отработанному времени, а также о количестве рабочих дней, в течение которых работник был постоянно в течение полного рабочего дня занят на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

о периодах простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника), а также о периодах отстранения от работы (недопущения к работе) по причинам, перечисленным в пункте 9 Правил от 11 июля 2002 г.

6. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

7. Периоды работы в профессиях рабочих, унифицированных при пересмотре выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) в профессии, предусмотренные списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, тождество которых установлено постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. N 15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1,2,4,5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (зарегистрировано Минюстом России 18 апреля 2003 г. N 4431) подтверждаются документами работодателей или соответствующих государственных (муниципальных) органов. При этом унификация таких профессий подтверждается выписками из ЕТКС или соответствующим актом.

8. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в качестве водолазов и других работников, занятых работой под водой, подтверждаются водолазной книжкой или другими документами (в случае отсутствия водолазной книжки), в которых имеются данные о количестве часов пребывания под водой.

9. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отдельных категорий работников авиации подтверждаются:

для работников летного состава — трудовой книжкой и на основании летной (парашютной) книжки. В случае отсутствия летной (парашютной) книжки или недостаточности содержащихся в ней сведений налет часов может подтверждаться выписками из приказов, справками и другими документами, выдаваемыми работодателями в установленном порядке;

для работников, осуществляющих управление воздушным движением, — трудовой книжкой, а также на основании свидетельства диспетчера службы движения (руководителя полетов) с отметками о допуске к непосредственному управлению воздушным движением на конкретные диспетчерские пункты; справок работодателя с указанием приказов о назначении специалиста на должность, связанную с непосредственным управлением воздушным движением;

для работников инженерно-технического состава авиации — трудовой книжкой, а также на основании справок, выдаваемых работодателями в подтверждение непосредственной занятости полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов.

10. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

11. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных организаций подтверждаются трудовой книжкой и другими документами, содержащими необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характере выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации и др.).

III. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица на основании свидетельских показаний

12. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в определенной профессии, должности или в производстве, где право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от характера работы, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний, если документы о работе утрачены в связи со стихийными бедствиями (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и т.п.), в порядке, предусмотренном разделом V Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 31, ст. 3110; 2003, N 33, ст. 3269; 2009, N 43, ст. 5067).

Характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются.

IV. Подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица

13. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета.

www.webohrannik.ru

Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан

1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:

1) женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет; одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет; опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно мужчины и женщины;

2) женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

3) инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

4) инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет;

5) гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;

6) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;

10) утратил силу;

11) утратил силу;

12) утратил силу;

13) мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

2. При назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 2, 6 и 13 пункта 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Комментарий к Ст. 28 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит перечень случаев, в которых гражданам трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 комментируемого Закона, т.е. ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), по медико-биологическим и природно-климатическим основаниям. Согласно названию комментируемой статьи 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» речь идет о сохранении права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, поскольку ранее, до принятия комментируемого Закона, соответствующие случаи (подавляющее их большинство) предусматривались Законом 1990 г. о государственных пенсиях и (или) Законом 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера.

Этот перечень претерпел существенные изменения. Так, Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ из п. 1 комментируемой статьи исключены подпункты с 7 по 12, предусматривавшие, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста:

лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста (подп. 7);

мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (подп. 8);

мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России (подп. 9);

лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подп. 10);

лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подп. 11);

лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 — 30 лет и достигшим возраста 50 — 55 лет либо независимо от возраста (подп. 12).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 27 Закона О трудовых пенсиях), эти положения перенесены, но с отдельными изменениями в положения подп. 16 — 21, введенные тем же Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ в п. 1 ст. 27 комментируемого Закона.

В отношении предусмотренных в действующей редакции п. 1 комментируемой статьи случаев, в которых гражданам трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, необходимо отметить следующее.

В соответствии с подп. 1 данного пункта трудовая пенсия по старости назначается:

женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет;

одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

Кроме того, в данном подпункте предусмотрено, что опекунам инвалидов с детства или лицам, являвшимся опекунами инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, трудовая пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на один год за каждые один год и шесть месяцев опеки, но не более чем на пять лет в общей сложности, если они имеют страховой стаж не менее 20 и 15 лет соответственно (мужчины и женщины).

В прежней (первоначальной) редакции рассматриваемого подпункта устанавливалось, что трудовая пенсия по старости назначается женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет. Ранее данное правило было закреплено в пункте «а» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, указывавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим их до этого возраста, — по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

В действующей редакции рассматриваемый подпункт изложен в редакции изменений, внесенных Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ. Как отмечалось авторами проекта изменений, отец ребенка-инвалида, даже если он воспитывал инвалида с детства без матери, лишен такого права, что является дискриминацией и противоречит п. 3 ст. 19 Конституции РФ; кроме того, необходимо принять во внимание, что с возрастом ребенок-инвалид становится крупнее и тяжелее; при этом зачастую он не становится более адаптированным и физически приспособленным к самообслуживанию; для оказания ему помощи требуется мужская физическая сила; поэтому действующим законодательством в соответствии с Конституцией РФ, как правило, предусматриваются равные права и возможности родителей по отношению к ребенку.

Поводом для внесения изменений явилось Определение КС России от 27 июня 2005 г. N 231-О , которым установлено, что положение данного подпункта, устанавливающее для матерей инвалидов с детства условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, в той мере, в какой оно исключает возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости отцам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения восьмилетнего возраста без матерей, как по существу аналогичное положениям, признанным КС России в Постановлении от 3 июня 2004 г. N 11-П не соответствующими Конституции РФ, подлежит отмене (изменению) в установленном порядке и не может применяться судами и другими органами и должностными лицами.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 29. Ст. 3097.

В Определении КС России от 3 ноября 2009 г. N 1365-О-О , которым отказано в принятии к рассмотрению запроса об оспаривании положения подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, отмечалось следующее:
———————————
СПС.

оспариваемое заявителем законоположение обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения, что согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства и основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей. Как неоднократно отмечал в своих решениях КС России (Определения от 11 мая 2006 г. N 187-О, от 16 ноября 2006 г. N 511-О и др.), само по себе установление льготного порядка реализации права на социальное обеспечение для отдельных категорий граждан, включая предоставление возможности досрочного назначения пенсии по старости, не затрагивает права тех лиц, которые не отнесены законодателем к числу нуждающихся в повышенной социальной защите граждан, пользующихся такой льготой, и не может оцениваться как нарушающее положения Конституции РФ о социальном характере Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека, в том числе в социальной сфере (ст. ст. 2 и 7; ч. ч. 1 и 2 ст. 39);

кроме того, дополнительные гарантии социального, в том числе пенсионного, обеспечения, в частности права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц с родительскими (опекунскими) обязанностями, на которых не распространяется действие подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, в соответствии с предписаниями ст. 72 (п. «ж» ч. 1) Конституции РФ, относящей защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, к предметам совместного ведения России и субъектов РФ, могут быть предусмотрены законом субъекта РФ за счет средств соответствующего бюджета.

В подпункте 2 п. 1 комментируемой статьи 28 Закона О Пенсиях предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Ранее соответствующая норма содержалась в части 2 ст. 25 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера, предусматривавшей, что женщинам, имеющим двух и более детей, пенсия устанавливается по достижении 50 лет при общем трудовом стаже 20 лет, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях. Указанная статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

В пункте 19 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» даны следующие разъяснения: решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подп. 2 и 6 п. 1 комментируемой статьи, следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 28.1 комментируемого Закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 — 10 п. 1 ст. 27 комментируемого Закона и подп. 7 — 9 п. 1 комментируемой статьи (им соответствуют подп. 16 — 18 п. 1 ст. 27 данного ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), в порядке, определяемом Правительством РФ; при этом период прохождения военной службы, а также иной, приравненной к ней, службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Согласно подп. 3 п. 1 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости назначается инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Данное правило было закреплено в пункте «б» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, указывавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается инвалидам Великой Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения (ст. 41 Закона): мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже, указанном в ст. 10 названного Закона. В статье 41 Закона 1990 г. о государственных пенсиях (в ред. Федерального закона от 14 января 1997 г. N 19-ФЗ) было определено, что инвалидность граждан, проходивших военную службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков, считается наступившей вследствие военной травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья, полученных при защите СССР, России или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 4 Закона), согласно подп. 1 п. 3 ст. 3 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий: им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5) ст. 15 названного Закона, и трудовая пенсия по старости.

В соответствии с подп. 4 п. 1 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости назначается инвалидам по зрению, имеющим I группу инвалидности: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 15 и 10 лет. В прежней (первоначальной) редакции данного подпункта указывалось на ограничение способности к трудовой деятельности III степени, а не на I группу инвалидности. Изменение внесено Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ соответственно изменениям, внесенным им же в ст. 8 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).

Ранее соответствующая норма содержалась в пункте «в» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, предусматривавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается инвалидам I группы по зрению: мужчинам по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет и женщинам по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 10 лет.

В подпункте 5 п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении возраста 45 лет и женщинам по достижении возраста 40 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Данное правило было закреплено в пункте «г» ст. 11 Закона 1990 г. о государственных пенсиях, указывавшем, что пенсия на льготных основаниях устанавливается гражданам, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам: мужчинам по достижении 45 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет, женщинам по достижении 40 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет.

Согласно подп. 6 п. 1 комментируемой статьи трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Данным подпунктом также определено следующее:

гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется предыдущее положение.

Ранее соответствующее регулирование содержалось в положениях ч. ч. 1 — 3 ст. 14 Закона 1990 г. о государственных пенсиях:

пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ч. 1);

гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч. 2);

гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 10 названного Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное ч. 2 данной статьи (ч. 3).

Данное регулирование также дублировалось в положениях ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 25 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера (эта статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ):

пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет (ч. 1);

гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (ч. 3);

гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением общеустановленного возраста (для мужчин — 60 лет, для женщин — 55 лет) на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах (ч. 4).

Указанием Министерства социального обеспечения РСФСР от 16 июля 1991 г. N 1-76-У «О порядке применения некоторых статей Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (п. 5) разъяснялось, что при назначении пенсии в соответствии со ст. 14 Закона 1990 г. о государственных пенсиях специальный стаж (15 и 20 лет) исчисляется календарно, а общий стаж может быть исчислен в льготном размере; трудовая деятельность, указанная в ст. 12 названного Закона, к работе на Крайнем Севере приравнивается календарно.
———————————
СПС.

Как говорилось выше, в п. 19 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» давалось разъяснение о применении подп. 6 п. 1 комментируемой статьи.

В соответствии с подп. 13 п. 1 комментируемой статьи 28 трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, женщинам по достижении возраста 45 лет, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, проработавшим соответственно не менее 25 и 20 лет в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Данная норма также содержалась в ст. 26 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера, указывающей, что право на пенсию на льготных основаниях имеют оленеводы, рыбаки, охотники-промысловики, проживающие постоянно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: мужчины по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет и женщины по достижении 45 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет. Эта статья (как и ряд других) утратила силу с 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Согласно разъяснению, данному в п. 9 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 комментируемого Закона О трудовых пенсиях (речь идет в том числе и о подп. 13 п. 1 комментируемой статьи), период его работы, подлежащий, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).

Соответственно положениям п. 1 комментируемой статьи в п. 5 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п), предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, в соответствии с данной статьей в необходимых случаях в дополнение к документам, предусмотренным в п. 2 названного Перечня, должны быть приложены документы:

подтверждающие стаж на соответствующих видах работ (подп. 13 п. 1 статьи);

о рождении ребенка (подп. 1 и 2 п. 1 статьи);

о воспитании ребенка до восьмилетнего возраста (подп. 1 п. 1 статьи);

подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом (подп. 1 п. 1 статьи);

подтверждающие родственные отношения с инвалидом с детства (подп. 1 п. 1 статьи);

подтверждающие, что другой родитель не является получателем трудовой пенсии по старости, установленной за того же ребенка (подп. 1 п. 1 статьи);

удостоверяющие личность и полномочия опекуна (подп. 1 п. 1 статьи);

о признании инвалидом вследствие военной травмы (подп. 3 п. 1 статьи);

о признании инвалидом по зрению, имеющим I группу инвалидности (подп. 4 п. 1 статьи);

о наличии заболевания, предусмотренного подп. 5 п. 1 статьи;

о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи 28 Закона О трудовых пенсиях при отнесении тех или иных районов и местностей к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям используется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г., т.е. накануне вступления в силу комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Как указано в п. 2 разъяснения Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 3 «О порядке применения п. 2 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей», утв. Постановлением Минтруда России от 22 апреля 2003 г. N 22 , в данной норме речь идет о Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (Перечень изложен Постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 г. N 12 полностью в новой редакции) .
———————————
РГ. 2003. 2 июля. N 127.

СП СССР. 1967. N 29. Ст. 203; 1983. N 5. Ст. 21.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 июня 1991 г. N 347 «О Перечне районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, применяемом при назначении гражданам пенсий в соответствии с законодательством РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» устанавливалось, что при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом 1990 г. о государственных пенсиях подлежал применению этот же Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.
———————————
СПС.

3. В пункте 3 комментируемой статьи в прежней (первоначальной) редакции федеральный законодатель делегировал Правительству РФ полномочие по утверждению при необходимости списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 7 — 13 п. 1 данной статьи, правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии.

Пункт 3 комментируемой статьи признан утратившим силу с 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ, которым из п. 1 данной статьи исключены подпункты с 7 по 12. Соответствующее регулирование перенесено указанным Законом в ст. 27 комментируемого Закона, в том числе в п. 2 указанной статьи закреплено правовое регулирование, аналогичное тому, которое содержалось в п. 3 комментируемой статьи.

zakonopensiah.ru

Это интересно:

  • Закон о местном самоуправлении в ур Закон УР от 13 июля 2005 г. N 42-РЗ "О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" (с изменениями и дополнениями) Закон УР от 13 июля 2005 г. N 42-РЗ"О местном самоуправлении в Удмуртской Республике" С изменениями и дополнениями […]
  • Доступ до реестра юридических лиц Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438"О Едином […]
  • Договор о порядке пребывания Статус Договора о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств-участников Содружества Независимых Государств (Минск, 4 июня 1999 г.) (по состоянию на 2 мая 2018 […]
  • Административно-правовое положение гражданина рф Административно-правовой статус гражданина Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод […]
  • Приказом минфина рф 26н Приказом минфина рф 26н Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2001 г. N 2689 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 30.03.01 N 26н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" ПБУ 6/01 (в […]
  • Федеральный закон о внесении изменений в коап 2018 Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 103-ФЗ “О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (не вступил в силу) Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года Одобрен […]