Порядок исчисления пособий по материнству и детству согласно Федерального закона №343-ФЗ

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) доводит до Вашего сведения, что 8 декабря 2010 года Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым подписан Федеральный закон № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – федеральный закон № 343-ФЗ). Данный федеральный закон вступил в законную силу с 1 января 2011 года.

Федеральным законом № 343-ФЗ внесены следующие существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» в редакции федерального закона № 343-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) увеличен с двух до трех дней период выплаты за счет средств страхователя пособия по временной нетрудоспособности при заболевании или травме застрахованного лица, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения. В настоящее время работодатель оплачивает первые 2 дня временной нетрудоспособности ( см. таблицу № 1 ).

2. Изменен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (далее — пособия). При этом изменения коснулись не только расчетного периода, за который будет учитываться заработок застрахованного лица при исчислении пособий, но и порядка определения среднего заработка для их исчисления, а также самой процедуры расчета пособий.

Так, согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия будут исчисляться исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) ( см. таблицы № 3, 4, 5, 12, 13 ).

Обращаем внимание, что средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не должен учитываться в случаях, если пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в силу части 2 статьи 13 Закона № 255-ФЗ назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) ( см. таблицу № 3, 5 ).

Для лиц, которые в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком либо в одном из указанных годов находились в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, Законом № 255-ФЗ предусмотрена возможность замены соответствующих календарных годов (календарного года) предшествующими календарными годами (календарным годом) по заявлению застрахованного лица при условии, что это приведет к увеличению размера пособия ( см. таблицу № 10 ).

3. Изменен подход к определению страхователя, назначающего и выплачивающего застрахованному лицу страховое обеспечение, в следующих случаях:

1) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей:

· пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), и исчисляются исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (без учета заработка у другого страхователя) ( см. таблицы № 2, 3 );

· ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица ( см. таблицы № 11, 12, 13 );

2) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято у других страхователей (другого страхователя), вышеуказанные пособия назначаются и выплачиваются ему страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица ( см. таблицы № 2, 4 );

3) если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей, а в двух предшествующих календарных годах было занято как у этих, так и у других страхователей (другого страхователя), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему ( см. таблицы № 2, 5 ):

· либо по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (см. пункт 1);

· либо страхователем по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица (см. пункт 2).

4. Частью 1 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ предусмотрена норма об исчислении пособий исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая в случаях ( см. таблицу № 9 ):

· если застрахованное лицо в вышеуказанные периоды не имело заработка;

· если средний заработок, рассчитанный за вышеуказанные периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.

При этом следует иметь в виду, что если на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица ( см. таблицу № 9 ).

5. Согласно части 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ с 2011 года в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, будут включаться все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд (в текущем году в средний заработок включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд) ( см. таблицу № 7 ).

Вместе с тем указанный средний заработок должен учитываться за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд. За период до 1 января 2010 года, а для лиц, работающих по трудовым договорам у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, — за период до 1 января 2011 года, предельная величина базы составляет 415 000 рублей за каждый календарный год (статья 2 федерального закона № 343-ФЗ) ( см. таблицу № 8 ).

При этом норма об ограничении среднего дневного заработка застрахованного лица при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, средним дневным заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 365 (а для ежемесячного пособия по уходу за ребенком — норма об ограничении среднего заработка застрахованного лица, средним заработком, определяемым путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд на день наступления страхового случая, на 12) с 2011 года отменена ( см. таблицу № 6 ).

Обращаем также внимание, что со следующего года средний дневной заработок застрахованного лица будет определяться путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730 (часть 3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ). То есть, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 года не будет иметь значения при исчислении пособий ( см. таблицы № 6, 7 ).

6. Законом № 255-ФЗ установлены дополнительные права, обязанности и ответственность страхователей и застрахованных лиц.

В частности, с 2011 года страхователи будут обязаны выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы или по его письменному заявлению справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы (пункт 3 части 2 статьи 4 1 Закона № 255-ФЗ). Форма и порядок выдачи указанной справки будут утверждены Минздравсоцразвития России.

При этом за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий, страхователи будут нести ответственность, что закреплено в новой статье 15 1 Закона № 255-ФЗ.

За страхователем, назначающим и выплачивающим пособие застрахованному лицу, закреплено также право направлять запросы в территориальные органы Фонда в целях проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработка, необходимого для исчисления пособий (пункт 4 части 1 статьи 4 1 Закона № 255-ФЗ). Форма и порядок направления таких запросов будут утверждены Минздравсоцразвития России.

В свою очередь застрахованное лицо вправе получать от страхователя справку о сумме заработка, необходимую для исчисления пособий (пункт 2 части 1 статьи 4 3 Закона № 255-ФЗ). Однако для застрахованных лиц предусмотрена и ответственность за представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия (часть 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ).

7. Федеральным законом № 343-ФЗ предусмотрена возможность перерасчета застрахованным лицам за период с 1 января 2011 года пособий по нормам Закона № 255-ФЗ в новой редакции по страховым случаям, наступившим в текущем году и продолжающимся или окончившимся в 2011 году. Такой перерасчет возможен при условии, что размер пособия, исчисленный в соответствии с Законом № 255-ФЗ в новой редакции, превысит размер пособия, полагающийся по нормам Закона № 255-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2011 года (статья 3 федерального закона № 343-ФЗ).

Кроме того, Законом № 255-ФЗ конкретизированы нормы, регулирующие вопросы выплаты пособия по временной нетрудоспособности за период простоя (часть 7 статьи 7, пункт 5 части 1 статьи 9), устанавливающие перечень документов, необходимых для исчисления и выплаты пособий (части 5, 5 1 , 6, 7 1 статьи 13).

В соответствии с пунктом 5 приказа Фонда от 14 декабря 2010 года № 269 «Об организации работы по реализации Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» управляющим региональными отделениями Фонда необходимо провести организационные мероприятия с работниками региональных отделений Фонда и их филиалов, а также со страхователями по применению новых норм, установленных федеральным законом, регулирующих порядок исчисления и выплаты с 1 января 2011 года пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обеспечить проведение разъяснительной работы в связи с реализацией федерального закона № 343-ФЗ.

r66.fss.ru

Актуальные вопросы исчисления пособий по беременности и родам, уходу за ребенком

Расчет пособий по беременности и родам и уходу за ребенком регулируется большим количеством нормативных документов и имеет множество нюансов. В адрес журнала приходят вопросы с просьбой разъяснить те или иные ситуации, связанные с их исчислением. В статье мы приводим ответы на некоторые из них.

Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется:

— Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон N 255-ФЗ);

— Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (далее — Положение N 375).

При назначении и выплате пособий следует обратить внимание на положения ст. 12 Федерального закона N 255-ФЗ. В частности, пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня:

— окончания отпуска по беременности и родам (для пособий по беременности и родам);

— достижения ребенком возраста полутора лет (для пособий по уходу за ребенком).

Обратите внимание! При обращении за пособием по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимает территориальный орган ФСС при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.

Вправе ли учреждение произвести расчет пособия по беременности и родам, если утерян листок нетрудоспособности? В силу п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособия по беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией. Он выдается по правилам, установленным Порядком выдачи листков нетрудоспособности, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 N 624н (далее — Порядок N 624н).

В случае если учреждением утеряны листки нетрудоспособности, то произведенные страхователем расходы на исчисление данного пособия не будут приняты ФСС. Так, в Постановлении ФАС ПО от 27.02.2014 N А65-20218/2012 суд отказал в удовлетворении исковых требований организации о признании незаконным решения ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату пособия по листку временной нетрудоспособности в связи с его отсутствием. Как отметили арбитры, страхователем был нарушен п. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ, несоблюдение которого является основанием для отказа к принятию расходов контрольным органом.

В Письме ФСС РФ от 17.07.2013 N 15-03-11/12-7761 чиновники ведомства отмечают, что в соответствии с Порядком N 624н при наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

При утере листка нетрудоспособности застрахованным лицом лечащим врачом и председателем врачебной комиссии оформляется дубликат листка нетрудоспособности до того, как листок нетрудоспособности будет представлен страхователю для расчета и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Таким образом, если листок нетрудоспособности был утерян работником, то взамен его должен быть оформлен дубликат.

В то же время в судебной практике имеется противоположное решение. ФАС УО в Постановлении от 28.06.2013 N А60-40210/2012 отметил, что подтверждающими документами в части принятия произведенных расходов по выплате пособия могут быть справки медицинских учреждений, содержащие следующие сведения:

— о выданных листках нетрудоспособности с указанием серий и номеров больничных;

— Ф. И.О. работников и периоды их нетрудоспособности, а также копии корешков больничных;

— расчеты сумм пособий и копии расчетных листков сотрудников страхователя.

Указанные документы являются надлежащими доказательствами наступления страховых случаев, подтверждают фактическую выдачу работникам больничных листов, позволяют определить периоды временной нетрудоспособности застрахованных лиц.

Однако следует иметь в виду, что решение судебной инстанции в рассмотренной ситуации — это частный случай, поэтому утрата документов влечет для страхователя негативные последствия в виде непринятия произведенных расходов к зачету.

Может ли работодатель произвести расчет пособия по беременности и родам, если отсутствует справка о сумме заработка? Отметим, что поскольку Федеральный закон N 255-ФЗ предусматривает несколько вариантов назначения пособий в зависимости от занятости работника, застрахованное лицо должно представить справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, с места работы у другого работодателя (у других работодателей). Напомним, что в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 4.1 Федерального закона N 255-ФЗ страхователи (как организации, так и индивидуальные предприниматели) обязаны выдавать в день прекращения работы бывшему работнику справку о сумме заработка, на которую были начислены страховые взносы.

В то же время бухгалтер, осуществляющий расчет пособий должен иметь в виду, что п. 7.2 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ допускает, что если застрахованное лицо не имеет возможности представить справку о сумме заработка, исходя из которого должно быть исчислено пособие, от другого работодателя в связи с прекращением им деятельности либо по иным причинам, то страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица направляет в территориальный орган ПФР запрос о представлении сведений о заработной плате, об иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у соответствующего страхователя. ПФР на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования представляет запрашиваемые данные страхователю, направившему запрос.

Форма заявления застрахованного лица, форма и Порядок направления запроса, форма, Порядок и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом ПФР утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 N 21н.

Как определить расчетный период для исчисления пособия по беременности и родам, если работница находилась в отпуске по уходу за ребенком? В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Таким образом, расчетным периодом для исчисления вышеприведенных пособий в 2014 г. будут являться сведения о начисленных выплатах застрахованному лицу за 2012 и 2013 гг. При этом из данного периода исключаются календарные дни, приходящиеся на периоды (пп. 1 — 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ):

— временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

— освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ не начислялись.

Как разъяснил ФСС в Письме от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169, дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ .

В случае если два предшествующих года (2012 и 2013) сотрудница находилась в отпуске по уходу за ребенком, она имеет право на замену расчетного периода. Если работница выберет два года, предшествующие уходу в отпуск по беременности и родам с первым ребенком, ей нужно написать соответствующее заявление и представить сведения, необходимые для расчета пособия, с прежнего места работы (п. 1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).

Как рассчитать средний заработок для расчета пособия по беременности и родам при наличии в расчетном периоде отпуска по временной нетрудоспособности? В соответствии с пп. 1 — 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам, уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих отпусков, на число календарных дней в этом периоде. При этом сумма заработной платы и иных выплат, с которых начислялись страховые взносы в ФСС, не должна превышать предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС.

Напомним, что в 2013 г. данная величина составляла 568 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276), а в 2012 г. — 512 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 24.11.2011 N 974). Таким образом, в 2014 г. предельное значение среднего дневного заработка составляет 1477,43 руб. ((568 000 + 512 000) руб. / (366 + 365) кал. дн.).

Пример 1. Автономное учреждение культуры предоставило работнице отпуск по беременности и родам с 10.02.2014. В 2012 — 2013 гг. ее заработок составил 436 700 руб., все начисления были произведены за счет средств субсидии, выделенной на выполнение государственного задания. В расчетном периоде сотрудница находилась в отпусках по временной нетрудоспособности — 43 календарных дня. Других дней, исключаемых из расчетного периода, у застрахованного лица не имеется.

1. Определим количество календарных дней в периоде, используемых для расчета пособия: 688 (365 + 366 — 43), где 43 — количество календарных дней в расчетном периоде, за исключением дней, указанных в пп. 1 — 2 п. 3.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ.

2. Рассчитаем средний дневной заработок. Он составит 634,74 руб. (436 700 руб. / 688 кал. дн.).

3. Сравним средний дневной заработок с предельным размером среднего дневного заработка в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ: 634,74 руб.

info-personal.ru

Статья 14 закона 255-фз

Посмотреть расписание интернет-семинаров

Работница трудоустроена с 14.05.2005, находилась в отпуске по беременности и родам с 19.04.2012 по 21.09.2012, расчет пособия был произведен по правилам, действующим до 01.01.2011. Дата рождения первого ребенка — 01.06.2012, до 01.12.2013 работница находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет, а с 02.12.2013 — в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. С 13.01.2014 она снова уйдет в отпуск по беременности и родам. Повышение окладов в организации производилось 01.09.2012, 01.11.2013.
Как будет рассчитываться пособие по беременности и родам — средний заработок изменится или останется без изменений?
Можно ли заменить годы расчетного периода другими, если зарплата до ухода в отпуск составляла 9700 руб.?

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, необходимо включить все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ).

В этой связи обращаем Ваше внимание, что на пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком страховые взносы в ФСС не начисляются (п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ), поэтому суммы этих пособий в расчет среднего заработка не включаются. Кроме того, поскольку заработная плата после повышения окладов в организации реально сотруднице не выплачивалась, повышение окладов не влияет на расчет ее пособия.

Заработок за каждый учитываемый год необходимо сравнить с установленным ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ максимальным пределом базы для начисления страховых взносов на этот год с учетом производимой каждый год индексации (ч. 3.2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Если начисленный за год заработок превышает указанную предельную величину, то для расчета пособия он признается равным этой величине.

Согласно ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного за два года заработка на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;
2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС России в соответствии с Законом N 212-ФЗ не начислялись.

Как следует из вопроса, в 2012—2013 годах сотрудница находилась в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком с 19.04.2012 по 31.12.2013 — 622 дня. Следовательно, в силу ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ работодателю следует исключить данное количество дней из общего количества календарных дней в указанных годах (366 + 365 — 622) и делить заработок за два этих года на 109 календарных дней (при условии, что не было иных периодов, исключаемых из расчета).

Полученный средний дневной заработок работодателю следует сравнить с максимальным и минимальным размером среднего дневного заработка.

Максимальным признается средний дневной заработок, полученный путем деления суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска, на 730 (ч. 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, смотрите также письмо ФСС РФ от 11.01.2013 N 15-03-18/12-169). Получается, что размер среднего дневного заработка для расчёта пособия по беременности и родам по страховым случаям, наступившим в 2014 году, не может превышать 1479,45 руб. ((512 000 + 568 000) руб. : 730).

Минимальный дневной заработок рассчитывается путем деления минимального размера оплаты труда, установленного на день наступления отпуска по беременности и родам, увеличенного в 24 раза, на 730 (в рассматриваемом случае — 182 руб. 60 коп. (5554 руб. х 24 : 730)) (п. 15.3 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

Если размер среднего дневного заработка работницы превышает установленный максимальный размер или окажется меньше минимального размера, то для расчета пособия средний дневной заработок принимается равным, соответственно, максимальному или минимальному размеру (ч.ч. 1.1 и 3.3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Полученный средний дневной заработок следует умножить на 100% (ч. 1 ст. 11, ч. 4 ст. 14 Закона N 255-ФЗ) и на количество дней отпуска по беременности и родам, предоставленных сотруднице (ч. 5 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

Приведем примерный расчет пособия, используя данные, указанные в вопросе.

Как мы уже говорили, расчетным периодом являются 2012—2013 годы. Допустим, в расчетном периоде за время фактической работы (с 01.01.2012 по 18.04.2012) сотруднице начислена заработная плата — 37 000 руб. (заработок не превышает предельную величину базы для начисления страховых взносов, установленную на 2012 и 2013 годы — 1 080 000 руб.); листок нетрудоспособности выдан на 140 дней; количество дней, участвующих в расчете за данные годы, — 109. Тогда средний дневной заработок составит 339,45 руб. (37 000 : 109), что не превышает установленный максимальный размер и больше минимального размера. Соответственно, размер дневного пособия составит 339,45 руб. (339,45 х 100%); а размер пособия — 47 523 руб. (339,45 х 140).

В заключение отметим, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). По заявлению застрахованного лица могут быть заменены как один год расчетного периода, так и оба (разумеется, если отпуск по уходу или по беременности и родам были в каждом из этих годов). Поэтому работодатель обязан по заявлению сотрудницы заменить один или оба года стандартного расчетного периода на любые другие предшествующие календарные годы по ее выбору, если это увеличит размер пособия.

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

omsk-garant.ru

255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.

Описание закона

255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности не распространяется на категорию лиц с временной нетрудоспособностью, полученной на производстве. Данные лица должны обратить внимание на положения ФЗ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации.

Закон был принят 29 декабря 2006 года. Последние изменения ФЗ-255 проводились 1 мая 2017 года.

В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:

  • По материнству;
  • По декретному отпуску. Компенсация оплачивается в конце каждого месяца;
  • По производственной травме или заболевания.

Порядок выплаты пособий

В статье ФЗ-255 описывается порядок назначения, размер и выплаты пособий по временной нетрудоспособности беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Размер страховой денежной компенсации по ФЗ-255 назначает страхователь, который закрепляется за вами по месту работы. Наступил страховой случай, а сотрудник зарегистрирован в нескольких местах работы? Застрахованному лицу по закону выплачиваются пособия по всем зарегистрированным местам за предшествующие два календарных года.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается страхователем только по одному месту работы.

Выплата и размер по ФЗ-255 назначается на основании листка нетрудоспособности. Он выдается медицинским учреждением в виде документа в письменном виде. Затем по закону передается работодателю для оплаты. Возможно передать в электронном виде через сайт страхователя.

Больничный лист

Порядок предоставления больничного листа по закону рассмотрен в статье 13 255-ФЗ.

При заполнении больничного листа учитываются следующие моменты:

Врач заполняет разделы и заверяет печатью медицинского учреждения.

Врач может не заполнять строку — место работы и название компании. Медицинский работник может самостоятельно вписать наименование компании перьевой, черной гелевой или капиллярной ручкой. Листок нетрудоспособности не может быть заполнен шариковой ручкой. Не допускается также чернило другого цвета.

Во время заполнения больничного листа по закону согласно ФЗ-255 врач не имеет право допускать ошибок. Если было найдено несоответствие, оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

Работодатель должен проверить правильность оформления бланка согласно ФЗ-255. Если он принял листок с ошибками, то орган ФСС РФ не возместит ему расходы.

Обратите внимание: Наличие в листке нетрудоспособности технических недочетов заполнения по закону не является основанием для создания дубликата:

  • Попадание печати на содержание текста;
  • Проставление пробелов между Ф.И.О. врачей и т.д.

Изменения, внесенные в 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности»

Теперь ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности регулирует правовые нормы о налогах и сборах. Закон пересекается с Налоговым кодексом Российской Федерации. В ФЗ-255 контролируется правильный расчет, своевременная и полная уплата страховых отчислений за отчетные периоды. Дополнительно были изменены следующие главы закона:

  • Был утвержден размер индексации и выплат;
  • Предельная величина базы;
  • Минимальный размер оплаты труда.

Некоторые из следующих статей закона подверглись изменениям 1 мая 2017 года:

Статья 3

В статье 3 255-ФЗ говорится, что обеспечение страховыми выплатами застрахованным лицам осуществляется за счет государственного бюджета или за счет средств страхователя.

Размер пособия выплачиваются согласно закону:

  • Застрахованным гражданам в первые трое суток с момента наступления временной нетрудоспособности. Выплата по ФЗ-255 формируется за счет страхователя, начиная с 4 дня нахождения на больничном денежные средства;
  • Застрахованным гражданам, которые добровольно используют страховой полис.

Компенсация по временной нетрудоспособности в соответствии с пунктами 2-5 ч. 1 ст. 5 255-ФЗ выплачивается с первого дня наступления временной нетрудоспособности. В последней редакции изменения не вносились.

Статья 5

Пособия по временной нетрудоспособности в ФЗ-255 выплачиваются в случаях:

  • Травмы или тяжелого заболевания согласно закону;
  • Потребности ухода за больным человеком в семье;
  • Карантина гражданина и ребенка, возраст которого до 7 лет. Только если он посещает дошкольное учреждение по закону;
  • Нахождения в медицинских учреждениях для осуществления протезирования.

Пособие по временной нетрудоспособности по ФЗ-255 выплачивается застрахованному гражданину в соответствии со статьей части 1. Только если он зарегистрирован по официальному месту работы или был травмирован по истечении 30 дней после увольнения.

Статья 7

ФЗ-255 содержит размер пособия по временной нетрудоспособности в случае серьезного заболевания или травмы.

Критерии расчета по закону следующие:

  • Стаж застрахованного лица 8 и более лет — выплачивается полный размер средней заработной платы (100% выплаты);
  • Стаж от 5 до 8 лет — 80% от средней заработной платы;
  • Стаж до пяти лет — рассчитывается 60 процентов от средней зарплаты.

Расчет пособия согласно закону по уходу за больным следующий:

Первые 10 дней размер пособия исчисляется в зависимости от стажа согласно ФЗ-255. Например, восьмилетний стаж предусматривает 100 процентную выплату от среднего заработка. Но здоровье больного может не восстановиться в течение 10 дней. Размер суммы денежной компенсации в таком случае составит 50 процентов от средней заработной платы;

При лечении ребенка в стационаре размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа.

Страховая компенсация в размере минимальной заработной платы рассчитывается при официальном страховом стаже менее 6 месяцев согласно ФЗ-255. В некоторых регионах предусматриваются коэффициенты при расчете по закону. Например, сумма денежной компенсации равняется размеру средней заработной платы + коэффициент.

В последней редакции изменения в статье не проводились.

Статья 8

Список оснований для снижения размера денежной компенсации в ФЗ-255:

  • Прописанный режим врачом не был соблюден больным;
  • Неявка застрахованного лица на плановый медицинский осмотр. Дополнительно отсутствовало при проведении медико-социального исследования, что недопустимо в законе;
  • Застрахованное лицо было под действием наркотиков, алкоголя или других токсинов.

Выявление одного или нескольких оснований в ФЗ-255 способствует уменьшению денежного пособия до размера минимальной заработной платы. Последняя редакция закона не содержит изменения в статье.

Статья 9

Существуют периоды, за которые сумма денежной компенсации по нетрудоспособности не выплачивается. В выплате согласно ФЗ-255 может быть отказано, если:

  • Сотрудник по приказу работодателя был освобожден от трудовой деятельности полностью или частично. Работодатель продолжает начислять среднюю заработную плату;
  • Работника отстранили от службы по веской причине на определенное время. В этом случае денежные средства за трудовую деятельность и пособие по нетрудоспособности не выплачиваются;
  • Сотрудник пытался покончить жизнь самоубийством или причинил другой вред своему здоровью согласно ФЗ-255. Должны быть представлены доказательства в судебном порядке.

Застрахованным лицом было совершено умышленное причинение вреда здоровью на производстве, что является уголовным преступлением.

В последней редакций закона изменения в статье не проводились.

Статья 11

В ФЗ-255 рассчитывается размер страховой денежной компенсации женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам. Если она трудоустроена и застрахована, размер пособия — 100 процентов от средней зарплаты.

Если женщины отработали менее 6 месяцев на последнем рабочем месте, пособие по беременности и родам также выплачивается. Однако размер равен установленной в регионе минимальной зарплате. В некоторых регионах к минимальной зарплате прибавляются дополнительные коэффициенты (по ФЗ-255). Они также учитываются при расчете.

Статья 12

В статье 12 описывается период обращения за пособиями по временной нетрудоспособности и выплатами по беременности и родам.

Часть 1 статьи 12 255-ФЗ гласит о том, что сумма денежной компенсации по временной нетрудоспособности назначается в течение полугода после выздоровления.

Часть 2 ФЗ-255 гласит, что пособие по беременности и родам можно получить, если обращение за ним было сделано в течение полугода после окончания отпуска по беременности и родам. Это обращение принимается территориальным органом (если причина пропуска срока уважительная). Список уважительных ситуаций определяется Федеральным законом. В последней редакции закона изменения не производились.

Статья 13

В 2017 году изменения коснулись ч. 5 статьи 13 ФЗ-255. Больничный лист выдается медицинским учреждением в письменном виде или публикуется в системе страхователя в электронном варианте. Во втором случае используется электронная подпись врача или медицинского учреждения.

Чтобы трудоустроенный официально гражданин получил выплату по пособию, предоставляется квитанция о размере заработной платы. Этот документ — основа для расчета размера пособия по ФЗ-255. Оформление листка нетрудоспособности осуществляется в соответствии с Федеральным законом исполнительной власти. Порядок оформления и предоставления больничного листа утверждается Правительством РФ.

Статья 14

Денежное пособие по нетрудоспособности рассчитывается из средней заработной платы за последние два года согласно ФЗ-255. Трудоустройство у нескольких работодателей позволяет получить несколько выплат одновременно. Получение денежной компенсации происходит по приходу на работу. В последней редакции закона изменения не проводились.

Внимание: Отпуск по беременности и родам и по уходу за ребенком не останавливает учет страхового стажа. Пособие оплачивается за последние 24 месяца с декретным отпуском включительно. В последней редакции изменения не вносились.

Скачать

ФЗ-255 об обязательном социальном страховании на случай нетрудоспособности был издан 29 декабря 2006 года. Содержит 5 глав и 19 статей о правилах начисления пособий по страховым случаям. В последней редакции ФЗ-255 вы найдете все изменения, дополнения и поправки в статьях. Скачать закон можете по следующей ссылке.

Комментарии

Комментарии Федерального закона №255 необходимы для тщательного изучения положений и нормативно-правовых актов. Они помогают понять правильность начисления пособий по нетрудоспособности и произвести рациональный расчет. Скачать комментарии к 255-ФЗ можно по следующей ссылке.

210fz.ru

Это интересно:

  • Образец иска об обжаловании отказа завяление об оспаривании отказа нотариуса В Басманный районный суд г. Москвы Заявитель: ФИО 1 Проживающий по адресу: г. Москва, ул. ____________ Адрес для корреспонденции: 107078, г. Москва, ул. Каланчевская, д. 11, стр. 3, ЮФ […]
  • Когда выплачивается дородовое пособие Декретные выплаты Во время беременности и в первое время после родов государство продолжает оказывать материальную поддержку матерям в виде пособия по беременности и родам. Этот вид социальной гарантии предоставляется работающим […]
  • Закон красноярского края 3-676 Закон Красноярского края от 8 ноября 2007 г. N 3-676 "О транспортном налоге" (с изменениями и дополнениями) Закон Красноярского края от 8 ноября 2007 г. N 3-676"О транспортном налоге" С изменениями и дополнениями от: 7 июля 2009 г., […]
  • Закон о допуске к работе Постановление Правительства РФ от 6 августа 1998 г. N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также к деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических […]
  • Жилищная субсидия в 2014 году Очередники получат в 2016 году из бюджета Москвы жилищные субсидии на общую сумму 6 млрд руб. Как сообщает пресс-служба Департамента городского имущества Москвы, в 2016 году семьям очередников выделят субсидии на улучшение жилищных […]
  • Приказ рособразования 582 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПРИКАЗ от 3 июня 2008 г. N 582 О ВЫДЕЛЕНИИ АССИГНОВАНИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ В 2008 ГОДУ ПО ИТОГАМ ОТКРЫТОГО АУКЦИОНА […]