Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.01.92 N 2202-I (ред. от 21.11.2011) «О ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 17.11.95 — «Собрание законодательства РФ», 20.11.95, N 47, ст. 4472;
  • «Российская газета», N 229, 25.11.95)

Статья 22 Полномочия прокурора

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

: Положение абзаца третьего пункта 3 статьи 22 в части, наделяющей суды общей юрисдикции полномочием признавать закон субъекта Российской Федерации, противоречащий федеральному закону, недействительным и утрачивающим юридическую силу признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 11, 15 (части 1 и 2) и 125 (части 2, 3 и 6) (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П)

вносит представление об устранении нарушений закона.

: Содержащаяся во взаимосвязанных пункте 2 статьи 1, пункте 1 статьи 21 и пункте 3 статьи 22, пункте 2 части первой статьи 26, части первой статьи 251 ГПК Российской Федерации норма, наделяющая прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 66 (части 1 и 2), 76 (части 3, 4, 5 и 6), 118 (часть 2), 125 (части 2, 3 и 5), 126 и 128 (часть 3), в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П)

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

zakonbase.ru

Ст6 22 федерального закона о прокуратуре российской федерации

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора
[Закон «О Прокуратуре РФ»] [Статья 6]

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

1 комментарий к записи “Статья 6 Закон о Прокуратуре. Обязательность исполнения требований прокурора”

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

Комментарий к статье 6

1. Законодатель счел необходимым специальной нормой настоящего ФЗ и ст. 37 УПК РФ подчеркнуть обязательность исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий по реализации возложенных надзорных функций в соответствующих сферах правовых отношений. Исполнение основанных на законе требований прокурора не может быть связано с какими-либо условиями и выполняется в сроки, указанные законодательством, либо в согласованные с прокурором сроки.

Прокурор при осуществлении своих служебных полномочий действует как представитель федеральной власти в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Подтверждением высокого статуса прокурорского работника является право на беспрепятственный вход в помещения органов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций. Для прохода прокурора достаточно предъявления им служебного удостоверения, и никто не должен препятствовать исполнению этого его полномочия.

По требованию прокурора руководители и должностные лица, согласно ст. ст. 22, 27 настоящего ФЗ и ст. ст. 81, 84 УПК РФ, обязаны представить необходимые документы, материалы, статистические и иные сведения в сроки, указанные в законе либо согласованные с прокурором. Закон указывает, что данные требования выдвигаются в ходе проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры обращениям, проведения ревизий деятельности организаций, подконтрольных или подведомственных органам и учреждениям, к которым обращено требование прокурора.

Важным условием обязательности исполнения требований прокурора служит явка должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона. Они могут быть получены у любого лица (виновного или потерпевшего). Регламентируется такая деятельность Инструкцией, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 16 марта 2006 г. N 12 «О совершенствовании системы приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в органах прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с настоящим ФЗ и ст. 37 УПК РФ, ст. 24.6 КоАП РФ прокуроры и их заместители в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляют уголовное преследование и производство об административном правонарушении.

На основании ч. 3 ст. 37 УПК РФ обязательными для исполнения органом дознания, следователем (дознавателем) являются указания, данные прокурором в письменной форме в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством. Указания прокурора обязательны не только для органа дознания, следователя (дознавателя), но и должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания, а также начальников следственных подразделений и их заместителей.

Прокурор реализует и иные процессуальные полномочия: направляет обязательные для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами требования, поручения и запросы, которые обязательны к исполнению в сроки, установленные законом.

В соответствии со ст. 26.9 КоАП РФ для получения доказательств по делу об административном правонарушении прокурор, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных КоАП, должностному лицу соответствующего территориального органа. Поручение либо запрос по делу об административном правонарушении подлежат исполнению не позднее чем в пятидневный срок со дня получения указанного поручения либо запроса.

Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 марта 2002 г. срок административного задержания с 1 июля 2002 г. без судебного решения не может превышать 48 часов.

Ст. ст. 24.6, 25.11 КоАП РФ установлено, что прокурор осуществляет надзор и за применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и вправе реагировать на незаконное применение этих мер. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Проверки и ревизии являются ценным источником информации о причинах и условиях, способствующих нарушениям закона. В соответствии с настоящим ФЗ и ст. 157 УПК РФ при наличии признаков преступления, по которому обязательно производство предварительного следствия, при возбуждении уголовного дела возможно проведение по нему неотложных следственных и иных действий. Закон предусматривает, что должностные лица органов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, органов управления коммерческих и некоммерческих организаций незамедлительно исполняют требования о проведении проверки и ревизии.

Настоящий ФЗ и ст. 28.8 КоАП РФ предусматривают, что постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента вынесения постановления об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Требования прокурора при надзоре за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, носят процессуальный характер. Они оформляются путем дачи указаний (ст. 30 настоящего ФЗ, ст. 37 УПК РФ). Указания прокурора этим органам в связи с возбуждением и расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются для них обязательными (ст. 37 УПК РФ). Обязательны для исполнения требования прокурора к органам следствия и дознания о предоставлении для проверки уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления, а также в иных случаях, предусмотренных УПК РФ.

Согласно Приказу Генеральной прокуратуры РФ от 25 апреля 2000 г. N 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность по запросу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в прокуратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, представляют указанному прокурору оперативно-служебные документы, послужившие основанием для проведении этих мероприятий.

Согласно ст. 33 настоящего ФЗ и ст. 51 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ прокурорский надзор распространяется на все места содержания независимо от категорий содержания в них лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых мерой пресечения избрано содержание под стражей.

В ходе проверки прокурор:

— устанавливает исполнение законов сотрудниками, а также должностными лицами в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

— требует для проверки соответствия закону приказы, распоряжения, инструкции и иные акты, информацию о принимаемых мерах по обеспечению законности;

— проверяет законность и справедливость применения администрацией мер дисциплинарного воздействия за нарушения установленного порядка содержания;

— истребует от должностных лиц и граждан устные и письменные объяснения по поводу нарушения закона.

Следующие требования прокуроров к администрации органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы и в местах содержания задержанных и заключенных под стражу, обязательны для исполнения:

— о предоставлении возможности посещать в любое время эти учреждения;

— о проведении опросов содержащихся в них лиц;

— об ознакомлении с документами, на основании которых эти лица водворены в такие учреждения;

— об отмене дисциплинарных взысканий, наложенных в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных;

— о немедленном их освобождении по постановлению прокурора из штрафного изолятора,

— иные основанные на Законе требования.

2. Любые документы и информация, необходимые органам прокуратуры для осуществления возложенных на них надзорных и иных функций (уголовного преследования, координации деятельности правоохранительных органов и др.), по требованию прокурора или следователя прокуратуры представляются безвозмездно. Это требование Закона в равной мере относится ко всем владельцам и собственникам соответствующих документов, информации и материалов.

3. В зависимости от характера и последствий противодействия при неисполнении требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, для виновных лиц может наступать установленная законом ответственность.

Требования п. 3 ст. 6 Закона обеспечиваются нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, согласно ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства может повлечь административный штраф на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Согласно ст. 19.7 КоАП РФ наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда следует за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

Так, в январе 2007 г. руководитель одного из районных отделений Пенсионного фонда г. Саратова был привлечен к ответственности (оштрафован) за отказ представить необходимые сведения органам прокуратуры.

Неисполнение требований следователя по расследуемому им уголовному делу влечет применение мер принудительного характера, выполняемых непосредственно самим следователем или по его поручению органами дознания в соответствии с нормами УПК РФ. Преступные действия, которыми не исполняются требования следователя, влекут установленную уголовным законодательством ответственность (ст. ст. 306, 307, 308 и другие статьи УК РФ).

rukak.ru

Сайт прокуратуры Хабаровского края

О некоторых вопросах, которые возникают у должностных лиц при проведении прокуратурой проверочных мероприятий

В ходе осуществления органами прокуратуры надзора за исполнением законов, прав и свобод человека и гражданина у должностных лиц органов местного самоуправления, органов контроля, а также у руководителей коммерческих и некоммерческих организаций нередко возникают вопросы касательно законности тех, либо иных действий, которые совершают работники прокуратуры руководствуясь требованиями федерального законодательства.

В силу ст. 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон «О прокуратуре»).

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Редакцией Закона «О прокуратуре» от 07.03.2017 внесены изменения в статью 21 в соответствии с которой проверки, в том числе в отношении коммерческих организаций, проводятся на основании решения по форме, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 № 172. Соответствующее решение доводится до сведения руководства проверяемого лица не позднее дня начала проверки.

По общему правилу, согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.

Таким образом, в силу положений указанной статьи выделяют два вида предоставления информации по требованию прокурора:

— предоставление информации необходимой прокурору при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций без вынесения решения о проведении прокурорской проверки;

— в ходе проведения проверок исполнения законов.

Важно отметить, что непредоставление информации по требованию прокурора, в том числе вне рамок проводимой проверки, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Согласно статье 54 Закона прокурорами, наделенными предусмотренными статьей 6 и пунктом 1 статьи 22 полномочиями, являются также помощники (старшие помощники) прокуроров, действующие в пределах своей компетенции.

Помощник прокурора при проведении проверочных мероприятий с выходом на место наделен правом, при осуществлений возложенных на него функциональных обязанностей, помимо прочего, в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 22 Закона «О прокуратуре»:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 Закона «О прокуратуре», иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с Поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2,2.1,2.3,2.4,2.5 статьи 6 указанного Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
  • получать объяснения от должностных лиц и граждан по вопросам, возникающим в ходе проверки.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций в том числе вправе:

  • требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов, учреждений, а также коммерческих и некоммерческих организаций выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Следует отметить, что органы прокуратуры не налагают штрафные санкции на должностных и юридических лиц. В полномочия прокурора, а также его заместителя входит возбуждение производства по делу об административном правонарушении. В последующем, оценка законности действиям лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, осуществляется либо органом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, либо судьей.

www.prokurorhbr.ru

Ст6 22 федерального закона о прокуратуре российской федерации

об административном правонарушении

« 9 « марта 2011 г . г . Никольск

Мировой судья судебного участка № 2 Никольского района Пензенской области Демин А . Н . , с участием заместителя прокурора Никольского р — на Пензенской обл . Шугурова А . А . , рассмотрев в открытом судебном заседании административный материал в отношении

гражданина / ки / Зебряева Алексея Викторовича . рождения , уроженца / ки обл ., семейное положение — женат , работающего / ей / — директором ООО « Трейд — Сервис « , проживающего / ей / , ранее не привлекался / ась / к административной ответственности , по обвинению в совершении правонарушения по ст . 17 . 7 КоАП РФ ,

Зебряев А . В . обвиняется в совершении правонарушения , предусмотренное

ст . 17 . 7 КоАП РФ при следующих обстоятельствах : . прокурором р — на директору ООО « Трейд — Сервис « было направлено требование прокурора от . — 2010 , согласно которому Зебряеву А . В . директору ООО « Трейд — Сервис « предписано выполнять следующие требования прокурора необходимо ежемесячно направлять в адрес прокуратуры района сведения о совершении преступлений в отношении возглавляемой организации . В информации необходимо отражать сообщались ли о фактах совершения преступлений в правоохранительные органы и каким образом . Информацию необходимо предоставлять не позднее первого числа месяца следующего за отчетным периодом , то есть за декабрь 2010 г . к . .

Зебряев А . В . в судебное заседание не явился , о дне рассмотрения дела надлежащим образом извещен , просит дело рассмотреть в его отсутствие .

Выслушав прокурора ,исследовав материалы дела прихожу к следующему выводу .

Статьей 17 . 7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора , вытекающих из его полномочий , установленных федеральным законом .

Согласно ст . 6 Федерального закона от . « О прокуратуре Российской Федерации « требования прокурора , вытекающие из его полномочий , перечисленных в статьях 9.1 , 22 , 27 , 30 и 33 Настоящего Федерального закона , подлежат безусловному исполнению в установленный срок .

Статьей 21 вышеуказанного Закона предписано , что предметом надзора являются : соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов , действующих на территории Российской Федерации органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций . При осуществлении надзора за исполнением законов органами прокуратуры не подменяют иные государственные органы . Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов , требующих принятия мер прокурором .

Как усматривается из материалов дела основанием для возбуждения административного производства в отношение Зебряева А . В . послужило требование прокурора Никольского р — на Пензенской обл . от . , согласно которого руководителю ООО « Трейд Сервис « было предписано , в связи с проводимой прокуратурой района проверки состояния законности при приеме , регистрации и разрешения заявлений , сообщений и иной информации о совершенных преступлениях , необходимо ежемесячно направлять в адрес прокуратуры района сведения о совершении преступлений в отношении возглавляемой Зебряевым А . В . организации . В информации необходимо отражать сообщалось ли о фактах совершения преступлений в правоохранительные органы и каким образом / направлялись заявление , телефонное сообщение , устное сообщение представителю правоохранительных органов и т . д . / . Информацию следует предоставлять не позднее первого числа месяца / включая информацию за ноябрь 2010 г . / следующего за отчетным периодом . Руководителем ООО « Трейд Сервис « не представлена вышеуказанная информация в прокуратуру Никольского р — на Пензенской обл . за декабрь 2010 г . к сроку . .

Согласно ст . 22 ч . 1 п . 2 Федерального закона от . « О прокуратуре Российской Федерации « прокурор при осуществление возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов , материалов , статистических сведений .

Таким образом из приведенных норм Закона , а также исследованного требования прокурора от . , считаю , что данное требование необоснованное и противоречит ФЗ « О прокуратуре РФ « . Согласно которого прокурор осуществляет надзор в отношении руководителя коммерческой организации , если им нарушается Конституция РФ , соответствующие законы , а также права и интересы граждан . Данных обстоятельств по делу судом не усматривается. Кроме этого требование прокурора вынесено в отношении Зебряева А . В . , возлагает на него обязательства не предписанных Законом и направлены на представлении запрашиваемой информации за будущие периоды , в том числе и на не определенный срок , что также не предусмотрено ФЗ « О прокуратуре РФ « .

Объективная сторона правонарушения , предусмотренного ст . 17 . 7 КоАП РФ состоит в том , что виновный не выполняет требования прокурора / начиная от районного и кончая Генеральным прокурором РФ , в т . ч . и военных прокуроров / , которые он обязан исполнять в соответствии с Законом о прокуратуре .

При изложенных обстоятельствах дела , прихожу к выводу , что производство в отношении Зебряева А . В . следует прекратить на основании ст .24.5 ч . 1 п . 2 КоАП РФ , за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения .

Руководствуясь ст . ст . 29 . 9 — 29 . 11 Кодекса РФ об административных правонарушениях ,

Прекратить производство по делу в отношении Зебряева Алексея Викторовича по ст . 17 . 7 КоАП РФ , на основании ст .24.5 ч . 1 п . 2 КоАП РФ , за отсутствием состава административного правонарушения .

Постановление может быть обжаловано в Никольский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления , через мирового судью .

nikolsky2.pnz.msudrf.ru

Порядок проведения проверки прокуратурой

Вопрос-ответ по теме

На магазин пришла прокуратура принесла требование о предоставлении документов согл. ст.6,22 федерального закона, ни сроков ни за какой период. ст 6.22 федеральный закон о прокуратуре РФ. если у прокуратуры право согл ст 6,22 и в какие сроки предоставляются документы согласно требованию. Крым. Симферополь.

Ст. 22 Закона РФ от 17.01.1992г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предоставляет прокурору право при осуществлении функций по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Однако ссылка на Закон о прокуратуре не является основанием для проведения проверки прокуратурой юридического лица.

На это прямо указал Верховный суд РФ в Постановлении от 06.06.2003г. № 86-В03-2. Согласно позиции Верховного суда, Закон о прокуратуре не предоставляет прокурору произвольного права на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (в том числе, вызов в прокуратуру для дачи объяснения), ст. 22 Закона о прокуратуре связывает это право с нарушением закона.

Таким образом, у прокуратуры должны быть веские основания для проведения проверки того или иного хозяйствующего субъекта, и руководитель предприятия вправе требовать предъявления данных оснований. Основания проведения проверки должны быть надлежащим образом оформлены, а не являться лишь словами сотрудника прокуратуры со ссылкой на ст. 22 Закона о прокуратуре.

В случае, если основания для проведения проверки прокуратурой действительно отсутствуют, и сотрудник прокуратуры не может внятно предъявить такие основания, организация вправе отказать в предоставлении документов. Также можно обратиться в соответствующую прокуратуру субъекта Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации с жалобой на действия подчиненных сотрудников либо в суд.

Закон РФ от 17.01.1992г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Статья 6. Обязательность исполнения требований прокурора

1. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

2. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

3. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 22. Полномочия прокурора

1.Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно».

Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2003 n 86-В03-2

«Как следует из данного постановления, Ф. привлекается к административной ответственности за отказ без уважительной причины явиться в прокуратуру Владимирской области для дачи объяснений по поступившим в прокуратуру области заявлениям депутата Законодательного Собрания Владимирской области К., в которых он, ссылаясь на поступившую от избирателей информацию о приобретении Ф. автомашины марки «Ауди», просил проверить данную информацию на соответствие нормам п. 1 пп. 1 и пп. 8 ст. 11 Федерального закона от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Владимира от 3.02.2003 г. Ф. на основании ст. 17.7 КоАП РФ подвергнут административному штрафу в размере 20 минимальных размеров оплаты труда — 2000 руб.

Решением судьи Владимирского областного суда от 28.02.2003 г. постановление судьи Ленинского районного суда г. Владимира от 3.02.2003 г. оставлено без изменения.

Состоявшиеся по делу судебные постановления подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению по следующим основаниям.

Привлекая Ф. к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, в соответствии с которой умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающее из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, судья исходил из того, что предметом судебного разбирательства является исследование причин неявки Ф. в прокуратуру Владимирской области в указанный в повестках срок (с 17.12.2002 г. по 19.12.2002 г.), а не проверка обоснованности и законности вызовов его в прокуратуру.

При этом судья исходил из того, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, а также из ст. 6 названного Федерального закона, согласно которому требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Отказ судьи исследовать законность вызова Ф. в прокуратуру для дачи объяснений является неправильным.

Как видно из диспозиции ст. 17.7 КоАП РФ, она устанавливает административную ответственность за умышленное неисполнение законных требований прокурора, т.е. требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не предоставляет прокурору права на произвольный, без законного основания, вызов в прокуратуру для дачи объяснений должностных лиц и граждан; в ст. 22 он связывает это право с нарушением законов.

Ни в заявлениях К., поступивших в прокуратуру Владимирской области, ни в повестках на имя Ф. о необходимости явиться в прокуратуру области, не указывается на факты нарушения Ф. как должностным лицом нарушений закона — в данном случае Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Кроме того, как видно из материалов дела, Ф. в связи с получением требования о явке в прокуратуру для дачи объяснений по заявлению К., направил в прокуратуру письменные объяснения, в которых указывал, что не нарушал какой-либо закон и автомобиль марки «Ауди» не приобретал (л.д. 6 — 7).

Следовательно, обстоятельства, связанные с решением вопроса о законности вызова Ф. в прокуратуру, имеют значение для данного дела и подлежали выяснению судьей при его рассмотрении. Отказ судьи от их выяснения повлек вынесение незаконного постановления.

Принцип законности является универсальным, конституционным принципом, определяющим действие всех органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в связи с чем эти органы и должностные лица вправе осуществлять свои полномочия в отношении граждан только на основании Конституции РФ и федеральных законов.

Кроме того, при решении вопроса о праве прокурора требовать объяснения от граждан и должностных лиц по поводу нарушений закона на основании п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо иметь в виду, что в силу ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Следовательно, эти лица вправе отказаться от дачи объяснений против самого себя и других указанных выше лиц, за что они не могут быть привлечены к какой-либо ответственности.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.11 и п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ,

постановление судьи Ленинского районного суда г. Владимира от 3.02.2003 г. и решение судьи Владимирского областного суда от 28.02.2003 г. отменить и производство по делу об административном правонарушении прекратить».

www.rnk.ru

Это интересно:

  • Расходы на аутсорсинг для налога на прибыль Налоговый учет расходов на услуги аутсорсинга Автор: О.А. Мясников, налоговый юрист, канд. юрид. наук Источник: Журнал "Ваш налоговый адвока" №10-2007 Опубликовано: 20 октября 2009 В современных условиях развития […]
  • Общественные начала следственный комитет Общественные начала следственный комитет СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПРИ ПРОКУРАТУРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 15 мая 2008 года N 50 Об утверждении Положения об общественном помощнике следователя Следственного комитета при прокуратуре […]
  • Выезд нотариуса самара Нотариус Шестакова Людмила Викторовна г.Красноярск, ул.Копылова, д. 17 тел.: (391) 298-16-16, 8-967-608-53-17 Browsing: » Home » Физическим лицам » Выезд нотариуса Выезд нотариуса Нотариус совершает нотариальные действия […]
  • Размер пособия на ребенка одиноким матерям Пособие одиноким матерям в 2018 году На федеральном уровне детские пособия для одинокой мамы практически не отличаются от выплат на детей, воспитываемых в полной семье — ни по перечню видов, ни по их размеру. Специальные пособия, […]
  • Заявление о расторжении брака процедура Как расторгнуть брак? Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным. Расторжение брака производится в органах ЗАГС, а в […]
  • Комментарии к закон о занятости населения рф Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1"О занятости населения в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями […]