Комментарий к статье 29 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Хранение документов бухгалтерского учета

В настоящее время документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности достаточно жестко регулируют порядок хранения первичных документов (последняя стадия документооборота). В частности, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено следующее:

  • организация обязана хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет;
  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после отчетного года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз;
  • первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия;
  • ответственность за организацию хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

Мероприятия по обеспечению хранения бухгалтерских документов, обязанности должностных лиц, а также порядок хранения устанавливаются при утверждении учетной политики организации. При этом следует руководствоваться требованиями Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Пунктом 1 ст. 17 упомянутого Закона установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Сейчас продолжает действовать Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранения, утвержденный Главархивом СССР 15.08.1988. Также применяются сроки хранения, установленные в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, и Перечне типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденном Приказом Минкультуры России от 31.07.2007 N 1182.

Для акционерных обществ применяются сроки хранения их документов, установленные Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс.
Кроме того, сроки хранения отдельных учетных регистров, используемых в деятельности экономических субъектов, устанавливаются Трудовым, Налоговым кодексами РФ, иными федеральными законами и подзаконными актами.

Одной из наиболее заметных законодательных новаций нового Закона о бухгалтерском учете в части регулирования документооборота является включение в текст отдельных норм Закона упоминаний об электронном документообороте. В п. 2 ст. 29 также имеется соответствующее уточнение, касающееся хранения средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи. Под названными средствами, по-видимому, понимаются сертификаты ключей ЭЦП.

В настоящее время (до 1 июля 2013 г.) правила использования электронной цифровой подписи в электронных документах регулируются нормами Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». В части обеспечения сохранности сертификата ключа подписи ст. 12 упомянутого Федерального закона установлены следующие обязанности владельца сертификата:

  • не использовать для электронной цифровой подписи открытые и закрытые ключи электронной цифровой подписи, если ему известно, что эти ключи используются или использовались ранее;
  • хранить в тайне закрытый ключ электронной цифровой подписи;
  • немедленно требовать приостановления действия сертификата ключа подписи при наличии оснований полагать, что тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи нарушена.

После 1 июля 2013 г. вступит в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи», нормами ст. 10 которого установлены следующие обязанности участников электронного взаимодействия при использовании усиленных электронных подписей (неквалифицированных и квалифицированных):

  • обеспечивать конфиденциальность ключей электронных подписей, в частности не допускать использование принадлежащих им ключей электронных подписей без их согласия;
  • уведомлять удостоверяющий центр, выдавший сертификат ключа проверки электронной подписи, и иных участников электронного взаимодействия о нарушении конфиденциальности ключа электронной подписи в течение не более чем одного рабочего дня со дня получения информации о таком нарушении;
  • не использовать ключ электронной подписи при наличии оснований полагать, что конфиденциальность данного ключа нарушена;
  • использовать для создания и проверки квалифицированных электронных подписей, создания ключей квалифицированных электронных подписей и ключей их проверки средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия установленным требованиям.

Кроме того, в п. 4 ст. 12 установлено, что средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или предназначенные для использования в информационной системе, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, подлежат подтверждению соответствия обязательным требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности в соответствии с законодательством РФ. Средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих информацию ограниченного доступа (в том числе персональные данные), не должны нарушать конфиденциальность такой информации.

Процитированные выше требования необходимо учитывать при формировании учетной политики организации на 2013 г. и при уточнении функциональных обязанностей должностных лиц, применяющих электронные подписи и организующих электронный документооборот.

www.mosbuhuslugi.ru

Знакомьтесь: новый Закон о бухгалтерском учете

После выхода действующего в настоящее время Федерального закона от 21.11.1996 № 129‑ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129‑ФЗ) прошло 15 лет, за это время устарели многие его положения. Кроме того, при анализе правопрменительной практики были выявлены значительные пробелы норм действующего законодательства, что и послужило основанием для разработки нового правового акта.

Закон № 402‑ФЗ направлен на приведение норм, регламентирующих систему бухгалтерского учета, в соответствие с современными условиями деятельности экономических субъектов для формирования и раскрытия надежной и полезной информации об их финансовом положении и финансовом результате их деятельности.

Рассмотрим отдельные положения нового нормативного документа.

Сфера действия Закона № 402‑ФЗ и понятийный аппарат

В соответствии со ст. 2 Закона № 402‑ФЗ его действие, в частности, распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов.

Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также при составлении бюджетной отчетности.

Заметим, если в настоящее время в силу ст. 4 Закона № 129‑ФЗ организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме учета основных средств и нематериальных активов, то ст. 2 нового закона такой нормы не содержит.

С учетом современных экономических условий законодатель скорректировал понятия, используемые в законе. Для сравнения приведем их в виде таблицы.

Уточнено, какие организации относятся к организациям государственного сектора. В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона № 402‑ФЗ это:

– государственные (муниципальные) учреждения;

– государственные академии наук;

– органы местного самоуправления;

– органы управления государственных внебюджетных фондов;

– органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Таким образом, в целях применения данного закона автономные учреждения относятся к организациям государственного сектора.

Общие требования к бухгалтерскому учету

Впервые в законе, регулирующем ведение бухгалтерского учета, дано определение объекта учета. В соответствии со ст. 5 Закона № 402‑ФЗ к объектам учета отнесены:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Организация ведения бухгалтерского учета. В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона № 402‑ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение бухгалтерских документов организует руководитель экономического субъекта.

В силу п. 3 данной статьи руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Заметим, что на основании действующего Закона № 129‑ФЗ руководители организаций могут осуществлять ведение бухгалтерского учета лично, в новом законе такого положения нет.

Пункт 8 ст. 7 Закона № 402‑ФЗ предусматривает, что в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

– данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя организации, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

– объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя организации, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Отметим, что аналогичные положения предусмотрены п. 4 ст. 7 Закона № 129‑ФЗ, в соответствии с которым всю ответственность в случае разногласий по совершению хозяйственно-финансовой операции и отражению ее в учете несет руководитель организации.

Учетная политика организации. Статья 8 Закона № 402‑ФЗ раскрывает основные требования, предъявляемые к учетной политике. В силу п. 2 данной статьи учетную политику формирует субъект бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Автономные учреждения формируют свою учетную политику, руководствуясь инструкциями № 157н [1] и 183н [2] .

Согласно п. 6 Инструкции №157н актами субъекта учета, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику субъекта учета, утверждаются:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;

– методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

– порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

– формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные указанной инструкцией;

– порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

– иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Как предусмотрено и действующими положениями, изложенными в п. 3 ст. 6 Закона № 129‑ФЗ, учетная политика должна применяться последовательно, из года в год.

Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

– изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

– разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

– существенного изменения условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловлено причиной такого изменения.

Первичные учетные документы. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 402‑ФЗкаждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом.

Отметим, что перечень обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ, аналогичен перечню реквизитов, содержащемуся в ст. 9 Закона № 129‑ФЗ:

– дата составления документа;

– наименование экономического субъекта, составившего документ;

– содержание факта хозяйственной жизни;

– величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

– наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

– подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Новшеством, на которое следует обратить внимание, является отсутствие обязанности применять первичные учетные документы из альбома унифицированных форм.

С 01.01.2013 согласно п. 4 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора (к которым относятся автономные учреждения) устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Таким образом, как и с 01.01.2011, автономные учреждения при оформлении хозяйственно-финансовых операций руководствуются первичными учетными документами, утвержденными Приказом Минфина РФ № 173н [3] .

По-иному звучит в новом законе норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах. В силу п. 7 ст. 9 Закона № 402‑ФЗ они допускаются только в случаях, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Так, в соответствии с п. 10 Инструкции № 157н принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

Хранение документов бухгалтерского учета. Как установлено и ст. 17 Закона № 129‑ФЗ, организации должны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность в течение сроков, утверждаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года.

При этом п. 2 ст. 29 Закона № 402‑ФЗ уточняется, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений (п. 3 ст. 29 Закона № 402‑ФЗ).

Инвентаризация активов и обязательств. В соответствии со ст. 11 Закона № 402‑ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При этом в п. 3 данной статьи установлено, что случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Как указано в п. 20. Инструкции № 157н, инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Требования установлены ст. 13 Закона № 402‑ФЗ. Главное ее предназначение – обеспечить достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В соответствии с п. 2 указанной статьи каждый экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется экономическим субъектом в случаях, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений организации, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности производятся в порядке и случаях, установленных федеральными законами. Опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, осуществляется вместе с аудиторским заключением.

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Закона № 402‑ФЗ).

Состав бухгалтерской (финансовой отчетности) определен в ст. 14 Закона № 402‑ФЗ. В силу п. 2 ст. 14 Закона № 402‑ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Состав отчетных форм для организаций государственного сектора определяется в соответствии с бюджетным законодательством РФ. Для автономных учреждений состав отчетных форм определен Инструкцией 33н [4] .

В соответствии с п. 12 Инструкции № 33н в состав бухгалтерской отчетности включаются следующие формы отчетов:

– Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730);

– Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);

– Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710);

– Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);

– Отчет о принятых учреждением обязательствах (ф. 0503738);

– Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721);

– Пояснительная записка к Балансу учреждения (ф. 0503760);

– Разделительный (ликвидационный) баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503830);

Отчетный период, отчетная дата. Согласно ст. 15 Закона № 402‑ФЗ отчетным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (отчетным годом) является календарный год – с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица. Заметим, что аналогичные регламентации содержит ст. 14 Закона № 129‑ФЗ, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Особенности составления отчетности при реорганизации юридического лица регламентированы ст. 16 Закона № 402‑ФЗ. Отметим, в действующем Законе № 129‑ФЗ таких разъяснений не содержится.

В соответствии с п. 1 данной статьи последним отчетным годом для реорганизуемой организации, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты ее внесения (п. 2 ст. 16 Закона № 402‑ФЗ).

В силу п. 3 ст. 16 Закона № 402‑ФЗ реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). Отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц.

При этом в п. 8 указанной статьи сообщается, что порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Отчетность при ликвидации юридического лица. В соответствии со ст. 17 Закона № 402‑ФЗ отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения этой записи. Она составляется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.

Внутренний контроль в организации

О необходимости осуществления внутреннего контроля в учреждении говорилось на страницах нашего журнала неоднократно. При этом четкой нормы не было ни в одном правовом документе. После вступления в силу Закона № 402‑ФЗ экономический субъект будет обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ст. 19 Закона № 402‑ФЗ). В связи с этим рекомендуем уже сейчас заняться разработкой Положения о внутреннем контроле в учреждении. Структурой данного документа будут предусмотрены следующие основные разделы:

– порядок контроля отдельных операций;

– обработка и контроль документов;

– отчетность по контролю;

– рассмотрение жалоб и предложений.

В каждом из перечисленных разделов следует выделить подразделы, в которых будет осуществлен переход от общих норм к особенностям контроля отдельных операций с учетом видов деятельности.

  1. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
  2. Инструкция по применению бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
  3. Приказ Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
  4. Приказ Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Подписывайтесь на главное от «Клерка» на Яндекс.Дзен. Самый умиротворяющий бухгалтерский сервис.

www.klerk.ru

Новый Закон о бухгалтерском учете. Коротко о главном (Сизонова О.)

Дата размещения статьи: 20.09.2015

Основная цель изменения Закона о бухгалтерском учете заключается в том, чтобы привести его в соответствие с международными (федеральными, отраслевыми) стандартами. В связи с этим, в частности, расширен и уточнен понятийный аппарат, введены новые нормы по организации и ведению бухгалтерского учета.

Цели, предмет, сферы действия Федерального закона N 402-ФЗ

Первое, что сделали законодатели, — конкретизировали цели и предмет нового Закона. Теперь в нем четко сказано, что Федеральный закон N 402-ФЗ устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также к созданию правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

Сфера действия Федерального закона N 402-ФЗ обширнее, чем у Федерального закона N 129-ФЗ. В отношении бюджетного сектора отмечено, что данный Закон распространяется на некоммерческие организации (в том числе казенные, бюджетные и автономные учреждения), а также на государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов. При этом отдельным пунктом выделено, что данный Закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности (п. п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Также в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, указано, в каких случаях он не применяется. В частности, при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение данного Закона (п. 5 ст. 2 Федерального закона N 402-ФЗ).

Понятийный аппарат

Некоторые термины и их определения, содержавшиеся ранее в аналогичном документе, изложены в новой редакции. Для сравнения приведем их в таблице.

В редакции Федерального закона

В редакции Федерального закона

систематизированной информации об

Федеральным законом N 402-ФЗ, в

соответствии с требованиями,

установленными Федеральным законом

N 402-ФЗ, и составление на ее основе

Представляет собой упорядоченную

систему сбора, регистрации и

обобщения информации в денежном

выражении об имуществе,

обязательствах организаций и их

движении путем сплошного,

непрерывного и документального учета

всех хозяйственных операций

Информация о финансовом положении

экономического субъекта на отчетную

дату, финансовом результате его

деятельности и движении денежных

средств за отчетный период,

систематизированная в соответствии с

Федеральным законом N 402-ФЗ

Единая система данных об

имущественном и финансовом положении

организации и о результатах ее

составляемая на основе данных

бухгалтерского учета по

Руководитель экономического субъекта

Лицо, являющееся единоличным

экономического субъекта, либо лицо,

ответственное за ведение дел

экономического субъекта, либо

управляющий, которому переданы

функции единоличного исполнительного

Руководитель исполнительного органа

организации либо лицо, ответственное

за ведение дел организации

Отметим, что изменения в понятии бухгалтерского учета связаны отчасти с внесением изменений в перечень объектов учета. Об этом поговорим далее.

Организация и ведение бухгалтерского учета

Объекты бухгалтерского учета. Если раньше такими объектами являлись имущество и обязательства организаций, а также хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, то теперь их перечень существенно расширен.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования его деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Таким образом, неизменным названием объекта бухгалтерского учета остались только обязательства. Имущество теперь называется активами, хозяйственные операции — фактами хозяйственной жизни. Другие объекты учета добавлены вновь. Наибольший интерес вызывает последний из перечисленных — иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.

Для справки. Федеральные стандарты для организаций государственного сектора разрабатывает уполномоченный федеральный орган в порядке, установленном ст. 27 Федерального закона N 402-ФЗ.

Отметим, что в настоящее время федеральные стандарты для государственного сектора еще не утверждены, однако с их проектами можно ознакомиться на сайте Минфина .

Возложение обязанности ведения бухгалтерского учета. С 2013 г. изменились отдельные требования по организации бухгалтерского учета. Теперь руководитель экономического субъекта (в том числе учреждения бюджетной сферы) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ). Напомним, ранее согласно Федеральному закону N 129-ФЗ в зависимости от объема учетной работы руководители организации лично могли вести бухгалтерский учет. Теперь такое положение неприемлемо.

В отношении лиц, на которых могут быть возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета, Федеральным законом N 402-ФЗ установлены определенные требования. Рассмотрим их в таблице.

Требования, установленные к данным лицам

услуг по ведению

1) наличие высшего профессионального

2) наличие стажа работы, связанной с

ведением бухгалтерского учета,

составлением бухгалтерской (финансовой)

отчетности либо с аудиторской

деятельностью, не менее трех лет из

последних пяти календарных лет, а при

отсутствии высшего профессионального

образования по специальностям

бухгалтерского учета и аудита — не менее

пяти лет из последних семи календарных

3) отсутствие неснятой или непогашенной

судимости за преступления в сфере

услуг по ведению

должно иметь не менее одного работника,

отвечающего указанным выше требованиям,

с которым заключен трудовой договор

лицо, на которое

в отношении главных бухгалтеров

отдельных экономических субъектов РФ

применяются указанные выше для

физических лиц требования. При этом

отметим, что на главных бухгалтеров

учреждений данные требования не

распространяются. К главному бухгалтеру

или иному должностному лицу, на которое

возлагается ведение бухгалтерского

учета, в государственном (муниципальном)

учреждении могут устанавливаться

дополнительные требования другими

Обратите внимание! Стоит отметить, что требования, установленные п. п. 4, 6 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ, не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на 01.01.2013 уже возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета (п. 2 ст. 30 Федерального закона N 402-ФЗ).

Порядок урегулирования разногласий между руководителем и главным бухгалтером. В п. 8 ст. 7 Федерального закона N 402-ФЗ введено положение, согласно которому в случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (далее — бухгалтер):

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) бухгалтером к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) бухгалтером в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Напомним, ранее в п. 4 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ содержалось аналогичное положение. В случае возникновения разногласий между главным бухгалтером и руководителем по осуществлению отдельных хозяйственных операций возможно было принятие к исполнению первичных учетных документов без подписи главного бухгалтера с письменного разрешения руководителя.

Как видим, теперь в Федеральном законе N 402-ФЗ содержится более подробный порядок урегулирования разногласий, и не только в отношении первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, но и касательно бухгалтерской отчетности.

Учетная политика. В Федеральном законе N 402-ФЗ учетной политике посвящена отдельная статья (ст. 8). В ней, в частности, говорится, что экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

В настоящее время бухгалтерский учет в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкциями N 157н , N 162н , N 174н , N 183н (в зависимости от типа учреждения). Что касается указанных стандартов, как уже было отмечено выше, для учреждений бюджетного сектора они еще не утверждены.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н учетная политика государственного (муниципального) учреждения должна содержать:

— рабочий план счетов бухгалтерского учета;

— методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;

— порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

— правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;

— формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы документов. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;

— порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;

— иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.

Как и прежде, учетная политика применяется последовательно из года в год. В соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ изменения в учетную политику могут вноситься:

1) при изменении требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

Напомним, ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ содержались аналогичные нормы, но изложены они были по-другому. Таким образом, их суть не поменялась, чего не скажешь о следующем пункте.

В п. 7 ст. 8 Федерального закона N 402-ФЗ сказано, что изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ не было слов «если иное не. «.

Отметим, до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ в практике государственных (муниципальных) учреждений имелись случаи, когда учетная политика менялась в течение года. Так, например, бюджетное учреждение сменило свой тип на автономное в середине года, соответственно, изменение учетной политики было произведено на дату изменения типа учреждения. В настоящее время данный пробел в законодательстве устранен.

Первичные учетные документы. Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом. Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ говорилось, что каждая хозяйственная операция должна оформляться оправдательными документами. От того, что в данную норму внесены коррективы, суть ее не изменилась.

Важным нововведением является отсутствие в Федеральном законе N 402-ФЗ требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, однако это не распространяется на учреждения государственного сектора (п. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ). В отношении данных учреждений в этом пункте сказано: формы первичных учетных документов для них устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. То есть государственные (муниципальные) учреждения используют в своей деятельности формы первичных учетных документов, утвержденные Приказом Минфина России N 173н . По тем фактам хозяйственной жизни (операциям), для оформления которых унифицированные формы документов не утверждены, учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает их в составе учетной политики с указанием в них обязательных реквизитов, приведенных в п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ. Аналогичный перечень реквизитов содержится в п. 7 Инструкции N 157н:

— дата составления документа;

— наименование экономического субъекта, составившего документ;

— содержание факта хозяйственной жизни;

— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

— наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

— подписи лиц, предусмотренных выше, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

Также по-новому изложена норма, касающаяся исправлений в первичных учетных документах (для сравнения рассмотрим ее в таблице).

В редакции Федерального закона

В редакции Федерального закона

В первичном учетном документе

допускаются исправления, если иное

не установлено федеральными законами

или нормативными правовыми актами

регулирования бухгалтерского учета.

Исправление в первичном учетном

документе должно содержать дату

исправления, а также подписи лиц,

составивших документ, в котором

произведено исправление, с указанием

их фамилий и инициалов либо иных

реквизитов, необходимых для

идентификации этих лиц (п. 7 ст. 9)

Внесение исправлений в кассовые и

банковские документы не допускается.

В остальные первичные учетные

документы исправления могут

вноситься лишь по согласованию с

участниками хозяйственных операций,

что должно быть подтверждено

подписями тех же лиц, которые

подписали документы, с указанием

даты внесения исправлений (п. 5

Напомним, для государственных (муниципальных) учреждений порядок исправления первичных учетных документов содержится в п. 10 Инструкции N 157н. В нем сказано, что принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформлены операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бухгалтерскому учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с проставлением надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

По сути, в порядке исправления документов для учреждений государственного сектора ничего не поменялось.

Инвентаризация активов и обязательств. Положения об инвентаризации в Федеральном законе N 402-ФЗ, в отличие от Федерального закона N 129-ФЗ, сокращены. Можно сказать, что теперь в Законе содержатся только основные положения об инвентаризации активов и обязательств.

Так, в соответствии со ст. 11 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением инвентаризации, проведение которой обязательно. Обязательное проведение инвентаризации предусмотрено законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.

Для справки. Согласно п. 20 Инструкции N 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств в государственных (муниципальных) учреждениях проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. На сегодняшний день такой порядок установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Хранение документов бухгалтерского учета. Несмотря на внесение изменений в нормы, предусматривающие порядок хранения документов, основные требования остались прежними. То есть первичные документы, регистры бухгалтерского учета, а также бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Для справки. Хранение документов по бухгалтерскому учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях осуществляется в соответствии с Приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

В новом Законе более подробно прописано положение о том, что документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, следует хранить не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (п. 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ).

Ранее в Федеральном законе N 129-ФЗ было установлено, что ответственность за хранение первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и отчетности несет руководитель организации.

Новый Закон такой нормы уже не содержит, однако в п. 3 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете N 402-ФЗ говорится, что экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Внутренний контроль. Статьей 19 Федерального закона N 402-ФЗ введена новая норма, в соответствии с которой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Однако для учреждений бюджетного сектора это не является новшеством, так как для них такое положение установлено в п. 6 Инструкции N 157н. Выше мы отмечали, что учетная политика государственных (муниципальных) учреждений должна обязательно содержать порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.

Бухгалтерская отчетность. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждениях государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством (п. 4 ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ). Аналогичное положение и раньше содержалось в Федеральном законе N 129-ФЗ.

В заключение отметим также, что новым Законом введены нормы, предусматривающие особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица (ст. ст. 16, 17 Федерального закона N 402-ФЗ).

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Это интересно:

  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Рассмотрение в упрощенном порядке в арбитражном суде это что Рассмотрение в упрощенном порядке в арбитражном суде это что С 01 июня 2016 года вступили в силу очередные изменения в главу 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В порядке упрощенного производства подлежат […]
  • Приказ на принятие учетной политики Образец приказа о принятии учетной политики на 2016 год Образец приказа о принятии учетной политики организации на 2016 год Приказ № __ от «___»_________________2016 г. о принятии учетной политики на предприятии для целей […]
  • Выдача пособия по временной Пособие по временной нетрудоспособности Данное пособие по сути является компенсацией работнику заработка, утраченного из-за болезни или по некоторым другим причинам. Узнать, на сколько денег вы можете рассчитывать и что нужно для их […]
  • Недееспособные граждане рф Признание гражданина недееспособным. Основания и порядок Понятия полной, частичной дееспособности и недееспособности стоят в одном ряду и направлены на присвоение человеку , как гражданину , определенных прав и обязанностей. В силу […]
  • Приказ 2885 Правительство России Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год Распоряжение от 28 декабря 2016 года №2885-р. Перечень жизненно необходимых и важнейших […]