Комментарий к статье 9 Закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»: Первичные учетные документы

Комментарий к п. 1 ст. 9

Общее требование по оформлению первичными учетными документами всех фактов хозяйственной жизни представляется очевидным.
Отличие от аналогичного требования, содержавшегося в прежнем Законе о БУ, в том, что первичные документы более не будут называться оправдательными, а также в том, что оформлению подлежат не хозяйственные операции, а факты хозяйственной жизни.

По нашему мнению, данное определение представляется не вполне корректным, так как на уровне терминологии (используемой новым Законом о бухгалтерском учете) факты хозяйственной жизни и объекты бухгалтерского учета не являются идентичными понятиями.

Комментарий к п. 2 ст. 9

Пункт 2 ст. 9 комментируемого Закона содержит перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный учетный документ.
В соответствии с аналогичной нормой, содержавшейся в п. 2 ст. 9 прежнего Закона о БУ, перечень обязательных реквизитов был установлен для документов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

С одной стороны, с 2013 г. применение унифицированных форм не является обязательным. Поэтому соответствующая оговорка в тексте нормы п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете не воспроизведена. С другой — перечень обязательных реквизитов теперь применяется к любым формам учетной документации, используемой организацией (экономическим субъектом).

Все основные обязательные реквизиты сохранены. Однако имеются и некоторые особенности.

Во-первых, фактически расшифровано прежнее название реквизита «измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении» — под ним понимается количество в натуральном измерении, единица измерения и сумма оценки соответствующего актива или обязательства.

Во-вторых, в соответствии с общим изменением терминологии в наименовании реквизитов используется понятие факта хозяйственной деятельности (вместо хозяйственной операции).

Наконец, в-третьих, на наш взгляд, самым существенным изменением является то, что первичные документы теперь могут подписывать не только лица, ответственные за правильность его оформления, но и лица, ответственные за совершение (правильность совершения) сделки или события.

Комментарий к п. 3 ст. 9

Данное требование также перенесено из прежнего Закона о БУ практически дословно. Изменения коснулись терминологии.

Комментарий к п. 4 ст. 9

Норма п. 4 принципиально новой не является. Руководитель организации и ранее имел право (или был обязан) утверждать формы первичной учетной документации. Разница в том, что ранее это касалось только тех форм, которые не были унифицированными. С 2013 г. руководитель экономического субъекта обязан утверждать исключительно все формы, используемые в организации.

Следует обратить внимание на то, что образцы форм на утверждение должно представлять лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, в том случае, когда обязанности по ведению бухгалтерского учета передаются сторонней организации (на условиях договора аутсорсинга или аналогичного), представлять формы документов должен специалист, с которым заключен соответствующий договор.

В организациях государственного сектора (на которые действие п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете не распространяется) порядок применения форм первичных учетных документов регулируется отдельными нормами Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, а также Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

При этом, как следует из Перечня унифицированных форм первичных учетных документов, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями (Приложение 1 к Приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н), организациями государственного сектора могут применяться формы первичных учетных документов для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (класса 05 «Унифицированная система бухгалтерской финансовой, учетной и отчетной документации сектора государственного управления» ОКУД), а также формы документов класса 03 «Унифицированная система первичной учетной документации» ОКУД (то есть те, которые ранее применялись хозяйствующими субъектами иных отраслей и видов деятельности). Таким образом, альбомы унифицированных форм первичной учетной документации могут по-прежнему использоваться в практике документооборота между экономическими субъектами, хотя и в ограниченном масштабе.

Комментарий к п. 5 ст. 9

Принципиально новым в норме п. 5 ст. 9 является упоминание об электронных документах и об электронной цифровой подписи.

Как уже отмечалось, действующий в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» утрачивает силу с 1 июля 2013 г. Вместо него после указанной даты должен вступить в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ введены, в частности, следующие основные понятия:

  • электронный документ — документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;
  • электронная цифровая подпись — реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;
  • закрытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, известная владельцу сертификата ключа подписи и предназначенная для создания в электронных документах электронной цифровой подписи с использованием средств электронной цифровой подписи;
  • открытый ключ электронной цифровой подписи — уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • сертификат ключа подписи — документ на бумажном носителе или электронный документ с электронной цифровой подписью уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ электронной цифровой подписи и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности электронной цифровой подписи и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

При использовании открытых ключей подписи дополнительные расходы, связанные с применением ЭЦП, как правило, минимальны, а дополнительных мероприятий по обеспечению сохранности сертификата ключа подписи не требуется. Однако на практике при осуществлении коммерческих расчетов, расчетов, связанных с получением бюджетных средств, представлением бухгалтерской и иной отчетности, наиболее целесообразным представляется использование закрытого ключа.

Условия признания ЭЦП установлены нормами ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:

  • сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  • подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
  • электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Особенности использования электронной цифровой подписи в сфере государственного управления установлены ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ.

В Федеральном законе от 06.04.2011 N 63-ФЗ, который должен вступить в силу с 1 июля 2013 г., существенно изменена терминология. В частности, введены понятия неквалифицированной и квалифицированной электронных подписей, а также уточнен порядок получения сертификатов ключей, организации взаимодействия между организациями, использующими электронные подписи, и удостоверяющими центрами.

Статьей 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ специально оговорено, что сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Комментарий к п. 6 ст. 9

Данная норма не является принципиально новой. Аналогичное требование содержалось в п. 7 ст. 9 прежнего Закона о БУ. Отличия от новой нормы представляются исключительно терминологическими.

Обращаем внимание на то, что в п. 6 ст. 9 нового Закона о бухгалтерском учете речь идет именно о первичных учетных документах (а не об отчетности). Таким образом, чаще всего необходимость дублирования данных электронного документа на бумажном носителе будет возникать в силу коммерческого договора (с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками и т.п.). Такими документами, в частности, могут быть расчетные документы, а также документы, опосредующие движение материально-производственных запасов (например, накладные). Также можно предположить, что в настоящее время подобные требования договоров будут характерны для условий, касающихся представления счетов-фактур (по суммам НДС). Счета-фактуры теперь также могут представляться в электронном виде, однако пока эта практика широкого распространения не получила.

Комментарий к п. 7 ст. 9

Отличия нормы нового Закона о бухгалтерском учете, регулирующей порядок внесения исправлений в первичные учетные документы, от ранее действовавшей также можно считать существенными.

Во-первых, уточнен порядок внесения исправлений. Ранее исправления в первичные учетные документы могли вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. При этом оставалось неясным, каким образом должно было оформляться указанное согласование. Теперь же фактически установлено, что для подтверждения согласия заинтересованных лиц достаточно их подписи (и расшифровки подписи). То есть, например, при необходимости внесения исправлений в авансовый отчет исправления должны быть подтверждены не только тем, кто фактически их вносил (бухгалтера), но и подотчетным лицом. Исправления в двусторонних актах (например, при оформлении приемки выполненных работ или оказанных услуг) должны подтверждаться представителями обеих сторон, подписавшими документ, и т.д.

Следует обратить внимание еще на одну деталь. Нормой п. 5 ст. 9 прежнего Закона о БУ прямо запрещалось внесение исправлений в кассовые и банковские документы. В новом Законе о бухгалтерском учете эта норма фактически расширена. Вместе с тем измененная норма обязывает бухгалтера точно знать, что внесение исправлений в тот или иной первичный учетный документ не запрещено.

В настоящее время, по нашим данным, действует один явно сформулированный запрет на внесение изменений: в соответствии с п. 2.1 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом Банка России от 12.10.2011 N 373-П, не допускается внесение исправлений в кассовые документы.

Внесение исправлений в банковские документы (подготавливаемые организациями, находящимися на расчетно-кассовом обслуживании), скорее всего, будет невозможно по факту — представитель кредитной организации просто не будет принимать к исполнению документы с исправлениями.

Комментарий к п. 8 ст. 9

Изъятие бухгалтерских документов может производиться, в частности, при проведении мероприятий налогового контроля, при производстве дел об административных правонарушениях, в рамках производства по уголовным делам. Порядок и правила изъятия документов установлены соответствующими Кодексами — НК РФ, КоАП РФ, АПК РФ, УПК РФ и т.д. Так, в частности, порядок изъятия документов в порядке административных процедур регулируется ст. 27.10 КоАП РФ. При осуществлении налоговых проверок и расследований по уголовным делам изъятие документов производится, как правило, в рамках выемки.

Пунктом 100 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ установлено, что первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ.

Особенности изъятия электронных документов на уровне законодательства пока не определены. По нашему мнению, в данном случае речь должна идти об изъятии носителей, на которых размещены такие документы. Следовательно, правило об изготовлении копий электронных документов на практике следует понимать как предоставление бухгалтерии (документы которой изымаются) возможности сделать бумажные и (или) электронные копии (на другом носителе) изымаемых документов.

www.mosbuhuslugi.ru

Ст 9 федерального закона n 402-фз

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В нем не содержатся требования о необходимости составления первичных учетных документов по унифицированным формам. Означает ли это, что абсолютно все ранее применявшиеся унифицированные формы не обязательны к использованию? Вопрос оформления первичных учетных документов чрезвычайно важен для хозяйствующих субъектов. Ведь документы, оформленные в соответствии с законодательством, в частности, подтверждают для целей исчисления налога на прибыль произведенные налогоплательщиком расходы, а также доказывают обоснованность применения вычетов по НДС. Поэтому использование документов, формы которых не соответствуют установленным требованиям, может повлечь неблагоприятные для хозяйствующих субъектов последствия.

Составление первичных учетных документов

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ первичным учетным документом оформляется каждый факт хозяйственной жизни. Отметим, что до 1 января 2013 г. согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) указанный документ составлялся по каждой хозяйственной операции. Однако понятия «хозяйственная операция» и «факт хозяйственной жизни» не идентичны.

Факт хозяйственной жизни — это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). В Законе N 129-ФЗ не было определено понятие «хозяйственные операции», но из п. 2 ст. 1 этого Закона следовало, что таковыми признавались все операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

Таким образом, содержащееся в Законе N 402-ФЗ понятие «факт хозяйственной жизни» шире понятия «хозяйственная операция», которое использовалось в Законе N 129-ФЗ. И здесь возникает главный вопрос, волнующий специалистов: какие факты хозяйственной жизни могут оформляться первичными учетными документами, которые составлены по формам, самостоятельно разработанным организацией, а когда применение унифицированных форм остается обязательным? Ведь постановления Госкомстата РФ, которыми утверждались унифицированные формы первичной учетной документации, не отменены.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2014 г. в ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ уточнено: не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Определения понятий мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета содержатся в ч. 2 ст. 10 Закона N 402-ФЗ. Кроме того, с указанной даты в ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ вступает в силу уточнение, согласно которому обеспечение своевременной передачи первичных учетных документов для внесения содержащихся в них данных в регистры бухгалтерского учета и обеспечение достоверности таких данных осуществляет лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственности за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

Собственные формы первичных учетных документов

Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов, применяемых организацией (за исключением организаций государственного сектора), должен определять руководитель организации. При этом в указанном Законе нет требования об обязательном применении унифицированных форм. Напомним, до 1 января 2013 г. применять самостоятельно разработанные формы первичных документов можно было только в случае, если необходимая форма отсутствовала в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Однако заметим, что даже при составлении первичных документов не по унифицированным формам налогоплательщикам удавалось отстоять в суде правомерность признания расходов (подробнее см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Разрабатывая собственные формы первичных учетных документов, можно взять за основу унифицированные формы, добавив или удалив часть реквизитов. Кроме того, целесообразно использовать ГОСТ Р 6.30-2003 «Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов».

При разработке следует учитывать, что первичный учетный документ обязательно должен содержать реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ:

— наименование и дата составления документа;

— наименование экономического субъекта, составившего документ;

— содержание факта хозяйственной жизни;

— величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

— подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за ее оформление, либо лиц, ответственных за оформления свершившегося события.

Необходимо иметь в виду, что перечень реквизитов по отдельным первичным учетным документам может быть расширен другими нормативными актами. Например, требования к реквизитам путевого листа содержатся в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 N 152, принятом во исполнение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Помимо собственных форм хозяйствующие субъекты могут воспользоваться рекомендованной ФНС России в Письме от 21.10.2013 N ММВ-20-3/[email protected] формой универсального передаточного документа. Данная форма разработана на основе действующей формы счета-фактуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Помимо обязательных реквизитов счета-фактуры, перечисленных в п. п. 5, 6 ст. 169 НК РФ, универсальный передаточный документ содержит обязательные реквизиты первичного учетного документа, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. В связи с этим такой документ можно использовать как для отражения факта хозяйственной жизни в целях бухучета, так и в целях обложения НДС и налогом на прибыль. Порядок заполнения отдельных реквизитов, а также перечень операций, для оформления которых можно применять универсальный передаточный документ, содержатся в приложениях к указанному Письму.

Как уже говорилось, руководителю организации необходимо определить применяемые формы первичных учетных документов (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Следует также обратить внимание на то, что первичный учетный документ может быть составлен в электронном виде (ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). А как известно, для обмена электронными документами нужно, чтобы у участников электронного документооборота были совместимыми форматы документов. Соответственно, при разработке собственных форм документов и их форматов возникнет сложность в осуществлении электронного документооборота. Отметим, что на основе унифицированных форм уже разработаны и Приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/[email protected] утверждены рекомендуемые форматы широко применяемых документов: товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг). В электронном виде эти документы можно передать в налоговый орган (для подтверждения расходов в целях исчисления налога на прибыль и для иных целей по запросу инспекции) и контрагентам.

Унифицированные формы первичных учетных документов

С 1 января 2013 г. требование о применении унифицированных форм при составлении первичных учетных документов в Законе N 402-ФЗ отсутствует, но их использование привычно для многих хозяйствующих субъектов. Кроме того, самостоятельная разработка форм документов, отличных от унифицированных, требует времени, специальных знаний и дополнительных затрат на настройку программного обеспечения под новые бланки, а применение таких форм может вызвать затруднения в работе как внутри организации, так и с контрагентами.

Запрета на использование унифицированных форм в Законе N 402-ФЗ не содержится, поэтому их по-прежнему можно применять, утвердив такое решение в учетной политике или отдельным приказом руководителя.

Кроме того, отказываться от применения всех унифицированных форм довольно рискованно.

В Информации N ПЗ-10/2012 Минфин России отметил, что обязательными к применению остаются формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на их основании (например, формы кассовых документов).

Действительно, Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) предусмотрено применение следующих унифицированных форм:

— приходные и расходные кассовые ордера (формы N КО-1 и КО-2);

— кассовая книга (форма N КО-4);

— книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма N КО-5);

— расчетно-платежные и платежные ведомости (формы N Т-49 и Т-53).

Указанные формы утверждены Постановлениями Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, от 05.01.2004 N 1. Отметим, что это не все унифицированные формы, которые и c 2013 г. обязательны к применению, несмотря на предоставленную свободу разработки собственных форм.

Кроме того, неприменение унифицированных форм документов при учете труда и его оплаты может повлечь нежелательные для организаций последствия. Вопросу применения этих форм посвящен следующий раздел настоящего спецвыпуска.

Есть и другие обязательные к применению формы первичных документов. Однако требование, содержащееся в ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, общее: формы должен определить руководитель экономического субъекта. Поэтому во избежание разногласий с контролирующими органами использование унифицированных форм лучше утвердить приказом руководителя либо предусмотреть в учетной политике.

Особенности применения унифицированных форм первичных учетных документов по учету труда и его оплаты

Отдельного внимания заслуживает вопрос применения унифицированных форм для оформления событий, которые происходят в сфере трудовых отношений (прием на работу, увольнение работника, предоставление ему отпуска и др.). По мнению Роструда, после вступления в силу Закона N 402-ФЗ, то есть с 1 января 2013 г., негосударственные организации вправе использовать формы первичных учетных документов, разработанные ими самостоятельно (Письма от 09.01.2013 N 2-ТЗ, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1).

В качестве примера Роструд упоминает личную карточку работника (форма N Т-2) и отмечает, что первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Аналогичные разъяснения были даны негосударственным организациям и в отношении формы N Т-3 «Штатное расписание» (Письмо Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1).

Форма личной карточки работника (форма N Т-2), как и иные унифицированные формы первичных учетных документов по учету труда и его оплаты, утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление N 1). В то же время необходимо принимать во внимание, что требования о применении этой унифицированной формы для ведения воинского учета установлены п. 27 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 в соответствии с п. 6 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Рассматривая вопрос об оформлении первичных документов при направлении работника в служебную командировку, Минтруд России в Письме от 14.02.2013 N 14-2-291 отметил, что соответствующие документы (в частности, командировочное удостоверение) должны быть составлены по формам, утвержденным Постановлением N 1. Роструд в Письме от 04.03.2013 N 164-6-1 также разъяснил, что при оформлении командировочного удостоверения следует использовать унифицированную форму N Т-10 и руководствоваться указаниями по ее заполнению, утвержденными данным Постановлением.

При разъяснении вопроса учета рабочего времени в случае работы сотрудников по сменному графику Минтруд России (п. 3 Письма от 24.05.2013 N 14-1-1061) отметил, что ч. 4 ст. 91 ТК РФ установлена обязанность работодателя по ведению учета отработанного работниками времени. Для этого предусмотрены унифицированные формы табеля учета рабочего времени N N Т-12 и Т-13, утвержденные Постановлением N 1.

Как указал Минфин России в Информации N ПЗ-10/2012 с 1 января 2013 г. остаются обязательными к применению формы первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии с другими федеральными законами и на основании таких законов.

Кроме того, необходимо отметить, что требования к первичным учетным документам, содержащиеся в ст. 9 Закона N 402-ФЗ, можно лишь частично применить к документам, используемым для оформления событий в сфере трудовых отношений. Так, в ч. 5 ст. 9 Закона N 402-ФЗ предусмотрена возможность составления первичного учетного документа в электронном виде. В то же время Трудовой кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, такой возможности не допускают. Например, в абз. 3 п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, прямо установлено, что отчет работника о работе, выполненной в командировке, представляется работодателю в письменной форме. Унифицированные формы служебного задания, отчета о его выполнении и командировочного удостоверения также содержатся в Постановлении N 1.

С учетом изложенного можно прийти к выводу, что оформление документов с использованием самостоятельно разработанных форм для учета труда и его оплаты может вызвать претензии со стороны проверяющих органов, поскольку в новой форме могут быть не учтены (не полностью учтены) требования трудового законодательства, предъявляемые к конкретному документу.

Например, личная карточка работника должна содержать графы, в которые необходимо вносить сведения о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении (п. 12 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225). В то же время данные сведения не входят в перечень, приведенный в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Таким образом, что касается составления документов по учету труда и его оплаты, то в настоящее время организациям целесообразнее использовать унифицированные формы, утвержденные Постановлением N 1. И, как уже отмечалось, применение данных унифицированных форм в соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ необходимо утвердить либо отдельным приказом руководителя организации, либо приложением к учетной политике.

По материалам обзоров Консультант Плюс

www.artiks.ru

Новый закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Приказом Минфина России от 30.11.2011 N 440 в целях повышения качества и доступности информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, а также совершенствования системы регулирования бухгалтерского учета и контроля качества бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден План Министерства финансов РФ на 2012 – 2015 годы по развитию бухгалтерского учета и отчетности в РФ на основе Международных стандартов финансовой отчетности. Одним из первых шагов в реализации данного Плана стало принятие нового Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон N 402-ФЗ), который вступает в силу 01.01.2013.

Сравним основные положения двух Федеральных законов действующего до 31.12.2012г. Закона № 129-ФЗ и нового Закона № 402-ФЗ вступающего в силу с 01.01.2013г. и проанализируем основные принципиальные изменения.

До 01.12.12г. (Закон № 129-ФЗ)

После 01.01.2013г. (Закон № 402-ФЗ)

Понятие бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с требованиями, установленными данным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Комментарии:

В новом Законе № 402-ФЗ сделан акцент на конечном результате бухгалтерского учета – бухгалтерской (финансовой) отчетности. Цель – бухгалтерская отчетность должна стать в полном смысле слова финансовой, приближенной к Международным стандартам финансовой отчетности. Она должна давать собственникам бизнеса и иным заинтересованным лицам представление о реальном финансовом и имущественном положении организации.

Объекты бухгалтерского учета

Объектами бухгалтерского учета являются:

1) имущество организаций;

3) хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе своей деятельности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования его деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Комментарии:

С 2013 г. перечень объектов значительно расширен, хотя это не значит, что появились принципиально новые объекты, которые ранее не отражались в бухгалтерском учете. Просто положения нового Закона в этой части приведены в соответствие с Концепцией бухгалтерского учета в рыночной экономике России.

Перечень лиц, на которых распространяется действие Закона

1) все организации, находящиеся на территории РФ;

2) филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее – лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Комментарии:

Новым Законом вместо привычного понятия «организация» введено более широкое понятие «экономический субъект» (п. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).

Перечень лиц освобожденных от обязанности ведения бухгалтерского учета

Организации, перешедшие на УСНО (за исключением учета основных средств и нематериальных активов.)

Организации, получившие статус участников проекта «Сколково», в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей (за исключением учета основных средств и нематериальных активов).

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, – в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства или иные структурные подразделения организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае, если они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Комментарии:

Таким образом, с 01.01.2013г. из списка лиц освобожденных от обязанности вести бухгалтерский учет исключены «Упрощенцы» и Участники проекта «Сколково».

Для субъектов малого предпринимательства федеральными стандартами будут установлены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности (пп. 10 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Сейчас они существуют в виде Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства.

Организация бухгалтерского учета

П.2 ст.6

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Комментарии:

Новый Закон запрещает руководителям организаций, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вести бухгалтерский учет лично. Ранее руководитель организации мог самостоятельно принять такое решение. Таким образом, тем, кто не подпадает под действие указанного Закона, потребуется ввести в штатное расписание должность главного бухгалтера или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства определены п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства».

Требования к Главному бухгалтеру организации

Требования отсутствуют.

— главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита – не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Комментарии:

Перечисленные требования обязаны предъявлять к главным бухгалтерам, претендующим на эту должность в следующих организациях: АО (за исключением кредитных организаций), страховые организации и НПФ, инвестиционные фонды, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж, в органы управления государственных внебюджетных фондов и государственных территориальных внебюджетных фондов.

Указанные требования касаются и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги по договорам гражданско-правового характера. А в случае оказания бухгалтерских услуг аутсорсинговой компанией в ее штате должен быть как минимум один работник, соответствующий данным требованиям.

В соответствии с п. 2 ст. 30 Закона N 402-ФЗ вышеуказанные требования не распространяются на главных бухгалтеров, принятых в штат до 2013 г.

Формы первичных документов

П.2 Ст.9

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц;

П.4 Ст.9

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Комментарии:

Новым Законом N 402-ФЗ отменены унифицированные формы первичных документов. С 2013 г. формы первичных документов будут утверждаться руководителем экономического субъекта. При этом перечень обязательных реквизитов остался неизменным (п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ):

Внесение исправлений в документы

П. 5 Ст.9:

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Комментарии:

Новым законом № 402-ФЗ не запрещается вносит исправления в кассовые и банковские документы, но Положение о порядке ведения кассовых операций никто не отменял, а п. 2.1 положения установлено, что внесение исправлений в кассовые документы не допускается.

В остальном правила внесения исправлений в первичные документы остались неизменны.

Электронные документы

П.7 Ст.9

Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Комментарии:

Новым законом № 402-ФЗ закреплена возможность составления первичных документов в электронном виде, заверенных электронной цифровой подписью, что дает возможность дальнейшему развитию электронного документооборота в нашей стране.

Бухгалтерские регистры

П.1 Ст. 10:

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

П.4 Ст.10:

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

П.5 Ст. 10:

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.

П.6 Ст.10:

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

Комментарии:

Новым Законом № 402-ФЗ четко определены обязательные реквизиты регистров бухгалтерского учета, в отличии, от действующего Закона 129-ФЗ. Формы регистров бухгалтерского учета по новым правилам должен утверждать руководитель организации (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). В настоящее время согласно п. 19 Положения по ведению бухгалтерского учета формы регистров бухгалтерского учета разрабатываются и рекомендуются Минфином.

В новом законе закреплена возможность составлять регистры в виде электронного документа подписанного ЭЦП.

В действующем пока Законе N 129-ФЗ содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной (п. 4 ст. 10). Новый Закон такой нормы не содержит, но и обязанности представлять бухгалтерские регистры по запросам третьих лиц пока не устанавливает.

Инвентаризация имущества и обязательств

П.2 Ст.12

Проведение инвентаризации обязательно:

— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

— при смене материально ответственных лиц;

— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

— при реорганизации или ликвидации организации;

— в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

П.3. Ст.11

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

П.4 Ст. 11

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Комментарии:

В новом Законе № 402-ФЗ не утвержден перечень случаев, при которых проведение инвентаризации обязательно. Также, в новом Законе утверждена дата отражения выявленных расхождений в бухгалтерском учете, она соответствует дате, по состоянию на которую проводилась инвентаризация. В Законе 129-ФЗ такая норма отсутствует.

Состав бухгалтерской отчетности

Ст. 13 п.2.

Бухгалтерская отчетность организаций… состоит из:

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

Ст. 14 п.1

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из:

— отчета о финансовых результатах,

— и приложений к ним.

Комментарии:

Состав годовой бухгалтерской отчетности по новому закону не вошли аудиторское заключение и пояснительная записка. Обратите внимание на то что, «отчет о прибылях и убытках» переименован в «отчет о финансовых результатах».

Состав промежуточной бухгалтерской отчетности, как и в старом Законе 129-ФЗ не утвержден. Но новому Закону402-ФЗ ст. 14. П. 2 состав промежуточной бухгалтерской отчетности устанавливается федеральными стандартами.

Порядок и сроки представления бухгалтерской отчетности

Ст. 15 п. 2

Организации…. обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Ст. 18 п.2

Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Комментарии:

Законом 402-ФЗ вводится новый термин: «обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности», который экономические субъекты подают в орган государственной статистики по месту регистрации не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Сроки представления промежуточной отчетности новым Законом не определены. В соответствии с п. 4 ст. 15 Закона N 402-ФЗ отчетный период для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности – с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется данная отчетность, включительно.

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности и другие принципиальные изменения.

Комментарии:

С 2013 г. отчетность будет считаться составленной с момента подписания ее на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). В отличие от Закона 129-ФЗ п. 5 ст. 13, подпись главного бухгалтера на отчетности не потребуется.

На основании п. 11 Ст. 13 Закона 402-ФЗ запрещено устанавливать режим коммерческой тайны в отношении бухгалтерской финансовой отчетности.

Законом 402-ФЗ п. 4 ст. 18 предусмотрена организация информационного ресурса правила пользования которым (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) будут утверждаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Новым законом 402-ФЗ не регламентированы способы предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности пользователям. В законе 129-ФЗ способы представления бухгалтерской отчетности перечислены в п. 5 ст. 15.

Новым законом 402-ФЗ не регламентируется порядок утверждения и опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности. На основании п. 9 ст. 13 нового закона этот порядок должен быть утвержден другими федеральными законами.

В новом законе 402-ФЗ введены новые положения, посвященные порядку составления бухгалтерской отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица ст. 16 и ст.17.

Регулирование бухгалтерского учета

Комментарии:

Новым законом 402-ФЗ ведены принципиально новые положения посвященные регулированию бухгалтерского учета (Глава 3).

Положения главы 3 закона 402-ФЗ не затрагивает непосредственно работу бухгалтера, данная глава определяет принципы, документы, а также выделят субъекты в области регулирования бухгалтерского учета.

Согласно ст. 20 Закона N 402-ФЗ регулирование бухгалтерского учета осуществляется согласно принципам: соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; единства требований к бухгалтерскому учету; использования Международных стандартов как основы для разработки федеральных и отраслевых стандартов.

В ст. 3 Закона N 402-ФЗ дано определение международному стандарту как стандарту бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта. Стандарт бухгалтерского учета – документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету и допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Теперь должны будут разрабатываться стандарты федеральные и отраслевые, регулирующие ведение бухгалтерского учета и обязательные к применению. По своей сути это ныне действующие ПБУ, претерпевшие значительные доработки, поправки и максимально приближенные к МСФО.

Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают, в частности, порядок классификации объектов бухгалтерского учета, условия их принятия и списания, состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ). Отраслевые стандарты определяют особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности (п. 5 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).

Разработкой стандартов будут заниматься Минфин, ЦБ РФ и, что крайне важно, впервые – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета: саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Об этом упоминается в ст. ст. 22 24 Закона N 402-ФЗ.

Большую значимость приобретают опубликование разработанных проектов федеральных стандартов в печатном издании и Интернете и их публичное обсуждение заинтересованными лицами. В результате данные проекты должны будут дорабатываться разработчиками и приниматься уполномоченным федеральным органом с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанный порядок изложен в ст. ст. 26, 27Закона N 402-ФЗ.

www.profbuh.ru

Это интересно:

  • Правило перевозок жд Правило перевозок жд Утверждены Приказом Министерства транспорта России от 19 декабря 2013 года № 473 (текст по состоянию на 01.02.2017 г.) I. Общие положения 1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 […]
  • Закон о налоге на имущество физических лиц 2003-1 от 09121991 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями […]
  • Приказ 362 от 09062011 Приказ Федеральной налоговой службы от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/[email protected] "Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, а также порядка заполнения форм […]
  • Закон о бухгалтерском учете 402 фз от 61211 Положение Отраслевой стандарт бухгалтерского учета договоров аренды некредитными финансовыми организ (ред. от 14.08.2017, с изм. от 07.12.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40917) (с изм. и доп., вступ. в силу с […]
  • Федеральный закон 255-фз в последней редакции Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Власов ви власова гб теория государства и права учебное пособие учебник_теория государства и права_vlasova_duel_zanina ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ Т.В. Власова В.М. Дуэль М.А. Занина ТЕОРИЯ […]