Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г., 29 июля 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ см. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ

См. комментарий к настоящему Федеральному конституционному закону

Президент Российской Федерации

31 декабря 1996 года

Закон вступает в силу с 1 января 1997 г.

Закон регулирует основные положения судебной системы и статуса судей в РФ. Согласно статье 35 Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. «О судоустройстве РСФСР» с последующими изменениями и дополнениями и Положение о военных трибуналах в ред. Закона СССР от 25 июня 1980 г. применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Настоящий Федеральный конституционный закон введен в действие с 1 января 1997 г. Часть 2 статьи 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона

Текст Федерального конституционного закона опубликован в «Российской газете» от 6 января 1997 г. N 3, в Собрании законодательства Российской Федерации от 6 января 1997 г. N 1 ст. 1

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Пункт 6 статьи 1 изменений вступает в силу с момента вступления в силу соответствующих законодательных актов о внесении изменений в законодательство о военных судах, но не позднее 1 октября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

Изменения вступают в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

base.garant.ru

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ»О судебной системе Российской Федерации»

15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г., 8 июня, 25 декабря 2012 г., 3, 5 февраля 2014 г.

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного , гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом .

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики , на территории которой находится суд.

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Глава 2. Основы статуса судей в Российской Федерации

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Глава 3. Суды

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом.

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 20. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа

1. Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Перечисленные в части 1 настоящей статьи суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

www.interlaw.ru

Извлечения из текста Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» (статьи 1–16, 29–31)

31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким‑либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Глава 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

(в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

(в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 29. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ.

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.

5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

letters.kremlin.ru

«Комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» (постатейный) (Маранц Ю.В.) («Юстицинформ», 2006)

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
«О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ОТ 31 ДЕКАБРЯ 1996 Г. N 1-ФКЗ
(Постатейный)
Ю.В. МАРАНЦ
Маранц Юлия Валерьевна, адвокат. Специалист по гражданскому праву, гражданскому и арбитражному процессу. Магистр частного права. Автор ряда публикаций по гражданскому и арбитражному процессу, а также автор комментария к ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ».
31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
23 октября 1996 года
Одобрен
Советом Федерации
26 декабря 1996 года
(в ред. Федеральных конституционных законов
от 15.12.2001 N 5-ФКЗ, от 04.07.2003 N 3-ФКЗ,
от 05.04.2005 N 3-ФКЗ)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Судебная власть
Комментарий к статье 1
В части 1 комментируемой статьи устанавливается основополагающий конституционный принцип деятельности судебных органов — исключительное право судов осуществлять судебную власть, именуемую правосудием. Данный принцип берет свое начало в ст. 118 Конституции РФ.
Право суда осуществлять правосудие проистекает из действия принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции РФ и предусматривающего, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из ветвей власти действует самостоятельно и независимо от других, имеет исключительную компетенцию и не вправе вторгаться в компетенцию другой ветви власти.
———————————
Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237.
Принцип самостоятельности и независимости судебной власти, регламентированный в ч. 2 статьи, означает право судьи действовать в рамках своей компетенции независимо от представителей законодательной, исполнительной властей, руководствуясь исключительно законом.
Таким образом, данный принцип не абсолютен. Его действие ограничивается принципом законности деятельности судебных органов. Необходимо добавить, что принцип самостоятельности и независимости судебной власти означает также невмешательство судей в осуществление правосудия друг другом. Проверка принятых судебных актов может быть осуществлена только в рамках установленной законом процедуры.
Судебная власть осуществляется в порядке конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 3).
Порядок судопроизводства — это та процессуальная форма, в которой суд осуществляет свои полномочия по отправлению правосудия. Такая процессуальная форма различна в системе арбитражных судов, судов общей юрисдикции, Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
При этом даже в рамках системы арбитражных судов РФ или судов общей юрисдикции не представляется возможным говорить о единой процессуальной форме рассмотрения дел.
К примеру, арбитражный суд субъекта РФ, арбитражный апелляционный суд, федеральный арбитражный суд округа, Высший Арбитражный Суд РФ — каждый из перечисленных судов имеет особый, отличный от других порядок судопроизводства. Более того, порядок судопроизводства напрямую зависит от категории дела, рассматриваемого судом. Так, порядок разрешения споров по делам, возникающим из административных правоотношений, не совпадает с исковым производством, а также с производством об установлении фактов, имеющих юридическое значение, или с порядком рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) и т.п. Различие в порядке судопроизводства можно провести и в зависимости от того, участвуют ли в деле только граждане РФ либо дело рассматривается с участием иностранных лиц.
Статья 2. Законодательство о судебной системе
Комментарий к статье 2
В соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции РФ судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и настоящим Законом. Конституция РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации судоустройство (п. «о» ст. 71), установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п. «г» ст. 71).
Изложенное показывает, что вопрос о разграничении компетенции в области установления судебной системы однозначно решен самой Конституцией РФ, правилами которой не предусматривается возможность делегирования каких-либо из указанных полномочий РФ ее субъектам. Следовательно, Конституцией РФ регламентировано существование единой судебной системы РФ и не предполагается возможность существования отдельных региональных судебных систем субъектов РФ . Кроме того, законодательные органы субъектов РФ не могут устанавливать правила, конкретизирующие положения федеральных законов о порядке формирования федеральных органов судебной власти.
———————————
Данному правилу не противоречит право субъектов РФ учреждать на своей территории конституционные (уставные) суды субъектов РФ, которые являются составной частью системы судов РФ наряду с федеральными судами. Принципу единой судебной системы РФ не противоречит существование отдельных судебных систем, созданных для рассмотрения дел различных категорий: системы арбитражных судов, системы судов общей юрисдикции, Конституционного суда, конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
Несмотря на однозначность решения вопросов о разграничении компетенции в сфере установления судебной системы РФ в Конституции РФ, Конституционным Судом РФ рассматривался ряд запросов должностных лиц субъектов РФ о конституционности положений Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
В Постановлении от 1 февраля 1996 г. N 3-П Конституционный Суд РФ указал на неправомерность использования в Уставе Читинской области понятия «судебная система области» и права областного законодателя определять судебную систему области, так как судебная система РФ представляет собой единую судебную систему, поскольку в ней не выделены в качестве самостоятельных судебные системы субъектов РФ .
———————————
Пункт 9 Постановления Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области» // СЗ РФ. 1996. N 7. Ст. 700.
Изложенная правовая позиция подтверждается в Определении Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О и Определении Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О .
———————————
Пункты 2, 3, 6 Определения Конституционного Суда РФ от 12 марта 1998 г. N 32-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса высших должностных лиц ряда субъектов Российской Федерации о проверке конституционности некоторых положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 18. Ст. 2062.
Пункт 1 Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2000 г. N 91-О «По запросу Правительства Республики Ингушетия о проверке конституционности части первой статьи 2, статей 5, 6, 7, 8, пункта 2 статьи 9, статьи 21 и пункта 4 статьи 23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 28. Ст. 3000.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 7 июня 2000 г. N 10-П признал неконституционным (в силу противоречия ст. ст. 4 (ч. 2), 71 (п. п. «г», «о»), 76 (ч. 1) Конституции РФ) указание в Конституции Республики Алтай на то, что городской и районные суды Республики Алтай действуют в соответствии с настоящим Законом и законом Республики Алтай. Такое указание нарушает принцип верховенства Конституции РФ и федерального законодательства и является нарушением положений ст. 76 Конституции РФ и вторжением в исключительную компетенцию РФ, предусмотренную в ст. 71 Конституции РФ. Причина в том, что городской и районный суды республики относятся к федеральным судам общей юрисдикции, действующим на основе федерального регулирования, но на территории субъекта РФ .
———————————
Пункт 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
В указанном Постановлении Конституционный Суд РФ признал не соответствующим ст. ст. 49 (ч. 1), 71 (п. «о») Конституции РФ возложение законодательством субъекта РФ дополнительных полномочий на федеральные судебные органы.
Так, содержащиеся в Конституции Республики Алтай положения, согласно которым отрешение Главы Республики и Председателя Правительства Республики от должности Государственным Собранием в случае совершения ими умышленного преступления возможно только после заключения Верховного суда Республики Алтай, подтверждающего такой факт, являются неконституционными .
———————————
См.: п. 6 вышеуказанного Постановления.
Статья 3. Единство судебной системы
Комментарий к статье 3
Комментируемая статья закрепляет основополагающий принцип судоустройства — принцип единства судебной системы Российской Федерации, который не только провозглашается, но и гарантируется. Существо принципа раскрывается в гарантиях его соблюдения, перечисленных в данной статье. Гарантии единства судебной системы РФ, будучи только обозначенными в настоящей статье, находят отражение и в других законодательных актах.
Обратимся непосредственно к гарантиям обеспечения единства судебной системы РФ.
1. Структура и особенности построения, действия судебной системы РФ, виды судов и сфера их компетенции устанавливаются на уровне Основного закона государства и соответствующего судоустройственного акта.
2. Единство судебной системы РФ характеризуется едиными правилами судопроизводства, при этом не следует думать, что, к примеру, гражданское и уголовное судопроизводство осуществляются по одинаковым правилам. Каждому виду судопроизводства присущи свои особенности, однако основные принципы судопроизводства, так сказать, его исходные начала, едины.
3. О единстве судебной системы РФ в государстве можно говорить только в том случае, если судьи различных подсистем судебной системы и разных инстанций руководствуются одними и теми же правовыми источниками. Безусловно, невозможно говорить о реализации принципов судопроизводства в судебном процессе, к примеру, принципа законности, без обеспечения единого подхода к определению источников права, из которых исходит суд при разрешении спора.
4. Немаловажное значение в обеспечении единства судебной системы РФ имеет правило, согласно которому судебные постановления, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на территории РФ всеми гражданами, организациями и должностными лицами. Изложенное правило корреспондируется с нормами соответствующих законов, регламентирующих процедуры гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства.
Практическое значение указанного принципа нами рассматривается в комментарии к ст. 6 настоящего Закона.
5. Судьи судов всех уровней без каких-либо изъятий и различий обладают единым статусом. Элементы, составляющие статус или, иначе говоря, правовое положение судей, подробно регламентированы в Законе Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» .
———————————
Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.
Наряду с прочими, к важным элементам правового статуса судьи относят порядок наделения полномочиями судьи и прекращение полномочий судьи, права, обязанности, гарантии деятельности судьи и др. Наличие единого правового статуса не означает, однако, что законодательством не могут предусматриваться какие-либо особенности статуса судей судов различных систем (к примеру, судьи Конституционного Суда РФ) или судей различных судебных инстанций (к примеру, судьи арбитражного суда субъекта и судьи федерального арбитражного суда судебного округа).
6. Единство судебной системы РФ определяется также и тем, что источником заработной платы и социальных выплат судьям является федеральный бюджет. Следует особо отметить, что финансирование за счет федерального бюджета осуществляется не только в отношении судей федеральных судов, но также и применительно к мировым судьям, являющимся судьями судов общей юрисдикции субъектов РФ. Порядок и условия организации и деятельности мировых судей устанавливаются федеральным законодательством и могут быть изменены законодательством субъекта только в сторону их дополнения и в пределах, предоставленных федеральным законодателем.
Уставные (конституционные) суды являются судебными органами субъекта РФ, учреждаемыми субъектом РФ по собственному усмотрению, поэтому финансирование таких органов осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта.
Статья 4. Суды в Российской Федерации
Комментарий к статье 4
1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет один из основополагающих принципов судоустройства, согласно которому правосудие осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с законом. Другими словами, никакие иные органы государства, будь то исполнительные либо законодательные, не могут быть наделены полномочиями по отправлению правосудия. Провозглашая принцип осуществления правосудия только судом, законодатель одновременно регламентирует гарантии его осуществления. Во-первых, никакие государственные органы либо органы местного самоуправления не могут осуществлять правосудие. Во-вторых, суды создаются в порядке, предусмотренном законом. В-третьих, Закон запрещает создание каких-либо иных, не предусмотренных Федеральным конституционным законом квазисудебных органов, чрезвычайных судов.
2. Суды в Российской Федерации действуют не разрозненно, а определенным образом структурированы с точки зрения их компетенции. Здесь уместно обратиться к дореволюционным источникам.
Профессор Е.В. Васьковский, говоря о судебной системе, оперировал понятием «компетенция», под которым понимал тот круг деятельности, в границах которого суду предоставлено право, а вместе с тем вменено в обязанность совершать определенные действия . Далее автор указывал направления установления компетенции.
———————————

www.lawmix.ru

Это интересно:

  • Закон о розничных рынках области Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ"О розничных рынках и […]
  • Закон рф 118 фз Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ"О судебных приставах" С изменениями и дополнениями от: 7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 […]
  • Закон 38-зрк с изменениями Закон Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" Закон Республики Крымот 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК"Об особенностях регулирования […]
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ"О Фонде содействия реформированию […]
  • Федеральный закон 255-фз в последней редакции Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от […]
  • Закон о налоге на имущество физических лиц 2003-1 от 09121991 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями […]