Оглавление:

Типичные ситуации и способы разрешения конфликтов у дошкольников

Дети часто приносят в детский сад игрушки из дома, из-за которых возникают различные проблемные ситуации. И участниками конфликта при этом становятся дети, педагоги, родители. Рассмотрим типичные случаи, часто встречающиеся в практике работы воспитателя детского сада, а также возможные способы их разрешения.

Когда дошкольники приходят с игрушками в группу детского сада, между ними часто возникают конфликты. Ребенок остро реагирует, когда сверстник берет его игрушку без разрешения: может заплакать, потребовать вернуть, разозлиться и даже ударить того, кто взял дорогую ему вещь. То есть он любым способом отстаивает свое личное имущество, право распоряжаться которым имеет только он.

  1. Обсудить со всеми детьми правила пользования чужими игрушками в группе детского сада: — «Хочешь поиграть — попроси», обращаться с просьбой; — «Давай договоримся» — можно играть в совместную игру, играть по очереди в течение обозначенного времени (например, пока течет песок в песочных часах либо педагог берет на себя обязанность отслеживать время); — «Если я не хочу играть в свою игрушку, я могу ее положить в «волшебный короб» «Если игрушку мне не дали, я погрущу и найду себе другое занятие», умение пережить отказ (если хозяин игрушки не разрешил поиграть). Педагогу важно помнить, что необходимо некоторое время, чтобы эти договоренности стали для детей внутренними установками. Также не менее важно, чтобы воспитатель в возникающих ситуациях напоминал детям об этих правилах, обязательно поддерживал ребенка, например, в случае переживания отказа или в ситуации, когда получилось выполнить правило, хотя это было и непросто. Правил не должно быть много. Их можно нарисовать и разместить на видном месте в группе, обращая на них внимание ребенка в каждом случае.
  2. Проиграть различные конфликтные ситуации в ролевой форме, игре-драматизации и т.д.
  3. Разместить в группе «волшебный» короб — хранитель домашних игрушек, придумать про него сказку. Таким образом педагог, применяя данные стратегии, знакомит детей с различными способами разрешения конфликта, помогает отстаивать свои границы и обучает, что нельзя брать без разрешения.

Сказка про волшебный короб

Давным-давно в далеком королевстве жили красивые куклы, машинки, роботы, мишки, лошадки и даже серый заяц с одним ухом. Хорошо жилось им в сказочном королевстве, светило солнышко, радостно щебетали птицы. Жители были беспечны и довольны, они играли, гуляли, пели песни, танцевали. Но однажды на королевство налетел злой ураган, закружил вихри, грозно зашумел, стал поднимать с земли листья, гнуть к земле деревья. Испугались жители королевства: заплакали куклы, растерялись лошадки, забеспокоились роботы и машинки, задрожал от страха заяц. Никто не знал, где укрыться и что делать, чтобы злой ураган их не унес. А ветер только набирал силу и приближался к ним. Собрались игрушки все вместе, взялись крепко за руки и стали думать, как спастись. И тут заяц поднял свое единственное ухо и вспомнил, что в сказочном лесу живет добрая Фея и только она может им помочь в беде. Игрушки стали громко звать Фею.

А ураган уже рядом и вот-вот схватит их, чтобы унести. Вдруг где-то рядом зазвенели колокольчики и появилась Фея: — Я помогу вам — подарю волшебный короб. Он укроет вас от злого ветра, спасет от непогоды, здесь каждый найдет отдых и спокойно подождет своего друга. Фея взмахнула рукой, и появился волшебной короб. Игрушки обрадовались, поблагодарили Фею, спрятались в коробе. В нем им было уютно и совсем не страшно. Ветер покружил-покружил и улетел ни с чем. А короб, радуя жителей сказочного королевства, стоит там до сих пор. Рассказав сказку, педагог вводит такое правило: «Короб-хранитель — это дом, в котором живут домашние игрушки. У каждой игрушки есть только один хозяин, и только он распоряжается своей игрушкой. Если кто-то захочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина».

Воспитатели — дети Не только дети, но и педагоги часто оказываются в затруднительном положении, чувствуя себя беспомощными в ситуациях реагирования и разрешения конфликта. Обратим внимание на те случаи, когда педагогу трудно самому справиться с чувством раздражения, недовольства, когда он остро реагирует и негативно высказывается. Рассмотрим различные высказывания педагогов в ситуации конфликта по поводу личной игрушки.

  • «Не следишь за своими игрушками — больше не приноси». Например, когда дети не могут найти свою игрушку перед уходом домой или на прогулку и начинают громко плакать, капризничать. С одной стороны, педагогом движет необходимость соблюдения режима в детском саду, отсутствие достаточного времени на поиск игрушки. С другой стороны, ситуация, если и разрешается, то, как правило, временно.
  • «Плохо себя ведешь — унеси игрушки в шкаф». Один из способов изменить нежелательное поведение ребенка.
  • «Дай поиграть Диме, он же твой друг», «Не будь жадиной, жадиной быть плохо». Воспитание по моральному принципу с целью предотвратить нежелательный конфликт детей. Ребенок вынужден делиться игрушкой, не желая оказаться «плохим» в глазах значимых для него воспитателя и сверстников, либо чтобы не сталкиваться с возможными последствиями (лишение игрушки). Таким образом, воспитатель во всех трех приведенных выше ситуациях, остро эмоционально реагируя, демонстрирует известный ему способ воздействия на нежелательное поведение ребенка. К сожалению, подобный способ не приводит к желаемым последствиям.

  1. Проговорить необходимость найти свою игрушку до ухода детей домой. Первое время напоминаем об этом, потом замечаем и отмечаем вслух, у кого получается это выполнить. Стараемся понять, в чем причина частого обращения ребенка к воспитателю именно в эти режимные моменты.
  2. Поинтересоваться у детей, кто такой, по их мнению, друг, что такое дружба, много ли бывает друзей, как можно дружить.
  3. Отслеживать свои реакции, стараться понять, с чем они могут быть связаны, возможно, недостаточно профессиональных знаний для изменения нежелательного поведения детей или конкретного ребенка. И тогда обратиться за помощью к другому педагогу, у которого есть позитивный опыт в этом направлении, к педагогу-психологу образовательной организации, обучиться на курсах повышения квалификации.

Родители порой переживают потерю игрушки как утрату материальной ценности, как памятного подарка, дорогого предмета. Родители требуют срочно найти игрушку и в тех случаях, когда сталкивались с переживаниями ребенка уже вечером дома. Это проявляется в следующих высказываниях родителей: «Сколько раз тебе говорить, чтобы не брал ничего из дома. Где теперь искать будешь? Ты знаешь, сколько она стоит?», «Раз потерял, больше не проси, не куплю, раз такой растеряха», приказе: «Ищи игрушку». Они могут обращаться к воспитателю и другим детям с предложением пойти поискать игрушку. Для воспитателя эта ситуация затруднительна особенно в режимные моменты, например сбора на прогулку, когда невозможно нарушить или отменить процесс одевания.

  1. На первом родительском собрании обговорить с родителями некоторые случаи из образовательной практики, возможные трудности, которые чаще возникают в группе детского сада, поинтересоваться, как дома родители решают вопрос обхождения с домашней игрушкой на прогулке, выработать некоторые единые способы реагирования в затруднительных ситуациях. Любой ли предмет можно назвать игрушкой? Каковы ее функции? Необходимо рассказать про значение игрушки в жизни ребенка. Помним, что игрушка может сломаться, поэтому предметы, представляющие ценность для родителя, не рекомендуется приносить в детский сад. Необходимо договариваться с ребенком дома о том, какие игрушки можно брать с собой, а с какими лучше играть дома (например, не стоит давать ребенку, даже если он сильно настаивает, раритетную машинку из папиной коллекции). Педагог может помочь в разрешении конфликта по поводу игрушки, научить в нее играть, но он не отвечает за сохранность игрушки.
  2. Воспитателю в общении с родителями важно сохранять доброжелательность, спокойно реагировать на требования родителя немедленно найти игрушку. Необходимо выслушать родителя и объяснить отказ невозможностью это сделать: «Я понимаю ваше беспокойство, игрушка очень важна и дорога, но, к сожалению, в данный момент не могу помочь вам. Дети одеты, и мы уходим на прогулку. Вы можете поискать сегодня, или завтра утром мы с ребятами поможем Маше поискать игрушку».

Помимо описанных выше случаев, бывают конфликты между родителями детей из-за порчи домашних игрушек: «Ваш ребенок сломал дорогую игрушку, купите аналогичную или верните день- ги». Возникает вопрос: нужно ли воспитателю включаться в разговор? Если да, то для педагога существует опасность — желание поддержать одного из родителей, что, скорее всего, вызовет гнев со стороны другого родителя и усугубит ситуацию.

Рекомендации педагогу Вот наиболее безопасные действия педагога в данном случае:

  1. Описать родителям наблюдаемую в группе ситуацию с детьми в хронологическом порядке, без предъявления собственного вывода и интерпретации увиденного, сказать, что вы уже предприняли в связи с этим.
  2. Высказать сочувствие обоим участникам конфликта и вежливо предложить родителям перенести свой разговор в другое место. Мы описали многие, но не все имеющиеся в практике ситуации по поводу игрушек как яблока раздора. Хочется отметить, что при разрешении конфликта воспитатель является помощником, который не осуждает и не предоставляет готовых решений проблемы. Важно научить обсуждать проблему, вовлекая детей во взаимодействие.

psycholog-school.ru

Методическая разработка (старшая группа) по теме:
Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников

Методы и приемы разрешения конфликтов у дошкольников в группе детского сада

Предварительный просмотр:

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности дошкольника, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей. Предупреждения отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступать в качестве серьезной угрозы для личностного и социального развития.

Посещение ребенком дошкольного учреждения далеко не всегда гарантирует мотивации общения и коммуникативных навыков. Напротив, серьезные нарушения в сфере общения со сверстниками могут обрести стойкий характер в результате рано сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми в группе детского сада. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения ребенка. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие, тем вероятнее возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности его взаимодействия с внешним миром. Ребенок становиться малоконтактен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, что приводит к серьезным нарушениям во взаимоотношениях с окружающими. В более легких случаях агрессия выражается в словесной форме, в более тяжелых – это физическая агрессия (драка, разрушение, нанесение повреждений себе или другим, что представляет опасность как для самого ребенка, так и для других детей.

Следует отметить, что сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развитие, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

Известно, что в детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться.

Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых (родителей, воспитателей) состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться.

Наблюдения за детьми, в конфликтной ситуации свидетельствует о том, что часто ее участники по разному разрешают возникшие проблемы. Одни пытаются разрешить спор силовыми методами для достижения своих целей, другие же, хорошо владеют коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным, ненасильственным способом.

Однако в любой конфликтной ситуации воспитатель должен высказать детям свое отношение к ней через «Я – сообщение». Примерно такого рода: «Мне не нравиться, когда в группе дети ссорятся и дерутся». Нет сомнения в том, что спокойное обсуждение проблемы вместе с детьми, в конце концов, приводят к мирному ее решению. И здесь воспитателю важно следить за тем, чтобы дети учились объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать или обдумать выход из положения. Не следует приуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте вполне возможно совместное принятие решения.

Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешить. Определяющим фактором в профилактике детских конфликтов является направленность процесса воспитания. Воспитание должно быть направлено на приучение к определенным социальным нормам взаимоотношений и взаимодействий, соблюдение которых является важным аспектом в социальном становлении личности ребенка.

Методы и приемы не должны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, что предусматривает:

Во-первых, привитие базовых социальных навыков: умения выслушать другого, поддерживать общий разговор, участвовать в коллективном обсуждении, тактично критиковать и хвалить другого, обучение их совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях, обучения умению брать на себя ответственность.

Во-вторых, научить ребенка не прилагать мерку совершенства ни к другим, ни к себе, не допускать ни обвинения, ни самобичевания. Прививать ребенку умение посмотреть на себя со стороны, объективно оценить сове поведение и поступки окружающих.

В-третьих, обучать детей:

— приемам саморегуляции (в основе которой лежит умение расслабляться) своего состояния;

— умения владеть своими чувствами, понимать и различать эмоциональное состояние других людей;

— выражать дружеские чувства, симпатии, сочувствие и сопереживание к окружающим.

Все эти навыки ребенок может приобрести, если воспитатель организует игры-треннинги, сюжетно-ролевые игры, интерактивные игры и упражнения, индивидуальные и групповые обсуждения проблемы. В качестве иллюстрации приведу некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5-7 лет разных проблем, с которыми сталкивается дошкольники.

В основе обсуждения детских проблем лежит метод игрового проектирования проблемных ситуаций.

— «Мостик» — любая проблема создаются двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремиться доказать, что она – единственно правая в споре. Задача каждого участника сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должны быть сформулирована. Например: Коля и Миша (5 лет) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремиться взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.

— «Две гири» — оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными последствиями. В этом случае на весы ставят две гири ребенок перечисляет на одной «чаши весов» положительные результаты достижения желаемого, а на «второй» отрицательные последствия. Что выберет ребенок?

nsportal.ru

Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе ДОУ

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Конфликт — это противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Участниками конфликта могут быть:

  • Администрация (заведующая, зам. зав по АХЧ, старший воспитатель).
  • Педагоги (воспитатели, воспитатели со специализацией, специалисты (учитель-логопед, инструктор по ФИЗо и др.)).
  • Родители.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в дошкольном учреждении и причины их возникновения:

1. Воспитатель — воспитатель

Причины: личная антипатия, несовпадение точек зрения по профессиональным вопросам, ревность к отношениям с родителями, детьми, ощущение собственной нереализованности.

2. Старший воспитатель — воспитатель

Причины: недостаточная заинтересованность педагога в реализации образовательных программ и в их результатах, игнорирование воспитателем предложений старшего воспитателя, новых разработок. Отсутствие конструктивной модели взаимодействия старший воспитатель — воспитатель.

3. Заведующий — старший воспитатель

Разногласия по поводу внедрения различных программ, игнорирование педагогических принципов и взглядов друг друга.

4. Администрация — воспитатель

Завышенные требования и неадекватная оценка труда. Несоответствие деятельности воспитателя ожиданиям администрации, неудовлетворенность стилем руководства.

5. Воспитатель — родитель

Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Завышенные требования к ребенку, неадекватная оценка способностей ребенка, недостаточное внимание к ребенку.

6. Родитель — Администрация

Недостаточная осведомленность родителя о деятельности ДОУ, специалистах и их деятельности. Недостаточная информированность администрации о семье.

Любой из перечисленных конфликтов может оказать положительное влияние на самоорганизацию, достижение цели, развитие педагогического коллектива или, напротив, спровоцировать нестабильность, дезорганизацию, разрушить устоявшиеся взаимоотношения и традиции.

Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя.

Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе нашего Центра я использую следующие методы работы:

I. Изучение педагогического коллектива. Использую следующие диагностические методики:

  1. Методику определения индекса групповой сплоченности коллектива (Сишора).
  2. Изучение психологического климата коллектива (карта-схема Лутошкина).
  3. Тест “Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации” (К. Томаса).
  4. Опросник “Взаимоотношения в педагогическом коллективе”.
  5. Методику диагностики межличностных отношений Т. Лири.
  6. Изучение привлекательности работы (ПТР-1).
  7. Диагностика срабатываемости и совместимости.
  8. Методику определения стиля руководства трудовым коллективом.
  9. Диагностику доминирующей стратегии психологической защиты.

Использование данных методик (по мере кадровых изменений педагогического коллектива, при составлении программ развития, программ экспериментальной работы, при подведении итогов работы за определенный период времени) позволяет не только выявить межличностные конфликты, но и провести профилактическую работу по предупреждению конфликтных ситуаций. Обратить внимание членов педагогического коллектива, администрации на возможность возникновения разного рода конфликтов.

По результатам диагностики составляю психологические портреты воспитателей, даю рекомендации по расстановке кадров (таким образом, можно исключить личную антипатию), разрабатываю методические рекомендации (администрации или воспитателю) для коррекции стиля общения с другими сотрудниками ДОУ, администрацией и родителями воспитанников, стиля педагогической деятельности. Для администрации детского сада это облегчает работу по координации действий сотрудников, контролю и делегированию полномочий.

II. В зависимости от полученных результатов совместно со старшим воспитателем, выстраиваем направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом:

1. Развитие сплоченности коллектива:

  • совместные мероприятия;
  • мобилизация сил членов коллектива на решение проблемы;
  • делегирование полномочий;
  • тренинг.

2. Работа с личностными проблемами:

  • направление к специалисту;
  • тренинговые занятия (развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т. д.);
  • подключение администрации с разрешения

В практике работы нашего Центра используется ряд рекомендаций для сотрудников “Внимание! Конфликт!”

Рекомендации руководителю по снижению конфликтности с подчиненными

  1. Объективно оценивать труд своих подчиненных.
  2. Проявлять заботу, по отношению к ним.
  3. Не злоупотреблять официальной властью.
  4. Эффективно использовать метод убеждения.
  5. Совершенствовать стиль своей организации работы с подчиненными.
  6. Информировать всех педагогов при распределении премий, надбавок к заработной плате (социальная справедливость и гласность).
  7. Предупреждать и устранять межличностные конфликты.

Эмоциональное благополучие в коллективе определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.

Тактика поведения педагогов в ситуации служебного конфликта

В случае служебного конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

  • Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?
  • Достижению каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?
  • С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?
  • Что важнее для дела — возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?

2. Первому сделать шаг к нормализации отношений. Открыто взять на себя долю вины и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.

3. Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

Реагирование на конфликтное поведение

Человек попадет в различные жизненные ситуации. И конфликты тоже часто становятся нашими сопровождающими в жизни. Как реагировать на такие ситуации?

  1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.
  2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей — явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.
  3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.
  4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низке поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.
  5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.
  6. Миролюбие — ваш союзник.
  7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.
  8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

  1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
  2. Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его решить “с ходу” целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны.
  3. Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.
  4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.
  5. Разработать варианты решений. Стороны при совместной работе предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.
  6. Принять согласованное решение. После рассмотрения ряда возможных вариантов, при взаимном обсуждении и при условии, что стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.
  7. Реализовать принятое решение на практике. Если процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных конфликтов. Причины, вызвавшие первый конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

Уместно и повышает результативность данной работы использование активных форм работы с коллективом (игры, упражнения и т.д.).

Активные формы работы с педагогическим коллективом по предупреждению конфликтов, используемые в нашем Центре

— Упражнения, способствующие профилактике и разрешению конфликтов.

  • Данные упражнения можно проводить в середине дня, по очереди со всеми воспитателями дляпрофилактики конфликтов и снятия напряжения.
  • “Толкание”. Два участника должны поднять руки над головами, взяться за руки, переплетая пальцы, и толкать друг друга таким образом, чтобы заставить противника прикоснуться к стене.
  • “Хлопнуть руками”. Человек А протягивает руки ладонями вниз. Человек Б протягивает руки ладонями вверх и помещает их под руками человека А. Цель упражнения: Б старается хлопнуть по ладоням А, быстро передвигая руки в направлении
    ладоней А. Как только Б начинает двигаться, А старается отодвинуть руки, перед тем как Б может хлопнуть по ним.
  • Человека просят свернуться в “упругий мяч”; кто-то из группы, кого он выберет, “разворачивает” его, он может сопротивляться, а может поддаться. Одни участники группы стараются помочь ему сохранить положение, другие “развернуть” его.
  • Упражнения должны проводиться весело, если кто-то не захочет участвовать, не стоит его принуждать, лучше предложить позже присоединиться к остальным.
  • Использование метода игрового моделирования проблемных ситуаций. При этом воспитателям чаще всего предлагается конкретная ситуация из практики работы с детьми, в которой педагог должен принять педагогически правильное решение. Данный метод помогает выбрать наиболее обоснованный выход из множества предложенных моделей развития событий. А это возможно только в том случае, если глубоко и всесторонне проанализировать предложенную ситуацию, сравнить различные варианты, обосновать выбранное решение.
  • Ролевые и деловые игры.
  • Упражнения на групповую сплоченность.
  • Одной из распространенных форм профилактики и разрешения конфликтов является форма тренинга. Конфликтологический тренинг. Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
    Задачи: обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях; помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию; помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере); сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия.
  • Арт-терапевтические упражнения.

Об успешности работы по данному направлению свидетельствует гармонизация психологического климата в педагогическом коллективе нашего Центра.

Список использованной литературы

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое сопровождение. ООО “ТЦ Сфера”, 2005.
  2. Банщикова Т.Н и др. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. Книголюб. М., 2004.
  3. Газета “Школьный психолог”. № 15\2000.
  4. Микляева Н.В. и Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис — пресс. М., 2005.
  5. Шапарь В.Б. и др. Практическая психология. Инструментарий. — Ростов н\Д: изд-во “Феникс”, 2002.
  6. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Изд-во “Феникс”, 2003.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 3365 раз

Библиографическое описание:

Максимова М. В. Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 168-171. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/41/1327/ (дата обращения: 11.08.2018).

В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия с людьми одного круга (равными), с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись.

Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера, находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта. [5].

Разрешение конфликта — это:

‒ минимизация проблем, разделяющих стороны, осуществляемая через поиск компромисса, достижения согласия

‒ устранение полностью или частично причин, породивших конфликт

‒ изменение целей участников конфликта

‒ достижение соглашения по спорному вопросу между участниками

В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать их характерные особенности:

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

‒ Взрослые и дети имеют разный социальный статус, чем и определяется их разное поведение в конфликте и при его разрешении

‒ Разница в возрасте и жизненном опыте разводит позиции взрослого и ребенка, порождает разную степень ответственности за ошибки

‒ Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателей и детей видится по-разному

‒ Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл

‒ Профессиональная позиция воспитателя — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности.

‒ Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Тип поведения воспитателя при разрешении конфликтов может быть

Авторитарным этот воспитатель чаще отмечает необходимость воспитания в детях эмоционально-волевых качеств: настойчивости, дисциплинированности, инициативности, послушания, самостоятельности, трудолюбия. Больше всего их огорчает в детях недисциплинированность, шумливость, крикливость, неумение вести себя на занятиях, неусидчивость, отсутствие сосредоточенности, неумение слушать. Чаще всего у этого воспитателя можно слышать высказывания «Прекратите!», «Положите!», «Не бегайте!», «Не деритесь!», «Надо делать так!».

Демократическим этот воспитатель считает, что в детях важно воспитывать моральные качества: отзывчивость, доброту, справедливость, честность, вежливость. Вызывает у них огорчение отсутствие у детей дружелюбия и доброжелательности к сверстниками, неумение дружить, дружно играть, невнимание, нежелание прийти на помощь товарищу, нечестность и жестокость. Воспитатель придерживается позиции равноправного партнерства, обеспечивает взаимное доверие и создает хорошие условия для обсуждения любой проблемы

Анархически-попустительский — это тот воспитатель, который не имеет специального образования, выбор профессии для него случайный.

В педагогической практике можно выделить три основные стратегии по разрешению конфликтами. [6].

  1. Стратегия игнорирования. Несомненно, что дошкольники получают при этом определенный опыт социального конфликта, но едва ли получают опыт социального примирения. Если не помочь враждующим сторонам услышать и понять друг друга, сами они этому, как правило, не научаются. Драка — это предельно ожесточенная точка конфликта, и абсолютное большинство драчунов сами не понимают, почему их тянет драться. Так что если детские драки игнорировать, они будут возобновляться снова и снова. А главное — детские души будет разъедать растущее чувство взаимной ненависти.
  2. Стратегия подавления инаказания. Наиболее простая и распространенная стратегия: драчунов отругать, развести по углам, примерно наказать, вызвать родителей. Такая стратегия приводит к тому, что явные конфликты затухают, но некоторые дошкольники делают из этого вывод, что выяснять отношения с помощью кулаков нужно тайком, в укромном месте. Конфликт, не законченный в группе, будет продолжен за её границей. И для каких-то детей драка будет признаком дополнительного геройства: это уже не только драка друг с другом, но и заочная драка с наказывающим их взрослым [1].
  3. Стратегия сотрудничества. Самая сложная и самая эффективная стратегия, состоящая в том, что взрослый помогает детям разобраться в их внутренних переживаниях, которые привели к конфликту, и вместе с ними пытается изобрести и опробовать различные способы примирения. Можно, конечно, ситуативно примирить ссорящихся детей каким-то универсальным педагогическим ходом — например, увлечь игрой или каким-то по-настоящему интересным совместным делом. Но только тогда, когда конфликт не слишком глубок. Правда, в любом случае опыт такого примирения заведомо поверхностный и помогает лишь ситуативно. Ведь конфликт — всего лишь маркер каких-то внутренних напряжений, которые переживают дошкольники. Особенно если конфликты возобновляются снова и снова, если ребенок отличается повышенной конфликтностью.

Педагогу при разрешении конфликта необходимо:

‒ во-первых, признать наличие противоположных целей у участников конфликта, определить самих этих участников. Практически эти вопросы достаточно просто решить по внешним проявлениям, так как в конфликте дошкольники очень эмоционально реагируют на происходящее и сами сообщают о конфликте.

‒ во-вторых, выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Основная проблема состоит в том, чтобы определить в совместно используемых терминах, что является предметом конфликта, а что — нет. На этом этапе вырабатываются подходы к конфликту, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

При разрешении конфликта педагог несёт профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта: детский сад — модель общества, где воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами педагога и детей видится по-разному. Присутствие других дошкольников при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

Профессиональная позиция педагога — взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы формирующейся личности. Но всё-таки детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить. Так как, педагогу отводится роль наблюдателя-посредника, то его главная цель — целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликт, профилактика поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена преимущественно вербальными действиями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для педагога в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т. е. его организованность. [2]. Конфликты в детском коллективе легче предупредить, чем разрешать. Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта. Группу детей в определенное время нужно сформировать, обеспечивать и поддерживать в группе здоровый нравственно-психологический климат, уважительное отношение к личности, ее достоинствам и индивидуальным особенностям, самокритичность, доброжелательность, организацию продуктивной деятельности, высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен заметить нежелательные поведенческие тенденции и перестроить их не приказным порядком, а психологическим путем, используя совместные игры и занятия. Очень важен личный пример воспитателя, который избегает суждений и оценок, ущемляющих достоинство ребенка (оценки должны касаться только поступков детей) Очень важным аспектом воспитания является развитие самоконтроля — это когда индивидуальное поведение соответствует определенным стандартам, правилам, регуляторам, которые установились в данном обществе. Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на этот процесс: Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Дети менее агрессивны у родителей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. [4].

Одним из направлений педагогической деятельности воспитателя должно стать развитие навыков общения детей со сверстниками, для этого используются:

‒ сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации)

‒ имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий процесс)

‒ интерактивные игры (игры на взаимодействие) — социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации)

‒ обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них — психогимнастика

‒ чтение и обсуждение художественных произведений

‒ просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий

  1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: Юнити, 2000. — 545 с.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. — 380 с.
  3. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3–5 курсов педагогических вузов. — М.: Академия, 2002. — 134 с.
  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983. — 210 с.
  5. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
  6. Громова О. Н. Конфликтология: Курс лекций. — М.: Тандем, 2000.–316с.

Похожие статьи

Разрешение конфликтов в образовательной организации

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс.

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их.

Конфликт, конфликтная ситуация, педагогический конфликт, конфликтное взаимодействие, педагогическая ситуация, реальная ситуация, учебновоспитательный процесс, результат конфликта, ситуация. Разрешение конфликтов в образовательной организации.

Подростковый конфликт и проблемы его разрешения

конфликт, ребенок, воспитатель, разрешение конфликта, воспитательный смысл, конфликтная ситуация, положительный эффект, профессиональная ответственность, правильное разрешение ситуации конфликта.

Предупреждение и способы разрешения конфликтов.

ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив

‒ При разрешении конфликтной ситуации воспитатель несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта.

Детские конфликты: как их разрешить | Статья в сборнике.

ребенок, ситуация, родитель, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, конфликт, игрушка, детский коллектив, внутренний мир, взрослый.

Некоторые особенности педагогических конфликтов и пути их.

– всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые

Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, ученик, учитель, конфликтная ситуация, учащийся, педагогическая деятельность, ситуация, сторона.

Причины и некоторые особенности педагогических конфликтов

В данной статье рассмотрены в процессе поиска эффективных способов решений конфликтных ситуаций в школе. Статья имеет смысл конкретизировать эти причины, рассматривать их в контексте педагогической деятельности и воспитания культуры.

Деструктивные и конструктивные процессы в педагогических.

. конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое управление, педагогический конфликт, образовательный процесс, управление конфликтами.

Конфликты в образовательной организации (по результатам. )

конфликт, разрешение конфликтов, конфликтная ситуация, образовательная организация, сторона, стиль сотрудничества, педагогическое

Педагогические конфликтные ситуации, технологии их. конфликтная ситуация, конфликт, педагог, ситуация, педагогический.

moluch.ru

Это интересно:

  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
  • Охлаждать какое правило Интенсивное охлаждение Температура и качество продукции Температура является наиболее важным фактором, контролирующим послеуборочную жизнь свежих продуктов. Хранение продукции при максимально низкой безопасной температуре позволит […]