Сокрытие налогов статья ук рф

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

(примечания в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ (ред. от 15.02.2016) установлено, что за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли контролируемой иностранной компании, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Адвокатская практика по ст. 198 УК РФ

Уголовное дело по ч.1 ст.198 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с физического лица)

Уголовное дело было возбуждено после проведения выездной налоговой проверки.

Адвокат вступил в дело, когда его подзащитный был допрошен в качестве подозреваемого. В дальнейшем было предъявлено обвинение и дело направлено в суд.

Благодаря грамотным действиям адвоката в суде уголовное преследование его подзащитного было прекращено, а исковые требования налогового органа оставлены без рассмотрения.

www.ukru.ru

Ответственность за уклонение от уплаты налогов

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность

В соответствии с действующим Уголовным кодексом РФ за уклонение от уплаты налогов и сборов в некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность.

В УК РФ существуют следующие статьи, касающихся уклонения от уплаты налогов (сборов):

— Ст. 194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;

— Ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;

— Ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;

— Ст. 199.1 «Неисполнение обязанности налогового агента»;

— Ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

— более 3 000 000 руб.

— более 36 000 000 руб.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов;

— лишение свободы на срок до двух лет.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, либо группой лиц по предварительному сговору может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— для преступления совершенного в крупном размере – 2 года;

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 6 лет.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 600 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

— более 1 800 000 руб.

Особо крупный (при выполнении одного из условий);

— более 3 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— более 9 000 000 руб.

При этом, в том случае, если деятельность организации ведется менее трех финансовых лет, то для расчета отношения суммы уклонения начисленным суммам налога берется меньший период.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет

— арест на срок до шести месяцев

— лишение свободы на срок до одного года

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

— лишение свободы на срок до трех лет.

— для преступления совершенного в крупном размере – 2 года;

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 6 лет.

ВАЖНО! Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 198 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

Непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 2 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

— более 6 000 000 руб.

Особо крупный (при выполнении одного из условий);

— более 10 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— более 30 000 000 руб.

При этом, в том случае, если деятельность организации ведется менее трех финансовых лет, то для расчета отношения суммы уклонения начисленным суммам налога берется меньший период.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арест на срок до шести месяцев

— лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере или по предварительному сговору группы лиц, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— для преступления совершенного в крупном размере – 2 года;

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 10 лет.

ВАЖНО! Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 УК РФ,освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

Крупный (при выполнении одного из условий):

— более 2 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 10% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения) либо

— более 6 000 000 руб.

Особо крупный (при выполнении одного из условий);

— более 10 000 000 руб. в пределах трех финансовых лет подряд, при условии, что данная сумма превышает 20% от суммы налогов, подлежащих уплате (сумма начисленных налогов, включая установленный размер уклонения);

— более 30 000 000 руб.

При этом, в том случае, если деятельность организации ведется менее трех финансовых лет, то для расчета отношения суммы уклонения начисленным суммам налога берется меньший период.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;

— арест на срок до шести месяцев

— лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

За уголовное деяние, совершенное в особо крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет;

— лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

— для преступления совершенного в крупном размере – 2 года;

— для преступления совершенного в особо крупном размере – 10 лет.

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов

Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд)

Размер уклонения, при котором наступает уголовная ответственность:

— более 1 500 000 руб.

За уголовное деяние, совершенное в крупном размере, может быть применено одно из следующих наказаний:

— штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

oldsmb.economy.gov.ru

Уголовная ответственность за неуплату налогов

Актуально на: 20 февраля 2017 г.

Уголовная ответственность за неуплату налогов предусмотрена УК РФ (ст. 198, 199 УК РФ). Если в рамках налоговой ответственности (ст. 122 НК РФ) контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы.

Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198, 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198, п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 2017

Уголовная ответственность за налоговые преступления – это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (ст. 199.2 УК РФ).

glavkniga.ru

30 января 2015 Привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов теперь проще

Антон Гусев, Руководитель практики уголовно-правовой защиты бизнеса
Александр Ерасов, Советник группы разрешения налоговых споров / Уголовно-правовая защита по налоговым преступлениям, адвокат

Журнал «Российский налоговый курьер», №4

Правоохранительным органам стало легче проверить налоги компании Как сотрудникам вести себя со следователями при обыске и на допросе. Почему налоговые вопросы лучше не обсуждать на общих совещаниях.

Налогоплательщикам, которые уклоняются от уплаты налогов или не исполняют обязанности налогового агента в крупном и особо крупном размере, грозит уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства

За уклонение от уплаты налогов и сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений в крупном или особо крупном размере предусмотрена ответственность:

— за уклонение от уплаты налога физлицом — штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет (ст. 198 УК РФ);
— за уклонение от уплаты налога организацией — штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199 УК РФ).

За неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента, совершенное в крупном или особо крупном размере, предусмотрен штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199.1 УК РФ)

С 22 октября 2014 года следователи вновь получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без «подачи» налоговых органов. Раньше поводом для возбуждения таких уголовных дел были только материалы, которые следователи получали от налоговиков (ч. 1.1 ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Теперь эти положения утратили силу (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 22.10.14 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс РФ»).

По сути, законодатель вернул систему, существовавшую до декабря 2011 года, когда большинство дел по налоговым преступлениям следователи возбуждали на основании рапорта сотрудников соответствующего оперативного подразделения милиции. В 2011 году такой порядок отменили с целью защиты бизнеса от необоснованного давления правоохранительных органов.

Поводов для возбуждения уголовного дела в сфере налогов стало больше

Поводом для возбуждения уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, теперь может стать не только неисполненное налогоплательщиком решение налогового органа по результатам проведенной проверки. Также сотрудники правоохранительных органов могут возбудить уголовное дело:

  • по сообщению органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, о выявленных в действиях компании признаках налогового преступления;
  • заявлению бывших сотрудников или третьих лиц;
  • информации в СМИ;
  • иным предусмотренным законом поводам.

В ходе обсуждения таких изменений неоднократно предлагалось предусмотреть обязанность устанавливать наличие факта неуплаты налогов и размер соответствующей недоимки исключительно по итогам проведения налоговых проверок, результаты которых налогоплательщик мог обжаловать в порядке арбитражного судопроизводства.

Необходимость введения такой процедуры объясняется прежде всего сложностью налогового законодательства, работа с которым требует специальных глубоких знаний непосредственно этой отрасли права. Неслучайно большинство арбитражных судов при рассмотрении налоговых споров поддерживают компании. Но подобные предложения не нашли отражения в законе.

Новый порядок лишь обязал следствие в отдельных случаях запрашивать у налоговиков сведения о нарушении налогового законодательства и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки.

Более того, в соответствии с принятыми поправками итоговое процессуальное решение — возбуждать уголовное дело или нет — принимает сам следователь независимо от ответа налоговых органов. Законодатель ограничил такое право следователя лишь наличием повода и достаточных (по мнению самого следователя) обстоятельств, указывающих на признаки преступления.

Итоговый размер налоговой задолженности также определяет следователь. В практике автора была ситуация, когда следователь, используя обстоятельства, установленные налоговым инспектором, рассчитал налоговую недоимку компании достаточно креативно — с кратным ее увеличением. Что, разумеется, неправомерно с точки зрения налогового законодательства.

Возбудить уголовное дело следователи могут по тем нарушениям НК РФ, по которым инспекторы уже не могут взыскать налог

Максимальная глубина проверок, которые могут провести правоохранительные органы, существенно превышает период, который проверяют налоговики. В то время как инспекторы вправе проверить период, не превышающий трех лет, уголовное дело можно возбудить в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Уголовный кодекс освобождает лицо от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления прошло (ст. 15 и ч. 1 ст. 78УК РФ):

  • два года после совершения преступления небольшой тяжести (неуплата налога с физлица в крупном и особо крупном размере и уклонение от уплаты налога с организации в крупном размере);
  • шесть лет после совершения преступления средней тяжести (сокрытие имущества или денежных средств);
  • десять лет после совершения тяжкого преступления (уклонения от уплаты налогов с организации в особо крупном размере).

Получается, следователи вправе возбудить уголовное дело в отношении должностного лица организации за уклонение от уплаты налогов и в отношении тех периодов, за которые налоговые органы уже утратили возможность осуществить контроль — такое право ограничено сроками давности уголовного преследования (п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

Возбуждение уголовного дела по вопросам уклонения от уплаты налогов является эффективным способом пополнения бюджета

Фактически теперь существуют две параллельные и совершенно разные системы контроля за соблюдением налогового законодательства. При этом если проверки налоговых органов строго регламентированы и предусматривают ряд специальных механизмов обеспечения прав налогоплательщиков, то способы защиты прав бизнеса в ходе проверок правоохранительных органов, мягко говоря, не столь развиты — многое зависит от усмотрения следствия.

В результате возбуждение уголовного дела (или риск такого возбуждения) становится гораздо более простым и эффективным способом пополнения бюджета по сравнению с проведением налоговых проверок, результаты которых можно оспорить в арбитражных судах (где, как показывает практика, налогоплательщики выигрывают более половины споров).

Вынесение обвинительного приговора по уголовному делу грозит не только уголовным наказанием для руководства компаний, но и взысканием сумм задолженности в качестве возмещения государству убытков от преступления. Причем взыскать эти суммы можно как с компании, так и с физического лица, привлеченного к уголовной ответственности.

Еще одной важной особенностью контроля за соблюдением налогового законодательства правоохранительными органами является нехватка судей, которые специализируются на рассмотрении экономических преступлений.

Освобождение от уголовной ответственности важно не перепутать с обстоятельствами, смягчающими ответственность

Привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов можно избежать, если полностью уплатить недоимку, пени и штрафы, при условии, что такое преступление совершено впервые (ч. 1 ст. 76.1 УК РФ, п. 2 примечания к ст. 198 и п. 2 примечания к ст. 199 УК РФ).

Для этого важно погасить задолженность до назначения судебного заседания (ч. 1 ст. 28.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Иначе факт уплаты налога, пеней и штрафов будет являться лишь смягчающим ответственность обстоятельством.

Если же налоговая задолженность была вовремя погашена, то в случае предъявления в будущем аналогичных претензий должностное лицо компании также будет считаться впервые совершившим преступление.

Налоговое преступление могут совершить не только руководитель и главный бухгалтер

На практике есть мнение, что под угрозу уголовного преследования попадают лишь руководитель и главный бухгалтер организации. Это не так. Уголовная ответственность может грозить любому сотруднику организации на основании статьи 33 Уголовного кодекса РФ — соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.

На практике, помимо руководителей и главных бухгалтеров, в число обвиняемых в совершении налоговых преступлений чаще всего попадают собственники бизнеса, финансовые директора и иные лица, которые участвуют в принятии решений, связанных с размером уплачиваемых налогов.

Антон Гусев, старший юрист компании Goltsblat BLP, практика разрешения споров / уголовно-правовая защита бизнеса

Чтобы узнать, к примеру, о наличии офшоров или о переводе денежных средств в иностранный банк, сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут опросить должностных лиц компании и ее бывших сотрудников (некоторые из которых могут иметь претензии к работодателю), организовать прослушивание телефонных переговоров и контроль СМС, электронных сообщений, провести обследования офисов и жилых помещений, изъяв интересующие документы, а также электронные носители информации. Либо использовать иные оперативно-разыскные мероприятия, предусмотренные законом.

Нередко компании предпринимают меры безопасности непоследовательно. Например, руководство компании хранит документы, подтверждающие владение офшорными компаниями, в банковской ячейке. Но договор на аренду банковской ячейки оставляет в офисе компании.

В ходе обыска сотрудники правоохранительных органов могут обнаружить подобный договор, после чего без труда получить доступ к ячейке и изъять интересующие документы

Профилактика снизит риск уголовного преследования

На практике для уменьшения рисков, связанных с возбуждением уголовного дела о налоговых преступлениях, важно не только следить за исполнением налоговых обязательств, но и осуществлять определенные мероприятия профилактического характера.

Во-первых, важно выявлять проблемные места в деятельности компании, которые могут вызвать интерес правоохранительных органов. К примеру, внимание может привлечь наличие у организации нескольких счетов в иностранных банках, расположенных в низконалоговых юрисдикциях (подробнее см. комментарий эксперта).

Во-вторых, необходимо сегментировать доступ сотрудников к информации. То есть если руководитель сомневается в правильности уплаты налогов, ему лучше не обсуждать этот вопрос на общефирменном совещании. Такую тему целесообразнее затронуть в личной беседе с главбухом и финансовым директором. Дело в том, что при последующем сборе информации оперативники могут допросить всех сотрудников компании. И кто-то из сотрудников на таком допросе может сообщить, что в определенный период времени не все работники компании разделяли позицию руководства по вопросам правильности исчисления и уплаты налогов.

В-третьих, важно быть аккуратными с заключениями профессиональных консультантов и аудиторов. Такое заключение не должно находиться в открытом доступе для всех сотрудников компании. Профессиональные консультанты иногда указывают на те или иные риски, с которыми связана финансовая политика компании. Несмотря на то что компания вправе не соглашаться с заключением консультантов и не следовать их советам, на практике сотрудники правоохранительных органов могут попытаться использовать подобные заключения в качестве одного из доказательств наличия умысла совершить действия, направленные на уклонение от уплаты налогов.

Результат расследования во многом зависит от формулировки показаний

Антон Гусев, старший юрист компании Goltsblat BLP, практика разрешения споров / уголовно-правовая защита бизнеса, рассказал случай из практики, когда показания главбуха, полагавшего, что его слова полностью оправдывают действия компании, фактически могли привести к уголовной ответственности самого главбуха и генерального директора.

Сотрудники правоохранительных органов выявили крупную недоимку по уплате налогов. Главный бухгалтер компании при беседе с юристами и адвокатами пояснила, что задолженность возникла из-за того, что спорную норму Налогового кодекса можно трактовать неоднозначно. Главбух указала, что тот вариант учета, который посчитали правильным проверяющие, мог привести к банкротству организации. Это одна из причин, почему компания выбрала альтернативный способ учета. Сотрудница была искренне уверена, что это единственно правильная позиция, которую необходимо изложить правоохранительным органам.

Но подобная позиция, по сути, подтверждала, что должностным лицам компании было известно о возможных нарушениях налогового законодательства. А также указывала на возможный мотив — предотвратить банкротство и сохранить за собой рабочие места, «сэкономив» на налогах

Наконец, важно проинструктировать сотрудников компании о том, как им себя вести в случае визита сотрудников правоохранительных органов. Вот некоторые общие правила, которыми целесообразно руководствоваться при общении с сотрудниками правоохранительных органов:

  • вызвать квалифицированного адвоката. Он обладает не только необходимым опытом, но и самостоятельным процессуальным статусом;
  • согласовывать действия с юристом и адвокатом;
  • не препятствовать действиям сотрудников правоохранительных органов — не следует пытаться не пускать сотрудников правоохранительных органов на территорию компании, прятать от них сейф и т. д. Но помогать им вовсе не обязательно — законодательство подобной обязанности не содержит;
  • не допускать провокаций;
  • не вступать в дискуссии, неформальные беседы;
  • не уничтожать документы, переписку, сообщения в телефоне. Такие действия могут напрямую навредить компании. Например, если оперативники изъяли сервер с документами, после чего аналогичные документы были уничтожены с рабочих компьютеров сотрудников компании. Тогда адвокаты лишатся информации, которая уже есть у правоохранительных органов. Более того, правоохранительные органы смогут утверждать о наличии фактов уничтожения доказательств;
  • не предоставлять ложную информацию;
  • отслеживать все действия сотрудников равоохранительных органов;
  • не поддаваться психологическому давлению со стороны сотрудников правоохранительных органов;
  • не спешить с представлением дополнительных доказательств;
  • проследить, чтобы информация в документах соответствовала информации из других источников.

Качественная и комплексная защита интересов крайне важна начиная с самых ранних этапов общения с правоохранительными органами

На практике защитить интересы бизнеса и его должностных лиц в ходе проводимых правоохранительными органами проверок можно в большинстве случаев. Но для этого крайне важны профессиональная выработка и реализация стратегии защиты начиная с самых ранних этапов.

Например, при расследовании уголовных дел важное значение играет наличие так называемой субъективной стороны преступления (то есть отношение лица к совершенному им деянию). В связи с чем не стоит недооценивать значение конкретных формулировок свидетельских показаний (подробнее см. комментарий эксперта).

Как правило, компания обращается к юристам после завершения налоговой проверки, чтобы оспорить в вышестоящем налоговом органе или в суде налоговые доначисления. Такой подход применительно к общению с правоохранительными органами может не сработать, поскольку любая ошибка в общении со следователем может обернуться серьезными проблемами для компании и для ее должностных лиц. Поэтому целесообразно привлекать профессиональную помощь на этапе назначения проверки правоохранительных органов.

www.gblplaw.ru

Уголовная ответственность директора и бухгалтера в 2017 году

Ответственность за нарушения налогового законодательства, когда придется отвечать своими деньгами, перечислена в разделе VI Налогового кодекса РФ. Однако, это далеко не все. Отделаться штрафами, вряд ли получиться. За уклонение от уплаты налогов руководство организации могут привлечь к ответственности по Уголовному кодексу РФ и Гражданскому кодексу РФ.

В первом полугодии 2015 году количество уголовных дел по экономическим статьям увеличилось на 22% (по данным Генпрокуратуры, судебного департамента Верховного суда). А в январе 2016 года глава Следственного комитете Александр Бастрыкин в интервью «Российской газете» сказал, что число уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов выросло в 2015 году на 68%. В 2015 году было возбуждено более 4,5 тысяч уголовных дел. Несмотря на то, что Путин В. в декабре 2015 года в своем послании обращал внимание на усилившийся «кошмар» для бизнеса, в ближайшие годы ожидать лояльности от правоохранительных структур по отношению к предпринимателям не приходится.

Что говорит о неуплате налогов статья 199 УК РФ?

За неуплату налогов с организации привлекают по статье 199 УК РФ. Уголовная ответственность наступает, если руководитель фирмы совершил действия, направленные на уклонение от уплаты налогов и сборов в крупном размере.

Крупный размер определяется двумя критериями. Во-первых, это сумма налогов и сборов, превышающая 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и сборов превышает 25 процентов от общей суммы налогов и сборов, подлежащей уплате за 3 (три) финансовых года подряд. Или это сумма, превышающая 15 млн рублей.

Ответственность наступит, если, произошло уклонение от уплаты налогов в крупном размере.

При исчислении размера уклонения от уплаты налогов и сборов все недоимки суммируются за взятый период. Но при этом учитываются лишь суммы тех налогов и сборов, сроки уплаты по которым истекли.

Если уклонение от уплаты налогов составит более 15 000 0000 рублей, директору и бухгалтеру грозит ответственность за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Такая же ответственность и в том случае, если следователь квалифицирует действия, как совершенные группой лиц по предварительному сговору. Например, директором, главным бухгалтером и учредителем (участником) общества. В большинстве случаев, именно так и будет действовать следователь. Предварительный сговор предполагает, что несколько лиц заранее договорились о совместном совершении преступления. При этом, по мнению следователя даже приказ о приеме на работу сотрудника (например, главного бухгалтера) по мнению следователя, есть сговор. Вы можете получить обвинение в преступлении, совершенном группой лиц, даже, если просто работали наемным сотрудником и вообще не имели никаких нерабочих контактов друг с другом.

Наказание за такое деяние значительно серьезнее. Сумев избежать обвинений в сговоре, удастся уменьшить ответственность каждого за преступление. А разграничение преступлений по суммам неуплаченных налогов и сборов, возможно, позволит избежать обвинения в уклонении от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере и в дальнейшем поможет избежать солидарной ответственности по гражданскому иску.

Кого привлекают по 199 УК РФ

Есть мнение, что уголовное преследование грозит только руководителю и главному бухгалтеру организации. Это не так. К уголовной ответственности могут привлечь любого сотрудника организации на основании статьи 33 УК РФ — соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник. Чаще всего, помимо руководителей и главных бухгалтеров, в число обвиняемых попадают собственники бизнеса, участники ООО, финансовые директора, руководители департаментов (отделов) и иные лица, которые участвуют в принятии решений, связанных с оплатой тех или иных работ (услуг), включаемых в расходы или решений, связанных с размером уплачиваемых налогов.

Деяния по статье 199 УК РФ

За уклонение от уплаты от уплаты налогов и (или) сборов с организации на директора и главбуха могут завести дело, если не были представлены налоговые декларации или иных документов, которые нужно сдавать в налоговую по законодательству РФ.

Но чаще всего в делах по 199 есть налоговые декларации, поэтому следователи предъявляют включения в налоговую декларацию заведомо ложных сведений. Казалось бы, следователи должны доказать, что неверные данные были включены в декларации заведомо. То есть и директор и главбух знали о том, что эти данные ложные. Что партнер не благонадежен и так далее.

На практике же, фактически это никто не доказывает. И даже сам факт подписания либо не подписания директором декларации ни на что не влияет. Главное – декларация сдана.

Обычно в уголовных делах на директоров, фирмы, расходы по которым были включены в декларации, называются фирмами, обладающими признаками однодневок. Доказать, что вы не намеревались уклоняться от уплаты налогов и не работали с однодневками, будет практически невозможно. Придется доказать, что фирма не была однодневкой на момент работы. Если вы и найдете доказательства того, что фирма была хорошей и вы проявили должную осмотрительность, аргументом следствия станет формулировка: «директор обязан организовать ведение бухгалтерского учета и организация обязана самостоятельно уплачивать налоги». Увы, но здесь так же работает принцип виновности.

Наказания по 199 УК РФ

Статья 199 УК РФ предусматривает несколько видов ответственности. Мера определяется тяжестью совершенного преступления и наличием квалифицирующих признаков.

  • Штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей;
  • Штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет;
  • Принудительные работы на срок до двух лет;
  • Арест на срок до шести месяцев;
  • Лишение свободы на срок до шести лет.

Основание для возбуждения уголовного дела

Как мы уже писали выше, времена, когда следователи возбуждали дела только по материалам налоговой ушли в прошлое. Так было с 2011 до 2015 гг. Сначала в 2011 году следователям разрешили возбуждать уголовные дела только по материалам, которые они получали от налоговиков. Такой порядок был введен действующим тогда президентом Д.А. Медведевым с целью защиты бизнеса от необоснованного давления правоохранительных органов. А с 22 октября 2014 года следователи вновь получили право возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без инициативы налоговых органов. С этого момента поводом для возбуждения уголовного дела может стать просто рапорт об обнаружении правонарушения, составленный сотрудником оперативного подразделения полиции. А рапорт может составлен на основании доноса уволенного сотрудниками или конкурентов.

Сроки давности за налоговые правонарушения

Следователи могут возбудить уголовное дело по тем нарушениям НК РФ, за которые налоговики уже не могут взыскать налог.

Налоговые инспекторы имеют право проверить период, не превышающий 3 (три) года. А уголовное дело можно возбудить в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности (статья 78 УК РФ):

  • два года после совершения преступления небольшой тяжести (это уклонение от уплаты налога с организации в крупном размере);
  • шесть лет после совершения преступления средней тяжести (это сокрытие имущества или денежных средств);
  • десять лет после совершения тяжкого преступления (это уклонения от уплаты налогов с организации в особо крупном размере).

Таким образом, следователь может возбудить дело в отношении должностного лица организации за уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере в течение 10 лет с того момента, как совершено правонарушение. Этот период существенно превышает период, который проверяют налоговики.

Фактически теперь существуют две параллельные и совершенно разные системы контроля за соблюдением налогового законодательства. И если проверки налоговых органов строго регламентированы и предусматривают ряд специальных мер для защиты прав налогоплательщиков, то способы защиты в ходе проверок правоохранительных органов, практически отсутствуют.

Вынесение обвинительного приговора по уголовному делу грозит не только уголовным наказанием для руководства организаций, но и взысканием сумм задолженности в качестве возмещения ущерба. Причем взыскать эти суммы можно как с компании, так и с физического лица, привлеченного к уголовной ответственности. Количество дел, рассматриваемых в судах о двойном привлечении к ответственности, ежегодно растет.

А что в судах

Для вас не будет большим секретом, что процент оправдательных приговоров меньше 1. Суды не проявляют ни малейшей лояльности по отношению к предпринимателям, в отношении которых возбуждено уголовное дело. Так складывается практика, что именно обвиняемым приходится доказывать свою невиновность, а не следственным органам вину обвиняемого. Прокуратура зачастую подписывает обвинительные заключения, не читая их. Прокурор только в суде читает материалы уголовного дела впервые. При этом путается не только в названиях деклараций, но и названиях самих налогов. Но это никак не повлияет на решение суда.

В части доказательств по налоговым правонарушениями следователи представляют свою экспертизу с расчетами, которые в общем как бы совпадают с НК РФ, но в деталях с большим количеством ошибок и иногда критических для конкретного случая. На практике, если обвиняемый заказывает независимую экспертизу, она не принимается судом.

Что же касается сговора, то в этой части суды не требуют особых доказательств от следователей. Сговор – это согласованные действия. При таком подходе ваши действия всегда будут согласованы. Ведь главбух учитывает расходы по налоговым периодам (в определенный срок), сдает декларации (в определенный срок), проверяет первичку перед подготовкой отчетности (в определенный срок), директор подписывает (в определенный срок). Все происходит в точные сроки, которые, увы, установлены в законодательстве.

Если же говорить об умысле, то любой документ, подписанный директором – это и есть умысел.

Еще один момент, не менее важный – нехватка судей, которые специализируются на рассмотрении экономических преступлений. Это может полностью перечеркнуть, все ваши попытки оправдаться.

Гражданский иск после обвинительного приговора

В разрешении споров, связанных с экономическими правонарушениями, суды руководствуются статьей 1064 ГК РФ, предусматривающей, что причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим его. В приговорах по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 199 УК РФ, должно содержаться решение по предъявленному гражданскому иску от налоговой инспекции.

Освобождение от уголовной ответственности

Привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов можно избежать, если полностью уплатить недоимку, пени и штрафы, при условии, что такое преступление совершено впервые (примечания к ст. 199 УК РФ). Важно погасить задолженность до назначения судебного заседания (ч. 1 ст. 28.1 УПК РФ). Если это сделать позже, факт уплаты налога, пеней и штрафов будет являться лишь смягчающим обстоятельством.

Бухгалтерская профессиональная пресса

Для тех бухгалтеров, которые предпочитают работать с первоисточниками. Гарантия профессионализма и личная ответственность эксперта и автора.

www.buhgalteria.ru

Это интересно:

  • Приказ медосмотра детей Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1346н "О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них" (утратил […]
  • Пособия для военнослужащих при рождении ребенка Выплаты и пособия военнослужащим при рождении ребенка в 2018 году Государство поддерживает молодые семьи, в частности, обеспечивает минимальное материальное обеспечения малолетнего. Пособие по уходу за малышом в возрасте до 1,5 лет […]
  • Исправление кадастровой ошибки через суд Земельные новости Кадастровая ошибка: практические советы по оспариванию и исправлению Видео по теме Кадастровая ошибка - это воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого […]
  • Закон о сертификации рб Закон РБ Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствияСтатья 26. Проведение обязательной и добровольной сертификации 1. Сертификация проводится органом по сертификации в пределах его […]
  • Назарова и а юрист Решения и заключения ККС Заключения по вопросам рекомендации на вакантные должности ЗАКЛЮЧЕНИЕ г. Санкт-Петербург 25 октября 2013 года Квалификационная коллегия судей города Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего […]
  • Приказы по медицинской статистике Документы Министерства здравоохранения Российской Федерации (Введите номер и/или часть названия или дату документа. ВАЖНО: дата документа вводится в формате «дд.мм.гггг») "О допуске специалистов к осуществлению медицинской или […]