Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц

Налоги с населения как основной источник финансовых ресурсов государства известны с незапамятных времен, выступая необходимым элементом экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы.

Налоги с физических лиц можно рассматривать в единстве экономического, финансового и политического аспекта.

Экономический аспект определяется процессом отчуждения части собственности плательщиком в пользу государства.

Финансовый аспект — характеризуется обязательностью налогового платежа в денежной форме и наполнением бюджетов разных уровней налоговыми платежами.

Политический аспект — состоит в воспроизводстве системы государственной власти, в согласовании интересов тех или иных слоев общества.

Экономическая сущность налогов с физических лиц характеризуется денежным отношением, складывающимся у государства с физическими лицами в процессе формирования бюджета и внебюджетных фондов.

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления. Они отражают его причастность к формированию общегосударственных доходов и управлению ими, позволяют ощутить себя активным членом общества, дают основание для контроля за эффективным использованием государственных бюджетных и внебюджетных ресурсов, формируемых налогоплательщиками.

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Налоги выполняют три важнейшие функции: фискальную, социальную и регулирующую.

Фискальная функция налогов

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Другие источники финансирования бюджетных доходов не идут ни в какое сравнение с налоговыми платежами. Первая в историческом плане и важнейшая на сегодняшний день фискальная функция налогов настолько очевидна, что о ней едва ли стоит писать подробнее. Следует лишь отметить, что фискальная функция налогов превалирует в ущерб двум другим функциям в развивающихся странах, а так же в развитых странах в период экономических и военно-политических потрясений.

Социальная функция налогов

Социальная функция выражается в поддержании социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Как уже отмечалось, налоги играют важную роль в социально-политической жизни человечества. Специальные разделы по ним содержатся в партийных и правительственных программах, о них спорят на заседаниях парламентов, ведут межгосударственные переговоры, пишут научные труды, их обсуждают на международных форумах. Обычно налоги обещают снизить во время предвыборных кампаний и часто повышают между выборами.

www.financedeeper.ru

Социально экономическое содержание налогов

Понятие налога

В общей системе государственного регулирования рыночной экономики особое место принадлежит налогам.

Налоги — сложная социально-экономическая категория, отражающая динамику определенной сферы экономических отношений государства, а также структур местного самоуправления с конкретными производителями товаров и услуг — юридическими лицами, а также физическими лицами, получающими доходы и владеющими имуществом.

Под налогом принято понимать обязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований и наиболее полного выполнения ими своих функций.

Налогообложение как комплексная система взимания налогов возникло и развивалось одновременно с государством. По мере развития общества на государство возлагаются все новые функции. В условиях преобладания частной собственности и перехода крыночным отношениям налоги выступают основным источником финансового обеспечения деятельности государства.

Будучи финансовой категорией, характеризующей финансовые отношения (денежные потоки), налоги обеспечивают образование централизованных (общегосударственных) фондов финансовых ресурсов. Таковы бюджет, пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Следует отметить нравственно-этические аспекты налогообложения, что предполагает возможно более полный учет особенностей отдельных социальных групп налогоплательщиков (предпринимателей разного уровня и сфер деятельности, пенсионеров, лиц с низким уровнем доходов др.).

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов состоит в том, что они представляют собой часть производственных отношений по изъятию определенной доли национального дохода у субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется государством для осуществления своих функций и задач.

Функции налогов

Социально-экономическое содержание налогов раскрывается в их функциях. Обычно выделяют четыре основных функции налогов: фискальную, перераспределительную, контрольную и регулирующую (стимулирующую).

Полнота осуществления государством своих функций зависит от величины главного финансового фонда страны — консолидированного бюджета Российской Федерации, равномерности и полноты его формирования за счет налогов.

Фискальная функция налогов проявляется в изъятии части доходов налогоплательщиков, в уровне этого изъятия и в его организации, а также в использовании различных принудительных мер с целью своевременного и полного формирования бюджета и других общегосударственных и муниципальных фондов финансовых ресурсов. Реализация фискальной функции налогов сопровождается осуществлением других функций, прежде всего — перераспределительной функции налогов.

Поступившие в централизованные финансовые фонды налоги перераспределяются и в виде финансирования из бюджета направляются на те или иные цели — просвещение и науку, оборону, здравоохранение, содержание органов управления и т. д.

В процессе взимания налогов осуществляется и контрольная их функция. Государство заинтересовано в полном и своевременном получении налоговых сумм.

Поэтому оно организует систему контроля за поступлением налогов через органы Министерства по налогам и сборам, налоговую полицию, финансовые департаменты администраций и т. д.

Собираемость налогов в последние годы в России достигает 85—95 % к суммам, которые возможны к поступлению, что является положительным показателем функционирования налоговой системы.

Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста.

Реализоваться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

Кроме указанных функций налогов, следует выделить также воспроизводственную функцию. Она вытекает из рассмотренных выше. Процесс воспроизводства на основе реализации инновационно-инвестиционной стратегии развития имеет в настоящее время для России особое значение.

Налогообложение должно стимулировать инвестиции в новейшие технологии и наукоемкие производства с целью повышения конкурентоспособности отечественных товаров, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а также увеличения объема производства тех из них, которые пользуются повышенным спросом.

И, наконец, социальная функция налогов. Она реализуется путем воздействия на формирование совокупного интеллекта и нравственности человека. А это проявляется прежде всего через обеспечение качества жизни — ее продолжительности, достойных условий существования (медицина, жилищные условия, образование и др.). С помощью налогов осуществляется регулирование этого процесса.

Функции налогов активно используются государством для разработки и реализации налоговой политики.

newinspire.ru

5.3. Экономическое содержание и функции налогов

Налоги как обязательный элемент экономической системы государства возникли и развивались вместе с государством. Исторический процесс формирования системы налогообложения прошел путь от добровольного жертвоприношения в древнейших формах государственной организации через временное получения в средневековье вплоть до XIX в. в форме помощи идо обязательного, принудительного и всеобъемлющего характера в условиях развитой рыночной экономики.

Функционирования современного государства нельзя представить без налоговой системы. Она является не только источником образования централизованных финансовых ресурсов, но и самым эффективным средством перераспределения доходов физических и юридических лиц и инструментом непосредственного влияния на развитие общественного производства. В связи с этим налоги необходимо рассматривать в следующих аспектах:

а) по экономическому содержанию;

б) формой выявления;

в) нормативно-правовым режимом обеспечения.

По экономическому содержанию налоги оказываются в финансовых отношениях государства с физическими и юридическими лицами относительно принудительного изъятия части доходов с целью формирования финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Такое изъятие части доходов осуществляется на основе одностороннего движения финансовых ресурсов от налогоплательщиков к государству.

По форме выявления налоги являются особым видом обязательных платежей. Они отличаются от других обязательных платежей по таким признакам:

а) налоги изымаются на условиях невозвратности и бесплатности;

б) односторонність установления объема уплаты налога без предварительного согласования с плательщиками;

в) уплата налога происходит лишь в бюджет;

г) получение денежных средств в форме налогов не имеет конкретного целевого назначения;

д) налоги являются неотъемлемым атрибутом государства и базируются на государственных актах высшей юридической силы.

За нормативно-правовым режимом обеспечения налоги относятся к обязательных платежей, поступающих в Государственный бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки. Согласно Конституции Украины система налогообложения устанавливается только Законом Украины. Поэтому все налоговое законодательство соответствует Конституции Украины и создает основу для совершенствования системы налогообложения.

Кроме налогов, обязательных платежей относятся различные виды плат денежных средств в пользу государства в форме плат, отчислений и сборов.

Плата как отдельный вид обязательных платежей предусматривает эквивалентности отношений по возмещению государству за пользование государственными прерогативами в форме ресурсов: плата за воду, плата за землю и т.д. Величина платы зависит от размера используемых ресурсов и может относиться на себестоимость или уплачиваться с прибыли. По экономическому содержанию плата не отражает перераспределения доходов и поэтому непосредственно не относится к налогам.

Отчисления в отличие от налогов предусматривают целевое направление платежей: взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонда содействия занятости и др.

Собрание отличаются от налогов тем, что имеют разовый и случайный характер и являются небольшими по размерам. Они собираются по месту событий: рыночный сбор, гостиничный сбор, сбор за право проведения кино — и телесъемок и т.д.

Суть налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют фискальную, распределительную и регулирующую функции.

Фискальная функция является определяющей в характеристике сущности налогов. С ее помощью обеспечивается формирование финансовых ресурсов государственного бюджета, которые являются материальной базой государства для выполнения своих функций. В то же время налоговые поступления должны быть постоянными и стабильными и равномерно распределяться в пространстве и времени.

Постоянство означает, что налоги должны поступать в Государственный бюджет в порядке и равномерно в установленные сроки. Поскольку за счет налогов обеспечиваются соответствующие расходы государства, то сроки поступления налогов должны согласовываться со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность налоговых поступлений определяется гарантией того, что их предусмотрен объем будет получено полностью.

Равномерность поступления налогов в пространстве и времени означает, что для обеспечения финансирования необходимых расходов финансовые ресурсы необходимы в определенное время и в определенном регионе. Без такой равномерности возникает потребность в перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами. Последнее затрудняет деятельность соответствующих исполнительных органов относительно регионального самоуправления и самофинансирования.

С помощью распределительной функции налогов обеспечивается формирование доходов бюджета с последующим их направлением на финансирование различных мероприятий государства. Именно с ее помощью устанавливаются пропорции распределения финансовых ресурсов между налогоплательщиками и государством.

Экономическое содержание регулирующей функции заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет систематический и целенаправленный влияние на все стороны деятельности плательщиков. Наиболее эффективной формой проявления регулирующей функции налогов является предоставление льгот отдельным налогоплательщикам или полное освобождение от налогообложения отдельных видов налогов или отдельных физических или юридических лиц.

Все функции налогов действуют в единстве с одновременным соответствующим регулирующим влиянием на его субъекты:

— как фискальный рычаг налоги обеспечивают формирование доходов бюджета;

— как распределительный рычаг налоги обеспечивают направление финансовых ресурсов Государственного бюджета на выполнение стратегических и тактических задач, определенных финансовой политикой государства;

— как регулирующий рычаг налоги обеспечивают целенаправленное влияние на развитие общественного производства и общественных отношений в государстве.

banauka.ru

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Одним из важнейших вопросов финансовой науки является определение содержания экономической категории «налог».

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемых в бюджет государства (государственного и местных) и государственных целевых фондов.

В отличие от сборов и других обязательных платежей, взимаемых в фонды общеобязательного социального страхования (например, пенсионного фонда, фонда социального страхования на случай безработицы), налоги не имеют конкретного целевого назначения. Использовать сборы не по назначению не допускается.

Налога свойственна индивидуальная безвозмездность. Это означает, что при его взыскании государство не берет на себя обязанности по предоставлению каждому отдельном плательщику определенного эквивалента, равного их платежу.

Налоги — это обязательный вид платежа. Обязательность выражается в том, что за нарушение установленного срока уплаты, размера платежа, уклонение от уплаты предусмотрена ответственность плательщика, то есть существует необходимость принудительного исполнения данного платежа, что отличает его от добровольной жертвы.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Однако в современных условиях денежная форма практически преобладает, однако существуют отдельные случаи уплаты налогов и в натуральной форме.

При уплате налога часть переходит из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. Иными словами, налоговые поступления имеют односторонний характер и связаны с перераспределением части стоимости ВВП, доходов юридических и физических лиц. Такого перехода не существует при внесении в бюджет обязательных платежей государственными предприятиями. Такие платежи будут налогами только по форме, но не по содержанию, так изменения форм собственности при этом не происходит.

Для налога характерна регулярность его взыскания, а это означает, что данный платеж вносится периодически, в четко установленные законодательством сроки.

Налог — категория не только экономическая, но и правовая. Правовое содержание проявляется через систему специфических обязательств, правовых норм, институтов.

Налоги устанавливаются исключительно государством на основании закона по юридически закрепленными правилами. Установление государством налогов — это своеобразная форма проявления его государственного суверенитета и осуществления надлежащих функций властности.

Мобилизация и использование налоговых поступлений получают правовое обоснование, становятся объектом контроля со стороны законодательных структур. Налоги являются неотъемлемым атрибутом государства, устанавливаются для финансового обеспечения выполнения возложенных на нее функций и решения социально-экономических задач.

Таким образом, логика анализа характерных признаков налогов дает возможность определить данную категорию. Налоги — это объективная экономическая категория, отражающая финансовые отношения, складывающиеся между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации в бюджеты и целевые фонды части стоимости ВВП, определенной на законодательном уровне по обеспечению граждан общественными благами и услугами.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

— обязательность — каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага;

— уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; они обязательно должны сокращать денежные средства, принадлежащие налогоплательщику;

— финансовое обеспечение деятельности государства — налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.

За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.), но осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизируется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги представляют собой финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств.

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность.

1Экономическое содержание налогов и их экономическая сущность

Необходимость налогов, как экономической категории, вытекает из функций и задач гос-ва, выполняющего разнообразную деятельность (политическую, экономическую, соц-ую) и требующую соответственно определённых средств.

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства для выполнения им своих обязанностей. За счёт налогов, сборов, пошлин и др. платежей формируются финансовые ресурсы государства. Т.е. главное назначение налогов – обеспечивать деятельность государства и его сохранность. Т.о. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Экон. сущность налога: изъятие государством в пользу общества определённой части ВВП в виде обязательного взноса в денежной форме. (ВВП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени, как правило год). Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя / сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая / ослабляя накопление капитала, расширяя / уменьшая платёжеспособность.

Сущность налогов проявляется также через их функции:

1. Фискальная функция – самая важная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Т.е. реализация функции осуществляется за счёт сбора установленных налогов в пользу государства. С её помощью образуется централизованный денежный фонд государства. С развитием рыночных отношений значение данной функции значительно возрастает, т.к. увеличиваются налоговые поступления, обусловленные ростом производства и потребностями государства. 2. Экон-ая функция – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство; Так, н-р, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. А назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Экон. функция включает в себя: Регулирующую – налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают значительное влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения. Социальную (распределительную) – состоит в перераспределении общественных доходов м/у различными категориями населения (в пользу слабых, незащищённых категорий граждан). 3. Контрольная – состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность каждого налогового канала и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему. Эта функция осуществляется спец. органами, кt-ые осуществляют контроль за правильностью начисления, своевременностью уплаты и зачисления налогов.

2. Классификация налогов в соответствии с порядком их установления

Налог – это безвозмездное отчуждение части собственности у лица в пользу государства. Для воздействия на экономику и формирования своих доходов гос-во использует целую совокупность налогов, которая требует своего упорядочения и классификации – группировки налогов по их видам.

В соответствии с порядком установления различают: Федеральные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются Федеральным собранием РФ (Гос. дума и Совет Федерации), закреплены в НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ и взимаются по единым ставкам. К ним относ.: косв: НДС, акцизы, таможенные пошлины; прям: налог на прибыль орг-ий, НДФЛ, налог на добычу полезн. ископаемых (НДПИ), водный налог. Региональные налоги – налоги, кt-ые устанавл-ся НК РФ и законодат. органами субъектов РФ (советы народных депутатов, областные думы), обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ: прям: налог на имущ-во орг-ий, н-г на игорный бизнес, транспорт. налог. Местные налоги – устанавл-ся НК РФ и органами местного самоупр-ия, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований: налог на имущ-во физич. лиц, земельный н-г.

Так же различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – налоги, кt-ые устанавливаются непосредственно на доход или имущ-во налогоплательщика. Т.е. объектами прямого налога являются доход (зарплата, прибыль, процент, рента – это определённая сумма, кt-ую земельный собственник получает от арендатора – лица, взявшего земельный участок во временное пользование) и ст-ть имущ-ва (земля, дом, цен. бумаги и т.п.) налогоплательщика.

К числу прямых налогов относятся: подоходный налог (НДФЛ – налог на доходы физических лиц = 13%); налог на прибыль предприятий (организаций = 20%); налог на имущество – это налог, устанавливаемый на имущество организаций или частных лиц (нал.ставка не может превышать 2,2%).

Прямые налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные (целевые). Прямые личные налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платёжеспособность субъекта н/о. К их числу относятся: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц. Прямые реальные налоги уплачиваются с предполагаемого среднего дохода, получаемого от того или иного объекта обложения. К их числу относятся: земельный налог, транспортный налог, единый налог на вмененный доход (вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика), НДПИ.

Косвенные налоги – налоги, кt-ые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика. Т.е. объектами косвенного налога являются товары и услуги. Собственник предприятия, производящего товары или оказывающего услуги, продает их по цене (тарифу) с учётом надбавки и вносит государству соответствующую налоговую сумму из выручки, то есть, по существу, он является сборщиком, а покупатель – плательщиком косвенного налога.

К числу косвенных налогов относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС = 18%, Добавленная стоимость – разность м/у реализованной продукцией за определённый период и стоимостью закупленных фирмой за тот же период предметов труда и услуг, т.е. это разность м/у продажами фирмы и её покупками); акцизы – налоги, устанавливаемые преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны; таможенная пошлина – это взносы (платежи) на импортные и экспортные товары.

kursak.net

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]