Оглавление:

Правописание сочетаний -чк-, -чн-, -нч-, -щн-, -рщ-

Основные цели:

  • Помочь усвоить, что звуки (ч) (щ) всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать.
  • Развивать орфографическую зоркость, познавательные интересы детей.
  • Воспитание любви к природе родного края, зимующим птицам.

Демонстрационный материал:

  1. Карточки со словами хищные, чтение, каменщик, сварщик, одуванчик
  2. Слайд 1. Одуванчик.
  3. Слайд 2. Хищники.
  4. Слайд 3. Карточка с пословицей: __________ – лучшее учение
  5. Слайд 4. Каменщик.
  6. Слайд 5. Сварщик.
  7. Слайд 6. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
  8. Карточка. -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.
  9. Слайд 7 со словами:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

  1. Слайд 8 с иллюстрациями зимующих птиц (синица, снегирь)

1. Мотивация к учебной деятельности

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадка?

– Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Часы чашка туча чулки

– Какая буква чаще других встречались в чистописании? (Буква ч.)
– Какое правило мы должны помнить при написании слов с этой буквой? (ча, чу)
– Подчеркните эти сочетания в словах.

3. Выявление места и причины затруднения

Орфографическая зарядка (с.13 №5)

№5. Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.

– Найдите орфограммы в словах, подчеркните их.

Самостоятельная работа детей. Проверка

(.№5 Пальчики, грибной, Маршак, платок, поезд, клюв, житель, Казань, ленточка.)

– Вернемся к последнему слову. Прочитайте его. Какую орфограмму мы повторили? Над чем мы будем работать сегодня?

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Значит, какую цель вам надо перед собой поставить? (Узнать правописание сочетания -чк-.)

– Назовите тему урока. (Правописание сочетаний -чк-, -чн-.)

– А как они пишутся? (Ответы детей.)

– Сегодня мы узнаем не только правописание сочетаний -чк-, -чн-. А еще узнаем другие сочетания, которые пишутся без ь, а узнаем их, отгадав загадки. Ответы записываем в тетради. Отгадайте загадку:

1. На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик) -нч-

2. Какое сочетание пишется без ь? Подчеркните его.
Какие это животные: медведь, волк, лиса, тигр? (Хищные) щн Слайд 2

3. Дополните пословицу: __________-лучшее учение. (Чтение) чт Слайд 3

4. Кто это? (Рисунок каменщика) (Каменщик ) нщ Слайд 4

5. Кем работает папа у Луизы? (Рисунок сварщика). (Сварщик ) рщ Слайд 5
Подчеркните эти сочетания.

– Мы выяснили, какие еще сочетания пишутся без ь? А почему пишутся без ь, сейчас докажем.

– Произнесите шипящие звуки в этих словах.

– Произнесите звук [ч’]. Какой это звук? (Согласный мягкий.)

– Есть ли у [ч’] парный согласный по твёрдости?

– Нужно ли обозначать мягкость этого согласного? Почему? (Он всегда мягкий.)

– Как написаны сочетания -чк-, -чн- в словах на доске?

– Кто может вывести сам правило из наших наблюдений? (Звук [ч’] всегда мягкий, поэтому на письме его мягкость не обозначается. Сочетание -чк-, -чн-, -чт-, -рщ-, -чн-, -щн- пишутся без мягкого знака.)

– Прочитаем правило в учебнике.

– Как можно записать это правило? (-чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь)

– Повесить на доску карточку с темой: -чк-, -чн-, -чт-, -нч-, -щн-, -рщ- без ь.

Физкультминутка

Упражнения на внимание

“Винт”, “Мяч и насос”

5. Реализация построенного проекта

1. Упражнение для развития письменной речи. Послушайте, пожалуйста, ребята, начало сказки “Лисичка со скалочкой”.

Шла лисичка по дорожке. Нашла скалочку. Постучалась в избу. Ее впустили. Легла лисичка-сестричка на лавочку. Скалочку спрятала под печку.

– Запишите ответы на вопросы, употребляя слова с сочетаниями -чк-, -чн-. Помните о правописании этих словосочетаний, посмотрите на табличку.

– Что нашла лисичка? (Лисичка нашла скалочку.)

– Где она легла спать? (Она легла спать на лавочку.)

– Куда лисичка спрятала скалочку? (Лисичка спрятала скалочку под лавочку.)

– Подчеркните сочетания -чк-, -чн-. Как они пишутся? (Пишутся без ь.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Игра:
Кто больше запомнит слов.

– Прочитайте несколько раз, запомните и расскажите соседу эти слова.

Кто быстрее всех читает
И слова запоминает:

мечта, свечка, белочка,
хищник, кончик, стрелочка,
гонщик, птенчик, Зиночка,
сборщик и корзиночка.

– Назовите друг другу эти слова. Проверьте себя. Найдите сочетания, которые пишутся без ь. Обратите внимание на табличку с правописанием.

– Кто больше запомнил слов? Расскажите всем. Какие сочетания пишутся без ь? Придумайте предложение с одним из слов. Самое удачное предложение запишите в тетради. Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

А теперь напишем выборочный диктант.

– Скажите, пожалуйста, каких зимующих птиц вы знаете? К нам в гости прилетела одна из них.

Слайд 3 (синичка)

– Я вам прочитаю стихотворение. Вы из этого стихотворения выпишите слова с сочетаниеми -чк-.

(Один ученик работает у доски.)

Прилетела к нам синичка
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждем.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для нее кусочки сала
Мы повесим на сучки.

– А вы повесили кормушки птицам? Чем вы их подкармливаете?

– Проверка по табличке правописание -чк-. Какие слова вы записали? (Синичка, птичку, червячки, кусочки, сучки.)

– У кого возникли трудности? С чем это связано?

У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе “+”, “?” или “солнышко”.

8. Включение в систему знаний и повторение

– Очень часто слова конечно, нарочно, скучно люди произносят с -чн-, хотя правильное произношение этих слов с -шн-. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного стихотворения.

Дети произносят вместе с учителем.

Я, конечно, не нарочно
Затолкал кота в буфет.
И, конечно, не нарочно
Съел я килограмм конфет.
И, конечно, не нарочно
Вазу мамину разбил
И уж вовсе не нарочно
На ковёр кисель пролил…
Просто было очень скучно…
Но теперь- то я послушный!

– Какие слова встретились с сочетаниями -чн-? Запомните их произношение и правописание.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– Какую цель вы ставили на уроке? (Узнать какие еще сочетания пишутся без ь.)

– Удалось вам достичь поставленной цели?

– Вы довольны своей работой на уроке?

– Давайте ещё раз повторим правило, связанное с этими сочетаниями. Не ставьте мягкий знак между -чк-, -чн-, чтобы не обидеть чванливое ч, лишний раз, придавая ему мягкость. Это, конечно, не закон природы, но правило, и его нужно уважать, чтобы стать грамотным человеком.

10. Домашнее задание

– Напишите по 2 слова с изученными сочетаниями.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Примеры слов с сочетаниями чт, чк, чн, нч, нщ, щн, рщ

Приведем при­ме­ры слов с соче­та­ни­я­ми соглас­ных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ»,»щн», «рщ».

Звучание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка встре­ча­ют­ся соче­та­ния мяг­ких непар­ных соглас­ных зву­ков [ч’] и [щ’] с дру­ги­ми соглас­ны­ми. При про­из­но­ше­нии cлов ука­зан­ные мяг­кие соглас­ные воз­дей­ству­ют на рядом нахо­дя­щи­е­ся зву­ки и смяг­ча­ют их. Происходит асси­ми­ля­ция (упо­доб­ле­ние) соглас­ных зву­ков по при­зна­ку мяг­ко­сти. Например, послу­ша­ем, как зву­чат сле­ду­ю­щие сло­ва:

  • бубе нч ик [б у б’ э н’ ч’ и к];
  • ба нщ ик [ б а н’ щ’ и к].

В сло­вах с соче­та­ни­я­ми соглас­ных с пред­ше­ству­ю­щи­ми [ч’] и [щ’] ясно слы­шит­ся мяг­кость этих зву­ков, напри­мер:

  • до чк а [д о ч’ к а];
  • чт ец [ч’ т’ э ц];
  • изя щн ый [и з’ а щ’ н ы й’];
  • то чн ый [т о ч’ н ы й’].

Правописание слов с сочетаниями согласных «чт», «чк», «чн», «нч», «нщ», «щн», «рщ»

Несмотря на ука­зан­ное мяг­кое зву­ча­ние рас­смот­рен­ных соче­та­ний соглас­ных, их мяг­кость на пись­ме не обо­зна­ча­ет­ся мяг­ким зна­ком. Чтобы пра­виль­но напи­сать такие сло­ва руко­вод­ству­ем­ся пра­ви­лом орфо­гра­фии.

Примеры слов с сочетаниями согласных

  1. чт — поч­та­льон, чте­ние, чти­ца, меч­та, меч­та­тель­ный, меч­та­тель­ность, ничтож­ный, почти, поч­та, поч­то­вый, нечто, что, кое-что, что­бы, что-то, что-нибудь, ничто­же­ство, почтен­ный, почте­ние;
  2. чк — свеч­ка, поч­ка, ноч­ка, точ­ка, печ­ка, реч­ка, туч­ка, ласточ­ка, облач­ко, сумоч­ка, лапоч­ка, лавоч­ка, мамоч­ка, щёточ­ка, уздеч­ка, кры­леч­ко, кры­шеч­ка;
  3. чн — полу­ноч­ник, полу­ноч­ный, кир­пич­ный, лодоч­ник, печ­ник, отлич­ник, соч­ность, сроч­ный, точ­ность, поло­те­неч­ный, убо­роч­ный, сто­лич­ный, печ­ной, цве­точ­ный, сумрач­ный, сол­неч­ный, буд­нич­ный, ячне­вый, буты­лоч­ный, ёлоч­ный.

Имеем в виду, что в неко­то­рых сло­вах соглас­но орфо­эпи­че­ской нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го язы­ка про­из­но­сит­ся зву­ко­со­че­та­ние [шн], хотя пра­виль­но пишет­ся толь­ко бук­во­со­че­та­ние «чн», напри­мер:

4. нч — сара­фан­чик, фла­кон­чик, кар­ман­чик, кулон­чик, балон­чик, фон­тан­чик, пон­чик, вен­чик, оду­ван­чик, кон­чик, бала­ган­чик, бал­кон­чик, солон­чак, клян­чить, нян­чить, окон­чить, ран­чо;

5. нщ — гон­щик, зачин­щик, загон­щик, бакен­щик, моро­жен­щик, погон­щик, обман­щик, бара­бан­щик, бан­щи­ца, камен­щик, бетон­щик;

6. щн — мощ­ный, мощ­но, мощ­ность, помощ­ник, немощ­ный, изящ­ность, сущ­ность, насущ­ный, будущ­ность, овощ­ной, жилищ­ный;

7. рщ — убор­щик, свар­щик, кон­тор­щик, сбор­щик, бор­щок, набор­щик, заго­вор­щик, при­твор­щик, фонар­щик, спор­щик.

russkiiyazyk.ru

Напишите 20 слов с сочетанием щн и разберите их по составу

Ответы и объяснения

1) мощный — мощ- корень, -н- суффикс, -ый окончание;

2) хищник — хищ- корень, -ник суффикс, окончание нулевое;

3) овощной — овощ- корень, -н- суффикс, -ой окончание;

4) сущность — сущ- корень, -н- суффикс, -ость суффикс, окончание нулевое;

5) помощник — помощ- корень, -ник суффикс, окончание нулевое;

6) изящный — изящ- корень, -н суффикс, -ый окончание;

7) жилищный — жил- корень, -ищ суффикс, -н- суффикс, -ый окончание;

8) беспомощный — бес- приставка, -помощ- корень, -н- суффикс, -ый окончание;

9) всенощная (служба в церкви) — все- корень, -нощ- второй корень, -н- суффикс, -ая окончание;

10) немощный — не- приставка, -мощ- корень, -н- суффикс, -ый окончание;

11) насущный — на- приставка, -сущ- корень, -н- суффикс, -ый окончание;

12) зрелищный — зрел- корень, -ищ суффикс, -н- суффикс, -ый окончание;

13) всеобщность — все- корень, -общ- второй корень, -н- суффикс, -ость суффикс, окончание нулевое;

14) сообщник — со- приставка, -общ- корень, -ник суффикс, окончание нулевое;

Можно, конечно, ещё написать хищница, хищный, мощность, помощница, но это всего лишь производные от тех слов , что уже есть. Если учитель разрешает, можешь их добавить. А так, что-то больше не придумывается ничего нового. Удачи!

znanija.com

Согласные звуки. Сочетания букв ЧН, ЧК, ЩН

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы узнаем, как правильно писать слова с сочетаниями букв ЧК, ЧН, ЩН, поймём, почему мягкий знак не пишется. Проведём речевую разминку, научимся образовывать слова с такими буквосочетаниями и выполним множество интересных заданий.

Речевая разминка

В начале урока проведём речевую разминку:

Ш — всегда шипящий звук.

Шар воздушный сдулся вдруг:

Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

На камнях змея шипит:

Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

Море Черное шумит:

Ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш — ш!

Ж — конечно, звук жужжащий.

Это жук жужжит блестящий:

Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

А еще жужжит пила:

Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

И летящая пчела:

Ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж — ж!

Ч — напомнит этот звук,

Как пускает пар утюг:

Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

Как вагончики спешат:

Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

Как жалеют малыша:

Ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч — ч!

Щеткой вещи чищу чисто:

Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Обрывает ветер листья:

Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Щ — метем мы мусор щеткой:

Щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ — щ!

Произносим звуки четко:

Мы уже знаем, что звуки Ж, Ш, Ч, Щ – согласные. А ещё Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие. Шипящие согласные не имеют пары по твёрдости и мягкости. Поэтому звуки Ж и Ш – всегда твёрдые, а звуки Ч и Щ – всегда мягкие. Нам уже знакомы правила: ЖИ-ШИ пиши с буквой И, ЧА-ЩА пиши с буквой А, ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. Сегодня мы узнаем об особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН.

Особенности написания буквосочетаний ЧК – ЧН – ЩН

В сочетаниях ЧК – ЧН – ЩН мягкий знак не пишется, потому что звуки Ч и Щ всегда мягкие. Их мягкость обозначать не нужно.

Прочтём стихотворение, которое поможет нам запомнить это правило:

Ёлочка и белочка,

Срочный, уличный, ночной,

Точный, шуточный, речной.

Знаем мы наверняка,

Где ЧН, а где ЧК.

Мягкий знак не пишется,

Даже если слышится!

Закрепление знаний на практике

Рассмотрим картинки и назовём предметы. Запишем слова с сочетанием ЧК.

Проверим, что получилось: тучка, синичка, свечка, речка, спичка, печка.

Назовём сказочных героев, в чьих именах есть сочетание ЧК.

Рис. 7. Красная Шапочка (Источник)

Это Красная Шапочка, Дюймовочка, Русалочка. В словах Чиполлино, Буратино, Принцесса сочетания ЧК нет.

Изменим выделенные слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Хищная щука, свежее молоко, рыжая белка, доброе сердце, белая собака, яркая свеча, молодая ветка.

Хищная щучка, свежее молочко, рыжая белочка, доброе сердечко, белая собачка, яркая свечка, молодая веточка.

Подберём к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделим буквосочетания, которые мы использовали.

Яблочный пирог

Пшеничный хлеб

Огуречный сок

Овощной салат

Ночной поезд

Дачный сезон

Хищный зверь

Мы использовали буквосочетания ЧН-ЩН.

Спишем, вставляя нужное буквосочетание: мо…ая машина, солне…ый день, то…ая наука, ре…ая вода, пе…ая труба.

Проверим: мощная машина, солнечный день, точная наука, речная вода, печная труба.

Соединим слова в словосочетания.

Проверим, что получилось:

На следующем уроке мы узнаем, что одинаковые согласные, которые пишутся в слове подряд, называют удвоенные. Выучим правила их написания и переноса слов с удвоенными согласными.

Список рекомендованной литературы

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. – М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. – М.: Дрофа.

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

Рекомендованное домашнее задание

  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. – М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 114 С. 78, упр. 116 С. 79.
  • Подберите к данным словам слова-родственники, отвечающие на вопрос какой? Выделите буквосочетания, которые вы использовали.

Клубника – ……….торт; яблоко – ………повидло; овощи – …… сок; печь – ………труба; столица – ………клиника; жилище – ……комплекс.

  • * Используя полученные на уроке знания, придумай загадки, где ответами будут слова с ЧК, ЧН, ЩН.

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

interneturok.ru

Под деревцем грибочки. — РЧ, НЧ, ЧН, ЧК, РЩ, НЩ,

«РыНоК + МЯГКИЕ ШИПЯЩИЕ»

«РыНоК» — это для запоминания согласных букв РНК + ЧЩ, сочетания которых пишутся в середине слов без мягкого знака (РЧ, НЧ, ЧН, ЧК, РЩ, НЩ, ЩН), так как ЧЩ и так всегда мягкие. Исключение: ЛЬЧ, ЛЬЩ + маньчжурский (от Маньчжурия):

Под деревцем грибочки растут в лесу на кочке.

Колючие ёлочки берегут иголочки.

Сочный перчик стал мягче и легче.

Поёт сверчок, скрипит смычок.

А ларчик просто открывался, если на ключ не запирался…

Кочни капустки зелены и хрустки…

Сварщик свечку поджигал, от усталости ворчал…

На столе дымится гречка, на стене висит уздечка,
Банщик хищника поймал, съел два сочня и пропал…

Сменщик погонщика срочно позвал,
Пончо на ранчо везти наказал,
Ленч приготовить, борщик сварить,
Морщины разгладить, детей накормить…

РЧ – перчик, ларчик, корчить, верчение, сверчок, ворчать, мурчать, курчавый…
НЧ – венчик, кончик, ранчо, пончо, ленч, линчевать, птенчик, одуванчик,
утончённый, венчанный, …
ЧН – кочни капусты, сочни, качни меня, срочно, млечный, обычный, привычный…
ЧК — ручка, бочка, девочка, почки, точка, свечка, лычки, саночки, крылечко, мочка,
уздечка, гречка, бричка, бабочка, удочка …
РЩ – борщик, сварщик, уборщик, приборщик, пробирщик, не морщи, морщина
НЩ – затонщик, сменщик, оконщик, банщик, погонщик, изменщик, обманщик
ЩН – мощный, помощник, хищник, сообщник, пращник, овощник

А это выражение поможет запомнить примеры на все буквосочетания:
НА РАНЧО ДЕВОЧКА ДОБАВИЛА В БОРЩИК СОЧНЫЙ ПЕРЧИК И НАКОРМИЛА МОЩНОГО ПОГОНЩИКА-ПОМОЩНИКА.

Чудесно, спасибо большое!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2018 Разработка и поддержка: Литературный клуб Под эгидой Российского союза писателей 18+

www.stihi.ru

Это интересно:

  • Опека в гусь-хрустальном Опека в гусь-хрустальном «Молодость – удивительная пора! Это время быть активными и стремиться к высоко поставленным целям» Гусь-Хрустальный район – территория динамичного развития Новости от 14.07.2018 Ваш браузер не поддерживает […]
  • Наследство по представлению доля Наследование по праву представления Наследование по праву представления является особым видом наследования по закону и имеет особый порядок призвания к наследованию наследников по закону. Наследование по праву представления – это […]
  • Возврат услуги в течение 14 дней Можно ли вернуть бытовую технику в магазин в течение 14 дней? Иногда, приобретя технологическую продукцию для повседневного использования в своем доме или в подарок, покупатель решает вернуть изделие обратно в магазин. Обычно товар […]
  • Пособия на 2 ребенка в москве Детские пособия в Москве Москва — передовой регион, в котором существует самое большое число выплат, компенсаций и льгот для самых разных слоев населения. Социальная поддержка москвичей — это одно их приоритетных направлений политики […]
  • Московская область пособие при рождении ребенка Детские пособия в Московской области В Московской области тщательно следят за уровнем жизни граждан и стараются улучшить социальную политику. Помощь оказывается всем нуждающимся слоям населения, правительство выплачивает пособия на […]
  • Правила все теже Как правильно пишется «теже» или «те же»? Слово «те же» пишется раздельно – те же. Только раздельное написание этого слова является правильным. Правило написания слова Элемент «же», который может быть как частицей, так и частью […]