Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Глазами бродящего по Петербургу Родиона Романовича Раскольникова читатель видит грязные улицы и темные переулки, убогие жилища и трущобные гостиницы, дома терпимости и трактиры, где воочию предстают пьянство, проституция и другие пороки общества.

Все действие романа сосредоточено вокруг главного героя. Появляющиеся вокруг него персонажи как бы призваны подчеркнуть или опровергнуть что-то в нем, оправдать его поступки, создать фон, на котором разворачивается его безумие. Но, несмотря на это, остальные персонажи романа представляют собой конкретные социальные типы, которые, хотя и возникают благодаря главному герою, но сами по себе очень типизированы и потому ценны для развития сюжета. Рассмотрим каждого поподробнее.

Раскольников – молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности. Он, поддавшись идее «необыкновенного человека», решился на убийство. С помощью грабежа Раскольников надеется спасти от падения свою сестру, сам встать на ноги и облагородить человечество своей теорией. Герой представляет собой тип, в котором одержимость и болезненность соседствуют очень тесно. Достоевский, с одной стороны, оправдывает Раскольникова, указывая на нечеловеческие условия, в которых тому приходится жить, а с другой, показывает всю несостоятельность его теории, обрекая душу героя на суд совести.

Помогает свершить правосудие в романе следователь Порфирий Петрович, который на самом деле является сильным противником Раскольникова. Его внешний облик: «Пухлое, круглое и немного курносое лицо» — создаёт впечатление очень добродушного человека, простака. Но: «Взгляд этих глаз как-то странно не гармонировал со всею фигурою, имевшею в себе даже что-то бабье». И на самом деле, вначале Порфирий Петрович кажется довольно милым и открытым человеком, но с течением времени, он начинает ловко расставлять ловушки Раскольникову. Его вопросы неизбежно ведут к откровенности подозреваемого. Этот приём обнаруживает в Свидригайлове опытную ищейку и умного человека.

Автор умышленно не даёт внутренних монологов этого героя и показывает его только глазами Раскольникова. Подмигивания, знаки, которые делает Порфирий Петрович. Не понятно, плод ли это воспаленного сознания Родиона или происходит на самом деле. Таким образом, в роман вносится интрига, элемент умолчания. Порфирий Петрович становится фигурой таинственной и оттого даже страшной. Он похож на лисицу, которая сидит в засаде и готова в любой момент напасть на свою, уже измученную предчувствиями, жертву.

В системе образов «Преступления и наказания» есть и ещё один персонаж, который затем вошёл в галерею лучших образов русской литературы. Это Сонечка Мармеладова, проститутка, случайно вошедшая в жизнь Раскольникова и положившая начало его духовному возрождению. Вообще нужно отметить, что рассеянные по всему роману описания обездоленности и страданий фокусируются в трагическом изображении несчастий семейства Мармеладовых, которые в сознании Раскольникова связываются с драмой его родных.

Жизнь Сони, на первый взгляд, не имеет никаких необычных фактов. Но что заставило автора романа заострить внимание на этой девушке и вообще ввести этот образ в сюжет? Прежде всего, совершенная чистота Сони, которую не смогла убить та жизнь, которою она живет. Раскольников впервые видит Раскольников, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. Мармеладова была одета соответственно своему роду занятий (перекупленное через третьи руки цветастое платье, соломенная шляпка с ярким пером). Но потом она постепенно раскрывает свой внутренний мир и Раскольников поражается тому, насколько несчастна и чиста эта девушка: «Почти похожая на девушку скромную и приличную манерой, с ясным, но несколько запуганным лицом».

По отношению к Соне Раскольников играет роль демона, таким образом как бы копируя поведение Порфирия Петровича, который играет роль мучителя по отношению к самому Раскольникову. Но Соня стойко противостоит нападкам героя. Вот, например, что говорит она, когда Раскольников начинает утверждать, что Катерину Ивановну стоит ненавидеть: «Если б вы только знали. Ведь она совсем как ребёнок… Ведь у неё ум совсем как помешан… от горя. А какая она умная была, какая великодушная… какая добрая! Вы ничего, ничего не знаете…» Великодушие и сострадание Мармеладовой не имеют границ.

«Гармонию» личных и общественных выгод пропагандирует в романе преуспевающий делец Лужин. Принимая главную евангельскую заповедь за устаревший порядок, он противопоставляет ей принцип личной наживы как основного условия процветания общества. Но беда в том, что его теория отвергает всякие нравственные законы и поощряет греховные стремления человека (сребролюбие, тщеславие, зависть).
По внутреннему содержанию к образу Лужина примыкает Лебезятников, «следящий за новыми мыслями», который убеждает Мармеладова, что «сострадание в наше время даже наукой воспрещено и что так уже делается в Англии, где политическая экономия». Схожа с ними в отношении к жизни и старуха-процентщица, «берущая жидовские проценты». Жертвы подобных теорий – сестра Раскольникова, Соня, семья Мармеладовых и все «невидимые» бедняки Петербурга.

Таким образом, в своем романе Достоевский вывел на сцену яркие социальные типы (беднота, интеллигенция, средний класс), которые представили другую, отличную от пушкинской, сторону Петербурга – сторону трущоб.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

www.litra.ru

Система образов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Конфликт, обозначенный Достоевским в названии романа, раскрывается и в его построении, и в системе образов.

Образная система в «Преступлении и наказании»

Раскольников как центральный персонаж

В центре романа главный герой — Родион Раскольников и его теория, которая приводит героя к преступлению. Остальные образы романа и образуют структуру, которая в той или иной степени отражает их отношение к теории или соотношение с ней.

Раскольников — бывший студент-юрист, человек по своей сути добрый, отзывчивый, о чем говорят многие эпизоды романа: отношение к семье Мармеладовых, отношение героя к сестре и матери, к случаю с пьяной обманутой девочкой на бульваре и многое другое. Герой, как пишет Достоевский,

В уме героя зарождается античеловеческая, с точки зрения автора, теория о делении всех людей на две категории:

«имеющих право на кровь по совести» и «тварей дрожащих».

В романе названо много причин его преступления, но главная из них — проверить, к какой категории относится сам герой. Раскольников убивает старуху процентщицу (по теории как бесполезную вредную вошь) и тихую, безобидную беременную Лизавету как нечаянного свидетеля.

Образная группа — «жертвы главного героя»

Одна группа образов «Преступления и наказания»- это непосредственные жертвы теории Раскольникова:

  • Алена Ивановна, ростовщица,
  • ее сестра Лизавета,
  • неродившийся ребенок Лизаветы,
  • Микитка, сознавшийся в убийстве старухи из-за вечного русского стремления пострадать,
  • Пульхерия Александровна, мать героя, которая умирает, не выдержав случившегося с сыном.

Перечень жертв теории Раскольникова доказывает ее антигуманность. Собственно только убийство Алены Ивановны отвечает теории героя.

Но автор данной группой героев показывает,

что одно преступление, даже совершенное из благородных побуждений, влечет за собой другие.

Особенно важно для писателя, что герой убивает ребенка, убив Лизавету, ведь, по мнению Достоевского,

не может быть счастья, основанного даже на одной слезинке невинного ребенка.

Образы униженных и оскорбленных в романе

Это группа — Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, их детей, пьяной девочки на бульваре, женщины-утопленницы, эти персонажи подтверждают несправедливость существующего мира, который толкает человека на преступление.

Раскольников- теоретик в романе не одинок. Его теории созвучен разговор студента и офицера, который он слышит за полтора месяца до убийства. Эти герои появляются только один раз в романе, но их разговор о возможном преступлении

«Убей ее и возьми ее деньги, с тем, чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»

— подтверждает теорию героя, становится еще одной частицей решения Раскольникова проверить себя.

Герои-двойники Раскольникова

Это Свидригайлов и Лужин, практически живут по теории героя о праве сильной личности на преступление. Недаром Свидригайлов говорит:

«… мы одного поля ягоды».

Не зря же, отвечая на слова Лужина по поводу убийства старухи процентщицы, главный герой замечает:

» А доведите до последствий то, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

В Раскольникове и его двойниках есть точка соприкосновения —

«возлюби прежде всего одного себя».

Но есть и расхождения.

По Достоевскому каждый человек, выбирая ад, имеет возможность возродиться.

Раскольников такую возможность имеет: его душа не выносит преступления, для него возможен путь покаяния и возрождения. Ни Лужин, ни Свидригайлов такой возможности не имеют. Однако их судьба различна: Свидригайлов, не выдержав ада в душе, кончает жизнь самоубийством, Лужин будет преспокойно жить дальше, абсолютно уверенный в своей правоте.

Группа образов антагонистов героя

Однако есть в романе образы, которые опровергают эту теорию: следователь Порфирий Петрович, Разумихин, Дунечка Раскольникова и, конечно, Сонечка Мармеладова. Прежде всего, эти герои не укладываются в две категории по теории Родиона. А значит, уже само это говорит о том, что мир многообразнее любых рассудочных теорий. Порфирий Петрович, следователь, который понимает суть преступления Раскольникова и характер героя (характер христианского мученика). По мнению Порфирия, Родион —

«совсем не такой подлец».

Подлость, по Порфирию, — это нарушение общеустановленных законов, нравственных и гражданских.

Но Порфирий — обличитель Раскольникова, который может только добиться добровольного признания. Для Раскольникова же — противостояние следователю — дело чести, потому что Порфирий Петрович для него — представитель закона этого преступного по своей сущности мира.

Образ Сони в системе романа

Главным же судьей и спасением центрального персонажа романа становится Соня Мармеладова.

Герой видит в в ней близкого себе человека, так как она тоже преступила закон, но только страшнее, в отношении самой себя. Но Соня, став проституткой, сохранила свою душу, Раскольников же, убив старуху, «себя убил». Именно встречи с Соней заставляют героя усомниться в своей теории. В основе жизни Мармеладовой — жертвенность и соблюдение христианских заповедей. Именно она, ужасаясь, говорит:

«Это человек-то вошь?»

Только Соня подводит героя к покаянию. Ее любовь и ее жизнь возрождают героя, возвращают его к жизни и людям.

Образ города

И еще один образ играет большую роль в романе. Это образ города — Петербурга. Города, само существование которого ведет человека к убийству. Достоевский не видит прекрасного Петербурга, его столица — это место духоты, грязи, помоев на лестницах, каморок -«шкафов», «гробов». Писатель показывает, что именно здесь и могла зародиться теория героя.

Образу Петербурга противопоставлен образ Сибири, ее просторов и природы, образу извращенной человеческой цивилизации, противопоставлен образ «свободы», где время остановилось, » точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Система образов романа «Преступление и наказание» помогает читателю понять и прочувствовать главную мысль Достоевского — мир разочаровался в своих идеалах, он требует изменений, но рассудочные теории, подчиняя себе человека, какие бы благие цели не имели, приводят к краху мира внешнего и внутреннего.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

velikayakultura.ru

Система образов в романе . «Преступление и наказание»

Роман (бессмертное произведение) Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 60-е годы XIX века. Это было смутное для России время. Началась активная борьба против революционеров, надежды на крестьянскую войну не оправдались. В России еще более усугубились социальные противоречия. Достоевский в своем произведении выступает против существующего социального устройства общества. Он выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Достоевский показывает атмосферу, в которой живут его герои. Он говорит, что человек должен иметь право на нормальную жизнь. Писатель призывает к преобразованию существующего общества. В то время в России личность теряла свою самостоятельность и попадала в зависимость от «новейших» идей. Именно такая идея и захватила Расхольинкова. Человек становился рабом теории.

Теория, захватившая Раскольникова, была одной из теории, существовавших в то время. Она была не лучше, но и не хуже остальных. В ней Раскольнков разделял людей на два разряда: обыкновенных и необыкновенных. Он долго размышлял и заметил, что сильные мира сего могут делать все. Остальные же просто являются обычными людьми, находящимися под властью первых. Раскольников говорит, что «власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее», и он совершает преступление. Раскольников убивает старуху процентщицу и ее сестру Лизавету. Он говорит, что «захотел осмелиться и убил. Говорит, что в этом и есть вся причина. Раскольникову надо было узнать, «вошь

Ли он, как все, или человек». Но теория Раскольникова страшна. Эта теория утверждает право убивать людей, В течение всего повествования Достоевский постепенно опровергает эту теорию. Он делает это и через двойников Раскольникова, и через Сонечку, его мать, сестру. Опровергает ее, показывая и раскрывая перед нами самого Раскольникова, борьбу его идей с натурой, в которой натура все-таки одерживает верх. Опровергая теорию Раскольникова, Достоевский утверждает право человека на жизнь и свободу, утверждает идею гуманизма.

И, чтобы развенчать антигуманную теорию Раскольникова, Достоевский показывает нам целый ряд персонажей. Одни (такие, как Лужин и Свидригайлов) являются своеобразным воплощением жизни по теории Раскольникова. Другие, такие, как Соня и Порфирий Петрович, показаны в романе для того, чтобы разоблачить эту теорию. Все они являются своеобразными двойниками главного героя. Достоевский раскрывает перед нами их характеры. Раскольников видит отражение своей теории в — Лужине и Свидригайлове. Это сильные мира сего. Лужин — это человек деловой, расчетливый, практичный, тщеславный. Для него на первом месте стоят деньги. По отношению к Дунечке и матери Раскольникова Лужин ведет себя необыкновенно нагло и развязно. Он «до последней черты куражился над этими двумя бедными женщинами». Лужин поначалу даже просто не понимает, что потерял Дуню. Он верит в то, что можно все восстановить. Лужин готов сделать это любыми способами. Это только подтверждает теорию Раскольникова.

Свидригайлов же является вообще психологически очень сложным персонажем. Его восприятие не может быть однозначным. С одной стороны, это подлый, мерзкий, грязный человек, погубивший Марфу Петровну и пытавшийся загубить жизнь Дунечки. Таким он и представляется Раскольникову. Но ведь он помогает детям Катерины Ивановны и Сонечке. Это человек, который уже все повидал в жизни, кото-рому все надоело. Основная цель для него — заполучить Дунечку. А ведь Свидригайлов — сильный мира сего, и он может воспользоваться для этого любыми средствами. Раскольников понимает это, Он видит в Лужине и Свидригайлове отражение своей теории. Раскольников сознает, что его мать и Дунечка — обычные люди. Но он не хочет признавать права всяких Лужиных и Свидригайловых распоряжаться их жизнями. Он понимает, что если бы обстоятельства сложились по-другому, то он мог’бы увить и их. Эта мысль невыносима для Раскольникова. Разве можно назвать Дунечку вошью? Сколько в ней честности и благородства! Она никогда не стала бы унижаться ради себя, но готова это сделать ради брата.

В душе Раскольникова все переворачивается, он не может больше выносить эти противоречия. Голос Порфирия Петровича — это внутренний голос Раскольникова. Споря с ним, Раскольников спорит сам с собой. Раскольников чувствует, что отрезал себя от других людей, совершив преступление. В поисках выхода он идет к Порфирию Петровичу. Тот вполне раскрыл натуру Раскольникова, но решающее влияние на него оказала Сонечка. Она живет верой в Бога, в спасение души. Она — истинная христианка. Соня не признает право на убийство, не понимает, как человек может быть вошью. Многое объединяет Сонечку и Раскольникова. Она тоже преступница, но преступила она не ради себя, а ради близких ей людей. Ради них она готова отдать себя. Раскольников идет к Соне, потому что он больше не может оставаться один. Он чувствует, что Соня сможет его понять. И Соня понимает его, понимает не разумом, а душой. Она сочувствует его огромному горю. Сонечка во многом схожа с Лизаветой. Сцена убийства Лкзаветы чем-то напоминает сцену признания Раскольникова Соне. Он обрушивает на плечики Сони непомерную тяжесть. Соня, как и Лизавета, пытается отгородиться от этого. Даже жесты у них похожи.

Раскольников не может больше вынести отчуждения от людей, ему нужно поговорить с кем-нибудь. Суд Сони — это самый справедливый суд над Рас-кольниковым.

Вся жизнь Сони показывает поверхностность и неверность теории Раскольникова. Соня не вошь и не «тварь дрожащая». Она оказалась в страшных обстоятельствах, но в душе она далека от них, грязь к ней не липнет. Вера сохраняет ее. Сонечка преступила, но существует огромная разница между преступлениями Сони и Раскольникова. Раскольников был готов делать добро, но он допускал возможность совершать также и зло. Сонечку же ведет ее самопожертвование, ее необыкновенная любовь, сострадание к близким. В Соне чувствуется какая-то «детская незащищенность». Но она становится необыкновенно уверена в себе, когда речь заходит о религии и о Боге. Образ Сони дает нам понять, что христианская религия — основа народной жизни, в ней заключается способность к смирению, состраданию. Но Соня не просто смиренная жертва. Она борется за спасение близких ей людей, она сопротивляется обстоятельствам.

Раскольников сознается в своем преступлении, так как он больше не выдерживает ту тяжесть, которую несет. Он вынужден лгать, он чувствует, что не может больше быть вместе с другими людьми. Самое же тяжелое наказание для Раскольникова — жуткое ощущение своей преступности. Раскольников сознается, но он не раскаивается в своей теории. Она слишком сильно завладела им. Он еще больше в ней уверен. Раскольников признает свою вину лишь в том, что не смог совершить первый шаг. Он отправляется в ссылку. Там Раскольников оказывается вместе с другими преступниками. Он не может смотреть на них свысока, но и быть вместе с ними он тоже не может. Заключенные просто возненавидели Раскольникова, но Сонечку они необыкновенно полюбили. Они почувствовали в ней народность, веру в Бога, любовь, доброту. Благодаря Сонечке Раскольников преображается, воскресает. Для Раскольникова «вместо диалектики наступила жизнь». Он это «чувствовал вполне всем существом своим». Всем этим Достоевский показывает, что народная мораль выше морали сильных мира сего, что каждый человек имеет право на нравственное возрождение. Вся Система образов в романе «Преступление и наказание» подчинена главной идее — разоблачению бесчеловечной теории Раскольникова.

Популярные эссе

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

www.sochuroki.com

Раскольников в системе образов романа «Преступление и наказание»

Школьное сочинение

Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом — эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы раскрываются в самой глубине бытия. Примером такой борьбы может быть почти каждый герой Достоевского, но особенно ярко она выразилась в образе Родиона Раскольникова. В нем заключено зерно и богочеловека, и Великого Инквизитора.

Раскольников в «Преступлении и наказании» — центральный образ. А все остальные герои, которые проходят перед глазами читателя, лишь акцентируют внимание на отдельных чертах его характера. В душе Раскольникова борются две бездны — Добра и Зла. К тому же он одержим собственной «идеей», которая, с одной стороны, заключает в себе бесчеловечность и жестокость, а с другой — стремление облагодетельствовать человечество. «Вложив в душу Раскольникова и любовь и презрение к людям как противоречивую, но единую идею, идею-страсть, Достоевский создал героя, побуждавшегося к волюнтаристическому действию предназначением Мессии и замыслом Наполеона, стремлением искупить мир при помощи необъятной и деспотичной личной власти» (Ю. Карякин). Так как в Раскольникове заключены два полюса, то и все герои, окружающие его, являются зеркальным отражением того или иного из этих полюсов.

Первый из героев, близких Раскольникову по идеям «наполеонизма», — Петр Петрович Лужин. Кредо его жизни — возлюби себя. Он может не задумываясь перешагнуть через человека, через личность, распорядиться судьбой другого для собственной выгоды. Такова его «теория рваных кафтанов». По Лужину, возлюбить нужно прежде всех одного себя, потому что все на свете «на личном интересе основано». Это и сближает его с Раскольниковым. Если довести их теории до логического завершения, то выходит, что «людей можно резать. «.

Если Лужин — двойник главного героя, то Лебезятни-ков — его отражение в кривом зеркале. Отрицание Раскольниковым законов общества и попытка переустроить мир принимают у Лебезятникова комические, карикатурные формы. Андрей Семенович был одним из тех людей, которые «. мигом пристают непременно к самой модной ходячей идее, чтобы мигом окарикатурить все, чему они же иногда самым искренним образом служат».

Одним из самых загадочных в романе является образ Аркадия Ивановича Свидригайлова. Свидригайлов, как и главный герой, считал, что все дозволено. Он преследовал Раскольникова подобно тени. Необъяснимая сила влекла Родиона Романовича к Свидригайлову, он чувствовал, что они оба преступны; в минуты отчаяния и сомнения в своей правоте Раскольников шел к Свидригайлову, чтобы найти в нем поддержку и успокоить совесть.

Но Раскольникова окружают и люди, которым близки идеи мессианства. Университетский товарищ Раскольникова Разумихин — добрый, веселый, бескорыстный, умный человек. Живя ради других, он готов ухаживать за больным, заботиться, покровительствовать, не требуя за это никакого вознаграждения. Таков и Раскольников, когда спасает детей из горящего дома, помогает бедному студенту, отдает последние деньги на похороны Мармеладова. Можно сказать, что Разумихин — это воплощение доброго начала Раскольникова.

Еще один герой романа — Порфирий Петрович, пристав следственных дел. Он и по долгу службы, и по зову совести должен блюсти законы. Раскольников хоть и отвергает их, но свою теорию строит на основании известных исторических фактов и закономерностей. Порфирий Петрович является интеллектуальным отображением Раскольникова. Никому не известный следователь сумел «раскрутить весьма запутанное дело», не имея прямых улик и фактов.

Самое деятельное участие в спасении загубленной души Раскольникова принимает Соня Мармеладова. Эта девушка вынуждена перешагнуть через себя ради своей семьи, пойти на преступление, опуститься до разврата, но ее душа остается чистой и неразвращенной. В этом человеке продолжает жить «живая совесть». У Сони есть четкая граница между добром и злом, эти понятия не могут подмениваться, как у Раскольникова. У нее есть крепкая, непоколебимая опора — вера в Бога. В конце романа мы видим, что Раскольников полностью отрекается от своей идеи и начинает разделять чувства и убеждения Сони. «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере. » Соня представляет собой будущность Раскольникова.

Все эти герои противостоят друг другу. Индивидуализму и эгоизму Лужина противопоставляется альтруизм Разумихина. Порфирий Петрович противостоит Лебезятникову с его отрицанием законов. Но самая ожесточенная борьба разворачивается между Свидригайловым и Соней. И то, что Соня в конце концов одерживает верх, еще раз подчеркивает, что, как бы ни была возвышенна и прекрасна цель, к ней нельзя идти путями, противоречащими простым Христовым заповедям.

Даже для всеобщего благополучия нельзя убивать пусть одного, пусть самого никчемного и бесполезного человека. Никакая цель не может оправдать средства! Опыт Раскольникова показал, что не все дозволено, потому что природа человеческая сотворена по образу и подобию Божьему, а потому всякий человек имеет безусловное значение.

На примере Раскольникова еще раз убеждаешься, что непременно наступает момент, когда каждому из нас придется давать ответ. Достоевский хотел в каждом человеке увидеть и показать искру Божию. И нам в наше трудное время, когда люди устали от жестокости и насилия, нужно научиться видеть лучшее в людях. А для этого нужно остановиться хотя бы на минуту в сумасшедшем беге «по той прямой, что обладает свойством круга», опомниться и осознать, что мы уже подошли к «последней черте». Пришла пора обрести свободу и чистую, светлую Веру.

www.ukrlib.com.ua

Урок в 10-м классе. История замысла романа «Преступление и наказание», жанровая композиция

Разделы: Литература

Жанр. Композиция. Система образов.

Цели: понять, почему роман Ф.М Достоевского до сих пор вызывает споры, неоднозначные оценки; определить жанровые и композиционные особенности романа, основной конфликт и систему образов.

1. Слово учителя о времени написания романа “Преступление и наказание”.

– К моменту создания романа Ф.М. Достоевский был уже известным писателем, автором романов “Бедные люди”, “Униженные и оскорбленные”, “Записки из Мертвого дома”, повестей “Двойник”, “Белые ночи”, “Неточка Незванова”, “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково”.
Уже знакомы читателю его взгляды на бедных людей, современники спорят о жизненности его произведений. Но вот в феврале 1866 года в “Русском вестнике” появилась первая часть романа “Преступление и наказание”, а в декабре печатается последняя, шестая часть и эпилог. Роман говорил о реальном времени, отражал это время, герои романа словно жили с читателем в одном городе, возможно, даже на одной улице, читали одни и те же модные книги, говорили о тех же социальных проблемах.

2. Игра с заглавием.

– Обратимся к оглавлению романа. Сколько частей он имеет? (Шесть)

На доске высказывание современных русских писателей о композиции романа, живущих сейчас в США, П.Вайля и А.Гениса:

“Роман, построенный на искусной оркестровке напряжений, проходит через две кульминации, после которых наступает катарсис. Первая такая точка — преступление. Вторая — наказание”.(П.Вайль, А.Генис “Страшный суд”)

– Уточним, сколько частей отведено на преступление и на наказание? (Описанию преступления посвящена первая часть, а все остальные – наказанию).

– Роман построен на антитезе преступления и наказания. Подберите синонимы к слову «наказание».

Наказание
Возмездие
Расплата
Расчет

  • Возникает вопрос: достаточно ли одного наказания, чтобы вернуть человека к прежнему образу жизни? (Нет).
  • Чего не хватает? (Искупления своей вины, очищения, а на это необходимо время, возможно, целая жизнь).
  • Как можно искупить свою вину? (Хорошими поступками, делами, любовью к людям).
  • Рассказано ли, как искупил свою вину Раскольников, на страницах романа? (Нет). Все это осталось за кадром. Значит, роман имеет открытый финал!

3. Основной конфликт романа, общественная обстановка.

– Какая общественная проблема породила роман? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к словам автора вашего учебника Ю.Лебедеву.

“Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от духовных традиций, преданий и авторитетов, от их исторической памяти. Личность выпадала из “экологической” системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от “самоновейшей” науки, от “последних слов идейной жизни общества”. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек “случайного племени”, одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной духовной почвы, он оказывался беззащитным перед властью “недоконченных” идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в “газообразном” обществе пореформенной России”.

– Перед какими “недоконченными” идеями были беззащитны молодые люди того времени, в частности Раскольников? (Нигилизм. Разумный эгоизм. Наполеонизм).

– Все эти философские идеи можно уместить всего лишь в одну фразу: “Бог умер — все позволено”. Она принадлежит немецкому философу и поэту Ф.Ницше, идеями которого “болели” многие интеллигенты Европы и России и с которыми Достоевский полемизирует почти во всех своих романах, в том числе и в романе “Преступление и наказание”.

– Обратимся к высказываниям уже самого автора.

Воспоминания А.Сусловой , 17.09 1863 года:

Когда мы обедали, он, смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: “Ну вот, представь себе, такая девочка со стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: “Истребить весь город. Всегда так было на свете”.

Из романа “Преступление и наказание”.

Прав, прав “пророк”, когда ставит где-нибудь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого, не удостаивая даже и объясниться…

Слова Порфирия Петровича:

Кто ж у нас на Руси Наполеоном себя не считает?

– Эпоха была одержима наполеономанией. С этим явлением Достоевскому пришлось столкнуться лично. Послушайте отрывок из книги Ю.Карякина “Достоевский и современность”

Возлюбленная Достоевского в те годы А.Суслова увлеклась одним студентом, а когда тот ее обманул, решила его убить.
Как можешь ты человеческое отношение решать кровопролитием?
Выясняется, что свою месть она вздумала “превратить в подвиг”.
Не все ли равно, какой мужчина заплатит за надругательство надо мной? Но если уж мстить, так чтобы всему миру стало известно о единственной, неслыханной, небывалой, неповторимой мести.
Она замышляет убить …царя.
Очень уж увлекает. Огромность шага. В конце концов, как просто. Подумай только – один жест, одно движение, и ты в сонме знаменитостей, гениев, великих людей, спасителей человечества…
Славу добывают трудом.
Или беспримерной смелостью.
А о муке ты не подумала?
Это-то и остановило меня. Вдруг подумала: казнят, а ведь прожить до 80 лет где-нибудь в тишине, на солнце, у южного моря, очень недурно.

– И все-таки, почему роман назван “Преступление и наказание”, а не “Раскольников”, например? (Достоевского, видимо, больше интересовал не сам герой, а то, что он чувствует, переживает во время преступления и после него). Поэтому сейчас уместнее всего поговорить о жанре романа.

На доске список всевозможных жанров. Выберите и запишите подходящие.

  • Философский
  • Нравственно-психологический
  • Исторический
  • Полемический
  • Фантастический
  • Социальный детективный
  • Политический
  • Приключенческий
  • Роман-трагедия
  • Роман-исповедь
  • Сатирический
  • Биографический
  • Семейный
  • Автобиографический
  • Идеологический

    Роман можно охарактеризовать, как философский, идеологический, нравственно-психологический, как роман-трагедию, роман – исповедь.

    – Все ваши определения верны, в современном литературоведении нет единой точки зрения в определении жанра романа.

    5. Работа с карточкой.

    – Познакомимся с различными точками зрения на роман известных людей прошлого. Как они его поняли.

    Познакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

    Перечитываешь “Преступление и наказание” — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную “идею”, что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несет преступнику высшее наказание. (В.Вересаев “Живая жизнь”, 1910)

    Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его, – как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда. (В.Розанов “Чем нам дорог Достоевский”, 1911)

    Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию. (Д. Голсуорси, 1911)

    Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойденного юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей. (В. Набоков “Лекции по русской литературе”)

    — Писатель в России всегда пользовался огромным доверием. Так А.С.Пушкин возводил его к роли Пророка. Через столетие Е.Евтушенко скажет: “Поэт в России больше, чем поэт”, говоря о месте писателя в обществе. Мы не ставим своей задачей обсуждение права на существование романов-однодневок. Наша цель состоит в том, чтобы понять эпоху, которая рождает великих писателей и великие произведения литературы, прислушаться к мнению современников, живущих духовной, интеллектуальной жизнью, чувствующих свое право строго судить или хвалить великих писателей.

    6. Система образов романа.

    — Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Выберите схему на доске, аргументируйте свой выбор. Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Это интересно:

    • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
    • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
    • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
    • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
    • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
    • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]