Виды судов в РФ и их характеристика

Проанализируем основные виды судов в РФ, существующие в настоящее время. Вся судебная система нашей страны установлена на основе Конституции страны, Федерального конституционного закона, касающегося данной сферы законодательства. В нашей стране системе уделяется особое внимание. Для того чтобы не оказывалось давление на ее представителей, работа их была честной и открытой, существует специальная программа защиты судейства.

О единстве судебной системы

Для этого все мировые и федеральные судьи соблюдают установленные ФЗ правила производства. Все виды судов в РФ используют в своей работе конституционные, федеральные законы, международные договоры РФ, иные документы, существующие в субъектах РФ. Статус судей закреплен законодательными актами, финансирование осуществляется за счет федеральных средств.

Рассмотрим основные виды высших судов РФ, их особенности. Проанализируем основные сферы деятельности различных видов системы, особенности их финансирования.

Функциональное предназначение

Рассматривая виды судов в РФ, остановимся на структуре общей юрисдикции. Относят к ним такой суд, который рассматривает вопросы по уголовным, гражданским делам, административным правонарушениям. Какие виды судов в РФ относят к данной категории? Это республиканские, областные, краевые. К ним причисляют Московский, Севастопольский, Санкт-Петербургский городские (районные) суды, а также военные.

Федеральные суды

Приведем основные виды федеральных судов РФ. В концепции законодательной системы предусмотрено создание ювенальных, административных, миграционных судов. Для того чтобы автоматизировать их работу, функционирует система РФ «Правосудие».

Суды субъектов Российской Федерации относятся к среднему звену. Они признаются вышестоящими и апелляционными инстанциями для районных судов, функционирующих в регионах РФ. Именно сюда подают жалобу при несогласии с решением судьи истцы.

Районный суд

Он рассматривается в нашей стране как связующее звено между судами общей юрисдикции. Именно в нем рассматривают дела по первичной инстанции, а также он выполняет апелляционную функцию в отношении мировых судей, которые осуществляют свою деятельность на территории определенного судебного района.

Здесь рассматривают более трудные дела, чем в мировых судах. Образуют их в четком соответствии с основным федеральным законодательством. Если районный суд формируется на территории нескольких административно-территориальных образований, его именуют межрайонным судом. В районном суде работают судьи-профессионалы. Их численность определяется количеством подаваемых исковых заявлений. В настоящее время далеко не во всех судебных районах осуществляется деятельность мировых судей. В итоге в обязанности районных судов включают и рассмотрение дел, которые находятся в компетенции мирового судейства. В таком случае можно обжаловать постановления по подобным делам в апелляционной инстанции.

Входит в ведение районных инстанций и решение всех вопросов, касающихся досудебного производства. Они выносят решение об избрании следующих мер пресечения:

  • домашний арест;
  • денежный залог;
  • заключение на определенный срок под стражу;
  • проведение следственных действий (выемка, обыск, арест на почтовые отправления, запись телефонных переговоров).

Районные судьи осуществляют и послесудебное разбирательство. Ими рассматриваются дела, касающиеся проверки подлинности документов, справедливости и обоснованности вынесения приговоров, выдачи взыскателю судебного приказа.

Судя по тому объему действий, который выполняют районные суды, можно уверенно говорить о том, что это инстанции среднего звена. В их компетенции любые гражданские дела, вне зависимости от цены иска. Исключение составляют только те, которые подчинены военным судам, а также Верховному Суду РФ.

В основном гражданские дела рассматривают по месту постоянной прописки ответчика либо по адресу фактической регистрации юридического лица. Иногда подсудность связана с выбором самого истца. В настоящее время подобные инстанции занимаются спорами, касающимися жилищных, семейных, земельных, трудовых взаимоотношений, административными правонарушениями, жалобами от граждан о нарушении их прав и свобод.

Мировое судейство

До тех пор, пока подобной инстанции не существовало, дела рассматривались районными судьями. По ФЗ №137 от 2002 года на территории Российской Федерации появились мировые судьи. Они единолично рассматривают те дела, которые входят в их компетенцию по ФЗ. Рассматриваются дела по первой инстанции:

  • уголовные дела, связанные с преступлениями, наказание за которые не превышает трех лет лишения свободы;
  • дела о расторжении брака, при отсутствии между супругами спорных вопросов, связанных с детьми;
  • вопросы о выдаче судебного приказа;
  • установление отцовства, лишение родительских прав, усыновление (удочерение);
  • имущественные вопросы с ценой иска до пятидесяти тысяч рублей.

Окружные (военные) суды

Продолжим рассмотрение вопроса: «Виды судов в РФ и их характеристика». Отдельно стоит рассмотреть военные суды, которые функционируют в ВС РФ, включены в единую судебную систему страны. Их раньше именовали военными трибуналами. В данной системе предполагается своя классификация. Выделяют высшее звено (военную коллегию), а также первичные суды. Они занимаются рассмотрением гражданских споров между военнослужащими, правонарушениями военных.

Арбитражные суды

Проанализируем основные виды арбитражных судов РФ. Основной их задачей является разрешение экономических споров, возникающих между юридическими лицами из административных, гражданских, иных видов правоотношений. Апелляционные арбитражные суды функционируют в составе президиума, судебной коллегии по устранению споров, связанных с гражданскими и иными правонарушениями, а также судебной коллегии, рассматривающей споры, касающиеся административных правонарушений. В полномочия его входит проверка законности и обоснованности судебных актов, которые не вступили в законную силу. Именно эта инстанция пересматривает судебные акты, по которым открылись новые обстоятельства.

Конституционный суд

Какие виды Конституционных судов РФ функционируют в настоящее время? Это судебный орган, который осуществляет посредством специального судопроизводства независимую и самостоятельную судебную власть. Порядок образования, полномочия, алгоритм деятельности данной инстанции определяется Конституцией РФ. Финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

Судебная система, которая в настоящее время существует на территории Российской Федерации, представляет собой четкую продуманную структуру, в которой для каждого отдельного звена определено свое функциональное предназначение. При слаженной работе всех компонентов судебной структуры гражданские и иные виды споров рассматриваются в сроки, установленные Российским законодательством. При несогласии истца с решением, вынесенным судьей, у него есть право подачи апелляции в вышестоящую судебную инстанцию.

fb.ru

Судебная система. Органы контроля

Организация судебной системы Латвии определяется Конституцией, законами «О судебной власти» от 15 декабря 1992 г., «О сиротских судах и волостных судах» от 23 ноября 1995 г., «О Конституционном суде» от 14 июня 1996 г.

Он вправе признать утратившими силу законы и другие акты или их части. Судьи Конституционного суда утверждаются на установленный законом срок Сеймом путем закрытого голосования большинством не менее 51 голоса.
Организацию и деятельность латвийской прокуратуры регулирует Закон «О прокуратуре» от 19 мая 1994 г. Прокуратура является органом судебной власти, который самостоятельно осуществляет надзор за соблюдением законности в пределах установленной компетенции. Она представляет собой единую, централизованную трехступенчатую систему учреждений, возглавляемую генеральным прокурором. Ее образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры судебных округов, прокуратуры районов (республиканских городов) и специализированные прокуратуры. Генерального прокурора по предложению председателя Верховного суда утверждает в должности Сейм на семь лет. Нижестоящих прокуроров назначает сам генеральный прокурор.
Организация латвийской адвокатуры определена Законом «Об адвокатуре» от 27 апреля 1993 г.
Высший орган финансово-экономического контроля в Латвии Государственный контроль, являющийся, согласно Конституции, независимым коллегиальным учреждением. Государственный контролер назначается парламентом на четырехлетний срок. По его предложению парламент утверждает членов Совета Государственного контроля также на четырехлетний срок. Устройство и компетенцию этого органа определяет Закон о Государственном контроле 1993 г. Государственный контролер ежегодно докладывает парламенту о фактическом выполнении предыдущего годового государственного бюджета.
В 1995 г. постановлением Кабинета министров создано Государственное бюро по правам человека (в 1996 г. принят Закон о нем).
Литература

Миллер В., Стумбана Э. Очерки по истории государства и права Латвийской ССР. Рига, 1961.

scicenter.online

Судебная система РФ: классификация судов и требования к судьям

Судебную систему РФ образует совокупность судов по всей стране, которые призваны поддерживать правопорядок. Принципы своей деятельности судебные органы черпают из Конституции РФ.

Правомерность действий судов определяет ФЗ «О судебной системе Российской Федерации».

  • Конституционный суд
  • Верховный суд
  • Арбитражные суды
  • Высший арбитражный суд (ВАС)
  • Федеральный арбитражный и апелляционный суды
  • Третейский суд
  • Мировые судья
  • Военные суды
  • Принципы судебной системы
  • Судьи

Классификация

Судебная система РФ (нажмите для увеличения)

Это разделение судов носит территориальный характер. Власть строиться по принципу пирамиды.

Большей компетенцией наделен высший аппарат управления (федеральные суды). Ему подчиняются и имеют меньше полномочий суды области, района, города.

Разделение можно провести и по функциональным особенностям на:

  • федеральные суды (общей юрисдикции);
  • конституционный суд.

Конституционный суд

Если Вам так удобнее,
напишите онлайн-консультанту!

Все консультации бесплатны.

Такая классификация отличается тем, что отделяет судопроизводство конституции от дел общей юрисдикции.

Этот суд контролирует насколько соответствуют конституции:

  • международные контракты и государственные договоры;
  • принципы конституций республик и уставы;
  • ФЗ, нормативные акты правительства;
  • нормативные акты субъектов РФ и законы.

В федеральном конституционном законе прописаны разрешенные действия КС. Компетенция упраздняется лишь внесением исправлений в конституцию. Уставный (конституционный) суд субъектов распространяет свою власть в границах субъекта РФ. Проверяет соответствие местных законодательных документов конституции РФ.

Верховный суд

Гражданские отношения, административные проступки, уголовные правонарушения курирует ВС Российской Федерации.

Будучи высшим звеном в системе, рассматривает дела уже прошедшие нижестоящие областные, городские и другие суды. Обычно это происходит с целью надзора за деятельностью судов субъектов.

Однако, ВС может вести дела из разряда общей юрисдикции, если они касаются деятельности:

  1. Высшей экзаменационной комиссии.
  2. ЦИК РФ.
  3. Высшей квалификационной коллегии судей.
  4. СМИ.
  5. Политических партий.
  6. Общественных объединений.

Также в его юрисдикции оспаривание ненормативных и нормативных актов. Помимо этого решает экономические разногласия органов субъектов РФ с органами федерального значения.

  1. Первая инстанция курирует дела по факту совершенного правонарушения.
  2. Кассационная (вторая) инстанция ведет деятельность по контролю за правомерностью выдвинутых обвинений инстанций первого суда.
  3. Надзорная инстанция допустима при пересмотрении дел в исключительных случаях.

Одно дело может одновременно рассматриваться как в первой, так и в высших инстанциях.

Арбитражные суды

Высший арбитражный суд (ВАС)

Регулирует споры в экономических отношениях между юр. лицами и индивидуальными предпринимателями, федеральными единицами и субъектами РФ.

Так как состоит в высшем звене, контролирует деятельность подвластных судов субъектов. В компетентность ВАС входят:

  1. Отстаивание интересов граждан, занимающихся деятельностью предпринимателя.
  2. Восстановление прав организаций и граждан, ведущих экономическую деятельность.
  3. Защита от возможных посягательств на экономические права граждан.
  4. Регулирование экономических процессов.

Рассматривает экономические разногласия административного характера и гражданского. К гражданским экономическим спорам относятся:

  • о разногласиях по заключенному договору;
  • об изменении пунктов договора или его расторжении;
  • о несоблюдении обязанностей сторон;
  • о решении присвоения права на собственность;
  • об имущественных разногласиях.
  • оспаривание нормативных актов в отношении предпринимателя;
  • административные правонарушения со стороны ИП или Юр. Лица;
  • о взыскании задолжностей, штрафных санкций, налогов с организации, ведущей экономическую деятельность.

Также арбитраж занимается обанкротившимися и несостоятельными организациями.

Федеральный арбитражный и апелляционный суды

Ведет экономические дела, прошедшие низшие инстанции без нужного результата.

Здесь рассматриваются новые возникшие обстоятельства.

Верховенствует над федеральным апелляционным судом и арбитражем субъектов РФ.

Разбирает дела вторично в случае возникновения разногласий по делу.

Это происходит при несогласии одной из сторон с принятым в арбитражном федеральном или региональном суде решением.

Тогда подается заявление о пересмотрении дела. С помощью дополнительных сведений, не известных ранее суду, дело может принять другой исход.

Третейский суд

Коммерческая организация на базе арбитражного суда, решающая хозяйственные разногласия гражданских и юридических лиц, юридических лиц между собой.

Стороны, решившие прибегнуть к помощи третейского судьи, подписывают соглашение о передачи дела в данную инстанцию. Предприниматели обращаются в эту организацию для более быстрого разрешения возникшего спора, к тому же стороны сами выбирают проверенного судью, которому доверяют.

Третейские суды бывают:

  • созванные сторонами для разрешения частного случая;
  • образованные на постоянной основе для решения любых конфликтов, возникших между двумя экономическими субъектами.

Несмотря на коммерческую основу, третейский суд вправе разбирать любые дела:

  • гражданские;
  • экономические споры;
  • принимать по поводу урегулирования конфликта решения.

В случае несогласия одной стороны с вынесенным постановлением, дело переходит в арбитражны суд по месту расположения третейского суда.

Мировые судья

Ближе всего к народу. Занимается регулированием общественных отношений.

Обычно дела в первую очередь проходят именно эту инстанцию. Мировой судья относится к судам районов и городов, стоящие в начале судебной системы.

Законодательный орган конкретного субъекта РФ назначает мирового судью на пост, либо его выбирают путем местного голосования.

К кандидату выставляются следующие требования:

  1. Диплом о высшем юридическом образовании.
  2. Возраст не менее 25 лет.
  3. Стаж 5 и более лет.
  4. Не ведет депутатскую деятельность.
  5. Не зарегистрирован как ИП.

Судья может занимать пост 5 лет. По окончанию срока службы он вправе подать повторную заявку. Исполнять судебную службу можно не более 70 лет. В период службы судья разбирает дела:

  1. Уголовные, с наказанием не более трех лет заключения.
  2. О разводе, если стороны не имеют разногласий по поводу того с кем останутся дети.
  3. О разделе имущества, совместно приобретенного в браке.
  4. Другие дела о семейных разногласиях (кроме дел, касающихся родительских прав).
  5. Об отношениях между работодателем и работником.
  6. Об имущественных отношения между гражданами РФ.

Военные суды

Отдельный слой в судебной сфере, т.к. курирует дела только в военной сфере. Носит территориальный характер, образуется в местах локации армии.

Военная коллегия служит здесь высшим органом. Суды военных округов и групп войск образуют среднее звено. Регулирует отношения Вооруженных сил РФ, а именно:

  1. Защищает права и свободы военнослужащих, подвергшихся неправомерным действиям со стороны военных начальников.
  2. Уголовные преступления, содеянные военнослужащими.
  3. Административные в отношении военнослужащих дела.
  4. Дела о возмещении нарушенных прав.
  5. Обжалование увольнений с военной должности, в случае неправомерности принятого решения.
  6. Дисциплинарные проступки.

Принципы судебной системы

В России правосудие возможно благодаря общим принципам ведения судебных дел. К ним относятся принципы:

  • легитимности;
  • неделимости;
  • независимости;
  • презумпции невиновности;
  • открытости судопроизводства;
  • равенство каждого перед законом (судом);
  • исполнения правосудия только судом;
  • состязательности;
  • соблюдения прав и свобод;
  • обязательности принятых решений.

Судья — должностное лицо, выполняющее правосудие от лица государства. Деятельность судей в России регламентируется конституцией. Судья ни от кого не зависит, выносит решения только в согласии с законом.

От претендента на пост судьи требуется:

  1. Гражданство Российской Федерации.
  2. Не должен быть замечен в нарушении закона, иметь уголовных проступков.
  3. Не допускается к должности иностранный гражданин, либо гражданин РФ с видом на жительство заграницей.
  4. Должен быть дееспособным.
  5. Не должен быть замечен в клиниках, осуществляющих лечение наркоманов, алкоголиков, психических расстройств.

Возраст и опыт также являются неотъемлемым критерием на роль судьи. Судьей не может стать человек младше 25 лет. Минимальный опыт работы юристом 5 лет для получения поста судьи субъектов РФ.

Отбирают претендента на пост судьи конкурсным путем. Для этого будущий судья обращается с заявлением присвоить ему соответствующую должности квалификацию в экзаменационную комиссию. Важно наличие юридического диплома, необходимого опыта, достижения удовлетворяющего возраста.

При соответствии всем требованиям, к заявлению прилагается перечень необходимых документов. Экзаменационная комиссия не может препятствовать в прохождении экзамена, если все правила соблюдены. Когда экзамен пройдет с положительным результатом, кандидат может подать заявление в квалификационную комиссию для рекомендации его к должности.

Таким образом, судебная система РФ имеет четкую классификацию по функциональным обязанностям. Каждое дело рассматривается по специальности и в пределах компетенции суда. Любой гражданин России может получить необходимую помощь в гражданских, семейных, административных отношениях.

О судебной системе РФ смотрите следующее видео:

pravovik.guru

Виртуальный справочник по судебной системе РФ

www.themis.ru

Судебная система РФ

Российская Федерация является конституционным государством, и правосудие в РФ осуществляется только в специально созданных для этого учреждениях — судах. Суд — это орган государства, осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения уголовных, гражданских, административных и некоторых иных категорий дел в установленном законом данного государства процессуальном порядке. (А. Сухарев «Большой юридический словарь»)

Суды Российской Федерации — это система государственных учреждений, позволяющих решать споры между гражданами, юридическими лицами и субъектами РФ.

Суды РФ подразделяются по видам тех споров, которые они разрешают:

  • Конституционный суд РФ;
  • суды общей юрисдикции (федеральные суды, мировые судьи, военные суды);
  • арбитражные суды

Внутри каждой группы есть суды более высоких и более низких инстанций, то есть существует иерархия: более высокие суды контролируют более низкие, а более низкие подчиняются более высоким. Так, мировые судьи относятся к самому младшему классу судебных органов, все мировые судьи равны в своих полномочиях. Контроль над ними осуществляют районные суды. В свою очередь, районный суд подчиняется окружному, окружной — суду субъекта федерации (областному, краевому), а последний — Верховному суду РФ. Подобная иерархия есть и в системе арбитражных, и военных судов.

Каждое судебное учреждение осуществляет свои полномочия на определенной территории. Мировой судья осуществляет правосудие в пределах небольшого участка, полномочия районного суда распространяются на определенный район города, полномочия городского суда — на весь город, и так далее. Федеральные суды — это все суды общей юрисдикции, кроме мировых судей. Судьи, осуществляющие правосудие в федеральных судах, называются федеральными судьями.

Существует понятие судов первой и второй инстанции. Судами 1-й инстанции называются суды, в которые непосредственно обращается истец для защиты своих интересов и в которых заводится дело. Суд исследует обстоятельства дела и выносит решение. Если оно не устраивает какую-либо из сторон, то возможно обращение в вышестоящий судебный орган, который в данном случае является судом 2-й инстанции. Есть суды, которые могут выступать в качестве судов и 1-й, и 2-й инстанции (например, Верховный Суд РФ).

Во всех судах РФ судебный процесс ведется на русском языке – государственном языке России. Однако наряду с ним могут употребляться и государственные языки республик, входящих в состав РФ.

В исторической судебной практике встречается такое явление, как чрезвычайный суд. В настоящее время создание таких судов прямо запрещено Конституцией РФ.

Задайте вопрос эксперту

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

themis.ru

Система судебных органов в современной России

Судебная система России включает два вида судебных орга­нов: федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации.

К федеральным судам относятся: 1) Конституционный Суд Российской Федерации; 2) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и авто­номных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдик­ции; 3) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, феде­ральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных ар­битражных судов.

В систему судов субъектов Российской Федерации входят: 1) конституционные (уставные) суды субъектов Российской Фе-

дерации; 2) мировые судьи, относящиеся к судам общей юрис­дикции субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время судебная система России представляет собой единую судебную организацию, включающую три уровня органов судебной власти: 1) Конституционный Суд Российской Федерации, систему федеральных судов общей юрис­дикции; 2) систему федеральных арбитражных судов; 3) суды субъектов Российской Федерации.

К компетенции Конституционного Суда Российской Федера­ции, созданного еще в 1991 г., относятся: конституционный кон­троль, направленный на охрану суверенитета народов России; за­щита конституционного строя государства, основных прав и сво­бод человека и гражданина; обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории.

Касаясь роли Конституционного Суда РФ как одного из важ­нейших институтов социальной защиты граждан, Н.Бондарь отме­чает, что она заключается в том, «чтобы гарантировать правовое согласование и разграничение социально-политических интересов, формировать разумный правовой баланс между социальной защи­щенностью и личной свободой, поддержкой нуждающихся и эко­номической эффективностью, обеспечением социального мира и созданием условий для динамичного развития» 1 .

Конституционный Суд Российской Федерации рассматрива­ет: 1) дела о конституционности нормативных актов и междуна­родных договоров; 2) дела по жалобам о нарушении конституци­онных прав и свобод граждан; 3) дела, связанные с толкованием

Конституционное правосудие и социальное государство: Сборник докла­дов. — М„ 2003. — С. 170.

Конституции Российской Федерации и др. «Применительно к принципам равенства и справедливости в решениях Конституцц. онного Суда РФ наличествуют, — указывает Н. Бондарь, — положе­ния и выводы, имеющие значение принципиально важной рацио­нальной юридической аргументации с точки зрения придания кон­ституционного смысла или приведения в соответствие с требова­ниями Конституции РФ норм отраслевого социального законода­тельства» [164] .

Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Председа­тель, его заместители и судья-секретарь Конституционного Суда РФ избираются тайным голосованием на его пленарном заседании.

К кандидату на должность судьи Конституционного Суда предъявляются следующие требования: он должен быть не моложе 40 лет, иметь безупречную репутацию и стаж работы по юридиче­ской специальности не менее 15 лет, а также получить высокое профессиональное признание в области юриспруденции. Установ­лен также и предельный возраст для судей Конституционного Суда РФ, который равняется 70 годам.

Верховный Суд Российской Федерации был создан еще в 1922 г. в качестве высшего судебного органа системы общих судов В соответствии со ст. 126 Конституции РФ 1993 г. “Верховный Суд Российской федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотрен-

ных федеральным законом процессуальных формах судебный над­зор за их деятельностью и даст разъяснения по вопросам судебной практики” [165] . К его компетенции относятся дела, которые он имеет право рассматривать і качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Его ведению подлежит также рассмотрение дел в соответствии с федеральным законом в качестве суда первой инстанции.

Верховный Суд РФ является вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам федерального значения, судам автономных округов и автономной области, военным судам округов (флотов).

В состав Верховного Суда РФ входят председатель, его за­меститель, судьи и народные заседатели. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президен­та Российской Федерации.

Верховный Суд РФ действует в следующем составе: 1) пле­нум; 2) президиум; 3) судебная коллегия по гражданским делам; 4)судебная коллегия по уголовным делам, в структуру которой входит кассационная палата; 5) военная коллегия; 6) аппарат суда, обеспечивающий его работу; 7) кассационная коллегия для провер­ки решений и приговоров Верховного Суда РФ, вынесенных им по первой инстанции.

Пленум Верховного Суда РФ функционирует в составе пред­седателя, его заместителей и всех судей данного органа. В пленар­ных заседаниях Верховного Суда РФ должен обязательно прини­мать участие Генеральный прокурор РФ, а также имеют право уча-

ствовать в его работе Министр юстиции РФ и Председатель Выс­шего Арбитражного Суда РФ.

Важнейшей задачей Пленума Верховного Суда РФ является обеспечение судов разъяснениями по вопросам применения зако­нодательства при рассмотрении ими судебных дел. Это направле­но, прежде всего, на достижение единства судебной практики, со­вершенствование деятельности судебных органов.

К компетенции Пленума Верховного Суда РФ относится ре­шение вопросов о внесении представлений в порядке осуществле­ния законодательной инициативы, а также о толковании законов. На пленарных заседаниях Верховного Суда РФ рассматриваются также вопросы об утверждении составов судебных коллегий и сек­ретаря Пленума, членов Научно-консультативного совета, отчетов председателей судебных коллегий о их деятельности и сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и др.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей и наиболее опытных и квали­фицированных судей этого суда, утверждаемых по представлению Президента РФ Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

К компетенции Президиума Верховного Суда РФ относятся: 1) рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, материалов обобщения судебной практики и ана­лиза судебной статистики, вопросов организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; 2) координация совместной деятельности с Министерством юстиции РФ по оказанию помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

Рассмотрению судебных коллегий Верховного Суда РФ под­лежат дела по первой и второй (кассационной) инстанциям, в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Приговоры и решения судебных коллегий Верховного Суда рф обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежат и могут быть пересмотрены только в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в Президиуме Верхов­ного Суда РФ.

Кассационные жалобы и протесты на приговоры суда при­сяжных рассматриваются в кассационной палате Судебной колле­гии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Аппарат Верховного Суда РФ обеспечивает работу по осу­ществлению правосудия, изучению и обобщению судебной прак­тики, анализу судебной статистики, систематизации законодатель­ства и выполнению других функций, предусмотренных соответст­вующим федеральным законом. Он состоит из управлений, отделов и других структурных подразделений. К ним относятся прежде все­го: управление делами, планово-финансовое управление, хозяйст­венное управление, отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с за­конодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел, секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, отдел контроля исполнения судебных решений, первый отдел, об­щий отдел, отдел хранения судебных документов.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ “О судебной системе Российской Федерации” при Верховном Суде РФ предусмотрено создание Судебного департамента, главной задачей которого явля­ется организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества, включая и предос­тавление им необходимых ресурсов.

Руководителя Судебного департамента назначает Председа­тель Верховного Суда РФ с согласия Совета судей Российской Фе-

дерации. Важно отметить, что Судебный департамент Верховного Суда РФ является юридическим лицом, а его структура, полномо­чия и порядок деятельности устанавливаются соответствующим федеральным законом.

Суды субъектов Российской Федерации — краевые, област­ные, городские суды федерального значения, суды автономной об­ласти и автономных округов и верховные суды республик — отно­сятся к среднему звену системы судов общей юрисдикции. Они имеют равные полномочия и одинаковую структуру. Единствен­ным исключением является то, что верховные суды республик в составе Российской Федерации, в отличие от других судов данного звена судебной системы, наделены правом законодательной ини­циативы в представительных органах республик.

Суды субъектов Российской Федерации, являясь вторым зве­ном судебной системы общих судов, осуществляют надзор за су­дебной деятельностью районных судов, рассматривая вынесенные ими решения в кассационном и надзорном порядке, включая и по­вторное рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме того, они имеют право рассматривать дела, отнесенные к их подсудности, в качестве суда первой инстанции.

Суды субъектов Российской Федерации действуют в сле­дующем составе: президиум, судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Надзорной инстанцией за судебной деятельно­стью судов среднего звена российской судебной системы общих судов является Верховный Суд РФ.

Основное звено судебной системы РФ общей юрисдикции составляют районные суды, рассматривающие в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции.

второй инстанцией в отношении мировых судей, функционирую­щих на территории соответствующего судебного района.

К подсудности районных судов относятся все гражданские де­ла, большая часть уголовных дел и все дела об административных пранонарушениях. Они рассматривают процессуальные вопросы, возникающие на этапе исполнения приговора по уголовным делам, а также жалобы на законность и обоснованность применения на ста­дии предварительного расследования меры пресечения в виде за­ключения под стражу. Кроме того, их ведению подлежат вопросы [обобщения судебной практики и анализа судебной статистики.

В состав районного суда входят председатель, его заместите­ли, судьи, а также народные заседатели. Причем другие структур­ные подразделения в них не предусмотрены законом. Аппарат рай­онных судов включает заведующих канцелярией или секретарей суда, делопроизводителей, секретарей судебных заседаний, кон­сультантов, архивариусов и судебных исполнителей. Судьи район­ных судов назначаются Президентом РФ. Срок их полномочий со­ставляет три года.

В соответствии с Законом РФ “О судебных приставах” от 21 июля 1997 г. были учреждены должности судебных приставов- исполнителей, которые состоят в штате Министерства юстиции РФ и его структурных подразделений в субъектах Российской Федерации.

Введение суда присяжных заседателей относится к важным Демократическим завоеваниям современной России в области су­доустройства. В целом оно доказало свою жизненную необходи­мость, сыграло положительную роль в деле осуществления право­судия. Однако в последнее время появилось много нареканий на Деятельность данного института правосудия как в научной перио-

дике, так и среди отдельных должностных лиц государства. 29 ок­тября 2004 г. уполномоченный по правам человека в РФ В.П. Лукин представил президенту В.В. Путину доклад “О пробле­ме совершенствования деятельности судов присяжных в России”, в котором он изложил основные проблемы, возникающие в работе этого судебного органа, требующие, по его мнению, неотложного решения. Президент РФ в целом согласился с необходимостью со­вершенствования данного судебного института, но указал на необ­ходимость взвеЦіенного подхода при решении возникающих про­блем в сфере правосудия.

Мировые судьи, начавшие свою деятельность на территории РФ в соответствии с федеральным законом “О мировых судьях в Российской Федерации” от 17 декабря 1998 г., рассматривают в качестве суда первой инстанции мелкие гражданские, админист­ративные и уголовные дела. Они обеспечивают максимальную доступность правосудия для населения, и значительно уменьшают нагрузку на районные суды. Важно, что уже в ст. 1 данного закона указывается: “Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызо­вы и другие обращения являются обязательными для всех без ис­ключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, орга­нов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и под­лежат неукоснительному исполнению на всей территории Россий­ской Федерации” 1 .

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы становления и развития. — СПб., 2001. — С. 341.

Мировые судьи осуществляют правосудие в пределах судеб­ных участков, численность населения на территории которого со­ставляет от 15 до 30 тыс. человек. Апелляционной инстанцией для мировых судов является районный суд.

К кандидатам на должность мирового судьи предъявляются следующие требования: им может стать “гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юриди­ческое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квали­фикационной коллегии судей соответствующего субъекта Россий­ской Федерации” [166] . Причем от сдачи данного экзамена освобожда­ются лишь лица, имеющие стаж работы в должности судьи феде­рального суда не менее пяти лет.

Важной проблемой в процессе дальнейшего совершенство­вания судебной системы является введение административных су­дов. Первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ В.И. Радченко отмечает: «Политико-правовое измерение проблемы формирования в России административного судопроизводства и учреждения административных судов характеризуется следующи­ми проявлениями: а) теоретическое обоснование необходимости создания административных судов с соответствующим процессу­альным порядком рассмотрения административно-правовых спо­ров; б) наличие политической воли для реализации идеи создания административных судов; в) законодательные предпосылки фор­мирования административной юстиции (т.е. подготовка соответст-

вующих законопроектов об административных судах и админист­ративном судопроизводстве); г) реформирование административ­ного права с тем, чтобы включить в структуру его общей части подотрасль по-новому понимаемого административно-процес­суального права (административного процесса)»’. Оппоненты, вы­ступающие против введения административных судов в настоящее время, аргументируют свою точку зрения якобы нехваткой матери­альных и финансовых ресурсов. С ними не согласен В.И. Радченко, подчеркивая, что «произведенные расчеты показали необоснован­ность отдельных суждений о значительных бюджетных затратах, необходимых для внедрения административных судебных орга­нов» [167] [168] .

Военные суды в Российской Федерации относятся к судам общей юрисдикции и являются федеральными судами. Они осуще­ствляют правосудие в Вооруженных Силах России, в органах и формированиях, где предусматривается военная служба.

В ст. 27 федерального конституционного закона РФ “О воен­ных судах Российской Федерации” от 29 июня 1999 г. к кандидатам на должность судьи военного суда предъявляются следующие тре­бования: они должны быть гражданами РФ; достигнуть возраста 25 лет; иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет; не совершать пороча­щих их поступков; сдать квалификационный экзамен и получить текомендацию квалификационной коллегии судей военных судов; і меть офицерское звание и заключить контракт о прохождении юенной службы.

Военные суды располагаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ и подразделяются на окружные (флотские) и гарнизонные военные суды. Допускается образование военных судов и за границей по месту дислокации российских воинских формирований, если это предусмотрено меж­дународным договором РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является вышестоя­щей. судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам и рассматривает дела в качестве всех судебных ин­станций. Тем не менее важнейшей ее задачей является осуществле­ние надзора за судебной деятельностью военных судов. Военная коллегия Верховного Суда РФ функционирует в составе председа­теля, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ.

Окружные (флотские) военные суды действуют в качестве суда первой, второй и надзорной инстанций на территории одного или нескольких субъектов РФ, на которой расположены воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ. Они рассматривают также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Окружной (флотский) военный суд состоит из председателя, его заместителей и других судей. В структуре данного суда преду­смотрена должность первого заместителя председателя, а также образование президиума. Кроме того, в законе предусмотрено рас­смотрение дел данными судами с участием присяжных заседате­лей.

Гарнизонный военный суд действует на территории дислока­ции одного или нескольких военных гарнизонов в качестве суда

первой инстанции по гражданским, административным и уголов­ным делам военнослужащих, рассматривает дела по вновь открыв­шимся обстоятельствам по принятым или вступившим в силу су­дебным решениям.

В 1991 г. в России для разрешения хозяйственных споров были образованы арбитражные суды. 5 апреля 1995 г. был принят федеральный Закон “Об арбитражных судах в Российской Федера­ции”, в соответствии с которым создавалась более совершенная в организационном отношении структура этих судебных органов.

В соответствии со ст. 23-25 федерального закона “О судеб­ной системе Российской Федерации” от 31 декабря 1996 г. в России действует следующая система арбитражных судов: 1) Высший Ар­битражный Суд РФ; 2) федеральные арбитражные суды округов; 3) арбитражные суды субъектов РФ 1 .

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей су­дебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов и арбитражным судам субъектов РФ. Он осуществ­ляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, рас­сматривает дела в качестве суда первой инстанции, в порядке над- юра и по вновь открывшимся обстоятельствам, дает разъяснения ю вопросам правильного применения законов и разрешения эко- юмических споров.

Федеральные арбитражные суды округов действуют в деся- и округах в качестве суда кассационной инстанции и по вновь ткрывшимся обстоятельствам. Они являются вышестоящими су- ебными инстанциями по отношению к арбитражным судам субъ-

См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: Проблемы ■ановления и развития. — СПб., 2001. — С. 286-287.

ектов РФ, действующим на территории соответствующих судеб­ных округов.

Арбитражные суды субъектов РФ рассматривают дела в ка­честве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

Наряду с арбитражными судами в Российской Федерации действуют третейские суды, создающиеся по соглашению сторон, участвующих в споре для решения конкретного дела. Существуют также и постоянно функционирующие третейские суды. К таковым можно отнести Международный коммерческий арбитражный суд и Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ.

lawbook.online

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]