6. Система арбитражного процессуального права

Система отрасли права представляет собой совокупность всех ее норм и подразделение их на структурные части — в основном, на институты.

Система отрасли права традиционно слагается из 2 частей: общей и особенной.

Общая часть арбитражного процессуального права — это система норм и правовых институтов, имеющих целью регулирование наиболее общих черт процессуальных отношений, всех стадий арбитражного процесса.

Общая часть включает следующие институты:

— задачи, цели и принципы арбитражного процесса;

— источники и нормы арбитражного процессуального права;

— правовой статус суда и арбитражных заседателей, правила об отводах;

— правосубъектность, определяющую круг субъектов арбитражного процессуального права, арбитражную процессуальную право- и дееспособность, представительство;

— компетенцию арбитражных судов (подведомственность и подсудность);

— доказательства и доказывание;

— обеспечительные меры арбитражного суда;

— судебные расходы и штрафы;

— судебные извещения и вызовы.

В общую часть включаются также нормы-задачи и нормы-принципы.

Особенная часть арбитражного процессуального права включает нормы, объединяемые в специальные институты. Специальные институты регулируют определенные виды процессуальных отношений. Таких специальных институтов шесть, сообразно количеству стадий арбитражного процесса:

— производство в суде первой инстанции;

— производство в апелляционной инстанции;

— производство в суде кассационной инстанции;

— производство в суде надзорной инстанции;

— пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам;

Наряду со специальными институтами, отражающими отдельные стадии арбитражного процесса, можно выделить в иной плоскости и другие специальные институты, сообразно количеству судебных производств, отражающих целостные особенности рассмотрения отдельной категории дел, в основном в рамках производства в арбитражном суде первой инстанции. В этом плане можно выделить такие специальные институты, как исковое производство, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, особое производство, производство по делам о несостоятельности (банкротстве); упрощенное производство; производства по делам об оспаривании решений третейских судов, по выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

lawbook.online

Система арбитражных судов это совокупность

Тема 1: Система, структура арбитражного суда. Понятие арбитражного процесса и арбитражного процессуального права.

1.Понятие арбитражных судов и их система.

Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды – это федеральные суды, образование и регулирование деятельности которых относится к ведению Российской Федерации (федеральному законодательству) и в компетенцию которых входит рассмотрение экономических споров, возникающих в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием юридических лиц, граждан – индивидуальных предпринимателей, а также Российской Федерации, субъекта Российской Федерации , государственных органов, органов местного самоуправления и граждан в случаях, предусмотренных законом.

Соответственно субъекты Российской Федерации не вправе создавать какие-либо судебные органы, рассматривающие экономические споры, отнесенные к подведомственности арбитражных судов.

Система арбитражных судов, их организационное построение, общая структура определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами «О судебной системе в Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в соответствии с которыми в настоящее время действует система арбитражных судов:

1) арбитражные суды субъектов Российской Федерации (областей, республик, городов федерального значения – Москвы и С. – Петербурга, Севастополя), являющиеся судами первой инстанции;

2) 21 суд апелляционной инстанции, которые территориально расположены в рамках существующих 10 федеральных арбитражных (кассационных) округов – по два суда апелляционной инстанции на один федеральный арбитражный (кассационный) округ. Кроме того, при судах первой и апелляционной инстанций в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества рассматриваемых дел могут создаваться судебные присутствия, являющиеся обособленными подразделениями соответствующих судов;

3) 10 арбитражных судов округов, являющихся судами кассационной инстанции;

4)специализированные арбитражные суды (Суд по интеллектуальным правам)

Арбитражные суды округов как суды кассационной инстанции предназначены для проверки законности вступивших в законную силу судебных актов судов апелляционной и первой инстанций. Всего образовано 10 арбитражных округов, в состав которых входит несколько субъектов Российской Федерации. Суд округа осуществляет проверку в кассационном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации – судов первой инстанции и двух судов апелляционной инстанции, расположенных на территории данного округа (за исключением Северо-Кавказского арбитражного округа, к которому относятся 3 апелляционных арбитражных суда). Название арбитражных судов округов производится по наименованию округа, закрепленного законодательно (например, арбитражный суд Московского округа, арбитражный суд Центрального округа).

Арбитражные суды апелляционной инстанции являются судами по проверке законности и повторному рассмотрению не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции. Они осуществляют проверку законности не вступивших в законную силу судебных актов первой инстанции и одновременно пересматривают повторно по существу в апелляционном порядке судебные акты первой инстанции – арбитражных судов субъектов Российской Федерации, перечень которых законодательно закреплен за каждым судом апелляционной инстанции. Территориально суды апелляционной инстанции расположены следующим образом: два апелляционных суда на один федеральный арбитражный (кассационный) округ (за исключением Северо-Кавказского арбитражного округа, к которому относятся 3 апелляционных арбитражных суда). Каждый суд апелляционной инстанции имеет свой номер (например, 19-й суд апелляционной инстанции), наименований суды апелляционной инстанции не имеют.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации рассматривают по существу экономические споры, подведомственные арбитражным судам по первой инстанции, количество которых соответствует количеству субъектов Российской Федерации в соответствии с существующим государственным административно-территориальным устройством России.

2. Понятие и предмет арбитражного процессуального права.

Арбитражное процессуальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих организацию, компетенцию, порядок деятельности арбитражных судов Российской Федерации и порядок рассмотрения экономических споров, отнесенных к компетенции арбитражных судов.

В нормах арбитражного процессуального права реализуется механизм судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов права в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности. При этом нормы арбитражного процессуального права изучаются с учетом сложившейся арбитражной практики, т. е. с учетом судебных толкований норм арбитражного процессуального права.

По своему характеру арбитражное процессуальное право относится к отраслям публичного права, поскольку преобладающее количество норм арбитражного процесса, принципиально регулирующих сами основы арбитражного процесса и основные его институты в сфере процессуальных отношений, носит императивный характер (т. е. характер властных предписаний, установленных публичной властью – государством и соответственно регулирующихся публично-правовым методом). Однако при этом в нормах арбитражного процессуального права содержатся также элементы частноправового регулирования, отражающие диспозитивные (дозволительные) начала, особенно относительно реализации участниками арбитражного процесса процессуальных прав, позволяющих, например, изменить спорящим субъектам права общую и альтернативную подсудность, заключив соответствующее соглашение (т. е. установить договорную подсудность), передать рассмотрение спора не государственному, а третейскому суду, заключить мировое соглашение и др.

Тем не менее, несмотря на сложный комплексный состав, включающий в себе элементы публично-правового и частноправового регулирования, арбитражное процессуальное право характеризуется в первую очередь властной деятельностью суда как государственного органа, а также принудительностью исполнения вступивших в законную силу судебных актов, что само по себе уже предопределяет в основном публичный характер взаимоотношений в сфере процессуальных отношений.

Предметом арбитражного процессуального права являются непосредственно процессуальные действия арбитражного суда при осуществлении правосудия, субъектов права (заинтересованных лиц), обратившихся в арбитражный суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права, права и обязанности участников арбитражного процесса, их положение, условие и порядок возбуждения и рассмотрения дела, порядок принятия решения суда и порядок его обжалования в суды вышестоящих инстанций, а также исполнение решений арбитражного суда.

Система арбитражного процессуального права – это совокупность правовых норм, представляющих собой структуру, состав институтов и норм в определенной последовательности. Традиционно система арбитражного процессуального права состоит из общей и особенной частей.

Нормы, имеющие регулирующее значение для всего арбитражного процесса, составляют его общую часть, а нормы, регулирующие отдельные стадии процесса, а также процессуальные особенности рассмотрения отдельных категорий де л– особенную часть.

3. Понятие и стадии арбитражного процесса

Арбитражный процесс – это установленная нормами арбитражного процессуального права форма деятельности арбитражных судов, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций, государственных органов и граждан-предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, и граждан, и представляет собой определенную последовательность процессуальных действий арбитражного суда и иных участников арбитражного судопроизводства при рассмотрении конкретного дела.

В арбитражном процессе суд, лица, участвующие в деле, и другие участники могут совершать только те действия, которые предусмотрены арбитражными процессуальными нормами, т. е. АПК РФ и другими федеральными законами, содержащими процессуальные нормы. Арбитражному суду, сторонам и другим участникам процесса арбитражным процессуальным законодательством, с одной стороны, предоставляются права, с другой – возлагаются обязанности, соответствующие их процессуальному положению.

Предметом арбитражного процесса являются экономические споры и иные дела, подведомственные арбитражным судам, а действия, которые совершаются арбитражным судом и участниками арбитражного процесса при рассмотрении конкретного дела, по своему характеру являются процессуальными действиями.

Арбитражный процесс – формализованный процесс, т. е. все действия участников арбитражного процесса в рамках процессуальных отношений совершаются в определенной процессуальной форме, установленной АПК РФ. Ее соблюдение направлено на своевременное рассмотрение и разрешение арбитражным судом спора и соответственно на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав.

Деятельность арбитражного суда по рассмотрению и разрешению подведомственных ему споров осуществляется в определенной последовательности, т. е. по стадиям процесса. Каждая стадия охватывает собой определенную совокупность процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной процессуальной цели, и выполняет свою процессуальную функцию.

Арбитражный процесс имеет восемь стадий: возбуждение дела, подготовка к судебному разбирательству, судебное разбирательство, апелляционное производство, кассационное производство, надзорное производство, производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов.

4. Источники арбитражного процессуального права

Источниками арбитражного процессуального права являются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в данной отрасли права.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ судоустройство и арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Соответственно органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование арбитражного процесса.

Часть 2 ст. 3 АПК РФ определяет главные источники арбитражного процессуального права, при этом необходимо отметить, что данная норма АПК РФ устанавливает, что порядок судопроизводства в арбитражных судах осуществляется только Конституцией, федеральными конституционными законами, самим АПК РФ и принятыми в соответствии с ними иными федеральными законами, а также международными договорами России. Соответственно иные нормативные правовые акты не могут регулировать порядок судопроизводства в арбитражных судах.

К источникам арбитражного процессуального права относятся :

1) Конституция Российской Федерации (Основной закон), в которой закреплен ряд принципиальных положений, имеющих основополагающее значение для арбитражного процесса. Конституция РФ определяет, кем осуществляется правосудие, в том числе определено, что экономическое правосудие осуществляется арбитражными судами; порядок образования органов, осуществляющих судебную власть, их положение в системе властных государственных органов РФ; основные принципы правосудия (ст. 19, 20, 47, 50, 51, 118, 123, 128). Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46);

2) федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые являются основными нормативными актами, регулирующими организацию, компетенцию и порядок деятельности арбитражных судов. К ним относятся федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» (закреплена судебная система Российской Федерации, основное назначение судов и их задачи), «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (закреплена система арбитражных судов в Российской Федерации, основные принципы их деятельности, полномочия и порядок образования и деятельность арбитражных судов различного уровня, организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, обязательность судебных актов арбитражных судов), «О Верховном Суде Российской Федерации» .

Из федеральных законов основным является Арбитражный процессуальный кодекс РФ, который содержит совокупность норм, детально регулирующих весь арбитражный процесс, порядок судопроизводства по экономическим спорам, подведомственным арбитражным судам. АПК РФ регламентирует как деятельность арбитражного суда при осуществлении правосудия, так и других участников арбитражного процесса.

Федеральный закон «Об арбитражных заседателях» содержит нормы, определяющие порядок привлечения к рассмотрению дела в арбитражном суде арбитражных заседателей, устанавливает требования, которые к ним предъявляются, срок полномочий арбитражных заседателей.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает требования, предъявляемые к судье, порядок назначения судей арбитражных судов и прекращение их полномочий, срок их полномочий, гарантии их независимости и ответственности.

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации» содержит нормы, в которых закреплено третейское разбирательство как способ разрешения гражданско-правовых споров при наличии соглашения об этом сторон, порядок рассмотрения данных споров в третейском суде, порядок принудительного исполнения решения третейского суда.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» содержит процессуальные нормы, регулирующие порядок предъявления требований кредиторов к должнику и их учета в реестре требований кредиторов, процедуры введения наблюдения, внешнего управления, порядок признания должника банкротом, назначения арбитражных управляющих и рассмотрения жалоб кредиторов.

В Федеральном законе «Об исполнительном производстве» закреплены нормы, регулирующие порядок исполнения судебных актов, обращения взыскания на имущество должника и его реализации, порядок приостановления и прекращения исполнительного производства.

Источником арбитражного процессуального права могут служить и иные федеральные законы, однако они не должны противоречить положениям АПК РФ. В случае противоречия приоритет имеют нормы Конституции РФ, вышеуказанных федеральных конституционных законов и АПК РФ;

3) международные договоры Российской Федерации по вопросам арбитражного процесса, в частности Соглашение стран СНГ «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности» (Киев, 20 марта 1992 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.);

4) судебная практика в форме постановлений и определений Конституционного Суда РФ, сохранивших силу постановлений Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, а также Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам применения законодательства, а также решений Европейского Суда по правам человека является дополнительным источником арбитражного процессуального права. Судебная практика в указанных формах имеет не только правоприменительное, но и особое правообразующее значение, т. е. значение источника правового регулирования. Это вытекает не только из правового содержания указанных форм судебной практики, но в первую очередь из их законодательного закрепления в качестве таковых.

5.Принципы арбитражного процесса.

Под принципами понимаются основополагающие начала, исходные правовые идеи, определяющие содержание норм отрасли права, ее назначение в правовой системе. Правовые принципы являются правовой основой, на которой строится нормативная база отрасли права в целом.

Под принципами арбитражного процессуального права понимаются закрепленные в нормах арбитражного процессуального права, в законодательстве об арбитражных судах общие руководящие положения, основополагающие начала нормативного характера, на основе которых осуществляется судопроизводство в арбитражных судах, правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По своей юридической природе принципы арбитражного процесса являются нормами права, отличающимися от обычных норм более общим, принципиальным содержанием. Они регулируют важнейшие стороны правоприменительной деятельности арбитражных судов и арбитражного процесса.

Принципы арбитражного процессуального права развиваются на основе развития национального права в целом, в первую очередь на основе развития принципов, закрепленных в Конституции РФ, а также под влиянием актов международного, европейского права, прецедентов Европейского Суда по правам человека, в которых закреплены международные принципы правосудия.

Состав принципов арбитражного процессуального права для усвоения учебной дисциплины показан на схеме 4, и в основном его можно разделить на две группы:

а) принципы организационные, т. е. определяющие организационное устройство арбитражных судов;

б) принципы функциональные, т. е. определяющие процессуальную деятельность суда и других участников процесса.

Организационные принципы арбитражного процесса:

1. Принцип осуществления правосудия только судом.

2. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел (ст. 17 АПК РФ). Дела в первой инстанции рассматриваются судьями единолично за исключением дел об оспаривании нормативных правовых актов, а также дел о несостоятельности (банкротстве), которые рассматриваются коллегиально. Коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, и дела, направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рассмотрение дела.

При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должны входить трое судей или судья и два арбитражных заседателя.

Арбитражный суд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателей рассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских и иных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей должно быть заявлено стороной не позднее чем за один месяц до начала судебного разбирательства (ч. 2 ст. 19 АПК РФ). Если ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных заседателей удовлетворено, каждая из сторон выбирает кандидатуру арбитражного заседателя для рассмотрения дела из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном порядке для данного арбитражного суда, и сообщает о выбранной кандидатуре арбитражному суду не позднее 10 дней до начала судебного разбирательства.

Если сторона в указанный срок не заявит о выбранной кандидатуре арбитражного заседателя, арбитражный суд вправе самостоятельно определить такую кандидатуру (ч. 3 ст. 10 АПК РФ). При рассмотрении дела арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности судьи (ч. 5 ст. 19 АПК РФ), однако арбитражный заседатель не может быть председательствующим в судебном заседании (ч. 7 ст. 19 АПК РФ).

Все дела, рассматриваемые в судах апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора, рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей (ч. 4 ст. 17 АПК РФ), т. е. коллегиальным составом профессиональных судей.

Вопросы, возникающие при рассмотрении дел арбитражным судом в коллегиальном составе, разрешаются судьями большинством голосов. Никто из судей не вправе воздержаться от голосования. Председательствующий в заседании голосует последним. Судья, не согласный с решением большинства, обязан подписать это решение и вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщается к делу, но не объявляется. Лиц, участвующих в деле, с особым мнением судьи не знакомят.

Разбирательство дела осуществляется при неизменном составе суда. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК РФ).

3. Принцип независимости судей арбитражных судов (ст. 5 АПК РФ). Этот принцип означает, что судьи арбитражного суда независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Какое-либо постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность любых государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц или граждан запрещаются и влекут за собой ответственность, установленную законом.

Гарантии независимости судей арбитражных судов устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 3 ст. 5 АПК РФ).

В Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закреплены положения, направленные на обеспечение независимости судей на основе политических, экономических и юридических гарантий (ст. 9—11 Закона).

К политическим гарантиям независимости судей относятся положения, которые запрещают судьям арбитражных судов быть представителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять в политических партиях, движениях, объединениях, представлять интересы должностных лиц, наций, социальных групп. Решения арбитражного суда должны быть свободными от соображений практической целесообразности и политической склонности судей.

К экономической гарантии независимости судей относятся положения, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, которые предоставляют судьям арбитражных судов за счет государства материальное и социальное обеспечение.

К правовым гарантиям относятся, в частности, следующие положения:

закрепляющие несменяемость судей;

судья арбитражного суда не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел;

органы внутренних дел обязаны принимать меры по обеспечению безопасности судьи арбитражного суда, членов его семьи, сохранности принадлежащего ему имущества;

личность, жилище, транспорт и корреспонденция судьи неприкосновенны.

4. Принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 7 АПК РФ). Этот принцип означает, что правосудие в арбитражных судах осуществляется на началах равенства перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, равенства всех организаций перед законом и судом независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности, места нахождения и других обстоятельств. Арбитражный суд обязан обеспечить равную судебную защиту прав и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

5. Принцип гласности судебного разбирательства (ст. 11 АПК РФ). В арбитражном процессе разбирательство дел происходит в открытом заседании суда. Разбирательство дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственной тайне», а также при удовлетворении судом ходатайства участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой, служебной, иной охраняемой законом тайны и в других случаях, предусмотренных федеральным законом. Судебные акты арбитражным судом объявляются публично.

6. Принцип национального языка. Согласно ст. 12 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации. Однако участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика, право высказаться в суде на родном языке. Судебные документы вручаются лицам, участвующим в деле, на русском языке, а по их ходатайству – в переводе на язык, который они использовали в судебных действиях.

Функциональные принципы арбитражного процесса:

1. Принцип законности (ст. 6 АПК РФ). Законность при рассмотрении дел арбитражным судом обеспечивается правильным применением федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также соблюдением судьями арбитражных судов правовых норм, установленных законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Законность по существу означает полное соответствие всех судебных актов арбитражных судов, процессуальных действий суда и участников арбитражного процесса действующим нормам материального и процессуального права.

В соответствии со ст. 13 АПК РФ арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных правовых актов), нормативных правовых актов субъектов РФ и международных договоров РФ.

Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие актов государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, принимает решение согласно закону. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции России, он обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого закона.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, арбитражный суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает спор исходя из общих начал и смысла законов (аналогия права).

В соответствии с законом или международным договором Российской Федерации арбитражный суд применяет нормы права других государств, а также обычаи делового оборота.

Согласно ч. 4 ст. 170 АПК РФ в обоснование принятого решения арбитражный суд может также ссылаться на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Принцип осуществления судопроизводства в разумные сроки (ст. 6.1 АПК РФ). Сущность данного принципа состоит в том, что судопроизводство в арбитражных судах и исполнение судебного акта должны осуществляться в разумные сроки. Срок разбирательства дел установлен АПК РФ, при этом процессуальное законодательство предусматривает даже возможность продления сроков, однако в любом случае судопроизводство в арбитражных судах должно осуществляться в разумный срок.

При определении разумного срока судопроизводства в арбитражных судах, который включает в себя период со дня поступления искового заявления или заявления в суд первой инстанции до дня принятия последнего судебного акта по делу, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность дела, поведение участников арбитражного процесса, достаточность и эффективность действий суда, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также общая продолжительность судебного разбирательства. Обстоятельства, связанные с организацией работы суда, а также рассмотрение дела различными инстанциями не могут приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков судопроизводства по делу.

Если дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю арбитражного суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела, которое рассматривается им в пятидневный срок вынесением определения, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела.

Реализация данного принципа в арбитражном процессе позволяет избежать необоснованного затягивания рассмотрения дела всеми судебными инстанциями арбитражного судопроизводства и исполнения судебного акта, поскольку эффективная судебная защита и восстановление нарушенных прав возможны лишь, если как само разбирательство дела, так и исполнение решения суда осуществляются в разумные сроки.

3. Принцип диспозитивности. Этот принцип означает, что лица, участвующие в деле, имеют возможность распоряжаться своими материальными и процессуальными правами. В статье 1, п. 1 ст. 9 Гражданского кодекса РФ закреплено, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе и осуществляют их по своему усмотрению.

В соответствии с принципом диспозитивности лица, участвующие в деле, реализовывают процессуальные права по своему усмотрению в целях судебной защиты своих нарушенных или оспариваемых прав. Так, по соглашению сторон спор, возникший из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции решения может быть передан на разрешение не арбитражному суду, а третейскому (ч. 6 ст. 4 АПК РФ).

Истец вправе заявить об обеспечении иска, а может этого не делать, истец вправе соединить в одном иске несколько требований, связанных между собой, а может подать несколько исковых заявлений по каждому требованию отдельно. Ответчик вправе представить отзыв на исковое заявление либо до принятия решения по делу заявить встречный иск истцу.

Истец вправе в соответствии со ст. 49 АПК РФ до принятия решения по делу изменить основания или предмет иска, заявить отказ от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Стороны могут закончить спор заключением мирового соглашения (ч. 2 ст. 138 АПК РФ).

Однако свобода распорядительных действий сторон имеет некоторые ограничения, допускаемые в интересах принципа законности. Например, арбитражный суд не принимает отказ от иска, уменьшение размера исковых требований, не утверждает мировое соглашение, если эти процессуальные действия противоречат законам, иным нормативным актам или нарушают права и законные интересы других лиц (ч. 3 ст. 139, ч. 5 ст. 49 АПК РФ).

4. Принцип состязательности (ст. 9 АПК РФ). Содержание этого принципа заключается в том, что стороны и другие участвующие в деле лица, если они желают добиться в свою пользу благоприятного решения, должны сообщить арбитражному суду все значимые для рассмотрения дела юридические факты и представить соответствующие доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, чтобы аргументированно убедить арбитражный суд в своей правоте.

Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основани е своих требований и возражений. Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 66 АПК РФ).

Согласно ст. 41 АПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из него, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, задавать вопросы, заявлять ходатайства, знать о ходатайствах, заявляемых другими лицами, участвующими в деле, давать объяснения арбитражному суду и пользоваться другими правами, обеспечивающими состязательность в процессе, направленную на установление фактических обстоятельств по делу.

Весь ход судебного заседания имеет состязательную форму, при этом арбитражный суд осуществляет руководство процессом, оказывая содействие в реализации прав лиц, участвующих в деле, и исполнением ими процессуальных обязанностей.

5. Принцип непосредственности судебного разбирательства (ст. 10 АПК РФ). В силу данного принципа арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены арбитражным судом в основу принимаемого судебного акта. Судебный акт может быть обоснован только теми доказательствами, которые непосредственно исследованы в судебном заседании в ходе разбирательства дела. Копии документов и выписки из них должны быть надлежащим образом заверены и при необходимости сверены с подлинными документами. Некоторые обстоятельства согласно закону могут быть подтверждены только подлинными документами.

С действием принципа непосредственности тесно связано установленное процессуальным законодательством требование о неизменном составе судей, рассматривающих конкретное дело. В случае замены судьи или одного из судей при коллегиальном рассмотрении дела разбирательство дела должно быть произведено с самого начала (ч. 2 ст. 18 АПК РФ). Перерыв в судебном заседании возможен на срок не более пяти дней (ст. 163 АПК РФ).

eor.dgu.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Исковой срок при ликвидации Срок давности при ликвидации фирм Не выплатили компенсацию за отпуск.Прошло 2 года.Компании уже не существует. Что можно сделать? Спасибо. К сожелению, -уже ничего. Срок исковой давности по финансовым делам - 2 года. В бухучете […]
  • Апелляционная жалоба истца на заочное решение Апелляционная жалоба в суд общей юрисдикции на заочное решение суда Согласно ч. 2 ст. 237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в […]
  • Христианское воспитание детей учебное пособие Скачать христианское воспитание детей учебное пособие сборник, игра защитники сада 2 торрент Мартышин В.С. Воспитание детей на или христианское Учебное пособие. Детей. Учебное пособие Христианское воспитание и воспитание детей. […]
  • Федеральный закон 398 от 2010 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия" (с изменениями и дополнениями) Федеральный […]
  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]