§ 64. Швартовка судна

Швартовка судна — ответственный и трудный маневр, особенно потому, что он, как правило, производится в гавани в сравнительно стесненных условиях. Неточность оценки расстояния до причальной линии, неверный расчет по учету инерции судна, ошибка в учете силы и направления ветра, несвоевременная отработка машины, задержка в отдаче якоря или подаче и закреплении швартовного конца — любой из подобных просчетов может привести к навалу судна на причал или на близстоящее судно. При каждой швартовке вообще, а тем более в расчете на длительную стоянку капитан судна приказывает выбрать швартовные средства исходя из условий швартовки, ориентируясь, однако, на самую худшую обстановку.
Современному судну, оснащенному мощным брашпилем и швартовными лебедками, нет необходимости подходить к пирсу: достаточно подвести судно параллельно причальной линии на расстояние 10—15 м от места швартовки, затем подтянуть его к назначенному месту и отшвартовать.
Если во время подхода к причалу судно все же имеет поступательное движение, то первое касание наиболее безопасно выполнять
скулой, одновременно придав небольшое вращательное движение носовой части в сторону от причала.
В случае действия свежего отжимного ветра судно подводят к причалу почти под прямым углом с отдачей якоря; затем с помощью якоря задерживают движение судна вперед, работой машины и рулем разворачивают его параллельно причалу, подают швартовы, поджимают к стенке и крепят в таком положении. Иногда при швартовке якорь и несколько смычек якорной цепи укладывают на грунт, чтобы впоследствии облегчить маневры судна во время отхода его от причала.
При швартовке судна бортом, как правило, с носа и кормы подают с помощью бросательных концов не менее чем по три швартова, каждый из которых имеет свое назначение и название — продольный, прижимной и шпринг.
При швартовке судна на длительный срок или в свежую погоду, а также на течении (в особенности на реках) для обеспечения надежности стоянки и возможности последующего самостоятельного отхода от причала на швартовы становятся с предварительной отдачей якоря (или двух якорей). В этом случае (рис. 162) судно проходит вдоль причала несколько вперед и отдает якорь правого борта (положение /). После этого дают задний ход, и, не задерживая якорной цепи при отходе назад, руль перекладывают таким образом, чтобы корма на циркуляции отходила от причала, а носовая часть судна подходила к нему. Как только диаметральная плоскость судна расположится к линии причала под острым углом (положение //), дают ход вперед и подводят судно ближе к причалу для подачи носовых швартовов (положение III). После подачи носовых швартовов, погашения инерции судна и прикрепления носа судна к берегу вновь дают передний ход на короткое время, положив руль на внешний борт; в результате такого маневра корма будет прижиматься к причальной линии, давая возможность подать кормовые швартовы (положение IV). После этого все швартовы — кормовые и носовые — должны быть обтянуты и закреплены на кнехтах; в местах касания швартовов с бетонной облицовкой причала подкладывают мачты или деревянные брусья. В случае надобности заводят также дополнительные швартовы в соответствии с указаниями капитана.
По окончании работы со швартовами на причал подается трап, и маневр считается законченным.
В стесненных’ условиях судно подходит к причалу носом (рис.
163), подает носовой швартов и с его ПОМОЩЬЮ подтягивается ВПЛОТ- рис IQ2 Швартовка судна бортом с от- ную к стенке. Затем с носа быстро дачей якоря


Рис. 163. Швартовка судна бортом в стесненных условиях
подают и крепят на борту и на берегу второй швартов в положении носового шпринга, машине дают малый ход вперед при руле, положенном на борт, противоположный тому, которым швартуются.

Под действием силы винтовой отработки и сдерживающим упором шпринга корма судна будет подходить к линии причала при практическом отсутствии продвижения самого судна вперед. Возможна швартовка также и при работе машиной назад, когда форштевень судна (с бульбой) удерживается у причала носовым продольным концом. При этом корма будет уклоняться в ту же сторону, в которую вращается гребной винт, руль же следует положить в сторону уклонения кормы.
Швартовка судна кормой к причалу. Такой вид швартовки пред-‘ полагает предварительную отдачу судовых якорей таким образом, чтобы они удерживали в стационарном положении нос судна; разнос якорных цепей должен составлять угол, не превышающий 30—60°; оба якоря должны быть отданы по возможности на одной линии, параллельной линии причала (первым, как правило, отдается наветренный, а затем подветренный якорь).
Под действием отжимного ветра или ветра, дующего вдоль линии причала, швартовка кормой без помощи буксиров или подруливающего устройства невозможна.
Отшвартовка. При стоянке судна на швартовах бортом к причалу с отданным якорем съемка его с швартовов облегчается. Вначале отдают все швартовы, кроме носового шпринга, предварительно дав слабину якорной цепи (положение /). Затем машине дают самый малый ход вперед при руле, положенном на тот борт, которым судно отшвартовано (рис. 164). Такой маневр приводит к тому, что корма судна отходит от причала (положение //). Отведя корму судна от причала, отдают носовой шпринг, дают машине ход назад и отводят от причала, регулируя положение судна с помощью руля и подборки якорной цепи (положение III).
При стоянке судна на швартовах кормой к причалу отшвартовку начинают согласованным потравливанием кормовых концов (часто

для этого оставляют только два боковых из них) и подбиранием якорных цепей. Отойдя от причальной линии на достаточное расстояние, все кормовые швартовы отдают и выбирают на палубу, давая возможность работать машине (винту). Далее, потравливая якорь-цепь наветренного якоря, полностью выбирают подветренный якорь, и судно выходит на один наветренный якорь, давая возможность маневрировать точно так же, как это делают при съемке с якоря.
Для обеспечения швартующихся судов на внутрипортовых бук- I сирных кантовочных операциях (БКО) обычно работают буксирные суда повышенной маневренности. БКО осуществляют несколькими способами:
буксировка «на гаке», когда тяговое усилие передается посредством буксирного троса. Этот способ простой, но требует свободной акватории;
буксировка «на битинг», когда с носа буксира-кантовщика на судно подают два троса и крепят их на кнехтах, расположенных на носу и на корме буксируемого судна. При таком положении кантов- щик может толкать судно носом в его борт или тянуть на себя, работая задним ходом. Более того, встав вдоль борта судна, кантовщик может вести его вперед или назад, не меняя мест крепления буксир- I ных тросов. Этот способ удобен для маневрирования в стесненной акватории, так как не требует разворота кантовщика в случае необходимости изменить направление тяги;
буксировка «на упор» выполняется путем крепления носа кантовщика к борту судна одним тросом. Далее кантовщик располагается под углом к борту судна, близким к прямому, и может толкать или тянуть судно, не меняя своего положения.
Швартовные операции в море. Эксплуатационные контакты судов в открытом море возникают при необходимости передачи топлива, воды, грузов, людей, а также при оказании помощи в аварийных ситуациях. Способ швартовки выбирают в зависимости от конкрет- I ных условий совместным решением капитанов принимающего и швартующегося судов; в случае расхождения мнений решающим является мнение капитана швартующегося судна. Швартовка судов друг к другу в дрейфе или на ходу более безопасна, нежели швартовка к судну на якоре, когда рыскание принимающего судна чревато навалами с тяжелыми последствиями.
Капитан принимающего судна оказывает швартующемуся судну необходимую помощь всеми средствами (включая маневрирование своим судном), обеспечивая безопасность операции для обоих судов.

scibook.net

Швартовки судов

Водный транспорт, теория и практика, все о морских и речных судах

Управление судном и безопасность мореплавания

19.05.2015 21:41
дата обновления страницы

Выполнение швартовых операций

Швартовка судна лагом к причалу

Швартовка морских судов лагом (бортом) к причалу является наиболее распространенным способом. Швартовка осуществляется как левым, так и правым бортами.

В зависимости от гидрометеорологических условий, акватории, шага винта, борта швартовки и наличия других судов к месту швартовки подходят под различным углом. Иногда этот угол достигает 40-60°.

На расстоянии, достаточном для погашения инерции, переводят двигатель на задний ход (рис. 189, положение 1). Если инерция значительная ход увеличивают до . При правильно рассчитанном маневре судно должно остановиться параллельно и близко от причала (рис. 189, положениё II ). Предварительно предупредив окриком , подают с бака и кормы бросательные концы.

В основном подача швартовных концов осуществляется в следующем порядке: носовой шпринг, носовой и кормовой продольные, кормовой шпринг, носовой и кормовой прижимные. В зависимости от условий швартовки возможны и другие комбинации в подаче швартовных концов. После их подачи судно поджимают к причалу и крепят (рис. 189, положение III ).

При подаче швартовных концов с кормы следует опасаться попадания швартовных концов под корму, так как они могут намотаться на винт. После крепления основных концов подают необходимое количество дополнительных.

Порядок работы во время швартовных операций следующий. С мостика на бак или ют подается команда о подаче того или иного швартова. Помощник капитана, получив команду с мостика, репетует ее, а затем дает указание матросу подать на причал тот бросательный конец, который закреплен (или будет закреплен) за огон подаваемого швартовного троса. Швартовщики на причале лебедкой или вручную выбирают бросательный конец, а затем швартовный трос, огон которого кладут на тумбу. На судне швартовный трос берут на лебедку или на турачки брашпиля и, подбирая его слабину или потравливая, выравнивают судно по месту стоянки и подтягивают к причалу. Если трос необходимо только травить (давать слабину), его можно сразу положить на кнехт. Подтянув судно к причалу, на трос накладывается стопор. Наложив, закрепив и обтянув стопор, потравливают швартов и кладут его на кнехт (не менее шести шлагов) или оставляют на барабане автоматической лебедки. На верхний шлаг накладывается и крепится схватка из шкимушгара.

Рис. 189 Подход судна к причалу левым бортом при отсутствии ветра и течения

Мягкие и жесткие кранцы готовятся заранее и разносятся к местам, где может возникнуть необходимость спуска их за борт при подходе к причалу. Чаще всего это нос и корма.

Если судно швартуется бортом одного наименования с шагом винта (правый борт, правый шаг), то подходить к причалу нужно под острым углом с минимальной скоростью и ближе к причалу. Корму судна необходимо подвести ближе к причалу, так как при работе на задний ход она начнет отходить от причала. При работе на задний ход следует соблюдать осторожность, потому что носовая часть судна, которая пойдет на причал, может повредить себя или береговые сооружения.

При швартовке лагом к борту судна, стоящего у причала, подходить к нему следует параллельным курсом или под острым углом к его диаметральной плоскости. При необходимости отдают якорь с противоположного борта швартовки.

Швартовка судна осложняется при свежем ветре, если судно в балласте или с высоким бортом и выполняют ее с помощью портовых буксиров.

Швартовка судна к причалу с отдачей якоря. В стесненных портовых и сложных гидрометеорологических условиях швартоваться к причалу рекомендуется с отдачей якоря. Отданный якорь не дает развивать скорость, гасит инерцию, улучшает управляемость, помогая задержать нос судна и отвести его в сторону отданного якоря, обеспечивает безопасность стоянки при прижимном ветре, наличии тягуна и течения, обеспечивает отход судна от причала.

Швартовка с отдачей якоря при хорошей погоде или отжимном ветре осуществляется следующим образом. Судно под определенным углом, имея небольшую скорость, следует к причалу. На расстоянии около пяти длин корпуса от причала останавливают двигатель и продолжают движение по инерции (рис. 190, а, положение I). Не доходя до причала на расстояние, равное примерно одному корпусу судна, отдают якорь с борта, противоположного борту швартовки (см. рис. 190, а, положение II ).

При глубинах в порту до 10-12 м вытравливают около одной смычки якорной цепи, если глубины больше, то якорную цепь травят более одной смычки в зависимости от характера грунта, течения, направления и силы ветра. После отдачи якоря маневрируют так, чтобы судно подходило к причалу под острым углом. Как только нос судна приблизится к причалу на расстояние длины бросательного конца, начинают подавать швартовные концы (см. рис. 190, а, положение III). Первыми подают носовой продольный и носовой шпринги. Крепят носовые швартовы и якорную цепь. Руль перекладывают на борт, противоположный причалу, и дают самый малый ход вперед. Под влиянием вращения винта и сил, действующих на руль при туго обтянутых носовых швартовных тросах и якорной цепи, корма начнет подходить к причалу. Для улучшения движения кормы к причалу носовой шпринг втугую потравливают. Если якорная цепь препятствует поджатию судна к причалу, ее потравливают. Бросательные концы, а затем кормовой и продольный шпринги подают при первой возможности. Выравнивают судно по месту стоянки у причала и крепят поданные швартовные. Последними подают и крепят прижимные и дополнительные концы.

Рис. 190. Подход судна к причалу: а — при отжимном ветре; б — на течении

С подветренного борта под корпус якорь рекомендуется отдавать при сильном прижимном ветре. В этом случае якорную цепь травят не более 3/4 длины судна с таким расчетом, чтобы она не попала под винт. Ползущий якорь под днищем корпуса замедляет движение и улучшает управляемость судна.

Швартовка судна лагом к причалу на течении. По течению швартуются суда небольших размеров в редких случаях. При наличии течения основной вид швартовки, как наиболее безопасный,- против течения. Если судно следует по течению, то оно проходит место стоянки, разворачивается на течении и следует на швартовку. Разворот судна производится при наличии акватории с помощью собственного силового движителя как с отдачей якоря, так и без отдачи. При необходимости, если мало водной поверхности для разворота, производят его с помощью буксира (буксиров). Швартовные операции на течении осуществляют как без отдачи якоря, так и с отдачей якоря. Швартовные операции судна на течении заключаются в следующем.

Под острым углом менее 30° судно следует к месту швартовки, уменьшает скорость до самого малого с таким расчетом, чтобы выйти как можно ближе на траверз места швартовки и к этому моменту иметь скорость судна, равную скорости течения (рис. 190, б, положение /). Перекладкой руля судно медленно приближают к причалу, удерживая против течения (см. рис. 190, б, положение II). Первыми подают на причал носовой продольный и кормовой шпринги, затем прижимные, последними — носовой шпринг и кормовой продольный. Уравнивают судно у причала и обтягивают швартовные концы (см. рис. 190, б, положение III).

Швартовка с отдачей якоря более безопасна и подходить к причалу можно под большим углом, особенно, когда у причала спереди и сзади места стоянки ошвартованы другие суда.

Рис. 191. Швартовка судна к причалу с помощью двух буксиров

После отдачи якоря с внешнего борта руль перекладывают в сторону причала. На судне слегка потравливают якорную цепь, и судно медленно подходит к причалу на место швартовки. Швартовка производится так же, как и при подходе к причалу, без якоря. При швартовке следует помнить, что нос судна уклоняется в сторону перекладки пера руля. По окончании швартовки перо руля ставят в прямое положение. Швартовка на течении правым бортом аналогична швартовке левым бортом. При необходимости в сложной обстановке следует пользоваться помощью буксирных судов.

Швартовка к причалу с помощью буксирных судов. Есть порты, где швартовка без буксиров запрещена. Количество буксиров заказывается исходя из погодных условий, стесненности акватории и сложности швартовки. Капитаны портовых буксиров исполняют команды капитана швартующегося судна и лоцмана. Буксирные тросы могут подаваться как со стороны швартующегося судна, так и с буксирных судов. Размеры буксирного троса зависят как от величины транспортного судна, так и буксировщиков и условий швартовки. В качестве буксирных тросов применяют стальные или надежные синтетические тросы. С буксирного судна подается буксир на судно, который огоном набрасывается на кнехт. Второй конец буксира остается на автоматической буксирной лебедке. Связь между судами осуществляется с помощью транзисторной дуплексной связи и по УКВ-радиостанции на одном из рабочих каналов.

Название буксирных судов, время подачи и отдачи буксирных тросов передают на мостик помощники капитана, находящиеся на баке и корме. При подаче (приеме) буксирных тросов транспортное судно должно иметь минимальный ход, при котором судно слушается руля. Особую осторожность следует проявлять при подаче кормового буксирного троса, чтобы избежать попадания его под винт. Если позволяют обстоятельства, то в этом случае лучше остановить вращение винта. Существует много различных способов швартовных операций с помощью портовых буксирных судов. Рассмотрим наиболее распространенный способ швартовки судна с помощью двух буксировщиков для постановки транспортного судна лагом к причалу (рис. 191).

Капитан заблаговременно заказывает два портовых буксира, следует к месту встречи с ними, уменьшая скорость с таким расчетом, чтобы к подходу буксиров она была минимальной. Буксирные суда подходят к носу и корме на определенное расстояние (см. рис. 191, положение /), с которого можно подавать или принимать буксирные тросы. После подачи и закрепления буксирных тросов по командам с мостика начинается работа по швартовным операциям. Носовой буксир начинает буксировку транспортного судна, а кормовой буксир следует за кормой на буксире или следует параллельным курсом при послабленном буксирном тросе (см. рис. 191, положение II). В положении III (см. рис. 191) буксирные суда начинают разворачивать судно. Носовой буксир разворачивает нос швартующегося судна влево, а кормовой — корму вправо. После разворота судна (см. рис. 191, положение IV) буксиры начинают медленно подводить его к причалу к месту швартовки на расстояние подачи бросательных и швартовных концов. С момента их подачи на причал буксирные тросы отдаются, а буксирные суда отпускаются или они подходят к внешнему борту швартующегося судна и месту, указанному с мостика, и помогают поджать судно к причалу (см. рис. 191, положение V). Все работы и команды по оказанию помощи в швартовных операциях подробно записываются в судовой журнал как швартующегося судна, так и буксировщиков с момента подхода буксиров и до окончания их работ по швартовке.

Чистка ультразвуком

Чистка ультразвуком

Чистка инжектора, форсунок

wc.matrixplus.ru

Особенности швартовки судов в открытом море.

в Швартовки 0 607 Просмотров

Швартовные операции в открытом море и на открытых рейдах в зависимости от целей швартовки, района плавания и состояния моря могут выполняться различными способами к судну, имеющему ход, лежащему в дрейфе или стоящему на якоре. При этом возможны сле­дующие варианты: швартовка борт о борт контактным способом на стоянке и на ходу; постановка на бакштов к судну, стоящему на яко­ре; бесконтактная швартовка при следовании в кильватер или на па­раллельных курсах.

Швартовные операции в открытом море относятся к наиболее сложным и ответственным этапам работы морских судов. Сложность швартовки и риск, существующий при подходе к другому судну, об­условлены наличием таких факторов, как огромная инерция судна и относительно малая местная прочность его корпуса.

В отличие от швартовных операций, выполняемых в портах к при­чалам, швартовка в открытом море или на рейде происходит без по­мощи буксирных судов, причем объект швартовки, как правило, име­ет перемещение вследствие рыскания на якоре, ветрового дрейфа или находится на ходу. Волнение моря и ветер создают дополнительные трудности для маневрирования швартующегося судна, тем более, что на малом ходу ухудшается управляемость судна и возрастает роль воздействия ветра.

Успех швартовки зависит от согласованности действий швартую­щихся судов и постоянной надежной связи между ними.

В этой главе рассматриваются различные варианты швартовки в открытом море обычных судов не оборудованных средствами активно­го управления и подруливающими устройствами, когда они подходят к другому судну для перегрузки, передачи снабжения и запасов.

Рис. 16.1. Кранец из четырех баллонов

Особые условия, в которых выполняются швартовки в открытом море, относят их к категории работы судна в условиях повышенного производственно-хозяйственного риска. Обеспечение безопасности швартовки должно осуществляться за счет предварительной подготов­ки и грамотного умелого управления швартующимся судном.

Суда, выполняющие перегрузочные операции в открытом море, снабжаются специальными пневматическими кранцами, состоящими из больших резинотканевых баллонов, скомплектованных в блоки из двух — четырех кранцев, соединенных между собой цепями (рис. 16.1). Для защиты бортов и надстроек применяют кранцы из больших авто­мобильных покрышек, соединенных в гирлянды и надетых на таке­лажную цепь или стальной трос.

Пневматические кранцы перед швартовкой опускают до воды, зак­репляют и подвешивают на бортах, добавляя к бортовым кранцам гир­лянды автопокрышек (рис. 16.2).

Суда, идущие на швартовку в открытом море, кроме специальных кранцев, должны быть обеспечены: дополнительными швартовными тросами; бакштовами; линеметательной установкой; синтетическими тросами для использования их в качестве проводников перед подачей буксиров, бакштовов или швартовов; поплавками для подачи провод­ников на плаву; блоками и скобами для обеспечения леерного сообще­ния между судами; шлангами для воды и топлива.

При случайных, непланируемых швартовках, например, для оказа­ния помощи бедствующему судну используется штатное снабжение судна. Швартовные тросы, используемые при передаче грузов как кон­тактным, так и бесконтактным кильватерным способом, должны отве­чать следующим требованиям: быть достаточно прочными и эластичными, чтобы удержать одно

Рис. 16.2. Кранцевая защита борта

судно у борта другого или на бакштове и при этом принимать на себя все рывки и напряжения, возникающие при рыскании судов на волне;

быть достаточно легкими и удобными для работы;

подвергаться наименьшему износу от постоянных рывков и трения в клюзах и на кнехтах.

Рис. 16.3. Составные швартовы:
/—стальной трос; 2 — строп из стального троса; 3 — капроновый амортизатор

Рис. 16.4, Такелаж шланга:

/ — капроновый шланг; 2

фланец с заглушкой; 3—капроновая схватка; 4 — леер; 5 — проводник

Наилучшие качества — прочность и эластичность имеют синтети­ческие тросы: капроновые, нейлоновые, куралоновые и др. Для предо­хранения от перетирания на кнехтах, киповых планках и швартовных клюзах эти тросы оклетневывают или обматывают парусиной в месте перехода через киповую планку или швартовный клюз. Для этой же цели используют заранее надетые на трос куски пожарных шлангов.

В некоторых случаях применяют составные швартовные тросы. В средней части такого швартова ставят амортизатор (пружину) из синтетического троса длиной 15—30 м в зависимости от общей его длины (рис. 16.3). Составные швартовы обладают достаточной элас­тичностью и меньше подвержены перетиранию.

Шланги для передачи жидких грузов в открытом море применяют главным образом капроновые диаметром 100 и 150 мм и сравнительно редко — гофрированные из прорезиненной хлопчатобумажной ткани того же диаметра. Длина их должна быть достаточной с запасом на случаи рыскания судов. Конец шланга должен иметь фланец, соответ­ствующий приемному фланцу буксируемого судна. Шланг, предназна­ченный для передачи нефтепродуктов, должен иметь заглушку на бол­тах или деревянную пробку.

Перед подачей шланга его крепят к лееру при помощи схваток, К ходовому концу леера крепят проводник (рис. 16.4), который, в свою очередь, крепят к выброске или концу линя, используемого в ли-неметательной установке.

izobata.ru

§ 132. Швартовка судна

Движение и стоянка судов в порту регулируются Правилами плавания судов на каналах и акваториях портов и Правилами технической эксплуатации гидротехнических сооружений и акваторий портов.

Движение судов по искусственным каналам возможно только при достаточном запасе воды под килем и наличии разрешения капитана порта. Скорость движения на каналах и акватории устанавливается приказом начальника порта в зависимости от технического и естественного состояния гидротехнических сооружений и грунта в порту.

Швартовка судна — сложный и ответственный процесс. На судне заблаговременно подготовляют швартовные концы, брашпиль, лебедки, бросательные концы, кранцы, судовую связь и другие средства и приспособления. Палубную команду вызывают на палубу по авралу, и каждый член экипажа занимает свое место согласно расписанию.

В порту причалы также заранее готовят для приема судна. Причал освобождают для обеспечения работ, связанных со швартовкой. На причале не должно быть никаких выступающих и других частей, которые могут повлечь за собой затруднения при швартовке и даже аварию судна или причала. Причал должен иметь отбойную раму и другие защитные приспособления. Привальные брусья должны быть по всей длине сплошными.

С судна подаются следующие швартовные концы (рис. 185, а): продольные (носовой и кормовой), шпринги (носовой и кормовой) прижимные, идущие от кормы, носа или через бортовой полуклюз перпендикулярно диаметральной плоскости судна.

Количество швартовных концов, необходимых для крепления судна у причала, зависит от условий стоянки и гидрометеорологической обстановки. При усилении ветра заводятся дополнительные концы. Крепление швартовных концов за береговой пал, показанное на рис. 185,б, позволяет снять концы в любой последовательности. Огон последующего конца 2 продевается снизу вверх через огоны предыдущих 1 и после этого набрасывается на пал сверху. Подачу швартовного конца на берег производят легким линем с небольшой тяжелой «грушей» на конце, которая служит для забрасывания его на берег. Такой линь с грушей называют бросательным концом, или легостью.

После окончания швартовки на швартовные концы устанавливают специальные щиты, предотвращающие перебегание крыс с берега на судно и обратно.

При изменении осадки судна (погрузка, выгрузка) или уровня воды (приливы, отливы) изменяется натяжение швартовных концов, поэтому их подбирают или травят. Усиление отжимного ветра требует подачи дополнительных концов. При ухудшении погоды в плохо защищенном порту судно должно быть готово к выходу в море.

На стоянке у причала нельзя производить швартовные испытания судна, связанные с работой винтов. Струи воды от винтов могут нанести вред гидротехническим сооружениям. Крен в сторону моря при подходе к свайным набережным грозит повреждением последних или самого судна.

Швартовка судов друг к другу в открытом море или на открытом рейде к судну, стоящему на якоре, — операция сложна я и ответственная. Все выступающие части (стрелы, трапы, шлюпки, люстры и т. п.) должны быть убраны; все иллюминаторы задраены, особенно с того борта, которым судно швартуется; на отливные шпигаты навешены щиты; вдоль борта развешены кранцы (надувные или из автомобильных шин) — по два-три в носовой и кормовой частях судна, и особенно у выступающих частей.

В рейдовых условиях и в открытом море для швартовки лучше использовать синтетические тросы или стальные с капроновыми амортизаторами.

Чаще всего швартуются к правому борту судна, стоящего на якоре, так как на заднем ходу нос швартующегося судна отходит от судна, к которому швартуются.

При швартовке судов друг к другу в открытом море особое значение имеют кранцы. Для этой цели используют кранцы, изготовленные из пакетов автопокрышек, надувные резиновые кранцы, дополнительные кранцы из бревен мягкого дерева длиной 2 м, оклетневанные 8—10-дюймовым растительным тросом.

При швартовке танкеров к китобазам и китобойных судов к танкерам в качестве кранцев используют добытых китов. Три- четыре кита-кранца вдоль корпуса и надувные резиновые кранцы в районе спардека и кормы обеспечивают безопасную швартовку при ветре силой до 6—7 баллов и волнении моря до 4 баллов. Иногда практикуется парное расположение китов-кранцев.

Швартовка китобойных судов к танкеру, лежащему в дрейфе, при силе ветра до 5 баллов и волнении моря 2—3 балла осуществляется с обоих бортов. На танкере развешивают мягкие кранцы. Китобойное судно, швартующееся с подветренной стороны, должно иметь не менее одного кита-кранца, а с наветренной стороны — не менее двух. Китобойное судно подходит к танкеру с кормы на параллельном курсе. На расстоянии 4—5 м подают швартовные тросы, начиная с носового. Отход осуществляется обычным порядком. При свежем ветре отходят от наветренного борта на малом ходу танкера против ветра и зыби. На китобойном судне оставляют только один носовой конец и дают ход, постепенно его увеличивая. Когда швартовный трос ослабнет, его отдают и увеличивают ход.

flot.com

Швартовки судов

Швартовное и буксирное устройства

Под термином «швартовные операции» понимают действия членов экипажа при швартовке и отшвартовке судна. Швартовные операции — ответственный и сложный элемент рейса судна. Для качественного их выполнения необходимо хорошо знать маневренные элементы судна, учитывать обстановку у причала (наличие и расположение судов) и внешние факторы (направление и силу ветра, течение и др.). Все команды с мостика должны выполняться своевременно и четко, действия швартовных партий должны быть умелыми и слаженными.

Для выполнения швартовных операций членов экипажа закрепляют за определенными местами швартовки. Швартовными операциями на баке обычно руководит третий помощник капитана, на корме — второй помощник. Управляют носовыми и кормовыми швартовными механизмами соответственно боцман и старший матрос.

Подготовка к швартовке — необходимое условие качественного ее проведения. О предстоящей швартовке заранее предупреждают швартовные партии и вахтенного механика, который готовит двигатель к работе в маневренном режиме. Подается питание на швартовные механизмы.

Заблаговременно, до подхода к причалу, с мостика подают команду «Швартовным партиям стоять по местам швартовки!» Члены швартовных партий в противоударных касках и рукавицах установленного образца занимают места согласно расписанию по швартовным операциям. На ходовой мостик вызывают старшего помощника капитана, в машинное отделение — старшего механика.

По команде «Швартоваться правым (левым) бортом!» носовая и кормовая швартовные партии выполняют следующие операции:

  • устанавливают и опробывают связь с мостиком;
  • проверяют работу швартовных механизмов на холостом ходу, готовят якоря к отдаче;
  • готовят швартовные тросы к подаче на причал (для этого расчехляют вьюшки, сматывают с них достаточное число тросов и разносят их по палубе длинными шлагами; разносят растительные или синтетические тросы, уложенные бухтами на банкетки; огоны тросов проводят через швартовные клюзы или киповые планки и заводят на палубу поверх фальшборта или релингов; каждый швартов обносят в полшлага вокруг тумб парных кнехтов ниже приливов, через которые трос будет потравливаться при подаче на берег, а в случае необходимости быстро задерживаться креплением на кнехте);
  • готовят два-три бросательных конца (для этого сматывают, начиная от легости, линь каждого конца ровными шлагами в небольшую бухту так, чтобы легость висела несколько ниже бухты, делят бухту на две примерно равные части и кладут их около огонов тросов);
  • готовят парусину и маты для предохранения швартовов от трения в местах их прохождения через клюзы и киповые планки;
  • присоединяют цепные и растительные стопоры к кнехтам или палубным обухам;
  • готовят мягкие кранцы, а жесткие подвешивают при необходимости вдоль борта, которым судно будет швартоваться к причалу;
  • готовят противокрысиные щиты.

Швартовку к причалу лагом осуществляют различными способами в зависимости от направления и силы ветра, течения, ледовой обстановки, а также возможностей маневрирования, наличия и расположения судов у причала. Основные способы швартовки лагом: самостоятельно без отдачи или с отдачей якоря и с помощью буксиров. Во всех случаях управляет судном и руководит швартовкой капитан.

При самостоятельной швартовке судна к причалу лагом без отдачи якоря (рис. 1), маневрируя машиной и рулем, приводят судно в положение, примерно параллельное причалу. По команде с мостика начинают подавать на причал швартовы. Обычно первым подают носовой шпринг или продольный и при первой возможности — хотя бы один швартовный трос с кормы для ее подтягивания. Для предупреждения навала судна на причал в нужных местах подставляют мягкие кранцы.

Рис. 1. Схема швартовки судна к причалу лагом.

По команде «Подать носовой шпринг (продольный)!» матрос на баке берет одну часть бухты бросательного конца с легостью в правую руку, другую часть — в левую, удерживая коренной конец за огон рукой или прижав его к палубе ногой. Затем, сделав предостерегающий окрик «Берегись!», сильным взмахом правой руки снизу вверх бросает на причал бухту с легостью и сбрасывает бухту с левой руки. Привязав бросательный конец сбоку к огону троса выбленочным узлом с петлей, начинают травить швартов за борт. Трос травят свободно, с небольшой слабиной и без задержек, чтобы береговые матросы могли легко выбратьего на причал за поданный с судна бросательный конец. После того как береговые матросы закрепят на береговом пале трос, последний накладывают на турачку брашпиля, выбирают втугую и переносят на кнехты посредством стопора (рис. 2).

Рис. 2. Схема наложения стопора на швартовный трос.

Цепь цепного стопора накладывают стопорным узлом и последующими 3 — 4 шлагами по направлению силы тяги против спуска троса. Наложив и обтянув стопор, удерживают его ходовой конец, находясь в стороне от швартова на расстоянии не ближе 2 м от места наложения стопора. Затем медленно потравливают швартов брашпилем, плавно перенося нагрузку на стопор, быстро снимают шлаги с турачки, переносят трос на кнехт и закрепляют наложением «восьмеркой» двух-трех шлагов под приливы и четырех-пяти шлагов поверх приливов. Таким же образом по команде, с мостики подают, выбирают и переносят на кнехты другие носовые и кормовые швартовы.

При наличии автоматической лебедки швартовный трос подается на берег и выбирается лебедкой.

По окончании швартовки на верхние шлаги тросов, закрепленных на кнехтах, накладывают схватки из шкимушгара, убирают бросательные концы и свободные кранцы, наматывают на вьюшки и укладывают на банкетки излишние части тросов. На все швартовы надевают противокрысиные щиты.

Швартовку лагом с отдачей якоря выполняют при подходе к причалу для швартовки в промежуток между судами, при свежем ветре, в условиях ограниченной для маневрирования акватории и т. д. Отданный якорь позволяет избежать навала судна на причал и ошвартованные к нему суда, а при отшвартовке облегчает отход судна от причала без буксира. Действия швартовных партий при такой швартовке не отличаются от описанных выше.

Швартовку кормой к причалу осуществляют в тех случаях, когда для стоянки судна отведена минимальная длина причальной линии или когда перегрузочные работы должны вестись с использованием плавучих средств с обоих бортов. В зависимости от возможности маневрирования на акватории судно к причалу подходит параллельным или перпендикулярным курсом.

Рис. 3. Схема швартовки судна кормой к причалу.

Если судно подходит параллельным курсом (рис. 3, а), оно следует малым ходом параллельно причалу (положение 1) на расстоянии, равном двум значениям длины корпуса от него. Не доходя до места швартовки 50 — 70 м, стопорят двигатель и отдают якорь наружного борта (положение 2). Во время движения судна по инерции потравливают якорь-цепь до 3 — 4 смычек. Задержав якорь-цепь, перекладывают руль в сторону наружного борта и дают ход вперед. Когда судно развернется кормой к причалу, отдают второй якорь (положение 3), дают ход назад и потравливают обе якорь-цепи так, чтобы к концу швартовки (положение 4) их длина была примерно одинаковой. Кормовые швартовы подают на причал и закрепляют на судне по команде с мостика.

Если судно подходит перпендикулярным курсом (рис. 3, б), на расстоянии, равном примерно двум значениям длины корпуса от причала и в 40 — 60 м в стороне от места швартовки (положение 1), стопорят двигатель и отдают внутренний (по отношению к месту швартовки) якорь (положение 2). Во время движения по инерция травят якорь-цепь и разворачиваются в направлении отданного якоря. Когда судно развернется кормой к причалу и в воду вытравятся 3 — 4 смычки якорь-цепи, отдают второй якорь (положение 3). При работе двигателя назад травят и выравнивают якорь-цепи подводят судно кормой к причалу и подают швартовы (положение 4).

Постановку судна на швартовную бочку осуществляют по указанию портовых властей на стесненных рейдах, а также в места карантинных стоянок. В зависимости от условий и целей стоянки судно может быть пришвартовано к одной — четырем бочкам. Суда швартуются к нескольким бочкам обычно в тех случаях, когдя предстоят грузовые операции с использованием плавучих средств и необходимо обеспечить неподвижность судна под воздействием ветра или течения.

По команде с мостика «Швартовным партиям по местам стоять на бочки становиться!» носовая и кормовая швартовные партии готовят швартовное устройство. В огоны тросов, которые будут подавать на бочки, заводят швартовные скобы. Швартовные тросы на бочки заводят, как правило, портовые буксиры или рейдовые катера. Когда судно, следуя малым ходом против ветра или течения, приблизится к носовой бочке, на буксире принимают пропущенный через скуловой клюз или киповую планку швартовный трос и завозят его на бочку. Трос прикрепляют к рыму бочки швартовной скобой или заводят дуплинем (ходовой конец троса пропускают через рым и завозят обратно на судно, где закрепляют). Другой конец троса берут на турачку брашпиля, обтягивают втугую и закрепляют на кнехте.

Крепление дуплинем предпочтительнее, так как при снятии с бочки можно выбрать трос, не посылая матросов на бочку для его отдачи. В любом случае выбирать трос можно только после того, как матросы сойдут с бочки. Аналогично завозят, закрепляют на бочках, обтягивают и закрепляют на кнехтах другие швартовные тросы.

При отсутствии буксира швартовные тросы завозят на судовой рабочей шлюпке. Шлюпка подходит под клюз, матросы принимают огон швартова со швартовной скобой и укладывают 2 — 3 м троса в носовой части шлюпки, затем набирают и укладывают на корме шлюпки большими шлагами такую длину троса, чтобы она была не меньше расстояния от судна до бочки. Уложив трос, гребцы направляют шлюпку к бочке, и матрос, находящийся в носовой (по отношению к бухте уложенного троса) части шлюпки, по мере ее движения сбрасывает за борт шлаги троса. Когда шлюпка подойдет к бочке, один из матросов переходит на бочку и прикрепляет трос швартовной скобой к рыму бочки. После того как матрос сойдет с бочки и шлюпка отойдет в сторону, начинают брашпилем выбирать трос. Когда судно будет надежно закреплено за носовую бочку, аналогично завозят на кормовую бочку швартов с кормы.

Отшвартовка судна в зависимости от условий может быть осуществлена самостоятельно или с помощью буксиров. При самостоятельной отшвартовке (рис, 4) по команде с мостика на корме отдают все швартовы и быстро их выбирают, а на баке оставляют один шпринг. Получив сообщение, что под кормой чисто, руль перекладывают в сторону причала и дают самый малый передний ход (положение 1). По мере выхода на шпринг увеличивают ход до малого. Судно, удерживаемое шпрингом, начинает отходить кормой от причала (положение 2). Приведя корму к такому направлению, при котором судно на заднем ходу сможет пройти мимо стоящих по корме судов, дают задний ход. Когда судно начинает двигаться назад, отдают шпринг. Судно продолжает следовать задним ходом до тех пор, пока не появится возможность безопасного разворота.

Рис. 4. Схема отшвартовки судна от причала на шпринге.

При выполнении швартовных операций необходимо строго соблюдать правила безопасности труда. Категорически запрещается:

  • присутствовать в местах проведения швартовных операций лицам, не участвующим в швартовке (отшвартовке) судна;
  • подавать, выбирать, травить, закреплять и отдавать швартовные тросы, а также запускать швартовные механизмы без команды лиц, руководящих швартовкой;
  • участвовать в швартовных операциях без противоударных касок и работать со стальными тросами без брезентовых или кожаных рукавиц установленного образца;
  • работать с неисправными швартовными механизмами, подавать на берег тросы, не отвечающие требованиям Правил техники безопасности;
  • оставлять без надзора органы управления работающих механизмов;
  • подавать на берег бросательный конец без предостерегающего окрика «Берегись!» и выбирать швартовы, не получив подтверждения от береговых матросов, что трос закреплен и чист, и не предупредив их;
  • во время работы швартовного механизма накладывать на турачку, снимать и перетравливать через нее швартовные тросы, удерживать или поправлять руками их шлаги на турачке, держаться руками за ходовой конец выбираемого стального или растительного троса ближе 1 м от турачки, а синтетического — ближе 2 м от нее.

Кроме того, не допускается:

  • работать с тросами, имеющими калышки (до подачи такого троса на берег калышки надо разогнать, расправляя трос в направлении, обратном тому, в каком они образовались);
  • выбирать или стравливать тросы во время работы с ними у кипов и роульсов;
  • передвигать руками шлаги туго натянутого троса при потравливании его с кнехта (для этого следует снять верхние шлаги и дать небольшую слабину тросу, держась за его ходовой конец на положенном расстоянии);
  • находиться вблизи и на линии натяжения троса, впереди и позади швартовного механизма, внутри разнесенных по палубе шлагов троса, а также внутри угла, образованного тросом, поданным через киповую планку или роульс и направлением силы тяги;
  • стоять на линии натяжения стопора и использовать цепной стопор с растительным концом длиной менее 1,5 м;
  • подтягивать судно к причалу на синтетическом тросе при сильном отжимном ветре ввиду большой опасности, возникающей при разрыве троса;
  • прижимать к палубе ногой или задерживать руками быстро вытравливающийся швартовный трос;
  • гасить инерцию судна натяжением швартовного троса и накладывать на трос стопор, когда судно движется;
  • долго держать на стопоре сильно натянутый швартовный трос;
  • низко наклоняться над вьюшкой при наматывании на нее или разматывании с нее швартовного троса;
  • выходить за леерное ограждение или фальшборт, а также перегибаться через них.

Члены экипажа, участвующие в швартовных операциях, должны действовать только по команде с мостика, повторяемой руководящем швартовной партии — помощником капитана

www.trans-service.org

Это интересно:

  • Правила по пожарной безопасности на рабочем месте Инструкция по пожарной безопасности 1. Общие требования пожарной безопасности 2. Требования безопасности перед началом работы 3. Требования безопасности во время работы 4. Требования безопасности по окончании работы 5. Действие […]
  • Как в pdf заполнить заявление Как заполнить PDF-анкету на визу в Грецию на компьютере самостоятельные путешествия, дешевые авиабилеты, виза самостоятельно, отзывы туристов, погода на курортах, аренда авто, туристическая страховка, маршруты […]
  • Статья 158 часть 3 уголовный кодекс Какой может быть максимальный срок по статье 158 часть 3? Добрый вечер!Какой грозит максимальный срок моему мужу(он первоход),без принятия особого порядка по ст 158 ч.3 П.а и в 28 Декабря 2015, 18:44 Анна, г. Москва Ответы юристов […]
  • Капитализированный налог это Капитализационные платежи Наша организация ликвидируется. ФСС насчитало суммы капитализационных платежей. Можем ли мы выплатить эти суммы напрямую людям получившим увечья, а они откажутся от получения пенсии по утере […]
  • Рисунки защита прав потребителя Итоги конкурса рисунков в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей, который проходил в этом году под девизом «Сфокусируем права потребителей на здоровом питании» […]
  • Закон о ремонте в воронеже В какое время и дни можно делать шумные ремонтные работы в квартире? Здравствуйте! Скажите пожалуйста время, в которое можно шуметь , в которое можно делать ремонт (стучать, сверлить и т.д), можно ли делать ремонт в праздничные и […]