Сход граждан

Законодательство предусматривает два вида сходов: сход с полномочиями представительного органа муниципального образования и сход граждан, не обладающий таковыми. Для начала остановимся на анализе схода с полномочиями представительного органа.

Такой сход граждан можно назвать своеобразным квазипредставительным органом муниципального образования. В том муниципальном образовании, где созывается сход граждан, отсутствует представительный орган. Его полномочия и осуществляет сход. Участие жителей в сходе является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать принудительное воздействие на участие или неучастие жителей поселения в сходе граждан, а также на их свободное волеизъявление. Жители поселения участвуют в сходе граждан на равных основаниях. Каждый житель поселения на сходе граждан имеет один голос.

Сход имеет свой регламент, принимает решения по вопросам, входящим в его компетенцию.

Во-первых, сход проводится исключительно в сельских поселениях.

Во-вторых, сход проводится в таком поселении, где численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек.

В-третьих, сход проводится для решения вопросов местного значения. Указанное обстоятельство отличает сход от собраний, конференций, которые проводятся для осуществления инициатив в вопросах местного значения.

В-четвертых, сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. В их числе: 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; 2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; 3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах; 4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; 5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; б) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений; 7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; 8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; 9) контроль исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; 10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Сход вправе решать и иные вопросы: установление структуры органов местного самоуправления; избрание главы поселения и других выборных должностных лиц местного самоуправления; формирование контрольного органа поселения; принятие решений о привлечении жителей поселения к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения работ; утверждение официальных символов поселения и определение порядка их официального использования; выражение согласия на изменение границ муниципального района, влекущее отнесение территории поселения к территории другого района; заключение соглашения об объединении с одним или несколькими поселениями; заключение соглашения о передаче органам местного самоуправления муниципального района части полномочий поселения; заключение соглашения о передаче органам местного самоуправления поселения части полномочий муниципального района и др.

В-пятых, сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Однако муниципальные правовые акты, регламентирующие проведение схода, могут установить, что граждане, имеющие недвижимую собственность или арендующие ее на территории поселения, имеют право участвовать в сходе с правом совещательного голоса.

Инициаторами созыва схода могут являться либо глава муниципального образования, либо группа жителей поселения, обладающих избирательным правом, численностью не менее 10 человек. Участие в сходе главы поселения или уполномоченного им должностного лица является обязательным. Для регистрации участников схода главой поселения из числа муниципальных служащих могут назначаться ответственные лица, которым в день проведения схода граждан передаются списки жителей поселения, имеющих право участвовать в сходе граждан. Количество таких ответственных лиц определяется главой поселения. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Председательствует на сходе граждан глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан. На сходе обязательно должен вестись протокол. Расходы, связанные с подготовкой и проведением схода граждан, производятся за счет средств местного бюджета.

Решение схода считается принятым, если за пего проголосовало более половины участников схода граждан. Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному официальному опубликованию (обнародованию), а также исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения. Решения, принятые на сходе граждан, оформляются в виде правовых актов и являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов поселения, имеют прямое действие и применяются на всей территории поселения. Указанные решения не должны противоречить уставу муниципального образования.

Что касается схода граждан, не обладающего полномочиями представительного органа, то он проводится в основном в населенных пунктах и поселениях в связи с вопросами изменения границ и преобразования муниципальных образований. Подобный сход проводится для учета мнения. Можно предположить, что в определенных случаях такой сход может проводиться и в поселениях, где есть представительный орган.

Данный сход проводится: в населенном пункте по вопросу изменения границ поселения (муниципального района), в состав которого входит указанный населенный пункт, влекущего отнесение территории этого населенного пункта к территории другого поселения (муниципального района); в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросам изменения границ, преобразования указанного поселения; в поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляет сход граждан, если численность жителей поселения, обладающих избирательным нравом, составит более 100 человек, но вопросу об образовании представительного органа поселения, о его численности и сроке полномочий; в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек по вопросу о введении и об использовании средств самообложения граждан; в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, в целях выдвижения инициативы населения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления; в поселении, расположенном на территории с низкой плотностью сельского населения или в труднодоступной местности, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек, по вопросу об упразднении поселения.

Сход граждан, не обладающий полномочиями представительного органа, правомочен при участии в нем более половины имеющих избирательное право жителей населенного пункта или поселения. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников.

studme.org

Сход граждан

Сход граждан – одна из самых массовых форм непосредственной демократии (обеспечивает гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающейся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании).

Сход – собрание жителей всего муниципального образования, для решения вопросов местного значения. Проводится сход исключительно в муниципальных образованиях-поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.

Повышение роли собраний (сходов) граждан – Положение об основах организации МСУ в РФ на период поэтапной конституционной реформы (Указ Президента РФ от 26.10.1993) (собрания и сходы в небольших городских и сельских поселениях с населением до 5 тысяч человек могли выступать непосредственными органами населения и вместе с выборным главой МСУ осуществлять функции МСУ).

ФЗ 1995 года (собрания (сходы) граждан могли созываться в МО для решения вопросов местного значения; порядок созыва и проведения схода, принятия и изменения его решений, пределы компетенции устанавливались уставом МО в соответствии с законами субъекта РФ).

Общие собрания (сходы) граждан созывались главой МСУ соответствующей территории, старостами, органами территориального общественного самоуправления или по инициативе не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом.

Предложения о созыве и вопросах, подлежащих рассмотрению, вносились главой МСУ, депутатами, комиссиями при сельских администрациях, старостами, органами территориального общественного самоуправления, правоохранительными органами, руководителями предприятий и организаций, находящихся на данной территории, гражданами, проживающими на ней.

Общее собрание (сход) граждан считалось правомочным при участии более половины от общего числа граждан, обладающих избирательным правом.

Компетенция собраний (сходов) граждан:

избрание и освобождение от должности старост;

избрание органов территориального общественного самоуправления и утверждение их уставов;

заслушивание информации о работе старост, органов территориального общественного самоуправления;

обсуждение проектов законов и других НПА государственной власти и управления по важнейшим вопросам;

рассмотрение и обсуждение планов застройки населенных пунктов, их благоустройства;

обсуждение поведения граждан, допускающих нарушение законов, общественного порядка, правовых актов органов МСУ;

утверждение программы деятельности органов территориального общественного самоуправления;

рассмотрение проектов решений органов и должностных лиц МСУ, внесенных на обсуждение населения;

заслушивание отчетов депутатов представительных органов, избранных по данному избирательному округу.

ФЗ 2003 (по-новому решает вопросы правового статуса схода граждан в системе МСУ):

сход граждан – форма непосредственной демократии, а собрание граждан используется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения, осуществления территориального общественного самоуправления;

ФЗ подробно регулирует вопросы, связанные с использованием схода в МО (в каких поселениях проводится сход граждан; кто созывает его; в каком порядке принимаются решения схода и какова их юридическая сила).

Сход граждан проводится в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения (правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом).

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа МО.

Сход граждан может созываться главой МО самостоятельно или по инициативе группы жителей поселения (не менее 10 человек) (проведение обеспечивается главой местной администрации).

Участие в сходе выборных лиц МСУ обязательно (председательствует глава МО или иное лицо, избираемое сходом).

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода (подлежит официальному опубликованию и обязательному исполнению на территории поселения) (исполнение решений обеспечивают органы и должностные лица МСУ).

В отношении организации и проведения схода ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» определено:

сход правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей численностью не менее 10 человек;

сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к его исключительной компетенции;

сход вправе принимать решения о согласии населения муниципального образования об изменении границ муниципального образования;

проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации;

участие в сходе граждан выборных лиц МСУ является обязательным;

на сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан;

решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан;

решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.Органы МСУ и должностные лица МСУ обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Организация МСУ через сходы граждан предполагает:

реальную возможность собрания схода граждан;

знакомство всех или хотя бы большинства участников схода с существом вопросов, выносимых на сход.

zakon-municipal.ru

Сходы граждан

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» впервые разграничивает собрания и сходы граждан. Подробно правовой статус сходов граждан регулируется уставами муниципальных образований, решениями представительных органов местного самоуправления [1] .

Сход граждан для решения вопросов местного значения может проводиться в поселении с численностью жителей не более 100 человек.

Он правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования. Он вправе решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным. На сходе председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан. Оно подлежит официальному опубликованию и обязательному исполнению па территории поселения.

Исполнение решения схода граждан обеспечивают органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения [2] .

В случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, сход граждан может проводиться в целях выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

  • [1] См.: решение Совета народных депутатов Собинского района Владимирской области от 14.12.2005 № 27/5 «Об утверждении Положения о порядке проведения собраний (сходов) граждан в Собинском районе».
  • [2] См.: Решение Суздальского районного Совета народных депутатов Владимирской области от 16.09. 2004 № 63 «О результатах проведения собраний (сходов) граждан, проживающих в населенных пунктах Пригородного сельского округа».

studme.org

Сходы граждан.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает возможность выражения прямой воли граждан по поводу вопросов местного значения путем собрания

или схода. В поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сход граждан может проводиться в целях выдвижения инициативы населения, проживающего в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления. На проведение схода граждан, предусмотренного настоящей частью, не распространяются правила проведения схода граждан, предусмотренные настоящей статьей. Такой сход граждан правомочен при участии в нем более половины обладающих избирательным правом жителей населенного пункта, расположенного на межселенных территориях. Решение такого схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, а также

пределы его компетенции подробно регламентируются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ. Поскольку порядок и процедура проведения собрания (схода) граждан регламентируются уставом муниципального образования, то и возрастной ценз на участие в собрании (сходе) также должен устанавливаться органами местного самоуправления. Однако в настоящее время различные муниципальные образования закрепляют в своих уставах один из следующих вариантов:

право на участие в собраниях (сходах) предоставляется гражданам старше 16 лет; право на участие в собраниях (сходах) граждан предоставляется гражданам старше 18 лет; возрастной ценз вовсе не устанавливается. Согласно уставам различных муниципальных образований инициатива созыва собрания (схода) граждан муниципального образования может исходить от следующих органов и должностных лиц: глава муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, депутаты представительного органа местного самоуправления, общественные объединения, органы государственной власти субъекта РФ, территориальные органы государственной власти РФ, граждане.

zakon-municipal.ru

§ 5. Сходы граждан

Сходы граждан являются составным элементом форм прямого волеизъявления граждан. Они способствуют развитию инициативы граждан в решении вопросов местного значения, повышению уровня знаний граждан в деле управления.

Основы организации сходов граждан закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (2003 г.). Статья 25 этого Закона гласит: «в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан». Сход граждан:

– правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом;

– осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования;

– может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.

Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.

Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.

На сходе граждан председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.

Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат обязательному исполнению на территории поселения.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение решений, принятых на сходе граждан, в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.

Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Принцип равного права граждан на участие в сходах означает, что все граждане, проживающие на соответствующей территории, достигшие возраста 18 лет, в равной степени имеют доступ к работе сходов, обладают правом выдвигать и быть выдвинутыми кандидатами в депутаты на выборах в органы местного самоуправления и на выборную должность в системе местного самоуправления.

Все граждане, постоянно проживающие на данной территории, имеют право требовать проведения схода граждан. Каждый участник схода, проживающий на данной территории и достигший возраста 18 лет, обладает правом решающего голоса.

Не могут участвовать в сходе лица, недееспособные и отбывающие наказание по приговору суда.

Принцип добровольного участия граждан в сходе означает, что каждый гражданин решает самостоятельно, участвовать ему или не участвовать в проводимом сходе. Никто не может принудить граждан к участию или запретить им участвовать в сходе.

Принцип свободного участия граждан в сходе означает, что граждане принимают решение путем свободного волеизъявления, в силу своих внутренних убеждений. При голосовании по тем или иным вопросам участник схода ни от кого не зависит в своем решении. Попытки принудить гражданина голосовать в угоду кому-либо являются незаконными.

Гласность служит непреложным правилом такого массового мероприятия, как сход граждан. Принцип гласности реализуется в данном случае на трех этапах: подготовки схода, проведения и опубликования результатов проведенного схода.

Перед проведением схода уполномоченный на то орган делает объявление в местной печати, по радио, на досках объявлений, в местах наибольшего присутствия граждан о предстоящем сходе. В объявлении указываются муниципальное образование, в котором проводится сход, дата, время и место (адрес) его проведения, а также вопросы, которые предстоит обсудить участникам.

Сход граждан проводится в обстановке открытости и гласности. На него могут быть приглашены руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, представители печати и других средств массовой информации.

Присутствие руководителей на сходах дает им возможность более глубоко вникнуть в проблемы местного значения, а также каждого жителя в отдельности. Особенно это касается территорий с напряженной экологической обстановкой и слабой инфраструктурой местного хозяйства.

Итоги проведения сходов, согласно федеральному законодательству, законодательству субъектов Российской Федерации и уставам ряда муниципальных образований, подлежат опубликованию в местной печати или должны быть доведены до сведения населения иным способом.

Распространением информации занимаются, как правило, местные радиоузлы, местные газеты. В отдельных местностях решения сходов размещаются на листовках и распространяются в домах культуры, клубах, предприятиях торговли и т. д.

Принцип законности означает, что сходы граждан должны проводиться в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом законы должны соблюдать и государственные органы, и органы местного самоуправления, и граждане муниципального образования в процессе подготовки и проведения сходов граждан. Решения, принятые на сходах, должны соответствовать действующему законодательству. Решения схода граждан, принятые в пределах их компетенции и соответствующие действующему законодательству, обязательны для исполнения органами местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, а также всеми расположенными на соответствующей территории юридическими и физическими лицами.

Решения, принятые сходом граждан, могут быть отменены самим сходом граждан или судом.

Таковы основные принципы организации и деятельности сходов граждан. Они имеют сходство с принципами местного референдума и выборов в органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан проводится либо по инициативе органов местного самоуправления, либо по инициативе жителей, если на его проведении настаивает не менее 10 % граждан, проживающих на данной территории и имеющих право в нем участвовать.

Подготовку и проведение собраний (сходов) граждан обеспечивает орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

Собрание (сход) граждан открывается руководителем органа местного самоуправления, руководителем органа территориального общественного самоуправления или уполномоченными на то другими должностными лицами.

Перед открытием схода в обязательном порядке проводится регистрация его участников. В регистрационных листах указываются фамилия, имя, отчество, дата и год рождения участников, место их постоянного проживания. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Затем утверждается повестка дня.

На сходе ведется протокол, в котором указываются: дата и место проведения собрания (схода); общее число граждан, проживающих на соответствующей территории, обладающих правом на участие в собрании (сходе); количество зарегистрированных участников собрания (схода); повестка дня собрания (схода); краткое содержание выступлений и принятые решения.

Протокол подписывается председателем и секретарем собрания (схода) граждан и передается в соответствующий орган местного самоуправления или орган территориального общественного самоуправления.

Решения, принятые сходом граждан, исполняются органами местного самоуправления, либо органами общественного территориального самоуправления, а также должностными лицами местного самоуправления. Иными словами, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны организовывать работу по исполнению решений, принятых гражданами на сходах.

Таким образом, сходы граждан являются важнейшим институтом в системе муниципального права, связующим звеном между гражданами и органами местного самоуправления, формой проявления истинного народовластия, осуществляемого путем прямого свободного волеизъявления.

knigi.news

Это интересно:

  • Оплата госпошлины за подачу иска в арбитражный суд Как рассчитать госпошлину за подачу иска в арбитражный суд. Юридическая фирма RVS продолжает серию публикаций, посвященную вопросу предъявления иска в суд, защите от предъявленных исков, рассмотрению дел в арбитражных судах. Сегодня […]
  • Приложение 2 п 27 приказа 302н Приказ Минздравсоцразвития России N 302н от 12.04.2011 Статьи по теме Действующая редакция: с изменениями, внесенными приказом Минздрава России N 296н от 15.05.2013 Министерство здравоохранения и социального развития Российской […]
  • Льготы для пенсионеров на налог на машину Льготы для пенсионеров на налог на машину Обратите внимание: Чтобы убедиться, нужно платить налог или нет, следует внимательно изучить колонки: Если в колонке "Размер" стоит число 20% - это означает, что налог платить нужно, но у […]
  • Налоги в разрезе бюджетов Налоги субъектов РФ Актуально на: 8 июня 2017 г. Налоговым законодательством РФ предусмотрены налоги и сборы 3 видов: федеральные, региональные и местные. Региональные налоги также часто именуются налогами субъектов РФ. Подробнее о […]
  • Расписка в получении денег гк рф Как составить расписку в получении денег по договору займа? Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма не менее чем в десять раз превышает МРОТ. Подтверждением такого договора и его условий […]
  • Удалить ненужные программы в реестре Как удалить программы с компьютера Ненужную программу можно удалить. Главное – сделать это качественно. Следует отметить, что удаление вручную не дает 100% гарантии, поскольку каждая программа оставляет «хвосты», записи в реестре, а […]