Септаккорд 2 ступени и его разрешение

1. Определение
Четыре звука, расположенные по терциям от второй ступени тональности, образуют септаккорд второй ступени — II7. Таких септаккордов существует два. Первый — в натуральном мажоре и мелодическом миноре (редко). Второй — в гармоническом мажоре, натуральном и гармоническом миноре.

Первый из них — малый минорный, с интервальным составом: М35 + Зм.
Второй — малый минорный с низкой квинтой (полууменьшенный), с интервальным составом УМ35 + 36.
2. II7 — малый минорный септаккорд


Строится на второй ступени натурального мажора по интервальному составу Зм + 36 43м. В его основании лежит минорное трезвучие, а верхние три звука образуют мажорное субдоминантовое трезвучие.
Отсюда особый характер звучания септаккорда «мерцающий, ма-жоро-минорный» и принадлежность аккорда к субдоминантовой функции. Предыдущие D7 и VII7. принадлежали к доминантовой функции.

3. Разрешение II7 аккорда
Аккорд не обладает ярко выраженным тяготением в тонику и требует обострения за счет введения D34 в качестве созвучия-посредника. Прима и терция малого минорного 7-аккорда уже входят в состав D7-аккорда, поэтому остаются на месте.’ Оставшиеся квинта и-септима двигаются на ступень вниз, образуя D34. Далее разрешение осуществляется по известным правилам. Таким образом, зафиксируем принцип разрешения II7-аккорда.

4. Обращения II7-аккорда
II7 — основной вид, на II ступени,
II56 — первое обращение на IV ступени, интервальный состав равен Б35 + 26,
II34 — второе обращение на VI ступени, интервальный состав равен Зм + 26 + Зм,
II2 — третье обращение на I ступени, интервальный состав 26 + М35.

5. Разрешение обращений II7-аккорда
Принцип разрешения через созвучие-посредника, путем движения квинты и септимы на ступень вниз, распространяется на все обращения II7.

Наблюдается закономерность при переходе начального аккорда в созвучие-посредник:
септаккорд в терцквартаккорд и наоборот,
квинтсекстаккорд в секундаккорд и наоборот.
Эта закономерность получила название «правило креста»,

6. Четырехголосное изложение на двух нотных станах

7. Памятка к II7-аккорду и его обращениям
Мажорное наклонение, мягкий диссонанс, слабое тяготение к разрешению. Принцип разрешения.

1. Гармонизировать бас по заданной мелодии и буквенно-цифровым обозначениям.

Правила гармонии: ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ употребляется в завершении музыкального построения, где между повторением аккордов тонической функции вводится субдрминантовый вспомогательный квартсекстаккорд — S64 (см. восьмой такт).
2. По схеме темы 6 построить четырехголосное изложение II7-аккорда, с разрешениями и обращениями в тональностях; соль мажор, фа мажор, ре мажор, си-бемоль мажор; играть на фортепиано, петь по вертикали.
3. Сольфеджировать одноголосие.

4. Досочинить восемь тактов и выстроить простую 3-частную форму А В А, гармонизировать для синтезаторного автоаккомпанемента.

5. Сольфеджировать в транспорте на 4ч. вверх.

Украинская народная

6. Выполнить аранжировку для двухголосного хора (ансамбля).

musicschool.ucoz.com

Теория музыки

работа для музыкантов

репетиционные базы Москвы

форум текстовиков

форум барабанщиков

как я понял речь тут о традиционной гармонии.
II7 это IV с добавленной 2-й ступенью лада(усиленная субдоминанта)

1.в I(ТОНИКУ):
разрешение во всех обрашениях в тонику, в тонике удваивается основной тон(во всех вариантах).
если II7 — то бас движется на секунду вниз
если II65 — бас движется также в тонику(на квинту вверх или кварту вниз)
если II34 — бас движется на терцию вверх
если II2 — бас остается на месте.
Остальнйе голоса(тенор, альт и сопрано) движутся в ближайшие ноты тоники.
II7 с основным тоном в бас используется только в мажоре!

2. в VI:
удваивается 3-я ступень VI-аккорда(она же 1-я для тоники)(бас остается на месте)

P.S. а вот, например, при разрешении VII7 в тонику если 7-я ступень располагается выше 3-й, то удваивается терция в тонике.

При плагальном (напрямую) разрешении септаккорда второй ступени в тонику будьте осторожны: можете получить параллельные квинты: 2-6 ступени не должны пойти в 1-5 В таком случае я бы 6 ступень повёл в тонику, на терцию вверх: при разрешении Вы получите тоническое трезвучие без квинты, как и в случае с доминантсептаккордом. Септима остаётся на месте.

maxsharov, не согласен с Вами.. В миноре применяется так же, как и в мажоре, просто тритон, образуемый 2-6 ступенями при основном виде в миноре требует разрешения, следовательно нельзя повести этот аккорд напрямую в тонику. А разрешать через доминанту, седьмую, или рахманиновскую субдоминанту (терцкварт седьмой ступени с квартой вместо терции). Вообще много вариантов, перечислять смысла нет

www.musicforums.ru

Септаккорд 2 ступени и его разрешение

См. также решение задач на тему «Септаккорд II ступени и его обращения. Проходящие обороты».

Абызова 357 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Бригадный 294 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15

Алексеев №№165,166,167,168,169,170, 171,172,173,174,175,176,177,178,179,180,181,182,183,184,185,186

1)Определение. II7 — септаккорд на II ступени натурального и гармонического мажора, гармонического минора.
В мажоре он малый минорный, в гармонических мажоре и миноре — малый с уменьшённой квинтой.
II7 — самый яркий представитель S группы, его значение равно значению D7 в D группе. Поэтому нередко его называют субдоминантсептаккордом.

II7 универсален. Его употребление возможно как в каденции, так и внутри построения.
2)Приготовление. Перед II7 может стоять любая S.
3) Разрешение. II7 может разрешаться 2-мя способами: а) в T (или K64) или б) в аккорды D группы.
а)Разрешение в тонику или K64 основано на том, что септима II7 (или его обращений) остаётся на месте (хотя бывают случаи разрешения в K64, когда
септима ведёт себя свободно). Такое разрешение называется ладофункциональным.
II7 разрешается в T6, II65 — в K64, II65 — в T (в плагальном обороте), II43 — в K64, II43 — в T(очень редко), II2 — в T (в плагальном дополнении).
Возможны проходящие обороты между обращениями II7. При этом голосоведение должно быть плавным.
II7-VI64-II65, II65-T64-II43, II43-III64-II2.
б) При разрешении в аккорды D группы действует правило креста. Если по кругу в движении по часовой стрелке разместить 7-65-43-2, то 43 будет напротив 7, а 65 — напротив 2. Это значит, что при разрешении II7(или его обращения) в D7 (или его обращения) 43 переходит в 7 или 7 в 43, 2 переходит в 65 или 65 переходит в 2.
То есть II7- D43, II65-D2, II43-D7, II2-D65.Такое разрешение называется акустическим
Кроме этого возможно II7- D7 неполный, II7 неполный-D7, II65-D, II43-D, II43-D6, II2-D6.

www.lafamire.ru

S o l F a theory

10. Септаккорды

Септаккордом называется 4-звучие, располагающееся по терциям. Септаккорд образуется в результате прибавления к трезвучию сверху еще одной – большой или малой – терции. В септаккорде 4 звука: прима, терция, квинта, септима (иначе основной, терцовый, квинтовый и септовый тоны).

Все септаккорды – диссонансы. Существует 7 видов септаккордов:

  • малый мажорный (б. 3 + м. 3 + м.3)
  • малый минорный (м. 3 + б. 3 + м. 3)
  • малый с уменьшенной квинтой (м. 3 + м.3 + б. 3)
  • уменьшённый (м. 3 + м.3 + м.3)
  • большой мажорный (б. 3 + м. 3 + б. 3)
  • большой минорный (м. 3 + б. 3 + б. 3)
  • большой с увеличенной квинтой (увеличенный) (б. 3 + б. 3 + м. 3)

Септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43) и секундаккорд (2). Они возникают в результате перемещения нижнего звука на октаву вверх. В обращениях всегда есть секунда (малая или большая): в 65 вверху, в 43 посередине, в 2 внизу. В широких и смешанных расположениях три верхних голоса могут быть расположены по-другому, но в басу всегда: в 65 терция, в 43 квинта, в 2 септима. Особое место среди септаккордов занимает уменьшенный септаккорд из-за энгармонического равенства основного вида и всех его обращений.

Септаккорды в ладу

А) в натуральном мажоре и миноре встречаются 4 вида септаккордов: большой мажорный (2 шт.), малый мажорный (1 шт.), малый минорный (3 шт.), малый с уменьшенной квинтой (1 шт.). В каждом из ладов их количество одинаково, но строятся они на разных ступенях.

Б) В гармоническом мажоре и миноре есть все 7 видов септаккордов, каждый по одному разу.

В) В мелодическом мажоре и миноре 5 видов септаккордов, нет уменьшенного и большого мажорного; малых мажорных и малых с уменьшенной квинтой по 2 шт, остальных по одному.

Малый мажорный септаккорд на V ступени называется доминантовым (D7), на VII – вводный. Наиболее яркий диссоннирующий септаккорд субдоминантовой группы – II7. Все остальные септаккорды – побочные.

Разрешение

Существует два вида разрешений септаккордов: автентическое (септима идёт на ступень вниз) и плагальное (септима остаётся на месте).

А) D7: септима и квинта идут на ступень вниз, терция на ступень вверх, основной тон скачком в I ступень лада. Получается неполное T53 без квинты и с утроенной примой.

Если терцовый тон находится в одном из средних голосов и в разных октавах с басом, то может идти и в V ступень лада (т.е. квинту T53).

В неполном D7 (без квинты) удваивается прима. Это удвоение при разрешении остаётся на месте, а оставшиеся прима, терция и септима разрешаются как обычно. Получается полное T53 с удвоенной примой.

При разрешении обращений D7 основной тон остаётся на месте. Таким образом D65 и D43 идут в T53 с удвоенной примой, а D2 – в T6 с удвоенной примой.

Б) VII7. Называется малым вводным в натуральном мажоре и мелодическом миноре и уменьшенным вводным в гармоническом миноре и мажоре.

Существует два разрешения вводного септаккорда:

Прямое: прима и терция идут вверх на ступень, квинта и септима – вниз на ступень. Если терция находится выше септимы, то тоже может идти вниз на ступень. Таким образом вводный септаккорд разрешается в T53 с удвоенной терцией, 65 и 43 – в T6 с удвоенной терцией, 2 – в T64 с удвоенной терцией. Как исключение может быть удвоена квинта.

Внутрифункциональное разрешение: септима идет на ступень вниз, все остальные звуки остаются на месте. Таким образом 7 идет в D65, 65 в D43, 43 в D2, 2 в D7. Это разрешение обостряет тяготение к T.

1) В T: септима остаётся на месте (плагальное разрешение). Прима обычно идёт на ступень вверх, но в обращениях может идти как вверх, так и вниз на ступень, а также на кварту вверх, чтобы избежать нежелательного унисона с соседним голосом.

Терция в басу идёт на ступень вниз или на кварту вниз; в других голосах – на ступень вниз, редко на ступень вверх.

Квинта всегда идёт на ступень вниз, редко в крайнем голосе квинта идёт на терцию вверх в приму T53.

2) в D53: как D7 в T, это автентическое разрешение.

Г) Другие способы разрешения диатонических септаккордов:

1) Как D7 в VI53: прима и терция вверх на ступень, квинта и септима вниз на ступень (с удвоенной терцией)

2) Как D7 в III6 (с удвоенной примой)

1) Как D7 в II53 (с удвоением основного тона, бас на кварту вниз)

2) Как D7 в IV6 (с удвоением квинты).

То есть любой септаккорд может быть разрешён в любое трезвучие лада, кроме тех двух, из которых он состоит.

Д) Переход из одного септаккорда в другой: терцовое соотношение – как VII7 в D7; кварто-квинтовое – как II7 в D7; секундовое соотношение: септима остаётся на месте, остальные голоса на ступень вниз (терция должна быть выше септимы).

theory.solfa.ru

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Post navigation

Септаккорд II ступени (II7)

Базовый курс гармонии. Содержание
Септаккорд II ступени (II7) — главный септаккорд субдоминантовой группы. По аналогии с доминантсептаккордом (D7) его также называют субдоминантсептаккордом.

По звучанию II7 — это малый минорный септаккорд на II ступени мажора и малый с уменьшенной квинтой септаккорд на II ступени минора и гармонического мажора. Как и любой другой септаккорд, II7 имеет три обращения: II65 (квинтсекстаккорд) на IV ступени, II43 (терцквартаккорд) на VI ступени и II2 (секундаккорд) на I ступени лада.

Разрешить II7 и его обращения можно сразу в аккорд тоники с удвоенной квинтой (реже — терцией) на ближайшей ступени в басу . При этом II ступень (основной тон) разрешается вверх, в III ступень; IV ступень (терцовый тон) — тоже вверх, в V ступень (либо вниз — в III ступень); VI ступень (квинтовый тон)— вниз, в V ступень; I ступень (септима аккорда) остается на месте как устойчивая. Таким образом, II7 разрешается в T6 с использованием гармонического типа соединения :

II7 также может перейти в D43 на том же басу и в VII 65 в условиях гармонического соединения:

II7 может употребляться в качестве субдоминантовой гармонии в начале, середине построения и в каденции. В каденции он незаменим при гармонизации нисходящего секундового хода в сопрано от IV к III ступен. В этом случае II7 разрешается в K64 со скачком в басу со II на V ступень:

Задание: Транспонируйте на фортепиано приведенные выше (в нотных примерах) гармонические обороты в тональности квинтового круга.

solfamusictheory.wordpress.com

Это интересно:

  • Найти ключи в реестре База знанийTry 2 Fix beta КриптоПро: Узнать ключ установленной программы в реестре Многие из наших клиентов до сих пор пользуются версией КриптоПро CSP 3.6, в которой лицензионный ключ был спрятан от глаз пользователей (в отличие […]
  • Наибольший общий делитель правила Наибольший общий делитель правила Наибольший общий делитель. Наибольший общий делитель – это наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка числа a и b. Чтобы найти НОД нескольких натуральных чисел, надо: 1) разложить […]
  • Сезонное проживание справка Из чего построить уютный, но недорогой дом для сезонного проживания. г. Санкт-Петербург, м. Нарвская, ул. Маршала Говорова, д. 35, БЦ "Желтый Угол", оф. 440, тел.: (812) 309-53-00 г. Москва ул. Большая Почтовая, д. 36, стр. 2, […]
  • Правила пользования общим коридором Пользование общим коридором У нас малогабаритная квартира и ставить коляску нет возможности, поэтому мы ставим ее в общий коридор. Но при этом никаких препятствий и заграждений дверей она не создает. При этом одна из соседок […]
  • Нотариус москвы тушино Нотариусы Москвы на станции метро Тушинская Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Андреева Лариса […]
  • Правила карты 101 Как играть в "101" в карты: правила и особенности Как играть в карты в "101", на территории нашего государства узнали еще в начале XX века. Эта европейская игра получила широкое распространение и популярность. Ее оригинальное […]