Оглавление:

Надзор за соблюдением прав потребителей

Законом РФ «О защите прав потребителей» гражданам гарантированы право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность товаров (работ, услуг), на возмещение причиненного вреда, на получение достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях, на государственную и общественную защиту интересов потребителей. В преамбуле Закона потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Помимо этого потребительские отношения нормативно урегулированы нормами ГК, другими законодательными актами, действующими в сфере торговли, в том числе продуктами питания (Законы РФ от 14.05.1993 № 4973-1 «О зерне», от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии», Федеральные законы от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»); лекарственными средствами и оказания медицинских услуг (Федеральные законы от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»); алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукцией (Федеральные законы от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»); оружием (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»); выполнения работ и оказания услуг, в том числе при перевозке пассажиров, их багажа и грузов, оказании туристических, финансовых, образовательных услуг, услуг страхования, жилищно-коммунальных услуг и др.

Самостоятельную группу составляют законодательные акты, нормы которых ориентированы на охрану обязательных требований и условий организации и функционирования потребительского рынка: определение правоспособности субъекта и специфики организации его деятельности в сфере потребительских отношений (Федеральные законы от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»); установления качества и цен на товары, работы или услуги (Федеральные законы от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 24.06.2008 № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию», от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», от 27.10.2008 № 178-ФЗ «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию»); регулирование конкурентной среды (Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральные законы от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», от 28.12.2009 № 381 -ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»); определение информационной сферы, в том числе и рекламы (Закон РФ «О средствах массовой информации», Федеральный закон «О рекламе»).

Исполнение требований действующего законодательства о правах потребителей гарантировано функционированием системы органов государственного контроля (надзора). Важная роль в рассматриваемой сфере принадлежит органам Роспотребнадзора, на которые возложена организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка. Отдельные вопросы защиты прав и интересов потребителей имеют место в деятельности Минздрава России, Минпромторга России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтранса России, МВД России, ФСКН России, Росздравнадзора, Россельхознадзора, Рособрнадзора, Росалкогольрегулирования, Ространснадзора, Россвязи, Ростехнадзора, Росстрахнадзора, ФАС России, ФТС России.

Эффективность деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением законодательства о правах потребителей во многом зависит от качества информационно-аналитической работы. Значимой является информация органов государственного контроля о выявленных правонарушениях, причинах и способствующих им условиях, о принимаемых мерах профилактики и пресечения правонарушений, а также планируемых мероприятиях и приоритетах деятельности с учетом состояния законности в соответствующей сфере. Изучение правоприменительной практики этих органов позволяет отслеживать состояние законности не только в подконтрольной им сфере, но и в их деятельности, следить за полнотой и адекватностью мер, принятых по выявленным нарушениям.

Полезными могут быть сведения, содержащиеся в материалах смежных прокурорских проверок, принятых актах реагирования на ранее установленные нарушения, материалах гражданских, уголовных дел либо их надзорных производств, отказных материалах, административных производствах, а также информациях, отчетах, справках и обобщениях прокуроров, в том числе вышестоящих прокуратур. Установлению проблемных участков работы контрольнонадзорных органов может способствовать просмотровое изучение частных определений суда, отчетов о работе судов первой инстанции по рассмотрению дел об административных правонарушениях, уголовных и гражданских дел, обзоров, обобщений, аналитических справок, подготовленных в суде по вопросам обобщения судебной практики и судебных ошибок, проблемам организации судебной деятельности по рассматриваемой категории дел, которые обсуждались в коллективе, предоставлялись в СМИ. Сведения о фактах нарушения законодательства о правах потребителей могут содержаться в оконченных производством уголовных, административных и гражданских делах, с материалами которых прокурору целесообразно тщательно знакомиться. Значительное влияние на выбор объекта предстоящей проверки оказывают: письма; заявления; индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы прокуратуры, контрольные государственные органы, органы местного самоуправления; сообщения СМИ.

Типичными нарушениями в рассматриваемой сфере являются:

1) нарушения, допускаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере действия законодательства о правах потребителей (издание нормативных актов в нарушении принципа разграничения предмета ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления; включение в юридическое предписание положений, прямо противоречащих Конституции РФ и нормам федерального законодательства либо искажающих их смысл);

2) нарушения, допускаемые органами государственной власти, правомочными осуществлять функции по контролю (надзору) в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка;

3) нарушения, допускаемые органами местного самоуправления и общественными объединениями при осуществлении защиты прав потребителей;

4) нарушения, допускаемые хозяйствующими субъектами в сфере правоотношений, существующих на потребительском рынке (непредставление потребителю необходимой информации, обман потребителей (обсчет, обвес), нарушение прав потребителей на получение качественных товаров, работ и услуг, на их безопасность и др.)•

В ходе проверки законности актов, изданных поднадзорными объектами, прокурор выясняет: а) правомочен ли орган принимать правовой акт по обозначенному вопросу и не нарушена ли при этом компетенция другого органа; б) не ограничивает ли правовой акт права потребителей, законные интересы организаций, установленные на общефедеральном уровне; в) не содержит ли правовой акт разрешения законодательно запрещенных действий; г) не допущено ли в правовом акте нарушение материального закона по существу, т.е. тех законов, которые применены при издании акта; д) содержат ли правовые акты указания на финансовые, материально-технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения; е) соответствует ли содержание правового акта фактическим обстоятельствам, явившимся основанием для его издания; ж) соблюден ли порядок принятия и издания правового акта, закрепленный в регламенте органа; был ли опубликован правовой акт; з) содержит ли правовой акт необходимые реквизиты: номер, дату принятия, подписи и пр., указана ли дата вступления его в силу.

При осуществлении проверки в органах контроля (надзора) прокурор устанавливает: а) выполняют ли контролирующие органы возложенные на них задачи по выявлению, пресечению и предупреждению на подведомственной территории фактов нарушений законодательства о правах потребителей; б) какие проверочные мероприятия проводились названными органами; производятся ли проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, а также обязательных требований к товарам, работам и услугам (количество проверок, их результативность, количество и характер выявленных правонарушений, какие приняты меры); в) осуществляется ли взаимодействие между контролирующими органами в области защиты прав потребителей (каково содержание предпринимаемых мер, их количество, характер, а при неисполнении – причины); г) каким образом осуществляется контроль за деятельностью нижестоящих территориальных органов и подведомственных организаций (если структура органов предполагает их наличие); каков характер выявленных нарушений в их деятельности, каковы меры, принимаемые к их устранению; д) соблюдаются ли нормативные требования при организации приема граждан, обеспечении своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

При проверке административной практики в органах государственного контроля выясняются: а) каков характер выявленных правонарушений, какие меры приняты (их законность, полнота и своевременность); б) имелись ли факты необоснованного освобождения виновных лиц от обязанности возмещения ущерба после наложения штрафов и иных взысканий; в) соблюдаются ли предусмотренные КоАП требования при рассмотрении дел о наложении административных взысканий; г) соблюдаются ли требования, устанавливающие компетенцию органов контроля (надзора) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

studme.org

Защита органами прокуратуры Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина :по материалам Южного федерального округа тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.11, кандидат юридических наук Джамбулатов, Сераждин Исаевич

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Джамбулатов, Сераждин Исаевич

Глава 1. Теоретические и правовые основы деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина

1.1. Правовые основы правозащитной деятельности государства и его органов.

1.2. Защита прав и свобод человека и гражданина как основное направление деятельности прокуратуры.

Глава 2. Защита прокуратурой нарушенных прав и законных интересов заявителей в граяеданском судопроизводстве

2.1. Деятельность прокуроров по подготовке материалов для обращения в суд.

2.2. Участие прокуроров в судебном разбирательстве.

2.3. Участие прокуроров при пересмотре дел в апелляционной ., кассационной инстанциях и в порядке надзора .

Глава 3. Реализация прокуратурой полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина

3.1. Рассмотрение в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений.

3.2. Взаимодействие прокуратуры с контролирующими органами и институтами гражданского общества.

3.3. Основные формы реагирования прокуратуры на нарушения прав (свобод) человека (гражданина).

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Защита органами прокуратуры Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина :по материалам Южного федерального округа»

Актуальность темы исследования. Российская Федерация в ст.ст. 2,18 Конституции 1993 года провозгласила приоритет прав и свобод человека и гражданина в системе общедемократических ценностей, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления , обеспеченных ч правосудием. Тем самым на высшем уровне государством была признана необходимость формирования действенных правовых механизмов по признанию, соблюдению и защите, а также созданию юридических и организационных условий для реализации прав, свобод и законных интересов граждан.

Однако выбор, который сделала страна в пользу развития прогрессивных международных ценностей, как показали прошедшие восемнадцать лет новой российской государственности, явился трудным испытанием для народа, а деструктивные процессы ослабили правозащитный потенциал нашего государства. Становление эффективного механизма защиты прав и свобод человека и гражданина и поныне значительно отстает от потребностей социально-экономических преобразований, демократических общественных отношений, обеспечения безопасности личности, общества и государства, формирование гражданского общества. На фоне незавершенного формирования в Российской Федерации законодательной базы, недостаточного правового обеспечения и гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина, деятельность системы федеральных органов исполнительной власти в указанной сфере правовых отношений не соответствует их возросшему предназначению и предъявляемым требованиям: она декларативна и все еще несовершенна, имеет низкое качество и недостаточную эффективность. Нерешенность этих насущных проблем влечет массовый характер нарушений прав и свобод граждан .

В складывающейся ситуации высоко востребован уникальный потенциал российской прокуратуры , не только не утратившей свою роль и значимость в деле утверждения общественного правопорядка, но, напротив, явившейся действенным институтом обеспечения в стране конституционной законности, прав и свобод человека и гражданина.

Между тем материалы органов прокуратуры обличают крайне неудовлетворительное состояние законности в данной сфере: количество выявляемых нарушений прав граждан и принимаемых в данной сфере незаконных нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления из года в год, несмотря на принимаемые меры, не снижается. Так, в 2007 г. прокурорами выявлено 3 709 088 (+17,0%) нарушений, где 1 301 860 (+7,8%), или каждое третье, связано с нарушением прав и свобод человека и гражданина, в том числе изданием незаконных правовых актов — 125 311 (+20,4%).

Результаты и характер такой работы далеко не равнозначны в региональном разрезе, что обусловлено рядом факторов, носящих специфический географический, социально-политический, экономический, демографический и иной характер. В этом отношении социально-экономические проблемы Южного федерального округа составляют питательную почву для экстремизма — безработица в национальных республиках носит массовый характер, а уровень жизни в регионах округа в 1,5 раза ниже, чем в среднем по стране. Существенные отличия в организацию правозащитной деятельности прокуратуры привносят большая плотность и многонациональный состав населения (свыше 100 национальностей) округа, общая площадь которого составляет 589,2 тыс. кв. км (3,5% территории России) и охватывает 13 субъектов, в том числе 8 национальных республик, с общей численностью постоянно проживающего населения 22,8 млн. человек (16% численности населения России).

Проведенный анализ правоприменительной практики и состояния законности в рассматриваемой сфере указывает на отсутствие цельной концепции противодействия прокурорского корпуса сложившемуся негативному положению, что в условиях комплексного характера и многогранности законодательства о правах и свободах человека и гражданина приводит к снижению результатов правозащитной деятельности, выпадению важнейших ее участков из поля зрения прокуроров .

Данное диссертационное исследование вопросов правозащитной деятельности прокуратуры ориентировано на поиск внутренних и внешних мобилизационных резервов повышения ее эффективности. Через определение новых концептуальных положений, относящихся к специфике сущности предмета и пределов прокурорского надзора, его задач и основных направлений, посредством совершенствования организационнометодических и тактических элементов этой деятельности и внесения научно обоснованных предложений по изменению и дополнению действующего законодательства в рассматриваемой области. Настоящим объясняется авторский выбор темы диссертационной работы, ее научная новизна, а также практическая актуальность.

В силу высокой, непреходящей значимости проблем прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина связанные с ними вопросы явились предметом изучения многих ученых-специалистов, труды которых составили теоретическую базу настоящего исследования. В частности автор опирался на результаты научных изысканий А.И. Алексеева ,

B.И. Баскова , С.И. Березовской, В.Г. Бессарабова, Г.И. Бровина , И.С. Викторова, Ю.Е. Винокурова, А.Ю. Винокурова , А.А. Власова, В.З. Гущина, Н.И. Лазаревского , В.Д. Ломовского, А.Ж. Макашевой, Н.В. Мельникова , Е.Н. Мазымовой, Л.А. Николаевой, В.М. Простовой , В.И. Рохлина, А.И. Рыбчинского, В.П. Рябцева , А.П. Сафонова, А .Я. Сухарева, И.И. Сыдорука ,

C.Н. Фридинского , Ю.Я. Чайки, В.Я. Чеканова, Б.И. Шалыгина , В.Б. Ястребова и ряда др. Из дореволюционных авторов использовались работы С.А. Котляревского , И.И. Лазаревского, Н.В. Муравьева, М.И. Свешникова .

Объектом диссертационного исследования является комплекс правоотношений , возникающих в ходе осуществления современной российской прокуратурой защиты прав и свобод человека и гражданина.

Предметом диссертационного исследования являются теоретические и организационные основы, правовая регламентация и некоторые прикладные аспекты деятельности органов прокуратуры Российской Федерации по защите прав и свобод человека и гражданина.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе законодательной базы, а также обобщения теории и практики работы органов прокуратуры Южного федерального округа разработать научные основы осуществления прокуратурой Российской Федерации деятельности по защите прав (свобод) человека (гражданина); определить пути повышения ее эффективности; обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего эту сферу общественных отношений.

Для достижения поставленной в диссертационном исследовании цели определены следующие задачи: оценка современного состояния правового обеспечения деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина; определение системной характеристики состояния законности в сфере правовых отношений, связанных с реализацией в современной России (Южном федеральном округе) прав (свобод) человека (гражданина); определение концептуальных положений, составляющих теоретическую базу правозащитной деятельности прокуратуры; раскрытие содержания и генезиса реализации прокуратурой полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина в гражданском судопроизводстве ; рассмотрение заявлений, жалоб и иных обращений заявителей ; взаимодействие прокуратуры с контрольными ( надзорными ) государственными органами и институтами гражданского общества; выявление и характеристика основных форм реагирования прокуратуры на нарушения прав (свобод) человека (гражданина); разработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование работы прокуроров по защите прав и свобод человека и гражданина при участии в гражданском судопроизводстве, рассмотрении в прокуратуре заявлений, жалоб и иных обращений заявителей, взаимодействии прокуратуры с государственными контрольными и надзорными органами, общественностью и средствами массовой информации; внесение предложений по решению ряда проблемных и дискуссионных вопросов, формулирование научных выводов и разработка предложений по изменению действующего законодательства, направленных на повышение эффективности правозащитной деятельности отечественной прокуратуры.

Методологической основой диссертационного исследования являются комплексный и системный подходы, обеспечивающие всесторонность проведенного анализа и сделанных выводов по совершенствованию защиты органами прокуратуры Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина.

В ходе исследования автором применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: диалектический, исторический, индуктивный, дедуктивный, обобщения, описания, сравнения, формальнологический, статистический, научного анализа и экспертной оценки.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены материалами опубликованной судебной практики, результатами изучения материалов проверок исполнения законодательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, проведенных прокуратурами субъектов Южного федерального округа в 2003-2007 гг., выборочного анализа имеющихся справок, обобщений, докладных записок и более 500 актов прокурорского реагирования районного и городского звена. Автором изучены справки, отчеты, докладные записки, информация, документы прокурорского реагирования по результатам проверок соблюдения прав и свобод человека и гражданина более чем в 20 сферах общественных правоотношений. В процессе исследования проанализированы показатели прокурорской статистики по форме «П» за 2003—2007 гг. Проанализированы акты прокурорского реагирования на обращения Уполномоченного по правам человека, материалы научных и научно-практических конференций и семинаров.

Нормативную основу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон « О прокуратуре Российской Федерации », постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации и другие нормативные правовые акты, действующие в сфере реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Научная новизна диссертации состоит в том, что она является одной из первых работ, в которой получили освещение концептуальные основы правового обеспечения деятельности государства в лице органов прокуратуры по выполнению обязанности по защите основных прав и свобод человека и гражданина, с учетом современной конкретно-исторической ситуации принятых в последние годы законодательных актов, где нашли закрепление важнейшие конституционные права.

В работе анализируются сущность и содержание, система, правовое регулирование, механизм реализации прокуратурой своих полномочий по защите прав (свобод) человека (гражданина).

Научная новизна диссертационной работы состоит также в комплексном правовом исследовании и разработке научно-методических аспектов проблемы совершенствования прокурорского надзора за соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина. Диссертация содержит ряд новых теоретических положений, выводов и предложений по совершенствованию законодательства в области участия прокурора в правозащитной деятельности.

Дана характеристика процесса становления системы прав человека в России как определенной последовательности этапов эволюционного и революционного развития теории и практики формирования правового статуса человека и гражданина, особенностей правового положения граждан, присущих советскому и постсоветскому периоду развития Российской Федерации.

Определены основные направления исторического развития института прокурорского надзора и отмечено, что они характеризуются поиском оптимального баланса в защите частных и публичных интересов. Деятельность прокурора по обеспечению прав и свобод граждан должна предопределяться наличием в конкретном деле нарушенного права или интереса личности и охраняемых законом интересов общества и государства.

Кроме того, научная новизна заключается в выносимых на защиту выводах и положениях.

Выводы и положения, выносимые на защиту:

1. Сделан вывод о том, что защита прав и свобод человека и гражданина — это самостоятельное и приоритетное направление деятельности современной прокуратуры Российской Федерации.

2. Дано авторское определение особенностей деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина на примере Южного федерального округа Российской Федерации, связанных с политическим, экономическим, социальным, демографическим положением в этом регионе.

3.Сделан вывод о том, что, защищая права и свободы человека и гражданина, органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют деятельность по защите охраняемых законом интересов российского общества и государства.

4. Определено место прокурорского надзора и иных видов деятельности прокуратуры в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Предложено различать собственно гарантирование прав и свобод и их реализацию. Система гарантирования прав (свобод) человека (гражданина) должна состоять из общих условий, а также юридических средств, применяя которые прокуратура обеспечивает их защиту, выступает участником социально-юридического механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

5. На основе изложенного в диссертации авторского понимания механизма прокурорского реагирования при нарушении прав и «свобод граждан определены и намечены основные направления повышения эффективности его функционирования. При этом обосновано, что внесенный акт прокурорского реагирования и согласованные действия других участников правовых отношений, которым он адресован, составляют механизм реализации заключительной стадии правозащитной деятельности прокуратуры — принятия мер к предупреждению и устранению нарушений законности, а также причин и условий, им способствующих.

6. Показаны место и роль заявлений , жалоб и иных обращений заявителей в механизме защиты прав (свобод) человека (гражданина) и определены особенности их рассмотрения и разрешения органами прокуратуры как одного из средств защиты прав и свобод человека и гражданина.

7. В целях совершенствования деятельности органов прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, повышения ее эффективности сформулированы и обоснованы предложения о внесении следующих изменений и дополнений:

В Федеральном законе « О прокуратуре Российской Федерации » ч. 4 ст. 27 следует изложить в следующей редакции:

При отсутствии случаев и оснований, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи , прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан».

В Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — ГПК РФ)

-ч.1 ст.45 изложить в следующей редакции:

Прокурор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований»;

-ч.З ст. 45 дополнить положением о том, что прокурор вправе вступить в процесс и дать заключение по делу в интересах лиц, указанных в части первой настоящей статьи;

— редакция ст. 166 к следующему виду:

Ходатайства лиц, участвовавших в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле, и заключения прокурора»; дополнить ст. 189.1 « Заключение прокурора » текстом следующего содержания:

Заключение прокурора должно быть составлено в письменной форме. В заключении должна быть указана правовая оценка исследованных доказательств , правоотношений сторон, закон, которым следует руководствоваться, и подлежит ли иск удовлетворению»;

-в ч.4 ст. 198 внести изменения:

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства , на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, заключение прокурора; законы, которыми руководствовался суд»;

— в абз.2 пЛ ст.345 внести изменения:

Прокурор, принесший кассационное представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания только в случаях, если отпали основания для дальнейшего пересмотра дела или возражений пересмотра дела в кассационном порядке лица, в чьих интересах прокурор обратился в суд. В заявлении об отзыве кассационного представления прокурор должен указать мотивы отзыва».

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется содержащимися в нем рекомендациями, направленными на повышение эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Теоретические выводы, сформулированные в диссертации, вносят определенный вклад в развитие науки прокурорского надзора, касающейся, в частности, полномочий прокурора, организационных форм и методов прокурорского надзора, разработки основ методики и тактики осуществления прокурорского надзора в рассматриваемой области. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства, регулирующего прокурорский надзор и отдельные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина; в практической деятельности прокуроров, осуществляющих надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, участвующих в гражданском судопроизводстве; в процессе обучения прокурорских работников в системе повышения квалификации кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, студентов высших юридических учебных заведений.

Результаты научного исследования могут быть применимы для дальнейших теоретических разработок проблем защиты органами прокуратуры прав и свобод человека и гражданина; подготовки научно-методических пособий для прокуроров.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения и практйческие выводы отражены в 5 опубликованных научных статьях , из которых 2 — в изданиях, рецензируемых ВАК РФ, и учебном пособии автора, докладах. Диссертация выполнена в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, где проведено ее рецензирование и обсуждение на совместном заседании отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере конституционных прав и свобод человека и гражданина и отдела проблем участия прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве, прокурорского надзора за исполнением законов в исполнительном производстве и в сфере административных правонарушений. Кроме того, основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации, содержащиеся в работе, обсуждались на научно-практических семинарах сотрудников правоохранительных органов: органов прокуратуры, органов внутренних дел, межрегиональной научно-практической конференции « Права человека: теория и практика на современном этапе » в 2008 г. (г. Кисловодск) и научно-практических семинарах сотрудников органов прокуратуры и органов внутренних дел, а также использованы при подготовке обзоров и обобщений прокурорской практики прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики. Отдельные результаты исследования внедрены в учебный процесс Кисловодского гуманитарно —технического института по курсам « Прокурорский надзор » и «Гражданское процессуальное право».

Структура диссертационного исследования определена целями и задачами исследования характером исследуемых в ней проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

Заключение диссертации по теме «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура», Джамбулатов, Сераждин Исаевич

Проведенное диссертационное исследование показало, что длительное время научные разработки, усилия практических работников были в основном направлены на организацию прокурорского надзора в области предварительного следствия. В меньшей степени, особенно в последние годы, разрабатывались вопросы правовой природы органов прокуратуры , их основных функций, правового регулирования деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, отдельных направлений прокурорского надзора . В связи с чем представленная работа является особенно актуальной.

Характеризуя в диссертационном исследовании деятельность прокуроров по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина , следует констатировать, что в целом вся многогранная работа прокуроров носит правозащитный характер, с учетом объявленного Конституцией Российской Федерации приоритета прав личности это особенно актуально.

Выделение такого направления деятельности прокуратуры как защита прав и свобод человека и гражданина свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций органов прокуратуры в механизме государственной охраны прав (свобод) человека (гражданина). Охраняя права и свободы граждан, прокуратура одновременно защищает общественные и государственные интересы. И наоборот, без обеспечения государственных и общественных интересов невозможно обеспечить права и свободы граждан .

Прокурорский надзор также является одной из гарантий реального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является основным, важнейшим направлением прокурорской деятельности на современном этапе. Надзорная практика прокуроров строится на основе принципа непосредственного действия прав и свобод, предопределяющего необходимость обеспечения полного соответствия конституционным нормам всей законотворческой и правоприменительной деятельности.

В представленной работе проведен также анализ содержания права на защиту, которое определяется автором как требование управомоченного лица к правонарушителю, а равно его требование к юрисдикционному органу.

Следует отметить, что количество обращений граждан в прокуратуру в десятки раз превышает количество аналогичных обращений за судебной защитой. Подобная ситуация объясняется не только консервативностью поведения граждан, но в большей степени — доступностью и оперативностью рассмотрения обращений органами прокуратуры, по сравнению с судом. Для обращения в прокуратуру не требуется соблюдения каких-либо специальных процедур, денежных затрат. Рассмотрение обращений осуществляется в жестко регламентированные сроки. В условиях господства рыночных отношений, когда деятельность российской адвокатуры во многом подчинена’ коммерческим интересам, правозащитная роль прокуратуры очевидна. Прокурор не связан предметом жалобы . В случае установления при проверке нарушений законов, не указанных в жалобе , прокурор обязан принять все меры к их устранению. Инициативный характер деятельности прокурора состоит и в том, что прокурор обязан пресечь правонарушение и при отсутствии жалобы в тех случаях, когда оно затрагивает интересы общества, государства и права граждан.

В работе приведена классификация актов прокурорского реагирования как имеющих значение юридических фактов, обусловливающих возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. При этом автор исходит из той позиции, что внесенный акт прокурорского реагирования и согласованные действия других участников прокурорско — надзорных правоотношений, которым он адресован, составляют механизм реализации заключительной стадии прокурорско-надзорной деятельности — принятия мер к предупреждению и устранению нарушений законности, а также причин и условий, им способствующих. Активное, обоснованное применение прокурорами предоставленных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, предупреждать нарушения законов, укреплять законность и правопорядок в регионах и в целом по стране.

В работе диссертантом исследуются различные акты прокурорского реагирования. При этом особое внимание уделено таким наиболее распространенным видам, как протест, представление. Проведенный анализ содержания ряда указанных актов прокурорского реагирования и данные статистики говорят о том, что зачастую принесенные протесты отклоняются из-за ошибок, допущенных в их оформлении. Поэтому в целях совершенствования работы сотрудников прокуратуры рекомендовано проведение выборочных проверок правильности составления актов прокурорского реагирования (протестов, представлений), проведение семинаров, направленных на устранение выявленных нарушений.

Анализ практики прокурорской деятельности позволил автору сделать вывод, что правильно организованное взаимодействие прокуратуры со специализированными контрольно-надзорными органами дает возможность прокурорам целенаправленно и эффективно планировать свою деятельность, а также положительно сказывается на создании обстановки неотвратимости ответственности за нарушения прав и свобод граждан. Прокуратура оказывает дисциплинирующее влияние на контрольную деятельность, способствует повышению уровня ее профессионализма, достижению высоких показателей в работе. Делается вывод о том, что современное законодательство о прокуратуре позволяет рассматривать в качестве приоритетного направления правозащитную деятельность органов прокуратуры. Это означает, что центр тяжести в защите нарушенных прав и интересов смещен к защите прав и свобод человека и гражданина.

В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные , кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Отмечено, что к полномочиям прокурора как участника гражданского процесса, помимо его участия в судебном разбирательстве как лица, подавшего иск , гражданское процессуальное право относит и такое участие прокурора, как дача заключения по делу. Однако данное полномочие сегодня сведено к единственной функции дачи заключения по делам, по которым участие прокурора предусмотрено ГПК Российской Федерации и другими федеральными законами.

Полномочия прокурора по опротестованию судебных постановлений предусмотрены ст. 36 Федерального закона «О прокуратуре .Российской Федерации», в соответствии с которой прокурор в пределах своей компетенции наделен правом принесения в вышестоящий суд кассационного или частного протеста либо протеста в порядке надзора на незаконное илю необоснованное постановление суда. В соответствии с главами 39-42 ГПК РФ формой реализации полномочий прокурора в суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанций является подача представлений прокурором в отличие от ранее предусмотренных протестов. Таким образом, нормы. Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации »’ неотвечают современным требованиям, не соответствуют реалиям и нуждаются в изменениях и дополнениях.

Кроме того, в целях совершенствования гражданско-процессуального законодательства в области участия прокурора в гражданском судопроизводстве , повышению эффективности такого участия автором предлагается внести ряд изменений в гражданское процессуальное законодательство:

1. Часть 1 ст. 45 ГПК РФ изложить в следующей редакции: «Прокурор в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности , защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований».

2. Часть 3 ст. 45 ГПК РФ дополнить положением следующего содержания:

Прокурор вправе вступить в процесс и дать заключение по делу в интересах лиц, указанных в части первой настоящей статьи ».

3.В целях приведения Федерального закона « О прокуратуре Российской Федерации » в соответствие с ГПК Российской Федерации (ч. 1 ст. 45)

4. 4 ст. 27 Закона изложить в следующей редакции:

При отсутствии случаев и оснований, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан».

4. Предлагается редакция ст. 166 ГПК РФ следующего содержания:

Ходатайства лиц, участвовавших в деле, по вопросам, связанным с разбирательством дела, разрешаются- на основании определений суда после заслушивания мнений других лиц, участвующих в деле , и заключения прокурора».

5. Дополнить Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 189.1 « Заключение прокурора » следующего содержания:

Заключение прокурора должно быть составлено в письменной форме. В заключении должна быть указана правовая оценка- исследованных доказательств , правоотношений сторон, закон, которым следует руководствоваться, и подлежит ли иск удовлетворению».

6. В ч. 4 ст. 198 ГПК РФ предлагается внести изменения следующего содержания:

В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства , на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те иные доказательства, заключение прокурора; законы, которыми руководствовался суд».

7.Внесение изменения и дополнения в абз. 2 п.1 ст. 345 ГПК РФ следующего содержания:

Прокурор, принесший кассационное представление, вправе отозвать его до начала судебного заседания только в случаях, если отпали основания для дальнейшего пересмотра дела или возражений пересмотра дела в кассационном порядке лица, в чьих интересах прокурор обратился в суд. В заявлении об отзыве кассационного представления прокурор должен указать мотивы отзыва».

Таким образом, предусмотренные законом формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве в настоящее время носят взаимоисключающий характер и не позволяют в полном объеме защитить права, свободы и законные интересы граждан и других лиц, так как реализуют в гражданском процессе только определенные полномочия прокурора. Устранение данных недостатков позволит прокурору более оперативно реагировать на нарушения прав (свобод) человека (гражданина) и будет способствовать более эффективному исполнению прокурором возложенных на него полномочий.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Джамбулатов, Сераждин Исаевич, 2009 год

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. Текст. // Закон. 2002. — № 11. — С. 3

2. Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) Текст. // Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLVI. — 1993.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (вместе с «Факультативным Протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах») от 16.12.1966 Электронный ресурс. // Ведомости ВС СССР. 1976. -№ 17. -Ст. 291.

4. Конституция РФ Текст. М., « Издательство ЭЛИТ », 2007. — 40 с.

5. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1- ФКЗ (ред. от 16.10.2006) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» Текст. // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 9. Ст. 1011.

6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Текст. -М., « Издательство ЭЛИТ », 2006. 152 с.

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190— ФЗ (ред. От 16.05.2008) Текст. // Собрание законодательств РФ. -.2005. №1 (часть I). — Ст. 16.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации Текст. М.: Гроссмедиа, 2007.-560 с.

9. Гражданский процессуальный кодекс РФ Текст. // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 46. — Ст. 4532.

10. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР Текст. // Свод законов РСФСР. 1988. Т.8. — С. 175.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации Текст. — М., « Издательство ЭЛИТ », 2007.-145 с.

12. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.01.2007) Текст. // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1 (ч. I). -Ст. 1.

13. Налоговый кодекс РФ (части I и II): Официальный Текст Текст.— М., « Издательство ЭЛИТ », 2006. 472 с.

14. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 № 223-ФЭ (ред. от 03.06.2006, с изм. от 18.12.2006) Текст. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 1. -Ст. 16.

15. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР Текст. // Свод законов РСФСР. 1988. — Т. 8. — С.613.

16. Федеральный закон от 05.06.2007 № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» Текст. // Российская газета. 2007. — 8 июня.

17. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Текст. // Собрание законодательства РФ. 2006. — № 19. — Ст. 2060.

18. Федеральный закон от 14.11.2002 № 137-Ф3 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» Текст. // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 46. — Ст. 4531.

19. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» Текст. // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 26. — ст. 2581.

20. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 29.06.2004) «О свободе совести и о религиозных объединениях» Текст. // Собрание законодательства РФ. 1997. — № 39. — Ст. 4465; 2004. — № 27. — Ст. 2711.

21. Федеральный закон от 12.01.1996 № Ю-ФЗ (ред. от 09.05.2005) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» Текст. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 3. — Ст. 148; 2005. — № 19. -Ст. 1752.

22. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005) « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » Текст. // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 48. — Ст. 4563.

23. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (ред. от 02.02.2006) « Об общественных объединениях » Текст. // Собрание законодательства РФ. 1995.-№21.-Ст. 1930.

24. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2005) « О ветеранах » Текст. // Собрание законодательства РФ. 1995. — № 3. — Ст. 168;

25. Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 18.07.2006) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор1 места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» Текст. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. — № 32. — Ст. 1227.

26. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.08.2004) « О беженцах » Текст. // Российская газета. 1997. — 3 июня.

27. Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 22.08.2004) « О вынужденных переселенцах » Текст. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. — № 12. — Ст. 427; Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 52. — Ст. 5110.

28. Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 22.08.2004) « О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании » Текст. // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 33. — Ст. 1913.

29. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 05.12.2006) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » Текст. // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. -№ 21. — Ст. 699.

30. Постановление Правительства РФ от 21.09.2006 № 583 ( ред. от 14.02.2008) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 2011 годы» Текст. // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 41. — Ст. 4248

31. Приказ Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» Текст. // Законность . -2008. — № 10.

32. Приказ Генерального прокурора РФ от 04.03.2008 № 34 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации и общественными организациями» Текст. // Законность. — 2008-№5.

33. Приказ Генерального прокурора РФ от 26 декабря 2006 г. (ред. от 23.04.2007) № 120 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» Текст. // Законность. 2007. — № 3.

34. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.01.1997 № 1 «Об участии прокурора в гражданском судопроизводстве » Электронный ресурс. // Информационно-правовая система « КонсультантПлюс ».

35. Письмо Минюста РФ от 08.12.2003 № 06/12477-АМ и Письмо Заместителя Председателя ВС РФ Жукова от 20.10.2003 № 1968-4/общ. Электронный ресурс. // Информационно-правовая система « КонсультантПлюс ».

36. Определение Конституционного Суда РФ от 4 июня 1998 года «По жалобе гражданине Генина А.И. на нарушение его конституционныхправ пунктом 1 части 2 статьи 122 ГПК РСФСР» Текст. // Российская газета. 1998. — 30 июля.

37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Федерации Российской» Текст. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. — № 12.

38. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс Текст. / С.С. Алексеев. М., 1993.

39. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве Текст. / С.С. Алексеевич. -М., 1966.

40. Аргунов В.Н. Участие прокурора в гражданском процессе Текст. / В.Н. Аргунов. -М., 1991.

41. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник Текст. / М.В. Баглай . М., 1998.

42. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории Текст. / А.Г. Бережнов. М., 1991.

43. Березовская С.Т. Охрана прав граждан советской прокуратурой Электронный ресурс. / С.Т. Березовская. М., 1964.

44. Бессарабов В.Г. Европейский Суд по правам человека: учебно-практическое пособие Текст. / В.Г. Бессарабов. -М.,2003.

45. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: учебник Текст. / В.Г. Бессарабов. М., 2006.

46. Бессарабов В.Г. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина Текст. / В.Г. Бессарабов , К.А. Катаев . М.: Издательский дом « Городец », 2007.

47. Бессарабов В.Г. Правозащитная деятельность РФ (1722 2002гг.). История, события, люди Электронный ресурс. / В.Г. Бессарабов. — М., 2003.

48. Боннер А.Т. Принцип диспозитивности советского гражданского процессуального права Текст. / А.Т. Боннер . — М., 1987

49. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права Текст. / С.Н. Братусь . — М., 1950.

50. Бровин Г.И. Содержание прокурорской власти в СССР Текст. / Г.И. Бровин // Прокурорский надзор и укрепление социалистической законности в советском государстве. Свердловск, 1981

51. Брэбан Г. Французское административное право Текст. / Г. Брэбан. — М., 1988.

52. Викторов И.С. Защита прав потребителей средствами прокурорского надзора. Методические рекомендации Текст. / И.С. Викторов, Т. В. Ашиткова , И.Р. Кузьменко. М., 2004. — 47 с.

53. Викторов И.С. Правовая защита конституционных прав граждан на труд средствами государственного надзора и контроля Текст. / И.С.64

www.dissercat.com

Это интересно:

  • Земля в собственность 2013 Как оформить самозахват земли в собственность Добрый день. Насколько я знаю, с марта 2015 меняется порядок оформления самовольно занятых участков, т.н. "самозахватов". У меня есть земельный участок 8,6 соток. Рядом есть участок 7 […]
  • Согласно федеральному закону 171-фз Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (с […]
  • Закон про справки Справки к ТТН и таможенной декларации при обороте пивоваренной продукции уходят в прошлое С 1 июля 2018 года вступают в силу изменения в 171-ФЗ, касающиеся заполнения справок к товарно-транспортной накладной и справок к таможенной […]
  • Право на пособие имеют граждане Право на пособие имеют граждане ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О государственных пособиях гражданам, имеющим детей Принят Государственной Думой 26 апреля 1995 года Одобрен Советом Федерации 4 мая 1995 года Документ с изменениями, внесенными: […]
  • Закон города новокузнецка Закон города новокузнецка В целях обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новокузнецка в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий в соответствии со ст. 30 […]
  • Приказ 255 от 2004 года Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" (с изменениями и […]