Законодательство Беларуси

База данных «Законодательство Беларуси» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Налоговая система Республики Беларусь

Общие сведения

Особенностью налогового законодательства Республики Беларусь является то обстоятельство, что Налоговый кодекс состоит из двух частей ( общей и особенной ), принятых с большим временным промежутком.
Общая часть, приятая 19.12.2002 года, гласит, что налоговое законодательство состоит из:

  • Налогового кодекса
  • соответствующих ему законов
  • международных договоров
  • актов Президента и Правительства
  • акты органов государственной власти и местного самоуправления.

Общая часть устанавливает общую систему налогов, вводит, изменяет, прекращает на территории страны их действие, дает определения основных терминов и понятий, регламентирует все общие вопросы налогообложения.

Особенная часть , принятая 29.12.2009 года, содержит детальное описание всех налогов, различных налоговых режимов, действующих в стране.

Все налоги в Беларуси делятся на: республиканские и местные

Республиканские налоги

Налог на добавленную стоимость. Плательщики – организации и предприниматели, а при импорте некоторых товаров также и физлица. Объект – реализационные обороты по некоторым видам товаров, работ и услуг, а также импорт. Налоговая база – денежные и иные поступления от реализации этих работ, услуг и товаров. Минимальная ставка равняется десяти процентам.

Акцизы. Плательщиками являются производители и импортеры подакцизных товаров. К подакцизным традиционно отнесены спиртосодержащая и табачная продукция, некоторые виды топлива и топливных масел, средства дезинфекции и бытовой химии. Ставки зависят от вида продукции и устанавливаются как в твердой сумме, так и в процентном соотношении к его стоимости.

Налог на прибыль. Плательщики – организации. Объект – валовая прибыль, база – разница между доходами и расходами в определенном периоде. Общая ставка равна восемнадцати процентам, льготные ставки установлены для наукоемких отраслей и производителей высокотехнологичных товаров.

Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности на территории республики через постоянное представительство. Налоговая база – прибыль за минусом подтвержденных расходов. Ставка зависит от вида осуществляемой деятельности и варьируется от шести до пятнадцати процентов.

Подоходный налог с физических лиц. Общая ставка равна тринадцати процентам. Льготная ставка в девять процентов установлена для работников, получающих доходы от резидентов и нерезидентов Парка высоких технологий. Ставка для предпринимателей и нотариусов равна шестнадцати процентам, выигрыши облагаются четырехпроцентной ставкой.

Налог на недвижимость. Плательщики – собственники и законные владельцы недвижимого имущества. Налоговая база определяется исходя из остаточной балансовой стоимости имущества или данных его оценки. Ставка варьируется от 0.1 до одного процента в зависимости от вида имущества и наименования плательщика.

Земельный налог. Плательщики – собственники и законные владельцы земельных участков. База – кадастровая стоимость земли. Ставки различны для земель разных категорий.

Экологический налог. Плательщики – лица, осуществляющие вредные выбросы в окружающую среду, а также захоронение отходов. База – объемы таких выбросов. Ставка зависит от вида вредного воздействия.

Налог на добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщики – все лица, осуществляющие такую добычу, кроме государственных организаций. База – объем добычи. Ставка устанавливается в зависимости от вида полезного ископаемого.

Сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государствпо автомобильным дорогам общего пользования. Ставка зависит от вида транспорта и его массы. Облагается транспорт массой свыше пяти тонн.

Оффшорный сбор. Плательщики – резиденты. Объект – перечисление денежных средств в оффшорную зону и исполнение иных (неденежных) обязательств перед нерезидентом, имеющим регистрацию в оффшоре. База – стоимость перечисления либо цена договора. Ставка – пятнадцать процентов.

Гербовый сбор. Объект – операции с векселями. База – сумма векселя. Ставка по прямо предусмотренным законом случаям разнится от пятнадцати до двадцати пяти процентов в зависимости от вида операции, а также сторон сделки. В случаях, прямо законом не оговоренных, ставка сбора составляет 0.1 процента.

Консульский сбор, государственная пошлина, патентные пошлины. Объект – различные юридически значимые действия, осуществляемые по обращениям граждан и юрлиц соответственно: дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями республики, различными уполномоченными госучреждениями, государственным учреждением «Национальный центр интеллектуальной собственности». Ставки зависят от вида истребуемого действия.

Также имеется ряд сборов и пошлин, отнесенных Налоговым кодексом РБ к налоговым платежам, ставки и порядок взимания которых регулируются иными нормативными актами.
К таким сборам относятся:

  • таможенные пошлины и сборы (устанавливаются указами Президента РБ)
  • утилизационный сбор (установлен указом Президента РБ от 04.02.2014 года)
  • сбор на финансирование государственных расходов (установлен декретом Президента РФ от 02.04.2015 года «О предупреждении социального иждивенчества»).

Местные налоги и сборы

Налог за владение собаками. Плательщики – собственники животных. Объект – собаки старше трехмесячного возраста. Ставка рассчитывается, исходя из роста собаки.

Курортный сбор. Плательщики – физические лица. Объект – факт нахождения в оздоровительных учреждениях. База – цена оказанных услуг или путевки. Ставки различны, но не могут быть больше пяти процентов.

Сбор с заготовителей. Плательщики – лица, осуществляющие сбор и заготовку грибов, растений, другого сырья с целью их дальнейшей промышленной переработки и реализации. База – стоимость заготовленного, ставка может быть не выше пяти процентов.

Особые налоговые режимы

На территории республики предусмотрено действие большого количества специальных налоговых режимов, к коим относятся:

  • упрощенная система налогообложения
  • единые налоги: с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, для производителей сельскохозяйственной продукции
  • налог на игорный бизнес
  • налог на осуществление лотерейной деятельности
  • сбор за осуществление: ремесленной деятельности, деятельности в области агроэкотуризма
  • единый налог на вмененный доход

Данные режимы упрощают налогообложение для определенных сфер деятельности, как правило, заменяют полностью или частично несколько налогов в разных сочетаниях.

Заключение

Оценивая налоговую систему Беларуси, необходимо отметить, что ее основной налоговый закон является современным, понятным, подробным. Наблюдается тенденция к стимулированию развития отраслей, занимающихся деятельностью в области высоких технологий, а также производителей сельскохозяйственной продукции. Осуществляется это путем предоставления данным категориям налогоплательщиков льгот и преференций.

Законодательством тщательно проработано большое по сравнению с другими странами СНГ количество специальных упрощенных налоговых режимов, что благотворно сказывается на развитии малого и среднего бизнеса.

Налоговые ставки по основным налогам (подоходному, НДС, на прибыль) являются весьма либеральными. Однако общее количество налогов в стране является немалым.

Даже при весьма общем анализе основных положений налогового законодательства особенно бросается в глаза то обстоятельство, что чрезмерным является количество налогов, собираемых с физических лиц. Помимо традиционных налогов наличествуют и такие, которых нет более ни в одном государстве СНГ: налог с владельцев собак, сбор на финансирование государственных расходов, курортный сбор.

Оценить, хорошо это или плохо, сложно. При условии финансовой стабильности и высокого уровня доходов населения наличие данных налогов положительно сказывается на интересах государства, поскольку при невысоких ставках для налогоплательщиков эти сборы и налоги не являются слишком обременительными. Но если уровень доходов населения невысок, то взимание, помимо основных, и таких второстепенных сборов, не представляется справедливым и правильным.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

by.spinform.ru

Республиканские налоги и сборы рб

ТЕМА 10. РЕСПУБЛИКАНСКИЕ И МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

10.1. Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) — основной косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).

Система взимания НДС, используемая в Республике Беларусь, не предусматривает непосредственного определения добавленной стоимости, то есть суммы, добавленной производителем к стоимости сырья, материалов, некоторых других затрат, понесенных в связи с производством.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются:

1. Организации, определенные п. 2 ст. 13 НК (юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации; простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); хозяйственные группы).

2. Индивидуальные предприниматели при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением выручки от реализации при осуществлении деятельности, по которой в соответствии с законодательством уплачивается единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц) за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40 000 евро по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев.

3. Физические лица, на которых в соответствии с НК, Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Продавец товара не несет никакого экономического бремени, связанного с уплатой НДС при покупке сырья, материалов и др., так как компенсирует эти затраты за счет покупателя своего товара, перекладывает налог. Процесс переложения налога завершается, когда товар приобретает конечный его потребитель. Поэтому НДС относят к налогам на потребление (косвенным).

Таким образом, добавленная стоимость не является объектом налогообложения. Обязанность заплатить налог в бюджет связана с фактом реализации товаров (работ, услуг). Иными словами, факты совершения сделок, результатом которых является изменение права собственности на товары, результаты работ, услуг, является обстоятельством, порождающим обязанность налогоплательщика заплатить налог, то есть объектом налогообложения.

Другим объектом НДС является импорт товаров. Налог взимается таможенными органами на основе таможенной стоимости товара.

Налоговая база определяется плательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных или приобретенных им товаров (работ, услуг), имущественных прав.

При определении налоговой базы оборот от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах.

При определении налоговой базы оборот плательщика в иностранной валюте пересчитывается в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав или на дату фактического осуществления расходов.

Плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные законодательством налоговые вычеты (ст. 107 НК).

Вычету подлежат следующие суммы налога:

— предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— уплаченные плательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

— уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Налоговые вычеты производятся на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, полученных в установленном законодательством порядке продавцами и выставленных ими при приобретении плательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, – либо на основании свидетельств о помещении товаров под заявленный таможенный режим и копий документов, подтверждающих факт уплаты налога по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь.

Сумма налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разница между общей суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами налоговых вычетов. Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога подлежит возврату плательщику в порядке, установленном НК.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость является календарный месяц.

Закон устанавливает две ставки налога: стандартную и пониженную. Последняя применяется при налогообложении основных продуктов питания и товаров детского ассортимента.

Ряд товаров и услуг полностью освобождены от налогообложения. Налог, уплаченный в связи с приобретением товаров (работ, услуг), необходимых для производства необлагаемых товаров или оказания необлагаемых услуг либо компенсируется налогоплательщику из бюджета, либо включается в себестоимость продукции.

Налоговые ставки по НДС составляют: 0, 10, 20 процентов. С целью придания большей конкурентоспособности отечественным товарам за рубежом, при их экспорте НДС не взимается.

0 (ноль) процентов — при реализации:

— товаров, помещенных под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенных (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе товаров, не происходящих с территории государств – участников таможенного союза, для постоянного их размещения в Российской Федерации), при условии документального подтверждения фактического вывоза товаров за пределы территории Республики Беларусь;

— работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, указанных в абзаце втором настоящего подпункта;

— экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов);

— работ (услуг) по изготовлению товаров (за исключением переработки ввезенных товаров), вывозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации;

— работ (услуг) по ремонту (модернизации, переоборудованию) транспортных средств (включая части транспортных средств), ввезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь для ремонта (модернизации, переоборудования) с последующим вывозом отремонтированных (модернизированных, переоборудованных) транспортных средств (включая части транспортных средств) на территорию Российской Федерации;

Ставка в размере 0 процентов применяется также при поступлении сумм, указанных в пункте 18 статьи 98 НК, при реализации товаров (работ, услуг), указанных выше;

— при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства;

— при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2007 г. № 287 «О налогообложении продовольственных товаров и товаров для детей»).

3. 20 процентов (основная ставка).

4. 9,09 (10 / 110 * 100) и 16,67 (20 / 120 * 100) процентов, соответствующие ставкам в размере 10 и 20 процентов, полученные путем сложного счета, при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога.

5. 0,5 процента – при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации для производственных нужд обработанных и необработанных алмазов во всех видах и других драгоценных камней.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Плательщики, избравшие отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость календарный квартал, информируют о принятом решении налоговые органы по месту постановки на учет:

– путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете) по налогу на добавленную стоимость, подаваемой не позднее 20 января текущего календарного года, при возникновении объекта налогообложения в течение текущего календарного года – не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;

– в письменной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, при реорганизации организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем государственной регистрации правопреемника (правопреемников) этой организации или внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) организации в связи с реорганизацией, или записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Принятое плательщиком решение о выборе отчетного периода (календарный месяц или календарный квартал) изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

ebooks.grsu.by

Республиканские налоги и сборы рб

9.3. Классификация налогов

Система налогов представляет собой основанную на предусмотренных налоговым законодательством принципах совокупность установленных законом налогов и сборов, взимаемых в бюджетную систему Республики Беларусь. Для Беларуси характерна двухуровневая система налогов: 1) республиканские налоги и сборы; 2) местные налоги и сборы. Следовательно, такая структура системы налогов соответствует организации бюджета Республики Беларусь, имеющего две самостоятельные части. Однако следует отметить, что принцип направления сумм налога, сбора или пошлины в бюджет соответствующего уровня не является определяющим при построении налоговой системы. Вопросы зачисления сумм налоговых платежей в бюджеты вообще не являются предметом регулирования Налогового кодекса и подлежат определению бюджетным законодательством Республики Беларусь.

По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги.

Общегосударственные (республиканские) налогиустанавливаются в законодательном порядке Парламентом или Президентом Республики Беларусь, действуют на всей территории и подлежат зачислению в бюджеты различных уровней. По действующему законодательству к ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местныеналоги устанавливаются решениями местных Советов депутатов в соответствии с законом (Закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год), который определяет перечень данных платежей и правовые основы их взимания, действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц и полностью зачисляются в местные бюджеты. С момента вступления Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в силу перечень местных налогов определяется ст. 9 НК: налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей.

По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямыеналоги устанавливаются на доходы и имущество плательщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. Принципиально важно, что в процессе взимания прямых налогов между государством и плательщиками налогов устанавливаются прямые денежные отношения. Примерами таких налогов являются подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижимость.

Косвенныеналоги включаются в отпускную цену товаров (работ, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязанность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Такими налогами являются, например, акцизы, налог на добавленную стоимость. При косвенном налогообложении юридическим плательщиком выступает продавец товаров (работ, услуг), являющийся посредником между государством и потребителем товаров (работ, услуг). Потребитель, в свою очередь, представляет собой реального плательщика – носителя налога.

В свою очередь прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Реальныеналоги – налоги, уплачиваемые с предполагаемого среднего дохода, размер которого отражает потенциальные (предполагаемые) результаты финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (единый налог с индивидуальных предпринимателей, налог на игорный бизнес). При взимании реальных налогов финансовое состояние налогоплательщика не принимается во внимание, а в расчет берется только непосредственно объект налогообложения.

Личныеналоги – налоги, уплачиваемые с действительно полученного дохода, учитывающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (подоходный налог с граждан, налог на прибыль с организаций).

По субъекту уплаты выделяют следующие виды налогов: налоги с физических лиц(подоходный налог с физических лиц); налоги с юридических лиц(налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности); смешанные налоги,которые уплачивают как организации, так и физические лица (налог на недвижимость, земельный налог).

Классификация налогов по субъектам налогообложения важна не столько с точки их индивидуальных особенностей, сколько с позиций оценки их роли и значения в системе налогообложения. Структура налоговой системы Республики Беларусь с количественной стороны свидетельствует о преобладании в ней налоговых платежей, уплачиваемых организациями, что объясняется рядом причин: низким уровнем доходов большинства граждан страны; в структуре населения страны высокий уровень занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже остальной части населения; направленность граждан, получающих высокие доходы, на оптимизацию той части, которая поступает в бюджет.

В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые.

Налоги общего назначения (абстрактные налоги) используются на общие цели без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Такими являются, как правило, основополагающие налоги, взимаемые на территории определенного государства (налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость).

Целевые(специальные) налоги используются для финансирования конкретных мероприятий и зачисляются, как правило, в соответствующие государственные целевые бюджетные или внебюджетные фонды. В Республике Беларусь распространена практика применения целевых налоговых платежей, посредством которых формируются доходы государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканский дорожный фонд и др.).

В зависимости от источника уплаты различают налоги, уплачиваемые с заработной платы (взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты аселения Республики Беларусь), дохода (прибыли) (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций), а также относящиеся на себестоимость(экологический налог, земельный налог). Классификация налогов по источникам их уплаты распространяется преимущественно на налоги, уплачиваемые организациями и позволяет с налоговой точки зрения определить эффективность работы предприятия.

По субъекту исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные.

При окладных налогах их сумма устанавливается для каждого отдельного налогоплательщика налоговым органом, и обязанность их уплаты возникает только после получения плательщиком от данного органа соответствующего распоряжения (налогового сообщения) с указанием исчисленной суммы налога. К числу таких налогов относятся земельный налог и налог на недвижимость с физических лиц.

Неокладныеналоги исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно. Налоговые органы осуществляют лишь контроль за правильностью исчисления налога и своевременностью его уплаты. К числу неокладных налогов относят налог на прибыль с организаций, налог на добавленную стоимость, земельный налог с организаций.

В зависимости от метода установления налоговых ставок можно выделить налоги с твердыми (специфическими) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной, твердой денежной сумме на единицу измерения налоговой базы) и налоги с процентными (адвалорными) ставками (налоги, величина ставки которых устанавливается в процентах от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы).

В историческом аспекте можно говорить о делении налогов в зависимости от формы уплаты на натуральные и денежные. Натуральные налоги уплачиваются в неденежной форме (пример — продналог), а денежные — в форме отчуждения денежных средств.

ebooks.grsu.by

Республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы, порядок их установления, введения, изменения и прекращения действия

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым Кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

o налог на добавленную стоимость;

o налог на прибыль;

o налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

o подоходный налог с физических лиц;

o налог на недвижимость;

o земельный налог;

o экологический налог;

o налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

o сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

o оффшорный сбор;

o гербовый сбор;

o консульский сбор;

o государственная пошлина;

o патентные пошлины;

o таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

o налог за владение собаками;

o курортный сбор;

o сбор с заготовителей.

Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый Кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам осуществляются таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом принятием нормативного правового акта (решения):

o по курортному сбору – Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня;

o по местным налогам и сборам, кроме курортного, – областных и Минского городского Советов депутатов.

11. НДС: плательщики, объекты обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели (если выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на последнее число последнего из таких месяцев).

Объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость

— обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты: по реализации своим работникам; по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами; по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав; по передаче лизингодателем предмета финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору и др.;

ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.

Налоговая база налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисленная исходя из:

— цен (тарифов) на товары (работы, услуги), имущественные права с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения в них налога на добавленную стоимость;

— регулируемых розничных цен, включающих в себя налог на добавленную стоимость.

Налоговая база налога на добавленную стоимость увеличивается на суммы, фактически полученные:

— за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров.

Налоговая база налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, определяется как сумма:

их таможенной стоимости;

подлежащих уплате сумм таможенных пошлин;

подлежащих уплате сумм акцизов (по подакцизным товарам).

Ставки налога на добавленную стоимость:

ноль (0) процентов: при реализации товаров на экспорт, работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией этих товаров, экспортируемых транспортных услуг, а также экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов); работ (услуг) по ремонту, модернизации, переоборудованию воздушных судов и их двигателей, единиц железнодорожного подвижного состава, выполняемых для иностранных организаций или физических лиц.

— десять (10) процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства; при ввозе на территорию Республики Беларусь и реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

девять целых девять сотых (9,09) процента (10 : 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) процента (20 : 120 х 100 процентов) — при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, а также при поступлении сумм, за реализованные товары (работы, услуги), имущественные права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), имущественных прав и в виде санкций за нарушение покупателями (заказчиками) условий договоров;

двадцать (20) процентов — основная ставка НДС.

НДС рассчитывается как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Исчисленная сумма НДС уменьшается на суммы налоговых вычетов. Налоговыми вычетами признаются суммы налога на добавленную стоимость:

— предъявленные продавцами, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и являющимися плательщиками, к оплате плательщику при приобретении им на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав;

— уплаченные плательщиком при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь;

— уплаченные в бюджет при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь у иностранных организаций, не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость признается календарный год.

Отчетным периодом по налогу на добавленную стоимость по выбору плательщика признаются календарный месяц или календарный квартал.

Плательщики представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Уплата налога на добавленную стоимость производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

12. Акцизы: плательщики, объекты обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты

Плательщиками акцизов признаются: организации и индивидуальные предприниматели.

Подакцизными товарами признаются:

o алкогольная продукция;

o непищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта из всех видов сырья, иных спиртосодержащих продуктов;

o пиво, пивной коктейль;

o слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,2 процента и менее 7 процентов (слабоалкогольные натуральные напитки, иные слабоалкогольные напитки), вина с объемной долей этилового спирта от 1,2 процента до 7 процентов;

o табачные изделия;

o автомобильные бензины;

o дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот;

o судовое топливо;

o газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

o масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

o пищевая спиртосодержащая продукция в виде растворов, эмульсий, суспензий, произведенных с использованием этилового спирта.

В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и реализуемых на территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов могут устанавливаться:

в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);

в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).

Объектами налогообложения акцизами признаются:

— подакцизные товары, производимые плательщиками и реализуемые (передаваемые) ими на территории Республики Беларусь;

— ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары;

— подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь, при реализации (передаче).

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

— при реализации произведенных плательщиком подакцизных товаров:

как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

— при ввозе подакцизных товаров на территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

как объем подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

— при реализации ввезенных на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров:

как объем подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, ввезенным на территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов;

как стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из применяемых цен без учета акцизов, — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

Сумма акцизов по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акцизов.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

13. Налог на прибыль: плательщики, объекты обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты

Плательщиками налога на прибыль признаются организации.

Объект налогообложения налогом на прибыль: валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы.

Валовой прибылью признается:

для белорусских организаций — сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов;

для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, — сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств, нематериальных активов) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.

Прибыль (убыток) от реализации основных средств, нематериальных активов определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от реализации основных средств, нематериальных активов, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемые из выручки, и остаточной стоимостью основных средств, нематериальных активов, а также затратами по реализации основных средств, нематериальных активов.

В состав внереализационных доходов включаются:

— дивиденды, полученные от источников за пределами Республики Беларусь;

— доходы в виде процентов, полученных за предоставление в пользование денежных средств организации, а также процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете;

— суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций, полученных за нарушение условий договоров;

— стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств;

— суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности и др. доходы, определенные п.3 ст. 128 ОЧНК.

В состав внереализационных расходов включаются:

— суммы неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров;

— расходы, связанные с рассмотрением дел в судах (судебные расходы);

— расходы на проведение собраний участников (акционеров) организации, в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимых для проведения собраний документов, иные расходы, непосредственно связанные с проведением таких собраний и др. доходы, определенные п.4 ст. 128 ОЧНК.

Налоговая база налога на прибыль определяется как денежное выражение валовой прибыли, подлежащей налогообложению.

Налоговая база налога на прибыль по дивидендам, начисленным белорусскими организациями, определяется по формуле:

НБ = К х (ДН — ДП), где:

НБ — сумма налоговой базы;

К — отношение суммы дивидендов, причитающейся плательщику, к общей сумме прибыли, распределенной в качестве дивидендов;

ДН — общая сумма прибыли, распределенной в качестве дивидендов;

ДП — сумма дивидендов, полученная белорусской организацией, начислившей дивиденды, в текущем календарном году и (или) в непосредственно предшествовавшем календарном году, если эти суммы дивидендов ранее не учитывались такой организацией при определении налоговой базы в составе показателя ДП и получены не ранее 1 января 2009 года. При этом дивиденды, полученные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их получения.

Организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка (суммы убытков) по итогам предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов), т.е. осуществить перенос убытков на прибыль текущего налогового периода.

Ставка налога на прибыль — 18 процентов.

Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов, уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов.

По ставке 5 процентов уплачивают налог на прибыль члены научно-технологической ассоциации, созданной в соответствии с законодательством Белорусским государственным университетом, в части выручки от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.

Научно-технологические парки, центры трансфера технологий, резиденты научно-технологических парков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов.

Ставка налога на прибыль по дивидендам -12 процентов.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Отчетным периодом налога на прибыль признается календарный квартал.

Отчетным периодом налога на прибыль с дивидендов, начисленных белорусскими организациями, признается календарный месяц.

Налоговая декларация по налогу на прибыль по итогам истекшего отчетного периода представляется плательщиком в налоговые органы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения.

Уплата налога на прибыль производится в течение налогового периода по итогам истекшего отчетного периода не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

14. Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство: плательщики, объекты обложения, ставки, порядок исчисления и уплаты

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь.

Объектом налогообложения налогом на доходы признаются следующие доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь:

— плата за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг;

— процентные (купонные) доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления;

— роялти. К доходам в виде роялти относятся вознаграждение за использование имущественных прав или предоставление права пользования имущественными правами на объекты авторского права, включая произведения литературы, искусства, науки, компьютерные программы, другие произведения, относящиеся к объекту авторского права, на объекты смежных прав, включая исполнение фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, а также плата за лицензию, патент, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, чертеж, полезную модель, схему, формулу, промышленный образец или процесс либо за информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (в том числе ноу-хау), за использование имущества на территории Республики Беларусь либо предоставление права пользования таким имуществом, кроме платежей по аренде международных (континентальных и межконтинентальных) каналов и сетей электросвязи;

— дивиденды и приравненные к ним доходы;

— доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;

— доходы от проведения и (или) участия на территории Республики Беларусь в культурно-зрелищных мероприятиях, а также от работы на территории Республики Беларусь аттракционов и зверинцев и др. ( перечень доходов определен ст.146 ОЧНК).

Налоговая база налога на доходы определяется как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат, а по отдельным видам доходов как общая сумма доходов.

Ставки налога на доходы устанавливаются в следующих размерах:

по доходам, полученным в виде платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг — 6 процентов;

по процентным (купонным) доходам от долговых обязательств — 10 процентов;

по дивидендам и приравненным к ним доходам — 12 процентов;

по другим доходам — 15 процентов.

Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы.

Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговая декларация по налогу на доходы представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на доходы перечисляется в бюджет не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

15. Подоходный налог с физических лиц: плательщики, объекты обложения, налоговая база, ставки, порядок исчисления и уплаты

Плательщиками подоходного налога с физических лиц признаются физические лица.

Объектом налогообложения признаются доходы, полученные плательщиками:

– от источников в Республике Беларусь и от источников за пределами Республики Беларусь – для физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь;

– от источников в Республике Беларусь – для физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь.

Налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.

При определении налоговой базы учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.

Налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов: стандартных, социальных, имущественных.

Ставка подоходного налога 12 процентов.

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 9 процентов в отношении доходов, полученных:

– физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам);

– индивидуальными предпринимателями – резидентами Парка высоких технологий;

– физическими лицами, участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам (контрактам).

Ставка устанавливается в размере 15 процентов в отношении доходов, получаемых белорусскими индивидуальными предпринимателями (нотариусами, адвокатами) от осуществления предпринимательской (нотариальной, осуществляемой индивидуально адвокатской) деятельности.

Сумма подоходного налога с физических лиц исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налоговые агенты (белорусские организации, белорусские индивидуальные предприниматели, представительства иностранных организаций и т.д.), от которых плательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у плательщика и перечислить в бюджет исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц.

Налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога с физических лиц непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате.

Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного подоходного налога с физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату доходов в виде оплаты труда в расчете за месяц.

studopedia.org

Это интересно:

  • Закон о транспортном налоге московская область 2018 Транспортный налог Справка ТРАНСПОРТНЫЙ [2018]: Закон Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ "О транспортном налоге в Московской области" Учёт и исчисление Транспортный: Закон Московской области от 16.11.2002 N 129/2002-ОЗ […]
  • Экспертиза г москвы Экспертиза г москвы Наши контакты в Москве Автономная некоммерческая организация "Лаборатория экспертных Исследований "Центральный офис", г. Москва. Адрес:129090, г. Москва, ул. Щепкина, дом 27 корпус 1, этаж […]
  • Разобрать слова по составу правило Глоссарий. Русский язык и литература Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит. Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения […]
  • Уточнение к жалобе образец Как правильно составить и подать дополнение к апелляции? При помощи апелляционной жалобы можно оспорить вынесенное судом решение. Но можно ли дополнить текст жалобы, если появилась или была упущена крайне важная информация? Судебная […]
  • Закон минимума энергии Закон минимума энергии Основы строения вещества Глава 3. Многоэлектронные атомы Точное решение уравнения Шредингера удается найти лишь в редких случаях, например, для атома водорода и гипотетических одноэлектронных ионов, таких […]
  • Сценарий агитбригады закон 1539 Сценарий выступления агитбригады мбоу сош №31 по выполнению закона Краснодарского края №1539 Слоганы. На Кубани закон простой 22,00- пора домой! Детский закон – работа взрослых.. Нет хмурых дней, бестолковых и постных. […]