Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Налоговое право

Однако налог не только не единственная форма аккумулирования денежных средств в бюджете и государственных фондах, но и не его первая форма в историческом ракурсе. Налог предполагает достаточно высокий уровень развития правосознания, экономики, систем контроля.

Старейшим источником государственных доходов (не считая военной добычи) являлись домены, или государственное имущество, казенные земли и леса. Первоначально они были собственностью государя, доходы которого одновременно являлись и доходами государства. Это были частно-правовые, а не публично-правовые доходы.

Другим важным источником государственных доходов были регалии, т.е. доходные прерогативы казны. Определенные отрасли производства, виды деятельности поступали в исключительное владение казны, изымались из гражданского оборота, из сферы деятельности населения. По сути, они представляли переходную ступень к налогам.

Способы извлечения средств из регалий различны.

Регалий существовало множество (схема 1-5).

Бесхозяйная регалия. Все, что не имело хозяина или не могло никому принадлежать в принципе, объявлялось принадлежащим казне.

Регалиями объявлялись определенные природные явления, например ветер, что влекло установление государственной монополии на ветряные мельницы. Типичные примеры регалий — вода и недра.

До сих пор являются государственной регалией клады, содержащие вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры (ст. 233 ГК РФ).

Таможенная регалия реализовывалась установлением сборов за право проезда по территории и явилась прообразом современных таможенных пошлин.

Судебная регалия. Отправление правосудия всегда осуществлялось государством. Судебные штрафы, пошлины, доходы от конфискаций в разные периоды были большим или меньшим доходным источником государства. Особенно значительными эти поступления были в периоды социальных потрясений.

Порой денежные штрафы устанавливались не для пресечения какого-либо правонарушения, а действие объявлялось правонарушением лишь для того, чтобы взыскать как можно большую сумму. В этих случаях государство было заинтересовано в том, чтобы законы как можно чаще нарушались и больше средств поступало в бюджет. Такой подход прослеживался, например, в российской практике применения мер ответственности за налоговые правонарушения до принятия в 1998 году первой части Налогового кодекса, значительно реформировавшего систему взысканий.

Монетная регалия. Право чеканить монету — одно из проявлений суверенитета государства. Однако история не знает и более крупного фальшивомонетчика, чем государство. Чеканка неполновесной монеты или выпуск обесцененных денег — наиболее распространенный способ извлечения доходов из монетной регалии.

Существует и множество других регалий. Так, регалией могла быть объявлена промышленность в целом и установлена обязанность платить пошлины при регистрации предприятия или при выборе патента.

Регалиями объявлялись новые товары (табак, кофе, какао), человеческие страсти (карты, шахматы), предметы роскоши (при Петре I, например, даже изготовление дубовых гробов).

Со временем монопольное положение государства в промышленности стало существенным тормозом развития экономических отношений. Получила признание точка зрения, что «казна не для того существует, чтобы дела делать». С течением времени сохранились только те регалии, которые оправдывались общественной необходимостью, невозможностью допустить частную инициативу. При этом их фискальные цели не должны были быть сколько-нибудь значительными.

Государство и до настоящего времени не отказалось от влияния на хозяйственную жизнь, но эта деятельность больше относится к сфере управления, а не финансов.

Вместо регалий все чаще стали применяться пошлины, которые имели целью лишь покрытие издержек государственного учреждения, а не извлечение дохода.

Исторически налоги как главный источник доходов государственного бюджета не насчитывают и двухсот лет. Хотя они взимались и в древнем мире, но тогда они служили признаком несвободного человека. Такое отношение к налогам сохранялось в Европе (хотя и не повсеместно) вплоть до начала XX столетия. Высказывались идеи, что люди объединились в общественные союзы для того, чтобы сохранить свое имущество, а не отдавать его.

В европейских странах налоги развились из различных подарков, подносимых государям, пошлин за пользование услугами государственных учреждений. Различные налоги, вернее приношения, которые на многих языках назывались «помощь», взимались в силу обычая, как правило, в трех случаях: при пленении сюзерена; при посвящении в рыцари сына сюзерена; при выходе замуж его дочери. Взимание других налогов требовало согласия сословий.

Борьба за право вводить новые налоги — это тот центр, вокруг которого складывались гражданские права, развивался парламентаризм. Представительные органы в странах Европы возникли из союзов, образованных для защиты от произвольных податей, и созывались в основном для решения вопросов о вводе временных налогов и с определенной целью. «Для истории парламента характерна борьба за осуществление полномочий в области финансов; они были тем ядром, вокруг которого постепенно складывались современные конституционные системы. Законодательные полномочия парламента, которые в настоящее время

1Кулишвр ИМ. Очерки финансовой науки.— Петроград, 1919.— С. 59.

рассматриваются как одна из основ демократического строя, были приобретены парламентом после того, как он приобрел полномочия в области финансов»1.

«Основное в финансовых полномочиях парламента лежит в праве народного представительства соглашаться или не соглашаться на взимание налогов. Все остальное по сравнению с этим правом суждения о налогах представляется собранием формальных аксессуаров»2.

Таким образом, само появление и развитие налогового права связаны с демократизацией общества, с идеей правового государства. Налоговому праву как части современной правовой системы не чужды идеи социальной справедливости, принципы демократии. С точки зрения правовой природы налогообложение есть мера упорядочения, введения в определенные границы имущественных отношений участников общественного производства и государства. Поэтому юрист, исследуя общие проблемы налогообложения или конкретные вопросы налоговой техники, должен учитывать, что основная задача налогового права — защита права собственности от безграничных (в принципе) притязаний государства, поддержание баланса интересов налогоплательщика и общества (государства).

lawbook.online

Налоги: откуда же они взялись?

Известный спор о первопричине яйца или курицы столь же продуктивен, как спор о том, что возникло раньше, государство или налоги.

Один из основателей небезызвестного марксизма, Фридрих Энгельс, связывал возникновение государства с налогами. Но, представляется, его тезис был совсем не так однозначен.

Понятно, что налоги нужны для того, чтобы оплачивать так называемые «общие» расходы. Однако если посмотреть на то, откуда налоги все-таки взялись, то выяснится, что они были не самым первым способом наполнения «государственной казны». Вначале средства там появлялись от завоеванной во время войн добычи. Вторым по времени способом стали доходы от земель главы государства – доменов. Они являлись одновременно и государственными землями. Все, что удавалось с них получить, направлялось на покрытие государственных расходов. Однако эти способы не были еще в полной мере «государственными», скорее, они напоминали доходы то ли главы армии, то ли обычного помещика.

Первым действительно общегосударственным способом сбора средств на нужды государства стали «регалии» (от лат. regalis — царский). Иными словами, это были те сферы жизни, которые государство решило объявить своими. К таковым относилось то, что никому не принадлежало (например, клады). Так появились, например, сборы с ветра (точнее, с ветряных мельниц) или сбор за право проезда (который постепенно трансформировался в таможенные платежи). Также в связи с регалиями появились платежи за выполнение чисто государственных функций (например, монетная регалия или судебная регалия). Государство могло объявить какие-то области исключительно своими и ввести, к примеру, сбор за дубовые гробы (как при Петре I ) или за азартные игры. Отдельным видом пополнения казны продолжали оставаться доходы от использования имущества: промышленности и земель.

Налоги возникли позже, однако тоже довольно давно.

Еще в Библии есть несколько мест, в которых говорится о налогообложении. Не будем останавливаться на известном «Кесарю – кесарево, а богу – богово». Гораздо интереснее остановиться на следующем описываемом случае: в г. Каптернамусе к Петру подошли мытари и спросили, уплатит ли Христос налог, на что Петр ответил: «Да». А потом Христос ему сказал: «С кого собирают налоги цари земные? — С чужих, свои же свободны». Суть этого эпизода в том, что в древнем мире налоги были признаком несвободы и свободные граждане их не платили. Так, император Диоклетиан был признан тираном, потому, что распространил налог с земли на свободных граждан. А в Афинах одного правителя подвергли остракизму только за то, что он всего лишь внес предложение взимать налог со свободных граждан.

В средние века налог королю (а именно он олицетворял государство для простого народа) как первому среди равных уплачивали только в трех случаях: для выкупа его самого из плена; при посвящении в рыцари его старшего сына и для свадьбы дочери. Все эти платежи, по существу, были помощью в решении «личных», а не государственных вопросов.

Немного позже, в Англии с санкционирования действий короля по сбору новых налогов начинается история парламентаризма. До сих пор говорят, что «Английский парламент может все, кроме превращения мужчины в женщину, а король все, кроме введения новых налогов».

В более — менее современном виде отношение к налогам сформировалось около 200 лет назад. Основу изменения взглядов заложил Адам Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов».

Именно он сформулировал основополагающий тезис о том, что налог для того, кто его уплачивает – признак не рабства, а свободы.

Механизм сбора налогов с древних времен изменился очень мало, почему же налог стал признаком свободы?

Адамом Смитом были выделены 4 основных идеи в сфере налогообложения, т.н. «Хартия вольностей налогоплательщиков». Если кратко описать их, то получится следующее:

1. Граждане обязаны участвовать в покрытии расходов государства сообразно своим доходам, полученным под охраной государства. Это своеобразный принцип общественной возмездности налогов: налог существует ради расхода, на который он будет потрачен; расход же должен производиться в пользу уплатившего налог, т.е. налогоплательщика.

2. Налог должен быть точно определен, а не произволен. Способ, время, размер уплаты должны быть заранее известны и ясны каждому налогоплательщику. Малейшая неопределенность в налоге – гораздо большее зло, чем большая неравномерность, т.к. это создает условия для произвола чиновников.

3. Налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен для налогоплательщика. Например, в аграрной стране налоги надо собирать осенью, после сбора урожая. В таком случае весь процесс не будет занимать много времени.

4. Должны существовать дешевые способы сбора налогов, т.е. в кассу государства должна попадать сумма, соразмерная той, которая уплачивается из кармана налогоплательщика.

А.Смит не выделял специально, но подразумевал также ряд экономических требований, например, о том, что налоги не должны наказывать за успехи в предпринимательстве, в области промышленности.

Примерно в то же время Бенджамин Франклин отмечал: «Платить налоги и умереть должен каждый». Это очень хорошо отражает положение дел в налоговой сфере, которое сложилось сейчас.

При этом нужно помнить, что налоги, все-таки, это не просто отнимаемые государством деньги. В значительной мере – это наша добровольная плата за защиту государства. И в то же время – плата за право требовать от государства выполнения его обязанностей перед нами.

Зная, откуда и как появились налоги, можно квалифицированно посмотреть на то, чем они являются сейчас.

Это по-прежнему основной источник наполнения государственной казны.

Определение налога дано в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). Согласно этой норме, «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Давайте разберемся в этом определении подробнее.

Налог – это обязательный платеж.

Иными словами, вспомнив уже упоминавшуюся цитату Бенджамина Франклина, отмечал: «Платить налоги и умереть должен каждый». Разумеется, если эта обязанность установлена.

Конституция России повторяет эту мысль в ст. 57: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Нужно отметить, что обязательность налога указывает на то, что государство устанавливает налог в одностороннем порядке. Не может быть никакого договора с налогоплательщиком относительно уплаты налогов: их устанавливает такой орган как парламент и все лица в государстве обязаны подчиниться этому решению. От желания налогоплательщика в отношении уплаты уже установленного налога ничего не зависит – разве что на следующих выборах можно будет избрать других парламентариев.

Налог – всегда индивидуально безвозмезден.

Это означает, что в связи с уплатой налога каждый налогоплательщик не получает никакого конкретного блага, связанного с уплаченной суммой.

Лично у налогоплательщика никаких благ после уплаты налога не возникает (кроме, разве что, чистой совести), он не получает никаких индивидуальных компенсаций за уплаченную сумму.

Государство же, с другой стороны, не становится обязанным что-то дать этому конкретному лицу взамен уплаченной им суммы и в зависимости от ее размера.

При этом следует обратить внимание на то, что нет именно «индивидуальной» безвозмездности в отношении данного плательщика. Возмездность вообще, разумеется, присутствует – но в форме так называемого «общего блага»: защиты от преступности, транспортной сети, системы образования и т.д.

Налог взимается с организаций и физических лиц.

В законе четко определен круг плательщиков налога: это всегда либо организация, либо физическое лицо. Иными словами, плательщиком налога не может быть, например, группа, которая не является организацией, которая не персонифицирована в таком качестве.

Это также означает, что обязанность по уплате налога всегда возникает у какого-то вполне определенного лица: либо человека, либо организации. Не может быть плательщиком «собрание» или «деревня», зато могут «учредитель юридического лица» или «местная администрация сельского округа».

Обязанность платить налог, как правило, не связана с гражданством человека или местом регистрации организации, которая действует в России. Могут отличаться ставки или порядок уплаты налога, однако общий принцип таков: те, кто работают, получают доход и ведут деятельность в России – должны платить установленные налоги.

Примечательно, что обязанность уплатить налог нельзя передать кому-то третьему и, с другой стороны, нельзя уплатить налог за кого-то, кто обязан платить его сам.

Нужно отметить, что и ответственность за неуплату (несвоевременную уплату) налога тоже возникает всегда у конкретного лица.

Налог взимается в форме отчуждения принадлежащих плательщикам денежных средств.

Здесь следует обратить внимание на 2 аспекта.

Во-первых, налог платится только из «своих» денег. Иными словами, если у плательщика по каким-либо основаниям находятся средства иного лица (например, у посредника), то заплатить ими налог нельзя. А государство, со своей стороны, не может требовать взыскания налога из указанных «чужих» средств.

Во-вторых, в законе четко обозначено, что налог уплачивается только и исключительно в денежной форме. Времена натуральных платежей давно прошли, во всяком случае – в нашем государстве.

Если у плательщика нет денег, но есть иное имущество – в любом случае оно должно быть вначале «преобразовано» в деньги (обычно путем продажи), а затем уже из полученной суммы будет уплачен / взыскан налог.

После уплаты налога право собственности на уплаченные денежные средства переходит к государству, налогоплательщик не вправе на них претендовать (конечно, если он не переплатил налог или нет какой-либо аналогичной ситуации).

Налог взыскивается в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Иными словами, все собранные государством деньги должны быть потрачены на выполнение функций государства или местного самоуправления и ни на что иное.

Таким образом, налоги выполняют очень важную роль: с их помощью соблюдается баланс личных и общественных интересов.

Сейчас в России налоги составляют около 80 % бюджета.

Налогоплательщиками являются все созданные в России организации, абсолютное большинство совершеннолетнего населения, а также часть несовершеннолетнего, например, дети – владельцы недвижимого имущества и т.п.

Кроме налогов государство еще вводит такие обязательные платежи, как сборы и пошлины.

Что это такое и чем они отличаются от налогов?

Сбор, по существу – взнос, уплата которого является условием совершения каких-либо действий государства в отношении плательщика. Например, пока не уплатишь консульский сбор, визу (разрешение на въезд в какое-либо государство) никто не выдаст.

Пошлина – это вид сбора. Она уплачивается, если плательщик обращается в соответствующий орган или к должностному лицу за совершением какого-либо значимого действия, например, регистрацией брака, права на недвижимое имущество или при подаче искового заявления в суд.

Таким образом, у сбора и пошлины (в отличие от налога) всегда есть какая-либо индивидуальная возмездность.

Подводя итог, можно сказать, что налог – это не то, что государство хочет отнять, или что оно забирает. Это не какая-то неведомая вещь, осложняющая нашу жизнь.

Налог – вполне определенный платеж, который должен соответствовать установленным в законе признакам. И если он этим признакам не соответствует – мы имеем дело не с налогом.

www.jurvest.ru

Как возникло понятие «налог», и что это такое

Что появилось раньше – государство или налоги? На эту тему можно спорить также долго и безрезультатно, как и на тему, что появилось раньше – курица или яйцо. Идеолог марксистской теории Ф.Энгельс проводил прямую параллель между возникновением государства как общественной формации и налогообложением. Но время показало, что этот тезис не так однозначен, как кажется на первый взгляд.

Общеизвестно, что налоги необходимы для того, чтобы государство могло оплачивать т.н. «общие» расходы. Но если обратить взгляд в историю, выяснится, что вначале были совершенно другие способы наполнения государственной казны. Главным источником прибыли для древних самодержцев были трофеи, добытые в результате захватнических войн. Следующим способом стали доходы от доменов – государственной земли, которой распоряжался правитель, отправляя все заработанные средства на покрытие государственных нужд. Но назвать такой способ управления «государственным» в полной мере нельзя – больше это напоминало доходы военачальника или помещика.

Первые налоги в истории

Первым по-настоящему централизованным государственным способом сбора средств стали так назывемые регалии (от латинского regalis – царский). Отдельные сферы жизни были объявлены государственными. Так появились:

  • сборы за право проезда на определенные территории (позже трансформировавшиеся в таможенные);
  • налоги на ветер для владельцев ветряных мельниц;
  • судебные регалии;
  • монетные регалии.

Помимо этого, многие правители объявили, что все клады, найденные на подконтрольной им территории, являются государственной собственностью. Как мы помним из истории, Петр I назначил подать на дубовые гробы и азартные игры. Еще одним постоянным источником пополнения государственной казны оставался сбор на доходы от использования земель и промышленных предприятий.

Как появились настоящие налоги

Еще в Библии есть упоминания о налогообложении. В одной из ее глав описывается, как к апостолу Петру подошли мытари с вопросом, будет ли Иисус платить налог. Христос, узнав от своего ученика, что с него требуют налог, сказал: «Цари земные собирают налоги с чужих, ибо свои свободны». Суть этого библейского посыла сводится к тому, что в древности налоги были одним из признаков рабства, а свободные граждане не обязаны были их платить. Правители, обязывающие свободных людей к уплате налогов, объявлялись тиранами (например, Император Диоклетиан).

В средние века налог королю положено было платить лишь в трех случаях:

  • если король попадал в плен и за него требовали выкуп;
  • когда сын короля принимал посвящение в рыцари;
  • когда королевская дочь выходила замуж.

Таким образом, эти подати по сути являлись помощью в решении личных проблем королевской семьи и не касались государственных вопросов. Примечательно, что история возникновения парламентаризма непосредственно связана с попыткой английского короля ввести новые налоги.

Адам Смит и его теория налогообложения

Более четкое определение того, что такое налог, сформировалось 200 лет назад, и основы его заложил экономист и философ из Шотландии Адам Смит. Его основополагающим тезисом стало провозглашение налога признаком свободы человека, а не рабства, как принято было считать раньше. В своей «Хартии вольностей налогоплательщиков» Смит выделил четыре основных идеи, не утративших своей актуальности и до наших дней:

Зная, что такое налоги, и откуда они появились, можно со знанием дела рассмотреть, чем они являются в современном мире.

Налоги как основной источник пополнения государственной казны

В п. 1 Налогового кодекса Российской Федерации дается определение: «Налог – это обязательный безвозмездный индивидуальный платеж, который взимается с физических лиц, организаций в виде отчуждения принадлежащих им денежных средств, с целью обеспечения деятельности государственных и (или) муниципальных образований». Давайте попробуем разобраться подробнее:

Итак, налог является обязательным платежом, как сказано в определении. Конституция РФ в ст. 57 повторяет этот тезис: «Каждый гражданин обязан выплачивать законные налоги и сборы». Под обязательностью налога подразумевается, что государство устанавливает его размер в одностороннем порядке. Никаких договоров с гражданами и организациями государство не заключает: парламент устанавливает законы, а все лица должны подчиняться его решению. Единственное, что может сделать недовольный налогоплательщик – на следующих выборах проголосовать за других парламентариев.

Тезис о безвозмездности налога подразумевает, что отдав определенную сумму, гражданин не получает конкретных материальных или моральных благ, компенсаций и т.п., за исключением, разве что, чистой совести. Государство же, со своей стороны, не обязано что-либо дать конкретному гражданину, какой бы крупной ни была сумма уплаченного налога. Стоит отметить, что не существует только «индивидуальной» безвозмездности со стороны государства, общая возмездность в форме защиты от преступности, системы образования, медицинского обслуживания, общественного транспорта и т.д. государством гарантируется.

В современной России налоговые поступления – это 80% бюджета

В РФ налогоплательщиками являются все организации, совершеннолетние граждане и часть несовершеннолетних (к примеру, дети-владельцы недвижимости). Помимо налогов, в каждом государстве вводятся некоторые виды обязательных выплат:

  • сборы – это платежи, которые вносятся в уплату совершения государством каких-либо действий в отношении плательщика (консульские, визовые сборы и т.п.);
  • пошлины – это сборы, которые взимаются в случае обращения гражданина к должностному лицу либо в соответствующий орган с просьбой совершить какое-то значимое действие: зарегистрировать брак, оформить право на недвижимое имущество, подать иск в суд.

Получается, что у пошлины и сбора есть индивидуальная возмездность, в отличие от налога.

Итак, на основе полученных сведений мы можем сформулировать свое определение, что такое налог, и какие преимущества он дает каждому из нас. Налог – это не то, что государство пытается у нас отобрать, и не то, что осложняет нашу жизнь. Это определенная выплата, которая должна соответствовать всем признакам, установленным в законе. Если она не соответствует необходимым признакам, мы имеем дело не с налогом.

finrussia.ru

Налоговая реформа Петра I

Налоговая реформа Петра I — комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати.

Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.

Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.

Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I

  • Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
  • Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
  • Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
  • Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с

Содержание и ход реформ налоговой системы

Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Введение новых косвенных налогов и сборов

Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.

Налог на бороду

Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.

Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.

Введение нового основного прямого налога — подушной подати

Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.

Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) — центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.

18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат — в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.

В 1717—1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.

Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.

Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия.

Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.

Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет.

Оценка налоговой реформы

Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.

xn--1-itb3afj.xn--p1acf

Неналоговые государственные доходы

Опубликовано в журнале «Управленческий учет» №4 год — 2011

Крючкова Т.В.,
аспирант ФГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК»

На всех этапах исторического развития государство изыскивает способы добывания доходов. С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию.

Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Государство принудительно собирает с подданных пошлины, подати и налоги. Подати – это различные денежные налоги с феодально-зависимого населения России. Во второй половине XIX в. Подати в России были заменены системой налогов, охватывающей все население России. Традиционно государство имело собственные доходы – это домены и регалии. На протяжении веков, вплоть до XX в., источником государственных доходов являются регалии или монополии, которые занимают промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами государства. Регалии – это доходные права, исключительно принадлежащие верховной власти или государству. Регалии составляют нечто среднее между податями и доменами. С доменами регалии объединяет то, что они принадлежат к системе частного хозяйства, потому что если государство имеет известный промысел, например фабрику, то оно должно вложить в нее средства и приемы, которые приносит и каждый частный человек, а именно капитал и труд. Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается либо она ограничивается известными пределами. Большое значение для государства имели неналоговые доходы от фискального имущества – регалии, к которым относятся движимые богатства, военные приспособления (оружие, корабли, лошади), домашняя обстановка, карты, книги, картины, статуи, различные монополии. Промыслы структурируются в зависимости от сфер приложения государственного капитала:
1) земледельческий и горный в связи с владением недвижимым имуществом;
2) фабричный (например, казенные типографии, фабрики, фарфоровые заводы, заводы для изготовления военных приспособлений и принадлежностей);
3) торговый, состоящий из обыкновенной торговли, которая в условиях рыночного хозяйства утратила прежнее значение, и банковской торговли.

Создание государством различного рода монополий (соляной, табачной, винной и т. д.) происходило в течение многих лет. Так, образование питейной монополии, инициатором которой был Александр III, начал еще министр финансов Витте, продолжил Бунге, Вышнеградский, подобной практики не существовало в то время ни в одной стране. Винная монополия – это исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков.

Допускается частное производство при условии, что вся готовая продукция обязательно продается государству. Государству принадлежит и право ввоза спиртных напитков. Потеря винной и других государственных монополий привела к увеличению налогового бремени и существенному увеличению удельного веса налогов в бюджетной системе.

Особенность регалий заключается в том, что конкуренция здесь вовсе не допускается либо она ограничивается известными пределами.

Государственные доходы финансовая наука делит на частноправовые и общественно-правовые. И.Х. Озеров дает критерии этого деления: «Там же, где мы имеем избыток, но избыток такой, который получило бы и всякое частное лицо, эксплуатируя известные институты, то есть избыток, не превышающий средней коммерческой прибыли на затраченный капитал, там мы имеем дело с частноправовым источником дохода. Если же доходы от такого института не только покрывают расходы и среднюю коммерческую прибыль, но и дают еще избыток, который обусловливается тем, что государство, пользуясь своим правом принуждения к эксплуатации института, берет его в свои руки, не позволяя никому другому эксплуатировать аналогичные институты (табачная монополия и т. д.), то этот избыток мы называем налогом, так как он идет уже на покрытие общих государственных расходов» [1]. Так же как в регалиях: государство производит продукты и продает их по цене, которая выше по сравнению с ценой продуктов частного производства. Этот излишек между ценой производства и ценой продажи и составляет налог (акциз), который уплачивается потребителем при покупке государственного товара.

Итак, регалии и домены, с одной стороны, а с другой – налоги. Они совмещают и тот и другой источник дохода. Налоги – это принудительные сборы, взимаемые государственной властью с отдельных лиц для покрытия общих государственных расходов без предоставления лицам, с которых эти сборы взимаются, какого-либо специального эквивалента. Пошлина взимается за услугу общественного характера, и доходы от нее не превышают издержек по оказанию самой услуги.

С экономической точки зрения прямые государственные доходы – это такие доходы, которые государство, провинция или община непосредственно извлекают из своего имущества.

Доходность, как и в доменах, зависит от вкладываемого государством капитала. Чем больше капитал, тем больше доход, но есть в регалиях и другая сторона, которая сближает их с податями и налогами. Подати и налоги – исключительный доход государства. Для покрытия чрезвычайных потребностей государство использовало чрезвычайные источники, которые финансовая наука подразделила на четыре вида:
1) продажа доменов и фабричных предприятий;
2) использование резервного фонда или запасной казны;
3) повышение установленных или введение новых налогов;
4) заключение займов.

Первый вид чрезвычайных доходов – продажа государством доменов, отчуждение их в частную собственность. Продажа доменов имела большое значение в средние века, но утратила свое значение в условиях капитализма. Различные системы управления государственным имуществом оказались такими громоздкими и неэффективными, что это побудило цивилизованные государства продать большую часть своего имущества.

И в конце XX в. остаются актуальными возражения против государственной собственности (как теперь называется фискальное имущество), высказанные еще в начале века.

«Во-первых, государственная собственность по своему статусу имеет больше прав, чем частная, что чревато столкновением интересов государства и граждан. Во-вторых, управление казенными имуществами требует большого аппарата чиновников, усиливает влияние исполнительной власти. В-третьих, в случае войны казенное имущество прежде всего подвергается разграблению, и это вызывает значительные материальные убытки. В-четвертых, с точки зрения экономической изъятие значительного количества богатств из частной собственности составляет важное препятствие успеху промышленности и принуждает граждан к жертвам, намного превышающим те, которые доставили бы казне более крупные доходы при системе налогов» [2].

М.И. Боголепов в начале XX в. обращает внимание на «изумительный рост государственных бюджетов во всех странах из года в год. Растут не только бюджетные цифры, но и размеры государственного хозяйства вообще. Государство в ряду других предпринимателей является крупнейшим предпринимателем, капиталистом, землевладельцем, железнодорожником, банкиром, издателем, торговцем. И никто не скажет, где конец росту современных бюджетов, где предел расширению сферы хозяйственной инициативы и деятельности государственных органов и государственного вмешательства в народнохозяйственную жизнь» [3].

Если сравнивать структуру государственных доходов, сложившуюся к началу XX в., и современную, то надо сказать, что и сегодня она включает доходы от государственного имущества, пошлины, налоги, акцизы, которые государство получает не только с доходов от производств, являющихся исключительно монополией государства. Ушли в историю как устаревшие термины «домены» и «регалии». Что изменилось, так это соотношение между различными видами обыкновенных государственных доходов в пользу налогов.

Структура государственных доходов в России в 1906 г.: доходы от фискального имущества составили 641 млн руб., пошлины и налоги – 458 млн руб., доходы от регалий (фискальных монополий) – 741 млн руб. Таким образом, в государственных доходах России начала века доля чистых налогов составляла 25%. Если сюда прибавить доходы от фискальных монополий, то эта доля повысится до 65% [4].

Неналоговые доходы как источник формирования государственного бюджета также рассматривались в советский период развития права. Однако в отличие от современного финансового права перечень доходов, относимых к неналоговым, был иным. Кроме того, неналоговым доходам уделялось незаслуженно мало внимания. Объяснением этому служит существовавшая в советский период иная экономико-политическая ситуация в стране. Вопросами правового регулирования доходов государственного бюджета в период развития советского финансового права занимались такие известные ученые, как Е.А. Ровинский, Н.И. Химичева, С.Д. Цыпкин.

К неналоговым доходам относились:
– платежи за пользование некоторыми видами государственного имущества, за оказание государственными органами определенных услуг и производство некоторых других действий;
– суммы, полученные от реализации переходящего в собственность государства в установленном законом порядке имущества (бесхозного, вымороченного);
– суммы, изымаемые в бюджет в связи с тем, что их оставление в распоряжении отдельных предприятий и организаций поощряло бы нарушение финансовой дисциплины и не содействовало бы укреплению хозрасчета (суммы кредиторской и депонентской задолженности с истекшими сроками исковой давности, депозитные суммы и т. д.);
– поступления, связанные с размещением денежно-вещевых лотерей, а также некоторые другие суммы.

Неналоговые поступления – составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К неналоговым доходам относятся как обязательные платежи – доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, так и штрафы, взимание которых не связано с налоговым законодательством, доходы от продажи конфискованных товаров и т. п. В доходы госбюджета включаются и доходы целевых бюджетных фондов. Неналоговые доходы в узком смысле слова – это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.

Современное финансовое право Российской Федерации иначе регулирует неналоговые доходы. В ст. 41 Бюджетного кодекса РФ дается перечень следующих неналоговых доходов:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– иные неналоговые доходы.

Перевод части природных активов в финансовую форму неналоговых доходов требует изъятия всех рентных доходов, расчета эффективности инноваций в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и организационно-экономических методов природопользования.

Термин «рента» имеет латинское происхождение и означает вид дохода, не требующий для его получателя затрат труда. Правительство собирает только часть земельной ренты в виде налогов, но это далеко не рента в полном объеме. Природная рента включает все виды рентного дохода; она должна быть установлена государством в целях обеспечения устойчивого развития, удовлетворения жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих. С учетом специфики присвоения природных ресурсов, в том числе и недр, их собственником должно быть общество в целом, и рента должна присваиваться им. Мы согласны с выводами 30 ведущих экономистов мира (среди них 4 лауреата Нобелевской премии), изложенными в открытом письме М.С. Горбачеву, о недопустимости передачи земли и природных ресурсов в частную собственность и считаем, что государство напрасно потеряло многовековой источник неналоговых доходов, который назывался «домены».

Сложившиеся экономические отношения по поводу изъятия и распределения природной ренты, обобщающей все основные виды ренты от использования природных ресурсов привели к непропорциональности между экономическим результатом от природопользования и эффективностью распределения полученного сверхдохода природно-ресурсного потенциала.

Бюджетную систему РФ формируют в основном налоговые доходы, которые в среднесрочном плановом периоде до 2013 г. будут прирастать.

Российская посткризисная налоговая система имеет ряд недостатков, требует, на наш взгляд, перераспределения удельного веса налоговых доходов федерального, регионального и местного бюджетов и увеличения удельного веса неналоговых доходов.

Литература
1. Озеров И.Х. Основы финансовой науки. – Рига, 1923.
2. Косса Л. Основы финансовой науки. – М., 1900.
3. Боголепов М.И. Финансы, правительство и общественные интересы. – СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, 1907.
4. Озеров И.Х. Русский бюджет. – М., 1907.

dis.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]