Справка о реестрах субъектов естественных монополий

Справка о реестрах субъектов естественных монополий
(представлены в формате RTF)

Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Реестр субъектов естественных монополий на транспорте

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Реестр субъектов естественных монополий в сфере захоронения радиоактивных отходов, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе «Транспортировка газа по трубопроводам»

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе «Транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов по магистральным трубопроводам»

(по состоянию на 1 апреля 2017 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

Работаем с реестром естественных монополий

Субъекты естественных монополий — реестр на 2018 год

В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако, товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы). В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России 2018, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ от 17.08.1995.

Реестр естественных монополий 2018 года — это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий. Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу. Основное назначение данной информационной базы — определение цен и тарифов на услуги ЕМ и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.

Обновленные по состоянию на 01.02.2018 списки субъектов ЕМ регулируют следующие направления деятельности:

  • нефтяная промышленность;
  • транспортные услуги;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • энергетический комплекс;
  • природные ресурсы: газ, вода.

Поиск по реестру естественных монополий осуществляется по наименованию или ИНН предприятия, по территориальному коду, по типу реестра. В некоторых списках присутствуют подразделы, детализирующие отраслевые особенности.

Как попасть в реестр

Механизм рассмотрения и принятия решения по включению экономических субъектов в реестр естественных монополий законодательно не установлен.

Порядок рассмотрения документов и последующего принятия решения о введении, изменении или прекращении функционирования ЕМ отражены в приказе ФСТ России № 481-э от 13.10.2010.

Реестр естественных монополий формирует и ведет ФАС в полном соответствии с информационными данными, предоставленными уполномоченными органами исполнительной власти всех уровней, и с заявлениями, полученными непосредственно от самих предприятий, претендующих на включение (изменение, прекращение деятельности) в списки ЕМ. Нормативно-правовую базу, в том числе и вышеуказанный Порядок 481-э, можно найти на официальном сайте ФАС, там же можно скачать реестры субъектов естественных монополий по состоянию на 01.02.2018.

Все документы совместно с приложениями и дополнительными сведениями к ним заявитель направляет в ФАС либо электронно, либо посредством почтовых отправлений. Представитель организации также может подать заявление о введении, изменении или прекращении деятельности лично. Надлежащий пакет документов в бумажном виде, который подает организация-заявитель, должен быть пронумерован, завизирован руководителем и закреплен «живой» печатью предприятия.

Сроки рассмотрения

Если в предоставленной информации с заявлением о включении, изменении или прекращении регулирования содержатся неполные, искаженные или недостоверные сведения, специалисты ФАС возвращают документы организации-заявителю в течение 10 рабочих дней после даты их принятия (п. 15 Порядка).

Если все поданные сведения корректны и непосредственно относятся к вопросу о введении, изменении или прекращении деятельности субъекта ЕМ, то на их рассмотрение и согласование ФАС отводит до 6 месяцев с момента поступления (п. 19 Порядка).

По итогам изучения и анализа документальной базы принимается одно из двух решений (п. 6 Порядка):

  • приказ о введении, изменении, прекращении госрегулирования деятельности;
  • отсутствие оснований для введения, изменения, прекращения госрегулирования деятельности.

goscontract.info

Реестр субъектов естественных монополий

Статьи по теме

Реестром субъектов естественных монополий называют перечень организаций, которые занимают в своей сфере деятельности положение монополистов. Какие компании вносят в реестр.

Читайте в нашей статье:

Законодатель не сформулировал определение реестра субъектов естественных монополий. Понять, что представляет собой такой перечень, можно с помощью терминов, которые есть в соответствующем нормативном акте (ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», далее – закон № 147-ФЗ).

Естественной называют монополию, которая существует на рынке при определенных обстоятельствах: когда спрос эффективнее без конкуренции. Причины такой ситуации:

5 июля онлайн-конференция с представителями ФАС. Регистрируйтесь, чтобы не пропустить >>

  • технологические особенности производства (понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объема производства);
  • невозможность заменить товар, который производит субъект естественной монополии.

Субъект естественной монополии – лицо, которое создает (реализует) товары в условиях такой монополии. Соответственно, реестр – база данных по организациям, которые ведут деятельность в отсутствии конкуренции в определенной сфере деятельности. Закон разрешает такую деятельность в сферах:

  • транспортировки нефти и нефтепродуктов;
  • железнодорожных перевозок;
  • услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
  • передачи электрической энергии, электроэнергетике;
  • использования инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронения радиоактивных отходов;
  • водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
  • ледокольной проводки судов, ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути.

Например, существует Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Реестр субъектов естественных монополий в области электроэнергетики и т. д.

Реестром субъектов естественных монополий занимается ФАС

Обязанности по ведению реестра возложены на органы регулирования таких монополий (ст. 10 закона № 147-ФЗ). Несколько лет назад за это отвечала Федеральная служба по тарифам, но затем произошли изменения. Поэтому иногда возникает вопрос, кто ведет реестр субъектов естественных монополий. В 2015 году ФСТ упразднили (указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования»). Функции по ведению реестра субъектов естественных монополий ФСТ передала ФАС РФ.

Сведения из реестра доступны на сайте ФАС. Данные на сайте ФСТ утратили актуальность. ФАС формирует реестр на основании информации, которая поступает от федеральных органов исполнительной власти.

Чтобы ФАС внесла организацию в реестр субъектов естественной монополии в РФ или исключила ее из перечня, потребуется заявление от организации. Порядок подачи утвердили в специальном приказе (раздел II приказа ФСТ России от 13.10.2010 № 481-э):

  1. Заявление нужно составить на бланке организации по форме, которую определили в приказе (приложения № 2 и № 4).
  2. Документы подают на бумажном носителе и в электронном виде (абз. 3 п. 8 раздела II приказа № 481-э).
  3. Общий срок рассмотрения заявления составляет шесть месяцев с даты открытия дела о введении, изменении или прекращении регулирования (п. 19 раздела II приказа № 481-э).

Полномочный орган принимает решение об удовлетворении заявления. Чтобы включить компанию в реестр субъектов естественных монополий, ФАС России должна убедиться, что заявитель:

  • имеет в собственности или на иных законных основаниях имущество для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных законе о естественных монополиях;
  • фактически осуществляет деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии (раздел III приказа № 481-э).

Приказ предусматривает упрощенный порядок для организаций, которые осуществляют деятельность в сферах таких монополий, если удается установить:

  • наличие имущества для видов деятельности, которые отнесены к данным сферам;
  • факт оказания услуг, которые подтверждают договорные отношения о реализации;
  • деятельность в рамках географических границ и статус единственного хозяйствующего субъекта (п. 100 раздела VI приказа № 481-э).

Соответственно, для исключения субъект хозяйственной деятельности не должен попадать под указанные признаки.

Так, компания не оспорила приказ ФСТ о включении ее в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения. Представитель ФАС в суде указал на законность документа. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на имущество, используемое в сфере водоотведения (сети канализации и сооружения на них), и договор на прием сточных вод с МУП указывали на то, что документ является правомерным. Документы о компании доказывали ее принадлежность к субъектам естественных монополий (постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-2930/2016 по делу № А40-91425/2015).

В тексте приказа № 481-э законодатель упоминает ФСТ. В настоящее время решение принимают территориальные органы ФАС. Об этом свидетельствует судебная практика.

Например, в споре о признании приказа ФСТ незаконным суд привлекал для участия в деле представителя ФАС (постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.04.2016 N Ф05-2930/2016 по делу № А40-91425/2015).

Если компании нет в реестре субъектов естественной монополии в РФ, доказать статус помогут другие документы

Невключение организации в реестр субъектов естественных монополий не свидетельствует бесспорно об отсутствии у нее статуса субъекта с учетом осуществляемой ею деятельности (определение ВС РФ от 27.10.2017 № 305-ЭС17-12788 по делу № А41-40556/2016).

Суды отмечают, что отсутствие сведений о компании в реестре не является «определяющим фактором для выявления фактического статуса предприятия как субъекта естественной монополии. Установить статус возможно, исходя из деятельности компании (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 06.06.2017 № Ф03-2023/2017 по делу № А51-27367/2016).

Реестр поможет участникам правоотношений в хозяйственной деятельности.

Закон запрещает субъектам естественных монополий взимать дополнительную плату с контрагентов. Если компания обнаружит завышение цен, она вправе обратиться в антимонопольную службу.

Например, ФАС вынесла предписание в отношении ОАО «РЖД». Суд признал документ законным и оставил в силе. ОАО «РЖД» взимало дополнительную плату с контрагента по договору об организации перевозок. Антимонопольная служба и суд посчитали такие действия неправомерными. Ответчик является перевозчиком, который организует перемещение грузов в соответствии с установленными тарифами. Дополнительную плату РЖД требовать не в праве (определение ВС РФ от 17.05.2017 № 305-КГ17-4633 по делу № А40-74658/2016). Истец в споре использовал в том числе данные реестра субъектов естественных монополий.

www.law.ru

Естественная монополия

Естественная монополия — это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (эксклюзивное владение ресурсами, крайне высокая стоимость или исключительность материально-технической базы).

Чаще всего, естественные монополии — фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: водоснабжение, электроснабжение, железные дороги).

Субъект естественной монополии

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Субъекты естественной монополии созданы в форме акционерных обществ и государственных муниципальных унитарных предприятий. Закон определяет группы субъектов естественной монополии:

1. Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Например:

  • транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ),
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,
  • услуги по передаче электрической энергии.

2. Субъекты естественной монополии на транспорте:

  • железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию),
  • предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.

3. Субъекты естественной монополии в области связи:

  • услуги почтовой связи,
  • услуги электрической связи.

Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок банкротства. Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.

Реестр естественных монополий

Деятельность субъектов естественных монополий регулируется специальными законодательными актами. Субъекты естественной монополии включаются в реестр. Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам. Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов. Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:

  • реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК,
  • реестр по субъектам естественных монополий на транспорте,
  • реестр по субъектам естественных монополий в области связи.

Регулирование естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения.

Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) есть злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Эти факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов.

Органы регулирования естественных монополий применяют методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, через определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня,
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом ( реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

www.1fin.ru

Реестр субъектов естественных монополий — не закон

Хозяйствующий субъект фактически осуществляет деятельность в сфере естественной монополии в области связи — предоставление услуг местного телефонного соединения. Однако его наименование отсутствует в реестре субъектов естественной монополии в данной области.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Возможно ли в данных условиях заключение контракта на основании вышеуказанной нормы?

Заключение контракта на основании указанной в запросе нормы может и должно осуществляться в тех случаях, когда приобретаются товары, работы или услуги, фактически поставляемые, выполняемые, оказываемые в условиях естественной монополии, даже если поставляющий, выполняющий, оказывающий их хозяйствующий субъект не внесен в реестр субъектов естественных монополий.

В обоснование своей позиции предлагаем следующие доводы. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Как видим, напрямую Закон № 44-ФЗ говорит только об отнесении товара, работы, услуги к сфере деятельности субъектов естественной монополии, требования о том, чтобы этот субъект был внесен в реестр субъектов естественной монополии, п. 1 ч. 1 ст. 93 этого Закона не содержит.

Заметим также, что и согласно абз. 3 ст. 3 самого Закона № 147-ФЗ субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (под «товаром» понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (абз. 6 ст. 3 Закона № 147-ФЗ, п. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в редакции, действовавшей до 26 ноября 2006 года, а также п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Иными словами, и в данном случае признание хозяйствующего субъекта субъектом естественной монополии ставится в зависимость от факта осуществления им деятельности в сфере естественной монополии, а не от внесения в реестр таковых субъектов.

Безусловно, Закон № 147-ФЗ предусматривает, что органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль (абз. 2 ст. 10 Закона № 147-ФЗ), однако не предусматривает наступление каких-либо правовых последствий в зависимости от такого включения в реестр или исключения из него. Более того, заметим, что буквальное прочтение вышеприведенной нормы приводит к выводу, что закон предусматривает включение в реестр только тех субъектов естественных монополий, в отношении которых применяются меры государственного регулирования, не указывая, что они применяются в отношении всех без исключения субъектов естественных монополий, относя решение вопроса о применении таких мер к компетенции органов регулирования естественных монополий (ч. 1 ст. 6, абз. 3 ст. 10, абз. 1 п. 1 ст. 11 Закона № 147-ФЗ).

Вместе с тем должны заметить, что нормы действующего Положения о Реестре субъектов естественных монополий в области связи, утвержденного приказом МАП РФ от 15.11.2001 № 1184, фактически предусматривают включение в него любого субъекта, фактически осуществляющего деятельность в области связи, если такая деятельность относится к сфере естественной монополии (сравните п. 5, 13 указанного Положения). Однако же следует заметить и то, что такие включения в реестр и исключения из него не могут осуществляться «по своей воле», «в силу самого факта», и соответствующие решения в любом случае принимаются органами регулирования естественных монополий на основании собираемой ими информации (п. 7 указанного выше Положения).

Соответственно, возможна ситуация, когда тот или иной субъект не внесен в реестр субъектов естественных монополий по той причине, что органы регулирования естественных монополий не имеют информации о том, что товарный рынок, на котором этот субъект осуществляет ту или иную деятельность, находится в состоянии естественной монополии (абз. 2 ст. 3 Закона № 147-ФЗ) или что данный хозяйствующий субъект осуществляет такую деятельность в данный период времени. В этой связи возможна и ситуация, когда хозяйствующий субъект на какое-то время приостанавливает деятельность в сфере естественной монополии, что в силу вышеуказанных причин является основанием для исключения его из реестра субъектов естественных монополий, заключение же с ним заказчиком контракта на оказание соответствующих услуг как раз приведет к возобновлению такой деятельности и, как следствие, к включению этого субъекта в реестр субъектов естественных монополий.

Отсюда можно сделать вывод, что п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ может и должен применяться в тех случаях, когда приобретаются товары, работы или услуги, фактически поставляемые, выполняемые, оказываемые в условиях естественной монополии, даже если поставляющий, выполняющий, оказывающий их хозяйствующий субъект не внесен в реестр субъектов естественных монополий. Однако это является нашим экспертным мнением, официальных разъяснений или правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

www.moscowtorgi.ru

Это интересно:

  • В реестре нет wirelessmode "Разогнал" Wi-fi в Windows 7 31 March 2010 г., 16:32 В порядке обмена опытом. Пользую беспроводную сеть в связке роутер Asus DSL-N13 и Asus Eee PC 1000H . Оба аппарата поддерживают, по заявлению производителя, беспроводной стандарт […]
  • Закон о налоге на имущество физических лиц 2003-1 от 09121991 Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" С изменениями и дополнениями […]
  • Правила благоустройства ялты Решение Ялтинского городского совета Республики Крым от 28 апреля 2015 г. N 20 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым" (5 сессия 1 созыва) Решение Ялтинского […]
  • Advance rp уголовный кодекс Обсуждения Уголовный кодекс штата "Advance" 134 сообщения • Глава 1. Нападение.1.1. За нападение на гражданское лицо, преступнику присваивается 3-ий уровень розыска.1.2. За нападение на сотрудника правоохранительных органов, […]
  • Как и где оформить субсидию в харькове Как и где оформить субсидию в харькове В Харькове оформить субсидию можно обратившись в районное управление труда и социальной защиты. Об этом рассказали на пресс-конференции заместитель Харьковского городского головы по вопросам […]
  • Ст 3 5 ук рф Статья 3. Принцип законности 1. Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. 2. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Комментарий к Ст. […]