Поисковики и музейщики не могут поделить немецкий БТР времен войны

Поисковики и музейщики не могут поделить немецкий БТР времен войны

Немецкий бронетранспортер времен Великой отечественной сегодня оказался не средством, а целью битвы. Этот ценный экспонат, точнее, то, что от него осталось, не поделили два музея. Сотрудник подмосковной военно-технической выставки Денис Смирнов уверен, что артефакт должен достаться тому, кто его нашел, то есть ему и коллегам, тем более что все раскопки производились за его счет. Однако работники музея-панорамы «Сталинградская битва» в Волгограде не собираются отдавать БТР, обнаруженный на территории их региона.

Сотрудники подмосковного военно-технического музея снимали для истории торжественный момент, как из болота достают немецкий бронетранспортер, который должен стать жемчужиной коллекции. И тут же на территории появились незнакомые люди с полицейскими. Как оказалось, это работники волгоградского музея, которые также претендовали на раритетную боевую машину. Скандал разгорелся нешуточный. Денис Смирнов, который руководил раскопками изначально, отказался передавать артефакт местным историкам и даже забрался в БТР, чтобы не отдавать.

О том, что в глубинах Цимлянского водохранилища покоится подбитый в бою немецкий БТР, Денис Смирнов узнал еще в начале года. Он тут же загорелся идеей заполучить его в экспозицию подмосковного военно-технического музея, где сам работает. Артефакт действительно редкий. Таких машин выпустили около 4 тысяч, после войны почти все были отправлены на переплавку. В России осталось лишь несколько экземпляров, стоимость каждого — порядка 30 миллионов рублей. В апреле местные власти дали подмосковному музею разрешение на проведение поисковых работ. Лишь теперь, когда БТР достали и отмыли, им заинтересовались местные музейщики. На место раскопок они пришли с документом от областной администрации и требованием передать им находку.

Денис Смирнов, сотрудник подмосковного военно-технического музея: «Единственное, что наш музей успел в рамках нашей поисковой операции поднять и забрать, — это капот и часть гусеницы. Все остальное досталось группе копателей, которые называли себя реставрационной мастерской».

Как передает корреспондент Светлана Гордеева, военную технику, которую Денис Смирнов с такими усилиями вытащил из болота, полицейские все же изъяли и временно отправили на хранение в волгоградский музей-панораму. Там уже заявили, что за БТР будут бороться, ведь это тот уникальный случай, когда машина времен Великой отечественной войны сохранилась в прекрасном состоянии. Правда, за 60 с лишним лет местные жители успели унести двигатель и коробку передач, но после реставрации боевая машина будет как новая и даже на ходу.

Алексей Васин, директор Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Мемориально-исторический музей-заповедник „Сталинградская битва“»: «На первый взгляд, конечно, вид такой непрезентабельный, слегка похож на груду железа, но поисковики понимают, что такое состояние на самом деле — большая редкость, чтобы в таком виде его найти».

Это, конечно, понимает и Денис Смирнов. Он также намерен бороться за БТР. Согласно закону, вся боевая техника военных времен принадлежит Минобороны, только сотрудники этого ведомства имеют право передавать найденные танки, оружие, боевые машины каким-либо реставрационным мастерским и музеям.

www.ntv.ru

автомагадан

Если купить танк или БТР — что будет

Политическая нестабильность, стихия и неумение властей противостоять экономическим и природным проблемам поневоле заставляет думать о покупке танка. Ну, или БТР. Или, в крайнем случае, БРДМ. Тем более, что стоят такие машины не так уж дорого. Но можно ли на них ездить по дорогам, и что для этого нужно?

Статья с Украинского автомобильного сайта, но многое применимо и для России. В крайнем случае, ничто не мешает вам купить там БТР и, позже, импортировать его в Россию как трактор)

Мода или необходимость

В последние годы спрос на военную спецтехнику вырос в разы. Да и сейчас, как показал опрос продавцов БТРов, БРДМов и танков, украинцы хотят обзавестись тяжелыми бронированными машинами. Зачем? Вопрос риторический. Главным образом, причиной тому является желание ездить везде и всюду – на охоту, рыбалку. И зимой… по киевским дорогам.

Подавляющее большинство таких клиентов покупают боевую технику в качестве доноров для тюнинга. Потратив от 8 до 50 тысяч долларов, они вкладывают десятки тысяч долларов на переоборудование, превращая военные машины в комфортабельные вездеходы с каютами, удобными диванами и даже домашними кинотеатрами. Так, одна из столичных фирм, занимающаяся переделкой военной техники, рассказала АвтоПорталу, что бывают очень требовательные заказчики. Причем еще и большие оригиналы. Так, например, один из киевских бизнесменов захотел, чтобы его БТР оснастили массажным креслом, мини-баром, холодильником и сделали потолок «звездное небо». И ему было все равно, сколько это будет стоить, и насколько трудновыполнима задача.

Очень часто заказчики просят сделать шумоизоляцию, «прорубить» дополнительную дверь и увеличить крышу – чтобы на голову ничего не давило. В данном случае любой каприз за ваши деньги.

В Украине объявлений о продаже боевой техники достаточно много, причем большинство продавцов занимаются этим серьезно. В частности, многие из них предлагают не один экземпляр, а сразу несколько.

О покупке через воинские части

Многие из тех, кто продает военную технику, имеют непосредственное отношение к воинским частям, через которые и осуществляется продажа так называемого «надлишкового майна». С одним из таких продавцов удалось пообщаться АвтоПорталу.

Ничего не скрывая, он сказал, что подобная продажа абсолютно законна, но требует больших затрат по времени. К тому же, как выяснилось, за саму технику клиент должен заплатить заранее – до получения машины. Этот факт многих потенциальных покупателей отпугивает, равно как и то, что с момента уплаты до получения техники может пройти 2-3 месяца. По этой причине большинство украинцев берут бронеавтомобили с рук – выбирая из тех, которые есть в наличии и зарегистрированы.

Если же брать через воинскую часть, как сказал нам собеседник, можно выбрать из имеющихся в наличии машин. Цена зависит от состояния. Если точнее, категории. К примеру, машины 2-й категории – хорошее состояние, 3-я категория – на ходу, 4-я категория – не на ходу. На месте можно осмотреть их и даже испытать в действии, а уж потом определиться с покупкой конкретного экземпляра. Почему на выдачу машины через часть уходит так много времени? Бумажная волокита.

Нужно получить подписи начальника демилитаризации, начальника излишнего имущества, командира части и даже министра обороны! Ясное дело, что у последнего не так много времени на подписание подобных бумаг, вот и затягивается этот процесс надолго. Зато при покупке через военские части прямо на месте можно провести ТО – есть и такая услуга…

Можно ли ездить на танке по городу?

Есть миф, что по дорогам общественного пользования можно ездить даже на танке, только бы пушки и гусениц на нем не было. На самом деле это не так. Совсем не так.

В ГАИ нам объяснили, что если ширина транспортного средства превышает 2,55 м, передвигаться на нем по дорогам общего пользования запрещено (без соответствующего разрешения и/или сопровождения). К тому же, масса. Танки не соответствуют ни одним нормам для использования на дорогах. Но главное, что это негабаритная техника, и значит, всякое ее передвижение (даже на прицепе) следует согласовывать с ГАИ, получая соответствующее разрешение. Впрочем, нельзя ездить и на БТР. Почти все бронетранспортеры имеют ширину, которая также превышает допустимые показатели для езды по общественным дорогам. При этом зарегистрировать и получить номера — можно.

Самый популярный вариант броневиков – БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). Большинство из них вписываются в допустимые нормы, поэтому на них можно передвигаться по городу. Правда, в госавтоинспекции сказали, что не только танки, но и другая спецтехника, включая БРДМ, не имеют права двигаться по дорогам общего пользования. Даже для одноразового перемещения такой техники условия движения и маршрут нужно согласовывать и получать разрешение.

Владельцы БРДМов это опровергают, мол, с инспекторами ГАИ никогда проблем не было. Главное — установить поворотники и стопы, а также не ездить там, где запрещено движение грузовиков. Если висит запрет на проезд грузового транспорта или есть другие ограничения по знакам – владельцу БРДМ запрещено там ехать. В остальном – катайся на здоровье, ведь по документам это фактически трактор.
Как зарегистрировать танк/БТР/БРДМ

Чтобы узаконить боевую машину для личного использования, нужно обращаться в ГосТехНадзор (в Киеве — ул. Командарма Каменева, 6). Перечень документов тот же, что и нужен для регистрации любого другого автомобиля.

Важно отметить, что техника должна быть демилитаризирована. Она предусматривает снятие специального военного оборудования. Его перечень зависит от типа и модификации конкретной машины. Зачастую продающиеся в Украине экземпляры уже лишены «военного добра», но многие продавцы тонко намекают, мол, не вопрос, можем отдать с полным комплектом (рации, водомет и пр.), только эксплуатировать машину с таким обмундированием не удастся. Разве что в лесу или на полях – чтобы никто не видел.

В теории можно зарегистрировать и танк, но демилитаризация обойдется не только дорого, а еще и превратит его в жалкое подобие такового. Поэтому это не только бессмысленная затея, а еще и кощунство.

Другое дело БРДМ или БТР. И то, и другое транспортное средство можно зарегистрировать как спецтехнику (или сельскохозяйственную технику). Что вписывают в техпаспорт? В зависимости от типа техники, в нем может фигурировать «тягач», «сільська технічна машина» или даже «броньовик». По словам продавцов, на регистрацию может уйти от одного-двух дней до нескольких недель. Не скрывая, они признались, что все зависит от связей и возможных «вознаграждений», которые могут потребовать сотрудники регистрирующих органов. Если повезет, можно вложиться в 800-1000 гривен.

Если покупать в воинской части, все необходимые документы предоставят, а также дадут акт о демилитаризации. Также, как рассказал нам один из продавцов, с недавнего времени нужно уплатить и 2500 гривен в какой-то одесский институт (точное название выяснить не удалось), который выдает разрешение на регистрацию.

Правда, это в случае первой регистрации. Причем, по словам нашего собеседника, для этого нужно отправить по факсу пакет документов на конкретную машину и перечислить на счет «непонятной фирмы» (дословно) названную ранее сумму. Придется потратиться и на водительское удостоверение – нужно пройти курсы вождения на получение прав категории «D». В целом это все, что нужно для оформления и управления. Если говорить о госномерах, номер крепится на корму – спереди не нужно.

Сколько стоит и как едет

Броневики в хорошем состоянии, если судить по нашему обзвону продавцов, разметают едва ли не как горячие пирожки. Более того, многие спешат совершить покупку, пока не подорожало. И дело тут не в введении спецпошлин, которое увеличит стоимость машин в Украине, а в моратории. Как и в случае с земельными участками ОСГ, на военную технику то применяют, то отменяют мораторий на продажу. Но, как известно, в нашей стране мораторий не предполагает полный запрет.

Скорее так – выборочный. Находятся те, кто умудряется реализовывать подобную технику, даже когда это запрещено. Но в любом случае мораторий влияет на стоимость (даже если брать с рук), поэтому еще месяц назад БРДМ 2 в идеальном состоянии можно было приобрести за 8-10 тысяч долларов, тогда как сегодня с трудом можно отыскать за 12 тысяч. Это если говорить о машинах-донорах, которые не доработаны. В случае с тюнингованными БРДМами, стоимость может составлять и 50 тысяч долларов. Все зависит от состояния и уровня доработок.

Наибольшим спросом пользуется БРДМ-2. Но, конечно, существует множество различных модификаций, перечислять которые смысла нет (оставим это на 9 мая). Этот 7-тонный броневик по умолчанию имеет бензиновый двигатель ГАЗ-41 мощностью 140 л.с. Максимальная скорость – 90 км/ч, при передвижении по воде – 8-10 км/ч. Заводских данных по расходу топлива нет, но если верить владельцам – порядка 30-40 литров. Некоторые из них меняют родной мотор на дизельный Iveco – он улучшает динамические показатели и снижает расходы на топливо. Есть и те, кто ставит… ГБО!

Экипаж БРДМ состоит из четырех человек. Что касается брони, эта машина имеет невысокую защищённость, броня защищает от пуль стрелкового оружия и осколков. Из расходов на эксплуатацию стоит упомянуть резину. В основном, она не в лучшем виде, поэтому покупатели вынуждены ее менять. Одно колесо в среднем стоит 2000 грн.

Говорить предметно о БТР особого смысла нет. Бронетранспортеры берут в основном те, кто и не думает выезжать на дороги, ну или является председателем сельского совета, которого никто не тронет в родной деревне. Причиной низкой популярности является невозможность использования на дорогах и изначально высокая стоимость, которая себя не оправдывает (БТРы стоят от 10 до 80 тысяч долларов – в зависимости от модификаций). Ведь и БРДМ может проехать там, где редко ступает нога человека. В большинстве случаев БТРы покупают в полной боевой готовности – с пушкой и пр. Где их потом хранят и как используют, вариантов много.

Некоторые богачи покупают их просто для того, чтобы развлекаться с бизнес-партнерами, у которых уже есть подобная техника. По секрету, наш источник в воинской части под Киевом рассказал, что время от времени приближенные к боевым действиям «покатушки» проводят для гражданских лиц в боевых частях. Есть специализированные фирмы, предоставляющие подобные услуги — от возможности пострелять из боевого оружия (автоматы, пулеметы) до езды на боевой технике. Говоря проще, толстосумы арендуют полигон для инсценировки боевых действий и катаются на «государственной» или личной технике. В общем, играют в «войнушки». Особой популярностью пользуется езда на танках – за несколько часов украинцы могут потратить до 10 тысяч долларов за организацию таких развлечений.

Что касается танков, этот товар специфичен, но имеет своего покупателя. При появлении в продаже их зачастую быстро покупают, однако при условии, что конкретный экземпляр может сам передвигаться. Да и военная оснастка имеет значения – ни один коллекционер (а, такие есть) не возьмет танк, если он демилитаризирован. Стоимость танков зависит от состояния и модификации и колеблется в пределах 30-200 тысяч долларов. К слову, по слухам, ярым коллекционером танков был Виктор Черномырдин, посол России в Украине.

Любит танки и «Железный Арни» (он же Арнольд Шварцнеггер). У него их восемь.

Из военной экзотики, доступной в Украине, стоит упомянуть БАЗ- 6944. Это уникальное средство передвижения, потому что рассчитано на 54 человека и способно плавать. Шасси – от ракетовоза. Максимальная скорость – 65 км/ч на суше и 8-10 км/ч на воде. Как удалось выяснить, в Украине было всего 4 таких плавающих машины. Две ушли на порезку, две остались в музее (Черкасская область). Одна из них недавно выставили на продажу. Стоимость – 50 тысяч долларов.

Надо ли?

Любая военная техника это, прежде всего, дорогая игрушка. В особенности это касается демилитаризированных экземпляров. Также не стоит думать, что подобные машины не ломаются и могут работать вечно. Один из наших собеседников признался, что даже после консервации многие экземпляры требуют замены разных деталей. А они стоят денег, да и обслуживание тоже потребует финансовых затрат. Вывод: если много денег, можно и побаловаться. Если же есть желание, скажем, кататься на БРДМ на работу и домой — нужно быть готовым к повышенному вниманию со стороны ГАИ и тщательно выбирать маршрут

am49.ru

В магазин на БТР: владельцы «домашних» броневиков раскрыли свои секреты

«Заправщик присел и голову руками закрыл — думал, все, стреляем»

19.04.2016 в 14:12, просмотров: 22465

Прошлой осенью столичные полицейские проводили проверку ломбарда на Никольской улице — и, к своему удивлению, обнаружили там бронетранспортер. Кто додумался сдать туда военную технику в погоне за длинным рублем — загадка. А совсем недавно — в начале весны — москвичей удивил БТР, ехавший среди обычных машин по бульвару Рокоссовского. Мы выяснили, зачем частники покупают бронетехнику.

Итак, секрет описанных инцидентов прост: в Москве есть немало простых людей, не имеющих отношения к армии, но владеющих военной техникой, на которой они спокойно могут отправиться хоть на рынок за картошкой. С какими же сложностями сталкиваются владельцы таких машин в Москве? И как они их приобретают?

Итак, секрет описанных инцидентов прост: в Москве есть немало простых людей, не имеющих отношения к армии, но владеющих военной техникой, на которой они спокойно могут отправиться хоть на рынок за картошкой. С какими же сложностями сталкиваются владельцы таких машин в Москве? И как они их приобретают?

Неподалеку от метро «Юго-Западная» стоит ничем не примечательный крытый гараж, в котором припаркованы десятки машин. Одно из парковочных мест занимает «нечто», накрытое брезентом, — то ли грузовик, то ли исполинских размеров внедорожник. Но местных водителей не проведешь: они хорошо знают, что рядом с их хэтчбеками и седанами спрятан. настоящий БТР-40, легкий советский бронетранспортер родом из 50-х годов прошлого века.

— Моя машина редкая, — говорит владелец БТР-40, москвич Алексей Морозов. — О ее покупке я мечтал долгие годы — и, как только появилась возможность, свою мечту воплотил в жизнь, купил бронетранспортер и своими силами восстановил его фактически из одного ржавого кузова.

«Броневик» Морозова — не пустой макет: владелец грозной машины может в любой момент сесть в него и отправиться по своим делам. Например, в магазин, как герой известной миниатюры Михаила Жванецкого. По закону он имеет на это полное право: по столичным дорогам может ездить техника шириной не больше 2,5 метра, и БТР-40 попадает в эти габариты. Старшие «братья» бронетранспортера — БТРы 60-х, 70-х, 80-х и 90-х — уже существенно шире: по правилам в городе они могут перемещаться только по заранее согласованным маршрутам с машинами сопровождения, и свободно на них уже не поездишь. То же самое, кстати, относится и к танкам, которые ко всему прочему еще и портят асфальт.

— Таких, как я, по всему столичному региону всего 30–40 человек, — говорит Морозов, — большая часть состоит в бронетанковом отделении специального клуба «ГАЗ-69». У всех «габаритная» техника: либо бронетранспортеры, как у меня, либо бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ) 1-й и 2-й серий. С точки зрения закона боевой транспорт в частных руках приравнивается к тракторам — и на нас накладываются все «тракторные» ограничения. Проще говоря, нам нельзя ездить по автомагистралям и тем местам города, где установлены знаки «Автомагистраль» или «Движение тракторов запрещено». Поэтому путь на МКАД нам закрыт.

Внутри «броневика» Морозова тесновато — чтобы залезть в боковой люк машины, приходится нагибаться и проявлять чудеса ловкости; при этом обзор из кабины БТР напоминает обзор из грузовика. Это не удивительно — управляться с БТР-40 водителю по правилам должен помогать командир экипажа. Однако хозяин машины утверждает: приноровиться можно. Тем более что другие водители к бронетранспортеру стараются не прижиматься — грозная техника поневоле внушает им уважение.

Полцарства за старый броневик

Захотел купить военную технику? Держи карман шире! Стоимость самого дешевого (а значит, и популярного) «броневика» — БРДМ-2 — более полумиллиона рублей. Причем за такую цену его неизбежно придется доводить до ума, что тоже потребует немалых затрат. Машины покруче — к примеру, относительно новый БТР-80 — могут стоить до 10 миллионов рублей. Правда, особого смысла покупать его нет: из-за больших габаритов передвигаться на нем по дорогам общего пользования просто не получится. Но куда обращаться, если деньги все же есть? Напрямую в Минобороны танк или БТР вам не продадут — вначале военные разыгрывают аукционы и передают технику компаниям-посредникам, юридическим лицам. Перед этим все машины проходят процедуру демилитаризации: с них снимают все вооружение.

Так что если есть желание купить военную технику — нужно обращаться либо к компаниям-посредникам, либо к физическим лицам, уже владеющим всевозможными «броневиками». Первый вариант неминуемо обернется переплатами — поэтому куда проще поискать предложения о продаже на сайтах бесплатных объявлений (их там неожиданно полно). Бывалые владельцы боевых машин утверждают: не стоит брать технику с конструктивными изменениями. Многие норовят впихнуть в «броневики» кондиционеры, кожаные диваны или вырезать там окна — а продать такие машины, потерявшие армейский колорит, потом очень сложно.

Поскольку формально «гражданская» бронетехника приравнена к тракторам и права на нее нужны, как на трактор, — их получают в Гостехнадзоре (в Москве это ведомство — часть Объединения административно-технических инспекций, ОАТИ). Впрочем, купить БТР или танк можно и без них, только ездить на нем не получится. В целом схема покупки «броневика» схожа с автомобильной — сначала продавец снимает ее с учета в Гостехнадзоре, потом заключается договор купли-продажи. При этом у машины обязательно нужно сверить номера кузова, рамы и шасси с теми, что прописаны в паспорте самоходной машины (ПСМ). Дальше дело за покупателем: ему предстоит отправиться в Гостехнадзор, поставить там машину на учет и оформить на нее страховку (которая, к слову, дешевле автомобильной).

Казалось бы, все просто: но боевая машина — это далеко не гражданский автомобиль. К примеру, в ней запросто могут отсутствовать боковые зеркала или поворотники — и ставить их счастливому обладателю «броневика» придется самостоятельно: без этого в Гостехнадзоре машину просто не оформят.

«Корабль» на колесах

Военная техника — настоящий удар по семейному бюджету. Мало того что сама по себе машина стоит немало — так еще и ее обслуживание требует огромных денег. Пример тому — бензин. Двигатель наиболее распространенного из «броневиков», БРДМ-2, изначально предназначен для работы на низкооктановом бензине, который сегодня запрещен из соображений экологии. Владельцы военных машин дорабатывают его — и переводят на 92-й бензин. У БРДМ-2 2 бака по 140 литров каждый; нетрудно посчитать, что ее полная заправка 92-м бензином обойдется «всего»… в 10 тысяч рублей! При этом расход топлива у тяжелой (весом от 5,5 до 7,5 тонны в зависимости от комплектации) БРДМ-2 огромный: 30 литров на 100 км пробега.

— Зато с мойкой машины проблем нет, — говорит Алексей Морозов, заводя свой БТР-40 (я сижу рядом на командирском сиденье), — по габаритам моя машина как грузовик, и на обычную автомойку ее пускают спокойно.

Охранник открывает двери гаража — и наш «броневик» отправляется в путешествие по московским улицам. В салоне на удивление тихо: мощная броня БТР-40 поглощает звук — и ощущение такое, как будто едешь в обычном грузовике. Бронетранспортер едет по асфальту ровно и мягко — «плывет», как дорожный корабль. Правда, вскоре в салоне становится жарко: в машине послевоенных лет кондиционера, само собой, нет и в помине — зато есть печка. Зимой внутри БТР-40 тепло и комфортно, но летом он превращается в «баню» на колесах.

— Время жизни военной техники в бою — не больше 15 минут, — объясняет водитель, — поэтому о комфорте для экипажа конструкторы никогда особо не заботились. Она вообще не предназначена для повседневных разъездов — поэтому на свою машину я никогда не жаловался, да и выезжаю на ней только в выходные. Так, что-то мы с вами разогнались.

Морозов сбавляет скорость — судя по спидометру, она уже перевалила за 60 км/ч. Причем по ощущениям наш дорожный «корабль» ехал не больше 40 км/ч. Это особенность всех «броневиков»: по трассам они передвигаются легко и незаметно — конструктивно машины могут разгоняться до 100 км/ч. Но высокие скорости — не стихия боевых машин: остановить ее на большой скорости крайне сложно. Поэтому «капитан» БТР-40 старается держать с другими машинами внушительную дистанцию в 10–15 метров и входит в развороты по увеличенным радиусам.

— Водители поумнее держат дистанцию и близко ко мне не подъезжают, — говорит Морозов, — но есть те, кто при виде моего «броневика» впадает в эйфорию, начинают что-то кричать, снимать, а порой даже обгоняют и пытаются затормозить бронетранспортер, что очень опасно. Но ДТП, к счастью, у меня еще ни разу не было.

— Водитель БТР, прижмитесь к обочине и остановитесь! — раздается сзади гул мегафона. Не прошло и 10 минут после выезда, как нами заинтересовались сотрудники ДПС.

Бронированный «сюрприз» для гаишников

— Предъявите ваши документы! — командует сотрудник ДПС, когда Алексей Морозов открывает люк. Владелец «броневика» спокойно протягивает стражу порядка бумаги — и тот мельком проглядывает их. Сразу видно: дорожному полицейскому куда интереснее сама машина, чем ее проверка.

— Ну что, как машина-то? Рвет? — интересуется инспектор.

— Еще как! — с улыбкой отвечает Алексей.

Вообще-то в столичном ГИБДД всех владельцев военной техники знают чуть ли не поименно — уж слишком редки подобные машины на городских улицах. Придраться к их хозяевам дорожным полицейским сложно: все «броневики» — в надежных руках, технически исправны и поддерживаются в идеальном состоянии. Их водители ведут себя на дороге крайне аккуратно и никогда не нарушают ПДД — что неудивительно: выезд на «встречку» БТР обернется серьезной аварией, ведь масса машины очень велика. Но инспекторам ДПС все равно нравится останавливать столь экзотические для Москвы «агрегаты» — скорее не для проверки, а из простого любопытства.

— Меня пару недель назад за 20 минут езды на своей БРДМ (бронированной разведывательно-дозорной машине) сотрудники ДПС три раза останавливали, — рассказывает 31-летний москвич Михаил Букарь, встречая нас у гаража (как и Алексей Морозов, он — член клуба «ГАЗ-69» и владелец собственного «броневика»). Документы при этом ни разу не проверили — им просто интересно было. Да и что меня проверять? На моей машине номер стоит, при первом нарушении я сразу же попаду в объективы дорожных камер — но такого еще ни разу не было. Хотя стражи порядка мной все равно интересуются: в деревне, где я держу свою машину, и полицию бдительные граждане вызывали, и гаишники меня проверять приезжали, хотя их там отродясь никто не видел.

О собственном «броневике» Букарь мечтал с детства: недалеко от его дачи под Ногинском располагался завод «Вторчермет», куда свозили на утилизацию военную технику. Еще подростком вместе с друзьями он лазал там — и смотрел на лежащие друг на друге штабелями и дожидающиеся уничтожения машины. Именно тогда у него и возникло желание спасти хотя бы одну из них — и получить собственную военную машину. Прошли годы — и мечта сбылась: правда, чтобы приобрести военный «агрегат», Букарю вместе с женой пришлось перейти чуть ли не на хлеб и воду. Кстати, именно супруга Михаила и сподвигла его к покупке: мол, мечтаешь все время — так купи уже!

— Когда я наконец купил свою БРДМ, то был безумно счастлив, — вспоминает владелец машины, — на нее поставил макет крупнокалиберного пулемета Владимирова (КПВТ). У моей машины, когда я глушу мотор, глушители «отстреливают» — и этот звук похож на выстрелы. Как-то с другом заехали на заправку — а он в башне сидел и развернул ее вместе с макетом пулемета в сторону павильона. Я заглушил двигатель, и глушители «отстрелялись» — а навстречу из стеклянных дверей как раз заправщик выходил. Так он присел и голову руками закрыл — думал, все, стреляем.

Впрочем, еще один владелец боевой машины, пожелавший остаться неизвестным, рассказал не менее забавную историю:

— В один из первых же дней после покупки БТР я решил поехать на нем в деревенский магазин. А там у нас культовое место сбора, где молодежь все время собирается. И когда я подъехал — все бросились наутек через заднюю дверь магазина: видно, решили, что война началась. (Смеется.)

Купить — и утопить

Бронетранспортер — это, по сути, бронированный грузовик с пушкой. Его главная цель — возить пехоту, и устроен он довольно просто. Однако самая популярная в столичном регионе военная техника, находящаяся в частных руках, — это бронированные разведывательно-дозорные машины (БРДМ). На фоне БТР это — настоящие космические корабли с кучей сложнейшего оборудования: дополнительными выдвижными колесами для преодоления рвов и траншей, водометами для передвижения в воде, приборами ночного видения, а также инфракрасными фарами и прожекторами. Даже камеры БРДМ особенные: они не сдуваются, получив до семи дырок от пуль. Купить такую сложную машину, как выяснилось, не проблема — но как научиться с ней управляться?

— По специальности я — инженер многоцелевых колесных и гусеничных амфибийных машин, окончил МАДИ, — рассказывает 29-летний Евгений Гайн, владелец БРДМ-2. — Чтобы освоить свою машину, мне потребовалось много времени. С одной стороны, военная техника рассчитана на солдат-срочников, на то, что они смогут ее чинить. С другой — без инструкций тут не разберешься. К счастью, их можно найти: в Самаре есть специальный архив, где, оплатив госпошлину, можно официально получить всю интересующую техническую информацию по военным машинам. Не по всем, конечно, — но на мою БРДМ-2, к счастью, она была в открытом доступе.

Правда, Гайн не сразу изучил все инструкции — а соблазн испытать свою дозорную машину в деле у молодого человека был очень велик. Еще бы! Мало того что БРДМ-2 спокойно может ездить по снегу толщиной в полметра, так она еще и амфибия, способная плавать в воде. Поэтому пуститься в плавание машине Гайна было, что называется, на роду написано. Нетерпеливый водитель загнал свой «броневик» в неглубокий водоем неподалеку от дачи — и тут машина Евгения начала быстро набирать воду в корпус! Оказалось, что у БРДМ-2 одна из резиновых прокладок от времени износилась и порвалась, отчего в трюме машины образовалась течь. Вообще на этот случай у дозорной машины есть электрический трюмный насос с механической помпой — с одной течью он бы справился. Вот только Евгений ко всему прочему забыл закрыть перед погружением специальные клапаны — кингстоны, и перед потоком воды, бьющим через них, мощный насос БРДМ оказался бессилен.

— Я утопил свою машину вечером, а достал утром, — вспоминает Гайн, — вначале пригнали трактор — он не справился. Потом ему в помощь приехал джип. Только после этого БРДМ-2 из воды удалось вытащить — и я сразу начал в полевых условиях сливать из нее воду и менять технические жидкости. Только после этого машина завелась — и смогла добраться до гаража.

В поисках военных запчастей

Не секрет, что военная техника куда надежнее гражданской, но даже она порой выходит из строя. Понятно, что в обычный автосервис «броневик» не загонишь — тут нужен совсем другой подход. И если инструкции еще можно изучить, обладая навыками ремонта обычной машины, то где взять запчасти к БТР или БРДМ?

— С этой проблемой владельцы военной техники сталкиваются практически сразу же после покупки, — говорит Алексей Морозов, — дело тут вот в чем: военные передают компаниям-посредникам технику с консервации, которая могла находиться на открытых площадках хранения 25–30 лет. И в таком же «консервированном» виде она потом поступает и обычным покупателям — физическим лицам. Сразу завести такую машину — значит, «посадить» ее двигатель: сначала к пуску ее нужно подготовить — заменить смазку, сальники, резиновые прокладки и уплотнители. Одним словом, провести ее техническое обслуживание.

На словах все выглядит просто — но на деле куда сложнее: для такого «косметического» ремонта огромную машину нужно практически полностью разобрать, а потом собрать обратно. Даже владея серьезными инженерными навыками, сделать это весьма непросто. Что до деталей на замену — часть из них подходит от гражданской техники, к примеру, грузовиков «ГАЗ-66» или «ГАЗ-63». Но есть и такие элементы, с которыми возникают сложности: к примеру, некоторые детали вообще изначально были спроектированы как авиационные. И где такие возьмешь?

— Иногда мы берем конструкторскую документацию из архивов и изготавливаем по ней детали под заказ на разных предприятиях, — говорит Алексей Морозов. — А еще есть такая организация — «Московский внедорожный клуб», которая занимается обслуживанием самой разной техники. Специалисты клуба могут модернизировать даже военные машины — и мы к ним нередко обращаемся.

На прощание я снова спросил у владельцев «броневиков» — зачем им все это? Мечта — это прекрасно, но ведь такая техника — это еще и время, деньги, силы. Неужели оно того стоит?

Я участвовал в параде в честь 75-летия Победы в подмосковном Пушкино, — говорит Евгений Гайн, — я ехал за рулем БРДМ-2, а рядом сидела моя жена в роли командира экипажа. И знаешь, когда она отдавала воинское приветствие командующему парадом, а он отвечал ей, этот восторг и эмоциональный подъем — это все ни с чем не сравнимые ощущения. Поэтому да — оно того стоит.

www.mk.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]