Оглавление:

Глоссарий. Русский язык и литература

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которых оно состоит.
Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня). Целесообразно при выделении той или иной морфемы определять ее грамматическое значение. На первых порах при освоении данного вида лингвистического анализа полезно даже записывать характеристику каждой части слова.

Основа — это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание — это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания:

  1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
  2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.
Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка — это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.

Порядок разбора слова по составу.

  1. Определить слово как часть речи.
  2. У изменяемого слова найти окончание и определить его значение. Правильность выделения окончания проверить его изменением.
  3. Указать основу слова.
  4. Выделить корень (для этого нужно подобрать однокоренные слова) или корни в сложных словах.
  5. Выделить приставки и суффиксы (если они есть). Правильность выделения морфем доказать подбором слов с другим корнем, но с этими же приставками и суффиксами.

edu.glavsprav.ru

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Как разобрать слово по составу

Продолжим изучать основные правила русского языка и сегодня вспомним, как разбирать слово по составу.
Разобрать слово по составу – значит сделать его морфемный анализ, или указать, из каких морфем слово состоит. Морфема – минимальная значимая часть слова.
Напомним, на какие части можно разбить слово:

главная значимая часть слова, которую имеют родственные слова.

В русском языке есть слова, которые состоят из одного корня: гриб , метро , пер о , остров , погод а .
Также, есть слова состоящие из двух корней: тепл о ход , вод о пад , сам о вар .
Из трех корней: вод о гряз е леч ебница.
Из четырех корней: электр о свет о вод о леч ение.

значимая часть слова, которая стоит после корня и предназначенная для образования новых слов.

В некоторых словах может быть два суффикса: подберез ов ик – суффиксы — ов — и — ик — .

это значимая часть слова, которая находится перед корнем и предназначена для образования новых слов.

это изменяемая часть слова, она служит для связи слов в предложении.

Итак, чтобы разобрать слово по составу надо найти в слове окончание, для чего надо изменить слово.

Например, в слове поездка .

Изменяя слово: поездк ой , или поездк у , то видно – изменяемая часть – а . Обведем её рамочкой, это окончание.

Далее найдем корень, для этого подберем однокоренное слово – по езд , пере езд . Сравнивая эти слова – видим, что не меняется часть слова езд . Это и есть корень.

Затем найдем приставку, для этого надо опять подобрать однокоренные слова – по езд, под ъезд. Видно, что приставка стоит перед корнем, т.е. в нашем случае – это часть слова по .

И наконец, найдем суффикс, который стоит после корня и предназначен для образования слова, в нашем случае – это часть слова к .

У нас получилось:

Теперь рассмотрим самые распространенные суффиксы имен существительных:

beginnerschool.ru

Как правильно разобрать слово по составу?

Подробная инструкция о том, как правильно разобрать слово по составу. Школьники и родители смогут легко делать разбор, заглядывая в эту шпаргалку.

Прежде чем приступить к разбору слова по составу, выясним следующее. Состав слова — что это такое?

Слово состоит из корня, приставки, суффикса и окончания.

Корень, приставка и суффикс — это значимые части слова.

Окончание — изменяемая часть слова.

Разбор слова по составу — это выделение частей, из которого оно состоит.

Графически части слова выделяются так, как показано на рисунке.

Что такое основа слова? Это все слово без окончания. В основе заключается лексическое значение слова.

И обозначается основа так, как видно на картинке.

Для того, чтобы разобрать слово по составу, сначала измените форму слова.

Это означает, что нужно изменить окончание — часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

На примере слова побелка есть такие варианты изменения формы: побелкой, о побелке. Значит, в слове побелка окончание А.

Выделение окончания показано на образце.

Выделите основу слова.

На данном примере основой является побелк- . В основу входят приставка по-, корень -бел- и суффикс -к-.

Подберите однокоренные слова. Родственные, или однокоренные слова — это те, что имеют общую часть и общее значение.

К слову побелка подходят: белый, белить. У всех этих слов одинаковая часть — бел. Значит, это и есть корень. Выделите его, как показано на схеме.

Дальше подберите слова с такой же приставкой. Например, покрасил, посмотрел. Выделите приставку по-.

Приставка — это часть слова, стоящая перед корнем. Она служит для образования новых слов.

Найдите слова с таким же суффиксом. Дубки, березки, к примеру. Выделите суффикс.

Суффикс — это значимая часть слова после корня и перед окончанием.

Служит также для формирования новых слов.

Вот мы и разобрали слово по составу. В слове побелка основа — побелк, корень -бел-, приставка по-, суффикс -к и окончание -а.

otvetguru.ru

Разбор слова по составу

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке вы познакомитесь со способом действия при разборе слова по составу. Узнаете, что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу. Потренируетесь в разборе слов по составу.

Как узнать строение слова?

1. Измени слово по числам или по команде одного-двух вопросов, выдели изменяемую часть – окончание. Отметь основу слова (это часть слова без окончания).

2. Объясни значение слова с помощью слова-родственника, подбери ещё одно-два однокоренных, выдели их общую часть – корень.

3. Определи и укажи часть слова перед корнем – приставку, постарайся объяснить её работу.

4. Определи и укажи часть слова после корня перед окончанием – суффикс, подумай о его работе.

5. Проверь, все ли части слова выделены.

Узнаём строение слова:

Укажем состав имени существительного подставка.

1. Изменю слово по числам: подставки – подставка (изменилось -а, это окончание). Основа подставк-

2. Объясню значение слова: подставка – подставляют, ставят под что-то; подставить. Корень –став.

3. под – приставка

4. -к- – суффикс (называет существительное со значением действия) (см. Рис. 1).

Разберём по составу имя прилагательное радостный.

1. радостныйрадостная, радостные (изменилось -ый, это окончание)

2. радостный – полный радости, радуюсь, рад

3. суффиксы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Укажем состав глагола подумаем.

1. подумаем – подумаю (изменилось -ем, это окончание)

2. однокоренные слова – дума, раздумье, думать

4. суффикс -а- (см. Рис. 3)

Составляем и записываем слова по схемам:

Составьте и запишите слова по схемам с корнем -мор-.

Вам помогут приставка при-, суффикс -ск-.

Море, морской, приморский, приморье.

  1. Основа может состоять только из корня: мор-е.
  2. В основу может входить, кроме корня, суффикс: мор-ск-ой.
  3. В основу могут входить, кроме корня, приставка и суффикс: при-мор-ск-ий.
  4. В основу может входить, кроме корня, приставка: при-морь-е.

Среди пар слов ищем слово с таким же строением:

Разберём слово по составу. Затем среди пар слов найдём слово с таким же строением.

1. сахарок – листок, мешок

Разберём слова по составу.

Окончание нулевое, изменим слова: нет сахарка, листка, мешка, появилось окончание -а.

Основа сахарок-, листок-, мешок-.

Сахарок – маленький сахар, корень -сахар-, листок – маленький лист, корень -лист-, мешок – корень -мешок-.

Суффикс -ок- у слов сахарок, листок (см. Рис. 4).

2. местный – красный, лимонный

Разберём слова по составу.

Окончание -ый, изменим слова: местная, красная, лимонная, изменилось -ый.

Основа местн-, красн-, лимонн-.

Местный – относящийся к определённому месту, корень -мест-, красный – краснота, краснеть, корень -красн-, лимонная – имеющая отношение к лимону, корень -лимон-.

Суффикс -н- у слов местный, лимонный (см. Рис. 5).

3. пододеяльник – подорожник, подстаканник

Разберём слова по составу.

Окончание нулевое, изменим слова: пододеяльники, подорожники, подстаканники, появилось окончание -и.

Основапододеяльник-, подорожник-, подстаканник-.

Пододеяльник – специальный чехол, надеваемый на одеяло, корень -одеял-. Подорожник – луговая трава, обычно растущая у дороги, корень -дорог-. Подстаканник – подставка с ручкой, в которую вставляется стакан, корень -стакан-.

Приставка под- у слов пододеяльник и подстаканник, приставка по- у слова подорожник.

Суффикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

4. берёзоньки – огоньки, глазоньки

Разберём слова по составу.

Окончание -и, изменим слова: берёзонькам, огонькам, глазонькам, изменилось -и.

Основа берёзоньк-, огоньк-, глазоньк-.

Берёзоньки – ласково называют берёзы, корень -берёз-. Огоньки – маленькие огни, корень -огонь -, -огн-, в корне есть беглый гласный. Глазоньки – ласково называют глаза, корень -глаз-.

Суффикс -оньк- у слов берёзоньки, глазоньки, у слова огоньки суффикс -к (см. Рис. 7).

Находим каждой схеме подходящее слово

Под каждой схемой подпишем подходящее слово.

Рука, ручка, ручной, поручни, безрукий.

Это однокоренные слова, одинаковая часть -рук-, -руч-, в корне есть чередование согласных к-ч.

Рука – окончание -а, изменим слово по числам: рука – руки, изменилось -а. 2 схема.

Ручка – окончание -а, изменим слово по числам: ручка – ручки, суффикс -к. 1 схема.

Ручной – окончание -ой, изменим слово: ручная, ручные, суффикс -н-. 1 схема.

Поручни – окончание -и, изменим слово: поручням, приставка -по, суффикс -н-. 4 схема.

Безрукий – окончание -ий, изменим слово: безрукая, приставка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

Что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу?

Посмотрите на слова.

На первый взгляд в них есть одинаковые части.

Чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу, нужно учитывать значение слова и значение части слова.

Окончание нулевое, основа лётчик-, мячик-.

В существительном мячик выделяем суффикс -ик-, который придаёт слову значение «маленький» (мячик – это маленький мяч).

А существительное лётчик не имеет значения «маленький». В этом слове другой суффикс -чик-. Существительное обозначает профессию человека. Такое значение придаёт суффикс -чик- (см. Рис. 9).

Окончание нулевое, основа дружок-, урок-.

В существительном дружок выделяем суффикс -ок-, который имеет уменьшительно-ласкательное значение (друг – дружок).

А существительное урок не имеет такого значения, потому что в нём нет такого суффикса. Корень -урок- (родственное слово урочный) (см. Рис. 10).

Побегу – окончание -у, изменим слово: побегут. Основа побег-.

Победа – окончание -а, изменим слово: победы. Основа побед-.

В глаголе побегу приставка по- указывает на начало движения. Корень -бег-.

В существительном победа нет такой приставки, корень -побед- (однокоренные слова: победить, победитель) (см. Рис. 11).

Сделаю – сделаем, окончание -ю. Основа сдела-.

Однокоренные слова: дело, поделка. Корень -дел-, приставка с-, суффикс -а-.

Смешу – смешим, окончание -у. Основа смеш-.

Смешу – вызываю смех, корень -смеш-, -смех-, в корне есть чередование согласных х//ш (см. Рис. 12).

Листики – листика, окончание -и. Основа листик-.

Листики – это маленькие листы. Корень -лист-, суффикс -ик-.

Ластики – ластикам, окончание -и. Основа ластик-.

В этом существительном нет суффикса -ик-, корень -ластик- (однокоренное слово ластиковый) (см. Рис. 13).

Ухожу – уходим, окончание -у. Основа ухож-.

Ухо – уха, окончание -о, основа ух-.

В глаголе ухожу выделяем приставку у-, которая имеет значение «удаляться». Корень -хож- (родственные слова: ход, ходьба, чередование д//ж в корне).

В существительном ухо нет приставки у-. Однокоренные слова: ушастый, ушки, корень -ух-, -уш-, чередование х//ш (см. Рис. 14).

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня:

Попробуйте самостоятельно разобрать слова по составу: касса, рассада, рассольник, рассказ.

Чем одно слово отличается от других?

В словах рассказ, рассада и рассольник последняя буква приставки и первая буква корня одинаковые.

Удвоенные согласные на стыке приставки и корня

В слове кассаудвоенные согласные в корне (см. Рис. 15).

Заключение:

На уроке вы познакомились со способом действия при разборе слова по составу.

Список литературы

  1. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  2. М.С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
  5. Л.В. Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003.
  6. Г.Т. Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3–4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

Домашнее задание

  1. Выбирайте из справочного бюро подходящие по смыслу слова и вписывайте. Покажите строение однокоренных слов.
    …девочка
    …торт
    …платки
    …коты
    …болезнь
    …пляж
    …обезьяны
    …перья
    Справочное бюро: глазная, глазастая; песочный, песчаный; носатые, носовые; пуховые, пушистые.
  2. Прочитайте текст. Выпишите из текста 4 слова к первой схеме и два слова ко второй схеме. Мальчик пошёл на озеро рыбу ловить. Первой поймал он голубую рыбку. Голубую, блестящую, с красными пёрышками, с круглыми глазками. Глазки как пуговки. А хвостик у рыбки – совсем как шёлковый: голубенький, тоненький, золотые волоски. (По Б. Житкову)
  3. Выпишите из каждого отрывка однокоренные слова и разберите их по составу.
    1. Ветер, ветерок, ветрище,
    Ты чего по свету рыщешь? (Я Аким)
    2. Вот совушка-сова –
    Большая голова,
    На дереве сидит,
    Головушкой вертит.
    (Народная песенка)
    3. Грачиха говорит грачу:
    «Слетай с грачатами к врачу,
    Прививки делать им пора
    Для укрепления пера!» (М. Бородицкая)
    4. Жил старик со своею старухой
    У самого синего моря. (А. Пушкин)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал School-collection.edu.ru (Источник).
  2. Интернет-портал Beginnerschool.ru (Источник).
  3. Интернет-портал 7licei.3dn.ru (Источник).

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

interneturok.ru

Алгоритм разбора слова по составу. 3-й класс

Цели урока:

  • научить детей определять части слова;
  • развивать внимание, речь, наблюдательность;
  • воспитывать интерес к процессу познания.
  • Задача: на основании полученных знаний о частях слова, провести самостоятельное выведение алгоритма разбора слова по составу.

    I. Чистописание.

    На какие соединения надо обратить внимание?

    слакс отлапь ёсво дотлса зёбера кьвромо

    II. Повторение словарных слов.

    1) В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их в клеточки по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

    класс
    пальто
    овёс
    солдат
    береза
    морковь

    • В какую группу можно объединить эти слова? (Словарные слова)
    • Почему? (нельзя проверить написание какой-либо буквы)

    III. Актуализация.

    1) Найдите, спрятавшееся слово. (Состав)
    Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? (6 букв, 6 звуков,

    2 слога, имеет несколько значений)

    Какие значения имеет слово “состав”? (состав вещества, офицерский

    состав, состав поезда)

    Что же обозначает это слово? (Соединение всех частей в целое)

    Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас? (состав слова)

    Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

    2) Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

    Что такое суффикс? (Часть основы, которая стоит после корня)

    Что такое приставка? (Часть основы, которая стоит перед корнем)

    Что называют корнем слова? (Главная часть основы)

    Что еще выделяем в слове? (Основа — часть слова, которая остается

    если отделить окончание)

    3) Подберите однокоренное слово к одному из словарных слов, обозначающее название грибов.

    Попробуйте найти знакомые части слова в слове “подберезовике” и “поделка

    (Графически дети записывают свои ответы)

    Физминутка.

    Мы показывали части слова графически, а теперь попробуем показать части слова вами. Поделитесь на пары. Я называю слово и его часть, а вы должны показать, как обозначается эта часть.

    Повозка — воз, переделать — пере, корзинка — а, солнышко — ышк, деревянный — дерев, зимний — н.

    IV. Постановка проблемы.

    Почему вы решили, что –под- в слове “подберезовики и поделка” — это приставка? Докажите. (Потом идет корень, а перед корнем всегда приставка)

    Так с чего же все-таки нужно начинать находить части слова?

    Какую часть слова надо находить первой, какую следующей и почему? Я предлагаю вам установить порядок разбора слова по составу, т. е. вывести алгоритм.

    V. Открытие нового знания.

    1) Для этого поделимся на 3 команды. Каждая команда получает свое слово, думает, на листочке определяет и записывает свой порядок разбора слова по составу. Затем, выбираете 1 человека от команды, он на доске записывает свое слово и объясняет порядок разбора слова. Почему разбирать слово нужно именно так, а не иначе? Остальные слушают объяснение, согласны вы или нет, почему? 1 команда — подснежники, 2 команда — подсолнухи, 3 команда – посадка. Почему сначала находим окончание?

    (Оно служит только для связи слов в предложении, смысл слова заключен в основе, а главное в основе — корень)

    2) Посмотрим, какой алгоритм разбора слова по составу, записан в учебнике на с. 41. Прочтите, похоже на наш алгоритм. Докажите.

    Разбор слова по составу.

    1.Измени слово и выдели в нем окончание.
    2. Вы дел и основу слова.
    3.Подбери однокоренные слова и выдели корень.
    4.Выдели приставку.
    5. Вы дел и суффикс.

    3) Можно запомнить этот алгоритм, составив рифмовку:

    Слово по составу верно разбирай:
    Первым, окончание всегда выделяй,
    На основу внимательно смотри,
    Корень, поскорее, ты у нее найди,
    Приставку и суффикс в конце определи.

    Этим алгоритмом пользуются все ученики во всех школах.

    4) Вернемся к нашим словам “подберезовики и поделка”, и уже соблюдая порядок разбора слова по составу, выделите в нем все его части.

    • С чего начнем?
    • Как найдем окончание? (изменим слово)
    • Что осталось? (основа)
    • Как правильно выделить корень? (Подобрать как можно больше однокоренных слов) Приставка — перед корнем, суффикс — после корня.

    VI. Самостоятельная работа.

    1) Шарады
    Корень тот же, что и в слове сказка,
    Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
    Приставка та же, что и в слове расход.

    Корень мой находится в цене.
    В очерке найди приставку мне,
    Суффикс мой в тетрадке все встречали.
    Вся же — в дневнике я и в журнале.

    Запишем и найдем в слове его части.

    2) Отгадаем загадки и разберем отгадки по составу. Золотое решето черных домиков полно; сколько черненьких домков, Столько беленьких жильцов, (подсолнух).

    Вот по кругу друг за дружкой ходят дружно две подружки; не толкаясь, не мешая, быстро движется большая, (стрелки).

    Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка).

    В брюхе — баня, в носу — решето, на голове — пуговица, одна рука — и та на спине, (чайник).

    Весь день ползу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Спешить домой я не спешу. Зачем спешить мне по- пустому? Свой дом я при себе ношу, и потому всегда я дома, (улитка)

    — Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке, (снежинка)

    3) Учебник с. 44 упр. 47. (2 ученика у доски одновременно по вариантам) Задания выполняется по вариантам. Мысленно проведите ось симметрии. Левую сторону выполняет I вариант, правую — II.

    Списать слова, разобрать их по составу. Задание выполняется самостоятельно, затем проверим.

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Это интересно:

    • Сценарий агитбригады закон 1539 Сценарий выступления агитбригады мбоу сош №31 по выполнению закона Краснодарского края №1539 Слоганы. На Кубани закон простой 22,00- пора домой! Детский закон – работа взрослых.. Нет хмурых дней, бестолковых и постных. […]
    • Налоги прямые и косвеные Прямые и косвенные налоги в составе цены В состав цены входят также налоги. Налог – это сбор или платеж принудительного характера, взимаемый государством с имущества и доходов физических лиц и хозяйствующих субъектов и использующийся […]
    • Налоги литва 2018 Налоги в Литве Осуществляя экономическую деятельность на территории Литвы, любые хозяйствующие субъекты вне зависимости от происхождения их капитала облагаются следующими основными налогами: Выплаты в Фонд социального страхования […]
    • Бланк отчета единый налог 3 группа 2018 Как с вами связаться? Онлайн-сервисподготовки декларации по ЕНВД за 2018 год Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки Распечатать отчет Отправить через интернет! Начиная с 1 […]
    • Структура органов исполняющих наказание Структура учреждений и органов государства, исполняющих наказания в виде лишения свободы Система исполнительных учреждений. 1. Исправительные колонии: колонии-поселения: а) для лиц, совершивших преступления по неосторожности; б) […]
    • Девиз правил дорожного движения Внеклассное мероприятие по теме: "Зеленый огонек". Игра по Правилам дорожного движения Игра по правилам дорожного движения. Цели: Закрепление учащимися знаний по ПДД и навыков их соблюдения. Воспитание безопасного поведения […]