Налоговый учет расходов на услуги аутсорсинга

Автор: О.А. Мясников, налоговый юрист, канд. юрид. наук
Источник: Журнал «Ваш налоговый адвока» №10-2007
Опубликовано: 20 октября 2009

В современных условиях развития научно-технического прогресса и внедрения в производство новых технологий особую значимость приобретает высокий профессиональный уровень работников, способных обслуживать сложные механизмы. Однако не всегда в штате организации имеются сотрудники, обладающие необходимым уровнем квалификации. В подобной ситуации компания имеет возможность заключить договор по предоставлению персонала с другой фирмой. Сразу скажем, что налоговый закон позволяет учесть при налогообложении прибыли расходы на привлечение таких специалистов.

Для организации возможность привлекать специалистов из других компаний предусмотрена в различных нормативных правовых актах. Так, в соответствии с подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту. Кроме того, организация вправе прибегать к услугам уполномоченных представителей в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 16, 29 НК РФ). В рамках гражданско-правовых отношений договор предоставления персонала регламентируется нормами главы 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.

Подпункт 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относит расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией. Значит, организации вправе уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму таких затрат.

Правда, Минфин России в письме от 5 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/222 пришел к следующему выводу. Затраты организации на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если в штате организации отсутствуют такие специалисты. Как видно, финансовое ведомство считает возможным учет при налогообложении прибыли расходов на аутсорсинг, только если у компании нет работников, выполняющих аналогичные функции. Заметим, что налоговые органы придерживаются порой схожего мнения по данному вопросу, предъявляя налогоплательщикам претензии в тех случаях, когда при аутсорсинге происходит дублирование функций работников самой организации.

Однако в письме от 2 сентября 2005 г. № 20-12/62487.1 УФНС России по г. Москве на вопрос, может ли организация, которая ведет торговую деятельность, учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой услуг другой фирмы, применяющей упрощенную систему налогообложения, по предоставлению персонала в аренду, дало следующий ответ. Специалисты налоговой службы указали, что понесенные налогоплательщиком расходы на оплату услуг по предоставлению работников, удовлетворяющие требованиям ст. 252 НК РФ, уменьшают полученные налогоплательщиком доходы для целей налогообложения прибыли.

Подход арбитражных судов

Как показывает обобщение арбитражной практики, суды разрешают организациям учитывать при налогообложении прибыли расходы на услуги по предоставлению сотрудников другими организациями.

Пример 1. По результатам проверки налоговый орган вынес решение, которым доначислил обществу налог на прибыль, начислил пени и штраф. По мнению проверяющих, налогоплательщик необоснованно уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму расходов на услуги по предоставлению персонала.

Общество не согласилось с решением контролеров и обжаловало его в судебном порядке. Арбитражный суд поддержал позицию налогоплательщика.

Как установил арбитражный суд, общество включило в состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), по строке 050 декларации «Расходы на оплату труда» для целей налогообложения прибыли выплаты иностранным компаниям по соглашениям о предоставлении персонала. Общество документально подтвердило факты оказания услуг по предоставлению персонала в рамках указанных соглашений и их оплаты.

Суд, оценив представленные соглашения и установив факт их исполнения, пришел к выводу, что при заключении соглашений стороны руководствовались законодательством США и ФРГ, национальное законодательство иностранных государств было выбрано сторонами в качестве права, применимого к соглашениям; командирование в рамках данных соглашений было с соглашения иностранных граждан.

Суд указал, что соглашения о предоставлении персонала упоминаются в различных статьях Налогового кодекса РФ (подп. 4 п. 1 ст. 148, п. 7 ст. 306), а в подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по таким соглашениям прямо предусмотрены в качестве расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль.

В итоге суд отклонил довод налогового органа о нарушениях обществом гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 128, 422, 1202 ГК РФ), связанных с заключением незаконных сделок по предоставлению персонала. Ведь такой довод не основан на материалах дела и установленных судами фактических обстоятельствах.

Постановление ФАС Московского округа
от 12, 18 апреля 2007 г. по делу № КА-А40/2546-07

В другом случае арбитражный суд, признавая обоснованными расходы общества на привлечение специалистов, исходил из того, что общество не занималось профессиональной подготовкой своих сотрудников, оборудование, на котором работали сотрудники, нетипично для России и поэтому для работы на таком оборудовании требовалась специальная подготовка. В подготовку персонала входило разъяснение особенностей оборудования, возможных неполадок и аварийных ситуаций, необходимых специфических требований к технике безопасности и охраны труда (Постановление ФАС Московского округа от 10, 7 марта 2006 г. по делу № КА-А41/1350-06).

Несмотря на претензии налоговых органов, организациям все же удается доказать правомерность налогового учета анализируемых расходов.

Пример 2. По результатам выездной проверки контролеры приняли решение о доначислении налога на прибыль, начислении пеней и штрафных санкций. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции. Арбитражный суд вынес свой вердикт в пользу налогоплательщика.

Общество и сторонняя организация заключили соглашение об оказании управленческих услуг. Возможность отнесения подобного рода расходов на затраты вытекает из ст. 252, подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с условиями соглашения организация обязуется предоставлять руководящие и управленческие услуги, связанные с деятельностью общества. Во исполнение соглашения, в частности, на работу в общество был специально направлен сотрудник. Рассмотрев выплаты, произведенные обществом по соглашению, суд пришел к выводу, что они подтверждаются надлежащими документами, оформленными в соответствии с условиями соглашения, а именно актами о предоставлении управленческих услуг, дополнениями и платежными документами. Эти документы отвечают требованиям соглашения об оказании управленческих услуг, поэтому суд признал их отвечающими требованиям законодательства.

Кроме того, суд оценил довод налоговой инспекции, что в 2003 г. данный сотрудник одновременно по трудовому договору исполнял обязанности директора общества. Суд установил, что исполнение обязанностей по трудовому договору не препятствует исполнению иных обязанностей, которые возможны в рамках соглашения об оказании управленческих услуг. Из устава общества и перечня оказываемых услуг к соглашению следует, что обязанности директора в рамках трудового договора и обязанности по соглашению у этого сотрудника различны.

Кроме того, нужно отметить то обстоятельство, что оплата производилась сотруднику на основании трудового договора, в то время как оплата услуг по предоставлению персонала перечислялась юридическому лицу. Суд исследовал вопрос о размере оплаты по соглашению и установил, что расходы по данному соглашению составляют незначительную часть относительно полученных доходов предприятия.

С учетом изложенного арбитражный суд пришел к выводу о незаконности решения налоговой инспекции о доначислении налога на прибыль, начислении пеней и штрафа.

Постановление ФАС Московского округа
от 14, 9 февраля 2006 г. по делу № КА-А40/306-06

Разрешая аналогичный налоговый спор, арбитражный суд установил, что привлечение сторонних специалистов благоприятно отразилось на финансовых результатах деятельности общества. Следовательно, довод инспекции об экономической необоснованности рассматриваемых расходов является несостоятельным. Таким образом, суд признал, что в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по оплате услуг в области производственно-финансового менеджмента правомерно отнесены обществом к расходам, связанным с производством и реализацией, и правомерно учитывались при исчислении налога на прибыль (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2005 г. по делу № А26-1014/2005-216).

Иногда налоговые органы настаивают на том, чтобы организация относила расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями к вложениям капитального характера. Однако арбитражные суды убеждены, что исследуемые расходы относятся к затратам текущего характера. Данный вывод сделан в Постановлении ФАС Уральского округа от 11 января 2006 г. по делу № Ф09-5989/05-С7.

Общие требования, предъявляемые к расходам

Для отражения затрат на аутсорсинг в налоговом учете необходимо, чтобы они соответствовали критериям расходов, указанных в п. 1 ст. 252 НК РФ (экономическая обоснованность, документальная подтвержденность, использование в деятельности, направленной на получение дохода). Рассмотрим подробнее сущность названных критериев расходов применительно к затратам компании на привлечение персонала.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Стоит отметить, что понятие «экономическая оправданность затрат» не дано ни в одном акте действующего законодательства РФ. Законодательство о налогах и сборах также не содержит никаких разъяснений данного понятия для целей налогообложения.

Следовательно, термин «экономическая оправданность» является оценочной категорией, а это означает, что при возникновении сомнений в оправданности расходов налоговый орган должен доказать это обстоятельство (ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В настоящее время сформировалось три варианта толкования упомянутого термина арбитражными судами:

  • связь с деятельностью, направленной на извлечение дохода;
  • производственная целесообразность;
  • соответствие цен, уплаченных за услуги, рыночному уровню.

Арбитражные суды в большинстве случаев склоняются к первому варианту. Они считают, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода. Подтверждение тому — Постановления ФАС ВосточноСибирского округа от 6 октября 2004 г. по делу № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1, ФАС Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. по делу № А56-1475/04 и др.

Экономическая оправданность затрат также может характеризовать количественную оценку произведенных расходов. Иными словами — насколько разумным и необходимым с точки зрения рыночных цен был размер понесенных расходов. Из этого, в частности, исходит ФАС Московского округа в Постановлении от 6 июля 2005 г. по делу № А72-6211/04-8/585. Как показывает судебная практика, для признания затрат неоправданными необходимо оценить их размер применительно к затратам других лиц в сопоставимых обстоятельствах (Постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2005 г. по делу № КА-А40/6950-05).

Пример 3. Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 2005 г. По итогам камеральной проверки инспекторы сделали вывод о занижении налоговой базы в результате включения в состав расходов сумм, выплаченных за оказанные обществу услуги аутсорсинга, а также управленческие и консультативные услуги.

Данные суммы затрат проверяющие расценили как экономически необоснованные.

Общество не согласилось с выводами контролеров и обратилось в арбитражный суд. Суд пришел к выводу о правомерном уменьшении налогооблагаемой прибыли и указал, что экономическая оправданность понесенных расходов налогоплательщиком подтверждается не фактическим получением доходов, а направленностью таких расходов на получение дохода.

Арбитражный суд также отметил, что спорные затраты были связаны с хозяйственной деятельностью общества, а налоговый орган не представил доказательств несоответствия стоимости услуг сторонних организаций рыночной стоимости методом сравнения с ценами идентичных услуг. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа

от 16 мая 2007 г. по делу № Ф04-2804/2007(34020-А27-37)

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Как показывает практика, такими документами могут быть договоры, дополнительные соглашения, акты выполненных работ, подписанные сторонами, платежные поручения, счета-фактуры.

Организация вправе отразить в налоговом учете расходы на оплату приобретенных услуг, только если эти затраты связаны с ее производственной деятельностью . Такие выводы сделаны в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 19 сентября 2005 г. по делу № А79-806/2005, ФАС Московского округа от 18—22 апреля 2005 г. по делу № КА-А41/2986-05.

В противном случае фирма не вправе включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы, потраченные на приобретенные услуги. Подтверждение тому — Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15 февраля 2005 г. по делу № А33-8934/04-С3-Ф02-128/05-С1, А33-8934/04-С3-Ф02-358/05-С1.

Налоговый вычет

Случается, что налоговые органы чинят препятствия организациям в вычете сумм НДС, уплаченных по договорам на предоставление персонала. Тем не менее не всегда подобные претензии являются обоснованными.

Пример 4. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, а также привлечения общества к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Основанием для доначисления налога явилось неправомерное, по мнению инспекции, предъявление обществом к вычету НДС по сделке с другой организацией о передаче работников по договору лизинга. Инспекция, сославшись на то, что указанные затраты не связаны с процессом производства и реализации, признала неправомерным применение обществом налогового вычета в данном случае.

При рассмотрении спора суд пришел к выводу об отсутствии у налоговой инспекции оснований для доначисления НДС, уплаченного налогоплательщиком сторонней организации по услугам лизинга сотрудников.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав затрат включаются расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией. Оценив имеющиеся в деле документы, суд признал, что услуги, оказываемые сотрудниками по данному договору, связаны с производственной деятельностью общества. Уплата НДС в составе стоимости услуг произведена.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на применение налогового вычета по НДС.

Постановление ФАС Уральского округа
от 23 ноября 2005 г. по делу № Ф09-5290/05-С2

Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2007 г. по делу № Ф04-2126/2007(33206-А27-15).

Автор: О.А. Мясников, налоговый юрист, канд. юрид. наук

gaap.ru

Как защитить расходы на аутсорсинг персонала

Статьи по теме

Налоговики всегда подозрительно относятся к аутсорсингу персонала, считая, что с помощью аренды сотрудников компании завышают расходы. Поэтому любой договор аутсорсинга инспекторы анализируют на этапе предпроверочного анализа. Что в этом документе может насторожить налоговиков, а также как защитить расходы на аутсорсинг – в нашей статье.

Экономить с помощью аутсорсинга можно еще год

Кадровые агентства нанимают себе в штат сотрудников, а затем предоставляют их другим организациям. Так компании с помощью аутсорсинга могут регулировать численность и оставаться на спецрежимах, взносы на травматизм агентство платит по минимальной ставке, а сам «арендатор» не берет на себя никаких обязательств перед заемными сотрудниками.

Но с 2016 года новая статья 56.1 ТК РФ прямо запретит заемный труд. Зато появится и новая глава 53.1 о регулировании временного направления сотрудников в другие организации. Арендовать персонал можно будет только у аффилированной компании (например, внутри холдинга) или специального агентства. К агентствам установлены жесткие требования: уставный капитал от 1 млн. рублей, общий режим, специальное образование у руководителя и т. д.

Использовать чужих сотрудников будет разрешено только в некоторых случаях. В частности, для временного расширения производства на срок до девяти месяцев или для замещения временно отсутствующих штатных сотрудников. Кроме того, взносы на травматизм кадровое агентство будет платить исходя из условий принимающей стороны.

В любом аутсорсинге налоговики видят схему

Налоговики всегда относились к аутсорсингу настороженно – они считают аренду персонала одним из способов завышения расходов. Неоднократно инспекторы на сайтах региональных УФНС предупреждали, что будут пристально следить за компаниями, которые арендуют персонал. В данный момент договора аутсорсинга всегда анализируются на стадии предпроверочного анализа компании. Подробности – на видео.

Есть три основания, по которым инспекторы определяют схемы.

Во-первых, если компания в массовом порядке увольняет сотрудников, а затем берет их же снова, то налицо схема, уверены налоговики. Иногда соглашаются с этим и судьи (постановление Президиума ВАС РФ от 28.04.09 № 17643/08).

Во-вторых, инспекторы заподозрят схему, если учредителями и руководителями заказчика и предоставляющей персонал компании являются одни и те же лица либо близкие родственники.

В-третьих, внимание инспекторов обеспечено, если подбором персонала занимается сам заказчик, а не компания, предоставляющая услуги аутсорсинга. Чаще всего инспекторам это удается выяснить в результате опроса работников компаний.

Документы, которые подтвердят расходы на аутсорсинг

Стоимость услуг по аренде персонала списывают как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ). К сожалению, кодекс не уточняет, какие именно документы помимо договора и акта нужно подготовить для обоснования затрат. Так что желательно, чтобы таких документов было больше.

Подтвердить необходимость привлечения сторонних специалистов можно, к примеру, служебной запиской руководителя отдела о нехватке персонала. Так же в ней важно обосновать выгоду от найма. В служебной записке можно зафиксировать, что аутсорсинг сокращает расходы на поиск персонала под конкретный проект. Реальность сделки обоснуют документы, свидетельствующие, что специалисты фактически находились на территории заказчика. Например, это могут быть пропуска на территорию компании, табели учета выполненных работ и т. д.

Спора с налоговиками компания может избежать, если привлечет в рамках аутсорсинга специалистов, которые не предусмотрены ее штатным расписанием. Причем безопаснее привлекать их временно и под конкретный проект.

Какие аргументы сработают в спорах по расходам на аутсорсинг

Расходы на дополнительных работников обоснованны, только если в штате компании нет специалистов с теми же обязанностями или с такой же должностью — так считают налоговики. Иначе снимают расходы. Суды часто принимают принимают сторону компаний и признают обоснованность затрат, если компании удается объяснить, зачем понадобились дополнительные сотрудники. Рассмотрим три конкретных ситуации, в которых компаниям удалось защитить расходы на аренду персонала.

Ситуация № 1

Что не понравилось проверяющим. Компания, которая строила особо опасные объекты, привлекла для консультаций бухгалтеров и юристов. При этом в ее штате были аналогичные специалисты. Инспекторы сняли расходы на привлеченный персонал

Решение судей. Суд поддержал компанию. Перед началом стройки надо организовать бухучет и получить разрешения. А для этого нужны работники со специальной квалификацией. Штатные сотрудники не обладали специальными знаниями, поэтому расходы на дополнительный персонал обоснованны (постановление от 25.12.12 № А40-33743/12-115-147*)

Комментарий «УНП». Обосновать привлечение сторонних сотрудников будет проще, если четко распределить обязанности. Функции штатных сотрудников надо прописать в должностных инструкциях. А в договоре со сторонним персоналом предусмотреть только те услуги, которые не входят в обязанности штатных работников. Это исключит споры

Ситуация № 2

Что не понравилось проверяющим. Компания-генподрядчик привлекла для работы сторонний персонал. Инспекция сняла на проверке расходы, посчитав их необоснованными. По мнению налоговиков, компания не перевыставила эти расходы заказчику, поэтому они не связаны с работами

Решение судей. Суд защитил компанию. Инспекция ссылалась на то, что субподрядчик фактически не выполнял работы. Но на проверке факт выполнения работ налоговики не оспаривали. Привлеченные сотрудники выполнили работы, значит, расходы на вознаграждения в их пользу можно списать (постановление от 30.05.13 № А40-79395/12-90-422)

Комментарий «УНП». Факт выполнения услуг привлеченными работниками подтвердят несколько документов. Во-первых, подробные акты, где поименованы все работы и сумма расходов. Во-вторых, отчет с описанием работ, их объемом и сроками выполнения

Ситуация № 3

Что не понравилось проверяющим. Контрагент предоставил компании сотрудников по договору аренды персонала. Налоговики отказались признавать расходы на аутсорсинг из-за того, что компания не заключила с арендованными работниками трудовые договоры.

Решение судей. Компания вправе списать затраты на аренду сотрудников и без заключения трудовых договоров с ними. Суд подчеркнул, что не обязательно оформлять трудовые отношения. Ведь расходы на услуги по предоставлению работников поименованы отдельно (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ). К оплате труда эти затраты не относятся (постановление от 16.05.14 № Ф05-4114/14*)

Комментарий «УНП». Налоговый кодекс РФ не уточняет, какие именно документы помимо договора и акта нужно подготовить для обоснования затрат на аутсорсинг.

www.gazeta-unp.ru

Расходы на аутсорсинг для налога на прибыль

Вопрос: В организации, осуществляющей непрерывное производство продукции, для работников установлен сменный график работы. В связи с отсутствием необходимого количества работников для производства готовой продукции организация заключила договор на оказание услуг сторонней организацией по предоставлению персонала (аутсорсинг) для работы на производственных линиях.

Будут ли учитываться в целях исчисления налога на прибыль расходы организации на услуги по указанному договору?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо об учете в целях исчисления налога на прибыль расходов по аутсорсингу и сообщает следующее.

Из письма следует, что организация, осуществляющая непрерывное производство продукции, в связи с отсутствием необходимого количества работников заключила договор на оказание услуг сторонней организацией по предоставлению персонала (аутсорсинг).

В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме, а под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Таким образом, затраты организации на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Одновременно сообщаем, что согласно п. 11.4 Регламента Минфина России от 23.03.2005 № 45н обращения организаций и индивидуальных предпринимателей по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С. РАЗГУЛИН

www.eg-online.ru

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ: УЧЕТ РАСХОДОВ НА ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ, ПРИВЛЕКАЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ АУТСОРСИНГА

Если организация, в которую работники привлекаются по договору аутсорсинга, не заключает с ними трудовые договоры (организация не является по отношению к ним работодателем, а работники не являются штатными сотрудниками организации), расходы на их обучение не учитываются ею в целях налогообложения прибыли, сообщает сайт taxin.ru (http://taxin.ru/docs/B79F0A432D7E7D28C32574FB005EAFCE.html)

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

При этом к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе в порядке, предусмотренном в п. 3 ст. 264 НК РФ. Об этом сказано в пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Следовательно, предметом договора аренды является имущество и договор, заключаемый организацией о привлечении стороннего персонала, не может быть признан договором аренды.

В то же время в ГК РФ не предусмотрен такой вид договора, как договор о предоставлении персонала (аутсорсинг).

Однако на основании ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

Предоставление персонала (аутсорсинг) является возмездным оказанием услуг.

Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Предметом договора аутсорсинга является предоставление персонала исполнителя заказчику. Работники, передаваемые по договору аутсорсинга, числятся в штате предоставляющей организации. С этой организацией работники состоят в трудовых отношениях, то есть заключают трудовые договоры, получают заработную плату, оплату больничных и компенсации. При этом организация, в которую работники привлекаются по договору аутсорсинга, не оформляет с ними никаких юридических (в том числе и трудовых) отношений.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

subschet.ru

Расходы на аутсорсинг для налога на прибыль

6. Налоговый учет расходов на услуги аутсорсинга

В современных условиях развития научно-технического прогресса и внедрения в производство новых технологий особую значимость приобретает высокий профессиональный уровень работников, способных обслуживать сложные механизмы. При этом не всегда в штате организации имеются сотрудники, обладающие необходимым уровнем квалификации. В подобной ситуации организации имеют возможность заключать договор по предоставлению персонала с другими организациями.

Подпункт 19 п. 1 ст. 264 НК РФ относит к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

6.1.2. Правовая природа договора аутсорсинга

В различных нормативных правовых актах предусмотрена возможность привлечения организацией специалистов из других организаций. Так, в соответствии с подпунктом «в» п. 2 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Кроме того, организация имеет право прибегать к услугам уполномоченных представителей в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 16, 29 НК РФ).

В рамках гражданско-правовых отношений договор предоставления персонала регламентируется нормами главы 39 ГК РФ.

6.2. Практические аспекты учета расходов на услуги по предоставлению работников6.2.1. Разъяснения Минфина России

В письме Минфина России от 05.04.2007 № 03-03-06/1/222 рассмотрена возможность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на сумму затрат организации на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга. Организация, производящая подрядные работы, в связи с постоянно меняющимися объемами работ заключила договор аутсорсинга (предоставление персонала сторонней организацией).

В целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшал полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно подпункту 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией, а также расходы на услуги по ведению бухгалтерского учета, оказываемые сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.

Учитывая вышеизложенное, затраты организации на услуги по предоставлению персонала по договору аутсорсинга могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, если в штате организации отсутствуют такие специалисты.

Как следует из данного письма, финансовое ведомство считает возможным учет при налогообложении прибыли расходов на аутсорсинг только в случае, если у организации нет работников, выполняющих аналогичные функции.

Заметим, что налоговые органы придерживаются схожего мнения по данному вопросу, предъявляя налогоплательщикам претензии в случае, если при аутсорсинге происходит дублирование функций работников самой организации [11].

Но арбитражные суды решают в ряде случаев данный вопрос иначе. Так, суд отклонил ссылку налогового органа на наличие в штате предприятия должностных лиц, осуществлявших бухгалтерский, налоговый и управленческий учет. В частности, арбитражный суд указал, что наличие в штате организации двух работников бухгалтерии (главного бухгалтера и его заместителя) не исключало возможности привлечения для оказания информационных, бухгалтерских и аудиторских услуг работников сторонней организации [12].

6.2.2. Мнение налоговых органов

В письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2005 № 20-12/62487.1 ?О порядке исчисления налога на прибыль при оплате услуг по предоставлению работников? рассмотрена следующая ситуация. Организация осуществляла торговую деятельность. В связи с этим возник вопрос о том, могла ли она учитывать для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой услуг другой организации, применявшей упрощенную систему налогообложения, по предоставлению персонала в аренду.

Согласно ст. 247 НК РФ для российских организаций объектом обложения налогом на прибыль признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются на основании главы 25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов.

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, – убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Кроме того, расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В подпункте 19 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты на оплату услуг по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

На основании вышеизложенного был сделан вывод, что понесенные налогоплательщиком расходы на оплату услуг по предоставлению работников, удовлетворявшие вышеперечисленным требованиям ст. 252 НК РФ, уменьшали полученные налогоплательщиком доходы для целей налогообложения прибыли.

6.2.3. Подход арбитражных судов

Как показывает арбитражная практика, суды разрешают организациям учитывать при налогообложении прибыли расходы на услуги по предоставлению сотрудников другими организациями.

В качестве примера подобного подхода приведем постановление ФАС Московского округа от 12.04.2007, 18.04.2007 № КА-А40/2546-07 по делу № А40-51764/06-116-251.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку ООО. По результатам проверки налоговый орган вынес решение, которым доначислил обществу налог на прибыль, пени и штраф. По мнению налогового органа, налогоплательщик необоснованно уменьшил налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму расходов на услуги по предоставлению персонала.

Общество не согласилось с решением контролеров и обжаловало его в судебном порядке.

Арбитражный суд поддержал позицию налогоплательщика. Поясним почему.

В соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией продукции, могут быть отнесены расходы на услуги по предоставлению работников (технического и управленческого персонала) сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Как установил арбитражный суд, общество включило для целей налогообложения прибыли в состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг), по строке 050 «Расходы на оплату труда» налоговой декларации выплаты иностранным организациям по соглашениям о предоставлении персонала.

Общество документально подтвердило факты оказания услуг по предоставлению персонала в рамках вышеуказанных соглашений и их оплаты.

Суд, оценив представленные соглашения и установив факт их исполнения, пришел к выводу, что при заключении соглашений стороны руководствовались законодательством США и ФРГ, национальное законодательство иностранных государств было выбрано сторонами в качестве права, применявшегося к соглашениям; командирование в рамках данных соглашений осуществлялось с согласия иностранных граждан.

При этом суд указал на то, что соглашения о предоставлении персонала упоминаются в различных статьях НК РФ (подпункт 4 п. 1 ст. 148, подпункт 19 п. 1 ст. 264, п. 7 ст. 306 НК РФ), а в подпункте 19 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по соглашениям о предоставлении персонала прямо предусмотрены в качестве расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль.

В связи с этим суд отклонил решения налогового органа о нарушениях обществом гражданского законодательства Российской Федерации (ст. 128, 422, 1202 ГК РФ), связанных с заключением обществом незаконных сделок по предоставлению персонала, поскольку оно не было основано на материалах дела и установленных судами фактических обстоятельствах.

В другом случае арбитражный суд, признавая обоснованными расходы общества на привлечение специалистов, исходил из того, что общество не занималось профессиональной подготовкой своих сотрудников, оборудование, на котором работали сотрудники общества, не было типичным для Российской Федерации и поэтому для работы на этом оборудовании требовалась специальная подготовка персонала. В подготовку персонала входило разъяснение особенностей оборудования, возможных неполадок и аварийных ситуаций, необходимых специфических требований к технике безопасности и охраны труда (постановление ФАС Московского округа от 10.03.2006, 07.03.2006 № КА-А41/1350-06 по делу № А41-К2-13310/05).

Несмотря на претензии налоговых органов, организациям все же удается доказать правомерность налогового учета анализируемых расходов. Подтверждением тому является постановление ФАС Московского округа от 14.02.2006, 09.02.2006 № КА-А40/306-06 по делу № А40-36375/05-90-303.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку ОАО по вопросам правильности исчисления и уплаты налога на прибыль. По результатам выездной проверки налоговый орган принял решение, которым начислил налогоплательщику налог на прибыль, пени и штрафные санкции.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения налогового органа.

Арбитражный суд вынес решение в пользу налогоплательщика. И вот почему.

ОАО и общество «БАТ Россия Лимитед» заключили соглашение об оказании управленческих услуг. Возможность отнесения подобного рода расходов на затраты вытекает из ст. 252, подпункта 19 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В соответствии с условиями данного соглашения общество «БАТ Россия Лимитед» обязалось предоставлять ОАО руководящие и управленческие услуги, связанные с деятельностью общества. Во исполнение соглашения, в частности, на работу в ОАО был направлен Х. Рассмотрев выплаты, произведенные ОАО во исполнение условий соглашения, суд пришел к выводу, что они подтверждались надлежащими документами, оформленными в соответствии с условиями соглашения, а именно актами о предоставлении управленческих услуг, дополнениями, а также платежными документами. Данные документы отвечали требованиям соглашения об оказании управленческих услуг, поэтому суд признал их в качестве документов, отвечавших требованиям законодательства.

Кроме того, суд оценил довод налогового органа о том, что в 2003 году Х. одновременно по трудовому договору исполнял обязанности директора ОАО. Суд установил, что исполнение обязанностей по трудовому договору не препятствовало исполнению иных обязанностей, которые возможны в рамках соглашения об оказании управленческих услуг. Из устава общества и перечня оказываемых услуг к соглашению следовало, что обязанности директора в рамках трудового договора и обязанности по соглашению у Х. различны.

Кроме того, суд отметил то обстоятельство, что оплата производилась Х. на основании трудового договора, в то время как оплата услуг по предоставлению персонала осуществлялась юридическому лицу. Суд исследовал вопрос о размере оплаты по соглашению и установил, что расходы по данному соглашению составляли незначительную часть относительно полученных доходов общества.

С учетом вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу о незаконности решения налогового органа в части начисления налога на прибыль, пени и штрафа.

Разрешая аналогичный налоговый спор, арбитражный суд установил, что привлечение специалистов ООО благоприятно отразилось на финансовых результатах деятельности общества. Следовательно, довод налогового органа об экономической необоснованности рассматривавшихся расходов являлся несостоятельным. Таким образом, суд признал, что в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по оплате ООО услуг в области производственно-финансового менеджмента были правомерно отнесены обществом к расходам, связанным с производством и реализацией, и правомерно учитывались при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2005 по делу № А26-1014/2005-216).

Иногда налоговые органы настаивают на том, чтобы организация относила расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями к вложениям капитального характера. Однако арбитражные суды убеждены в том, что исследуемые расходы относятся к затратам текущего характера. Так, данный вывод сделан в постановлении ФАС Уральского округа от 11.01.2006 по делу № Ф09-5989/05-С7.

6.2.4. Вправе ли организация принять к вычету НДС

Случается, что налоговые органы отказывают организациям в праве на вычет сумм НДС, уплаченных по договорам на предоставление персонала. Тем не менее не всегда подобные претензии являются обоснованными. В частности, это подтверждается постановлением ФАС Уральского округа от 23.11.2005 по делу № Ф09-5290/05-С2.

ОАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части доначисления НДС, а также привлечения общества к ответственности согласно п. 1 ст. 122 НК РФ.

Основанием для доначисления НДС явилось неправомерное, по мнению налогового органа, предъявление ОАО к вычету НДС по сделке с ООО о передаче работников по договору лизинга.

При рассмотрении спора суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для доначисления НДС, уплаченного ООО по услугам лизинга сотрудников.

Налоговый орган, сославшись на то, что вышеуказанные затраты не были связаны с процессом производства и реализации, признал неправомерным в данном случае применение обществом налогового вычета.

Согласно подпункту 19 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав затрат включаются расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями для участия в производственном процессе, управлении производством либо для выполнения иных функций, связанных с производством и (или) реализацией.

Оценив имеющиеся в деле документы, суд признал, что услуги, оказывавшиеся сотрудниками по данному договору, были связаны с производственной деятельностью общества. Оплата НДС в составе стоимости услуг была произведена.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на применение налогового вычета по НДС.

Схожий подход к решению рассматриваемого вопроса прослеживается и в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 09.04.2007 № Ф04-2126/2007(33206-А27-15) по делу № А27-13498/2006-6.

6.3. Основные требования, предъявляемые к расходам на аутсорсинг6.3.1. Общие положения

Для отражения затрат на аутсорсинг в налоговом учете организации необходимо, чтобы они соответствовали критериям расходов, указанных в п. 1 ст. 252 НК РФ:

– расходы должны быть обоснованы;

– расходы должны быть документально подтверждены;

– расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

При выполнении этих условий налогоплательщик вправе отразить в налоговом учете расходы на аутсорсинг. Рассмотрим подробнее сущность вышеназванных критериев расходов применительно к затратам организации на привлечение персонала.

6.3.2. Экономическая обоснованность расходов

Прежде всего расходы должны быть обоснованными. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Стоит отметить, что понятие «экономическая оправданность затрат» не дано ни в одном акте действующего законодательства Российской Федерации. Законодательство о налогах и сборах также не содержит разъяснений данного понятия для целей налогообложения.

Поэтому термин «экономическая оправданность» является оценочной категорией, а это означает, что при возникновении сомнений в оправданности произведенных расходов налоговый орган должен доказать данное обстоятельство (ст. 65 и 200 АПК РФ). В настоящее время складываются три варианта толкования арбитражными судами данного термина:

– связь с деятельностью, направленной на извлечение дохода;

– соответствие цен, уплаченных за данные услуги, рыночному уровню.

Арбитражные суды в большинстве случаев под экономической обоснованностью понимают направленность произведенных расходов на получение дохода. Подтверждением тому являются постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.08.2004 по делу № А56-1475/04, ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.10.2004 по делу № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1.

По данному варианту толкования этого термина суды приходят к выводу, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода (постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.06.2004 по делу № А56-32759/03).

Экономическая оправданность затрат может также характеризовать количественную оценку произведенных расходов, то есть определять, насколько разумным и необходимым с точки зрения рыночных цен был размер понесенных расходов. Из этого, в частности, исходит ФАС Московского округа в постановлении от 06.07.2005 по делу № А72-6211/04-8/585. Как показывает судебная практика, для признания затрат неоправданными необходимо оценить их размер применительно к затратам других лиц в сопоставимых обстоятельствах (постановление ФАС Московского округа от 28.07.2005 по делу № КА-А40/6950-05).

Проиллюстрируем вышеприведенное на следующем примере из арбитражной практики [13].

ОАО «Ц.» представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 2005 год. По итогам камеральной проверки декларации налоговый орган сделал вывод о занижении обществом налоговой базы в результате включения в состав расходов сумм, выплаченных за оказанные ОАО «П.» услуги аутсорсинга, и сумм, выплаченных за оказание управленческих и консультативных услуг ОАО «Б.». Налоговый орган расценил данные суммы затрат экономически не обоснованными.

ОАО «Ц.» не согласилось с выводами налогового органа и обратилось в арбитражный суд.

Суд пришел к выводу о правомерном уменьшении ОАО «Ц.» налогооблагаемой прибыли. При этом суд указал, что экономическая оправданность понесенных расходов налогоплательщиком подтверждалась не фактическим получением доходов, а направленностью таких расходов на получение дохода.

Арбитражный суд отметил, что спорные затраты были связаны с хозяйственной деятельностью фабрики и налоговый орган не представил доказательств несоответствия стоимости услуг ОАО «П.» и ОАО «Б.» рыночной стоимости методом сравнения с ценами идентичных услуг.

6.3.3. Документальная подтвержденность затрат

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные:

– документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы;

– документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Как показывает практика, документами, подтверждающими понесенные расходы, могут являться договоры, дополнительные соглашения, акты выполненных работ, подписанные сторонами, платежные поручения, счета-фактуры [14].

6.3.4. Связь расходов с предпринимательской деятельностью

Расходы должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Как показывает практика, организация вправе отразить в налоговом учете расходы на оплату приобретенных услуг только в случае, если эти затраты связаны с ее производственной деятельностью. Такие выводы сделаны в постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 19.09.2005 по делу № А79-806/2005, ФАС Московского округа от 18.04.2005, 22.04.2005 по делу № КА-А41/2986-05.

В противном случае организация не вправе включить в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, суммы, потраченные на приобретенные услуги. Подтверждение тому – постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2005 по делу № А33-8934/04-С3-Ф02-128/05-С1, А33-8934/04-С3-Ф02-358/05-С1.

www.telenir.net

Это интересно:

  • 1655 закон края Закон Краснодарского края от 29 декабря 2008 г. N 1655-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Краснодарского краяот 29 […]
  • Закон рф 4520 от 19021993 Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 19 февраля […]
  • Приказ 648-п от 28102018 Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 18 декабря 2015 г. № 648 "Об утверждении Перечня подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами” В соответствии со статьей 2.3 Закона […]
  • Приказ 87 н Приказ Министерства здравоохранения РФ от 6 марта 2015 г. N 87н "Об унифицированной форме медицинской документации и форме статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения […]
  • Приказы анестезиология Избранные нормативные документы по анестезиологии—реаниматологии и смежным вопросам А. Законы Российской Федерации 1. Основы законодательства Росссийской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федеральных законов от 2 марта […]
  • Кодекс законов о браке семье и опеке кзобсо Кодекс законов о браке, семье и опеке (утв. постановлением ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 г.) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Кодекс законов о браке, семье и опеке*(утв. постановлением ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 г.) С […]