Споры с налоговой — без досудебного урегулирования не обойтись

Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В российской налоговой системе существует специальная процедура обжалования налоговых споров — обязательный досудебный порядок урегулирования споров перед обращением налогоплательщика в суд. Каждый налогоплательщик, который не согласен с вынесенным налоговым органом решением по налоговой проверке, должен до суда попробовать урегулировать спор в вышестоящем налоговом органе. С юридической точки зрения «претензионный порядок» менее формализован, чем, например, судопроизводство, поэтому более понятен, доступен и не требует от налогоплательщиков особых специальных знаний. Но вопросы по применению и дальнейшему развитию механизма досудебного урегулирования налоговых споров возникают. Кроме того, 2 июля 2013 года был подписан Федеральный закон № 153 ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», которым обязательная процедура обжалования распространена на все налоговые споры. Об этом и о принимаемых мерах по совершенствованию системы досудебного урегулирования споров мы беседовали с начальником Управления по досудебному урегулированию налоговых споров Федеральной налоговой службы России Суворовой Еленой Владимировной.

Жалобы на неправомерные действия налоговой инспекции подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственное исключение — жалоба на решение по налоговым проверкам подается в тот налоговый орган, который это решение вынес

Елена Владимировна, расскажите, куда нужно подавать жалобу на неправомерные действия инспекции? Возможно ли подать жалобу напрямую в ФНС России?

Для налогоплательщиков при обжаловании актов налоговых инспекций, действий или бездействия их должностных лиц, действительно, самыми первыми и важными вопросами оказываются: «что возможно обжаловать?» и «в какие сроки и куда?». Ответы на эти вопросы будут понятны, когда мы обратимся к структуре налоговых органов. В ее основу заложен принцип федеративного устройства Российской Федерации: территориальные налоговые инспекции ведут учет и налоговое администрирование на местном уровне (инспекции по городу, району, межрайонные инспекции); вышестоящими по отношению к ним являются Управления Федеральной налоговой службы по субъектам РФ. В свою очередь, вышестоящим налоговым органом для них, а также для межрегиональных инспекций, в которых состоят на учете крупнейшие налогоплательщики, является Федеральная налоговая служба России. Жалобы на решения налоговых инспекций подаются в вышестоящий налоговый орган. Единственная разница заключается в том, что жалобы на решения по налоговым проверкам подаются в инспекцию, чье решение обжалуется, а все иные жалобы (в том числе на решения по налоговым проверкам, которые уже вступили в законную силу) подаются напрямую в вышестоящий налоговый орган. Туда же следует направлять и жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов.
Исходя из этих положений и нормативных актов, регламентирующих функции налоговых органов, жалобу необходимо подавать только в вышестоящий налоговый орган, а не напрямую в ФНС России. В случае если налогоплательщик все же обратится с жалобой на акты территориальных налоговых органов или на действия (бездействие) их должностных лиц в ФНС России, то такая жалоба будет направлена по подведомственности в Управление по субъекту РФ. Хотелось бы обратить внимание, что в настоящее время уже принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров, которым устанавливается единый порядок подачи жалоб в налоговый орган, акт, действия или бездействие которого обжалуется. Это упростит процедуру подачи жалобы, не будет вызывать сложности у организаций, предпринимателей и физических лиц и сделает процедуру обжалования последовательной. При этом жалоба с материалами дела будет направляться налоговым органом в вышестоящий налоговый орган, который будет рассматривать жалобу.

При рассмотрении жалобы присутствие заявителя законодательством не предусмотрено. Исключение составляют только случаи отмены решения инспекции из-за процедурных нарушений. Здесь присутствие налогоплательщика необходимо

Вправе ли заявитель принять участие в рассмотрении жалобы?

Напрямую Налоговый кодекс не предусматривает участие налогоплательщиков при рассмотрении жалобы. Судебная практика также подтвердила отсутствие у налоговых органов обязанности приглашать налогоплательщиков на рассмотрение жалоб. Но при необходимости каждое Управление по субъекту РФ может предложить налогоплательщику такое участие. Когда разрабатывался законопроект по совершенствованию досудебной системы налоговых споров, этот вопрос неоднократно обсуждался. Было признано, что рассмотрение всех жалоб с участием налогоплательщика не только невозможно, и прежде всего из-за их количества (только за 2012 г. в России было рассмотрено около 50 тыс. жалоб), но и нецелесообразно. ФНС России не ставила задачу создания еще одного похожего на суд органа по рассмотрению споров между двумя сторонами. Речь идет о пересмотре своих решений и возможности оперативно и самостоятельно восстановить нарушенные права налогоплательщиков. Процедура рассмотрения жалобы — исключительно административная процедура, такой порядок даст возможность рассматривать споры в ускоренном режиме (в 15 дневный срок). Исключением являются только случаи, когда вышестоящий налоговый орган отменяет решения инспекции из-за процедурных нарушений, тогда приглашение налогоплательщика обязательно.

Налоговый орган не имеет права оставить жалобу без рассмотрения, однако законодательством предусмотрен ряд случаев, когда рассмотреть жалобу не представляется возможным. Так, например, когда не подтверждены полномочия на подачу жалобы или пропущен срок ее подачи и другие

Может ли налоговый орган оставить жалобу без рассмотрения?

В текущей редакции Налогового кодекса такое полномочие у налогового органа отсутствует, но необходимо понимать, что в ряде случаев рассмотрение жалобы по существу невозможно. Например, налогоплательщик отозвал жалобу или есть уже обязательный для исполнения судебный акт. Иногда в налоговый орган поступает жалоба от лица, полномочия которого в установленном порядке не подтверждены. Все приведенные примеры свидетельствуют о невозможности рассмотрения жалобы и необходимости оставления ее без рассмотрения. Это было учтено при подготовке законопроекта. При формировании предложений о внесении изменений в Налоговый кодекс мы каждый случай оставления жалобы без рассмотрения продумывали на предмет, не будет ли это нарушать права налогоплательщиков. Оставленные в законе случаи, действительно, не позволяют налоговому органу рассмотреть жалобу в следующих случаях: отсутствие подтверждения полномочий на подачу жалобы, пропуск срока на подачу того или иного вида жалобы, последующий отзыв жалобы, повторная подача жалобы по тем же основаниям. При этом увеличенный до одного года срок на подачу жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действие (бездействие) должностных лиц налоговых органов предоставляет достаточно времени на исправление недостатков ранее поданной ненадлежащим образом жалобы.

В какой срок должна быть рассмотрена жалоба на отказ налогового органа в приеме налоговой декларации?

В соответствии с Налоговым кодексом вышестоящий налоговый орган обязан рассмотреть жалобу в течение одного месяца и может по истечении этого срока продлить рассмотрение жалобы еще на 15 дней. Вновь принятым законом эти сроки были сокращены до 15 дней для рассмотрения жалоб на иные акты налоговых органов. Эти изменения не коснулись жалоб на решения налоговых органов по результатам налоговых проверок.

Если налоговый орган решил продлить сроки рассмотрения жалобы, то он не обязан сообщать об этом налогоплательщику. Всю информацию о поданной жалобе можно получить из сервиса «Узнать о жалобе» на сайте ФНС России

В какой срок налоговый орган, рассматривающий жалобу, должен направить решение заявителю? И должен ли он уведомлять о продлении срока рассмотрения жалобы?

Налоговым кодексом предусмотрено, что о принятом решении по жалобе налоговый орган в течение трех дней со дня его принятия сообщает в письменной форме лицу, подавшему жалобу. При этом направление налогоплательщику каких-либо решений о продлении срока на рассмотрение жалобы не предусмотрено. Хотелось бы напомнить, что в помощь налогоплательщикам на официальном сайте ФНС России в июле 2012 года появился сервис «Узнать о жалобе». Он содержит информацию о жалобах, которые поступили в ФНС России (на бумаге или в электронном виде). Сервис содержит информацию о дате поступления обращения, его входящем номере, дате и результатах рассмотрения обращения, а также информацию, если обращение отправлено на рассмотрение в другой орган. С 13 января 2013 года такие же сервисы открыты на сайте Управлений.

Налогоплательщик имеет право представить вместе с жалобой необходимые подтверждающие документы, даже если ранее он их не представлял. Единственное, он должен пояснить причину своих действий

Елена Владимировна, а как быть в такой ситуации: для подтверждения налоговых вычетов организация представила с апелляционной жалобой документы, но Управление проигнорировало их и вынесло решение в поддержку инспекции. Являются ли правомерными такие действия?

Вопрос о предоставлении дополнительных документов или доказательств уже после, например, проведения налоговой проверки очень актуален. Мы ориентируем налоговые органы учитывать и оценивать все представляемые с жалобой документы, подтверждающие позицию налогоплательщика. В ряде случаев суды занимают позицию, что налогоплательщик в суд может представлять даже те документы, которые ранее не были представлены налоговому органу. Однако мы должны учесть, что такой ситуацией пользуются и недобросовестные налогоплательщики. По закону ни у вышестоящего налогового органа, рассматривающего жалобу, ни у суда нет полномочий провести надлежащим образом проверку представляемых документов. В законе содержится положение, согласно которому вышестоящий налоговый орган рассматривает дополнительно представленные документы, если лицо, подавшее жалобу, обосновало невозможность их представления ранее налоговому органу. Такая позиция вполне оправданна: налогоплательщики всегда могут описать причину непредставления документов (восстановление документов, позднее получение документов от контрагентов или государственных органов, отказ налогового органа принять документы в ходе проверки и другие). Налоговые органы должны будут мотивировать отказ в рассмотрении документов.

В настоящее время решения по жалобам не публикуются в открытом доступе на сайте ФНС России. Однако в будущем планируется запустить «пилотный» проект такого сервиса

В ряде случаев налогоплательщики просто не обладают информацией, какую позицию занимает ФНС России по тому или иному вопросу. Что планируется сделать в этом направлении? Можно ли где-то ознакомиться с решениями ФНС России по результатам рассмотрения жалоб?

Доведение позиции ФНС России до налогоплательщиков по многим важным и методологическим вопросам происходит различными способами: на сайте регулярно размещаются ответы на возникающие у налогоплательщиков вопросы налогообложения; существует сервис, который содержит обязательные для использования налоговыми органами письма Минфина России. Конечно, размещение в открытом доступе решений по жалобам помогло бы налогоплательщикам избежать многих налоговых претензий. Правда, есть несколько препятствий. Например, решения вышестоящего налогового органа, в которых выводы о правонарушении инспекции признаются необоснованными, могут быть в целях Налогового кодекса признаны содержащими налоговую тайну. Решения, содержащие персональные данные, также не могут быть размещены. Кроме того, во многих случаях сами компании не желают публичности. Но вопрос о размещении наших решений рассматривается. Мы планируем, что «пилотный» проект такого сервиса может появиться уже в сентябре 2013 года. Данный проект во многом сможет предупредить налоговые правонарушения, так как позволит налогоплательщикам прогнозировать налоговые риски.

Под действие Закона № 59-ФЗ не подпадают жалобы, поданные на акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, а также на действие/бездействие должностных лиц налоговых органов

Давайте поговорим о законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Применяются ли его положения, предусматривающие особый порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе в налоговый орган, в отношении подаваемых налогоплательщиком жалоб?

Положениями данного закона ограничена сфера его применения. Установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 59 ФЗ) порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Этот закон не распространяется на жалобы (обращения), предметом обжалования которых являются акты налоговых органов, принятие которых предусмотрено Налоговым кодексом, либо действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов, нарушающие установленные законодательством о налогах и сборах права налогоплательщиков. Например решения по налоговым проверкам, бездействие по возврату налогов и так далее. В ряде случаев налоговые органы выполняют определенные возложенные на них функции иными федеральными законами, не Налоговым кодексом. Порядок обжалования актов, которые в этом случае принимаются налоговыми органами, прописан в специальных законах. В том числе некоторые виды обращений, предложений, заявлений граждан будут рассматриваться в порядке, предусмотренном Законом № 59 ФЗ.

ФНС России выпустила «пилотный» проект, призванный упростить процедуру администрирования крупнейших налогоплательщиков. Ожидается, что он позволит инспекциям снизить затраты на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков. У самих же организаций появятся дополнительные возможности снизить налоговые риски

Сейчас ФНС России начала «пилотный» проект по расширенному информационному взаимодействию с налогоплательщиками. Ваше отношение к этому проекту?

В этом направлении двигаться необходимо. Это новый подход к налоговому контролю, который позволяет существенно упростить процедуру налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. Система расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком предусматривает добровольное раскрытие информации налоговому органу, предварительное согласование правил налогообложения сложных сделок, снижение бремени последующего налогового контроля. То есть, подход к процессу налогового администрирования принципиально иной и предполагает выстраивание взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми инспекторами на основе взаимного доверия, понимания и открытости. В конце прошлого года были заключены первые соглашения с рядом крупнейших налогоплательщиков. Мы ожидаем, что результатом этого проекта станет повышение ответственности организаций в части соблюдения требований налогового законодательства, сокращение издержек со стороны налоговых органов на анализ и контроль добросовестных налогоплательщиков и возможность сосредоточить свои усилия на мероприятиях налогового контроля в отношении недобросовестных. Что касается самих организаций, то для них это также дополнительная возможность снизить свои налоговые риски.

С января 2014 года процедура досудебного обжалования станет обязательной для всех споров с налоговой

Если налоговый орган нарушает сроки на рассмотрение жалобы и решение вступает в силу, может ли налогоплательщик обжаловать решение по проверке или бездействие налогового органа в суде?

Судебная практика пошла по пути, что со стороны налогоплательщика достаточно факта обращения за урегулированием спора и истечение срока для рассмотрения жалобы в установленном порядке. Если налоговый орган не вынесет решение в установленный законом срок, налогоплательщик может обратиться в суд и претензионный порядок будет считаться соблюденным. Сейчас в законе прямо прописаны положения, согласно которым налогоплательщик, не получивший ответа на жалобу в установленный срок, вправе обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов.

Елена Владимировна, и последний вопрос. Не так давно был принят закон по совершенствованию системы досудебного урегулирования налоговых споров. На что в первую очередь стоит обратить внимание налогоплательщикам?

Самое главное, что обязательной процедура обжалования для всех споров станет с 1 января 2014 года, а остальные положения закона, в том числе касающиеся сроков, вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования закона. Цель данного закона — создание благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, и, я думаю, она будет достигнута.

www.garant.ru

Определение и сущность налоговых споров в России

Что такое налоговые споры и когда они могут возникать – это вопросы, которые беспокоят многих плательщиков налога. Каково же определение термина? Рассмотрим сущность таких споров в Российской Федерации.

Содержание

При ведении деятельности между предпринимателями/компаниями и налоговыми структурами возникают налоговые отношения. И при наличии таких взаимоотношений возможно возникновение налоговых споров.

Причины могут быть различными:

  • несовершенная законодательная база;
  • систематическое принятие новых актов, ужесточение действующего порядка;
  • недостаточный системный подход и прозрачность в работе ФНС.

Обычно такие споры решаются в судебном порядке.

Общие моменты ↑

Зачастую с законодательством относительно урегулирования налоговых споров налогоплательщики знакомятся при их возникновении.

А многих проблем можно избежать, если изучить такую информацию еще до того момента, когда дело доходит до разбирательств в досудебном или судебном порядке.

Основные термины

В законодательстве отсутствует четкое определение налоговых споров. Обычно под таким термином понимают возникшие противоречия между юрлицами, ИП и госструктурами относительно:

  • выполнения плательщиком налогов обязательств по исчислению и уплате налогов;
  • того, кого и когда стоит привлекать к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Чаще всего споры возникают по инициативе налогового органа из-за неуплаты налогов и обязательных сборов.

Плательщики налогов подают в суд жалобы на вынесенные налоговой службой решения и результата проверки, а также относительно возврата излишне перечисленного налога, вычетов.

Причиной возникновения конфликта может быть:

  • начисление штрафов, пеней;
  • блокировка счетов;
  • привлечение руководства фирмы к ответственности за правонарушение налогового характера.

Элементы судебных разбирательств

Налоговые споры, которые рассматриваемые арбитражными судами, — материальные и процессуальные правоотношения. Споры могут возникнуть после оценивания действия плательщика налогов налоговыми работниками.

Зачастую, до того, как будут предъявляться судебные требования, неразрешенные конфликты считаются предметом рассмотрения налоговой службой. Это налоговые правоотношения материального характера.

В таких случаях налоговые споры решаются в соответствии с законами о налогах.Обжаловать акты и действия налоговых структур можно в административном порядке, но чаще споры рассматриваются в судах.

Признаки налоговых споров:

Общие признаки процессуальных отношений в разрешении налоговых споров:

О предмете доказывания говорится в пункте 2 ст. 65 АПК России. Это совокупность фактов юридического плана, что должны быть установлены для разрешения дел.

Судом осуществляется руководство процедурой (часть 3 ст. 9 АПК), он же имеет право истребовать необходимые доказательства (часть 5 ст. 66, часть 6 ст. 200 АПК).

Классификация налоговых споров (виды)

Выделяют споры:

  • что связаны с невыполнением плательщиком налоговых обязательств;
  • что связаны с невыполнением факультативной обязанности.

По способу взимания налоговых сумм, выделяют конфликты:

  • что связаны с расчетом и перечислением прямых налоговых сумм;
  • что связаны с расчетом и перечислением косвенных платежей.

В зависимости от фактического содержания:

  • при разногласии о составе;
  • при разногласиях относительно понимания налогового законодательства.

По виду обжалуемого акта:

  • оспаривание нормативной документации;
  • оспаривание ненормативной документации.

Относительно предмета требования:

  • заявления – признания действий налогового органа незаконными;
  • заявления с вопросом оспаривания решений налоговой структуры об отказе вернуть излишне перечисленные суммы;
  • заявление об обеспечении мер;
  • заявление с просьбой признать действия ФНС незаконными на основании результатов проверки;
  • иск о взимании процентов за опоздание с возвратом средств из казны.

Относительно предмета разногласий:

Есть и такая классификация:

  • споры, что связаны с взиманием недоимки и пени по налоговым платежам;
  • что связаны с взиманием санкции за правонарушения налогового характера;
  • при применении предупредительной и пресекательной мере административных принуждений;
  • споры, что возникают при проверке конституционности налоговых норм.

Разделяют споры на:

  • те, что могут разрешаться в суде (Конституционными судами, судом общей юрисдикции в соответствии со ст. 30.1 – 30.8 КоАП, арбитражным судом);
  • те, что могут быть решены в административном порядке.

Действующая нормативная база

При урегулировании налоговых споров стоит опираться на нормы Налогового кодекса, АПК. Особое внимание нужно уделить абз. 1, 3 пункта 1 ст. 5 НК, поскольку они могут повлечь немало ошибок.

К примеру, о доначислении налогов и пени сказано в пункте 3 ст. 40 НК, о взимании налогов и сборов за средства, что находятся на счету компании в кредитной фирме, — в пунктах 2-6 ст. 46 НК.

При аресте имущественных объектов для обеспечения выполнения налоговых обязательств следует опираться на положения ст. 77 НК и т. д. О нарушениях законов о налогах говорится в ст. 101 НК.

Особенности урегулирования налоговых споров ↑

При урегулировании налоговых споров возникает немало трудностей, к примеру, из-за громоздкости базы законодательства, отсутствия системности, согласования структуры. Плательщики налогов не всегда могут разобраться в правовых нормах.

Какая налоговая ответственность за отгрузку товара без договора, читайте здесь.

Не всегда правильно определяется сфера их использования при судебном разбирательстве. Трудности возникают и из-за того, что у ИП и компаний ограничены механизмы, что используются при защите до суда.

Доказательства, применяемые при рассмотрении

Доказательства в налоговых спорах отличаются гражданско-правовых доказательств. В первом случае это:

  • документация налогового учета;
  • документация, что оформляется при налоговом контроле;
  • гражданско-правовая документация;
  • организационно-распорядительная документация компании;
  • справка уполномоченных структур;
  • заключение экспертов и т. п.

В соответствии со ст. 64 АПК доказательством могут считаться данные о фактах, которые являются основанием для установления обстоятельств, что обосновывают требования участников дела.

Возможно предоставление:

  • письменных и вещественных доказательств (актов, справок, счетов-фактур, накладных, иных документов, графических записей);
  • объяснений;
  • свидетельских показаний;
  • видеозаписей.

Письменные доказательства представляются в арбитражные суды на подлинниках или в ксерокопиях, что заверены в соответствии с требованиями законодательства. Зачастую при представлении копии нужно предъявлять и оригинал.

При формировании базы доказательств, что представляется в судебную инстанцию по налоговым спорам, ставится такая задача – определить необходимый объем доказательств, которые подтвердят позицию плательщика налогов.

Доказательства можно классифицировать по виду:

  1. Документация, что составляется при налоговом контроле.
  2. Документы, что составляются при ведении налогового учета, отчетные справки.
  3. Гражданско-правовые документы.
  4. Первичные справки, счет-фактура.
  5. Регистр бухучета.
  6. Документация, что разработана плательщиками налогов самостоятельно.
  7. Письмо, заключение и справка государственного органа и местного самоуправления, компаний, что несут ответственность за кадровый и технический учет недвижимого имущества, экспертной фирмы.

Интересы гражданина, ИП и юрлица может представлять адвокат и иные юридические структуры в соответствии с ч. 3 ст. 59 АПК.

Если с государственными органами

С государственным органом чаще всего возникают споры именно налогового характера. Одной стороной конфликта в таком случае выступает территориальная налоговая инстанция или вышестоящие структуры.

Видео: налоговые споры! Чем руководствоваться бухгалтеру?

Вторая сторона – физическое лицо, ИП и компания со статусом юридического лица, или третье лицо, к которому не предъявляется претензия налоговой службой (имеются в виду банк, правоохранительный орган, иной государственный орган).

Споры могут возникнуть, если:

  • не представлено или несвоевременно подано документы;
  • не представлено налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • не уплачено или не вовремя перечислено средства по транспортному налогу или другому обязательному платежу;
  • рассматривается вопрос возмещения НДС, получения вычетов по имуществу;
  • налоговый орган отказывается регистрировать юрлицо, вносить определенные изменения;
  • ведется незаконный бизнес;
  • завышается имущественный налог, незаконно он начисляется;
  • приостанавливаются операции по счету;
  • лицо привлекается к ответственности административного характера.

Много рассматривается споров по ст. 119, 122 НК, при проведении налогового контроля (гл. 14 НК), а точнее, проверок (ст. 87 НК).

Защита прав налогоплательщиков

Как обеспечивается защита прав плательщиков налогов? Осуществляется обращение лиц по правилам производства по искам в определенную судебную инстанцию.

Согласно Закону России об обжаловании в судах действий и решения, что нарушает права и свободу граждан, все жители страны могут подать иск в суд при неправомерности действий государственного органа или должностного лица.

Как показывает судебная практика по налоговым спорам, возможно использование таких способов защиты в судах прав плательщиков налогов:

  1. Законодательный акт в полной или частичной мере признается неконституционным.
  2. Выносится решение о том, что закон в определенном территориальном округе противоречит федеральным положениям, а значит, он не может считаться действительным.
  3. Нормативный или ненормативный акт ФНС или иной государственной инстанции признается таким, что противоречит законодательству и нарушает права граждан.
  4. Действия должностных лиц налоговой инстанции и иных структур нарушают права и интересы плательщика налога.
  5. Принуждаются налоговые структуры или другие государственные службы к исполнению установленного обязательства, если они уклоняются от выполнения.
  6. Возвращаются из казны необоснованно списанные недоимки, штрафы за правонарушения со счетов плательщика налогов.
  7. Возмещаются проценты при опоздании с возвратом излишне перечисленных налогов, штрафов.
  8. Возмещаются убытки, что причинены незаконным решением, действием налогового органа или должностного лица.

Такие способы защиты – предмет требования плательщика налога. Жалобы рассматриваются арбитражным судом и судом общей юрисдикции.

Разрешение вопросов

Налоговые споры могут рассматриваться в судебном и досудебном порядке. Проанализируем особенности каждого способа.

Споры индивидуального предпринимателя с налоговой инспекцией рассматривает суд после того, как будет подано иск, оформленный по установленным правилам. Вместе с заявлением подаются документы.

При рассмотрении дела арбитражным судом будет рассмотрено субъективный состав, характер спора. О подведомственности арбитражному суду говорится в ст. 27, ст. 105, 138, 142 НК.

Дела рассматриваются и судом общей юрисдикции в соответствии с подпунктом 3 пунктом 1 ст. 22 ГПК. Оспорить ненормативные правовые акты налогового органа может заинтересованное лицо (ст. 4, 197 АПК).

Видео: семинар «Налоговые споры — все, что важно знать налогоплательщику»»

Компания и ИП может подать иск с требование признать недействительными правовые акты, действия, бездействие. Срок давности для обращения в суд составляет 3 месяца (ст. 198 АПК).

Заявление представляется по месторасположению налоговой инстанции. О форме и содержании заявления сказано в ст. 199 АПК.

Основания для возвращения заявления прописаны в ст. 130 АПК. После того, как уполномоченный орган примет заявление, начинается разбирательство в суде.

За заявителем остается право изменять основания обращения, предмет, увеличивать и уменьшать величину требований (подаются ходатайства).

Ответчик может полностью или частично признавать требования (пункт 2 ст. 49 АПК).

Допускается подача встречного иска от лица налоговой инстанции (ст. 132 АПК). Правила рассмотрения дела в судебном органе регулируются ст. 154 АПК.

Налоговая служба может обратиться с иском с течение 2 месяцев после опоздания с платежами по налогам, пеням. Могут подниматься вопросы о:

  • закрытии предприятия;
  • признании сделки недействительной;
  • взимании средств, что получены при совершении противозаконного действия;
  • взимании штрафов по административным правонарушениям

Досудебный способ

Досудебный способ – это подача жалобы в вышестоящую инстанцию на налоговую службу. Отличается простотой, так как характеризуется:

  • свободной формой обращения;
  • отсутствием необходимости платить госпошлину;
  • наличием меньшего количества оснований для отказа.

Но довольно редко налоговые споры рассматриваются без привлечения судебного органа. Досудебное разбирательство – это и урегулирование споров путем подачи возражения на акты налоговых проверок или по результату проведенного мероприятия налогового контроля.

Возражение представляется в ФНС, где было вынесено акт. Жалоба может подаваться в налоговый орган или вышестоящие структуры.

Возражения рассматриваются в соответствии с положениями ст. 100—101.4, гл. 19-20 Налогового кодекса.

Лицо вправе и отозвать жалобу, представив письменное заявление до того момента, когда будет принято решение, что указывается в ст. 140 НК.

Но в таком случае стоит помнить, что подача жалобы по тому же основанию или том же органу повторно становится невозможной (пункт 4 ст. 139 НК).

Жалоба может рассматриваться в течение установленного периода в соответствии со ст. 140 НК. Вышестоящая налоговая инстанция может принять одно из таких решений:

  • оставить жалобу неудовлетворенной;
  • отменить акт налоговой службы, назначит дополнительную проверку;
  • отменить решение Налоговой инстанции, прекратить производство по делу о нарушении налогового законодательства;
  • изменить решение налоговой службы или вынести новое решение.

Все об административной ответственности за налоговые правонарушения в 2015 году, читайте здесь.

Какой срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, смотрите здесь.

Преимущества административного порядка рассмотрения споров:

  • не понадобится заручаться поддержкой юриста;
  • жалоба будет рассматриваться более быстро;
  • не нужно платить государственную пошлину;
  • даже при получении отказа в удовлетворении жалобы вы будет знать позицию налоговой службы, и сможете подготовиться к суду.

Нюансы при рассмотрении дел в Москве ↑

В Москве есть множество компаний, которые проконсультируют по вопросам налоговых споров или окажут помощь при судебном разбирательстве.

Такие организации:

  • разъяснят, какие возможны налоговые риски;
  • проконсультирую об особенностях проведения выездной и камеральной налоговой проверки;
  • объяснят, как и когда можно обжаловать решение налоговой инстанции, противозаконных действий;
  • дадут рекомендации по выбору контрагента, чтобы избежать негативных последствий;
  • помогут с подготовкой документации.

Никто из налогоплательщиков не застрахован от возникновения налогового спора, даже в том случае, когда стараются исполнять все свои налоговые обязательства безоговорочно. Поэтому стоит изучить законодательные нормы относительно рассмотрения таких дел.

Это позволит вам приобрести уверенность в своей правоте и защитить права, нарушенные налоговой службой. Если же не уверены в благоприятном исходе разбирательства, заручитесь поддержкой юриста.

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся работы налогового адвоката. Что такое налоговый спор, какими статьями регулируются правовые нормы, куда обращаться в случае возникновения вопросов – далее. СодержаниеЧто нужно знать Адвокат по налоговым вопросам В жизни случаются ситуации, когда необходима консультация.

Как рассматриваются налоговые споры в арбитражных судах? Разберемся с действующими нормами законодательства и определим основные особенности, которые стоит учитывать в 2018 году. СодержаниеНеобходимые сведения Обзор арбитражной практики по налоговым спорам в 2018 году Каждая компания или ИП имеет взаимоотношения с.

Как происходит досудебное урегулирование налоговых споров в 2018 году. Что такое налоговый спор и каким образом можно избежать судебного разбирательства в сфере налогообложения. В сфере налогообложения всегда существовало огромное количество конфликтов. Споры между сторонами редко решались мирным путем, поэтому.

buhonline24.ru

Это интересно:

  • Ставки налога на имущество москва 2018 Налог на движимое имущество организаций: применяем ставку 1,1% С 2018 года изменился порядок налогообложения движимого имущества организаций, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Организации […]
  • Выплаты пособия по беременности и родам в 2014 году Особенности расчета декретных в 2013 году С 2013 года существенно изменен порядок исчисления пособий по беременности и родам. По новым правилам при расчете нужно снова учитывать так называемые исключаемые периоды. Кроме того, в конце […]
  • Закон о труде 2014 Топ-14 изменений трудового законодательства в 2014 году Мы подготовили обзор самых важных изменений в трудовом законодательстве. Несмотря на то, что наибольшая часть рассмотренных документов все еще находится на стадии принятия, […]
  • Назарова и а юрист Решения и заключения ККС Заключения по вопросам рекомендации на вакантные должности ЗАКЛЮЧЕНИЕ г. Санкт-Петербург 25 октября 2013 года Квалификационная коллегия судей города Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего […]
  • Как обналичить материнский капитал в улан-удэ Материнский капитал в Республике Бурятия В Республике Бурятия наравне с федеральным так же действует региональный материнский капитал. Республиканский материнский капитал предоставляет возможность получить дополнительные денежные […]
  • Калькулятор жилищной субсидии для военнослужащих в 2014 году Калькуляторы для военных Калькулятор единовременной социальной выплаты на 3 квартал 2018 г. для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов УИС, ФПС и Таможенных органов РФ и ФСКН Онлайн […]