Публичная власть. Муниципальная власть как одно из проявлений публичной власти

Раскрытие сущности и понятия муниципальной власти невозможно без определения ее места в конституционно установленном механизме осуществления власти, без уяснения сути и содержания публичной власти и соотношения с ней местного само- управления.

Конституция закрепляет определенное соотношение сил в обществе, в первую очередь, путем регулирования отношений, возникающих по поводу организации и осуществления власти. Данная категория — непременная составная часть Основного закона любого государства. Именно установление определенных взаимоотношений власти и общества позволяет говорить о реальности или фиктивности таких понятий, как демократия, гражданское общество и т.д. Конституционное закрепление места, роли народа в системе властвования может существенно различаться в зависимости от национальных, исторических и иных условий, но данная сфера отношений всегда является объектом конституционного регулирования.

Изучению понятия власти посвящено немало трудов ученых как советского, так и нынешнего периода.

В советской юридической науке одни ученые раскрывали суть власти как через категорию «властеотношения» (отношения господства и подчинения), так и через ее функциональные характеристики. Другие устанавливали знак равенства между властью народа и государственной властью, третьи определяли власть народа шире власти государственной.

Публичная власть как власть народа (понимаемая так же как «элемент государства», «важнейший признак государства») в первую очередь регулируется конституционными нормами, хотя сам термин «публичная власть» в российской Конституции напрямую не закреплен. Конституционное регулирование организации и осуществления публичной власти было призвано сформировать систему власти и обозначить пределы ее осуществления на различных территориальных уровнях. Ряд авторов рассматривают само государство как правовую форму общей (публичной) власти, устанавливающей и защищающей определенный, законодательно закрепленный правопорядок.

Согласно статье 3 Конституции РФ, носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ Российской Федерации. В Конституции РФ предусмотрено достаточно ограниченное число случаев, когда необходимо обращение к народу для выяснения его мнения по тем или иным вопросам, в отличие от других стран, где имеет место более широкое использование институтов непосредственной демократии.

Наделяя власть полномочиями по решению публичных задач, общество в дальнейшем постоянно находится в поиске баланса между государственной властью и учетом частных интересов. В значительной степени соотношение этих интересов возможно лишь при реальном существовании в России гражданского общества и создании правового государства.

Вместе с тем социально-политическая характеристика самой природы власти такова, что между властью и обществом в определенных случаях возникают противоречия. Так, антиподом гражданского общества является тоталитарное общество, а в условиях тоталитарного государства гражданского общества быть не может. Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, «власть слабеет без общественной опоры», но «власть стабильна, когда ее поддерживает население» . Гражданское общество, а соответственно и получающий в нем воплощение конституционный строй — это объективно складывающийся порядок реальных общественных отношений2.

Конституция в этом смысле не только закрепляет организацию государства, но и содержит основу для развития гражданского общества, одной из конституционных форм проявления которого является местное самоуправление.

Нормативно-правовой основой сотрудничества, взаимодействия общества и власти являются положения Конституции РФ. Основной закон России, закрепляя такие характеристики народа, как «носитель суверенитета» и «единственный источник власти», определяя осуществление властных полномочий, получаемых различными органами от населения, по сути, регулирует осуществление публичной власти.

Анализ российских конституционных норм позволяет выявить такие характеристики публичной власти, как многоуровневость и функциональность, организационный и волевой характер. Организационными формами осуществления публичной власти являются государственная и муниципальная, основой для выделения которых служит территориальная организация страны.

На уровне основ конституционного строя получают свое закрепление определенные принципы организации и осуществления публичной власти. Это принцип «горизонтального» разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10), принцип «вертикали» — осуществление государственной власти Федерацией и субъектами РФ (статья 11). «Вертикальный» срез реализации публично-властных полномочий в определенной степени характерен и для местного самоуправления.

Пониманию публичной власти, раскрытию ее конституционных характеристик в значительной степени способствовал Конституционный Суд РФ. Не имея формально- юридического и законодательного закрепления, сама категория «публичная власть» получила свою конституционно-правовую характеристику в решениях Конституционного Суда РФ в качестве родового понятия по отношению ко всем территориальным уровням организации населения Российской Федерации» . В Постановлении от 24 января 1997 г. государственная власть и местное самоуправление рассматривались как относительно самостоятельные формы осуществления публичной власти, а территориальное устройство государства — как «способ организации публичной власти» . В Постановлении от 15 января 1998 г. № 3-П было отмечено, что публичная власть может быть и муниципальной.3

Публичность как общая черта и государственной власти и местного самоуправления призвана продемонстрировать использование одинаковых принципов (демократии и децентрализации власти), на которых строится организация публичной власти.

Природа муниципальных и государственных органов власти в принципиальном плане одинакова. Основания для рассмотрения органов государственной власти и органов местного самоуправления вместе дают и нормы федеральных законов Российской Федерации, указывающие на деятельность тех и других органов в комплексе, что также подтверждает относительную, но не безусловную обособленность органов местного самоуправления от государственных органов власти. По существу следует говорить о «региональной и местной автономии» , что означает определенную организационную и властную самостоятельность в законодательно установленных пределах. Это позволяет выделить формы и виды публичной власти, осуществляемой в государстве на нескольких уровнях: федеральном, субъектов РФ и муниципальном.

Территориальная организация государства является критерием, позволяющим обозначить уровни публичной власти. Исходя из того, что территория Российской Федерации состоит из территорий субъектов, в свою очередь состоящих из территорий муниципальных образований, можно говорить об осуществлении таких видов публичной власти, как государственная (на уровне Федерации и субъектов Федерации) и муниципальная власть (на территории муниципальных образований).

Таким образом, публичная власть, являясь сущностной характеристикой деятельности государства, осуществляется и на федеральном, и на региональном, и на муниципальном уровне. Каждый из уровней самостоятелен. Конституционный Суд РФ неоднократно указывал на недопустимость вмешательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации в дела муниципальных органов власти. Например, установление органами государственной власти субъекта сроков полномочий представительных органов местного самоуправления; порядок отзыва должностного лица местного самоуправления) законы субъектов РФ не могут препятствовать муниципальным образованиям самостоятельно решать, какие основания и порядок отзыва должностных лиц местного самоуправления должны быть предусмотрены уставом муниципального образо- вания) .

Публичная власть может реализовываться в непосредственной (прямой) форме, когда имеет место прямое волеизъявление населения, например, в ходе референдума, выборов в органы власти, и в представительной форме: через советы представителей, депутатов и выборных глав администраций муниципальных образований. Образование представительных органов власти является отличительным признаком государственной и муниципальной власти.

Организационные формы публичной власти связаны с проявлением непосредственно или опосредованно волеизъявления народа. При опосредованном волеизъявлении в зависимости от территории осуществления власть приобретает характер государственной или муниципальной. Целостность публичной власти как общественного явления обеспечивает то обстоятельство, что источником имеющихся у них властных полномочий является народ (население России в целом, население субъекта Федерации, муниципального образования), что закрепляется и раскрывается в конституционных положениях:

— свободные выборы как одно из высших непосредственных проявлений власти народа — основа для формирования высшего представительного (законодательного) органа страны (часть 3 статьи 3);

— формирование органов местного самоуправления базируется на волеизъявлении населения муниципального образования (часть 2 статьи 130);

— Президент государства (как постоянно действующий орган государственной власти) получает свои властные полномочия в соответствии с Конституцией РФ в результате выборов (часть 1 статьи 81);

— принятие Конституции РФ и ее действие в качестве Основного закона государства также может быть опосредовано волеизъявлением населения всей страны (часть 3 статьи 135).

Следует иметь в виду, что в формировании представительных органов государственной власти принимает участие народ, то есть граждане Российской Федерации независимо от места их проживания, тогда как представительные органы местного самоуправлении формирует население муниципального образования, то есть все лица (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства), постоянно проживающие на территории муниципального образования.

Смысл конституционных статей, посвященных местному самоуправлению, его осуществлению, позволяет рассматривать власть местных сообществ именно как особую форму или одну из форм публичной власти.

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление рассматривается как форма осуществления народом своей власти ; так же характеризуется местное самоуправление и в научной литературе . Основанием для этого является конституционно установленная возможность осуществления местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ), т.е. большая вероятность непосредственного участия граждан в управлении (по сравнению с государственной властью).

В природе государства часто выделяют только государственную власть , ставят знак равенства между публичной и государственной властью . Однако отождествлять их нельзя: публичная власть — лишь один из элементов государства, а государственная власть, будучи важнейшим признаком государства, — разновидность публичной власти.

Некоторые авторы под публичной властью понимают органы власти, и именно в таком контексте пишут об осуществлении публичной властью «управления территорией и населением в рамках тех прав, которые предоставлены, оставлены, признаны . властью государства, центральной властью», хотя и отмечают публичный характер власти и федеральной, и региональной.3

Отдельные авторы отождествляют публичную власть с муниципальной, противопоставляя ее государственной. Новизной указанное утверждение не обладает, так как еще германский государствовед Г.Еллинек видел в самоуправлении управление через посредство «самих заинтересованных лиц в противоположность государственно- бюрократическому» управлению . Такие подходы противоречат положениям Конституции РФ и законодательных актов, устанавливающих основы местного самоуправления. Следует исходить из того, что муниципальная власть — одно из проявлений публичной власти.

Территориальные пределы действия муниципальной власти, ограничение сферы ее распространения территорией муниципального образования, как правило, на практике определяются границами административно-территориального деления.

Публичная власть появилась с возникновением государства.
В этом параграфе рассматривается государственная административная власть, рядом с которой существуют муниципальная, частная администрации и их административная власть.

Особенности государственной власти. Власть в самом общем виде представляет собой способность (свойство) некоего субъекта (индивида
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть.

М.с. (муниципальная власть) и власть государственная — это формы публичной власти, власти народа.
Важным проявлением самостоятельности М.с. и ее гарантией является признаваемое государством право на финансово-экономические ресурсы, необходимые для.

Одним из признаков государства, в том числе и полицейского, является власть.Таким образом, отношения между гражданином, с одной стороны, и государством, с другой.
Исторически госуда

bibliotekar.ru

Публичная власть полномочия

Библиографическая ссылка на статью:
Кучеренко А.В. Государственная и публичная (политическая) власть: вопросы соотношения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/10/16718 (дата обращения: 07.06.2018).

Как известно, социальная власть проявляет себя в двух основных разновидностях: общественной власти и власти государственной. С исторической точки зрения общественная власть является первой, проявляя себя еще первобытно-родовым строем. Далее, по мере развития человеческой цивилизации возникла и развилась другая разновидность – государственная власть.

Среди отечественных специалистов долгое время доминировала позиция, согласно которой «публичная (политическая) власть» и «государственная власть» являются синонимичными категориями. Так, М.И. Байтин указывает, что политическая власть в собственном смысле – власть, которая исходит от государства или реализуется не иначе как при его прямом или косвенном участии [1, с. 83]. Иные авторы, например, Ф.М. Бурлацкий и Н.М. Кейзеров, разделяли эти понятия. При этом понятие «политическая власть» используется в более широком смысле, поскольку она включает все элементы и звенья политической структуры общества, а не только одно (хотя и значимое) ее звено – государство [2, с. 145].

В настоящее время в правовой и политической науке доминирует другой подход понимания публичной власти. Считается, что публичная власть подразумевает разные организационные формы, которые не сводятся к государственной власти. Отраженная в современных конституциях развитых государств, в том числе, Конституции Российской Федерации, вертикальная децентрализация государственной власти, подразумевающая выделение местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента публичной власти, не относящегося к государственной власти, предполагает обоснованную дифференциацию категорий «публичная власть» и «государственная власть», несмотря на их отождествление ранее [3, с. 167].

Понятие «публичная власть» намного шире понятия «государственная власть». Выше обозначенное понимание характера публичной власти в Российской федерации подразумевает наличие не менее двух уровней ее реализации: государственной власти и местного самоуправления. Местная власть функционирует на территории муниципальных образований: в городских и сельских поселениях, муниципальных районах и т.д. В свою очередь государственная власть как верховная и суверенная разновидность публичной власти, в Российской Федерации реализуется на федеральном (общегосударственном) и региональном уровнях. Она занимает центральное место среди иных выражений публичной власти, что связано с особенностями механизма ее реализации, а также особенностями отношений, возникающих на ее основе.

В систему органов публичной власти включены как органы государственной власти, так и органы местного самоуправления. При этом органы, осуществляющие публичную власть, одновременно образуют систему механизма государства. Государственная и муниципальная власть являются двумя подсистемами единой системы публичной власти.

Государственную власть можно охарактеризовать следующими признаками:

— официальным характером, регламентируемым Конституцией Российской Федерации и ее законодательством;

— структурированностью аппарата власти, которая подразумевает существование специально сформированных и действующих институтов публичной власти;

— общеобязательностью характера решений органов государственной власти;

— существованием правомочий на легальное и легитимное применение насилия (принуждения), включая использование армии и специальных служб;

— возможностью отменять акты и решения негосударственных структур и организаций, что не исключает государственно-частное партнерство [4];

— наличием ряда исключительных правомочий, например, на законное изъятие части доходов граждан и организаций в виде налогов [5, с. 79 — 80].

Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, а в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти [6].

Государственную власть олицетворяет Российская Федерация, то есть государство. Она представлена системой органов государственной власти, разделенных «вертикально» (федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации) и «горизонтально» (на ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную).

Одной из характеристик государственной власти является ее легитимность, то есть признание этой власти большинством населения государства. Ведь государственная власть считается разновидностью социальной (общественной) власти, и, соответственно, население (общество) должно признавать ее в таком качестве, таковой, полагает ее «своей» властью и подчиняться [7, с. 68].

Государственной власти присущи свои отличительные особенности:

1) публичность государственной власти, то есть открытость власти, которая действует от имени всего общества и представляет его интересы. При этом государственная власть реализуется специальным профессиональным аппаратом, отделена от общества и не совпадает с ним;

2) суверенитет государственной власти, то есть ее верховенство внутри страны, а также самостоятельность и независимость в международных отношениях (власть самостоятельно принимает решение об участии в каких-либо наднациональных союзах и объединениях, заключении каких-либо договоров и соглашений). В данном случае, под верховенством государственной власти понимается, прежде всего, то, что выше этой власти в стране не действует больше никакой другой власти и все в обязательном порядке подчиняются власти государства. Однако в условиях демократии государственный суверенитет опирается на суверенитет народа, который первичен по отношению к государственному;

3) наличие аппарата принуждения (органов государственной власти), действующего на всей территории страны и в отношении всего ее населения;

4) легитимность государственной власти, то есть ее признание, подтверждение обоснованности властвования, обладания необходимым авторитетом;

5) всеобщность государственной власти, которая представляет ее распространение на всей территории и на все население государства, а включая лиц, временно находящихся на соответствующей территории;

6) универсальность государственной власти, которая предполагает, что государственная власть гипотетически способна решать любые вопросы, существенные с точки зрения государства и общеситва, общеобязательность ее указаний и соблюдение и защита права и свободы человека;

7) моноцентричность государственной власти предполагает одновременно единство государственной власти и ее разделение на три самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

8) монополизм государственной власти в сфере издания законов и иных общеобязательных нормативных актов, который позволяет ей придавать своим указаниям обязательный характер, в том числе, обязательный для самого государства.

Государство является официальным представителем всего своего народа в его государственных границах и на международном «поле», оно выражает волю народа, учитывает многообразие потребностей населения, интересов и целей государства. Одновременно именно народ является источником государственной власти, наделяя ею отдельных лиц и органы [8, с. 5].

Главной отличительной чертой государственной власти от других видов власти является то, что она единственная и главенствующая в обществе страны. Функционирование двух и более государственных властей в одном и том же государстве недопустимо, иначе это приведет к насильственному противоборству властей и к катастрофическому дезорганизационому управлению в обществе. Ярким примером в этом плане выступает сама Россия и те события, которые происходили 4 октября 1993 года, когда противостояние президента и парламента за отстаивание разного курса развития страны, выразилось в вооруженной борьбе, захватом некоторых учреждений и стрельбой из танков по парламенту.

Таким образом, государственная власть выступает разновидностью публичной власти, осуществляет властные полномочия от имени народа, государственных органов и должностных лиц на основе верховенства закона, включая возможность легитимного принуждения [9].

human.snauka.ru

Уровни публичной власти в современной России

В отечественной литературе длительное время существовало убеждение, которое сохраняется иногда до сих пор, что публичная власть и государственная власть — это одинаковые явления. Некоторое отождествление публичной и государственной власти иногда заметно в учебниках по теории государства и права. Оно нашло свое отражение и в Конституции РФ. В ней сказано о государственной власти Российской Федерации и вместе с тем — о государственной власти субъектов РФ (ст. 5, 85 и др.), об «органах государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов» (ст. 77). Конечно, в каждом субъекте РФ существуют свои институты власти (законодательный орган, глава администрации, во многих субъектах РФ — правительство субъекта Федерации, свои суды — конституционные (уставные) и мировые).

Они осуществляют полномочия субъекта РФ по совместным с Федерацией предметам ведения, у субъектов РФ есть также собственные («остаточные») предметы ведения и полномочия (ст. 73 Конституции РФ).

Однако если сказать, что это собственная государственная власть каждого субъекта Федерации, то отсюда последует заключение, что на территории России действуют в настоящее время 84 государственные власти (Российской Федерации плюс каждого субъекта РФ). Вряд ли такой вывод может быть принят.

На территории субъектов РФ действует единая государственная власть Российской Федерации. Она представлена законодательством РФ, органами исполнительной власти РФ (в частности, главными управлениями федеральных министерств и ведомств), федеральными судами, органами прокуратуры. Двух государственных властей на одной и той же территории быть не может. Это общеизвестно. Видимо, «собственная» власть субъектов РФ в пределах их полномочий, установленных федеральной Конституцией, является какой-то иной властью.

Властные полномочия есть и у органов местного самоуправления в муниципальных образованиях (их в мире сотни тысяч). Властные полномочия органов местного самоуправления, предоставленные им конституциями и законами федерации и субъектов федерации, не столь велики, но они есть и могут распространяться на всех, постоянно или временно находящихся на его территории. Характер муниципального образования, власти в субъектах федерации, территориальных автономиях, муниципальных образованиях в конституциях обычно никак не определен. Наряду с Конституцией РФ лишь немногие конституции называют «собственную» власть субъекта федерации государственной.

От определения местного самоуправления как государственной власти в мире давно отказались. В России об этом говорится в ст. 12 Конституции РФ. О неприемлемости термина государственная власть по отношению к собственным полномочиям субъекта РФ сказано выше. О характеристике собственных полномочий автономных образований как государственной власти вопрос даже не ставился. Прежде чем дать характеристику каждого уровня публичной власти, необходимо разобраться с терминами «публичная власть», «государственная власть».

В русский язык словосочетание «публичная власть» вошло в единственном значении — как государственная власть. В учебниках по теории государства и права до сих пор говорится, что публичная власть — основной признак государства. Обратимся к характеристикам природы власти в российских основных законах — в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов РФ.

С одной стороны, в Конституции РФ говорится о «многонациональном народе Российской Федерации» (преамбула), о «многонациональном народе» как носителе суверенитета (ч. 1 ст. 3), о государственной власти РФ (ст. 11, 85 и др.), с другой — о народах РФ, о «равноправии и самоопределении народов» в РФ (ч. 3 ст. 5), о том, что земля — основа жизни и деятельности «народов, проживающих на соответствующей территории» (ч. 1 ст. 9).

Соединение в данной формулировке понятий народа (народов) и территории важно для последующих рассуждений. В основных законах субъектов РФ это делается для обозначения социальной общности, от имени которой осуществляется собственная власть субъекта РФ, существующая, в конечном счете, как власть его коллектива наряду с государственной властью РФ (выше говорилось, что на территории субъекта РФ действуют органы и той и другой). Для характеристики социальной природы власти в основных законах субъектов РФ используются неодинаковые формулировки (большинство основных законов субъектов РФ изменены, но цитируемые формулировки не менялись). Иногда в таких основных законах говорится о «сообществе граждан», либо «о жителях области», «о населении» края, области, о «народе области».

Приведенные положения свидетельствуют, что, во-первых, население, жители того или иного субъекта РФ понимаются как часть многонационального народа РФ. Во-вторых, сообщество людей в субъекте РФ — это народ субъекта РФ, такая формулировка, видимо, более верна, чем, например, жители. В-третьих, народ субъекта РФ является источником собственной власти субъекта РФ, осуществляемой в рамках, определяемых федеральной Конституцией и федеральными законами. Об этом говорится в основных законах некоторых субъектов РФ, а там, где это не сказано прямо, об этом свидетельствуют конституционное регулирование, распределение предметов ведения, компетенция органов власти.

Пока что здесь важно констатировать, что: 1) собственная власть субъекта РФ существует (об этом говорится и в федеральной Конституции и в основных законах субъектов РФ); 2) основные законы субъектов РФ в качестве источника такой власти рассматривают население, народ, сообщество граждан, жителей субъекта РФ; 3) собственная власть субъекта РФ действует наряду с действующей на этой же территории как части территории государства властью РФ; 4) собственная власть субъекта РФ действует в рамках, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (разграничение полномочий); 5) социальным источником собственной власти субъекта РФ (в пределах его полномочий) является воля народа субъекта РФ, но юридически источником предметов ведения и полномочий субъекта РФ является, прежде всего, федеральная Конституция, принятая на референдуме всем сообществом (многонациональным народом), в том числе народами субъектов РФ. В сфере принципиальных (наиболее важных) общественных отношений приоритетное значение имеет воля всего сообщества страны. Элементы системы (в данном случае субъекты РФ) всегда подчинены системе (сообществу в целом, которое представлено федеративным государством). С этим связаны распределение предметов ведения, возможность применения федерального принуждения и другие отношения в федерации. Рассмотрим далее различные уровни публичной власти, начиная с государственной.

Суверенная государственная власть как высшая разновидность публичной власти. Государственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку, во-первых, ее социальный источник — особый территориальный коллектив, народ всей страны. Во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти. В-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества. В-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы.

Государство — официальный представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене. Его власть распространяется на всю территорию государства, включая ее подвижные части в границах и вне границ — самолеты, корабли под флагом государства, космические аппараты, на граждан государства, находящихся за границей.

Власть государства имеет универсальный характер: она может распространяться на все отношения, которые регулируются государством и правом и поддаются такому регулированию. Государственная власть едина. Разделение ее на определенные ветви (законодательную, исполнительную, судебную, иногда в конституциях называют и другие) не противоречит единству государственной власти, единству политики, проводимой по принципиальным вопросам всеми ее органами.

Видимо поэтому в наше время в конституциях, в том числе и в ст. 10 Конституции РФ, один из основных принципов, относящихся к организации государственной власти, целесообразно обозначить не только как разделение властей, а в формулировке: единство государственной власти и разделение ее ветвей. Государственная власть не только едина, но и единственная государственная власть в обществе страны.

Только государство может осуществлять (или только от имени государства может осуществляться) законное и легитимное государственное принуждение. Государство может делегировать право применять некоторые формы принуждения органам других территориальных публичных коллективов, но опять-таки они применяются только в соответствии с законами государства и имеют менее существенный характер, нельзя, например, делегировать право применять уголовные наказания.

Государственная власть, государство осуществляет роль социального арбитра в обществе, регулируя, в том числе отношения социальных классов и слоев (а также их организаций), чтобы их соперничество и противоречия разрешались мирным путем в правовых формах и не приводили к насильственным действиям, а, в конечном счете к анархии и распаду общества. Но детальное рассмотрение вопроса о социально-арбитражной власти государства как социального арбитра выходит за пределы темы данной работы.

Публичная власть субъекта федерации. Как уже говорилось, собственная власть субъектов РФ по предметам их ведения (в том числе совместным с Федерацией) названа в Конституции РФ государственной властью. В Конституции РФ есть базовые ценности, которые останутся неизменными, видимо, в обозримое время, — многие из них проистекают из общих ценностей человечества. Вряд ли рассматриваемое положение о государственной власти субъектов РФ относится к ним и его, видимо, можно исправить.

Первые примеры внесения поправок в другие главы Конституции РФ уже имели место в 2008 г. Положения гл. 3 Конституции РФ о государственной власти субъекта РФ можно изменить, не создавая новый текст и не созывая Конституционное собрание (конституционного закона о нем еще нет). Сложнее обстоит дело со ст. 5, но вряд ли из-за неприкосновенности соответствующей главы стоит долго сохранять положения, которые не соответствуют реалиям. Сейчас для этого еще не пришло время. Кроме того мировой финансовый кризис требует первоочередного решения других задач. Но вопросы остаются, и понадобятся коллективные усилия науки и практики для их решения.

В современных условиях субъект федерации почти нигде ни юридически, ни фактически не рассматривается как государство. Это — государственное (государствоподобное) образование. Его собственная публичная власть в пределах его предметов ведения не является государственной властью. Это — государствоподобная несуверенная публичная власть. Такие формулировки и могут быть использованы как основа будущих дискуссий о внесении поправок.

Публичная власть муниципального образования. Территория государства издавна делится на различные административно-территориальные единицы (губернии, области, округа, районы, сельские административные единицы), без этого невозможна организация территориального управления. В унитарном государстве наиболее крупные единицы рассматриваются как деление его территории, в федеративном государстве административно-территориальное деление — это деление территории субъектов федерации.

Муниципальные образования — и коммунальные, и региональные, как правило, создаются в рамках административно-территориальных единиц и сохраняют их издавна сложившиеся названия. Однако административно-территориальные единицы и муниципальные образования — разные явления.

В точном юридическом смысле административно-территориальная единица — это населенная территория, не имеющая своей собственности (на ее территории существует государственная и иная собственность) и управляемая назначенными «сверху» чиновниками. Ее население не создает собственной публичной власти в виде избираемых органов, хотя, например, референдумы могут проводиться, но только если они назначены «сверху».

Муниципальное образование, его население избирает свои управленческие органы, создает свою общую (муниципальную) собственность, распоряжается ею и решает дела местного значения под свою ответственность. Муниципальные образования могут создаваться, и обычно создаются в рамках административно-территориальных единиц, но это разные явления. Сказанное относится и к муниципальному району в России, у которого есть дополнительные полномочия, и может быть несколько иная структура представительного органа.

В связи с этим важно различать не столько городские и сельские поселения, городские округа и т. д., хотя и это нужно делать, сколько две разновидности муниципальных образований: низовое (условно говоря, общинное) звено и региональное муниципальное образование. В России не всегда делаются необходимые выводы в связи с таким различием. Нередко говорится только об одном: нужно назначать мэров муниципальных образований «сверху», тогда единство власти будет обеспечено.

И в низовых муниципальных образованиях могут возникать вопросы, решение которых требует государственных полномочий (в России также государствоподобных полномочий субъекта РФ), например учет военнообязанных, организация призыва в армию, положение иностранцев, проживающих в поселении. В России в таких случаях используются нормы ч. 2 ст. 132 Конституции РФ.

Устанавливается, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями по договорам с органами Федерации или субъектов РФ с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Отказываться от таких поручений нельзя (закон нужно выполнять), можно лишь обратиться в суд по этому вопросу. В некоторых зарубежных странах используется иной путь. Избранный населением мэр утверждается министром внутренних дел как государственный служащий. Он по обязанности выполняет дела, связанные с вопросами государственного значения, если они возникают в данном поселении. С него и спрашивается, — никаких договоров заключать не нужно.

В любом муниципальном образовании существует своя публичная власть, источником которой является народ (население муниципального образования). Она всегда действует наряду с государственной властью (в федерациях также наряду с государствоподобной властью субъекта федерации, а иногда властью территориальной автономии, в состав которой входит муниципальное образование), хотя формы организации той, другой, третьей, их полномочия неодинаковы.

Какое-то сочетание имеет место даже в самом мелком муниципальном образовании, где нет никаких должностных лиц, назначенных от государства или субъекта федерации, и действуют лишь сход и избранный им староста, ибо и в таком муниципальном образовании действуют законы государства. Таким образом, в любом муниципальном образовании есть своя публичная власть.

Это власть негосударственная. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление — это негосударственная муниципальная, публичная власть. В современном демократическом, социализированном и коллективированном обществе власть народа осуществляется на разных уровнях и в разных формах. Всесторонне понять реализацию такой власти невозможно без разработки концепции территориальных публичных коллективов. На каждом уровне таких коллективов население, народ как часть народа страны, непосредственно или через органы, созданные территориальным публичным коллективом, осуществляет в рамках конституции и законов государства и в соответствии с ними принадлежащие коллективу полномочия, свою публичную власть. Власть каждого коллектива — одно из звеньев публичной власти всего российского многонационального народа, которая (публичная власть всего народа) имеет свою форму государственной власти.

В демократическом государстве существует единая система публичной власти народа. Системный подход к ней с одновременным выяснением наиболее целесообразных сфер регулирования и организации различных видов публичной власти может сделать научные исследования более эффективными, а практику управления в обществе более рациональной.

yurist-77.ru

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]