Оглавление:

Бюджетному учреждению Вологодской области была выделена целевая субсидия на приобретение автомобиля. По условиям соглашения о предоставлении целевой субсидии у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных неустоек. В рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» была проведена закупка, заключен контракт. Автомобиль был поставлен с просрочкой до 5 дней. Оплата была произведена в срок в полном объеме. Операции отражены по КФО 5. В контракт не включено условие о зачете обязательств по уплате неустойки в счет оплаты по контракту. Учреждение предъявило претензию в соответствии с условиями контракта. Сумма штрафа не превышает 5% от суммы контракта. Какими бухгалтерскими проводками отразить начисление штрафа за просрочку оплаты? Возможно ли списание штрафа по согласованию сторон в связи с тем, что срок просрочки минимальный? Необходимо ли сумму начисленного штрафа перечислить в бюджет с другого КФО 2?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Начисление штрафа за просрочку оплаты подлежит отражению по виду финансового обеспечения «2» по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия». В рассматриваемой ситуации учреждению следует списать сумму штрафа в порядке, определенном финансовым органом субъекта РФ.

Обоснование вывода:
1. Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, подлежат отражению по виду финансового обеспечения «2» и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
Согласно абзацу четвертому п. 1 ст. 78.1 БК РФ порядок определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из бюджета субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
Конкретные условия предоставления целевых субсидий, как правило, устанавливаются в соответствующих договорах (соглашениях), заключаемых между учредителями и получателями субсидий. В таких документах, в частности, может содержаться информация о:
— целевом назначении, порядке, размере и сроках предоставления субсидий на иные цели;
— порядке и сроках возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм;
— порядке и сроках предоставления соответствующей отчетности, проведения учредителем проверочных мероприятий.
Среди прочих условий предоставления субсидии на иные цели может быть предусмотрено перечисление в бюджет в том числе штрафов и пеней, поступивших бюджетному учреждению в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контрактам, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактами, заключенными в рамках целевой программы субъекта РФ. Поэтому при рассмотрении конкретной ситуации необходимо проанализировать условия соглашения о предоставлении целевой субсидии.
Тем более что в отдельных случаях специалисты финансового ведомства полагают возможным использовать средства, полученные в виде неустоек, выставленных по контрактам, подлежащим оплате за счет средств субсидий на иные цели, на цели, предусмотренные соглашением о предоставлении целевой субсидии, или же перечислять их в доход бюджета (письмо Минфина России от 20.12.2012 N 02-13-06/5292). Однако даже при таком расходовании суммы полученных неустоек речь будет идти о расходовании средств в рамках приносящей доход деятельности (письмо Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374 (в редакции письма Минфина России от 23.01.2014 N 02-06-07/2378)).
Если исходя из условий соглашения о предоставлении целевой субсидии у учреждения отсутствует обязанность перечисления в доход бюджета сумм удержанных неустоек, возврат в доход бюджета сумм неустоек может быть произведен и по инициативе учреждения.
2. Согласно ч. 6.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставляет поставщику, подрядчику, исполнителю отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек.
Случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) определены постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 (далее — Постановление N 190).
Как указано в п. 5 Постановления N 190, списание начисленных сумм неустоек в соответствии с пп. «а» и «б» п. 3 Постановления N 190 распространяется на принятую к учету задолженность контрагента независимо от срока ее возникновения и осуществляется путем списания с учета задолженности контрагентов по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ и муниципальных нужд в порядке, установленном соответствующим финансовым органом.
Обратите внимание: применение Постановления N 190 для заказчика обязательно. Такую позицию неоднократно высказывали специалисты Минэкономразвития России, отражена она и в судебной практике (хотя некоторые суды придерживаются иной позиции, однако она ими не обосновывается в достаточной мере). Специалиста Минфина России, опираясь на судебную практику (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.01.2016 N Ф04-28134/2015 по делу N А46-3302/2015, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.03.2016 N Ф06-6317/2016 по делу N А06-4184/2015), также пришли к выводу, что списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом (письмо Минфина России от 25.04.2016 N 02-02-14/24253). При этом в случае, если в контракт включено условие о перечислении заказчиком сумм начисленных неустоек в соответствующий бюджет (для государственных (муниципальных) заказчиков) или о зачете неустойки при оплате контракта (для бюджетных, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий), списание неустойки не осуществляется (смотрите также письмо Минфина России от 11.04.2016 N 02-02-14/20344).
Порядок списания с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения нужд Вологодской области, утвержден Приказом Департамента финансов Вологодской области от 20.04.2016 N 35 (далее — Порядок N 35).
Согласно п. 3 Порядка N 35 списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется в случаях, установленных Постановлением N 190.
В частности, пп. «а» п. 3 Постановления N 190 предусмотрено, что если общая сумма неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Решение о списании с учета задолженности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по денежным обязательствам перед заказчиком, осуществляющим закупки для обеспечения нужд Вологодской области, принимается заказчиком с оформлением распоряжения и приложением документов, подтверждающих право заказчика для списания задолженности (п. 4 Порядка N 35).
Таким образом, в рассматриваемой ситуации учреждение вправе списать сумму штрафа за просрочку оплаты.
3. В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы в виде суммы неустоек учитываются автономными учреждениями по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия».
Обратите внимание, что независимо от того, возмещается ли сумма неустойки поставщиком, удерживается из суммы платежа по заключенному договору или подлежит списанию в соответствии с требованиями Постановления N 190, доход в любом случае должен быть начислен по коду КОСГУ 140 «Суммы принудительного изъятия» в момент возникновения требований к их плательщикам (п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
Для отражения рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут применяться следующие корреспонденции:
Дебет 2 209 40 000 Кредит 2 401 10 140
— подрядчику предъявлены суммы неустойки в соответствии с условиями договора.
Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 209 40 000
— списана сумма неустойки на основании распоряжения и документов, подтверждающих право заказчика для списания задолженности.
В заключение отметим, что в отдельных случаях при списании с балансового учета дебиторской задолженности по доходам она одновременно подлежит отражению на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». При этом учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности (п. 339 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). В данной ситуации не идет речи о списании задолженности неплатежеспособного дебитора, при этом возможность для возобновления процедуры взыскания списываемой рассматриваемой задолженности не предусматривается. Поэтому оснований для отражения суммы списанной неустойки на забалансовом учете не возникает.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Неустойка в госучреждениях;
— Энциклопедия решений. Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях;
— Энциклопедия решений. Случаи и порядок отсрочки уплаты и (или) списания неустоек поставщика по Закону N 44-ФЗ в 2016 году.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Проводки по списанию неустойки по 44 фз

КАК ОТРАЗИТЬ В УЧЕТЕ НЕУСТОЙКУ ПО КОНТРАКТУ

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

При неисполнении или ненадлежащем исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по договору учреждение-заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафов, пени). Задолженность по неустойке может быть погашена поставщиком путем перечисления денежных средств, а также удержанием неустойки из суммы, подлежащей выплате. В ряде случаев неустойку приходится уменьшать или списывать. Все эти операции имеют свои особенности отражения в учете.

Ответственность поставщика

Если поставщик или подрядчик нарушил условия договора, учреждение-заказчик вынуждено защищать свои права по данному договору. Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе путем взыскания неустойки.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В заключаемый контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных им (ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе; далее — Закон № 44-ФЗ). Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги. При этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (ч. 2 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Если все же просрочка исполнения обязательств (в том числе гарантийных) по вине поставщика имела место, то заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, направление требования об уплате неустоек является обязанностью, а не правом учреждения-заказчика.
Неустойка делится на штраф и пени.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

www.referent.ru

Неустойка за нарушение исполнения обязательств (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 31.10.2015

Условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу учреждений неустойки обязательно должны содержаться в государственных (муниципальных) контрактах и гражданско-правовых договорах. В этой статье мы расскажем, как документально подтвердить возникновение обязательства по уплате неустойки, как определить сумму неустойки, а также как отразить в бухгалтерском учете ее начисление.

Общие положения

В ст. 309 ГК РФ говорится, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.

Если обязательство предусматривает либо позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в этот день либо, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства или просрочки исполнения одним из способов его обеспечения считается предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ).

Примечание. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Документальное оформление начисления неустойки

Из ст. 331 ГК РФ следует, что факт возникновения обязательства по уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением основного обязательства должен быть оформлен в письменном виде. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

По мнению финансового ведомства, изложенному в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525, начисление неустойки, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту производятся на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, который содержит сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), и обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов.

По мнению автора, этим документом можно воспользоваться и при начислении требований по уплате неустойки в рамках гражданско-правового договора.

В то же время Минфин в Письме от 29.05.2015 N 02-07-10/31334 с ссылкой на п. 6 Инструкции N 157н указывает, что учреждения вправе самостоятельно устанавливать формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики, если законодательством РФ не утверждены обязательные формы документов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Расчет и предъявление неустойки в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов

На основании ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ поставщик в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств и в случае просрочки исполнения обязательств вправе направить заказчику требование о взимании:

— штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;

— пени за просрочку исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Размер штрафа оговаривается в контракте в виде фиксированной суммы, устанавливаемой в соответствии с Правилами N 1063 .

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Согласно п. 3 этого документа размер штрафа рассчитывается как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Исходя из п. п. 5, 6 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение:

1) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, исчисляемой в следующем порядке:

— 10% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;

— 5% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

— 1% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;

— 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.;

2) заказчиком обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

— 2,5% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;

— 2% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

— 1,5% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;

— 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.

Согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня в связи с просрочкой исполнения обязательства по контракту начисляется за каждый день просрочки, предусмотренной контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в размере:

— 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы — для заказчика;

— предусмотренном в порядке, утвержденном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), — для поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению. 14.09.2012 размер ставки рефинансирования составляет 8,25% годовых (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).

С учетом вышесказанного определение размера пеней, подлежащих уплате заказчикомЗак), можно представить в виде следующей формулы:

ПЗак = 1 / 300 x СЦБ x О x ДП,

где СЦБ — ставка рефинансирования Банка России, указанная на дату уплаты пеней;

О — размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

ДП — количество дней просрочки.

Размер пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост), рассчитывается по формуле:

ППост = (Ц — В) x С,

где Ц — цена контракта;

В — стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С — размер ставки, рассчитываемой по формуле:

С = СЦБ x ДП,

где СЦБ — размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП — количество дней просрочки.

Коэффициент К устанавливается по формуле:

К = ДП / ДК x 100%,

где ДП — количество дней просрочки;

ДК — срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 — 50%, размер ставки вычисляется за каждый день просрочки и принимается за 0,01 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

При К, равном 50 — 100%, размер ставки устанавливается за каждый день просрочки и принимается за 0,02 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается за 0,03 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по уплате неустойки заказчиком и поставщиком.

Уплата неустойки заказчиком (казенным учреждением). Она осуществляется за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

Пример 1. Казенное учреждение (государственный контракт) нарушило срок оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден актом, в котором указано, что учреждение обязано уплатить поставщику пени в сумме 4000 руб. (цифры условные).

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

lexandbusiness.ru

Пени по договору проводки

Понятие, сущность и отражение неустойки в бухгалтерском учете, проводки

Прежле всего разберемся с определением. Неустойка — это разновидность штрафных санкций, которая определяется за невыполнение или ненадлежащее выполнение участниками правоотношений своих обязательств по договорам и иным гражданско-правовым актам. Сюда относятся штрафы и пени.

Такая материальная санкция является прочим доходом для получающего участника (п.

7 ПБУ 9/99) и прочим расходом — для обязанного участника (п. 11 ПБУ 10/99).

Счет, на котором отражаются основные бухгалтерские действия по учету санкций, — 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». И виновному, и получающему доход участнику для бухучета пеней, штрафов и иных взысканий по гражданско-правовым договорам лучше использовать отдельный субсчет — 76.2. Суммы таких санкций принимаются к учету в размере, установленном судом, и в отчетном периоде, которым датировано судебное решение (п. 14.2 ПБУ 10/99). Согласно п. 76 положения по Приказу Минфина России от 29.07.1998 № 34н, получающая и обязанная стороны должны отразить штрафные платежи в бухгалтерском учете до момента произведения фактических взаиморасчетов.

Неустойка: проводки для бухгалтерского учета

Рассмотрим, как отразить в бухучете начисление неустойки, проводки будут представлены как для обязанной, так и для получающей доход стороны (для некоммерческих организаций).

Неустойка по договору, проводки, перечисление

Если взыскание необходимо направить физическому лицу (по договору ГПХ и иным гражданско-правовым актам), то последовательность действий учета будет следующей:

  • Дт 76.2 Кт 50 — выплата взыскания физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, наличными;
  • Дт 76.2 Кт 68 — начисление НДФЛ за санкцию;
  • Дт 68 Кт 51 — уплата НДФЛ;
  • Дт 91.2 Кт 69 — начисление страховых взносов на сумму взыскания (пп.

1 п. 1 ст. 420 НК РФ);

  • Дт 69 Кт 51 — уплата страховых взносов.
  • Если возмещение по трудовому договору начислено в рамках норматива, установленного ст. 236 ТК РФ, то оно не облагается налогом на доходы физических лиц (п. 3 ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина № 03-04-05/11096 от 28.02.2017). При этом если в трудовом либо в коллективном соглашении такой норматив прописан в размере более высоком, чем определяет трудовое законодательство, то НДФЛ на взыскание также не будет начисляться.

    Бухгалтерский учет штрафных санкций и неустоек

    БУХУЧЁТ 2015: отражение штрафов и пени в бухгалтерском учете.

    В бухгалтерском учёте организации — кредитора (поставщика товаров, исполнителя работ, услуг) полученные штрафы и пени за нарушение условий договора признаются прочими доходами (пункт 7 положения по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Они принимаются к учету в суммах, признанных должником или присуждённых судом, в том отчётном периоде, в котором они фактически признаны должником или судом вынесено решение о взыскании (пункт 10.2 ПБУ 9/99). Для принятия к учёту штрафных санкций, признанных должником, необходимо наличие документов, подтверждающих их признание и позволяющих определить размер суммы признанной задолженности. Им может быть двусторонний акт, подписанный сторонами, письмо должника, подтверждающее факт нарушения обязательства, с указанием суммы признанной неустойки, или иной подобный документ.

    При принятии к учёту штрафных санкций на основании решения суда необходимо учесть следующее. Решения арбитражного суда вступают в законную силу через месяц после их принятия, если не была подана апелляционная жалоба (пункт 1 статьи 180 АПК РФ). Следовательно, отражение штрафных санкций за нарушение договорных обязательств на основании решения суда в бухгалтерском учете должно происходить в том отчётном периоде, когда минует месяц с даты принятия решения арбитражного суда. Суммы предъявленных претензий (исков), не признанных плательщиком (не присуждённых судом), к учёту не принимаются. Штрафные санкции, взыскиваемые с контрагентов за несоблюдение договорных обязательств, в размерах, признанных плательщиками или присуждённых судом, отражают следующими записями:
    — дебет 76-2 «Расчёты по претензиям» кредит 91-1 «Прочие доходы»: отражены штрафные санкции, признанные должником или присуждённые судом;
    — дебет 51 кредит 76-2: получены штрафные санкции.

    Отражение неустоек в бухучете должника

    В бухгалтерском учёте должника уплачиваемые неустойки (штрафы, пени) за нарушение договорных обязательств включаются в состав прочих расходов (пункт 12 положения по бухучету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

    Неустойки (штрафы, пени) согласно пункту 14.2 ПБУ 10/99 принимаются к бухгалтерскому учёту в суммах, признанных организацией или присуждённых судом в том отчётном периоде, в котором вынесено решение суда об их взыскании, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Должник после признания (присуждения) неустойки относит её на увеличение прочих расходов.

    Для этого им в том же отчётном периоде осуществляется запись на соответствующую сумму:
    — дебет 91-2 «Прочие расходы» кредит 76-2: отражены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств, присуждённые судом или признанные организацией.

    Погашение задолженности перед кредитором отражается проводкой:
    — дебет 76-2 кредит 51: оплачены штрафные санкции за нарушение договорных обязательств.

    Пример бухгалтерской проводки штрафа и пени

    Продавец отгрузил партию товара в адрес покупателя на сумму 2 360 000 рублей с НДС. Оплату товаров покупатель осуществил с опозданием на 9 дней. По условиям договора за просрочку платежа предусмотрены штраф в размере 50 000 рублей и пени в размере 0,1% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки. Продавец выставил претензию на суммы штрафа 50 000 рублей и пеней 21 240 рублей (2 360 000 руб. х 0,1% х 9). Покупатель с выставленной претензией согласился частично, выразив готовность уплатить начисленную сумму пеней и штраф в размере 5000 рублей, о чём он письменно сообщил 24 июля 2012 года. Данное предложение в конце концов было принято и продавцом. В бухгалтерском учёте покупателя приведённые хозяйственные операции сопровождаются следующими записями:
    — дебет 41 кредит 60: 2 360 000 рублей — приняты к учёту товары;
    — дебет 19 кредит 60: 360 000 рублей — выделена сумма НДС, предъявленная продавцом товаров;
    — дебет 60 кредит 51: 2 360 000 рублей — перечислены денежные средства за товары;
    — дебет 91-2 кредит 76-2: 26 240 рублей (21 240 + 5000) — признана претензия поставщика за опоздание по оплате товаров;
    — дебет 76-2 кредит 51: 26 240 рублей — перечислены штраф и пени.

    В бухгалтерском учёте продавца отгрузка товаров и начисление штрафных санкций учитываются следующим образом (без проводки по списанию фактической себестоимости отгруженных товаров):
    — дебет 62 кредит 90-1: 2 360 000 рублей — отражена задолженность покупателя за отгруженные товары;
    — дебет 90-3 кредит 68 субсчёт «Расчёты по НДС»: 360 000 рублей — выставлен НДС за отгруженные товары;
    — дебет 51 кредит 62: 2 360 000 рублей — поступила оплата за отгруженные товары;
    — дебет 76-2 кредит 91-1: 26 240 рублей — учтены в прочих доходах штрафные санкции за нарушение договора в сумме, признанной покупателем;
    — дебет 51 кредит 76-2: 26 240 рублей — поступили денежные средства в счёт выставленной претензии.

    Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, то должник вправе через суд требовать её уменьшения.

    Как провести пени за просрочку платежа

    28.12.2015 13:16 Как использовать в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) новый документ «Начисление пеней» для отражения пеней за нарушение условий договора. Пеня представляет собой сумму денежных средств, определенную договором или законом, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств.

    Например, в случае просрочки оплаты за полученный товар (п.

    1 ст. 330 ГК РФ ). Пеня, причитающаяся организации за просрочку покупателем платежа по договору, признается прочим доходом и принимается к учету в сумме, признанной должником, в том отчетном периоде, в котором должник с ней согласился (п.

    7. 10.2. 16 ПБУ 9/99 ). Для целей налогообложения прибыли суммы пеней, начисленные за нарушение договорных обязательств, признаются внереализационными доходами на дату признания неустойки должником (п. 3 ст. 250. пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ )

    Сенаторы одобрили закон о повышении пени за просрочку платы за ЖКХ

    Согласно закону, для граждан пени в течение первого месяца просрочки начисляться не будут. С 31 по 90 день просрочки сумма неустойки устанавливается на уровне 1/300 ставки от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, с 91 дня — 1/130 ставки.

    МОСКВА, 28 окт — РИА Новости. Совфед в среду одобрил закон, который устанавливает дифференцированный размер пени для физических и юридических лиц за неуплату услуг по предоставлению электроэнергии и услуг ЖКХ.

    Положения документа должны вступить в силу с 1 января 2017 года. Для юридических лиц сумма неустойки устанавливается на уровне 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с первого дня просрочки. Пеня для управляющих компаний, теплоснабжающих и водоснабжающих организаций может быть установлена в размере 1/300 ставки рефинансирования (прежний режим для данного типа организаций) с первого по 60 день неуплаты, 1/170 ставки рефинансирования — с 61 по 90 день и 1/130 — с 91 дня просрочки платежа.

    За просрочку платежей по коммунальным услугам УК, ТСЖ и граждане будут платить штрафы и пени

    Госдума 23 октября 2015 года во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью укрепления платёжной дисциплины всех категорий потребителей коммунальных услуг .

    Федеральный закон №307 от 03.11.2015 года

    «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов»

    вступает в законную силу с 1 января 2017 года. Ознакомиться с текстом закона можно здесь .

    Первоначально депутаты предлагали вводить штрафы и пени за просрочку платежей только по электроэнергии, но по последним подсчётам оказалось, что совокупная задолженность всех категорий потребителей за коммунальные ресурсы в России на 1 октября 2015 года составила 850 миллиардов рублей. за электроэнергию – 183,5 миллиардов рублей; за газ — 163,2 миллиардов рублей; за тепловую энергию перед ТЭЦ – 147,6 миллиардов рублей; за воду и услуги по водоотведению – 110 миллиардов рублей.

    Начисление пени за несвоевременную оплату оказанной организацией услуги и ее размер предусмотрены договором на оказание данной услуги.

    Облагается ли НДС сумма пени, полученная от покупателя? Следует ли выставлять покупателю счет-фактуру?

    Пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить в случае неисполнения своих обязательств (в частности нарушение сроков внесения арендных платежей).

    В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

    Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

    Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв.

    постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила). Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, Правилами не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

    warmedia.ru

    Это интересно:

    • Закон приморского края об административных Закон Приморского края от 5 марта 2007 г. N 44-КЗ "Об административных правонарушениях в Приморском крае" (с изменениями от 9 августа 2007 г., 15 февраля, 13 мая, 25 сентября, 3, 22 декабря 2008 г., 6 февраля, 10 марта, 6, 28 июля, 4 […]
    • 44-фз осаго Может ли государственное казенное учреждение, которое осуществляет закупки на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и […]
    • Приказ минэкономразвития 33% Приказ Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с […]
    • Пункт 2 статьи 24 ук рф Уголовно-процессуальный кодекс РФ Глава 4. Основания отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения уголовного дела и уголовного преследования. Статья 24. Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного […]
    • Правила скаута Правила скаута Для скаута слова обещания священны. Произнести эти слова не трудно, но вот чтобы выполнить это обещание и следовать законам скаутов нужно много над собой работать. Пусть это вас не смущает. Вам помогут ваши друзья […]
    • Правило оформления приложений к документу Реквизит 21 – отметка о наличии приложения Отметка о наличии приложения – реквизит, содержащий сведения о дополнительно прилагаемом документе (документах). 1 Отметку о наличии приложения (реквизит 21), названного в тексте письма, […]