uristinfo.net

§ 1. Процессуальные права и обязанности иностранных лиц

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации 2002 г. содержит раздел V «Производство по делам с участием иностранных лиц», нормами которого на базе обобщения накопленной практики и с учетом новейших теоретических исследований расширены и усовершенствованы положения ранее действовавшего раздела VI ГПК РСФСР.

Согласно ст. 398 ГПК РФ, отражающей в целом принцип так называемого «национального режима», иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее — иностранные лица) имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Согласно ст. 254 АПК РФ иностранные лица, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, имеют право обращаться в арбитражные суды в РФ.

Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Нормы ст. 398 ГПК РФ и ст. 254 АПК РФ на такие дела прежде всего распространяют принцип «национального режима». Согласно этому принципу иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации разного статуса внутри нашей страны пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами и организациями Российской Федерации. В общей форме он закреплен ч. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 19 апреля 2002 г. расшифровывает понятия «иностранные граждане» и «лица без гражданства». Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства. Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3) . Статус иностранных организаций определяется по законодательству государств, где они учреждены.

СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.

Статьи 399 и 400 ГПК РФ вводят понятие «личный закон», который определяет гражданскую процессуальную правоспособность и дееспособность иностранных лиц. Нормы этих статей согласованы со ст. ст. 1195 — 1197, 1202, 1203 ГК РФ.

Личным законом иностранного гражданина является право страны, гражданство которой он имеет. При наличии у гражданина нескольких иностранных гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. Личным законом иностранца, проживающего в РФ, лица с двойным гражданством, одно из которых гражданство РФ, будет российское право. Часть 4 ст. 399 ГПК РФ определяет личный закон лица без гражданства — это право страны, в которой лицо имеет место жительства. Следует добавить, что личным законом беженца считается право страны, предоставившей ему убежище (п. 6 ст. 1195 ГК РФ). Для определения процессуальной правоспособности и дееспособности иностранных лиц имеет значение и ч. 5 ст. 399 ГПК РФ: лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью. В данном случае необходимо руководствоваться общими нормами о процессуальной дееспособности, зафиксированными ст. 37 ГПК РФ.

Статья 400 ГПК РФ определяет личный закон иностранной и международной организаций. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, соответственно ее процессуальная правоспособность им и будет регламентирована. Однако организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может быть на территории РФ признана правоспособной в соответствии с российским правом, т.е. по общим правилам ст. 36 ГПК РФ.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ. В каждом конкретном случае следует руководствоваться положениями этих документов.

Иначе говоря, на иностранных лиц распространяются как общие правила ГПК РФ, так и специальные, предусмотренные законами и международными договорами. Например, иностранные граждане могут быть освобождены от уплаты судебных расходов; они вправе вести дело в суде лично или через представителей. В данном случае необходимо отметить одну особенность. Иностранные граждане могут быть представлены в судах консулами соответствующих государств, причем согласно консульским конвенциям консул может представлять граждан своей страны без специальных полномочий (без доверенности).

Распространение на иностранных субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только как истцы и ответчики, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, участвовать в делах, возникающих из публичных правоотношений и особого производства, пользоваться услугами представителей и выступать в качестве представителя.

В большинстве случаев производство по делам с иностранными элементами развивается по обычным правилам ГПК РФ. Общим положениям рассмотрения судами России дел с участием иностранных лиц посвящена гл. 43 ГПК РФ.

Все документы, составленные на иностранном языке, которые представляются в суд, должны быть переведены на русский язык и надлежащим образом заверены. Если документы выданы, составлены или удостоверены по установленной форме компетентными органами иностранных государств вне пределов Российской Федерации по нормам иностранного права, они принимаются судом при наличии их легализации , если иное не установлено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 408 ГПК РФ). Легализованный документ оценивается судом наравне с другими доказательствами. Легализация необходима для допуска документа в качестве доказательства при рассмотрении дела в суде и не исключает его исследования и оценку судом с целью установления правильности информации по существу, т.е. удостоверение российского консула не добавляет документу дополнительной юридической силы.

Легализация — это установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах и соответствия их законам государства пребывания дипломата (консула) (Консульский устав СССР). Документы, выданные в России и предназначенные для представления в официальные органы иностранных государств удостоверяются в особом, упрощенном порядке, т.е. уполномоченные органы РФ проставляют специальный штамп в виде квадратного клише (апостиль), который не требует дальнейшего заверения или легализации и признается официальными учреждениями всех стран-участниц Гаагской конвенции 1961 г. (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов).

В отношении иностранных граждан их право обращаться в суды России и пользоваться одинаковыми процессуальными правами с гражданами России закрепляется также в международных актах. Российская Федерация является участником более 30 двусторонних и многосторонних межгосударственных конвенций, договоров, соглашений о взаимном оказании правовой помощи по гражданским, коммерческим, семейным делам.

Так, например, согласно Конвенции между СССР и Итальянской Республикой о правовой помощи по гражданским делам 1986 г. (ст. 1) граждане одной Договаривающейся Стороны пользуются на территории другой Договаривающейся Стороны в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и граждане этой Договаривающейся Стороны .

Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи. М., 1996. С. 240 — 247.

В соответствии с Договором между СССР и Греческой Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам 1981 г. (ст. 1) гражданам одной из Договаривающихся Сторон предоставляется на территории другой Договаривающейся Стороны такая же правовая защита, что и гражданам этой другой Договаривающейся Стороны . Аналогичные нормы содержатся и в других договорах, самые первые статьи которых традиционно именуются «Правовая защита» с почти тождественными формулировками относительно национального режима.

Там же. С. 196 — 209.

Для государств-участников Содружества Независимых государств важное значение имеет Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., заключенная всеми странами СНГ (далее — Конвенция 1993 г.)

Большинство стран СНГ, участвующих в Конвенции 1993 г., в Кишиневе 7 октября 2002 г. подписали новую Конвенцию с таким же названием, правила которой в области гражданского процесса в основном воспроизводят положения Конвенции 1993 г. Новая Конвенция после вступления в силу заменит собой Конвенцию 1993 г., которая прекратит действие между участниками, подписавшими Конвенцию в Кишиневе. Со странами, не подписавшими новую Конвенцию, Россию будет по-прежнему связывать Конвенция 1993 г.

Конвенция 1993 г. обеспечивает защиту в судах этих стран граждан СНГ и других лиц (т.е. не являющихся их гражданами), если они проживают в стране-участнице, юридических лиц, а также правовое сотрудничество различных учреждений юстиции. Конвенцией охватывается широкий круг вопросов в области гражданского процесса и других отраслей права: правовая защита граждан и юридических лиц, порядок сношений при оказании правовой помощи, исполнение поручений учреждений юстиции, действительность документов, предоставление информации о праве, разграничение компетенции судов, вопросы применения права (коллизионные нормы), признания и исполнения иностранных судебных решений.

В ст. 1 Конвенции 1993 г. устанавливается, что граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру и иные учреждения юстиции других Договаривающихся Сторон, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, подавать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и граждане данной Договаривающейся Стороны. При этом отмечается (ст. 2), что граждане каждой из Договаривающихся Сторон и лица, проживающие на ее территории, освобождаются от уплаты и возмещения судебных пошлин и издержек, а также пользуются бесплатной юридической помощью на тех же условиях, что и собственные граждане .

СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1042.

Иностранные граждане равны перед российским законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Использование иностранными лицами прав и свобод не должно причинять вред интересам общества, государства, граждан и организаций.

Не исключены ситуации, когда в каком-либо государстве или союзе государств будут введены дискриминационные ограничения прав российских граждан или организаций в судебных процессах. Тогда Правительство Российской Федерации компетентно устанавливать ответные ограничения (реторсии) по отношению к субъектам соответствующего государства или государств (ч. 4 ст. 398 ГПК РФ). На иностранных лиц при рассмотрении гражданских дел в российских судах нельзя возлагать обязанность доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся .

Научно-практический комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР. М., 1999. С. 570 — 571.

uristinfo.net

Производство по делам с участием иностранных лиц

В результате изучения главы студент должен:

знать

■ понятие и правовую природу производства по делам с участием иностранных лиц;

■ правовое положение иностранцев в российском гражданском процессе;

■ подсудность дел с участием иностранных лиц российским судам, а также ее виды;

■ процессуальные последствия рассмотрения дел иностранным судом;

■ виды юрисдикционного иммунитета государств и международных организаций;

■ порядок исполнения поручений иностранных судов;

■ правовой механизм признания и исполнения решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей);

уметь

■ давать квалифицированные юридические консультации в рамках производства по делам с участием иностранных лиц;

■ правильно применять, соблюдать и толковать нормы, регулирующие порядок производства по делам с участием иностранных лиц;

владеть

■ навыками анализа судебной правоприменительной практики по гражданским делам с участием иностранных лиц.

Правовое положение иностранцев в российском гражданском процессе

Конституция указывает, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры с участием Российской Федерации суть составная часть ее правовой системы. В свою очередь, Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» подчеркивает, что Россия, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

С развитием международных отношений потребность в дальнейшем правовом регулировании вопросов, связанных с правовым положением иностранцев, в российском гражданском процессе возрастает. В этой связи при принятии нового ГПК законодатель значительно расширил содержание разд. V, отвечающего за производство по делам с участием иностранных лиц. Отдельные положения этого раздела разъясняются в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5.

Согласно конституционному правовому регулированию, а именно ч. 3 ст. 62 Конституции, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Подобная правовая установка полностью перенесена в область гражданских процессуальных отношений и сконцентрирована в универсальном праве на судебную защиту в Российской Федерации, которым обладают следующие субъекты:

– иностранные граждане (федеральные законы от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» под иностранным гражданином понимают лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства);

– лица без гражданства (названные законодательные акты под таковыми подразумевают лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации и не имеющих доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства);

– иностранные и международные организации (под данными организациями имеют в виду любые организации, в том числе и не обладающие статусом юридического лица, учрежденные за пределами Российской Федерации).

Впервые процессуальный закон детально описал правила, касающиеся гражданской процессуальной правоспособности и дееспособности всех вышеописанных субъектов. В соответствии с ст. 399 ГПК гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, т.е. правом той страны, гражданство которой лицо имеет. Если гражданин обладает несколькими иностранными гражданствами или он не может подтвердить какое-либо гражданство, то его личным законом считается право страны, в которой он имеет место жительство. Вместе с тем, если иностранный гражданин проживает в России, а также наделен двойным гражданством, одно из которых российское, личным законом будет являться именно российское право. Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой она учреждена, и уже на основе личного закона предопределяется ее процессуальная правоспособность (ст. 1202 ГК). Однако иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории РФ признана правоспособной, руководствуясь нормами российского права.

Лицо, не могущее быть на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть признано на территории РФ процессуально дееспособным, если оно в соответствии с ст. 37 ГПК процессуально дееспособно. Интересно, что в некоторых государствах понятия «процессуальная дееспособность» нет (например, в английском праве участник материальных отношений – это потенциальный участник гражданских процессуальных отношений).

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается благодаря международному договору, согласно которому она создана, ее учредительным документам или соглашению с компетентным органом РФ. Примером этому может служить Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. с участием России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

Право иностранных лиц на обращение за судебной защитой подкрепляется рядом международных правовых актов. В частности, в Договоре между Российской Федерацией и Республикой Мали о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 31 августа 2000 г. отмечается, что «граждане одной Договаривающейся Стороны имеют право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и в иные учреждения другой Договаривающейся Стороны, к компетенции которых относятся гражданские, семейные и уголовные дела, могут выступать в них, возбуждать ходатайства, предъявлять иски и осуществлять иные процессуальные действия на тех же условиях, что и ее граждане». В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Монголией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам от 20 апреля 1999 г. граждане Монголии пользуются на территории РФ такой же правовой защитой личности и имущества, как и граждане России, и наоборот.

Специальным образом регулируются отношения государств – участников СНГ, строящиеся на основе Минской конвенции о правовой помощи (следует учитывать, что взамен данной Конвенции большинство стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан и Украина) подписали Кишиневскую конвенцию о правовой помощи, которая вступила в силу 27 апреля 2004 г., но пока не в отношении России в связи с необходимостью выполнения отдельных внутригосударственных процедур), а равно иных договоров о правовой помощи. Конвенция позволяет гражданам государств-участников беспрепятственно обращаться в суды договорившихся стран.

Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения, затрагивающие иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

studme.org

§ 1. Особенности производства по делам с участием иностранных лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Правовой статус иностранных лиц в области российского гражданского судопроизводства основан на принципе национального режима.

Так, иностранные лица могут выступать в качестве истцов и ответчиков, третьих лиц, лично участвовать в судопроизводстве или через представителя, но не могут обращаться в суд с заявлениями от своего имени в защиту прав, свобод и интересов других лиц.

В силу национального режима на иностранных лиц распространяются нормы гражданского процессуального законодательства РФ, федеральных законов и положений международных договоров (ч. 3 ст. 398 ГПК РФ).

Правительство РФ может устанавливать ответные ограничения гражданских процессуальных прав в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения прав российских граждан и организаций (ч. 4 ст. 398 ГПК РФ).

Ведение судопроизводства с участием иностранцев в Российской Федерации осуществляется по правилам российского законодательства. Действие его норм по общему правилу означает постановку коллизионного вопроса и применение в силу коллизионных норм иностранных процессуальных правил, если иное не вытекает из федеральных законов и международных договоров РФ.

Предоставление иностранным гражданам и иностранным организациям равной с российскими гражданами и российскими организациями процессуальной правоспособности — одно из наиболее существенных проявлений национального режима, определяющего статус субъектного состава иностранного права в РФ.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан и лиц без гражданства определяются, в соответствии со ст. 399 ГПК РФ, их личным законом (lex patria), т.е. правом страны, гражданство которой он имеет, или соответственно правом страны, в которой лицо имеет место жительства. Такое правило устанавливает исключение из общего правила (lex fori) о неприменимости иностранного права в гражданском судопроизводстве.

Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранного гражданина или лица без гражданства определяются российским правом только в случае, если иностранный гражданин наряду с иностранным гражданством имеет гражданство РФ или имеет место жительства в Российской Федерации (ч. 3 ст. 399 ГПК РФ). Поэтому, если на основе личного закона иностранное физическое лицо не является дееспособным, то оно может быть на территории РФ признано процессуально дееспособным в соответствии с российским законодательством (ст. 37 и ч. 5 ст. 399 ГПК РФ).

Личным законом иностранной организации в ст. 400 ГПК РФ названо право страны, в которой эта организация учреждена. Иностранная организация, не обладающая по личному закону процессуальной правоспособностью, может на территории Российской Федерации быть признана правоспособной в соответствии с российским правом. Специальное правило предусмотрено для международных организаций: процессуальная правоспособность такой организации определяется на основе международного договора, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ.

Российское законодательство не связывает предоставление национального режима в области судебной защиты прав и интересов иностранных граждан с выполнением каких-либо особых требований, в том числе с проживанием их в течение определенного срока в Российской Федерации или с необходимостью внесения денежного залога в обеспечение судебных расходов. В российском законодательстве и в международных договорах РФ отсутствует институт cautio judicatum solvi, обязывающий иностранцев предоставлять обеспечение уплаты ими судебных расходов.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. освобождает граждан стран — участников Конвенции и лиц, проживающих на ее территории, от уплаты и возмещения судебных расходов на тех же условиях, что и собственных граждан.

Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. также не допускает предъявления к гражданам одного государства — участника Конвенции, имеющим место жительства в одном из этих государств и выступающих в судах другого государства в качестве истца и ответчика или третьих лиц, требований о залоге или обеспечении судебных расходов в какой-либо форме лишь на том основании, что они являются иностранцами или не имеют постоянного места жительства в данной стране.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе участвовать в гражданском судопроизводстве лично или через представителя.

Уважение суверенитета иностранного государства не только запрещает осуществление судебной власти России, ее судами за границей, но и предписывает определенные ограничения внутри страны, чтобы не усложнять без необходимости отношения между государствами; поэтому некоторые лица исключаются из сферы судебной власти внутри страны.

Поскольку ни одно государство не вправе выступать в качестве судьи другого государства, иностранное государство и его органы обладают судебным иммунитетом (неприкосновенностью), что означает изъятие одного государства из юрисдикции другого.

В соответствии со ст. 401 ГПК РФ предъявление иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории РФ, принятие к этому имуществу мер по обеспечению иска, обращение взыскания на имущество в порядке исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства. Международными договорами с участием РФ или федеральными законами могут устанавливаться ограничения из общего принципа судебного иммунитета.

Судебный иммунитет международной организации, если она не занимается предпринимательской деятельностью, является абсолютным, его пределы и объем определяются международным договором и федеральными законами, а также уставами этих организаций, многосторонними конвенциями и двусторонними соглашениями организаций со страной пребывания.

Из сферы судебной власти государства пребывания исключаются физические лица, перечисленные в обеих Венских конвенциях о дипломатических и консульских сношениях, как обладающие неприкосновенностью. Различают персональный и служебный иммунитет.

Иммунитет личности (персональный) не только в сфере уголовной, но и в сфере гражданской подсудности. Согласно ст. 31 Венской конвенции о дипломатической службе иммунитетом обладают дипломаты (к ним относятся руководитель миссии, члены дипломатического персонала, а также члены их семей, если они не являются гражданами страны пребывания, — ст. 37 Венской конвенции о дипломатической службе).

Из этого круга лиц, обладающих иммунитетом, Конвенция делает исключение для отдельных исков, предъявляемых дипломатами, выступающими: в качестве владельцев земельных участков; управомоченных наследников; лиц свободных профессий.

Сотрудники управленческого и технического персонала, а также члены их семей обладают личным иммунитетом в гражданских судах, но лишь в связи с исполнением своей служебной деятельности.

Персональный иммунитет действует в отношении юрисдикции государства пребывания, а не аккредитующего государства. Личный иммунитет представляет собой лишь временное процессуальное препятствие. После окончания служебной деятельности отпадет и личный иммунитет. Напротив, иммунитет служебный продолжает действовать во времени безгранично (ст. 39 и 53 Венской конвенции о дипломатической службе).

Это свидетельствует о том, что освобождение от судебной власти служит не защите физического лица, а лишь исполнению им государственных функций.

Функциональный, или ограниченный, иммунитет. Им обладают физические лица в связи с исполнением служебных обязанностей. Подобным иммунитетом обладает домашний персонал дипломатической миссии и в особенности члены консульского представительства (ст. 43 Венской конвенции о консульских сношениях). В этом смысле следует различать, когда сотрудник консульства действует по поручению аккредитующего государства, а когда выступает как частное лицо.

Статья 43 Венской конвенции о консульствах обеспечивает служебный иммунитет лишь в случае, если сотрудник консульства выступает в интересах аккредитующего государства.

lawbook.online

Глава 20. Производство по делам с участием иностранных лиц Какие особенности правового положения иностранных лиц в российском гражданском процессе?

Глава 20. Производство по делам с участием иностранных лиц

Какие особенности правового положения иностранных лиц в российском гражданском процессе?

В гражданском судопроизводстве иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации (далее — иностранные лица) имеют право обращаться в суды Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 398 ГПК).

С юридической точки зрения иностранный гражданин — это человек, чье процессуально-правовое положение определяется одновременно двумя законодательствами: российскими гражданскими процессуальными законами и правом страны, гражданство которой он имеет (личный закон).

Если лицо имеет двойное гражданство, включая российское, то оно не является иностранным (ст. 11 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации»[61] (с последующими изменениями и дополнениями).

В законе предусмотрено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных лиц определяется их личным законом (ч. 1 ст. 399 ГПК).

Личным законом иностранной организации считается право страны, в которой организация учреждена, на основе которого и определяется ее процессуальная правоспособность (ч. 1 ст. 400 ГПК). Иностранная организация, не обладающая в соответствии с личным законом процессуальной правоспособностью, может быть на территории Российской Федерации признана правоспособной в соответствии с российским правом.

Процессуальная правоспособность международной организации устанавливается на основе международного договора, в соответствии с которым она создана, ее учредительных документов или соглашения с компетентным органом РФ (ч. 3 ст. 400 ГПК).

В случае, если гражданин наряду с гражданством РФ имеет и иностранное гражданство, его личным законом считается российской право. При наличии у гражданина нескольких гражданств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства (ч. 2 ст. 399 ГПК).

В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.

Лицо, не являющееся на основе личного закона процессуально дееспособным, может быть на территории Российской Федерации признано процессуально дееспособным, если оно в соответствии с российским правом обладает процессуальной дееспособностью (ч. 5 ст. 399 ГПК).

С участием таких субъектов регулирование правоотношений безусловно более сложно, чем с участием россиян.

Таким образом, юридический статус иностранных лиц в правосудии обусловлен следующими принципиальными началами:

— национальным режимом (гражданской процессуальной формой) судопроизводства, то что именуется lex fore (закон местопребывания). Включение иностранного права (lex patria — закон отечества) невелико и предусмотрено в законе;

— равенством всех лиц перед законом независимо от национальности, социального положения и вероисповедания. Те социальные и правовые льготы и привилегии, которыми иностранные лица были наделены у себя на родине, в российском гражданском процессе не действуют;

— единством процессуальных прав и обязанностей;

— гарантированностью предоставляемых прав российским государством.

Идея правового регулирования статуса иностранцев в гражданском судопроизводстве заключается в том, что они приравниваются к российским гражданам, т. е. наделяются теми же правами и обязанностями (ч. 2 ст. 398 ГПК).

Без всяких отличий им предоставлено право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, и при этом не имеет значения, живет ли иностранец в России или за границей. Суд вправе отказать иностранцу в принятии или возвращении поданного заявления лишь в случаях, указанных в ст. 134, 135 ГПК.

Однако имеется и некоторая специфика. Так, один из супругов проживает в Российской Федерации, а другой — в Республике Беларусь. Если последний расторг брак в своей стране, то российский суд вправе отказать второму супругу в принятии заявления о расторжении брака по п. 2 ст. 134 ГПК и случаях, когда между государствами заключен договор о взаимном признании и исполнении судебных решений.

К числу таких многосторонних договоров между странами СНГ, в частности, относится Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная в Минске 22 января 1993 г. и ратифицированная Российской Федерацией 4 августа 1994 г.[62]

Иностранные лица могут быть освобождены от уплаты судебных расходов наряду с российскими гражданами, и не имеет значения, освобождаются ли россияне от уплаты государственной пошлины и судебных издержек в том или ином государстве.

Таким образом, иностранные лица в гражданских процессуальных правоотношениях приравнены к российским гражданам. Вместе с тем судопроизводство применительно к иностранным лицам имеет некоторые особенности:

— подсудность гражданских дел с участием иностранных лиц;

— национальный язык судопроизводства. Данное требование более жестко в делах с участием иностранных лиц, по скольку независимо от того, владеют или не владеют иностранные лица языком, на котором ведется судопроизводство, в судебном заседании должен присутствовать переводчик, что и отмечается в судебном протоколе;

— судебное представительство. Им может быть представительство консула страны, гражданином которой является иностранец. Консульские работники по служебному положению вправе и обязаны представительствовать в судах. Выступают они без доверенностей и обладают всеми процессуальными правами и обязанностями, как и законные представители, однако иностранец вправе отказаться от услуг консула и заме нить его другим представителем;

— правовая легализация документов, изготовленных за границей. Суть ее заключается в свидетельствовании консульством подлинности подписей на конкретном документе с тем, чтобы не возникали сомнения в его действительности;

— иммунитет от гражданской юрисдикции, освобождающий определенную группу иностранцев от какой-либо гражданской процессуальной обязанности или гражданской ответственности. Иммунитет распространяется в основном на ответчиков и свидетелей.

Все иностранные лица, в зависимости от степени распространения иммунитета от гражданской юрисдикции, подразделяются на три группы:

— дипломатические и консульские представители, члены правительственных делегаций;

— члены семей вышеназванных должностных лиц, сотрудники административно-технического персонала посольств и консульств, а также члены их семей;

— иные иностранные граждане: студенты, туристы, бизнесмены, транзитные пассажиры и проч.

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в РФ по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (ч. 3 ст. 401 ГПК).

К ним нельзя предъявить в российских судах иски, за исключением случаев, когда они за пределами официальных функций вступили в гражданско-правовые отношения в связи с использованием строения, наследованием имущества и т. п. Дипломаты могут, если пожелают, выступать в суде свидетелями, но их нельзя обязать являться в суд, принудительно доставлять в суд. Консулы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний лишь в отношении того, что относится к их официальной деятельности.

В отношении граждан второй группы иммунитет распространяется на действия, совершенные при исполнении служебных обязанностей, при условии, что и российским гражданам такой же режим предоставлен иностранным государством. Иными словами, иммунитет предоставляется на началах взаимности (ч. 4 ст. 398 ГПК). Иммунитет не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного при дорожно-транспортных происшествиях, на иски из договоров покупки вещей для себя лично.

Иностранные лица третьей и самой многочисленной группы иммунитетом от гражданской юрисдикции не наделены.

Иммунитет иностранного государства представляет собой исключение одного государства из юрисдикции другого, основанное на суверенитете каждого государства и их суверенном равенстве. Судебный иммунитет иностранного государства означает неподсудность одного государства суду другого государства и, как следствие, недопустимость предварительного обеспечения иска, принудительного исполнения принятого в отношении него судебного решения.

Поэтому предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, а также привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ч. 1 ст. 401 ГПК).

law.wikireading.ru

Это интересно:

  • Преступление совершенное иностранным гражданином на территории рф Преступление совершенное иностранным гражданином на территории рф 1. Комментируемая статья исходит из принципа гражданства при определении пространственных пределов действия российских уголовных законов. Граждане Российской Федерации […]
  • Закон товарищество собственников жилья Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 15 июня 1996 г. N 72-ФЗ"О товариществах собственников жилья" С изменениями и […]
  • Закон о гражданстве 1991 год Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I "О гражданстве Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 17 июня 1993 г., […]
  • Вопросы судебно медицинской экспертизы вещественных доказательств Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств : лекция Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств : лекция // Судебная медицина: Курс лекций / В.Б. Кан, И.Е. Беликов. – Екатеринбург: Изд-во Уральского […]
  • Ст14 закона об гражданстве рф Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке Комментарий к статье 14 ФЗ от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” Упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации – […]
  • Ст 4 о гражданстве Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” (постатейный). Действующая […]