Концепция регулирования рынка юрпомощи: ограниченная адвокатская монополия, основанная на доверии

В октябре текущего года Минюст России опубликовал на своем официальном сайте проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Планируется, что с 1 января 2023 года оказывать юридическую помощь на возмездной основе смогут только адвокаты и адвокатские образования. Они же, по общему правилу, с этой даты будут осуществлять представительство во всех судебных инстанциях.

Однако, как ранее и указывало министерство, проект концепции может быть доработан с учетом предложений, поступивших в ходе его обсуждения. Как отметил заместитель Министра юстиции России Денис Новак в ходе общественных слушаний в ОП РФ, прошедших вчера, уже сейчас можно сказать, что определенные корректировки концепция претерпит. Он также рассказал об основных направлениях изменений.

Не исключено, что полный переход к новому регулированию состоится не 1 января 2023 года, а позже. По словам эксперта, окончательное решение будет принято только при наличии трех критериев. Во-первых, будет оценена численность адвокатов, то есть начнут ли юристы активно переходить в адвокатуру в соответствии с новыми правилами или нет. В связи с этим планируется провести анализ, насколько юристам будет доступен такой переход.

Во-вторых, планируется выяснить, станут ли услуги адвокатуры доступны для граждан по стоимости. Предположительно, сбором, раскрытием и обобщением сведений о тарифах на услуги займутся непосредственно адвокатские палаты.

В-третьих, предполагается провести социологические исследования, которые покажут, считает ли население страны услуги адвокатов доступными.

Денис Новак подчеркнул, что ключевой особенностью перехода должно стать доверие к реформе, а его необходимо обеспечить за счет прозрачности нововведений. Преимущества от реформы, как ожидается, ощутят именно доверители, которые хотят получать квалифицированную юридическую помощь. Это подтвердил и президент ФПА России Юрий Пилипенко. По его словам, данный проект важен не столько для адвокатуры, сколько для общества и государства.

Отметим, что в полном смысле назвать реформу адвокатской монополией вряд ли получится, по крайней мере, исходя из текущей редакции концепции. Как напомнил советник ФПА РФ Василий Раудин, проект концепции содержит перечень лиц, деятельность которых она не затрагивает. К их числу отнесены государственные и муниципальные служащие, нотариусы, законные представители граждан, юристы-инхаусы и руководители организаций, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также НКО, оказывающие юридическую помощь в соответствии с целями создания. То есть им, чтобы оказывать юридические услуги и осуществлять судебное представительство, не придется становиться адвокатами. При этом список исключений, по словам Дениса Новака, может быть расширен.

«Появится часть, которая будет говорить, что если лицо обладает иным регулируемым статусом – патентный поверенный, аудитор, арбитражный управляющий, то в рамках осуществления этой деятельности, например, если возникает необходимость представлять интересы в судах, не потребуется приобретения статуса адвоката», – рассказал он. Кроме того, планируется, что оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе без необходимости получения статуса адвоката смогут студенты, работающие в юридических клиниках при вузах под руководством наставников. Денис Новак обратил внимание, что реформу можно назвать ограниченной адвокатской монополией.

Также еще планируется обсуждать, в каких организационно-правовых формах будут создаваться адвокатские образования. Пока проект концепции содержит лишь базовый перечень форм – это ООО, непубличные АО, полные товарищества и производственные кооперативы. Денис Новак предположил, что в такие организации можно будет допустить иных лиц, кроме адвокатов, например, инвесторов в качестве сопартнеров. Речь идет о лицах, обладющих специальным статусом, например, аудиторов и патентных поверенных, контроль в управлении при этом останется у адвокатов. Подобное регулирование, по данным эксперта, сегодня применяется в Германии.

Ряд проблем, требующих решения, уже сейчас выявлен в связи в планируемым введением упрощенного порядка приема в адвокатуру. В соответствии с проектом концепции, квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юриспруденции, а также стаж работы по юридической специальности либо в качестве ИП не менее пяти лет. Причем стаж работы должен быть связан именно с оказанием юридических услуг.

Заместитель Министра юстиции РФ допустил, что это положение изменится, и будет учитываться стаж в качестве юриста-инхауса или работа в госорганах. Как именно планируется проверять наличие стажа – тоже пока неясно. Самым простым эксперты представляют проверку по трудовой книжке.

Тот же упрощенный порядок порождает и другую проблему. По мнению экспертов, недопустимо снижение стандарта оказания юридической помощи по уголовным делам. Напомним, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый или обвиняемый от него не отказался (п. 1 ч. 1 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса). Но, предположительно, далеко не все адвокаты, которые только получат статус, еще и в упрощенном порядке, смогут квалифицированно оказать такую помощь. Особенно если они не специализировались в этой сфере и даже не сдавали полноценный адвокатский экзамен, включающий вопросы по уголовному процессу.

Однако несколько вариантов решения данного вопроса уже обсуждается. По словам Дениса Новака, сегодня в некоторых регионах и так достаточно адвокатов по назначению, причем наблюдается даже конкуренция между ними. Возможно, те, кто сдавал полноценный экзамен, получат преимущество при назначении адвоката в соответствии с нормами УПК РФ. Адвокаты, получившие статус в упрощенном порядке, тоже смогут осуществлять такую деятельность, но по соглашению с доверителем. Кроме того, возможно, будет введены дополнительное обучение и стажировки для адвокатов, не сдававших квалификационный экзамен.

Как указал эксперт, Минюст России заинтересован в обсуждении проекта концепции и привлечении к этому процессу не только адвокатов, но и практикующих юристов, правозащитные организации, а также тех, кто осуществляет деятельность в юридических клиниках. «Раз мы стремимся объединить профессию, объединение может строиться только на консенсусе», – отметил он.

www.garant.ru

Юридический бизнес готовится к адвокатской монополии

Правительство РФ всерьез заявило о намерениях ввести адвокатскую монополию на представление интересов в суде — это должно повысить качество услуг. Юристы одобряют инициативу, но вступать в адвокатские ряды не спешат.
Распоряжением Правительства РФ утверждена государственная программа «Юстиция», подготовленная Минюстом России. Программа касается многих аспектов правового законодательства. Один из блоков документа посвящен «повышению уровня защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций». Иными словами, готовится передел в сфере оказания юридических услуг.

Легче, чем водить автомобиль

Одно из нововведений госпрограммы — переход к адвокатской монополии на представление интересов в суде. Сейчас защищать интересы — как собственные, так и доверителя — может практически кто угодно. Ограничений здесь даже меньше, чем для вождения автомобиля. Чтобы сесть за руль, нужно хотя бы получить водительское удостоверение, то есть доказать, что ты обладаешь определенными знаниями и навыками. Чтобы представлять чьи-то интересы в суде, нужно быть дееспособным, то есть вменяемым (не иметь соответствующей справки) и совершеннолетним. Отсутствие юридического образования основанием для отказа служить не может. Как следствие, появилось много фирм, оказывающих «по дешевке» некачественные юридические и консультационные услуги.

Видимо, Правительство РФ решило обезопасить граждан от недобросовестных «юристов». Так, в конце марта, представляя госпрограмму кабинету министров, глава Минюста РФ Александр Коновалов сообщил, что одной из основных задач в сфере деятельности адвокатуры является поэтапный и постепенный переход «к единому адвокатскому статусу для тех, кто оказывает услуги на рынке юридических консультаций». «В том числе не исключаем постепенного перехода к адвокатской монополии на представительство интересов в суде», — подчеркнул министр. Госпрограмма предусматривает двукратное увеличение численности адвокатского корпуса, которое, по словам Коновалова, может и должно произойти как раз за счет слияния с юридическими консультантами.

Надо отметить, что это не первая попытка ограничить доступ «неквалифицированных представителей» к участию в суде. По словам управляющего партнера юридической фирмы «Маслов и партнеры» Александра Маслова, разговор об адвокатской монополии ведется с 2008 года. Тогда впервые был представлен законопроект, где предполагалось, что интересы в суде могут представлять только адвокаты, а для предпринимателей, которые работают в этой сфере, а также руководителей юрфирм было предусмотрено льготное вступление в адвокатуру без сдачи экзаменов. Но предложенное законопроектом решение не устроило ни адвокатов, ни представителей юридического сообщества, поэтому уже пять лет идет обсуждение возможных путей регулирования вопроса. Многие юристы сходятся во мнении, что следует ограничить доступ к судебному процессу непрофессиональных представителей и иностранных граждан. Различаются лишь варианты такого ограничения: в рамках существующего института адвокатуры, путем создания СРО профессиональных консультантов (как это сделано у аудиторов и арбитражных управляющих) или с помощью специальной аккредитации судами.

Одним из шагов к внесению ясности по данному вопросу, отмечает юрист, является принятая госпрограмма. Конечно, программа — это не нормативный документ, а только примерный план развития государственного регулирования юридической деятельности. Но то, что она исходит от профильного министерства и утверждена правительством, позволяет судить, в каком русле будет меняться законодательство.

Александр Маслов добавляет, что в российском законодательстве ранее уже были случаи адвокатской монополии в судебном процессе. Так, с 2002 года в Арбитражном процессуальном кодексе была норма, согласно которой представлять интересы юрлиц могли только адвокаты, либо юристы, числящиеся в штате предприятия. В тот период профессиональные представители массово вступали в адвокатуру либо «зачислялись» в штат предприятия на 1/10 ставки. В 2004 году Конституционный суд РФ признал такое положение неконституционным, так как правило должно действовать для всех участников процесса — и юридических, и физических лиц, как являющихся предпринимателями, так и не имеющих такого статуса. Постановление было принято в 2004-м, но никакого специального закона, устанавливающего ограничения на статус представителя в процессах, не принято до сих пор.

Юридическое сообщество на данную инициативу реагирует неоднозначно. Многие признают, что убрать с рынка недобросовестных игроков необходимо. «Я вижу, что представители юридических фирм поддерживают эту инициативу и признают необходимость ограничений. С сопротивлением сталкиваемся в основном со стороны тех фирм, которые далеко не всегда работают честно», — говорит президент палаты адвокатов Нижегородской области Николай Рогачев.

Но при этом юристы не спешат вступать в ряды адвокатов. Дело в том, что адвокатская деятельность налагает ряд ограничений, которые делают существование юридических фирм в современном виде практически невозможным. Так, отмечает управляющий партнер Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov Олег Тимофеев, адвокаты не могут использовать основные рыночные инструменты в продвижении юридических услуг, которые доступны представителям других видов бизнеса: наем другого адвоката или юриста по трудовым договорам, определенные налоговые режимы, реклама и т. д. Также адвокат не может заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, даже быть учредителем или владельцем доли в коммерческой организации.

Но, пожалуй, самый важный аспект — быть адвокатом экономически невыгодно. Сейчас юридические фирмы могут применять упрощенную систему налогообложения (6% — на «доходы» и 15% — на «доходы минус расходы»), а адвокаты выплачивают НДФЛ, то есть 13%, где не учитываются расходы на аренду и т. п. (то есть фактические бизнес-расходы). Плюс у адвокатов есть взносы в коллегию и палату адвокатов. Также не стоит забывать, что адвокат платит различные социальные взносы по той же схеме, что и ИП.

Таким образом получается, что все юристы, которые решат идти в адвокаты, заведомо окажутся в менее выгодном положении. В связи с этим возникает вопрос: а не станут ли «конечными потерпевшими» потребители юруслуг? Потому что бывшие свободные консультанты будут «отыгрывать» на них возросшие издержки. Ситуация усугубится тем, что гражданам и организациям будет некуда деваться — ведь представлять интересы в суде сможет только адвокат.

Николай Рогачев не считает, что введение адвокатской монополии приведет к повышению цен на услуги. Те специалисты, которые соответствуют критериям, будут приняты в состав адвокатуры, то есть количество адвокатов возрастет, и они будут вынуждены бороться за клиента. А конкуренция всегда выгодна клиенту.

«Любая монополия вызывает увеличение стоимости услуг, — говорит Александр Маслов. — Для меня как профессионального консультанта это позитивный момент, для потребителей, на первый взгляд, — нет. Однако со временем люди поймут, что повышение цен на услуги произойдет за счет того, что будут вымываться с рынка непрофессиональные игроки. Например, сейчас фонарные столбы пестрят объявлениями «суд за 2–3 тыс. руб.». Понятно, что за эти деньги никто судебным процессом всерьез заниматься не будет — это низкоквалифицированная работа, подготовка стандартного набора документов, вбивание в шаблон новых данных. То есть общее повышение стоимости услуг произойдет в основном за счет того, что с рынка уйдут подобные демпинговые предложения». При этом для малоимущих граждан всегда остается возможность получения бесплатной юридической помощи, о которой принят специальный закон, и на оказание которой государство выделяет средства, добавляет он.

Кроме того, госпрограммой предусмотрено изменение деятельности нотариусов. В частности, намечено увеличение их численности в 1,6 раза. «Нам представляется правильным и своевременным если не отказаться от квотирования количества нотариусов на регион, то по крайней мере существенно поднять нормативы обеспеченности территорий нотариусами, в том числе по абсолютно объективному критерию численности населения того или иного субъекта РФ, — сказал Коновалов. — С тем, чтобы в нотариальной среде, нотариальной корпорации имела место здоровая конкуренция, чтобы была устранена коррупционность при входе в профессию, в целом чтобы обстановка была более здоровой».

Сегодня численность нотариусов определяется исходя из определенного количества жителей территории. По информации Нижегородской нотариальной палаты, в 52 нотариальных округах региона осуществляют свою деятельность 166 нотариусов, занимающихся частной практикой, из них — 63 нотариуса в Нижнем Новгороде.

При этом президент Нижегородской нотариальной палаты Кирилл Лазорин считает, что установленное законом соотношение количества нотариусов к численности населения необходимо изменить, учитывая показатели промышленного развития региона и социально-экономической активности граждан. «При полном отсутствии регламентирования численности подрываются основы публично-правовой деятельности нотариусов от имени государства и сам принцип доступности нотариальных услуг для населения. На первое место выходит экономический интерес, и нотариусы сосредотачиваются в городах. Кроме того, становится крайне затрудненным контроль со стороны территориальных органов юстиции», — отмечает он.

Олег Тимофеев, управляющий партнер Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov

Государственное регулирование или профессиональное саморегулирование допуска к профессии уже давно является потребностью самых ответственных операторов рынка юруслуг в России.

Но я не уверен, что этот шаг можно сделать только через адвокатскую монополию, исключительно административно-принудительным методом, когда все лица, оказывающие юридические услуги, будут вынуждены войти в состав адвокатуры. Дело в том, что сегодняшнее законодательство об адвокатуре не способствует развитию рынка юридических услуг. И многие успешные и состоявшиеся юристы, загнанные в новые рамки, будут вынуждены приспосабливаться к новым условиям, что заметно замедлит развитие их бизнеса.

www.tk-legal.ru

«Адвокатская монополия» анонсирована

Опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

24 октября на официальном сайте Министерства юстиции РФ размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработка которого велась в течение нескольких лет. Как отмечает Минюст России, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения. Документ предусматривает, что с 2023 г. оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования.

Проблемы, требующие решения

Как указано в документе, принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

Это предполагается сделать, устранив фрагментацию рынка профессиональной юридической помощи в России, которая привела к тому, что «правом предоставления юридических услуг обладает неограниченный круг лиц, к одной части которых применяется ряд специальных требований, а другие находятся в условиях минимального правового регулирования».

Сфера юридических услуг в России, как указывается в документе, представлена двумя основными группами участников, разделенных по регуляторному критерию: адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре, и иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц. В качестве отдельной категории выделяются корпоративные юристы, патентные поверенные, нотариусы, аудиторы и государственные служащие.

При этом подчеркивается, что только к адвокатской деятельности предъявляются установленные Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката требования к ее осуществлению. Правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников не установлены.

«Отсутствие специального нормативного правового регулирования деятельности лиц, предоставляющих юридические услуги вне установленных требований к качеству таких услуг и правил их предоставления, лишает государство возможности предпринимать какие-либо меры, направленные на санацию рынка путем исключения из него недобросовестных участников в целях предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи», – отмечается в документе.

Другой проблемой, требующей разрешения, отмечается в документе, является отсутствие должного регулирования адвокатской деятельности. «Конфигурация действующего Закона об адвокатуре, разработанного в начале 2000-х годов, не полностью синхронизирована с современными потребностями рынка юридических услуг и не создает оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими в нерегулируемой части рынка, даже несмотря на такие дополнительные преференции статуса, как адвокатская тайна и право на адвокатский запрос», – отмечает Минюст.

Основной задачей Концепции, по мнению Минюста, является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг, предполагающей: повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг; совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности; создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов; создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

В тексте Концепции отражен краткий правовой анализ международного опыта регулирования профессиональной юридической помощи. В подавляющем большинстве стран с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных); предъявляются строгие требования к претендентам на получение статуса адвоката; установлены требования к адвокатам, связанные с регулярным повышением и подтверждением квалификации; применяются меры дисциплинарной ответственности по отношению к адвокатам, нарушающим обязательства перед клиентами и не соблюдающим законодательство об адвокатской деятельности, профессиональные и этические стандарты; во многих случаях законодательством об адвокатуре предусмотрено обязательное страхование профессиональной деятельности адвокатов; применяется гибкий подход к вопросу выбора форм ведения совместной деятельности; существует возможность заключения адвокатами трудовых договоров при одновременном установлении специальных норм, гарантирующих такие общие принципы организации и деятельности адвокатуры, как независимость, самоуправление и корпоративность.

При выработке возможных вариантов упорядочения системы оказания профессиональной юридической помощи рассматривались два основных сценария: введение института саморегулирования части рынка, для которой правила предоставления юридических услуг не установлены, или объединение всех участников рынка на площадке модернизированной адвокатуры.

Однако анализ показал, что первый вариант для достижения целей Концепции является преждевременным. В частности, к возможным отрицательным последствиям первой модели отнесены создание двойных профессиональных и этических стандартов однородной по своему содержанию деятельности, неэффективное исполнение своих функций саморегулируемыми организациями и, как следствие, допуск на рынок участников, только формально отвечающих установленным требованиям.

«На сегодняшний день только адвокатская деятельность обладает установленными Законом об адвокатуре и Кодексом едиными требованиями к претендентам на допуск к оказанию квалифицированной юридической помощи, нормами и этическими правилами осуществления такой деятельности, механизмами дисциплинарной ответственности. Одновременно в целях обеспечения исполнения адвокатом возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных ему полномочий законом установлен ряд гарантий адвокатской деятельности», – подчеркивается в Концепции.

Принимая во внимание, что ведение дел в судах требует наивысшей квалификации юристов, в том числе с точки зрения рисков наступления для получателей юридических услуг процессуально оформленных негативных последствий деятельности их представителей, Минюст считает, что следует установить правило, в соответствии с которым правом судебного представительства будут наделены только лица, обладающие статусом адвоката. Правом предоставления юридических услуг на возмездной основе в целом в перспективе следует наделить только адвокатов и адвокатские образования.

В Концепции подчеркивается, что положения проектируемых в ее рамках нормативных правовых актов не будут распространяться на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций. Также будет рассмотрен вопрос о сохранении права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого. Судебное представительство также продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций. Право оказания юридической помощи сохранят и участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе.

Механизмы реализации Концепции

В связи с вышесказанным предлагается внести ряд значимых изменений в законодательство об адвокатуре, результатом которых с учетом предоставления исключительного права судебного представительства адвокатам (с изъятиями, предусмотренными Концепцией) должен стать переход значительной части практикующих юристов в модернизированную адвокатуру.

Концепция предусматривает создание возможности работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием и найма адвокатом адвоката при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов.

Реализация Концепции предполагает расширение организационно-правовых форм адвокатских образований путем создания коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности. «Это позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию адвокатом публично-правового компонента в качестве особого субъекта, осуществляющего функцию по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, и, с другой стороны, предоставит оптимальные возможности для ведения деятельности с использованием организационно-правовых форм, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов», – поясняется в документе.

В целях обеспечения высокого качества оказываемой юридической помощи предполагается в законодательстве об адвокатуре и адвокатской деятельности в дополнение к норме об обязанности адвоката повышать свою квалификацию установить ответственность за ее неисполнение. В качестве механизма такой ответственности предлагается предусмотреть возможность адвокатской палаты субъекта приостановить статус адвоката, а в случае неоднократного нарушения – прекратить его.

Также предлагается введение специализации в адвокатской деятельности. Это обусловлено, в частности, потребностью многих юристов в избрании определенной отрасли права в качестве основной или единственной профессиональной практики. Предполагается, что адвокат, получивший звание специализированного, будет получать соответствующий сертификат от адвокатской палаты, при этом он сохранит право практиковать в качестве адвоката общего профиля.

Минюст назвал вызывающими критику и требующими обсуждения положения Закона об адвокатуре, в соответствии с которыми статус адвоката могут приобрести лица, ранее судимые за совершение умышленных преступлений.

В Концепции также отмечено, что при подготовке изменений следует обеспечить условия и установить сроки для разработки и утверждения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности. «Введение стандартов должно быть обеспечено нормами, обязывающими адвокатов к их соблюдению, и синхронизацией таких норм с инструментами дисциплинарной ответственности адвокатов за их нарушение», – подчеркнуто в документе.

Кроме того, Минюст отметил, что необходимо возобновить работу, связанную с рассмотрением вопроса о введении обязательного страхования рисков профессиональной ответственности адвокатов и адвокатских образований, в целях защиты интересов самих адвокатов (адвокатских образований) и их доверителей.

Помимо изменения положений Закона об адвокатской деятельности и ТК РФ, реализация Концепции предполагает и иные поправки в законодательство. Предусматриваются корректировки в НК РФ, связанные с уточнением налогообложения коммерческих форм адвокатских образований и адвокатов.

В связи с введением в 2023 г. исключительного права адвокатов на судебное представительство необходимо внесение изменений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ. Одновременно необходимо внесение изменений в процессуальное законодательство по вопросу допуска к судебному представительству корпоративных юристов и иных категорий лиц, на которых не распространяется планируемое реформирование.

«Законодательное закрепление правила, в соответствии с которым правом предоставления юридических услуг будут наделены только адвокаты (с учетом изъятий, предусмотренных Концепцией), потребует разработки норм, устанавливающих ответственность за его нарушение. При этом санкционные механизмы должны предусматривать ответственность как физических, так и юридических лиц», – уточняется в документе.

Отдельно в Концепции поднимается тема деятельности в России международных юридических фирм и иностранных юристов и адвокатов.

Отмечается, что при создании новых стандартов регулирования юридической профессии не предлагается запрещать или ограничивать право российских клиентов заключить договор с иностранной юридической фирмой об оказании юридических услуг за границей для целей получения юридической помощи по иностранному праву: «Речь идет лишь об упорядочении их деятельности в России – о создании единого профессионального стандарта для оказания юридической помощи, причем на принципах взаимности и без нарушения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией».

Предполагается, что осуществление адвокатской и иной деятельности по оказанию юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств, будет допускаться только при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом, и лишь по вопросам права данного иностранного государства, при соблюдении принципа взаимности. Предоставление возможности иностранному гражданину получить статус адвоката в России не исключается.

При этом в Концепции указано, что с определенного момента юридические услуги по вопросам российского права на территории Российской Федерации смогут предоставлять только те организации, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц, являющихся адвокатскими образованиями. Причем прямая или косвенная подконтрольность таких адвокатских образований иностранным лицам должна быть исключена, в частности путем установления ограничений по субъектному составу участников адвокатских образований.

Этапы реализации Концепции

Учитывая масштабность реформы, предполагается, что реализация Концепции будет проходить поэтапно, причем таким образом, чтобы была обеспечена «непрерывность оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

Первый этап рассчитан на 2018 г., в течение которого должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации и возможность участия в государственных закупках.

Также должны быть введены правила относительно деятельности юристов и адвокатов иностранных государств на территории России и порядка получения ими адвокатского статуса в Российской Федерации. Должен быть введен запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

На втором этапе, намеченном на 2019 г., предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. для лиц, соответствующих общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев.

В тексте проекта указано, что на лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов. Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру, поскольку сохранение существующего порядка определения размера взносов создаст значительные препятствия при реализации Концепции.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты (а также лица, указанные в разделе IV Концепции). Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 г. юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

fparf.ru

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. «Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование»). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 «Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» можно ознакомиться здесь.

pravo.ru

Это интересно:

  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Журнал пособия Как узнать, что документ ушел на оплату? (о статусах в "Журнале пособий" в Электронном кабинете Страхователя) С 1 июля текущего года выплату пособий по обязательному социальному страхованию осуществляет Фонд социального страхования: […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]
  • Назначение максимального наказания Назначение максимального наказания Назначение наказания Общие начала назначение наказания - это требования, правила, которыми руководствуется суд, назначая наказание. Согласно ст. 60 УК, они заключаются в том, что: 1) справедливое […]
  • Нерезидент россии продажа квартиры налоги Налоги при продаже квартиры: сколько заплатят нерезиденты и хозяева съемного жилья. В вопросе налогообложения при продаже недвижимости существует правило, хорошо известное сегодня не только профессионалам, но и вообще всем […]
  • Назарова и а юрист Решения и заключения ККС Заключения по вопросам рекомендации на вакантные должности ЗАКЛЮЧЕНИЕ г. Санкт-Петербург 25 октября 2013 года Квалификационная коллегия судей города Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего […]