Проблемы земельного налога и пути их решения

Проблемы земельного налога в РФ

Демихов Владимир Юрьевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Учет, анализ и аудит»,

Козяпина Анжелика Владимировна,

студентка 5-го курса кафедры «Учет, анализ и аудит».

Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, Российская открытая академия транспорта.

К общей тенденции начала XXI века можно отнести то обстоятельство, когда все развивающиеся страны прилагали беспрецедентные усилия по децентрализации функций управления и их передаче на нижние уровни власти. Вместе с тем сложилась довольно распространенная практика передачи полномочий без их должного подкрепления соответствующими ресурсами. По логической составляющей таких изменений обеспечение ресурсами предусмотрено осуществлять через механизм межбюджетных трансферт, однако подобная практика, как отмечается многими авторами, ведет в конечном сче­те лишь к возникновению мягких бюджетных ограничений. [1]

Органы местно­го самоуправления в силу убежденности будущих перечислений, никак не зависящих от их усилий, не проявляют должной финансовой ответственно­сти, что в общем, позволяет отнести подобные изменения скорее к дестимулирующим, чем к стимулирующим изменениям. Проблема обеспечения соб­ственными источниками поступления доходов в местные бюджеты отмечает­ся некоторыми экспертами в качестве основной, решение которой позволит добиться повышения финансовой ответственности органов местного само­управления.

Применительно к России проблема обеспечения собственными источниками поступления доходов в местные бюджеты уже давно носит острый характер. Обращение к структуре доходов местных бюджетов позволяет убедиться в этом. Согласно результатам мониторинга местных бюджетов, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, доля мест­ных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов составляла в 2013 году 4.65 %. а конкретнее: земельный налог— 4,07 % и налог на иму­щество физических лиц — 0.58 %. Остальная часть доходов местных бюдже­тов приходилась на субвенции — 27.87 %, межбюджетные трансферты — 33.22 %. неналоговые поступления— 8,12 %. отчисления от федеральных и региональных налогов — 26.13 %. [2]

При сравнении с практикой зарубежных стран, где доля поступлений по налогу на недвижимость в общих доходах местного бюджета достигает намного больших показателей (в Канаде — 49 %. в США — 21 %). Сущест­вующая система имущественного налогообложения в части формирования доходов местных бюджетов представляется малозначительной.

Причины таких различий в показателях заключаются в особенностях государственного устройства, а вместе с ней и в особенностях налоговой системы каждой сравниваемой страны, однако основной причиной эксперты отме­чают «раздутость» местных бюджетов межбюджетными трансфертами. Подобная налоговая политика направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, однако несомненно дестимулирует муниципалитеты, не создает стимулов по урегулированию вопросов, косвенно связанных с улучшением налогообложения на местах. Особенно по­добная тенденция прослеживается в части налогообложения земли.

Согласно налоговому законодательству сумма земельного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая определена как кадастровая стоимость земли.

Под кадастровой стоимостью понимают расчетную стоимость, отражающую представление о ценности или полезности земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается в соответствии с земельным законодательством для целей исчисления земельного налога, арендной платы, выкуп­ной стоимости при приобретении из государственной и муниципальной соб­ственности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Касательно процесса формирования земельных участков как объектов налогообложения эксперты отмечают, что на сегодняшний день работа му­ниципалитетов в этой области все еще не завершена. Подобная ситуация, в частности, складывается из-за несовершенства земельного законодательства, не предусматривающего за правообладателями земельных участков обязан­ности регистрации прав на земельные участки. Существующий порядок предусматривает лишь заявительный порядок, в связи с чем объем зарегистрированных объектов недвижимости нельзя назвать полным.

Помимо проблем формирования перечня объектов недвижимости, под­лежащих государственной кадастровой оценке, на объемы земельного налога также влияют недостатки методики кадастровой оценки. Из-за них складыва­лась практика, когда муниципалитеты нередко сталкивались с несоответст­вием результатов кадастровой оценки и реального положения дел. В связи с тем, что результаты кадастровой оценки утверждаются на региональном уровне, у муниципалитетов зачастую нет достаточных возможностей повли­ять на конечный результат оценки. Сейчас ситуация начинает исправляться, однако проблемы все же существуют до сих пор.

Представленные выше проблемы, косвенно касающиеся налогообло­жения земли, позволяют констатировать наличие причинно-следственной связи между результатом государственной кадастровой оценки и возможно­стью налогообложения земли. Такая взаимосвязь обуславливает невозмож­ность налогообложения земли без предварительного решения представлен­ных проблем.

Перспективы дальнейшего совершенствования поземельного налогообложения лежат в ключе реформирования налоговой системы. Одним из самых обсуждаемых путей развития относительно проблем формирования доходов местных бюджетов является введение налога на недвижимость, спо­собного по различным оценкам экспертов увеличить налоговые поступления в местные бюджеты в 1,5—2,5 раза. Увеличение доли местных налогов в структуре общих доходов местных бюджетов может стать одним из весомых шагов в развитии финансовой ответственности органов местного самоуправ­ления. Однако пока данные изменения не произошли, увеличение поступле­ний по земельному налогу в большей степени зависит от совершенствования процесса государственной кадастровой оценки земель, в числе улучшений которой можно предложить устранение противоречий и недостатков в зако­нодательных актах (введение обязательства по регистрации прав на земель­ные участки), разработку методики комплексной оценки земель, отражаю­щую реальную рыночную ситуацию и способствующую развитию института частной собственности на землю, ведение системного мониторинга за со­стоянием земельных участков.

1. Ермакова Е.А.. Семерина Ю.В. Привлекательность облигационного финансирования расходных обяза­тельств субъекта Российской Федерации в условиях роста региональных долгов // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 44 (323). С. 14-28.

2. Пинская M.P. Развитие налоговой конкуренции в Российской Федерации: Монография I М.Р. Пинская. М. Социум. 2010. С. 98.

3. Пинская М.Р. Вопросы налогового федерализма в концепции федеративных финансов//Налоги и налого­обложение.- 2011. — № 1. — с. 11.

4. Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие Е.Б. Шувалова, В.В. Климовнцкий, A.M. Лузин. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. С. 88-117.

Поступила в редакцию 27.04.2016 г.

[1] Пинская M . P . Развитие налоговой конкуренции в Российской Федерации: Монография I М.Р. Пинская. М. Социум. 2010. С. 98.

[2] Шувалова Е.Б. Налоговые системы зарубежных стран: учебно-практическое пособие Е.Б. Шувалова, В.В. Климовнцкий, A . M . Лузин. — М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. С. 88-117.

jurnal.org

Проблемы земельного налога и пути их решения

Гарифуллина Альбина Фатиховна,
к. п. н., доцент ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ;
Голубева Наталья Владимировна,
студентка 3 курса ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ,
г. Уфа, Республика Башкортостан

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы, связанные с земельным налогообложением, их пути решения, а также процесс формирования системы земельного налога в современной России.

Ключевые слова: налогообложение, земельный налог, Земельный кодекс Российской Федерации, местный бюджет.

LAND TAXATION: BASIC PROBLEMS AND WAYS OF THEIR SOLUTION.

Abstract:the article examines the main problems associated with land taxation, and their solutions, as well as the process of forming the system of land tax in modern Russia.

Keywords: taxation, land tax, Land code of the Russian Federation, local budget.

Актуальность проблемы земельного налогообложения в России обусловлено не одинаковым историческим развитием российской налоговой системы. В России земля является одной из самых главных экономических ценностей. Потому что Россия имеет самую большую площадь. Экономическая ценность земли состоит в том, что земельный налог является одним из основных источников дохода местных бюджетов. В России основным законом, регулирующим земельное налогообложение является Земельный кодекс Российской Федерации.

Налогообложение — это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами.[3] Из этого следует что, земельный налог – это закрепленная действующим земельным законодательством, оценка кадастровой стоимости земельного участка.

Процесс формирования современной системы земельного налогообложения начался относительно недавно и на данном этапе уже имеет устойчивую нормативно — правовую базу, опыт реформирования и необходимость объективного совершенствования земельного налогообложения. По сути, понятие земельный налог возникло лишь в 2002 году с принятием Земельного кодекса Российской Федерации. Современная система налогообложения предполагает, взимание налогов с землевладельцев и арендаторов в «копилку» местного бюджета, установление определенной ставки на земельные участки. Размер земельного налога не зависит от результата хозяйственной деятельности собственности, право собственности на землю подлежит регистрации и т.д. Таким образом, можно заметить, что в настоящее время налогообложение хорошо проработано в нормативно-правовом аспекте.

Однако, с совершенствованием законодательства и появлением новых прецедентов, связанных с установкой ренты, уплаты налога и т.д. выявляются новые пробелы в налоговом законодательстве. Переход к кадастровому исчислению налога на землю повлек за собой ряд проблем. Во-первых, это не заинтересованность собственника земли в уплате налога. Решением данной проблемы, может служить какое – либо процентное поощрение налогоплательщика, или разделение нагрузки налогов для разных категорий граждан. Например, взимание налогов уменьшить на 5-7 процентов для многодетных семей, для граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды I, II группы. Во-вторых, это отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе. Данная проблема препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты. [2] Также из этой проблемы вытекает, тот факт, что не все земельные участки имеют кадастровый паспорт, что также усложняет работу налоговых органов и поступлений в местный бюджет. Решением данной проблемы можно рассматривать, на наш взгляд, только максимальное упрощение кадастрового учета земель, чтобы избежать бумажной волокиты и других проблем затормаживающих процесс регистрации.

Вся информация о кадастровой стоимости, номера земли и т.д. согласно постановлению Правительства РФ размещается на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.[1] Но, даже учитывая, то, что сегодня информационный век, не каждый современный налогоплательщик в России имеет возможность свободного выхода в интернет, а информацию донести необходимо до каждого. В связи с этим, возможно установить специальный день или неделю приема граждан, по вопросам земельных налогов и других вопросов с этим связанных.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что упрощение земельного налогообложения с помощью кадастрового учета земель и уменьшения налога для отдельных категорий граждан, приведет к наиболее эффективной налоговой политике, а установление специального дня для ответов на вопросы налогоплательщиков, будет отличным помощником для информирования граждан. В современном мире налогообложение играет огромную роль для местных бюджетов. И с помощью решения данных проблем, можно улучшить структуру взимания земельных налогов.

Список литературы:

1. О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 (ред. от 28.01.2015) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. Российский налоговый портал [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://taxpravo.ru

4. Концептуальные основы государственной аграрной политики в РФ

Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.

5. Развитие человеческого потенциала как стратегическое направление современной государственной политики России Гарифуллина Э.Ф., Ханнанова Т.Р. Право и политика. 2012. № 9. С. 1565-1571

6. Развитие правового обеспечения аграрного сектора экономики на инновационной основе Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Аграрный вестник Урала. 2010. № 2 (68). С. 79-82.

7. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.

8. Юридические поступки в системе социально-экономического развития России Ханнанов Р.А. Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.

9. Аграрное право: проблемы и пути развития Ханнанов Р.А. Право и политика. 2008. № 4. С. 933-940.

10. Проблемы реализации прав граждан на экологически значимую информацию Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXЮбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010». 2010. С. 220-222.

11. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере Республики Башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

12. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

13. К вопросу об участии пчеловодов в государственных закупках Галиева Г.А., Гималтдинова А.А., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2015. С. 44-46.

14. К вопросу о проблемах правового обеспечения государственной поддержки пчеловодства Ханнанова Т.Р., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Социально-экономические проблемы развития аграрной сферы экономики и пути их решения Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета. 2015. С. 445-447.

15. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.

16. Особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций Валиева А.Р. В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы Материалы IIIнаучно-практической конференции молодых ученных и аспирантов. 2009. С. 216-218.

17. Геополитический фактор проблемы импортозамещения в Российской Федерации Валиева А.Р. В сборнике: Научное обеспечение инновационного развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XXЮбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010». 2010. С. 212-214.

18. К вопросу об экономической деятельности Республики Башкортостан Валиева А.Р., Давлетов Д.Р. В сборнике: Научное обеспечение устойчивого развития АПК материалы Всероссийской научно-практической конференции. ответственная за выпуск: Г.Р. Валиева; редколлегия: М.М. Хайбуллин, Э.Р. Хасанов, Ф.С. Хазиахметов, В.В. Гимранов и др.. 2011. С. 337-339.

aneks.spb.ru

Проблемы земельного налога и пути их решения

«Проблемы земельного налога и пути их решения»

Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет нам обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования края так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объеме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.

В основе своей проблема определения налоговой базы актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения и сопутствующих вопросов реализации статьи 16 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Внимательное изучение проблемы во всех муниципальных районах края позволяет нам сегодня утверждать, что неудовлетворительное положение дел по государственной регистрации прав и сделок с земельными участками, а также налогообложение правообладателей земельных долей по целому ряду районов края сложилось из-за того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды.

В этой связи налоговые органы края столкнулись с острейшей проблемой налогообложения доли собственника — физического лица, поскольку согласно пункту 1 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый Кодекс) налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Но в сведениях о земельных участках и их правообладателях, получаемых налоговыми органами из регистрационной службы согласно статье 396 Налогового кодекса, присутствует до 40% сведений с незаполненными кадастровыми номерами или кадастровыми номерами нарушенной структуры, отсутствуют размеры долей в праве собственности на земельные участки. Иными словами, отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты.

Не способствует активизации процесса оформления прав на выделенные в счет земельных долей земельные участки сельскохозяйственного назначения и установленный нормой статьи 25 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 N 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» минимальный размер образуемых вновь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения — 300 гектар.

Принимая во внимание, что размер земельной доли в Ставропольском крае, в среднем, насчитывает 10 га, для выдела земельного участка в натуре необходимо наличие согласованной воли, как минимум, собственников 30 земельных долей, что зачастую невозможно, учитывая постоянно меняющийся состав собственников земельных участков в связи со смертью, переменой места жительства, не говоря уже о человеческом факторе (личные неприязненные отношения, экономические интересы и т. д.). На сегодняшний день данная проблема остается неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, передаваемой муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Другая немаловажная проблема — налогообложение земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

На этот счет Минфином России подготовлен ряд официальных разъяснений (например, письма от 17.05.2006 N 03-06-02-02/65, от 26.12.2006 N 03-06-02-02/154, от 17.05.2007 N 03-05-05-02/33), суть которых сводится к следующему.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы, поименованные в пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном статьей 392 Налогового кодекса.

Множество вопросов и жалоб налогоплательщиков связано с необоснованным, по их мнению, начислением земельного налога.

На сегодняшний день основу правового регулирования земельного налога составляет глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса (ч. ч. 1 — 2). Однако особенности правового регулирования земельного налога продолжают иметь место, что является естественным, если учитывать то обстоятельство, что земельный участок является объектом недвижимости, а налогоплательщиками — землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков. На федеральном уровне существенную роль в правовом регулировании земельного налога играют и другие законы. Это, прежде всего, Земельный кодекс РФ, Закон РФ от 11 октября 1991 «О плате за землю» (ред. от 07.03.2005) (действует только статья 25 о нормативной цене земли), а также иные акты земельного законодательства, опосредованно участвующие в регулировании исследуемых отношений.

Главой 31 Налогового кодекса установлены все элементы земельного налога. Статья 387 данной главы непосредственно связана со статьей 12 первой части Налогового кодекса, в которой среди прочего дается понятие местного налога. Можно сказать, что пункт 1 статьи 387 есть развитие (применительно конкретно к земельному налогу) положений пункта 4 статьи 12 Налогового кодекса, в соответствии с которым местные налоги:

1) устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;

2) вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами органов муниципальных образований о налогах;

3) обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Реализуя положения по установлению земельного налога, представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Соответствующие положения включаются в принимаемые ими нормативные правовые акты по земельному налогу.

Положение данной главы Налогового кодекса, определяющее полномочия по установлению льгот по уплате земельного налога, соответствует нормам, содержащимся в п. 4 ст. 12 и ст. 56 «Установление и использование льгот по налогам и сборам» Налогового кодекса.

Таким образом, начиная с 1 января 2006 года решение о предоставлении льгот по уплате земельного налога принимается представительными органами муниципальных образований, на территории которых введен данный налог.

Наконец, еще одной из наиболее часто встречающихся проблем, является проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога.

Согласно п. 14 ст. 396 Налогового кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков», согласно которому определено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008 года указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре».

Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Отдел ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по Ставропольскому краю

taxpravo.ru

Проблемы земельного налога и пути их решения

Проблемы земельного налога и пути их решения

Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет нам обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования края так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объёме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.

Эта проблема актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения. Внимательное изучение проблемы во всех муниципальных районах края позволяет нам сегодня утверждать, что неудовлетворительное положение дел по государственной регистрации прав и сделок с земельными участками, а также налогообложение правообладателей земельных долей по целому ряду районов края сложилось из-за того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды.

В сведениях о земельных участках и их правообладателях обнаруживается отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты. На сегодняшний день данная проблема остаётся неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, передаваемой муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Другая немаловажная проблема — налогообложение земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, сразу возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

На этот счёт Минфином России подготовил ряд официальных разъяснений, суть которых сводится к следующему:

1) Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

2) Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит общее имущество, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка (а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Ещё одной из наиболее часто встречающихся проблем, является проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога. Рассмотрим решение этой проблемы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» определено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости.

Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. [13]

studbooks.net

Проблемы земельного налога и возможные пути их решения

Переход к кадастровому исчислению земельного налога выявил существенные проблемы, как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков и местных бюджетов. Обзор законодательства, судебно-арбитражной практики, юридической прессы, заявлений и жалоб налогоплательщиков позволяет нам обратить внимание на отдельные сложности, связанные с администрированием земельного налога.

Наиболее распространенным недостатком является определение налоговой базы, без которого невозможно уплатить налог. Многие муниципальные образования края так и не смогли предоставить в налоговые органы в полном объёме информацию об объектах налогообложения и правообладателях земельных участков.

Эта проблема актуальна для земельных участков сельскохозяйственного назначения. Внимательное изучение проблемы во всех муниципальных районах края позволяет нам сегодня утверждать, что неудовлетворительное положение дел по государственной регистрации прав и сделок с земельными участками, а также налогообложение правообладателей земельных долей по целому ряду районов края сложилось из-за того, что недостаточными темпами осуществляется межевание, кадастровый учет земель и подготовка соглашений и договоров аренды.

В сведениях о земельных участках и их правообладателях, получаемых налоговыми органами из регистрационной службы согласно статье 396 Налогового кодекса, присутствует до 40% сведений с незаполненными кадастровыми номерами или кадастровыми номерами нарушенной структуры, отсутствуют размеры долей в праве собственности на земельные участки. Иными словами, отсутствие зарегистрированных прав общей долевой собственности на земельные участки в регистрационной службе препятствует работе налоговых органов, что в конечном итоге приводит к недопоступлению денежных средств в местные бюджеты. На сегодняшний день данная проблема остаётся неурегулированной и налоговые органы практически ежегодно вынуждены перепроверять базу данных правообладателей земельных долей, актуальность которой, в свою очередь, зависит от полноты информации, передаваемой муниципальными органами и органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Другая немаловажная проблема — налогообложение земельных участков, занятых под объектами недвижимости, особенно под многоквартирными домами. Ситуация усугубляется, если объекты недвижимости расположены на земельных участках, в отношении которых не проводились межевание и кадастровый учет. Соответственно, у налогоплательщиков отсутствуют правоустанавливающие документы на землю. Естественно, сразу возникает вопрос о правомерности уплаты земельного налога.

На этот счёт Минфином России подготовил ряд официальных разъяснений, суть которых сводится к следующему:

1) Согласно статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

2) Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит общее имущество, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

В том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка (а при их отсутствии — документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома.

Ещё одной из наиболее часто встречающихся проблем, является проблема получения налогоплательщиками (организациями и индивидуальными предпринимателями) информации о кадастровой стоимости принадлежащих им земельных участков для целей самостоятельного исчисления земельного налога. Рассмотрим решение этой проблемы.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» определено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости.

Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

vuzlit.ru

Это интересно:

  • Оглавление закона об образовании Общеобразовательные организации. Оглавление рабочей тетради Раздел I. Общеобразовательная организация как юридическое лицо § 1. Понятие и виды юридических лиц § 2. Организационно-правовые формы образовательных организаций § 3. […]
  • Правила пожарной безопасности на складах нефти Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для […]
  • Заявление в соц защиту Заявление в соцзащиту Железнодорожное Управление социальной защиты населения Адрес: _________________________ От ____________________________Адрес: ____________________________ Я, ________________________, _________ года рождения, […]
  • 03032014 85 приказ Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 августа 2007 г. N 85 "Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности" Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 […]
  • Приказ мо 024 Приказ мо 024 МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 28 апреля 2005 г. N 164 О ПРАВОВЫХ АКТАХ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Считать не действующими в Вооруженных Силах Российской Федерации: Приказы Министра обороны […]
  • Методическое пособие терапия Психотерапия. Учебное пособие Авторский коллектив Условные сокращения Предисловие Введение Часть I. Основы психотерапии Глава 1. Основные понятия психотерапии Глава 2. Становление и характеристика основных […]