«Закрытие фирмы или головная боль?» 04.02.2009 – Баранов В.В.

Зачем нужно закрытие предприятия

«Всё – пришла пора закрыть фирму!» — такая проблема рано или поздно встаёт перед каждым российским предпринимателем.

Причины тому бывают разные, и многие из них связаны в основном с особенностями ведения бизнеса в России.

Прежде всего, для многих собственников сама фирма в качестве коммерческого субъекта с долголетней репутацией на рынке не является какой-либо ценностью, а лишь инструментом и средством для их деятельности и получения прибыли. Проще и надежней раскрутить бренд или свое имя. Тем более, сейчас нет обязательной проверки на неповторяемость фирменного наименования при регистрации компаний. Можно, например, закрыть ООО и зарегистрировать другое с точно таким же названием и организационно-правовой формой.

Другой причиной является то, что трудно найти в России компанию, у которой нет за плечами тех или иных «сомнительных» платежей, которые были списаны в расходы в целях уменьшения налогообложения. Закрытие предприятия дает возможность похоронить связанные с этим волнения и опасения.

Еще одной, и, наверное, самой главной причиной является нежелание учредителей компании и руководителя проходить плановую выездную налоговую проверку, риск назначения которой многократно увеличивается с каждым годом работы предприятия.

Мотив уклонения от возврата долгов реальным кредиторам также порой имеет место быть в качестве причины закрыть фирму.

Когда какая-нибудь вещь отслужила свой срок, вы, возможно, не без сожаления, отправите её в мусорный ящик и на этом проблема «утилизации» закончится. Но чтобы закрыть компанию — дело обстоит не так просто.

Вам она уже не нужна, но действующее законодательство заставляет вас пройти длинный и утомительный путь законной ликвидации.

Не удивительно, что большинство ранее действующих юридических лиц остаются просто брошенными, не говоря уже о фирмах-«однодневках», используемых в различных схемах по «обналичке» и выводу капитала.

По официальной статистике более 70 % московских организаций не платят налоги в бюджет. В Москве, например, зарегистрировано более миллиона предприятий: из них более половины вообще не сдают отчётность в налоговые органы, 10 % представляют «нулевые» балансы.

Нетрудно подсчитать, сколько всего реально действующих компаний.

Конечно, в таких «непролазных джунглях», при небольших оборотах есть шанс затеряться, просто бросив фирму, не тратя деньги, время и нервы на то, чтобы, к примеру, официально закрыть ООО.

Учитывая это, большинство юридических фирм предлагают быстрый, и, как они утверждают, совершенно надёжный способ закрыть предприятие: продать доли (акции) юридического лица новым номинальным участникам (акционерам) и передать всю документацию новому генеральному директору.

Иногда даже советуют в целях «безопасности» нотариально заверить соглашение, по которому новый генеральный директор примет всю ответственность за весь период деятельности компании, вплоть до уголовной.

Но, подумайте сами, кто будет нести ответственность за совершение уголовно наказуемого деяния: тот, кто его совершил, или непонятный альтруист, сознательно себя оклеветавший?

Есть и другая крайность. Некоторые юристы наоборот рассказывают клиенту только формальную сторону дела, приводят различные «страшилки» о неизбежной материальной и уголовной ответственности бывших учредителей (участников, акционеров), генерального директора и главного бухгалтера после того, как будет завершено закрытие фирмы. Делается это с одной единственной целью — вынудить клиента заплатить за более дорогостоящую услугу, даже если она совершенно нецелесообразна в его случае.

Редко кто из консультантов дает полную и объективную информацию о формальной и фактической стороне дела клиенту, обратившемуся за консультацией, чтобы закрыть фирму.

Как можно закрыть предприятие

В настоящий момент все предлагаемые способы закрыть компанию можно разделить на так называемые «альтернативные» и законные.

При «альтернативных» способах закрытие фирмы по закону не осуществляется: юридическое лицо продолжает оставаться в государственном реестре или имеет своего правопреемника (другую фирму) по всем правам и обязательствам.

Способами, при которых закрытие предприятия формально не осуществляется, являются:

    Замена участников и руководителя на номинальных и увольнение бывшего главного бухгалтера, как, например, самый быстрый и дешевый способ закрыть ООО.

  • Реорганизация ликвидируемого юридического лица в виде присоединения или слияния, как самый надежный способ закрыть фирму
  • При законных способах ликвидации юридическое лицо исключается из всех реестров государственных органов.

    Этими способами являются:

      Закрытие фирмы в порядке ГК РФ и других федеральных законов о юридических лицах и их регистрации.

    Банкротство ликвидируемого должника, как законное закрытие предприятия с долгами, находящегося в процессе ликвидации.

  • Банкротство предприятия по заявлению должника или кредитора, как способ закрыть фирму полностью в порядке Закона о банкротстве.
  • Вышеуказанные способы ликвидации могут преобразовываться или сочетаться, но основными являются именно они.

    Какой способ выбрать, чтобы закрыть предприятие

    Из чего же исходить при выборе того или иного способа, когда возникла необходимость, к примеру, закрыть ООО?

    Основным, конечно, является избежание уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды.

    Напомним, что уголовная ответственность руководителя или главного бухгалтера может наступить лишь при наличии совокупной задолженности юридического лица по налогам и взносам во внебюджетные фонды за трехлетний период деятельности в размере свыше 500 000 руб., если доля неуплаченных налогов и сборов составляет более 10 % от подлежащих уплате налогов и сборов за этот период, либо более 1 500 000 руб.

    Обязательно также наличие умысла и факта введения в заблуждение налоговые органы путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах.

    Федеральным законом от 25 июня 1998 г. в ст. 199 УК РФ были внесены дополнения об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов любым «иным способом». Под этот термин попадает и открытое игнорирование налоговых обязанностей (непредставление бухгалтерской отчётности (декларации) в налоговые органы), и выведение субъекта налогообложения из-под налогового контроля (непостановка на налоговый учёт, фиктивные смена собственников и реорганизация), и маскировка объекта налогообложения (фиктивные бартер, оказание услуг, экспорт и др.).

    К ответственности могут быть привлечены и собственники юридического лица, если они непосредственно своими указаниями привели к подобной ситуации.

    Если закрытие предприятия состоялось каким-либо «альтернативным способом, это никак не может дать вам полной гарантии избежания уголовной ответственности, если есть задолженность больше вышеуказанных пределов.

    Также следует учесть, что отсутствие задолженности по налогам и взносам по последнему балансу не является её отсутствием при возможной выездной налоговой проверке в будущем. То, что отражается в балансе, — это субъективное мнение налогоплательщика. Если в дальнейшем по вашей фирме после «альтернативной» ликвидации будет назначена выездная налоговая проверка, то налоговые органы запросят бухгалтерскую документацию, которую, естественно, новый руководитель им не предоставит.

    В соответствии с п. 7 ст. 31 НК РФ «налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюджет (внебюджетные фонды), расчётным путём на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчёта налогов документов, отсутствия учёта доходов и расходов учёта объектов налогообложения или ведения учёта с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги».

    Как видно из вышесказанного, не всегда выход и «утрата» или «гибель» документов. Согласно Закону о бухучете руководитель обязан отвечать за ведение, сохранность и восстановление бухгалтерского учета и первичной документации.

    Не стоит забывать о кредиторской задолженности, которая после истечения срока исковой давности, по мнению налоговиков, является внереалезационным доходом и облагается налогом на прибыль.

    Исходя из этого, можно только предполагать, сколько же начислят неуплаченных налогов и взносов налоговые органы.

    Если недоимка в результате такой проверки составит более предельных сумм, указанных выше, дело по фирме будет передано в правоохранительные органы.

    Нетрудно будет установить, что после смены учредителей (участников, акционеров) и назначения нового генерального директора или после реорганизации юридического лица никакая хозяйственная деятельность не велась, следовательно, недоимка возникла в период деятельности бывших собственников, руководителя и главного бухгалтера.

    То, что новые собственники и генеральный директор являются номинальными, узнать также несложно, «пробив» их по госреестру. Наверняка на них «висит» не один десяток фирм. Выводы делайте сами — хотите ли вы закрыть фирму таким «альтернативным» способом.

    Даже, если задолженность перед бюджетом не превысит минимальных размеров для объективной стороны преступления по ст. 199, существует риск признания купли-продажи долей (акций) или реорганизации ничтожными по мотиву притворности в порядке ст. 170 ГК РФ. В этом случае закрытие фирмы может быть признано фиктивным, хотя фактически из практики это маловероятно.

    Теперь у вас не возникает желания «бросить камень» в того, кто сказал, что смена собственников и замена генерального директора является самым надёжным способом закрыть компанию?

    Скажем сразу, что есть путь оформить свои отношения с данными ликвидаторами таким образом, чтобы ответственность легла именно на них.

    Что касается законных способов ликвидации, то в них, по сути, нет ничего страшного. Боязнь многих прохождения налоговой проверки совершенно неоправданна и причина ей — мнительность большинства.

    Самое главное, у вас всегда есть шанс доказать свою позицию, в отличие от «альтернативных» способов ликвидации. Ведь если альтернативное закрытие предприятия состоялось, то Вы уже не можете контролировать ситуацию в будущем.

    В том случае, если в результате налоговой проверки, будет выявлена задолженность перед бюджетами и фондами в размере свыше 500 000 или 1 500 000 рублей, для привлечения руководителя или главного бухгалтера к уголовной ответственности еще необходимо доказать их прямой умысел.

    Если вы все-таки окончательно решите закрыть фирму «альтернативным» способом, не забывайте также об уголовной ответственности по ст. 177 УК РФ за злостное уклонение от возврата кредиторской задолженности.

    С уголовной ответственностью разобрались, а что же делать с самой ликвидируемой фирмой, если выявлена задолженность, а средства на её погашение отсутствуют.

    У вас есть два варианта: заплатить из своего кармана, что наименее желательно, или обратиться с заявлением в арбитражный суд о признании вашей организации банкротом.

    Мы говорим о естественном процессе ликвидации. Представьте, насколько вы будете «вооружены», если закрытие фирмы (в том числе с применением процедуры банкротства) будет идти по запланированному вами сценарию.

    Однако банкротством также злоупотреблять не следует: руководитель и собственники коммерческой организации могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст.ст. 196 и 197 УК РФ за соответственно преднамеренное или фиктивное банкротство и субсидиарной материальной ответственности по законам о юридических лицах.

    Нарушать или не нарушать

    Конечно, не совсем корректно давать рекомендации нарушать закон в той или иной степени, но задача юриста-практика не в слепом соблюдении буквы закона, а в минимальном его нарушении клиентом с учётом экономической составляющей (проще говоря, «ваш карман не резиновый»).

    Очевидно, что меньшее зло лучше большего, поэтому иногда лучше понести административную ответственность, нежели уголовную. Но есть ситуации, когда лучше понести административное наказание, нежели тратить свои время, нервы и значительно большие денежные средства, чем размер штрафа, на совершение законопослушных действий. Принимать же окончательное решение все равно должны вы.

    Что касается «правил игры», то именно законодатель должен создавать условия, когда нарушать закон станет невыгодно.

    Подводя итоги к вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

    Во-первых, постарайтесь получить как можно больше объективной информации перед тем, как выбрать тот или иной способ закрыть компанию.

    Во-вторых, всегда (читать — по возможности) отражайте задолженность вашей фирмы по налогам и сборам. Даже если недоимка миллионы рублей, вас не могут привлечь к уголовной ответственности, так как вы не вводите в заблуждение налоговые органы по поводу её наличия и размера.

    В-третьих, оформляйте свои отношения с недобросовестными юристами таким образом, чтобы ответственность лежала именно на них. Поверьте, это не так трудно сделать.

    И последнее, не покупайте себе за свои же деньги головную боль. Иногда лучше вообще ничего не делать с вашей фирмой, нежели платить за закрытие фирмы сомнительным способом.

    www.blaw.ru

    Уйти красиво. Как снизить риски при ликвидации бизнеса

    Причинами добровольной ликвидации бизнеса могут стать различные обстоятельства. Например, постоянные или периодические убытки. Или достижение поставленной перед компанией цели. При этом владельцам следует помнить, что при добровольной ликвидации права и обязанности предприятия не передаются и не переходят другим лицам.

    Сама процедура состоит из нескольких этапов: принятие решения о ликвидации, увольнение сотрудников, уведомление контролирующих органов и контрагентов о принятом решении, регистрация ликвидации с последующим исключением компании из реестра юридических лиц. Несмотря на кажущуюся простоту, собственники в ходе процесса зачастую совершают разнообразные ошибки. Рассмотрим самые распространенные из них.

    Поиск специалиста

    Это самая частая проблема бизнеса. Обычно ликвидацию проводят юристы, основной вид деятельности которых – создание, ликвидация и реорганизация юрлиц.

    Неопытные специалисты некорректно составляют нужные документы, проводят процедуру одним лицом (ликвидатором) одновременно в большом количестве организаций, несвоевременно реагируют на требования контрагентов и кредиторов. В результате срок ликвидации существенно увеличивается — с шести месяцев до полутора-двух лет.

    В практике бывают и более существенные проблемы. В частности, когда с нарушениями увольняются сотрудники ликвидируемой организации. Это приводит к тому, что работники, пользуясь своим правом на обращение в суд, заявляют там о признании увольнения незаконным и взыскании среднего заработка за период вынужденного прогула. Такие требования удовлетворяются судами в полном объеме в связи с явным нарушением трудового законодательства.

    Как выбрать квалифицированных специалистов? Во-первых, ориентируйтесь на отзывы коллег или партнеров. Во-вторых, крупные компании (ликвидаторы) обычно размещают рекомендации и отзывы своих клиентов на сайте. Для проверки можно связаться с их авторами, это несложно и не займет много времени.

    Также бизнесу следует соблюдать простые правила для минимизации рисков. Никогда не вносите полную предоплату за оказываемые услуги. Договоритесь о поэтапной оплате, причем большая часть денег должна перечисляться после получения из ФНС листа записи об исключении компании из ЕГРЮЛ.

    Проверьте информацию о ликвидаторе на сайте ФНС с помощью ресурса «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента». С его помощью получите актуальную на дату запроса выписку из ЕГРЮЛ. Особое внимание уделите адресу регистрации и сведениям о руководителе компании. Если в этих разделах указано «сведения не достоверны», то рекомендуем отказаться от сотрудничества.

    Узнайте, кто именно из сотрудников назначен ликвидатором. После чего на сайте ФНС в разделе «Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц» проверьте работника, используя его ФИО. При обнаружении сведений рекомендуем отказаться от сотрудничества с его фирмой.

    Несвоевременные расчеты с контрагентами, госорганами, сотрудниками

    Несвоевременные расчеты с указанными лицами приводят к осложнению процедуры, т.к. на любом из этапов может появиться кредитор, который предпримет все возможные меры для получения причитающихся ему денег. Это связано с тем, что ликвидация бизнеса влечет прекращение ранее принятых им обязательств. Наиболее рискованными являются взаимоотношения с контрагентами, которые завершались конфликтом интересов. Либо, наоборот, контакты с контрагентом были на таком высоком уровне, что длительное время должное внимание оформлению документов не уделялось. Также важно провести сверку с контролирующими органами (ФНС, ПФР и так далее) на предмет выявления задолженности по обязательным платежам. Это поможет избежать возможных претензий.

    «Альтернативные» методы

    Часто можно встретить предложения о ликвидации компаний с долгами (или ликвидации «альтернативным методом»). В них обещают провести процедуру в два раза быстрее и в три раза дешевле, чем на рынке. Реализуется такой механизм просто. Компания, предлагающая услуги, регистрирует новую организацию (организация-правопреемник) обычно на удалении от региона, где находится собирающийся ликвидироваться бизнес. К правопреемнику присоединяется неограниченное количество компаний, после чего он ликвидируется либо его просто «бросают». В последнем случае расчет на то, что ФНС по своей инициативе его ликвидирует в связи с тем, что не ведется хозяйственная деятельность и не предоставляется бухгалтерская отчетность.

    Риски механизма очевидны. Во-первых, полная потеря контроля над процедурой со стороны собственников. После присоединения компании повлиять на деятельность правопреемника у них возможности нет. Значит, и проконтролировать прекращение его деятельности невозможно. Во-вторых, отсутствует контроль за юрлицами, которые будут присоединены к правопреемнику. Если среди таковых окажутся организации, которые вели незаконную деятельность, то в будущем это может привлечь интерес правоохранительных органов. Советую избегать привлекательных предложений по «упрощенным» и «альтернативным» процедурам.

    Неготовность к проверкам государственных органов

    Проверки при ликвидации — это особый этап, к которому стоит подготовиться заблаговременно даже в том случае, если ранее ваша компания никогда не привлекала к себе внимание контролирующих органов.

    Особенно подвержены риску проведения проверок компании из крупного бизнеса (стоящие на учете в ФНС как крупнейшие налогоплательщики); фирмы–однодневки, зарегистрированные незадолго до ликвидации; организации, в которых обязанности гендиректора возложены на управляющие компании; предприятия, которые по каким-либо причинам игнорируют запросы контролирующего органа на предоставление информации.

    Каждое из перечисленных обстоятельств само по себе не выходит за рамки закона (за исключением непредставления информации), но при этом, исходя из опыта, является фактором, при котором проверка будет проведена почти наверняка. Если перед началом ликвидации не будет проведена надлежащая сверка с контролирующими органами (в первую очередь, с налоговиками), то следует ждать большое количество запросов о предоставлении документов и объяснений по взаимоотношениям с контрагентами. Отсутствие ответов на такие запросы влечет наложение штрафов, без уплаты которых завершение ликвидации невозможно.

    Во избежание неблагоприятных последствий рекомендую перед началом ликвидации провести сверку с контролирующими органами (ФНС, ПФР, ФСС). Направьте им запросы о наличии задолженности по обязательным платежам, а также предоставлению отчетности. Имея на руках ответы и справки об отсутствии долгов, можно смело приступать к началу процедуры.

    Некорректная подготовка и составление документов

    Для проведения ликвидации следует подготовить значительное количество важных документов. К ним относятся: решения участников (акционеров) о ликвидации, уведомления сотрудников и контрагентов о прекращении деятельности, бухгалтерские документы (отчетность в период проведения ликвидации, промежуточный ликвидационный и ликвидационный балансы), ответы на требования контролирующих органов, а также документы для ФНС для регистрации каждого этапа ликвидации. Каждый из документов имеет требования к содержанию, срокам представления и к оформлению по утвержденным формам.

    Некорректное составление документов неизбежно приведет к увеличению сроков ликвидации, к доначислению налоговой базы в случае недостоверной информации и к штрафам (если необходимые документы не представлены или представлены не в установленный законом срок).

    На практике доначисления налоговой базы и штрафы приводят к проблемам. Обычно к этому моменту у ликвидируемой компании отсутствуют денежные средства, так как закрыты расчетные счета, поэтому погашать долги приходится дополнительными средствами и только с помощью назначенного ликвидатора (ликвидационной комиссии). После этого для корректного зачисления и учета платежей нужно проводить дополнительную сверку расчетов с контролирующим органом, что опять же требует дополнительного времени и усилий. Во избежание ошибок рекомендую не заниматься самостоятельной подготовкой документов. Отсутствие опыта в этой сфере, скорее всего, приведет к последствиям, устранение которых обойдется дороже, нежели услуги профессионалов.

    www.forbes.ru

    Чего не следует делать при ликвидации ООО

    Возникла необходимость закрыть фирму. И Вы уже готовы приступать к действиям.

    Однако необходимо заранее определиться, чего не следует делать при ликвидации предприятия.

    Во-первых, не надо торопиться подавать в регистрирующий орган уведомление о ликвидации фирмы, поскольку законом предусмотрен запрет на проведение любых изменений по фирме, которая находится в процессе ликвидации.

    Это значит, что проводить какие-либо реогранизации с этого момента у Вас уже не будет возможности.

    Что за этим последует? Прохождение всех проверок по налогам и сборам за последние три года, уплата задолженности в бюджет, а также штрафных санкций, которые могут возникнуть в ходе проверок. Поэтому перед тем, как подавать в налоговую документы на ликвидацию, неплохо бы проверить готовность бухгалтерии к проверкам.

    Исключить фирму из государственного реестра возможно только при отсутствии задолженности. Поэтому зачастую добровольная ликвидация ООО длится годами. Если бухгалтерская и налоговая отчетность не сдавалась по причине отсутствия хозяйственной деятельности, это также не освобождает Вас от ответственности за несвоевременную сдачу отчетности, более того, Вам необходимо будет её восстановить, а также уплатить штрафные санкции.

    Во-вторых, не советуем Вам выбирать самые дешевые услуги по ликвидации фирмы. Заведомо дешевые расценки, как правило, обеспечивают и низкое качество решения проблемы, а иногда и увеличивают проблему в несколько раз. На нашей практике встречались ситуации, когда клиенты приходили после «помощи юристов», с повестками в соответствующие правоохранительные органы, т.к. лица, которым были проданы фирмы, оказались несуществующими или уже умершими на день совершения сделки. В результате, получилось, что бывшие учредители пришли ликвидировать нормальную компанию без долгов и проблем, а нажили себе «головную боль», от которой труднее избавиться. Поэтому не экономьте на грамотном и профессиональном закрытии Вашей фирмы и лишь только в этом случае Вы действительно забудете о ней.

    В-третьих, не следует забывать, что просто бросить фирму и считать её закрытой без проведения каких-либо перерегистраций не является решением проблемы, а только её усугубляет. Исходя из того, что сведения о руководителе и участниках Вашей фирмы содержаться в едином госреестре юридических лиц следует то, что до тех пор, пока эти данные не будут удалены из реестра, Вы будете продолжать нести ответственность за действия и бездействия компании, в том числе и за несвоевременную сдачу бухгалтерской и налоговой отчетности.

    Многие ошибочно считают, что непредставление документов для проведения налоговой проверки, если таковая уже назначена, является средством избежать ответственности, но практика показывает обратное. Законодатель предоставил налоговому органу право на проведение проверки по аналогии, т.е. налоговая инспекция вправе запросить информацию по счетам в банках, и, исходя из этих данных, начислить налоги и обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет. В этом случае суммы могут быть гораздо больше, нежели по первичной бухгалтерской документации. Другими словами, если Вы думаете, что лучше перестраховаться и не представить бухгалтерию на проверку, то существует реальная возможность стать задолженником перед бюджетом на гораздо большую сумму. Что делать, если налоговая проверка уже назначена и как избежать негативных последствий? На эти вопросы могут ответить специалисты нашей фирмы.

    Ликвидация ООО — это просто и быстро, когда работа выполняется профессионалами.

    Позвоните нам — и мы поможем Вам решить вопросы, возникающие при ликвидации ООО.

    xn--d1ahnhhhh6g.xn--p1ai

    ПРОБЛЕМЫ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    студент, институт права ВолГУ,

    В современное время, день за днем происходят различные объединения людей в группы (союзы) для соединения воедино капиталов, усилий каждого из участников, преследуя определенные цели, в зависимости от тех или иных обстоятельств. Конструкция юридического лица – это главенствующая форма, в которой реализуется коллективное участие в выражении права в гражданском обороте.

    Формирование института юридического лица основывается на аналогичных обстоятельствах, относящихся к эволюции, формированию права в целом. Иными словами, основой является прогресс общественного сознания, усовершенствование производственных отношений, становление социальной организации. Определенный этап развития общества нашел необходимость в создании института юридического лица, что объясняется тем, что регулирование правом отношений, в которых участие принимают исключительно физические лица (единственные субъекты права), недостаточно в условиях прогрессирующего экономического оборота в данное время.

    Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).

    В определении закреплены следующие признаки юридического лица: организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, возможность самостоятельно выступать в гражданском обороте от своего имени.

    Юридическое лицо обладает правоспособностью, а также дееспособностью, имеет специфику в регулировании индивидуализации правом, располагает представительствами, филиалами.

    В современное время принято дифференцировать множество способов, с помощью которых возможно осуществить образование юридического лица: смешанный; уведомительный; разрешительный; распорядительный; явочный; некоторые другие.

    Момент внесения информации в Единый реестр юридических лиц государства – точка отсчета, после которой можно считать данное образование официально созданным.

    Прекращение деятельности юридических лиц возможно в двух формах — реорганизация и ликвидация. Реорганизация — это такое прекращение деятельности юридического лица, которое влечет его исключение из состава участников гражданского оборота с передачей прав и обязанностей другому лицу. Известны пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (ст. 57 ГК РФ). Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей (правопреемства) к другим лицам (ст. 61 ГК РФ), законодательством специально не предусмотрен переход прав и обязанностей к другим лицам.

    В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, следовательно, предполагается исключение юридического лица из гражданского оборота и прекращение записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Актуальность проблемы ликвидации юридических лиц обусловлена общественной значимостью этого правового института. Об этом свидетельствует постоянное совершенствование соответствующих норм гражданского права путем внесения изменений и дополнений в действующий ГК РФ.

    Научные дискуссии по проблеме ликвидации юридических лиц, как правило, рассматриваются в сравнении с реорганизацией. Правоотношения по ликвидации юридических лиц должны определяться как правовое состояние, образующихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.

    В настоящее время все случаи ликвидации можно подразделить на ликвидацию добровольную и принудительную. Основаниями добровольной ликвидации юридических лиц (с учетом особенностей для каждого из видов юридических лиц) являются принятием решения и это решение может быть принято по любым основаниям, а также без объяснения таких причин – для этого достаточно решения собственников (учредителей, акционеров) [1, с. 216].

    Принудительная ликвидация юридических лиц (по решению суда) является мерой публично-правовой ответственности или мерой защиты гражданских прав и обязанностей. Основания ликвидации как меры ответственности должны быть предусмотрены Кодексом об административных нарушениях РФ (далее – КоАП РФ).

    В современных экономических условиях необходимо также ввести меры в соответствии с Уголовном кодексом РФ (далее – УК РФ) юридических лиц за совершение экономических преступлений и предусмотреть в качестве уголовно-правовой санкции их ликвидацию. Порядок и последствия признания недействительным решения о создании юридического лица, по основаниям действующего ГК РФ не предусмотрены, в связи с этим, в ст. 61 ГК РФ необходимо предусмотреть положение и возможности, обязывающее уполномоченный орган предъявлять иск о ликвидации юридического лица [4, с. 101].

    На основании вышеизложенного следует отметить, что, как правило, ликвидация юридических лиц происходит по решению учредителей, то есть добровольно. В следствии чего юридические лица проходят один из этапов ликвидации юридических лиц. В течение двух месяцев с момента получения письменного уведомления или даты публикации кредиторы имеют право предъявить свои требования по выплате задолженности.

    Таким образом, ликвидация юридического лица не может быть менее двух месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Действующее законодательство, в том числе закон о государственной регистрации не ограничивает максимально возможный срок по ликвидации юридических лиц [2, с. 36].

    Стоит отметить два значимых момента, связанных с подготовкой и утверждением (учредителями, акционерами) промежуточного и ликвидационного балансов в период ликвидации юридических лиц.

    Во-первых, закон не предусматривает какие-либо дополнительные документы бухгалтерской отчетности, за исключением промежуточного ликвидационного и ликвидационного балансов. На практике, как правило, встречается то, что налоговые органы требуют предоставления текущей квартальной бухгалтерской отчетности, и, более того, накладывают штрафы за ее непредставление. Анализируя множество научных статей, можно проследить мнение авторов, заключающееся в том, что данные требования в соответствии с действующим законодательством – некорректны.

    Во-вторых, не имеют место какие-либо нормативные документы, которые бы разрабатывали, утверждали форму предоставления в налоговый орган промежуточного и ликвидационного балансов. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается либо согласовывается собственниками ликвидируемого юридического и после этого производится удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, в соответствии с действующим ГК РФ. Следовательно, составляется ликвидационный баланс, который также утверждается собственниками и оставшееся имущество передается им [5, с. 219].

    Необходимо отметить, что ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование лишь после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Эту информацию ликвидационная комиссия или один член этой комиссии может узнать по истечении пяти рабочих дней после предоставления сведении ликвидационного баланса, если эти сведения устроят налоговый орган.

    Таким образом, представляется, что действующее российское законодательство о ликвидации юридического лица требует совершенствования [3, с. 89].

    Список литературы:

    1. Александрова С.В. Некоторые аспекты правовой природы ликвидации юридического лица // Вестник Краснодарского университета МВД России. — 2013. — №15. — С. 216-219.
    2. Батищев И.С. Несколько слов о ликвидации юридических лиц в РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. — 2014. — №3. — С. 36-38.
    3. Богдановская В.А. Ликвидация юридического лица: понятие и основания // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2014. — №12. — С. 88-90.
    4. Болдырев Е.О. Проблемные вопросы ликвидации юридических лиц [Текст] // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2015. — №11. — С. 101-103.
    5. Кодолова Н.Д. Ликвидация юридического лица // Вестник Чувашского университета. — 2015. — №2. — С. 219-221.

    sibac.info

    Проблемы добровольной ликвидации фирмы

    Как верно подметил один зарубежный исследователь российского бизнеса, в нашей стране принято не следовать закону, а обходить его требования либо же даже игнорировать. Подобная картина наблюдается во многих сферах, начиная с обычной поставки товаров и заканчивая проведением акционерных собраний. Зачастую это вызвано несовершенством самих нормативных актов, если в странах с развитой экономикой то или иное правило поведения оттачивалось веками, то в современной России оно может не иметь никакой связи с реальной жизнью. Помимо этого на правовой нигилизм россиян сильно повлияла эпоха первоначального накопления капитала девяностых, когда во главу угла ставилось получение прибыли вне зависимости от способа и возможных последствий.

    Именно поэтому в России практически не функционируют многие правовые конструкции известные иностранным правовым системам. Одной из них является и добровольная ликвидация юридических лиц.

    Следуя логике законодателя, рано или поздно любая коммерческая организация прекращает свою деятельность. Это может произойти либо вследствие реорганизации, что по своей сути представляет реструктуризацию бизнеса, либо в результате ликвидации, фактически ставящей крест на конкретном коммерческом проекте. При этом вследствие ликвидации компании не происходит правопреемства ее прав и обязанностей, это подтверждается тем фактом, что ее дебиторская или кредиторская задолженность не переходит к другим лицам.

    По своей сути процедура ликвидации призвана достигать несколько целей:

    1) избавлять экономическое пространство от неэффективных хозяйствующих субъектов, которые уже не в состоянии рационально использовать имеющееся у них имущество и исполнять взятые обязательства. Именно специфическая процедура- банкротства позволяет и ликвидировать компанию, расплатившись с максимально возможным числом кредиторов, и передать имущество в руки более удачливых предприятий;

    2) прекратить негативное влияние, оказываемое на бизнес-среду определенными компаниями (например, при осуществлении предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии);

    3) помочь предпринимателям выйти из коммерческого проекта. Допустим, участники ООО пришли к выводу, что компания не приносит того дохода, на который они рассчитывали, создавая общество. При этом не удается найти покупателей на доли предпринимателей в уставном капитале юридического лица, которые бы согласились продолжить начатое дело. В этом случае бизнесмены могут воспользоваться процедурой ликвидации компании.

    Существует два вида ликвидации:

    Принудительная ликвидация встречается намного чаще добровольной, поэтому ей и посвящено основное внимание со стороны профессиональных юристов и бизнесменов. В нашем случае хотелось бы остановиться именно на добровольной ликвидации. В предлагаемой ситуации инициатива по прекращению деятельности компании исходит от ее высшего органа управления: общего собрания акционеров либо участников. Ликвидация компании может быть вызвана различными причинами, в том числе и отсутствием желаемого уровня прибыли, однако действующее законодательство, допуская иные побуждающие мотивы, выделяет только два из них:

    1) в связи с истечением срока, на который было создано общество. Дело в том, что в учредительных документах предприятия может быть предусмотрен срок, в течение которого действует общество. Разумеется, после его истечения компания уже не вправе существовать и должно либо внести изменения в свой устав, продлив или исключив из него срок деятельности, либо ликвидироваться;

    2) по причине достижения цели, ради которой создавалась компания. Устав хозяйственного общества может содержать определенную цель, во имя которой оно создается, например строительство определенного объекта недвижимости. По достижении поставленной цели, общество должно быть ликвидировано. Правда, как и в первом случае этого можно избежать, внеся изменения в его учредительные документы (абз. 2 п.2 ст. 61 ГК РФ).

    При всем уважительном отношении к действующему законодательству хотелось бы подчеркнуть, что в России практически не встречаются коммерческие организации, которые бы создавались на конкретный период. Возможно, подобное условие в учредительных документах подойдет для некоммерческого партнерства, учреждения либо фонда, иными для некоммерческой организации. В предпринимательской же сфере это будет помехой для развития бизнеса.

    Иногда в учредительных документах компании можно встретить указание на срок в течении которого будет функционировать фирма. Как правило, это компании с иностранным капиталом, действующие в строительной сфере. В данном случае создатели компании четко ориентированы на реализацию конкретного проекта, по завершении которого фирма больше использоваться не будет. В Санкт-Петербурге был такой случай- некая западная компания участвовала совместно с российскими партнерами в одном строительном проекте. Для этого было создано закрытое акционерное общество в уставе, которого специально было оговорено, что компания создается для строительства объекта Х. Имея это условие западным участникам было легче привлечь кредитные средства. Правда в некоторых государственных структурах у компании периодически возникали проблемы- чиновники, прочитав это условие, начинали подозревать, что фирма создается в преступных целях.

    В реальной жизни мотивов ликвидации компании может быть великое множество. Это и «развод» партнеров по бизнесу, и потеря актуальности проекта. Взять хотя бы ситуацию, когда происходит «развод» партнеров по бизнесу. По определенным причинам люди больше не хотят зарабатывать вместе. Разделив активы компании, предприниматели становятся перед выбором- бросить фирму на произвол судьбы либо провести ее ликвидацию.

    Хотелось бы избежать категоричных заявлений о том, что все нужно делать по закону, поэтому следует ликвидировать фирму. В то же время нельзя уходить и в другую крайность, заняв противоположную позицию. Каждая ситуация сугубо индивидуальна и собственники фирмы должны решить какое решение будет наиболее оптимально.

    Представляется возможным выделить основные причины, по которым необходимо выбрать ту или иную модель поведения:

    1. Добровольная ликвидация общества:

    а) Наличие среди участников общества непосредственно предпринимателя, либо его близких родственников, доверенных лиц может серьезно осложнить их дальнейшую судьбу.

    При таком раскладе «бросать» фирму становится невыгодным, и не только потому, что «пустая» компания может привлечь внимание налоговых и иных проверяющих органов. Дело в том, что конкуренты компании, получив доступ к подобной информации, могут недобросовестно использовать ее в корыстных целях.

    Помимо этого «забытые» фирмы могут еще напомнить о себе в будущем. Весьма поучительна история, произошедшая в 2001 году в одном из городов Центральной России. Один предприниматель решил побороться за пост депутата законодательного собрания. У него были достаточно неплохие шансы по сравнению с конкурентами. Решающую роль играло наличие у него серьезных финансовых ресурсов. Однако кандидатура предпринимателя настораживала главу региона, в связи с чем местный избирком получил команду -во что бы то ни стало снять с дистанции участника предвыборной гонки. В скором времени было найдено достойное основание. Кандидат являлся участником многих хозяйственных обществ, были среди них и давно уже не действующие, о которых не помнил не только предприниматель, но и люди из его ближайшего окружения. Однако государственные органы помнили все. Избирком возмутился- недобросовестный кандидат ввел в заблуждение избирателей, не указав, что ему принадлежат акции некоего закрытого акционерного общества. Это и послужило основанием для отмены регистрации предпринимателя в качестве кандидата.

    б) Если «пустая» компания является дочерним обществом успешно функционирующего предприятия, это может негативно отразиться на положении последнего.

    Прежде всего, не действующие компании усложняют корпоративную структуру, при этом ухудшается управляемость остальными активами. В то же время «мертвые» компании могут вызвать излишние подозрение у проверяющих органов и деловых партнеров основного общества. Особенно это проявляется в случае продажи бизнеса. Цена компании в этом случае может быть снижена.

    в) В случае налоговой проверки «пустая» компания может ухудшить положение основного бизнеса предпринимателя.

    Налоговики будут более тщательно осуществлять проверку действующих компаний, пытаясь установить, факт уклонения от уплаты налогов.

    2. Прекращение деятельности компании.

    а) если компания участвовала в «черных» либо «серых» схемах ее добровольная ликвидация приведет к проведению тщательной налоговой проверки, что вскроет имевшиеся нарушения и может негативно отразиться на других участниках схемы.

    б) компании, зарегистрированные по «утерянным» паспортам просто невозможно ликвидировать в установленном законом порядке – учредители никогда не подпишут соответствующие документы.

    в) компания имеет большие долги перед государством и контрагентами.

    Помимо этого существуют и иные причины, сугубо индивидуальные причины, которые могут повлиять на выбор между ликвидацией и прекращением деятельности.

    Если собственники бизнеса решают осуществить ликвидацию, необходимо помнить, что действующее законодательство достаточно подробно регламентирует данную процедуру которая состоит из нескольких этапов.

    1. Принятие решения о ликвидации компании.

    В случае добровольной ликвидации акционерного общества совет директоров созывает внеочередное общее собрание акционеров и выносит на его рассмотрение два вопроса:

    — о принятии решения о ликвидации общества;

    — о назначении ликвидационной комиссии (абз. 1 п. 2 ст. 21 ФЗ «Об АО»).

    Что касается обществ с ограниченной ответственностью, то вопросы о добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии могут быть вынесены на рассмотрение общего собрания участников по предложению совета директоров, исполнительного органа или участника общества.

    Процесс ликвидации фактически начинается с момента одобрения вынесенных вопросов общим собранием участников (акционеров). При этом с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества, а также право выступать от имени компании в судебных органах (п. 3 ст. 57 ФЗ «Об ООО» и п. 3 ст. 21 ФЗ «Об АО»).

    Если участником или акционером хозяйственного общества является Российская Федерация, субъект федерации или муниципальное образование в состав ликвидационной комиссии включаются их представители, например, представитель федерального органа по управлению государственным имуществом (п. 4 ст. 57 ФЗ «Об ООО» и п. 4 ст. 21 ФЗ «Об АО»).

    Кроме того, предусмотрены особые условия ликвидации, если в отношении открытого акционерного общества используется специальное право на участие соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в управлении компании («золотая акция»). Дело в том что представители Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, назначенные в совет директоров организации, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии решения о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов (п.3. ст. 38 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

    В течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации участники (акционеры) общества обязаны в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения компании с приложением решения о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). Регистрирующий орган извещается и о формировании ликвидационной комиссии.

    В свою очередь регистратор вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого общества, а также юридических лиц, учредителем которых оно выступает (п. 2 ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).

    2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.

    Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может составлять менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации компании (абз.1 п. 1 ст. 63 ГК РФ).

    Помимо этого, ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также в письменной форме уведомляет кредиторов о ликвидации общества.

    3. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

    По окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

    Разумеется, для того чтобы обладать полной картиной об активах компании, иметь достоверные сведения об отражении в бухгалтерском учете иных важных показателей, следует провести инвентаризацию, обязательное проведение которой и закрепляется действующим законодательством. В частности это закреплено абз. 7 п. 2 ст. 12 ФЗ № 129-ФЗ от 21.11.96г. «О бухгалтерском учете» и абз. 7 п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ № 34н от 29.07.98г.

    Исходя из указанных нормативных актов, а также из экономического содержания хозяйственной операции в промежуточный ликвидационный баланс следует включить:

    • сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора по разделам баланса, в том числе использование прибыли;

    • бухгалтерская отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);

    • исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;

    • обязательства, которые оспариваются третьими лицами;

    • обязательства по недоимке и платежам в бюджет;

    • налоговые расчеты отчетного периода;

    • приказ по учетной политике;

    Промежуточный ликвидационный баланс в обязательном порядке утверждается общим собранием акционеров (участников).

    О составлении промежуточного ликвидационного баланса в обязательном порядке уведомляется регистрирующий орган (п.3. ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»).

    4. Удовлетворение требований кредиторов.

    На основании данных утвержденного промежуточного ликвидационного баланса осуществляются выплаты кредиторам общества. При этом погашение долговых обязательств происходит согласно очередности, установленной п. 1 ст. 64 ГК РФ:

    в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

    во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

    в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;

    в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

    в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

    При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан.

    Следует особо отметить, что выплаты кредиторам общества начинаются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения указанного документа (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

    Требования каждой очереди кредиторов удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности имущества ликвидируемого хозяйственного общества, оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

    Довольно часто ликвидируемые компании не имеют достаточного количества денежных средств для удовлетворения всех требований кредиторов. Вот почему в этих случаях ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов, которые должны проводиться в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.3. ст. 63 ГК РФ).

    В процессе ликвидации компании возможно возникновение конфликтных ситуаций, связанных с погашением задолженности общества. Для их разрешения законодательство предусматривает право кредитора обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии, в случае если она откажет в удовлетворении его требований либо станет уклоняться от их рассмотрения. Этот иск может быть подан только до утверждения ликвидационного баланса юридического лица. (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

    Совершенно понятно, что требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого общества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

    Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано (п. 6 ст. 64 ГК РФ).

    5. Оформление ликвидационного баланса.

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который в обязательном порядке должен быть утвержден общим собранием акционеров (участников). При этом в случаях установленных законом этот документ должен быть согласован с уполномоченным государственным органом. Например, если ликвидируется кредитная организация, в качестве такого органа выступает Банк России (абз. 10 ст. 23 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»).

    6. Распределение имущества ликвидируемого общества среди его участников (акционеров).

    После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия распределяет оставшееся имущество между участниками (акционерами) общества. Порядок раздела имущества следует рассмотреть отдельно для обществ с ограниченной ответственностью и для акционерных обществ.

    Статья 58 ФЗ «Об ООО» устанавливает следующую очередность распределения активов компании:

    в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли. Если же имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество делится между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества;

    во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

    В ходе рассматриваемой процедуры следует учитывать, что требования каждой очереди погашаются исключительно после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

    В связи с тем, что в акционерных обществах размещается несколько типов акций, отличается и процедура раздела имущества общества, определенная ст. 23 ФЗ «Об АО»:

    в первую очередь осуществляются выплаты по акциям, которые должны быть выкуплены в соответствии со статьей 75 ФЗ «Об АО», например, в связи с реорганизацией компании или совершением крупной сделки;

    во вторую очередь осуществляются выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов по привилегированным акциям и определенной уставом общества ликвидационной стоимости по привилегированным акциям. Выплата обществом определенной уставом ликвидационной стоимости по привилегированным акциям определенного типа осуществляется после полной выплаты аналогичного показателя по привилегированным акциям предыдущей очереди;

    в третью очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между акционерами — владельцами обыкновенных акций и всех типов привилегированных акций.

    Как и в случае с обществами с ограниченной ответственностью распределение имущества каждой очереди осуществляется только после полного распределения активов предыдущей очереди.

    Если имеющихся у общества активов недостаточно для выплаты начисленных, но не выплаченных дивидендов и определенной уставом общества ликвидационной стоимости всем акционерам — владельцам привилегированных акций одного типа, то имущество распределяется между этими лицами пропорционально количеству принадлежащих им акций этого типа.

    7. Внесение сведений о ликвидации в государственный реестр.

    Ликвидация компании считается завершенной, а хозяйственное общество- прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

    Согласно п.1. ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» для государственной регистрации в связи с ликвидацией компании в регистрирующий орган представляются следующие документы:

    а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации хозяйственного общества, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

    б) ликвидационный баланс;

    в) документ об уплате государственной пошлины.

    Осуществляя ликвидацию хозяйственных обществ, необходимо уделять особое внимание налоговым правоотношениям. В соответствии с п.1. ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств компании, в том числе полученных от реализации ее активов.

    Если ликвидируемое общество имеет суммы излишне уплаченных им налогов или сборов и (или) пеней, штрафов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) не позднее одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. При отсутствии у ликвидируемой компании задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов излишне уплаченные суммы подлежат возврату этому обществу не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 49 НК РФ).

    Процесс ликвидации компании не так сложен как может показаться на первый взгляд, главное четко знать все возможные нюансы данного процесса. Например, довольно часто возникает вопрос- кто вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с его ликвидацией, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией? Все достаточно просто- согласно п.12 Информационного письма Президиума ВАС РФ № 50 от 13 января 2000 г. исходя из содержания норм ГК РФ именно руководитель (председатель) ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого общества, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этой компании в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.

    Необходимо учитывать, что наличие решения о добровольной ликвидации компании не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется, и имеются основания, предусмотренные действующим гражданским законодательством.

    В практике арбитражных судов был случай, когда прокурор обратился в с иском о ликвидации хозяйственного общества в связи с осуществлением им деятельности с неоднократными и грубыми нарушениями закона. Суд установил факт принятия общим собранием общества решения о его ликвидации и на этом основании отказал в удовлетворении иска. Указанное решение отменено апелляционной инстанцией.

    В соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского Кодекса ликвидация компании считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Решение учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, о его ликвидации является основанием для возбуждения процедуры ликвидации в порядке, установленном законом (статьи 62 — 63 ГК).

    Из материалов дела следовало, что общим собранием участников общества было принято решение о ликвидации общества. Однако ликвидационная комиссия (ликвидатор) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не назначена, порядок и срок ликвидации не установлены. Ликвидация фактически не проведена.

    В материалах дела имелись доказательства осуществления обществом деятельности с грубыми нарушениями законодательства, то есть наличия оснований для ликвидации юридического лица в принудительном порядке в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Кодекса.

    Разумеется, при таких обстоятельствах апелляционная инстанция правомерно удовлетворила иск прокурора о принудительной ликвидации общества.

    Следует особо подчеркнуть, что невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов.

    Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации общества с ограниченной ответственностью на том основании, что его участники, приняв решение о ликвидации, не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации.

    Суд правомерно отказал в удовлетворении иска, признав, что обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, нельзя отнести к случаям, предусмотренным пунктом 2 статьи 61 Кодекса. Доказательств осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства не было.

    Согласно пункту 3 статьи 61 Кодекса государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом) только по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 61 Кодекса. Принятие учредителями или органом юридического лица решения о добровольной его ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не может быть отнесено к этим основаниям.

    Таким образом, добровольная ликвидация компании отнюдь не является излишним законодательным изыском. В случае разумного использования данный юридический механизм может существенно помочь в решении возникающих у отечественных предпринимателей проблем.

    www.ukon.su

    Это интересно:

    • Ликвидация остатков со склада Ликвидация остатков со склада! Металлочерепица - от 100 руб./кв.м. Профнастил - от 100 руб./кв.м. Конек кровельный - от 70 руб./шт. Угол 50х50 - от 70 руб./шт. Ветровая - от 70 руб./шт. Труба водосточная - от 100 […]
    • Выпускной коллектор 2 си Продажа коллектор выпускной на MITSUBISHI 4D56 Частное лицо Вы нашли товар и готовы его оплатить? Проверьте продавца. Администрация сайта не несет никакой ответственности за осуществление хозяйственной деятельности, сделок между […]
    • Ст1215 ч4 коап рф наказание Ст1215 ч4 коап рф наказание " ВЫЕЗД НА ВСТРЕЧКУ " СТАТЬЯ 12.15. ч.4 КоАП РФ - 2016 и 2017 выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения Статья 12.15. ч.4 КоАП РФ: - актуальная редакция 2017 Статья 12.15. […]
    • Всё про арбитражный суд Арбитражный суд Новосибирской области 06 августа 2018 года в Арбитражном суде Новосибирской области приняла присягу вновь назначенная судья Результаты конкурса, проведенного 31 июля 2018 года 26 июля 2018 года состоялось […]
    • Как написать в списке литературы патент Как оформить ГОСТ и патент в списке литературы Согласно ГОСТу 7.1-2003, государственный стандарт в списке литературы оформляется следующим образом: Издания. Международная стандартная нумерация книг [Текст] : ГОСТ 7.53–2001. Пожарная […]
    • Унифицированная форма приказа о поощрении Унифицированная форма Т-11 Приказ о премировании получение премии Похожие публикации По унифицированной форме Т-11 заполняется положение о премировании сотрудника. Вам необязательно заполнять документ о поощрении сотрудника по […]