На основании приказа Президента РФ от 24 марта 2014 года №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» в нашей школе внедрен физкультурно-спортивный комплекс ГТО.

  • С 1 марта столичные школьники будут сдавать нормы ГТО. Соответствующее распоряжение подписано мэром Москвы Сергеем Собяниным.

Согласно документу, в Москве поэтапно будут внедрять всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Координацию мероприятий осуществляет столичный департамент физкультуры и спорта. До 1 марта при ведомстве создадут Совет по вопросам внедрения норм ГТО в городских образовательных учреждениях. Нормы ГТО будут сдавать ежегодно.

  • Специалисты в области физической культуры и спорта, которые будут работать со школьниками, пройдут курсы повышения квалификации.

Также в столичных школах планируется регулярное проведение летних и зимних фестивалей всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

  • Ранее сообщалось о введении программы по сдаче норм ГТО в 300 столичных образовательных организациях.

В Москве апробация нового физкультурно-спортивного комплекса ГТО проводилась в апреле 2014-го. В эксперименте приняли участие 1 тысяча 125 человек: учащиеся вторых, четвертых, шестых, восьмых и десятых классов и студенты Московского городского педагогического университета.

  • Комплекс физической подготовки «Готов к труду и обороне», который возродили в марте 2014 года, имеет 11 ступеней. Первый уровень сдают дети от 6 до 8 лет, 11-й – граждане старше 70 лет. Для подростков 16-17 лет подготовлена пятая ступень.

sch1238.mskobr.ru

ГТО. Готов к Труду и Обороне России


ВФСК ГТО – НОРМА ЖИЗНИ

« Эта программа призвана служить продвижению в обществе ценностей активного и здорового образа жизни, обеспечить развитие массового спорта и, конечно, спорта высоких достижений, вовлечь в занятия спортом людей разных возрастов и разных уровней дохода, граждан с ограниченными физическими возможностями. Важно, чтобы регулярные занятия спортом, отказ от вредных привычек стали нормой для большинства наших людей. Вижу в этом залог успеха и каждого конкретного человека, и всей, без преувеличения, всей нашей многонациональной страны, всей российской нации».

(Стратегия развития физкультуры и спорта в РФ до 2020г.)

Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

ГТО — программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях в СССР. Существовала с 1931 по 1991 год. Охватывала население в возрасте от 10 до 60 лет. Сдача нормативов (например, определенного количества отжиманий, метаний гранат, прыжков в воду) подтверждалась особыми значками.

В рамках обновленного ГТО предусматривается сдача спортивных нормативов в 11 возрастных группах начиная с 6 лет.

Распоряжение правительства Российской Федерации от 30 июня 2014 года №1165-р «Об утверждении плана мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»(файл)

Приказ Министерства образования Нижегородской области №925 от 26.03.2015 «Об утверждении комплекса мер по реализации плана мероприятий поэтапного введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Нижегородской области»(файл)

Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 19.11.2014 №4785

«Об утверждении плана мероприятий поэтапного введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Нижнем Новгороде» (файл)

Создание условий для введения Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» в ОУ(файл)

Введение ГТО

2014 г. Правительство РФ разработало и приняло ряд документов, направленных на воссоздание комплекса ГТО: Постановление Правительства РФ № 540, Положение о ГТО, Указ Президента о ГТО.

В этих документах определены цели, задачи, принципы, содержание, структура и методика внедрения комплекса ГТО.

Цель комплекса ГТО – увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки.

Задача – массовое внедрение комплекса ГТО, охват системой подготовки всех возрастных групп населения.

Принципы – добровольность и доступность системы подготовки для всех слоев населения, медицинский контроль, учет местных традиций и особенностей.

Содержание комплекса – нормативы ГТО и спортивных разрядов, система тестирования, рекомендации по особенностям двигательного режима для различных групп.

Структура комплекса включает 11 ступеней, для каждой из которых установлены виды испытаний и нормативы их выполнения для права получения в первых семи из них бронзового, серебряного или золотого знака и без вручения знака в остальных четырех в зависимости от пола и возраста. Кроме того, для каждой ступени определены необходимые знания, умения и рекомендации к двигательному режиму.

Сдавшим нормы в зависимости от результата будут выдаваться значки золотой, серебрянный, бронзовый. Уже со следующего учебного года комлекс внедрят во всех Российских школах. И как сообщают эксперты, в будущем, успешная сдача норм ГТО даст дополнительные быллы для поступащих в высшие учебные заведения.

Этапы введения ГТО

В настоящее время план поэтапного введения комплекса ГТО утвержден распоряжением Правительства России. Этот процесс будет проходить в три этапа, первый из которых начнется 1 сентября 2014 года и продлится по декабрь 2015 года. В это время нормативы будут апробироваться в 12 субъектах Российской Федерации. Остальные регионы после необходимой подготовки также смогут начать апробацию и внедрение.
Второй этап будет проходить с 1 января 2016 года. Он предусматривает внедрение комплекса ГТО во всех образовательных организациях России и среди других групп населения в отдельных регионах.
Третий этап стартует 1 января 2017 года: предполагается, что после этой даты нормативы ГТО смогут сдавать представители всех возрастных групп на всей территории страны.

Нормы ГТО для школьников:


Историческая справка

«Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) — всесоюзный физкультурный комплекс, составлявший основу государственной системы физического воспитания и направленный на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие советских людей, подготовку их к трудовой деятельности и защите Родины. Он являлся основой программ по физическому воспитанию во всех учебных заведениях и спортивных секциях страны.

В комплекс входили гимнастические упражнения, бег (на короткие и средние дистанции), прыжки (в длину или высоту), метание (диска, копья, толкание ядра и др.), плавание, лыжные гонки (для бесснежных районов — марш-бросок или велогонки), стрельба (только для юношей).

Система физической подготовки ГТО появилась в Советском Союзе в 1931 году и существовала до 1991. Комплекс включал в себя две части: «БГТО СССР» для учащихся школ с 1 по 8 класс и ГТО — для граждан старше 16 лет. Список упражнений, входивших в норматив, был довольно широк: отжимания и бег, подтягивания, прыжки, метание гранат, плавание, лыжи, стрельба, туристические походы, толкание набивного мяча. Комплекс охватывал граждан СССР в возрасте, начиная от 10 и до 60 лет.
Нормативы и классификация ГТО непрерывно совершенствовались. Определенные изменения в комплекс ГТО были внесены в 1940, 1947, 1955, 1959, 1965 годах.

В 1972 году специальным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР был введён новый комплекс ГТО, в котором появились ступени для школьников 10-13 лет и трудящихся 40-60 лет.

Всего стало пять ступеней ГТО: 1 — «Смелые и ловкие», 2 — «Спортивная смена», 3 — «Сила и мужество», 4 — «Физическое совершенство», 5 — «Бодрость и здоровье».

В зависимости от уровня достижений сдающие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным значком «ГТО», выполняющие нормативы в течение ряда лет — «Почётным значком ГТО».

К началу 1976 года свыше 220 миллионов человек имели значки ГТО.

Комплекс ГТО действовал в СССР до 1991 года.

По вопросам внедрения комплекса ГТО можно обратиться к Пудовкиной Елене Александровне

schooln111nn.ru

По мере развития ребенка школьного возраста происходит, как и все в природе, два противоречивых и взаимосвязанных процесса: создание (ассимиляция) и разрушение (диссимиляция). В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться, поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс диссимиляции постоянно нарастает.

Процесс ассимиляции сопровождается синтезированием большого количества белков, что влечет значительные затраты энергии.

Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия (недостаточная двигательная активность) приводит к недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма. Поэтому физические упражнения, повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах школьного возраста. Все виды двигательной активности и почти все тесты нормативов ГТО предусматривают повышение двигательной активности.

Для школьников старших классов усвоение новых физических упражнений имеет практическое значение для подготовки грядущего перехода к военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений приучает школьника автоматически управлять мышцами для выполнения движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида спорта. Поэтому в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется наибольшее количество тестов (11 штук).

Двигательная активность повышает способность усвоения поступающей информации, поэтому физические упражнения помогают процессу обучения школьника и становлению нравственной личности.

Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные периоды:

  • до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
  • от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III ступени ГТО;
  • от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет – подростковый (средний школьный) возраст, выполнение нормативов серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
  • от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов V ступени ГТО.

Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно возрастные группы разделяют по биологическому возрасту школьника, учитывающему его темпы ассимиляции. Биологический возраст определяется оценкой факторов акселерации (ускорения физического, полового развития) или ретардации (замедления развития). Факторы индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в нормативы ГТО трех знаков – бронзового, серебряного и золотого. Это позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых.

Развитие цивилизации влияет на изменение среднего биологического возраста всех школьников определенного региона. Например, в Москве в настоящее время по сравнению с 1925 годом рост школьников среднего и старшего школьного возраста увеличился на 11,5 см, масса тела на 11 кг. В Санкт-Петербурге первая менструация у школьниц среднего подросткового возраста в 1930 году отмечалась в возрасте на 2 месяца более 14 лет, в настоящее время – на месяц раннее 13 лет. Таким образом, в этих регионах за рассматриваемый период биологический возраст школьников старшего и среднего школьного возраста опередил календарный возраст вследствие проявления факторов акселерации. Учет изменений биологического возраста в долгосрочной перспективе производится с помощью периодических изменений нормативов ГТО. Например, в 2014 г. в РФ разработаны нормативы ГТО, которые учли изменения биологического возраста и внешних условий по сравнению с 1972 годом, когда последний раз были откорректированы нормативы ГТО в СССР.

Процесс ассимиляции организма школьника в каждом возрастном периоде имеет свои особенности, зависящие от степени взаимодействия с окружающей средой. Эффективность этого взаимодействия зависит от развития высшей нервной системы.

В период второго детства высшая нервная система совершенствуется по сравнению с периодом первого детства, нервные процессы усиливаются, приобретают большую подвижность и способность внутреннего торможения, в результате чего неуравновешенность взаимодействия с окружающей средой в период первого детства начинает угасать в период второго детства, появляется условный тормоз. Во втором возрастном этапе этого периода условные рефлексы становятся устойчивыми, но на раздражители школьник реагирует остро, т.к. степень внутреннего торможения еще недостаточна. Если школьник испытывает чрезмерное внешнее воздействие, внутреннее торможение может стать запредельным. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и преподавателям физкультуры в период подготовки школьников к сдаче нормативов ГТО.

В период второго детства развиваются функции речи, мышления, появляется способность мысленно оценивать свои поступки и словами выражать свои движения. Физические упражнения способствуют взаимодействию речи и мышления с двигательными функциями. Это достигается различными видами двигательной активности, рекомендуемыми к двигательному режиму.

В подростковом возрасте сначала у девочек, затем у мальчиков в 3 фазы (препубертатная, пубертатная и постпубертатная) происходят процессы полового созревания. Постпубертатная фаза оканчивается в старшем школьном возрасте. Половое созревание усиливает процессы возбуждения, неадекватного раздражения, ослабляет внутреннее торможение, психическую устойчивость и контроль эмоциональности поведения. Эти изменения сказываются на двигательных действиях – сокращении без нужды в этом мышц, увеличении количества неконтролируемых движений. В этом возрасте тренер или преподаватель физкультуры должен быть особенно внимательным к школьникам, по возможности должен воздерживаться от замечаний, в особенности, в резкой форме.

В начале старшего школьного возраста оканчивается 3 фаза полового созревания, после чего высшая нервная система совершенствуется, усиливаются функции внутреннего торможения, адекватной реакции на словесные раздражители, анализа внешних воздействий, уравновешенности поведения.

У школьников расход энергии суммируется на двигательную активность и на процессы роста. Поэтому в период первого детства, отличающимся более интенсивным процессом роста, школьнику необходимо употреблять большее количество качественных белков, в последующие периоды потребность в белке на 1 кг массы тела уменьшается. Для выполнения нормативов ГТО школьник каждого возраста должен употреблять нормативное количество белков, жиров и углеводов, т.к. недостаток белков, избыток жиров при недостаточной двигательной активности замедляют физическое развитие, а недостаток углеводов снижает уровень сахара в крови и сокращает количество необходимой энергии. Физические упражнения для школьников должны быть эмоциональными, разнообразными, игровыми, а не монотонными, ухудшающими обмен веществ. К сожалению, рекомендованные виды испытаний во всех ступенях ГТО из отвечающих этой необходимости тестов включают только туристические походы, приравнивая виды испытаний для школьников к аналогичным тестам для взрослых.

Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении одинаковых упражнений снижаются, экономичность мышечной деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических упражнений, тем меньше становится их эффективность, поэтому интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника увеличивать. Например, норматив прыжка в длину с места золотого знака для мальчиков с I до V ступени ГТО соответственно составляют 140, 160, 175, 200 и 230 см.

С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV ступени ГТО возрастание интенсивности каждого теста и продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10, 12, 13 и 14 часов в неделю.

Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр кровеносных сосудов и образуются новые сосуды, что улучшает кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного повышения давления, после которых оно снижается. Например, период полового созревания отличается юношеской гипертонией, после окончания постпубертатной фазы АД снижается. Рекомендуемые физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к необходимости возрастающую продолжительность минимального двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1 час в неделю в V ступени ГТО.

С увеличением возраста школьника увеличивается объем легких, укорачивается вдох и удлиняется выдох, но дети не приспособлены задерживать дыхание и адаптироваться к недостатку кислорода. Интенсивная тренировка помогает без значительного усиления дыхания выполнять физические упражнения.

Анализ разработанных в 2014 г. в РФ нормативов ГТО показывает, что эти нормативы хорошо сочетаются с физиологическими особенностями школьников всех возрастных периодов.

Алгоритм мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

на 2014-2015 учебный год в образовательных организациях Департамента образования города Москвы

Ответственным в административных округах:

  1. Издать приказ окружного управления образования Департамента образования города Москвы по сдаче ВФСК ГТО.
  2. Создать Совет по сдаче ВФСК ГТО. В состав Совета могут входить представители общественных организаций спортивной и патриотической направленности.
  3. На основании Совета создать комиссию (в кол-ве не менее 9-ти чел.)

Срок: до 5 декабря 2014 года

  1. Организовать сбор данных о работниках, ответственных в образовательных организациях, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО.
  2. Направить в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ сведения об ответственных работниках образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО.

Срок: 5 декабря 2014 года

  1. Направить ответственных работников образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО на установочное совещание 16 декабря 2014 года в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы»

(Косыгина, дом 17, малый концертный зал в корп. 3).

Срок: 16 декабря 2014 года

  1. Обеспечить участие обучающихся в зимнем этапе Московского фестиваля ВФСК ГТО в ФОК «Лазурный» 21-22 декабря 2014 года.
  2. Обеспечить актирование спортивных сооружений образовательных организаций, согласно распоряжению № 265 от 23 октября 2014 года, совместно с сотрудниками ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ.

Срок: в течение года до 1 мая 2015 года

  1. Определить спортивные сооружения подведомственные Департаменту физической культуры и спорта для выполнения нормативов ВФСК ГТО, согласно приказу №63-1/866 30 сентября 2014 года, 06 ноября 2014 года.
  2. Направить ответственных работников образовательных организаций, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО на методические семинары в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ по графику, согласно Плану реализации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО и графику.
  3. Организовать и провести окружные фестивали по выполнению испытаний (тестов) на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

Срок: апрель — май 2015 года

  1. Провести мониторинг внедрения ВФСК ГТО в округе. Представить отчет в ГБОУ ЦОМОФВ и ГБПОУ г. Москвы «Воробье горы».

Срок: в течение года до 15 июня 2015 года

В образовательных организациях:

  1. Издать приказ о выполнении нормативов ВФСК ГТО.

-Определить перечень мест для проведения мероприятий по выполнению нормативов ВФСК ГТО.

— Определить ответственных за взаимодействие с ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы», ГБОУ ЦОМОФВ и с ответственными в административных округах по вопросам выполнения нормативов.

— Определить ответственных, осуществляющих оценку выполнения испытаний ВФСК ГТО

— Создать комиссию (в кол-ве не менее 5-ти чел.), обеспечивающую прохождение выполнения испытаний ВФСК ГТО.

Срок 15 декабря 2014 года

  1. Приказ разместить на официальном сайте образовательной организации.
  2. Обеспечить наличие информационного стенда и наглядных материалов по выполнению нормативов.
  3. Обеспечить участие ответственных в методических семинарах и модульных курсах в ГБПОУ г. Москвы «Воробьевы горы» и ГБОУ ЦОМОФВ по графику, согласно Плану реализации мероприятий по внедрению ВФСК ГТО.

Срок: январь — март 2015 года

  1. Обеспечить участие в зимнем этапе Московского фестиваля ВФСК ГТО в ФОК «Лазурный» 21-22 декабря 2014 года.
  2. Организовать и провести внутришкольный фестиваль, принять участие в окружном фестивале по выполнению испытаний (тестов) на соответствие нормативам ВФСК ГТО.

Срок: апрель — май 2015 года

  1. Провести мониторинг по внедрению ВФСК ГТО. Представить отчет в Совет округа.

Срок: в течение года до 1 июня 2015 года

sch1252.mskobr.ru

Информационно-аналитический журнал

В положении о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

В.А. ТАЙМАЗОВ, ректор Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, доктор педагогических наук, профессор

Ю.Ф. КУРАМШИН, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, доктор педагогических наук, профессор

Второе рождение

Современный комплекс ГТО как программная и нормативная основа физического воспитания населения страны

Из истории

Комплекс ГТО в нашей стране впервые был введен в 1931 году для мужчин 17­41 года и женщин 17­33 лет. Он состоял из одной ступени, включавшей пятнадцать нормативов по различным видам упражнений и три требования – знать основы советского физкультурного движения, военного дела и самоконтроля.

В 1932 году была введена вторая, более сложная ступень комплекса ГТО. В неё входили три теоретических требования и двадцать два норматива, сдать которые можно было только при условии систематических тренировок. В 1934 году для школьников ввели ступень «Будь готов к труду и обороне» (БГТО), содержавшую тринадцать норм и три требования. В зависимости от уровня достижений сдавшие нормативы каждой ступени награждались золотым или серебряным знаком ГТО, выполнявшие нормативы в течение ряда лет – почетным значком ГТО.

Сдача норм увлекла всех. В газетах сообщалось о том, что целые коллективы цехов, заводов, фабрик, воинских подразделений, классов школ получали значки, которые К.Е. Ворошилов, бывший тогда наркомом обороны СССР, назвал «физкультурными орденами». Считалось позором, если выпускник уходил из школы без значка ГТО I ступени или хотя бы БГТО.

В 30­-е годы комплекс ГТО сыграл огромную роль: если до его введения было около 700 тыс. физкультурников, то в первый же год их число увеличилось на миллион и к концу десятилетия достигло 7 млн.

В 1991 году комплекс ГТО был исключен из всех учебных программ, сдача нормативов не проводилась, хотя с юридической точки зрения должен был действовать, поскольку не было постановления об отмене. В новейшей истории России периодически возникали попытки возрождения: в 2003 году руководители органов исполнительной власти 56 субъектов страны поддержали идею разработки единого общероссийского комплекса оценки физической подготовленности населения.

Роль вуза

Государственный институт физической культуры им. П.Ф. Лесгафта с 1932 года принимает активное участие в научном обосновании видов испытаний и норм комплекса ГТО II ступени и БГТО. На основе обобщения опыта физкультурных коллективов Ленинграда (1932­-1934) издаются программные материалы и учебные пособия по подготовке и сдаче норм по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту для коллективов физической культуры.

Одновременно в вузе действует экспериментальная группа преподавателей для определения сроков и способов подготовки к сдаче основных нормативов комплекса ГТО II ступени и выявления их влияния на организм занимающихся. Благодаря поездкам преподавателей и студентов во многие города страны для оказания помощи в подготовке к сдаче норм ГТО собран и обобщен большой материал. Полученные данные использованы при разработке программ спортивных дисциплин института, подготовке предложений по дальнейшему усовершенствованию комплекса ГТО.

В этот период публикуются материалы о перестройке физкультурной работы в пионерских лагерях на базе комплекса ГТО. В 1935 году за высокие показатели ГИФК им. П.Ф. Лесгафта был награжден орденом Ленина, а за образцовую организацию учебного процесса и исключительные успехи по сдаче норм ГТО II ступени институту вручено знамя Ленинградского совета депутатов трудящихся. В последующем сотрудники вуза приняли участие в подготовке материалов по новому комплексу ГТО, который был введен 1 января 1940 года.

С послевоенных лет и по настоящее время преподаватели, аспиранты, студенты ведут научно­-методическое и практическое сопровождение комплекса ГТО.

Основа физического воспитания

В указе Президента РФ «О Всероссийском физкультурно­-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)» от 24 марта 2014 года, № 172 говорится, что с целью дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения, с 1 сентября 2014 года вводится в действие Всероссийский физкультурно-­спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)» – программно­нормативная основа физического воспитания населения [1].

В чем же состоит значение комплекса ГТО?

Во-­первых, он призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях, физкультурно-­спортивных клубах и их объединениях, в трудовых коллективах и других учреждениях и организациях, где проводится физкультурно-­спортивная работа.

Во­-вторых, система нормативных оценок комплекса ГТО устанавливает основные требования государства в области физической подготовленности различных групп населения.

В-­третьих, комплекс определяет перечень основных знаний, умений, навыков каждого человека по ведению здорового образа жизни, выполнению физических упражнений, занятий спортом.

Причина введения комплекса

В последние годы сохраняется тенденция ухудшения здоровья, физического развития и физической подготовленности различных групп населения. В целом в России не менее 60 процентов обучающихся имеют нарушения в состоянии здоровья. По данным Минздравсоцразвития РФ, только 14 процентов учащихся старших классов считаются практически здоровыми, свыше 40 процентов допризывной молодежи по состоянию здоровья не соответствуют требованиям, предъявляемым армейской службой [2].

Большинство граждан не ведут активный образ жизни: регулярно занимаются физической культурой и спортом в нашей стране 15,9 процента населения, а в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-­60 процентов [3, 4]. Реальный объем двигательной активности школьников и студентов не обеспечивает полноценного физического развития и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, в младших классах дефицит двигательной активности составляет 35­-40 процентов, а в старших – 75­-85 процентов. Уроки физической культуры компенсируют дефицит двигательной активности лишь на 10­-18 процентов.

Ухудшение здоровья снижает качество и продолжительность жизни людей. Комплекс ГТО призван сыграть решающую роль в увеличении числа активно занимающихся физической культурой и спортом, повышении показателей физической подготовленности жителей страны.

Цель, задачи и принципы комплекса

В положении о Всероссийском физкультурно-­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [5] указано, что целями ГТО являются повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечении преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачами комплекса ГТО являются:

  • увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
  • формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и ведении здорового образа жизни;
  • повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий.

Систематические занятия по подготовке и сдаче норм комплекса ГТО, особенно учащейся молодежи, позволяют постепенно приобщаться к физической культуре и спорту, подниматься по ступенькам спортивного мастерства. Организация работы по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований ГТО основывается на принципах добровольности и доступности, оздоровительной и личностно­ориентированной направленности, обязательности медицинского контроля, учета региональных особенностей и национальных традиций.

Основные отличия

Прежний комплекс ГТО, безусловно, сыграл большую роль в становлении и развитии массового спорта и спорта высших достижений. Но к концу 80­х годов его популярность стала сходить на нет, и с развалом СССР он прекратил свое существование.

Новый комплекс ГТО сохранил старое название. Это свидетельствует о том, что страна намерена вернуть утраченные позиции на мировой арене в спорте высших достижений и развитии спорта для всех.

Комплекс ГТО-­2014 также построен по возрастному прин­ципу, охватывает население с 6 до 70 лет и старше и состоит из одиннадцати ступеней. В каждой из них есть свои возрастные градации. Для студентов предусмотрена VI ступень от 18 до 29 лет, которая имеет две градации (18-­24 и 25­-29 лет) и содержит одиннадцать испытаний (тестов).

Комплекс ГТО имеет две части.

  1. Нормативно-­тестирующая – направлена на оценку знаний в области физической культуры и спорта (общего физкультурного образования), оценку владения двигательными умениями и навыками, оценку физической подготовленности для награждения бронзовым, серебряным и золотым знаками [6] , а также содержит рекомендации к двигательному режиму в течение недели.
  2. Спортивная – направлена на привлечение граждан к систематическим занятиям спортом и получение массовых спортивных разрядов.

По сравнению с советским вариантом в новом комплексе внесены изменения в структуру. Испытания разделены на обязательные и по выбору, включены новые разделы (рекомендации к недельному двигательному режиму) и виды испытаний, введены возрастные ступени: от 6 до 8 лет, от 60 до 69 лет, от 70 лет и старше. Появилась возможность проявить себя в национальных видах спорта. Студентам предлагается дополнительно включить испытания по наиболее популярным в молодежной среде видам спорта. Наличие значка ГТО будет учитываться при поступлении в вузы, а студентам, имеющим золотой знак отличия, может быть назначена повышенная стипендия.

Порядок внедрения комплекса ГТО

Работа по внедрению комплекса рассчитана на несколько лет – с 2014 по 2017 годы. Предполагаются три этапа:

1) организационно-­экспериментальный – среди обучающихся образовательных организаций в отдельных субъектах РФ, июнь 2014 года – декабрь 2015 года;

2) внедрение среди обучающихся всех образовательных организаций страны и других категорий населения в отдельных субъектах России, до 10 августа 2016 года;

3) повсеместное внедрение среди всех категорий населения страны, до 1 марта 2017 года.

Для оценки уровня подготовленности создаются центры тестирования по выполнению видов испытаний, нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта. Сейчас утверждены порядок организации и проведения тестирования населения в рамках ВФСК ГТО [7].

Будет создан единый информационный портал, содержащий базу данных результатов тестирования населения России, методические пособия для организаторов, тестируемых и проверяющих, сведения о площадках подготовки и выполнении норм, информацию о массовых, развлекательных, спортивных и другого рода событиях. Портал станет аналогом социальных сетей.

Эффективность работы по внедрению комплекса ГТО во многом будет зависеть от научно-­методического, кадрового, финансового, материально-­технического, медицинского и организационного обеспечения. На внедрение планируется потратить 1,2 млрд. рублей. Деньги пойдут на строительство и поддержание спортивных площадок по месту жительства, работы и учебы, поощрение людей, ведущих здоровый образ жизни. Продумываются меры по оплате учащимся и служащим услуг спортклубов за счет работодателей. В школах внедряется новая штатная единица – преподаватель физкультурно-­спортивного комплекса ГТО.

К сожалению, не все регионы страны обладают необходимой материально-­технической базой для проведения подготовки и сдачи норм ГТО. По мнению экспертов, особые трудности вызовут испытания по стрельбе из пневматической винтовки или электронного оружия, рывку гири, турпоходу, передвижению на лыжах, плаванию. Причиной является нехватка спортивных тиров, бассейнов, недостаточная обеспеченность спортивным инвентарем.

Организация работы

Большую работу по подготовке и внедрению нового комплекса ГТО проводит Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт­Петербург. Его сотрудники входят в состав экспертного совета по вопросам внедрения ВФСК ГТО. Кафедры вуза осуществляют научно-­практическую работу по обоснованию норм и требований ГТО. В планах университета –
подготовка инструкторов-­методистов ГТО и повышение квалификации учителей школ, преподавателей вузов.

Одной из просветительско­-образовательных мер в соответствии с планом поэтапного внедрения комплекса ГТО в Санкт-­Петербурге стало проведение занятий со студентами и населением в Екатерингофском парке в рамках проекта федерального телеканала «ГТО в XXI веке: новое или хорошо забытое старое?». Студенты­-лесгафтовцы продемонстрировали, как следует сдавать спортивные нормы.

В июне 2014 года в вузе состоялся круглый стол, организованный совместно с ИТАР-­ТАСС, о ходе подготовки и внедрения комплекса ГТО. Участники обсудили планы по развитию научно-­методической базы комплекса ГТО, возможности применения инновационной методики автоматизированного тестирования населения по критериям комплекса и возможности для граждан эффективно подготовиться к сдаче норм.

В октябре 2014 года на базе НГУ им. П.Ф. Лесгафта состоялся фестиваль физкультурных вузов, во время которого студенты четырнадцати вузов приняли участие в сдаче норм нового комплекса.

Гляди, что впереди

В настоящее время проходит первый этап внедрения комплекса. Очень важно, чтобы его нормы и требования были научно обоснованы, а не формальны, доступны массовому контингенту при первой же и единовременной сдаче норм. В дальнейшем, на основе исследований, по­видимому, будет необходимо внести изменения в ФГОС по предмету «Физическая культура» в дошкольных образовательных учреждениях, школах и вузах, согласовать учебные нормативы с нормативами комплекса ГТО на золотой, серебряный, бронзовый знаки.

Не следует стремиться к повышению процента выполнивших нормы в каждой возрастной группе. Основные усилия необходимо концентрировать на улучшении качества физической подготовленности и увеличении числа занимающихся физической культурой и спортом. Иначе формальный подход к работе по подготовке граждан к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО погубит важное дело, как это случилось с прежним комплексом.

www.akvobr.ru

Это интересно:

  • Федеральные законы об архивном деле 2014 Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ"Об архивном деле в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Получение материнского капитала в перми Материнский капитал в Перми и Пермском крае Во всех субъектах Российской Федерации реализуется программа материнского капитала. В Перми и Пермском крае к началу 2016 года маткапитал уже помог более чем 120 тыс. семей улучшить условия […]
  • Федеральный закон от 24071998 г 125 фз Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N […]
  • Правила страхования зао макс каско 2018 Правила компании МАКС Правила страхования – это большой сложный документ. Чтобы Вы смогли легко в нем сориентироваться наши эксперты проанализировали каждый пункт, выписали главное и оценили лояльность правил к клиентам. Чем выше […]
  • Машина оформлена на меня а в страховку не вписан С 1 января водитель, не вписанный в ОСАГО, останется без машины Поделиться В Новом году вступают в силу поправки в КоАП. Документы затронут сразу нескольких положений. Послабления обещаны тем, кто впервые случайно выехал на встречную […]
  • Налоги ип в пфр в 2018 году Фиксированный платеж ИП-2018 Актуально на: 24 апреля 2018 г. С 2018 года меняется порядок определения размера фиксированного платежа ИП – теперь этот размер не будет привязан к МРОТ. Напомним, что ИП должны уплачивать за себя взнос […]