Оглавление:

Приказ о разработке программы обучения

МБОУ «Насвинская средняя общеобразовательная школа»

от 04.02.2014г. №8/ОД

О разработке основной образовательной

Программы основного общего образования

на 2015-2020 учебные годы»

В целях обеспечения эффективного введения федерального государственного

образовательного стандарта основного общего образования

1. Утвердить Положение о рабочей группе по разработке основной образовательной программы основного общего образования (Приложение № 1).

2. Назначить руководителем рабочей группы по разработке основной образовательной программы основного общего образования Максимову Т.М., заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

4. Утвердить план работы рабочей группы по разработке основной образовательной программы основного общего образования (Приложение № 2).

5. Рабочей группе в срок до 1 сентября 2014 года разработать проект основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2020 учебные годы, выдержав соотношение обязательной части (70%) и части, формируемой участниками образовательного процесса (30%).

6. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

Директор школы: В.И. Федорова

С приказом ознакомлены:

к приказу от 04.02.2014г №8/од

о Рабочей группе по разработке основной образовательной программы

основного общего образования

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность Рабочей группы по разработке основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП ООО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Насвинская средняя общеобразовательная школа»
1.2. Деятельность Рабочей группы осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования, нормативными правовыми документами об образовании, Уставом Учреждения, настоящим Положением.

1.3. В состав Рабочей группы входят: председатель и члены Рабочей группы из числа педагогических работников Учреждения в количестве 5–7 человек.

1.4. Деятельность Рабочей группы направлена на разработку ООП ООО.

2. Задачи Рабочей группы

2.1. Разработка ООП ООО на основе требований федеральных государственных стандартов к структуре и содержанию общеобразовательной программы основного общего образования.

2.2. Разработка нормативной и методической документации, регламентирующей реализацию ООП ООО Учреждения.

2.3. Обеспечение полноценного физического и всестороннего развития детей.

2.4. Повышение качества профессиональной деятельности педагогов, совершенствование их педагогического мастерства.

3. Функции Рабочей группы

3.1. Изучение и анализ законодательных актов, нормативных документов, педагогической и методической литературы, регламентирующих структуру ООП ООО .

3.2. Осуществление проблемно-ориентированного анализа образовательной деятельности Учреждения.

3.3. Определение целей и задач ООП ООО Учреждения на последующие 5 лет.

3.4. Выработка направлений реализации ООП ООО Учреждения.

4. Права Рабочей группы

Рабочая группа имеет право:

4.1. Осуществлять работу по плану, утвержденному руководителем Учреждения, вносить в него необходимые дополнения и коррективы.

4.2. Требовать от работников Учреждения необходимую информацию для осуществления глубокого анализа образовательного процесса.

4.3. В отдельных случаях при необходимости приглашать на заседание Рабочей группы педагогических работников школы.

5. Ответственность Рабочей группы

Рабочая группа несет ответственность за:

5.1. Выполнение плана работы по разработке ООП ООО в обозначенные сроки.

5.2. Принятие конкретных решений по каждому рассматриваемому вопросу с указанием ответственных лиц и сроков исполнения решений.

5.3. Разработку в полном объеме ООП ООО.

5.4. Соответствие определенных форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.

5.5. Соответствие ООП ООО Учреждения требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

6. Организация деятельности Рабочей группы

6.1. Оперативные совещания Рабочей группы проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

6.2. Деятельность Рабочей группы осуществляется по плану, утвержденному руководителем Учреждения, с указанием соответствующих мероприятий.

6.3. Рабочая группа избирается из числа членов администрации Учреждения и высококвалифицированных педагогов.

6.4. Результаты работы Рабочей группы доводятся до сведения педагогических работников на педагогическом совете.

7.1. Анализ деятельности Рабочей группы за истекший период представляется директору школы в письменном отчете председателем Рабочей группы.

8. Заключительные положения

8.1. Настоящее Положение вступает в действие с момента утверждения и издания приказа руководителя Учреждения.

8.2. Изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение по мере необходимости и подлежат утверждению руководителем Учреждения

Срок действия данного Положения до внесения изменений.

sch105.pskovedu.ru

Приказ о разработке и согласовании программы развития на 2016 -2021 гг.

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Напоминаем, что в соответствии с профстандартом педагога (утверждён Приказом Минтруда России), если у Вас нет соответствующего преподаваемому предмету образования, то Вам необходимо пройти профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Сделать это Вы можете дистанционно на сайте проекта «Инфоурок» и получить диплом с присвоением квалификации уже через 2 месяца!

Только сейчас действует СКИДКА 50% для всех педагогов на все 258 курсов профессиональной переподготовки! Доступна рассрочка с первым взносом всего 10%, при этом цена курса не увеличивается из-за использования рассрочки!

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

О разработке и согласовании

на 2016-2021 годы

В соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 23.02.2014), Постановлением администрации города Сургута № 2633 от 18.04.2014 «Об утверждении порядка согласования программ развития образовательных учреждений (организаций)»

1. Считать утратившим силу приказ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 с углубленным изучением отдельных предметов от 07.10.2014 г № 02-02-351 «О создании рабочей группы по разработке Программы Развития»

2.1. Порядок разработки программы развития образовательного учреждения согласно приложению 1;

2.2. Состав рабочей группы по разработке программы развития образовательного учреждения согласно приложению 2;

2.3. Сетевой график по разработке программы развития образовательного учреждения согласно приложению 3.

3. Предоставить Ивановой С.А., заместителю директора по учебно-воспитательной работе программу развития для согласования в департамент образования Администрации города в срок до 30.06.2015 года

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Приложение 1к приказу

Порядок разработки программы развития образовательного учреждения

1. Общие положения

1.1. Порядок разработки программы развития образовательного учреждения разработан в соответствии с ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 23.02.2014), Постановлением администрации города Сургута № 2633 от 18.04.2014 «Об утверждении порядка согласования программ развития образовательных учреждений (организаций)»

1.2. Настоящий Порядок определяет принципы разработки, содержание и критерии экспертной оценки программы развития (далее — Программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 46 с углублённым изучением отдельных предметов (далее – образовательное учреждение).

1.3. Программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации в сфере образования, а также с учетом направлений развития региональной и муниципальной систем образования и согласовывается с учредителями.

1.4. Программа является основным стратегическим управленческим документом, регламентирующим и направляющим ход развития образовательного учреждения. Программа носит среднесрочный характер и её действие рассчитано на 4-5 лет.

1.5. Программа является документом прямого действия. От документов концептуально-доктринального характера Программа отличается наличием описания четко и детально спланированных действий (мероприятий), сроков их осуществления, ответственных исполнителей и необходимых ресурсов. Структура Программы включает следующие разделы: аналитическая записка, актуальность, концептуальные основы, цели и задачи, кадры, содержание, механизм реализации, материально-техническое обеспечение и финансирование, ожидаемые результаты.

Выступая в качестве особой разновидности плана, Программа отличается от традиционного плана мероприятий опорой на системные, проектные, программно-целевые и стратегические подходы к планированию, наличием (в кратком изложении) информационно-аналитического и прогностического обоснования, определением и описанием главных параметров желаемого будущего (целей перехода) и путей перехода к этому будущему от нынешнего состояния.

2. Задачи Программы

2.1. Программа как документ и источник информации ориентирована на решение следующих главных задач:

2.1.1. Зафиксировать и включить в контекст внешней среды существующее состояние и перспективы развития образовательного учреждения, выявить возможности и ограничения, угрозы и риски, достижения и инновационный потенциал исполнителей, а также проблемы, дефициты и недостатки.

2.1.2. Определить и описать образ желаемого будущего состояния образовательного учреждения, то есть сформулировать ее стратегические и конкретные цели развития.

2.1.3. Определить и описать стратегию и конкретный план действий, обеспечивающих достижение спланированных желаемых результатов и достижение целей.

3. Функции Программы

3.1. Программа выполняет следующие функции:

а) нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

б) целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательное учреждение;

в) определения перспектив развития образовательного учреждения;

г) процессуальную, то есть определяет логическую последовательность мероприятий по развитию образовательного учреждения, организационные формы и методы, средства и условия процесса развития;

д) оценочную, то есть выявляет качественные изменения в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы.

4. Характерные особенности Программы

4.1. Предмет Программы — деятельность по развитию образовательного учреждения. Деятельность, направленная на:

— определенные сознательные изменения с целью творческого улучшения развития образовательно-воспитательной технологии, качества обучения, воспитания и развития учащихся;

— диалектический процесс развития педагогического реформирования (развитие новых систем на основе возрождения передовых и новаторских идей, относительность опыта для себя и для социума в массовой практике), обладающий признаками стадийности и целостности (зарождение опыта, его осознание, изучение, творческое развитие).

4.2. Стратегия развития образовательного учреждения в процессе реализации Программы включает в себя стадии инициации, экспертизы, принятия решений и реализации нововведения.

4.3. Критериями эффективности деятельности в процессе реализации Программы являются: новизна (абсолютная, локально-абсолютная, условная, субъективная), оптимальность (затрат сил и средств), высокая результативность, возможности творческого применения инновации в массовом опыте.

5. Требования к программе развития

5.1. Инновационный характер Программы, опора при ее разработке на опыт и традиции разработки программ развития.

5.2. Проектный характер Программы, необходимость опоры на методологию управления проектами.

5.3. Связь Программ с региональными программами развития образования и программами реализации крупных нововведений в образовании.

5.4. Возможность широкого общественного участия в разработке и обсуждении Программы.

5.5. Возможность привлечения к разработке Программы всего научного потенциала региона.

6. Структура программы развития

6.1. Примерный объем Программы при следующей структуре составит 25-30 страниц:

2) Информационно-аналитическая справка о состоянии и перспективах развития образовательного учреждения.

3) Цели и задачи Программы и общая стратегия их реализации в образовательном учреждении.

4) Описание ожидаемых результатов реализации Программы и целевые индикаторы — измеряемые количественные показатели решения поставленных задач и хода реализации Программы по годам.

5) Конкретный план и план-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие образовательного учреждения.

6) Приложения к Программе.

7. Порядок утверждения Программы

7.1. Программа обсуждается на заседаниях педагогического и Управляющего советов образовательного учреждения.

7.2. Программа предоставляется для согласования с куратором не менее чем за три месяца до окончания действующей программы (до начала реализации представленной программы при отсутствии действующей программы).

7.3. После прохождения процедуры согласования программа утверждается в соответствии с локальным нормативным актом ОУ.

8. Критерии экспертной оценки Программы

8.1. Для экспертной оценки Программы используются следующие критерии:

8.1.1. Актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития образовательной организации).

8.1.2. Прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление образовательной организацией, и учет изменений социальной ситуации).

8.1.3. Эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов).

8.1.4. Реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов (в том числе — возникающих в процессе выполнения Программы) возможностям).

8.1.5. Полнота и целостность Программы, наличие системного образа образовательной организации, образовательного процесса, отображением в комплексе всех направлений развития.

8.1.6. Проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе).

8.1.7. Управляемость (разработанный механизм управленческого сопровождения реализации Программы).

8.1.8. Контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей).

8.1.9. Социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров).

8.1.10. Культура оформления Программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств).

разработки и утверждения

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО ГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Элемент Программы развития

Содержание и требуемая информация

Аннотация (паспорт Программы) (объем 1-2с.)

Информация об использованных научно-методических основаниях и научных источниках.

Информация о составе и руководителе группы разработчиков Программы.

Информация об оказании консультативной поддержке специалистов.

Предлагаемый срок реализации Программы .

Сроки разработки Программы.

Информация об органах, принявших и утвердивших Программу.

Информационная справка об образовательном учреждении (объем 8-10 с.)

Краткая информация об образовательном учреждении в целом со всей необходимой статистикой.

Место и роль образовательного учреждения в городе, округе (опорная, базовая, экспериментальная).

Характеристика образовательного учреждения, типа, вида, контингента учащихся, кадрового состава (без оценки качества работы).

Номенклатура оказываемых образовательных услуг, потоки учащихся.

Характеристика бюджета, материальной базы, оборудования.

Характеристика программно — методического обеспечения образовательного учреждения (какие используются программы, планы, учебники, обеспеченность учреждений этими ресурсами).

Характеристика основных результатов образовательного учреждения (олимпиады, поступления, итоговая аттестация и т.д.).

Характеристика инновационных процессов в образовательном учреждении (без оценки качества), основные направления.

Внешние связи образовательного учреждения с другими образовательными организациями

Характеристика системы управления.

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды образовательной организации (3-4 с)

Характеристика влияния на образовательное учреждение важнейших социально –экономических и социально-культурных факторов.

Портрет заинтересованных групп-клиентов, заказчиков, поставщиков, ресурсов, помощников, потребителей.

Как может измениться ситуация во внешней среде образовательного учреждения.

Как это может повлиять на развитие образовательного учреждения (несколько вариантов возможных сценариев).

Анализ состояния и прогноз тенденций изменения социального заказа на образование (3-4 с.)

Информация о социальном заказе на образование у разных заказчиков.

Информация о степени выполнения заказа и удовлетворения заказчиков.

Информация об используемом исследовательском материале и образе будущего социального заказа, используемого разработчиками Программы.

Анализ достижений образовательной организации, ее потенциала с точки зрения развития(5 с.)

Анализ результатов образования в образовательном учреждении, заслуживающих высокой оценки, закрепления, распространения.

Определение результатов, указывающих на наличие в образовательном учреждении передового опыта, уникальных конкурентных преимуществ.

Выявление сильных сторон, достоинств образовательных процессов, наличие которых позволило добиться положительных результатов.

Определение условий, ресурсов, факторов сделавших возможными нужные свойства образовательных процессов (сеть, финансы, кадры, программы и т.п.).

Выявление подходов в управлении образовательного учреждения сделавших возможными отмеченные успехи.

Определение вероятности сопротивления нововведениям в образовательной организации и возможные варианты его преодоления.

Определение уровня инновационного потенциала образовательной организации и возможность его повышения.

Анализ проблем образовательного учреждения и их причины (5-10с.)

Анализ результатов работы образовательного учреждения (продуктов, суммарных результатов, социальных последствий), выявление результатов, неудовлетворяющих администрацию образовательного учреждения и заказчика в свете нового социального заказа, подлежащих изменению.

Выявление образовательных услуг, неоказываемых образовательным учреждением

Выявление недоступных или малодоступных услуг.

Определение недостатков образовательных процессов, ставших причиной неудачных результатов.

Определение недостатков условий, ставших причиной недостатков в образовательном процессе.

Определение недостатков управления образовательным учреждением, ставших причиной неудовлетворительных результатов работы образовательного учреждения.

Выявление приоритетных проблем, требующих первоочередного решения.

Определение проблем, которые возможно решить в ближайшее время.

Выявление проблем, на которых будет сосредоточена программа развития образовательного учреждения.

Концепция желаемого состояния школы (10-15 с.)

Важнейшие ценностные основания нового образовательного учреждения.

Видение образовательного учреждения, общий образ его будущего желаемого состояния.

Миссия образовательного учреждения.

Образовательные маршруты и траектории.

Общие показатели суммарных достижений образовательного учреждения.

Номенклатура услуг по всем уровням от начального — до среднего.

Программы, содержание образования.

Состояние всех необходимых ресурсов.

Состояние систем управления.

Стратегия, этапы, основные направления и задачи перехода к новому состоянию школы(15-20с.)

Определение основных этапов развития образовательного учреждения.

Определение основных направлений инноваций в образовательном учреждении.

Выявление необходимости проведения важнейших нововведений во всех звеньях образовательного учреждения.

Определение потребности в ресурсах для осуществления нововведений, определение возможности их получения.

Цели ближайшего этапа Программы по всем подсистемам образования и критерии их самооценки.

Планируемые мероприятия по реализации важнейших нововведений (в форме таблицы).

Материал иллюстрированного характера.

Приложение 2 к приказу

рабочей группы по разработке программы развития

Гейнц Лилия Викторовна

Бондур Наталья Георгиевна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Засыпкина Елена Викторовна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Иванова Светлана Александровна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Лапина Ольга Владимировна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Покатаева Ирина Павловна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Нестерова Елена Николаевна

заместитель директора по внешкольной и внеклассной воспитательной работе

Усачева Наталья Юрьевна

заместитель директора по АХР

Маркус Екатерина Андреевна

Полищук Алсу Закировна

Скворцов Алексей Геннадьевич

Дуленчук Валентина Григорьевна

руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы

Балабановой Виктории Викторовны

руководитель методического объединения учителей математики и информатики

Землянко Татьяны Брониславовны

руководитель методического объединения естественных наук

Лопушенковой Натальи Владимировны

руководитель методического объединения образовательной области «Искусство и технология»

Осипов Александр Петрович

руководитель методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ

руководитель методического объединения учителей английского языка

Овдейчук Елены Николаевны

руководитель методического объединения учителей начальных классов

Слабуновой Виктории Александровны

руководитель методического объединения учителей начальных классов

infourok.ru

Программа развития ДОУ

Программа развития ДОУ на 2012 — 2015 г.г.(смотреть)

Положение о рабочей группе по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад

Приказ о создании о рабочей группе по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад

План работы рабочей группы по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад

Протоколы рабочей группы по разработке проекта Программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад 1 2 3 4 5

Проект программы развития МКДОУ — Устьянцевский детский сад на 2016 — 2018 г.г.

1. Паспорт Программы развития МКДОУ – Устьянцевский детский сад

Основания для разработки программы

-Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.№ 273.

-Федеральные государственные образовательные стандарты основной образовательной программы дошкольного образования и условий ее реализации.

-Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (СанПиН 2.4.1.3049-13 )

Приказ № 167 от 13.10.2015 года « О создании рабочей группы по разработке программы развития ДОУ»

1. Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательного учреждения на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период.

2. В программе отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации воспитания, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

· формирование российской идентичности; создание условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей народов России; понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от изменения качества образования;.

· Развитие дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации новой государственной образовательной политики, становление открытой, гибкой и доступной системы образования.

· Объективное ухудшение здоровья поступающих в детский сад детей, отрицательно сказывается на получении ими качественного образования

· Недостаточная готовность и включённость родителей в управление качеством образования детей через общественно — государственные формы управления.

· Необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества и результативности педагогов к применению современных образовательных технологий.

· Необходимость расширения сферы дополнительных образовательных услуг

Сроки реализации программы

Программа реализуется в период 2016-2018 гг.

ust-bar.edusite.ru

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № . 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5096; 2016., № 16, ст. 2230), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (далее соответственно направление подготовки, стандарт).

2. Признать утратившими силу;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 мая 2010 г., регистрационный № 17337);

пункт 23 изменений, которые вносятся в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки, подтверждаемого присвоением липам квалификации (степени) «бакалавр», утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 1975 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2011 г., регистрационный № 21200).

3. Установить, что лица, зачисленные для обучения по направлению подготовки на заочную форму до вступления в силу настоящего приказа и получающие высшее образование впервые, продолжают обучение в соответствии со стандартом с сохранением указанной формы.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2017 года.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2016 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
(уровень бакалавриата)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 1 декабря 2016 г. № 1511)

I. Область применения

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации — основных профессиональных образовательных программ высшего образования программ бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (далее соответственно — программа бакалавриата, направление подготовки).

II. Используемые сокращения

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК — общекультурные компетенции;

ОПК — общепрофессиональные компетенции;

ПК — профессиональные компетенции;

ФГОС ВО — федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма — сетевая форма реализации образовательных программ.

III. Характеристика направления подготовки

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее — организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной* формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалиста за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение, дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата включает:

разработку и реализацию правовых норм;

обеспечение законности и правопорядка.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата являются:

общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка груда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

разработка нормативных правовых актов и их подготовка к реализации;

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

охрана общественного порядка;

предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений;

защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

консультирование по вопросам права;

осуществление правовой экспертизы документов.

V. Требования к результатам освоения программы бакалавриата

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-2);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-3);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (ОПК-1);

способностью работать на благо общества и государства (ОПK-2);

способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОПК-3);

способностью сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу (ОПК-4);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОПК-5);

способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности (ОПК-6);

способностью владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОПК-7).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

способностью участвовать в разработке нормативных правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПK-1);

способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПK-2);

способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права (ПК-3);

способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПK-4);

способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПK-5);

способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владением навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПK-8);

способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПK-9);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПK-11);

способностью выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению (ПК-12);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способностью толковать нормативные правовые акты (ПК-15);

способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. Требования к структуре программы бакалавриата

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы бакалавриата).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы;

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации**.

Структура программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории государства и права России, история государства и права зарубежных стран, иностранному языку, иностранному языку в сфере юриспруденции, безопасности жизнедеятельности, теории государства и права, конституционному праву, административному праву, гражданскому праву, гражданскому процессу, арбитражному процессу, трудовому праву, уголовному праву, уголовному процессу, экологическому праву, земельному праву, финансовому праву, налоговому праву, предпринимательскому праву, международному праву, международному частному праву, криминалистике, праву социального обеспечения, реализуются в рамках базовой части Блока 1 программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата и практики, определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата и практик, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы бакалавриата, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Тип учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способы проведения учебной практики:

Тип производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения производственной практики:

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной, если образовательная организация включила защиту выпускной квалификационной работы в состав государственной итоговой аттестации.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты (если организация включила защиту выпускной квалификационной работы в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 20 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.10. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. Требования к условиям реализации программы бакалавриата

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации***.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. № 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный № 20237) и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 90 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 60 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 5 лет) в общем числе работников реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, если это предусмотрено соответствующими рабочими программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя учебный зал судебных заседаний, а также лабораторию, оборудованную для проведения занятий по криминалистике. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, преду смотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья, либо техническими средствами передачи информации из имеющихся неадаптированных ресурсов.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и пауки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и пауки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. № 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный № 39898).

* Обучение по программе бакалавриата допускается в заочной форме при получении лицами второго или последующего высшего образования.

** Перечень направлений подготовки высшего образования — бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный № 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. № 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31448), от 20 августа 2014 г. № 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г,, регистрационный № 33947), от 13 октября 2014 г. № 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный № 34691), от 25 марта 2015 г. № 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный № 36994) и от 1 октября 2015 г. № 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный № 39355).

*** Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3448; 2010, № 31, ст. 4196; 2011, № 15, ст. 2038; № 30, ст. 4600; 2012, № 31, ст. 4328; 2013, № 14, ст. 1658; № 23, ст. 2870; № 27, ст. 3479; № 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, № 19, ст. 2302; № 30, ст. 4223, ст. 4243, № 48, ст. 6645; 2015, № 1, ст. 84; № 27, ст. 3979; № 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, № 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31т ст. 3451; 2009, № 48, ст. 5716; № 52, ст. 6439; 2010, № 27, ст. 3407; № 31, ст. 4173, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 23, ст. 3263; № 31, ст. 4701; 2013, № 14, ст. 1651; № 30, ст. 4038; № 51, ст. 6683; 2014, № 23, ст. 2927; № 30, ст. 4217, ст. 4243).

Обзор документа

Утвержден новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (уровень бакалавриата) (40.03.01).

Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования — программ бакалавриата по вышеуказанному направлению.

Стандарт содержит характеристики подготовки и профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата. Также он устанавливает требования к результатам освоения и структуре программы бакалавриата.

Лица, зачисленные для обучения на заочную форму до вступления в силу приказа и получающие высшее образование впервые, продолжат обучение в соответствии со стандартом с сохранением указанной формы.

Приказ вступает в силу с 1 сентября 2017 г.

www.garant.ru

Это интересно:

  • Налог лошадиные силы 2013 Какой транспортный налог придется заплатить в этом году С середины лета налоговые инспекции рассылают автовладельцам уведомления об уплате транспортного налога. До 1 декабря 2014 года мы должны отдать государству должок за год […]
  • Ассоциация юристов россии пермь Жилой комплекс «Сталинград» Звенигород Месторасположение В 70 км от центра Москвы по Новорижскому шоссе, на территории города Звенигород, на пересечении Нахабинского шоссе и улицы Лермонтова. Общая информация В непосредственной […]
  • Размер пособии для беременных Пособие по беременности и родам Право на пособие по беременности и родам имеют женщины: подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; уволенные в связи с […]
  • Пример расчете патента Как рассчитать стоимость патента Доброго времени суток! Я продолжаю рассматривать налог ПСН и сегодня мы поговорим о том, как правильно рассчитать стоимость патента для ИП. Патент налога ПСН в 2017 году с изменениями. Сразу стоит […]
  • Алименты доход после налогов Алименты и НДФЛ Актуально на: 25 ноября 2015 г. К вам как к работодателю может поступить исполнительный документ, в соответствии с которым вы должны будете удерживать из зарплаты работника алименты. Это может быть: исполнительный […]
  • Правила проведения капитального ремонта в многоквартирном доме Как проводится капитальный ремонт жилых домов? Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить […]