Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности

Информируем о приказе МФ РФ от 14.09.12 №126н «О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом МФ РФ от 30 декабря 1996 г. №112» (далее — приказ МФ РФ №126н).

Приказ МФ РФ №126н фактически устанавливает порядок, в котором на территории РФ прекращается действие приказа МФ РФ от 30.12.96 «112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности».

Напомним, что указанные Методические рекомендации определяли правила, по которым в случае наличия у организации дочерних (доля участия более 50%) или зависимых (доля участия более 20%) обществ эта организация помимо собственной бухгалтерской отчетности составляет сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких дочерних и зависимых обществ.

При этом следует признать, что со стороны контролирующих органов соблюдение требований о подготовке и представлении сводной бухгалтерской отчетности практически не контролировалось, по крайней мере, на практике мы со случаями предъявления каких-либо санкций за непредставление сводной бухгалтерской отчетности не сталкивались.

Фактически помимо аудиторов в ходе обязательного аудита и в некоторых случаях кредитных организаций и других лиц, принимающих решение о предоставлении ресурсов и инвестиций, вопросам сводной бухгалтерской отчетности мало кто уделял внимание.

В конце 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Он впервые на законодательном уровне в РФ ввел институт консолидированной финансовой отчетности и правила ее составления. При этом под консолидированной финансовой отчетностью Закон понимает отчетность, составленную по правилам МСФО (требующих помимо прочего учета результатов деятельности и финансовых показателей дочерних и зависимых обществ) и является обязательным для:

  • кредитных и страховых организаций
  • организаций, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • иных организаций, если о них будет сделано соответствующее отдельное указание в иных федеральных законах или если в учредительных документах конкретной организации будет установлена обязанность представления и публикации консолидированной финансовой отчетности.

Учитывая, что официальное признание в РФ и опубликование большинства МСФО на русском языке произошло в конце 2011 года, впервые обязанность по подготовке консолидированной финансовой отчетности в соответствии с требованиями Закона №208-ФЗ для большинства организаций (для кого это обязательно) возникает с отчетности за 2012 год.

  • эмитенты допущенных к обращению на бирже облигаций;
  • эмитенты иных допущенных к торгам ценных бумаг в случае, если на момент вступления в силу Закона №208-ФЗ они подготавливали свою консолидированную отчетность по правилам, отличным от МСФО (например, на основе US GAAP).

Для этих лиц положения Закона №208-ФЗ вступают в силу с отчетности за 2015 год.

Ранее, комментируя введения в РФ института «консолидированной финансовой отчетности», составляемой по правилам МСФО, мы указывали, что понятия «консолидированной финансовой отчетности», введенное Законом №208-ФЗ, и «сводной бухгалтерской отчетности», установленное приказом МФ РФ от 30.12.96 №112, не тождественны. Так, сводная бухгалтерская отчетность готовится по правилам российских ПБУ, а представлять ее должны любые лица, имеющие дочерние и зависимые общества (не только те, чьи ценные бумаги допущены к торгам на бирже). Помимо этого, в отношении сводной бухгалтерской отчетности нет требований об обязательном аудите.

На основании этого мы сделали вывод о том, что введение с 2012 года для отдельных лиц требований формирования консолидированной финансовой отчетности не отменяет правил формирования и представления сводной бухгалтерской отчетности по правилам приказа МФ РФ от 30.12.96 №112.

Однако теперь приказом МФ РФ от 14.09.12 №126н предусматривается, что приказ МФ РФ от 30.12.96 №112 и утвержденные им Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности прекращает применяться:

  • для большинства организаций — с 01.01.2013;
  • для указанных выше организаций, для которых требования Закона №208-ФЗ о консолидированной финансовой отчетности вступят в силу с отчетности за 2015 год — Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности прекратят действие с 01.01.2016.

С этой же даты приказ МФ РФ от 30.12.96 №112 «О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» в принципе утратит силу.

Таким образом, можно констатировать, что Минфин РФ принял решение о том, что консолидированная финансовая отчетность заменит собой сводную бухгалтерскую отчетность, хотя, как указано выше, круг лиц, которые должны формировать консолидированную финансовую отчетность, существенно уже того круга лиц, который должен был формировать сводную бухгалтерскую отчетность.

Вероятно, это связано с тем, что проводимая в последние годы экономическая политика показывает, что внимание уделяется исключительно тем субъектам экономики, которые представляют собой интерес для стратегических инвесторов, и в основном это компании, чьи ценные бумаги допущены к торгам на организованном рынке.

Приказ МФ РФ от 14.09.12 №126н «О применении Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом МФ РФ от 30 декабря 1996 г. №112» вступает в силу с 01.01.2013. По состоянию на начало октября 2012 года у нас нет информации о его официальной публикации.

www.auditspb.ru

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 30.12.96 N 112 «О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
  • «Экономика и жизнь», N 16, 1997
  • «Финансовая газета», N 16, 21.04.97,
  • «Курьер», N 11, 30.04.97, еженедельник, приложение к газете «Российские вести»,
  • «Бухгалтерский учет», N 5, 1997,
  • «Российская газета» («Ведомственное приложение»), N 96, 17.05.97,
  • «Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету», N 6, 1997

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170, приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности согласно Приложению.

2. Указанные Методические рекомендации применяются для составления и представления сводной бухгалтерской отчетности, начиная с отчетности за 1996 год.

3. В связи с введением в действие настоящего Приказа утрачивает силу раздел 1 «О консолидации в бухгалтерской отчетности организации показателей ее дочерних и зависимых обществ» приложения 2 к Приказу Минфина России от 28 июля 1995 г. N 81 «Указания о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.Д.ШАТАЛОВ

По заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 07-02-285-97 Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 112 не требует государственной регистрации.

zakonbase.ru

Приказ минфина 112 о сводной отчетности

В пункте 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н, записано В случае наличия у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации . Данный порядок изложен в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (далее — Методические рекомендации), утвержденных приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112. [c.199]

О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 30.12.96 № 112 (в редакции от 12.05.99 № Збн). [c.439]

Приведенные в табл. 5.3 нормативные акты определяют методологию бухгалтерского учета в целом что касается документов, непосредственно регулирующих порядок составления и представления отчетности, то помимо регулятивов второго уровня для практикующих бухгалтеров и аналитиков имеют значимость отдельные приказы и письма Минфина России, в частности О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации 28.06.2000 № 60н, О формах бухгалтерской отчетности организаций от 13.01.2000 № 4н О порядке публикации бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами от 28.11.96 № 101 О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности от 30.12.96 № 112. [c.187]

Упоминание о необходимости свода (консолидации) данных имеется в нескольких нормативных документах, важнейшими из них являются Федеральный закон О финансово-промышленных группах (введен в действие 30 ноября 1995 г.), Постановление Правительства РФ О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы от 9 января 1997 г. № 24, Международные стандарты финансовой отчетности и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В перечисленных отечественных регулятивах можно найти лишь краткое изложение общих принципов консолидации, что касается собственно методики, то она приведена в приказе Минфина РФ О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности от 30 декабря 1996 г. №112. Этот документ, разработанный в развитие статей раздела V Основные правила сводной бухгалтерской отчетности Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, содержит методические рекомендации по составлению и представлению сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности. [c.197]

В соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 07-02-285-97 указанный Приказ Министерства финансов Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается), организации, осуществляющие составление сводной бухгалтерской отчетности с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливают объем представляемой им дочерними и зависимыми обществами бухгалтерской отчетности (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), требования, выдвигаемые учредителями для целей формирования сводной информации. Устанавливаемые объем указанной бухгалтерской отчетности и требования учитываются дочерними и зависимыми обществами при разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности (в целях достижения единообразия их структуры и содержания). [c.338]

Кроме указанных документов Минфин России принял приказ от 30 декабря 1996 г. № 112 О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности . [c.158]

Определение сводной отчетности как системы показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, данное в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, близко по сути к определению консолидированной отчетности в МСФО. Однако в нем не уточняется, какие конкретно взаимосвязи существуют между предприятиями. [c.159]

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяются все активы и пассивы, доходы и расходы головной организации и дочерних обществ путем построчного суммирования соответствующих данных по правилам, установленным Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. [c.178]

Кроме указанных документов Минфином России был принят приказ О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности от 30 декабря 1996 г. № 112, отменивший приказ от 28 июля 1995 г. № 81. В приказе Минфина России № 112 конкретизируются положения приказа № 81, дается более точное определение сводной отчетности и определяются случаи, в которых она составляется. [c.53]

Утвердить Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности согласно приложению. [c.142]

О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ от 30.12.96 г. № 112). 135 [c.5]

В соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 года № 112 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 1997 года № 07-02-285-97 указанный Приказ Министерства финансов Российской Федерации в государственной регистрации не нуждается), организации, осуществляющие составление сводной бухгалтерской отчетности с учетом данных по своим дочерним (зависимым) обществам, устанавливают объем представляемой им дочерними и зависимыми обществами бухгалтерской отчетности (в том числе дополнительной информации, необходимой для [c.95]

При составлении сводной бухгалтерской отчетности организациям следует руководствоваться Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112. [c.14]

О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112 . Приказ Минфина РФ от 12.05.99 г. № Збн. [c.533]

Для квалифицированного анализа сводной отчетности необходимо понимание алгоритма ее составления, который регулируется приказом Минфина РФ О Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности № 112 от 30 декабря 1996 г. Основные правила составления сводной (консолидированной) отчетности приведены в табл. 180. Правила, изложенные в этом документе, можно использовать и при составлении аналитической сводной отчетности для неформальных Групп компаний. Кроме того, целесообразно для таких Групп составлять сводный отчет о движении денежных средств, где элиминированию подлежат статьи, аналогичные элиминируемым при составлении сводного (консолидированного) отчета о прибылях и убытках. На основании сводного (консолидированного) отчета о движении денежных средств можно по характеру движения денежных средств установить функции каждого участника Группы. [c.479]

В приказе № 112 Минфина России от 30 декабря 1996 г. О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности даны развернутая характеристика общих положений сводной (консолидированной) отчетности, порядок ее составления и представления, правила объединения показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, а также разработаны правила составления пояснений к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках. [c.265]

Сводная бухгалтерская отчетность — это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций (далее — группа), сформированная в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. № 112. Она составляется в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/96), утвержденным приказом Минфина России от 8 февраля 1996 г. № 10, и включает сводный баланс, сводный отчет о прибылях и убытках, пояснения к сводной отчетности. [c.726]

Составление сводной отчетности следует выполнять в соответствии с Правилами объединения показателей бухгалтерской отчетности материнской организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, описанными в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности. [c.728]

Вместе с тем термин сводная используется в российских нормативных документах и вслучаях, когда было бы более уместным употреблять термин консолидированная . Так, в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, опубликованных в качестве приложения к приказу Минфина России от 30 декабря 1996 г. № 112 (см. приложение 1 к данной книге), сводная бухгалтерская отчетность определяется как система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций, включающих головную организацию, ее дочерние, а также зависимые общества. В этом случае по отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам — как преобладающее (участвующее) общество. [c.57]

economy-ru.info

ПРИКАЗ Минфина РФ от 12.05.1999 n 36н О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1996 Г. n 112

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 12 мая 1999 г. N 36н
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВОДНОЙ
БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1996 Г. N 112
В соответствии с Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1290), приказываю:
1. Внести изменения и дополнения в Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 112 (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 07-02-285-97 не требует государственной регистрации), согласно приложению к настоящему Приказу.
2. Настоящий Приказ ввести в действие с годовой бухгалтерской отчетности за 1999 год.
Министр
М.М.ЗАДОРНОВ
По заключению Министерства юстиции Российской Федерации N 4205-ПК от 31.05.99 указанный Приказ не нуждается в государственной регистрации.

Приложение
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 12 мая 1999 г. N 36н
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
ВНЕСЕННЫЕ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ СВОДНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ,
УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 30 ДЕКАБРЯ 1996 Г. N 112
1. В абзаце первом пункта 1.1 слова «В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 170» заменить словами «В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н».
2. В подпункте 2 пункта 1.6 слова «(ПБУ 1/94), утвержденным Приказом Минфина России от 28 июля 1994 г. N 100» заменить словами «(ПБУ 1/98), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н».
3. Пункт 2.2 изложить в следующей редакции:
«2.2. Сводная бухгалтерская отчетность составляется по формам, разработанным головной организацией исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96) на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. При этом:
типовые формы бухгалтерской отчетности могут дополняться статьями и данными, необходимыми заинтересованным пользователям сводной бухгалтерской отчетности;
статьи (строки) типовых форм бухгалтерской отчетности, по которым у Группы отсутствуют показатели, могут не приводиться, кроме случаев, когда соответствующие показатели имели место в периоде, предшествующем отчетному;
числовые показатели об отдельных активах, пассивах и иных фактах хозяйственной деятельности должны приводиться в сводной бухгалтерской отчетности обособленно, если без знания о них для пользователей невозможна оценка финансового положения Группы или финансового результата ее деятельности. Числовые показатели об отдельных видах активов, пассивов и хозяйственных операций не приводятся в сводном бухгалтерском балансе или сводном отчете о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки пользователями финансового положения Группы или финансового результата ее деятельности, а отражаются общей суммой в пояснениях к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках».
4. Подпункт 3 пункта 3.6 изложить в следующей редакции: «3) прибыль и убытки от операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами».
5. По содержанию всего текста Методических рекомендаций слова «сводный отчет о финансовых результатах» заменить словами «сводный отчет о прибылях и убытках» в соответствующем падеже.
6. В пункте 6 слова «пунктом 83 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации» заменить словами «пунктом 93 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н».
7. Включить пункт 8 следующего содержания:
«8. Группа может не составлять сводную бухгалтерскую отчетность по правилам, предусмотренным нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации, в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия:
— сводная бухгалтерская отчетность составлена на основе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), разработанных Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности;
— Группой должна быть обеспечена достоверность сводной бухгалтерской отчетности, составленной на основе МСФО;
— пояснительная записка к сводной бухгалтерской отчетности содержит перечень применяемых требований бухгалтерской отчетности, раскрывает способы ведения бухгалтерского учета, включая оценки, отличающиеся от правил, предусмотренных нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету Министерства финансов Российской Федерации».

www.lawmix.ru

Бухучет по новым правилам

Бухучет по новым правилам

С 20 декабря 2011 г. МСФО получили официальный статус на территории Российской Федерации. Они введены в действие приказом Минфина России от 25.11.2011 № 160н, зарегистрированным в Минюсте России. Данный приказ – подзаконный нормативный акт к Федеральному закону от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Годовая, консолидированная

Консолидированной финансовой отчетностью именуют отчетность, подготовленную в соответствии с МСФО (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона № 208-ФЗ). В частности, ее обязаны составлять компании, ценные бумаги которых допущены к обращению на рынке ценных бумаг (пп. 3 п. 1 ст. 2 Закона № 208-ФЗ). Эту отчетность они должны представить в Федеральную службу по финансовым рынкам (Постановление Правительства РФ от 03.03.2012 № 179).

Консолидированная финансовая отчетность составляется компанией наряду с традиционной бухгалтерской отчетностью, то есть не заменяет последнюю (п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ). Годовая консолидированная отчетность подлежит обязательному аудиту и должна быть опубликована (ст. 5, п. 1 ст. 7 Закона № 208-ФЗ).

А поскольку МСФО признаны в 2011 г., препятствий для формирования консолидированной отчетности начиная с 2012 г. не имеется (ст. 8 Закона № 208-ФЗ).

Внимание! Сводная бухгалтерская отчетность приравнивается к консолидированной, когда ее составление предусмотрено федеральным законом (п. 2 ст. 2 Закона № 208-ФЗ). Но если ваша компания составляет сводную отчетность в соответствии с п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учета о бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение), то руководствоваться МСФО вы не обязаны (п. 8 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утв. приказом Минфина РФ от 30.12.1996 № 112).

МСФО – нормативные документы бухучета

Однако было бы глубочайшим заблуждением думать, что МСФО необходимы лишь тем бухгалтерам, которым предстоит формировать консолидированную отчетность. Минфин России в письме от 12.12.2011 г. № 07-02-06/240 предупредил: текстами МСФО, содержащимися в приложениях к Приказу № 160н, нужно руководствоваться «и в иных целях». Зададимся вопросом: в каких?

Начнем издалека. Законодательство о бухгалтерском учете включает все федеральные законы (ст. 3 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Поэтому теперь при всяком официальном упоминании МСФО нужно понимать в значении, установленном п. 3 ст. 3 Закона № 208-ФЗ. А значит – руководствоваться Приказом № 160н.

Бухгалтерский учет компании начинается с ее учетной политики. Поэтому центральную роль среди национальных стандартов бухгалтерского учета играет ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В случаях, когда по конкретному вопросу нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету способы учета не установлены, п. 7 ПБУ 1/2008 предписывает разрабатывать его самостоятельно:

  • исходя из иных ПБУ – для аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов;
  • исходя из МСФО.

Следовательно, если не удается провести аналогию или выявить связи, ничего не остается, как обращаться непосредственно к МСФО.

До официального признания МСФО руководствоваться международными правилами было необязательно. Но в настоящее время МСФО, именно в силу ссылки на них в ПБУ 1/2008, нужно признать прямым продолжением или, если угодно, дополнением к отечественным правилам. А посему «гамлетовский» вопрос о том, приступать ли к освоению МСФО или еще повременить, перед бухгалтерами больше не стоит.

Заметим, что тема об аналогиях и связях в российском бухучете специалистами всерьез не рассматривалась – ввиду неясности критериев аналогии и связи. Хотя можно привести очевидные примеры.

Кстати, использование аналогий предусмотрено гражданским законодательством (ст. 6 ГК РФ). В частности, чистые активы ООО определяют по аналогии с ОАО (письмо Минфина России от 20.03.2012 № 03-03-06/1/138).

Между тем применение легализованных МСФО имеет приоритет перед поиском аналогий и установлением связей. В итоге МСФО – система нормативных документов прямого действия.

Поскольку МСФО являются наднациональной, межгосударственной системой, примененная в них терминология не вполне соответствует нормам гражданского, налогового и бухгалтерского законодательства России (впрочем, как и любой другой конкретной страны). Поэтому при формировании учетной политики возрастает роль требования о приоритете экономического содержания перед правовой формой (п. 6 ПБУ 1/2008).

От ПБУ к МСФО

Действующие ПБУ разрабатывалась на основе международных стандартов финансовой отчетности и совершенствовались в направлении сближения с ними (Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобр. приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180). На очереди – введение с 1 января 2013 г. нового ПБУ 5/2012 «Учет запасов». В итоге ПБУ в значительной мере представляют собой упрощенный вариант МСФО. Тенденции таковы, что сближение национальной системы с постоянно развивающейся международной системой будет продолжено (п. 4 ст. 20 Закона № 402-ФЗ). Впереди – принятие федеральных и отраслевых стандартов по бухгалтерскому учету, которые постепенно вытеснят ПБУ.

В МСФО (IAS 1, IAS 16, IAS 29, IAS 38, IAS 40, IFRS 7, SIC 12) мы обнаружим новый термин – «профессиональное суждение». Раньше оно было свойственно аудиторам, считалось необходимым в работе оценщиков и юристов, а теперь ожидается и от бухгалтеров. По-видимому, это то, что невозможно регламентировать учетной политикой. Тем не менее, профессиональное суждение бухгалтера требует обоснования и оформления по правилам, принятым для оправдательных документов (п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ). Хотя оно формируется бухгалтером, его применение должно быть санкционировано руководством компании. Ибо ответственность за организацию и достоверность бухгалтерского учета несет руководитель (п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 7, ст. 18 Закона № 129-ФЗ).

Базовые принципы

Для практикующего бухгалтера изучение МСФО наиболее эффективно, когда оно проводится путем сопоставления российских правил с международными. Но главное – нужно преодолеть психологический барьер перед чтением оригинальных текстов МСФО. В большинстве случаев они написаны более доходчиво, чем ПБУ.

Между тем овладение МСФО автор рекомендует начать с проработки Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобр. Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997). Хотя этот документ не имеет нормативного статуса, в нем раскрываются основы построения учета в нашей стране, общие с принципами МСФО. Так, п. 7.2.1 Концепции разъясняет, что актив может быть:

  • использован обособленно или в сочетании с другим активом в процессе производства продукции, работ, услуг, предназначенных для продажи;
  • обменен на другой актив;
  • использован для погашения обязательства;
  • распределен между собственниками организации.

Эти признаки позволяют легко разрешать споры о классификации расходов будущих периодов. Ведь в балансе они представляются как активы. Например, переходящие отпускные ни одним из перечисленных свойств не обладают. В то же время назначение взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации – платежи по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных им товаров, работ или услуг (п. 12 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Поскольку этот взнос может быть использован для погашения обязательства – он является активом компании. Ну а на каком счете его отражать – непринципиально.

Обратите внимание: в действующем законе о бухучете термин «активы» не упоминается, в то время как в новом законе активы позиционируются как специальный объект бухгалтерского учета (п. 2 ст. 5 Закона № 402-ФЗ).

Таблица. Пересмотрены объекты бухгалтерского учета.

Состав объектов бухгалтерского учета*

согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете»

www.buhgalteria.ru

Это интересно:

  • Уголовные наказания в 15 лет Ответственность несовершеннолетних Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность. Уголовную ответственность несовершеннолетние несут с 14 лет. Уголовной ответственности […]
  • Соучастие в преступлении ук рф это Соучастие в преступлении Понятие и занчение соучастия в уголовном праве России Согласно ст. 32 УК соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного […]
  • Закон україни про кооперативи О внесении изменений в Закон Украины "О кооперации" (относительно совершенствования механизма хозяйственной деятельности кооперативов) вноситься народним депутатом України Головком М. Й. ЗАКОН УКРАЇНИ Про внесення змін до Закону […]
  • Закон 72-viii ЗАКОН УКРАИНЫ от 28 декабря 2014 года №72-VIII О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием Верховная Рада Украины постановляет: I. Внести в […]
  • Алименты сколько процентов высчитывают Сколько процентов от зарплаты могут составлять алименты? Родители, которые стали сторонами алиментных отношений, нередко интересуются вопросом о том, сколько процентов от зарплаты составляют алименты. Какими нормативными актами […]
  • 208 статья ук рф Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем 1. Создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного федеральным законом, а равно руководство таким […]