Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ) 2018

Закон о бухгалтерском учёте в последней действующей редакции от 30 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Федеральный закон Российской Федерации «О бухгалтерском учёте» создан с целью совершенствования системы формирования, регулирования бухгалтерского учёта и повышения качества контроля финансовой отчётности. Федеральный закон определяет основные понятия и объекты бухгалтерского учёта, перечень юридических лиц, к которым применяется действие закона, а также перечень экономических субъектов, которые освобождаются настоящим законом от ведения бухгалтерского учёта.

Новый Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» с изменениями устанавливает особенности организации бухгалтерского учёта организаций, требования, предъявляемые к главному бухгалтеру организаций, на которого возлагается обязанность ведения бухгалтерского учёта. Федеральный закон устанавливает перечень первичных документов, электронных документов, бухгалтерских регистров, необходимых для ведения бухгалтерского учёта в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» определяет состав, порядок предоставления и требования к финансовой отчётности за отчётный период.

На основании Федерального закона «О бухгалтерском учёте» и Международных стандартов разрабатываются федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учёта, устанавливающие единые минимальные требования и допустимые способы ведения бухгалтерского учёта.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о бухгалтерском учёте не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Комментарии к закону

Вы также можете получить комментарии к закону «Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» (402-ФЗ)». Юристы сайта, специализирующиеся на конкретных сферах кодексов и законов, дадут исчерпывающий комментарий по любым вопросам.

dogovor-urist.ru

Федеральный закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» утвержден с целью установления единых требований к ведению финансово-хозяйственных документов предприятий. Этим нормативным актом закрепляется правовой механизм регулирования данной сферы. Документ формулирует ключевые требования к составлению отчетности.

402-ФЗ «О бухгалтерском учете»: сфера действия

Нормативный акт распространяется на:

  1. Некоммерческие и коммерческие предприятия.
  2. Госорганы, территориальные структуры самоуправления, административные аппараты государственных и местных внебюджетных фондов.
  3. ЦБ.
  4. Индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, создавших кабинеты, и иных лиц, осуществляющих частную практику.
  5. Представительства и прочие структурные подразделения компаний, созданных по законодательствам зарубежных стран, международные организации и их филиалы, находящиеся на территории РФ, если другое не установлено межгосударственными соглашениями.

Особенности применения

Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используется при ведении финансово-хозяйственных бумаг доверительным управляющим по переданному ему имуществу и объектов, связанных с ним. Он также применяется в рамках деятельности простого товарищества и иных экономических субъектов. Основы 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используется при составлении финансово-хозяйственной документации в ходе исполнения договора о разделе продукции, если другое не предусматривается в нормативном акте №225.

Ключевые понятия

В 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» используются специальные определения. Их должен знать сотрудник, составляющий на предприятии финансово-хозяйственную документацию. К таким понятиям относят:

  1. Бухгалтерскую отчетность. Она представляет собой документы, содержащие сведения о финансовом состоянии субъекта предпринимательства на конкретную дату, результатах его экономической деятельности, перемещении денежных средств за определенный период. Отчетность систематизируется в соответствии с предписаниями, установленными рассматриваемым законом.
  2. Уполномоченный орган. Им является исполнительная структура, наделенная Правительством полномочиями на осуществление функций по разработке госполитики и нормативному регулированию в области бухучета и отчетности.
  3. Стандарт. Он представляет собой документ, по которому устанавливаются минимальные требования к учету, допустимые методы его ведения. Стандарт может быть внутригосударственным или международным.
  4. План счетов — систематизированный перечень статей бухучета.
  5. Руководитель хозяйствующего субъекта. Им выступает лицо, которое является исполнительным единоличным органом на предприятии или управляющим, которому переданы соответствующие полномочия. Руководителем может быть специалист, ответственный за ведение дел в организации.
  6. Отчетный период — временной промежуток, за который составляется бухгалтерская документация.
  7. Факт хозяйственной деятельности (жизни). Им может являться событие, операция, сделка, оказывающие или способные оказать влияние на финансовое состояние субъекта, результат его экономической деятельности или движение средств.

Они перечислены в ст. 5 гл. 2 рассматриваемого нормативного акта. Данное положение 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие подконтрольные объекты:

  1. Активы.
  2. Факты хозяйственной деятельности.
  3. Обязательства.
  4. Доходы.
  5. Источники финансирования работы субъекта.
  6. Расходы.
  7. Прочие объекты, установленные стандартами.

Обязанность субъекта

402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает вести финансово-хозяйственную документацию:

  1. Индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим лицам. Для этих субъектов обязанность по составлению документации вменяется в том случае, если, по действующим нормативным актам о сборах и налогах, они регистрируют расходы и доходы либо другие объекты обложения в установленном порядке.
  2. Находящимся в пределах территории РФ представительствам, филиалам и прочим структурным подразделениям компаний, сформированных по зарубежным законодательствам. Для этих субъектов также действует условие, приведенное в предыдущем пункте.

402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предписывает ведение финансово-хозяйственной документации с момента госрегистрации и до даты прекращения работы предприятия вследствие ликвидации либо реорганизации.

Особенности процесса

По 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственным за организацию ведения финансово-хозяйственной документации и ее хранение выступает руководитель субъекта. Если частнопрактикующее лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют регистрацию расходов и доходов, они самостоятельно заполняют необходимые бумаги. Вместе с этим им вменяются иные обязанности, предусмотренные для руководителя хозяйствующего субъекта. Управляющий предприятием должен возложить функции по составлению документации на соответствующего специалиста. Для этого издается приказ. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» допускает заключение договора с частной компанией на оказание последней соответствующих услуг предприятию. Для кредитной организации действует несколько иной порядок. Руководитель такой компании обязан возложить функции по ведению отчетности на главного бухгалтера. Управляющий малого или среднего предприятия может осуществлять составление документации самостоятельно.

Требования к специалисту

Руководитель хозяйствующего субъекта должен проверить соответствие уровня профподготовки сотрудника обязанностям, которые он будет исполнять. Только после этого директор может подписать соответствующий приказ. 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» устанавливает следующие требования к специалисту:

  1. Наличие высшего профобразования.
  2. Отсутствие непогашенного или неснятого срока судимости за экономическое преступление.
  3. Наличие опыта работы по профессии не менее трех лет в течение последних пяти. В случае отсутствия высшего профобразования, стаж сотрудника должен составлять не меньше пяти лет из последних семи.

Другие федеральные законы, регламентирующие отношения в сфере финансов, могут устанавливать дополнительные требования к специалисту. Юрлицо, с которым предприятие заключает договор на оказание услуг, должно иметь в штате не менее одного сотрудника. При этом он должен отвечать требованиям, указанным выше. Последнее касается и частнопрактикующего лица, с которым заключается соглашение на оказание им услуг по ведению финансово-хозяйственной документации на предприятии. Главный бухгалтер в кредитной организации должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются ЦБ.

Спорные моменты

Между руководителем предприятия и главным бухгалтером либо другим лицом, выполняющим его обязанности, могут возникнуть разногласия по вопросам ведения отчетности. В этих случаях информация, присутствующая в первичной документации принимается/не принимается специалистом к регистрации и накоплению в регистрах по письменному распоряжению директора. Последний несет единоличную ответственность за сформированные в результате этих действий данные. Аналогичное правило распространяется на объекты учета, по отражению/не отражению которых возникла спорная ситуация.

businessman.ru

Управлением подготовлена статья «Формирование бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций»

Формирование бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций

Одним из самых ответственных периодов в деятельности любой организации является подготовка и сдача в налоговые органы бухгалтерской отчетности. Не являются исключением и некоммерческие организации, которые, как и все остальные, формируют свою бухгалтерскую отчетность.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон №7-ФЗ) бухгалтерский учет в некоммерческих организациях ведется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При организации и ведении бухгалтерского учета некоммерческие организации руководствуются следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Федеральный закон № 402-ФЗ);
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998г. № 34н;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н;
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06 июля 1999 № 43н (далее — ПБУ 4/99).

В соответствии с частью 1 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Исходя из этого, а также принимая во внимание часть 2 ст. 1 и часть 1 ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом № 402-ФЗ и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Также следует обратить внимание на то, что согласно Информации № ПЗ-10/2012 некоммерческая организация приводит в бухгалтерской (финансовой) отчетности, исходя из взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 402-ФЗ, абз. 2 п. 6 и абз. 2 п. 11 ПБУ 4/99, показатели об отдельных доходах и расходах (финансовых результатах) обособленно применительно к форме и порядку составления отчета о финансовых результатах в случае, когда:

  • в отчетном году эта некоммерческая организация получила доход от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности;
  • показатель полученного некоммерческой организацией дохода существенен;
  • раскрытие данных о прибыли от предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельности в отчете о целевом использовании средств недостаточно для формирования полного представления о финансовом положении некоммерческой организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
  • без знания о показателе полученного дохода заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения некоммерческой организации и финансовых результатов ее деятельности.

Иными словами, при наличии указанных обстоятельств в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческим организациям нужно включить и отчет о финансовых результатах.

Федеральный закон N 402-ФЗ позволяет отдельным субъектам экономической деятельности вести бухгалтерский учет упрощенным способом. Касается это:

  • субъектов малого предпринимательства;
  • некоммерческих организаций;
  • организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Обратите внимание, что не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, следующие лица:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Формы бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — Приказ N 66н).

Таким образом, согласно ст. 14 Федерального закона N 402-ФЗ, Приказу N 66н на сегодняшний день годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации составляется в объеме следующих форм:

1) бухгалтерского баланса (форма ОКУД 0710001);

2) отчета о финансовых результатах (форма ОКУД 0710002);

3) приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах:

  • отчета об изменениях капитала (форма ОКУД 0710003);
  • отчета о движении денежных средств (форма ОКУД 0710004);
  • отчета о целевом использовании средств (форма ОКУД 0710006).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 6 Приказа № 66н).

Для данных организаций в Приложении № 5 к Приказу № 66н приведены упрощенные формы бухгалтерского баланса отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств.

В 2015 году законодательством предусмотрены изменения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, которые также коснутся и некоммерческих организаций. В приказе Министерства финансов РФ № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» будут внесены незначительные изменения в следующие пункты:

  • в пункте 5 и 6 слова «субъекты малого предпринимательства» заменят словами «которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность»;
  • в пункте 6.1 после слова «утвердить» добавят слово «упрощенные», а также слова «субъектов малого предпринимательства» исключат;
  • пункт 6.2 вовсе утратит силу.

Формы бухгалтерской отчетности необходимо заполнять, соблюдая все установленные правила и нормы. В этом году в формах бухгалтерской отчетности произойдут следующие изменения:

1) в приложении № 1 в форме бухгалтерского баланса слова «Главный бухгалтер», «(подпись)», (расшифровка подписи)» исключат;

2) в приложении № 2:

а) в названии форм и в форме отчета о целевом использовании полученных средств слова «полученных» исключат;

б) в формах отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и отчета о целевом использовании средств» также слова «Главный бухгалтер», «(подпись)», (расшифровка подписи)» исключат;

3) в приложении № 4: в разделе «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках» слова «прибылях и убытках» заменят словами «финансовых результатах»; а также в разделе «Отчет о целевом использовании полученных средств» слово «полученных» исключат.

Значительные изменения произойдут для некоммерческих организаций, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, и составляют упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Так в приложении № 5 Приказа № 66н:

а) название будет изложено в следующей редакции: «Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств»;

б) в форме бухгалтерского баланса строку «Капитал и резервы» дополнят ссылкой на примечание «10»;

в) в формах бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах слова «Главный бухгалтер», «(подпись)», (расшифровка подписи)» также исключат;

г) дополнят формой отчета о целевом использовании средств.

Таким образом, при формировании бухгалтерской финансовой отчетности за 2015 год некоммерческим организациям необходимо учитывать вступившие в силу изменения.

Обращаем Ваше внимание на то, что Федеральным законом N 402-ФЗ ответственность за достоверность данных отраженных в бухгалтерской отчетности возложена исключительно на руководителя компании.

Однако в п. 8 статьи 13 Федерального закона N 402-ФЗ указано, что бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Если бухгалтерский учет ведется специализированной организацией, то отчетность может быть подписана работниками этой организации. При этом в любом случае подпись руководителя организации должна присутствовать.

Ведущий специалист–эксперт отдела по делам некоммерческих организаций
Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия
И.Г. Потехина

to19.minjust.ru

Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Демонстрационный фрагмент текста:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О бухгалтерском учете

Принят Государственной Думой 22 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

(В редакции федеральных законов

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет — формирование документированной

систематизированной информации об объектах, предусмотренных

настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации,

2) государственные органы, органы местного самоуправления,

органы управления государственных внебюджетных фондов и

территориальных государственных внебюджетных фондов,

3) Центральный банк Российской Федерации,

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов,

учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц,

занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой),

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы,

представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных

государств, международные организации, их филиалы и

представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчетности.

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учета, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц,

бухгалтерского учета общего имущества товарищей и связанных объектов бухгалтерского учета.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании

информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчетности для внутренних целей, отчетности, представляемой кредитной организации в соответствии с ее требованиями, а также отчетности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчетности не предусматривается применение настоящего

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом,

2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,

3) стандарт бухгалтерского учета — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета,

4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учета, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта,

5) план счетов бухгалтерского учета — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета,

6) отчетный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность,

7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа,

8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств,

9) организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Глава 2. Общие требования к бухгалтерскому учету

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни,

4) источники финансирования его деятельности,

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учета

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности, (В редакции Федерального закона

от 02.11.2013 г. N 292-ФЗ)

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая

упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьей, следующие экономические субъекты: (В редакции Федерального закона

от 04.11.2014 г. N 344-ФЗ)

1) субъекты малого предпринимательства,

2) некоммерческие организации, (В редакции Федерального закона от 04.11.2014 г. N 344-ФЗ)

3) организации, получившие статус участников проекта по

осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их

результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

(Часть в редакции Федерального закона

от 02.11.2013 г. N 292-ФЗ)

5. Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации,

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы,

3) кредитные потребительские кооперативы (включая

сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы),

4) микрофинансовые организации,

5) организации государственного сектора,

6) политические партии, их региональные отделения или иные

7) коллегии адвокатов,

8) адвокатские бюро,

9) юридические консультации,

10) адвокатские палаты,

11) нотариальные палаты,

12) некоммерческие организации, включенные в предусмотренный

пунктом 10 статьи 13-1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих

организаций, выполняющих функции иностранного агента.

(Часть дополнена — Федеральный закон

от 04.11.2014 г. N 344-ФЗ)

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учета

1. Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить

ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан

возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учета на себя. (В редакции

федеральных законов от 28.12.2013 г. N 425-ФЗ,

от 04.11.2014 г. N 344-ФЗ)

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных

организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны отвечать следующим требованиям: (В

редакции Федерального закона от 23.07.2013 г. N 251-ФЗ)

1) иметь высшее образование, (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского

учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет, (В редакции Федерального закона

от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключен трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 г. N 251-ФЗ)

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учета между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета:

1) данные, содержащиеся в первичном учетном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за созданную в результате этого информацию,

2) объект бухгалтерского учета отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, либо лицом, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, в бухгалтерской (финансовой) отчетности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несет ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчетный период.

Статья 8. Учетная политика

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учетной политики в отношении конкретного

объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными

4. В случае, если в отношении конкретного объекта

бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных

законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете,

федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учетная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учетной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами,

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета,

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Статья 9. Первичные учетные документы

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению

первичным учетным документом. Не допускается принятие к

бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ)

2. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

1) наименование документа,

2) дата составления документа,

3) наименование экономического субъекта, составившего

4) содержание факта хозяйственной жизни,

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения,

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ)

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учетный документ должен быть составлен при

совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами

первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни. (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ)

4. Формы первичных учетных документов определяет руководитель

экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством

Российской Федерации. (В редакции Федерального закона

от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ)

5. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учетного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии первичного учетного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учетном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством

Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учета

1. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

(В редакции Федерального закона от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ)

3. Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета. (В редакции Федерального закона от 21.12.2013 г. N 357-ФЗ)

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются:

1) наименование регистра,

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр,

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр,

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета,

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения,

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра,

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учета утверждает

руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным

законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде

xn--01-6kcaj2c6aih.xn--p1ai

Это интересно:

  • Приказ мз 765 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 декабря 2005 г. N 765 "Об организации деятельности врача-терапевта участкового" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 7 декабря 2005 г. N […]
  • Разрешение на квадрокоптер Нужно ли разрешение на квадрокоптер с камерой в России? Квадрокоптеры являются видами летательных аппаратов с четырьмя пропеллерами, которые с земли управляются ПДУ (пультом дистанционного управления). У некоторых моделей есть […]
  • Страховка машины в ростове на дону Покупка и оформление полиса ОСАГО в Ростове-на-Дону и Ростовской области Если перед Вами стоит задача, купить полис ОСАГО в Ростове-на-Дону в том числе с доставкой по г. Ростову-на-Дону, то это одна из специализаций нашего страхового […]
  • Задержка российских судов на босфоре что сообщают российские сми О блокаде российских судов в Босфоре: войны не будет, будет мотание нервов Russia Today сообщает, что с 30 ноября власти Турции стали задерживать проход российских военных кораблей через пролив Босфор. В результате на проходе уже […]
  • Оформите кредитный договора Русфинанс Банк Условия для заемщиков в предоставлении кредита на автомобиль Кредит предоставляется на приобретение: легкового автомобиля отечественных и зарубежных производителей коммерческого транспорта с разрешенной […]
  • Сроки выплаты пенсий в россии Выплата пенсии ​ сроки.​ месту регистрации. Рассматривается​​подают заявление в​ ​ в виде свидетельства​​ назначаемых пенсий входят:​ содержится в ст.​ в России, условия​ конкретном случае.​ доставки, при этом​ фонда России по​ […]