Вы просматриваете раздел: Против мира

Хрупкое создание человек, несмотря на главенствующее положение на планете он очень уязвим. Самая большая опасность исходит от истинной природы и от других людей с недобрым умыслом. Нарушить мир одного человека очень просто могут люди разного уровня – от соседа до глав государств. Итак, давайте узнаем, какие действия являются преступлениями против мира и безопасности человечества.

Что такое преступления против мира и безопасности человечества?

Глобальные угрозы нависли над миром в основном после событий 39-54 годов 20 века. Новое смертоносное оружие, живые примеры страшнейших преступлений, миллионы жертв, упадок жизнедеятельности стран и мировая скорбь – все это послужило толчком для разработки мер защиты людей от преступлений против мира.

Кроме непосредственного развития вооружения, армии и защитных комплексов, люди создали нормативно-правовые акты, подписали конвенции, которые должны обезопасить людей и постараться предупредить совершение страшных преступлений. К важнейшим документам относятся:

  • Устав Нюрнбергского и Токийского международных военных трибуналов;
  • Конвенции 1948 (о геноциде) и 1973 года (о преступлениях против лиц, защищенных международными объединениями);
  • Декларация ООН о запрете ядерного оружия;
  • Устав ООН;
  • Внутригосударственные Уголовные кодексы и иные законы.

Иногда речь идет и о кодексе преступлений против мира и безопасности человечества. Характеристика данных преступлений с точки зрения российского УК:

А теперь давайте узнаем что относится к преступлениям против мира и безопасности человечества, виды таких действий.

Виды ППМиБЧ

За преступления против мира человечества в России отвечает глава под номером 34 УК. В ней содержится 7 статей, характеризующие правонарушения в этой категории. Каждую из них можно отнести к одному из 4-х видов преступлений в описываемой категории:

  • Преступное нарушение мира – 4 статьи 353-356, в т.ч. агрессивная война, применение запрещенных средств и методов ведения войны;
  • Правонарушения, касающиеся несоблюдения принципа человечности – 2 статьи 357, 358 (геноцид и экоцид);
  • Преступные изменения формирования военных конфликтов – 359 статья (наемничество);
  • Угроза безопасности лиц, находящихся под защитой международных организаций и объединений – 360 статья (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, пр. посольство России).

Способы борьбы с такими злодеяниями

Вопрос защиты от преступлений против безопасности человечества стоит очень остро в последнее время. И он достаточно сложен как в регулировании, так и в предотвращении.

  • Главным источником всех глобальных и масштабных войн, кровопролитных конфликтов, применения оружия массового поражения остается человек и его внутренняя психология. Дело в частном случае должно сводиться к слежке за каждым жителем земли, а это противоречит не только закону, но и здравому смыслу.
  • Второй особенностью данных преступлений является их масштаб. В делах, касающихся безопасности человечества, фигурирует зачастую не одна страна. Возникает необходимость в регулировании конфликта с учетом тонкостей законодательства разных стран.

ООН и Интерпол

На международной арене всеми вопросами по данной категории правонарушений управляет ООН. На сессиях принимаются главные законы, например Конвенции, резолюции, обсуждаются вопросы по борьбе с терроризмом и т.д. Из Социального и Экономического советов ООН вышел особый орган – Комитет по предупреждению и контролю таких преступлений. В его состав входят представители 27 государств.

Часто помогает справляться с поиском преступников и в целом с правонарушениями против мира и безопасности всем известный Интерпол – Международная уголовная полиция. Внутри него функционируют делегированные от страны-участника правоохранительные органы, функции которых отвечают требованиям Интерпола.

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью

На территории СНГ действует Бюро по координации борьбы с организованной преступностью. Оно подчиняется совету министров МВД различных стран, которые находятся в СНГ. Бюро выполняет следующие функции:

  1. Формирует банк данных для предоставления инициатив во внутренние МВД;
  2. Содействие и помощь Интерполу, например в международном розыске;
  3. Оперативное проведение розыскных, комплексных операций на территории нескольких стран СНГ.

ugolovka.com

Преступления против человечности виды

Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества

УК впервые предусмотрел самостоятельный раздел (XII) и самостоятельную главу (гл.34) о преступлениях против мира и безопасности человечества. Эти преступления относятся к международным преступлениям в собственном (узком) смысле. Обычно под уголовными преступлениями понимаются «деяния отдельных лиц, прямо связанные с международными преступлениями государств». При этом различие между международными преступлениями государств и физических лиц происходит по их субъекту. В первом случае в этом качестве выступают государства как таковые, во втором — физические лица, т. е. лица, которые направляют и осуществляют государственную политику, выражающуюся в международном преступлении соответствующего государства, и ответственные за нее. Представляется, что при всей традиционности такого подхода к решению этого вопроса в отечественной науке международного права он в достаточной степени устарел**. Хотя бы по той причине, что целый ряд преступлений, признаваемых международными, необязательно связан с политикой соответствующих государств, например наемничество. В этих случаях «за спиной» лиц, совершающих такие преступления, обычно стоит не государство, а отдельная группа лиц, организация, партия либо общественное движение.

Так или иначе, под международными преступлениями следует понимать преступления физических лиц. И они (эти преступления) получили современное наименование преступлений против мира и безопасности человечества. Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании Второй мировой войны. В нем были сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления против мира и человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст.6 Устава). На первое место среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, т. е. планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев ведения войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство или для других целей гражданского населения оккупированных территорий, в убийствах или истязаниях военнопленных или лиц, находящихся на море; в убийствах заложников, ограблении общественной или частной собственности; бессмысленном разрушении городов и деревень, разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях.

Преступления против человечности — это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокие действия, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет. Указанная классификация была воспроизведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала (1946 год).

После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. Еще в 1947 году в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (к этому времени и относится новое официальное название этих преступлений). К вопросу о работе над проектом Генеральная Ассамблея возвращалась неоднократно. В 1991 году на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран на предмет его обсуждения. Проект состоит из двух частей. Часть 1 (своеобразная Общая часть) включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности за указанные преступления (общие принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответственность и др.). Часть 2 формулирует 12 составов преступлений против мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид; 6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав человека; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств; 12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.

Как видно, перечень этих преступлений значительно расширен по сравнению с Нюрнбергом, что представляется по меньшей мере спорным и что вызвало справедливые замечания, поступившие от 22 государств. Так, принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в Кодекс составов таких преступлений, как вмешательство (Австралия, Англия, Нидерланды), колониальное господство (Англия, США, Швейцария), апартеид (Нидерланды, Норвегия), систематическое и массовое нарушение прав человека (Англия, США), наемничество (Англия, Нидерланды, Норвегия), международный терроризм (Англия, Норвегия, США), незаконный оборот наркотических средств (Англия, Норвегия, США), преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде (Англия, Нидерланды, США). Со многими доводами, высказанными против включения указанных составов в Кодекс, по нашему мнению, следует согласиться. Так, вмешательство как уголовно-правовой запрет является слишком юридически общим и неконкретизированным. Кроме того, в международном праве отсутствуют и юридические основания установления такого уголовно-правового запрета. Понятие колониального господства также не обладает четким юридическим содержанием и в настоящее время представляет собой явление, фактически исчезнувшее из политической жизни, носящее исторический, а не современный характер. Кроме того, по справедливому замечанию английских юристов, деяния, совершаемые во время колониального господства, могут войти в качестве составных частей других преступлений (например, геноцида). Те же соображения высказаны и против введения в Кодекс норм об ответственности за апартеид (проблема возникла, как известно, в связи с положением в ЮАР, ныне коренным образом изменившимся). Некоторые страны (например, Австрия) высказались за замену понятия апартеида понятием «расовой дискриминации». Систематическое и массовое нарушение прав человека при всей важности этой проблемы для международного сообщества также, с одной стороны, является слишком неопределенным в юридическом смысле понятием, а с другой — охватывается многими составами преступлений против личности (например, умышленных убийств), наказуемых по внутреннему (национальному) уголовному законодательству. Формулировка проекта Кодекса о наемничестве вызвала возражения в связи с тем, что указанные действия «не получили еще статуса общепризнанных международных преступлений» (Англия) и что уголовная ответственность устанавливается не за действия самих наемников, а лишь за вербовку, использование, финансирование и обучение наемников агентами или представителями государства (США) и в целом также является очень неопределенной в юридическом отношении.

Под влиянием этого обсуждения в ходе своей 48-й сессии Комиссия международного уголовного права (в порядке работы над вторым чтением проекта Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества) приняла существенно обновленный текст Проекта. Так, его Особенная часть стала включать нормы об ответственности за следующие преступления: агрессию; геноцид; преступления против человечности; преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала; военные преступления (включая причинение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной среде).

Основные преступления против мира и безопасности человечества вошли в юрисдикцию Международных трибуналов, учрежденных резолюциями Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения гуманитарного уголовного права на территории бывшей Югославии (от 22 февраля 1993 года) и за аналогичные преступления на территории Руанды и соседних с ней государств (от 8 ноября 1994 года). Кроме того, 17 июля 1998 года на Римской Дипломатической конференции был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебного органа, призванного осуществлять правосудие в отношении лиц, совершивших такие преступления, как преступления против человечности, агрессия, геноцид, военные преступления.

Указанные трудности и не вполне четкие перспективы принятия Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества и привели к тому, что проблема ответственности за подобные преступления стала превращаться в проблему национального уголовного права. Учитывая же, что нормы об ответственности за эти преступления имеют тенденцию к увеличению в национальном уголовном законодательстве, отдельные государства, «обгоняя» кодификацию международно-правовых норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, объединяют эти нормы в самостоятельные разделы (главы) своих национальных уголовных кодексов. Так, в новом УК Франции (1992 год) в книге II «О преступлениях и проступках против человека» предусмотрен раздел I «О преступлениях против человечества», объединяющий три главы и насчитывающий девять статей. По этому пути пошел и российский законодатель, предусмотрев в УК самостоятельный раздел (главу) об этих преступлениях.

Преступления против мира и безопасности человечества (в том числе и международные уголовные преступления) необходимо отличать от так называемых преступлений международного характера. Эти преступления также предусмотрены в соответствующих международно-правовых конвенциях, однако в отличие от международных уголовных преступлений они не находятся в непосредственной связи с действиями государств. Юридическая природа этих преступлений носит двойственный характер. Формулирование состава соответствующего преступного деяния содержится в международно-правовых конвенциях, а уголовно-правовые санкции за совершение этих деяний — в нормах внутреннего (национального) уголовного законодательства. В действующем УК содержится достаточно много норм о таких преступлениях. Это нормы об ответственности: за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных бумаг, захват заложников, торговлю людьми, нарушение законодательства о континентальном шельфе, угон воздушного судна, терроризм, незаконное обращение с радиоактивными материалами, незаконный оборот наркотических средств, незаконное распространение порнографических материалов и предметов и некоторые другие. В этих нормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Конечно же, для такого (совместного) способа охраны общества от преступных посягательств запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории не одного государства (переходят национальные границы), однако не столько потому, что могут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, а в связи с тем, что они (эти преступления) посягают на нормальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных отношений (экономических, социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам. Вполне типичными (характерными) преступлениями такого вида можно поэтому назвать такие преступления, как фальшивомонетничество, угон воздушного судна, незаконные операции с наркотическими средствами. В последние годы совершение этих преступлений приобретает все более организованный характер, и они во многом становятся проявлением международной организованной преступности.

Все преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена в разделе XII (глава 34) УК РФ, посягают на мир и безопасность человечества. Последние выступают в качестве родового (специального) объекта этих преступлений. Вместе с тем то или иное из этих преступлений посягает на определенный элемент мира и безопасности человечества. В связи с этим рассматриваемые посягательства можно дополнительно классифицировать в зависимости от непосредственного объекта:

1) преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств (ст.353-355 УК);

2) преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны (ст.356-359 УК);

3) преступления, посягающие на безопасность представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой (ст.360 УК).

www.labex.ru

§ 1. Понятие и виды преступлений против мира и безопасности человечества

Уголовный кодекс Российской Федерации впервые предусмотрел самостоятельный раздел (XII) и самостоятельную главу (гл. 34) о преступлениях против мира и безопасности человечества. Эти преступления относятся к международным преступлениям в собственном (узком) смысле.

‘ Курс международного права. В семи томах. Т. 6. М. 1992. См. также: Степаненко В.И. О понятии международного уголовного права // Правоведение. 1982. № 3. С. 72.

3 По справедливому замечанию американских юристов М.Бассиони и К.Блейксли, «по очевидным политическим причинам ныне не подходящее время в истории, чтобы поднимать вопрос о международной уголовной ответственности государств и подчинении государстю-рисдикции международного уголовного суда. Это время еще не пришло, но оно придет по мере того, как мир становится все более взаимозависимым» Щит. по статье: Верещемчп И.С. Международный уголовный суд: новые перспективы? // Московский журнал международного права. 1993. № 2. С. 6.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Так или иначе, под международными преступлениями следует понимать преступления физических лиц. И они (эти преступления) получили современное наименование преступлений против мира и безопасности человечества ‘. Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных (немецких) преступников, виновных в развязывании второй мировой войны. В нем были сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления против мира и человечности и военные преступления, так и конкретное содержание указанных трех разновидностей уголовно-правовых запретов (ст. 6 Устава). На первое место среди этих преступлений были поставлены преступления против мира, т.е. планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий. К военным преступлениям были отнесены деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев ведения войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях или уводе в рабство и для других целей гражданского населения оккупированных территорий, в убийствах или истязаниях военнопленных или лиц, находящихся на море; в убийствах заложников, ограблении общественной или частной собственности;

бессмысленном разрушении городов и деревень, разорении, не оправданном военной необходимостью, и других преступлениях.

Преступления против человечности — это убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия

‘ В литературе по международному уголовному праву они именуются также преступлениями по общему международному праву в отличие от так называемых конвенционных преступлении. См.: Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право. Учебник. М. Спарк. 1999. С. 68-70.

нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет ‘. Указанная классификация была произведена и в уставе Токийского международного военного трибунала (1946 г.)2.

После Нюрнбергского и Токийского процессов в рамках ООН продолжалась работа по развитию нормативной базы, необходимой для борьбы с преступлениями против мира и человечества. Еще в 1947 г. в резолюции 177 Генеральная Ассамблея ООН поручила в этих целях Комиссии международного права сформулировать принципы международного права, признанные в Уставе Нюрнбергского трибунала (а также и в его приговоре), и составить проект Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества (к этому времени и относится новое официальное название этих преступлений). К вопросу о работе над проектом Генеральная Ассамблея возвращалась неоднократно. В 1991 г. на своей 43-й сессии Комиссия международного права в предварительном порядке приняла в первом чтении проект этого Кодекса, который через Генерального секретаря ООН был направлен правительствам стран на предмет его обсуждения. Проект состоит из двух частей. Часть первая (своеобразная Общая часть) включает нормы, формулирующие общие вопросы уголовной ответственности за указанные преступления (общие принципы, судебные гарантии, обстоятельства, исключающие ответственность и др.). Часть вторая формулирует 12 составов преступлений против мира и безопасности человечества: 1) агрессия; 2) угроза агрессией; 3) вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства; 4) колониальное господство и другие формы иностранного господства; 5) геноцид;

6) апартеид; 7) систематическое и массовое нарушение прав челове-

‘ См.: Нюрнбергский процесс. Сб. материалов в 2-х томах. Т. 1. М. 1952 С. 16. Следует отметить значительный теоретический вклад советских юристов в разработку проблемы. См., например: Траинин А.Н. Защита мира и уголовный закон. М. 1937; Он же. Защита мира и борьба с преступлениями против человечества. М. 1956; Ромашкин П.С. Преступления против мира и человечества. М. 1967; Шаргородский МД. Некоторые вопросы международного уголовного права // Советское государство и право. 1947. № 3. С. 31—29; Пионткоеский А.А. Вопросы материального уголовного права на Нюрнбергском процессе. М. 1948.

‘ См.; Рагинскчй М.Ю., Розечблим С.Я. Международный процесс главных японских военных преступников. М. 1950. С. 221—225 (Приложение).

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

ка; 8) исключительно серьезные военные преступления; 9) вербовка, использование, финансирование и обучение наемников; 10) международный терроризм; 11) незаконный оборот наркотических средств;

12) преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде ‘.

Как видно, перечень этих преступлений значительно расширен по сравнению с Нюрнбергом, что представляется по меньшей мере спорным и что вызвало справедливые замечания, поступившие от 22 государств. Так, принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в Кодекс составов таких преступлений, как вмешательство (Австралия, Англия, Нидерланды), колониальное господство (Англия, США, Швейцария), апартеид (Нидерланды, Норвегия), систематическое и массовое нарушение прав человека (Англия, Нидерланды, Норвегия), международный терроризм (Англия, Норвегия, США), незаконный оборот наркотических средств (Англия, Норвегия, США), преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде (Англия, Нидерланды, США). Со многими доводами, высказанными против включения указанных составов в Кодекс, по нашему мнению, следует согласиться. Так, вмешательство как уголовно-правовой запрет является слишком юридически общим и неконкретизированным. Кроме того, в международном праве отсутствуют и юридические основания установления такого уголовно-правового запрета. Понятие колониального господства также не обладает четким юридическим содержанием и в настоящее время представляет собой явление, фактически исчезнувшее из политической жизни, носящее исторический, а не современный характер. Кроме того, по справедливому замечанию английских юристов, деяния, совершаемые во время колониального господства, могут войти в качестве составных частей других преступлений (например, геноцида). Те же соображения высказаны и против введения в Кодекс норм об ответственности за апартеид (проблема возникла, как известно, в связи с положением в ЮАР, ныне коренным

‘ Организация Объединенных Нации. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного права. Сорок пятая сессия. 3 мая — 23 июля 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества, принятого в первом чтении комиссией международного права на ее сорок третьей сессии.

образом изменившимся). Некоторые страны (например, Австрия) высказались за замену понятия апартеида понятием расовой дискриминации. Систематическое и массовое нарушение прав человека при всей важности этой проблемы для международного сообщества также, с одной стороны, является слишком неопределенным в юридическом смысле понятием, а с другой — охватывается многими составами преступлений против личности (например, умышленных убийств), наказуемых по внутреннему (национальному) уголовному законодательству. Формулировка проекта Кодекса о наемничестве вызвала возражения в связи с тем, что указанные действия «не получили еще статуса общепризнанных международных преступлений» (Англия) и что уголовная ответственность устанавливается не за действия самих наемников, а лишь за вербовку, использование, финансирование и обучение наемников агентами или представителями государства (США) и в целом также является очень неопределенной в юридическом отношении. Международный терроризм фактически «растворяется» в составах специальных преступлений в национальном уголовном законодательстве большинства стран. Кроме того, недостатком определения этого преступления в проекте Кодекса является то, что эта формулировка ограничивает сферу действия данного уголовно-правового запрета «государственным» терроризмом, тогда как в настоящее время, несмотря на транснациональный характер этих преступлений, они предусматриваются в качестве таковых в национальном уголовном законодательстве большинства стран, и включение этой нормы в Кодекс мало что способно изменить в направлении совершенствования борьбы с этими преступлениями.

Под влиянием этого обсуждения в ходе своей 48-й сессии Комиссия международного уголовного права (в порядке работы над вторым чтением проекта Кодекса) приняла существенно обновленный текст Проекта. Так, его Особенная часть стала включать ответственность за следующие преступления:

3) преступления против человечное! и;

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

4) преступления против персонала ООН и связанного с ней персонала;

5) военные преступления (включая причинение обширного долговременного и серьезного ущерба природной среде)’.

Основные преступления против мира и безопасности человечества вошли в юрисдикцию Международных трибуналов, учрежденных Резолюциями Совета Безопасности ООН для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения гуманитарного международного уголовного права, — на территории бывшей Югославии (от 22 февраля 1993 г.)2 и за аналогичные преступления на территории Руанды и соседних с ней государств (от 8 ноября 1994 г.)3. Кроме того, 17 июня 1998 г. на Римской Дипломатической конференции был принят Статут Международного уголовного суда как постоянного судебного органа, призванного осуществлять правосудие в отношении лиц, совершивших такие преступления, как преступления против человечности, агрессия, геноцид, военные преступления.

Таким образом, проблема определения деяний, относимых к преступлениям против мира и безопасности человечества, остается пока до конца не решенной в международном праве, что затрудняет их определение и в национальном уголовном законодательстве. Тем не менее, как видно из сопоставления содержания главы У К РФ о преступлениях против мира и безопасности человечества и проекта международного Кодекса об этих преступлениях и результатов его обсуждения международным сообществом, российский Кодекс во многом сумел вобрать в себя «плюсы и минусы» международного проекта Кодекса об этих преступлениях.

Однако каким образом традиционная проблема международного права превратилась в проблему национального уголовного законодательства? Прежде всего, по причине того, что работа над Кодексом о

‘ См.: Доклад Комиссии международного уголовного права и работа ее сорок восьмой сессии 6 мая — 26 июля 1996 г. Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк. 1996. С. 89— 124.

3 См.; Международное публичное право. Сб. документов. Том 2. М. 1996. С. 102—103.

‘См.; Там же. С. 110—111.

преступлениях против мира и безопасности человечества идет уже десятилетия.

Указанные трудности и не вполне четкие перспективы принятия Кодекса о преступлениях против мира и безопасности человечества и привели к тому, что проблема ответственности за подобные преступления стала превращаться в проблему национального уголовного права. Учитывая же, что нормы об ответственности за эти преступления имеют тенденцию к увеличению в национальном уголовном законодательстве, отдельные государства, «обгоняя» кодификацию международно-правовых норм об ответственности за преступления против мира и безопасности человечества, объединяют эти нормы в самостоятельные разделы (главы) своих национальных уголовных кодеков. Так, например, в новом Уголовном кодексе Франции (1992 г.) в книге II («О преступлениях и проступках против человека») предусмотрен раздел I «О преступлениях против человечества», объединяющий три главы и насчитывающий девять статей. По этому пути пошел и российский законодатель, предусмотрев в УК самостоятельный раздел (главу) об этих преступлениях.

Преступления против мира и безопасности человечества (в том числе и международные уголовные преступления) необходимо отличать от так называемых преступлений международного характера. Эти преступления предусмотрены в соответствующих международно-правовых конвенциях, однако в отличие от международных уголовных преступлений они не находятся в непосредственной связи с действиями государств ‘. Юридическая природа этих преступлений носит двойственный характер. Формулирование состава соответствующего преступного деяния содержится в международно-правовых конвенциях, а уголовно-правовые санкции за совершение этих деяний — в нормах внутреннего (национального) уголовного законодательства. Как в прежнем УК РСФСР, так и в действующем УК РФ содержится достаточно много норм о таких преступлениях. Это нормы об ответственности: за изготовление или сбыт поддельных денег и ценных

‘ См.: Карпец И.И. Преступления международного характера. М. 1979.

РОССИЙСКОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

бумаг, захват заложников, нарушение законодательства о континентальном шельфе, угон воздушного судна, терроризм, незаконное обращение с радиоактивными материалами, незаконный оборот наркотических средств, незаконное распространение порнографических материалов и предметов и некоторые другие. В этих нормах налицо переплетение международно-правовых интересов с внутренней (национальной) юрисдикцией соответствующих государств. Конечно же, для такого (совместного) способа охраны общества от преступных посягательств запрещаются не любые общественно опасные деяния, а только те, которые совершаются на территории не одного государства (переходят национальные границы), однако не столько потому, что могут быть совершены гражданином одного государства на территории другого государства, а в связи с тем, что они (эти преступления) посягают на нормальные отношения между государствами, наносят ущерб мирному сотрудничеству в различных областях межгосударственных отношений (экономических, социально-культурных, имущественных), а также организациям и гражданам ‘. Вполне типичными (характерными) преступлениями такого вида можно поэтому назвать такие преступления, как фальшивомонетничество, угон воздушного судна, незаконные операции с наркотическими средствами. В последние годы совершение этих преступлений приобретает все более организованный характер, и они во многом становятся проявлением международной организованной преступности.

Все преступления, уголовная ответственность за которые предусмотрена в разделе XII (глава 34) УК, посягают на мир и безопасность человечества. Последние выступают в качестве родового (специального) объекта этих преступлений. Вместе с тем то или иное из этих преступлений посягает на определенный элемент мира и безопасности человечества. В связи с этим рассматриваемые посягательства можно дополнительно классифицировать в зависимости от непосредственного объекта:

‘ См.: Карпец И.И. Международная преступность. М. 1998. С. 203; Панов В.П. Сотрудничество государств в борьбе с международными уголовными преступлениями. М. 1993. С. 13—16.

1) преступления, посягающие на мир и мирное сосуществование государств (ст. 353—355 УК);

2) преступления, посягающие на регламентированные международным правом средства и методы ведения войны (ст. 356—359 УК);

3) преступления, посягающие на безопасность представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой (ст. 360 УК).

scicenter.online

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Уголовная ответственность за преступления против мира и безопасности человечества предусмотрена в разделе XII УК РФ. Эти деяния (статьи 353–360 УК) относятся к так называемым международным уголовным преступлениям. Их следует отличать от преступлений международного характера. И те и другие предусмотрены в соответствующих международно-правовых конвенциях. Однако преступления международного характера не находятся в непосред-ственной связи с действиями государств. В УК РФ содержится дос-таточное количество норм о таких преступлениях. Это и захват заложников, и изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг, незаконные операции с наркотическими средствами и др .

Международные уголовные преступления являются особо опасными для человеческой цивилизации, так как заключаются в нару-шении принципов и норм международного права, имеющих осново-полагающее значение для обеспечения мира, защиты личности и жизненно важных интересов международного сообщества в целом. Преступления против мира и безопасности человечества отличаются от других двумя важными особенностями. Во-первых, эти преступления имеют особую правовую природу. Во-вторых, они обладают исключительно высоким уровнем общественной опасности. Эти нормы, как верно отмечает В.Н. Кудрявцев, возникли не только на почве внутреннего национального права, но и на международной правовой основе в результате сотрудничества государств . Источником норм об ответственности за эти преступления является Устав Международного военного трибунала (Нюрнбергского), созданного для процесса по делу главных военных преступников, виновных в развязывании второй мировой войны. В нем сформулированы как основания уголовной ответственности за преступления против мира и человечности и военные преступления, так и конкретное содержание уголовно-правовых норм. На первое место среди этих деяний были поставлены преступления против мира. До сих пор юридическая наука не дала определения в положительном плане понятия международного мира. Обычно мир определяется через отсутствие войны . Мир – согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны . Международный мир – отношения между народами и государствами, основывающиеся на проведении внешней политики ненасильственными средствами .

К преступлениям против мира в соответствии с Уставом Меж-дународного военного трибунала относятся планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны либо войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление любого из вышеуказанных действий.

Военные преступления – деяния, являющиеся нарушением законов и обычаев войны, выражающиеся в убийствах, истязаниях, уводе в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, в убийствах и истязаниях военнопленных и лиц, находящихся на море, в убийствах заложников, в незаконном завладении чужим имуществом, бессмысленном разрушении городов или деревень, разорении, и другие преступления.

Преступления против человечности – убийства, истребление, порабощение, ссылки и другие деяния, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым либо религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала. Приведенная классификация была воспро-изведена и в Уставе Токийского международного военного трибунала 1946 г.

Источниками международного права являются не только уставы Нюрнбергского и Токийского военных трибуналов, но и многочисленные конвенции, такие как Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 гг., Конвенция о предупреждении преступ-ления геноцида и наказании за него 1948 г., Женевская конвенция о защите жертв войны 1949 г. и др.

Большинство конвенций, предусматривающих международные преступления, обязывают государства ввести соответствующие нормы в национальное уголовное законодательство. В УК РСФСР 1960 г. была установлена уголовная ответственность за пропаганду войны (ст. 71 УК РСФСР), разработку, производство, приобретение, хранение, сбыт, транспортировку биологического оружия (ст. 672 УК РСФСР), применение биологического оружия (ст. 671 УК РСФСР), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67 УК РСФСР). Все эти преступления были расположены в главе «Государственные преступления». Но отдельной главы о преступлениях против мира и безопасности человечества в Кодексе не было. Она появилась в УК РФ 1996 г.

Глава 34 УК РФ «Преступления против мира и безопасности человечества» охватывает далеко не все преступления, которые можно было бы отнести к числу международных. Как уже отмечалось, ис-точником норм рассматриваемой главы являются нормы междуна-родного права.

Закон не дает общего понятия преступлений против мира и безопасности человечества. Такое понятие можно дать, указав на осо-бенности объекта уголовно-правовой охраны норм данной главы. Это общественно опасные, виновные, противоправные и наказуемые деяния, направленные против мира и безопасности человечества.

Родовой и видовой объекты этих преступлений совпадают – это мир (мирное сосуществование государств) и безопасность человече-ства.

Объективная сторона преступлений, посягающих на мир и безопасность человечества, выражается в форме общественно опасного деяния, предусмотренного законом. Причем в большинстве составов законодатель описал ряд разнородных деяний, совершение любого из них, а тем более деяний, составляющих совокупность, образует конкретный состав преступления. Так, например, объективная сторона деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 353 УК, выражается в совершении одного или в совокупности следующих действий: а) планирование агрессивной войны; б) подготовка такой войны; в) ее развязывание. Большинство составов преступлений данной главы являются по конструкции формальными, то есть преступления считаются оконченными с момента совершения тех действий, которые описаны в самой норме. Например, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (ст. 354 УК). Имеются и нормы с так называемым материальным составом, когда для признания преступления оконченным необходимо наступление указанных в законе последствий. К ним относится такое преступление, как экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов (ст. 358 УК).

С субъективной стороны эти преступления характеризуются умышленной формой вины, причем большинство – прямым умыслом. Для основной части составов мотив и цель не имеют значения для квалификации, они могут учитываться при назначении наказания. Но среди рассматриваемой группы преступлений есть и такие, где цель является обязательным признаком субъективной стороны: геноцид, наемничество и нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой. Последнее из названных преступлений совершается в целях провокации войны или осложнения международных отношений.

Субъектами преступлений против мира и безопасности человечества в большинстве составов могут быть физические вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, то есть общий субъект. Имеются и нормы со специальным субъектом – наемничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2 ст. 359 УК).

В науке нет единой точки зрения по вопросу о классификации всех преступлений этой главы. Она может быть различной. Так, В.Н. Кудрявцев предлагает классифицировать их на три группы: против мира, безопасности человечества и против международного сотрудничества государств . А.Л. Агафонов разделяет их на две группы в соответствии с объектами уголовно-правовой охраны, указанными в названии раздела и главы . Как представляется, в данном случае классификация носит крайне условный характер, т.к. ряд преступлений 34 главы в определенной степени посягает как на мир, так и на безопасность человечества. В связи с чем мы предлагаем классифицировать преступления против мира и безопасности человечества на две группы: а) преступления против мира (статьи 353, 354, 359 и 360 УК); б) преступления против безопасности человечества (статьи 355–358 УК).

sci.house

Это интересно:

  • Орган опеки и попечительства саранска Орган опеки и попечительства саранска Курирует вопросы образования, труда и социальной защиты, культуры, физической культуры, спорта и по делам молодежи. 15 июля 2013 года распоряжением Главы Администрации городского округа Саранск […]
  • Актёр сыгравший прокурора Вячеслав Захаров Актер Дата и место рождения: 8 мая 1944 (74 года), Москва, СССР Участвовал 20 Его коллеги по цеху Российский актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1980). Вячеслав Захаров. […]
  • Можно взять из материнского капитала 20 тысяч Как получить 20 тысяч из материнского капитала в 2018 году Несколько лет назад правительство страны подтвердило разрешение на снятие определенной суммы денег в качестве помощи с сертификата, поэтому многие родители решили […]
  • Иск о собственности на землю Исковое заявление о праве собственности на земельный участок Новый образец искового заявления о праве собственности на землю в формате PDF и DOC вы сможете скачать на странице. У владельца земельного участка, который не является […]
  • Справка для страховки машины Справка о ДТП для страховой: что это такое, как получить? Внимание! С 20 октября 2017 года справка о ДТП больше не выдается сотрудниками ГИБДД. Вместо нее вам необходимо будет предоставить в страховую: Извещение о ДТП (скачать). […]
  • Прибавят ли пенсии мвд в 2018 году Пенсии для сотрудников МВД в 2018 году Существуют категории служащих, пенсионное обеспечение которым назначается по отличным от большинства тружеников нормативам. К таковым относятся правоохранители, военнослужащие и служащие […]