Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Восстановление жилого помещения после пожара не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности

26 апреля 2016 года Президиумом Верховного Суда РФ утвержден обзор судебной практики № 2 (2017).

В обзоре приведено определение N 33-КГ16-12 по разрешению спора, возникшего в связи с защитой права собственности и других вещных прав.

Исходя из материалов дела, истец обратился с иском о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, признании права собственности на оставшуюся после пожара часть жилого дома, об обязании устранить нарушения противопожарных требований, допущенных при возведении жилого дома. В обоснование иска указал, что он и другой гражданин являлись собственниками жилого дома и земельного участка. В соответствии с договором реального раздела земельного участка и жилого дома и сложившимся порядком пользование домом осуществлялось по частям. После пожара, уничтожившего жилой дом, другой собственник продал свой участок. Новый собственник снес сохранившуюся после пожара часть дома и возводит на ее месте новый объект. При этом, истцу отказано в государственной регистрации права на принадлежащую ему часть жилого дома, хотя она является объектом капитального строительства, он принимает меры к ее полному восстановлению. С учетом изложенного истец просил суд прекратить право общей долевой собственности на спорный жилой дом, признать за ним право собственности на сохранившуюся после пожара часть жилого дома, а также обязать нового собственника устранить нарушения противопожарных требований, допущенные при возведении нового жилого дома.

Решением суда исковые требования удовлетворены. Однако, апелляционной инстанцией решение отменено в части удовлетворения исковых требований о признании права собственности на часть жилого дома, об обязании нового собственника устранить нарушения противопожарных требований, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила апелляционное определение, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В обоснование суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право собственности истца на сохранившуюся после пожара часть жилого дома хоть и не было зарегистрировано, но являлось действительным, и в соответствии со ст. 209 ГК РФ истцу принадлежало право на восстановление имущества, пострадавшего при пожаре.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу приведенной правовой нормы, основанием прекращения права собственности на вещь являются в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.

При этом восстановление объекта не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности.

Как установлено судом, в результате произошедшего пожара сохранилась часть жилого дома, находившегося в общей долевой собственности истца и ответчика.

Отказ собственника от права собственности является одним из оснований прекращения права собственности в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ.

Совершение собственником действий по устранению от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него влечет прекращение его права собственности на это имущество.

Судом установлено, что ответчиком построен отдельный жилой дом на принадлежащем ему земельном участке, каких-либо действий в отношении оставшейся после пожара части жилого дома им не осуществлялось и каких-либо притязаний в отношении этого объекта не заявлялось, ответчик в возражениях на иск исходил из отсутствия у него права собственности на оставшийся после пожара объект.

Однако судом не была дана правовая квалификация данных обстоятельств, не установлено, отказывался ли новый собственник от принадлежащего ему права собственности на сохранившийся после пожара жилой дом, было ли его право собственности прекращено в установленном законом порядке.

Согласно п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 ГК (самовольная постройка) РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

При таких обстоятельствах суду надлежало установить, является ли строение восстановленным имуществом либо вновь созданным, соответствует ли данный объект требованиям, предъявляемым к нему законом.

Данное обстоятельство является существенным для правильного разрешения спора, поскольку при рассмотрении дела установлено, что на смежных земельных участках, принадлежащих истцу и ответчику, существуют два строения, расположение которых относительно друг друга не соответствует требованиям градостроительного законодательства и безопасности.

В силу диспозитивности гражданского законодательства возведение нового строения и последующее возникновение прав на него не должны умалять уже существующие права третьих лиц, добросовестно их реализовавших.

Старший помощник прокурора округа по правовому обеспечению

www.prokhmao.ru

Регистрация права собственности восстановленного дома после пожара

24.05.2012 года сгорел наш трёхквартирный дом. Собственниками этого дома являлись я, сестра и соседка, в помещении которой начался пожар. После пожара остался целым фундамент (цокольный этаж). Получив от БТИ техническое описание на дом, пострадавший от пожара, обратились в суд. Суд прекратил право общей долевой собственности и определил принадлежность помещений цокольного этажа за каждым собственником согласно плану БТИ.

Не получив разрешения администрации, мы с сестрой восстановили своё жилище в виде самостоятельного строения (двухквартирного жилого дома) на своей части фундамента с помощью строительной фирмы «Детинец». Соседка, доработав свой фундамент, начала восстановление своей части дома с отступом 0,2 метра от стены нашего дома, но из-за недостатка средств, прекратила строительство. Теперь она восстанавливать свой дом не собирается, встала на очередь для получения квартиры.

По нашему обращению Королёвское БТИ выдало нам Технический паспорт на жилой дом по состоянию на 20 мая 2014 года. Не смотря на преднамеренные ошибки в этом документе, мы с сестрой воспользовались им и обратились в МУП УЕЗ города для обследования жилого дома и признания его годным для эксплуатации, а затем в городской суд для определения принадлежности помещений дома.

Суд вынес решение, которое является основанием для регистрации права собственности нашего недвижимого имущества.

Снова обратились в Королёвское БТИ для изготовления технического плана на восстановленный дом. Однако были изготовлены технические планы на отдельные квартиры без оформления кадастрового плана на дом, в котором расположены эти квартиры. Кадастровая палата выдала мне кадастровый паспорт, где сведения об объекте недвижимости имеют статус временные.

Я зарегистрировал право собственности и получил свидетельство о государственной регистрации права собственности на восстановленную часть дома (квартиру). Сестре вообще отказали в выдаче кадастра, а меня не устраивает временный статус. Что делать?

Московская область, г. Королёв, мкр. Болшево,

ул. Бурково, дом 15. Л.П .Логинов

Ответы юристов (1)

В соответствии с п.7 ст. 72 Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года),сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Восстановленный после пожара дом может оказаться новым объектом недвижимости

Опубликован второй в 2017 году Обзор судебной практики Верховного суда РФ, в котором, в частности, рассмотрен вопрос о признании права собственности на восстановленное после пожара жилое помещение.

При этом, ключевой аспект дела — установление факта, является ли строение уже существовавшим либо вновь созданным, для чего суд может назначить экспертизу.

Президиумом Верховного Суда

26 апреля 2017 г.

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4. Восстановление жилого помещения после пожара не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности.

К. обратился в суд к С. с иском о прекращении права общей долевой собственности на жилой дом, признании права собственности на оставшуюся после пожара часть жилого дома, об обязании устранить нарушения противопожарных требований, допущенных при возведении жилого дома.

В обоснование иска К. указал, что он и А. являлись собственниками жилого дома и земельного участка. В соответствии с договором реального раздела земельного участка и жилого дома и сложившимся порядком пользования часть дома находилась в пользовании А., а другая часть находилась в пользовании К. После пожара, уничтожившего жилой дом, А. продал свой участок.

С. снес сохранившуюся после пожара часть дома, находившуюся в пользовании А., и в настоящее время возводит на ее месте новый объект. К. отказано в государственной регистрации права на принадлежащую ему часть жилого дома, хотя она является объектом капитального строительства, он принимает меры к ее полному восстановлению. К. полагал, что при возведении жилого дома ответчиком нарушены градостроительные и противопожарные нормы.

С учетом изложенного К. просил суд прекратить право общей долевой собственности на спорный жилой дом, признать за ним право собственности на сохранившуюся после пожара часть жилого дома, а также обязать С. устранить нарушения противопожарных требований, допущенные при возведении нового жилого дома.

Решением суда исковые требования К. удовлетворены.

Апелляционным определением данное решение суда отменено в части удовлетворения исковых требований К. о признании права собственности на часть жилого дома, об обязании С. устранить нарушения противопожарных требований, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К. отказано.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи 1993 года К. и А. принадлежали на праве общей долевой собственности по ½ доли жилого дома.

18 сентября 2008 г. между К. и А. заключен договор реального раздела земельного участка с жилым домом, согласно которому часть жилого дома площадью 85,6 м2 и земельный участок площадью 1167 м2 принадлежат А., часть жилого дома площадью 166,8 м2 и земельный участок площадью 1150,5 м2 принадлежат К.

На основании указанного договора К. выдано свидетельство о государственной регистрации права от 16 сентября 2013 г. на земельный участок площадью 1136 м2, на часть жилого дома свидетельство не выдано.

16 декабря 2009 г. в жилом доме, принадлежащем К. и А., произошел пожар, в результате пожара сгорели внутренние помещения по всей площади, кровля по всей площади, мансарда по всей площади, выгорели потолочные и напольные перекрытия.

Решением суда от 25 октября 2011 г. с А. в пользу К. в счет возмещения ущерба, причиненного пожаром, взыскана денежная сумма.

По договору купли-продажи от 11 июня 2013 г. А. продал, а С. купил земельный участок площадью 1167 м2.

Постановлением главы местной администрации от 22 августа 2014 г. земельному участку присвоен новый адрес.

С. оставшаяся после пожара часть дома демонтирована.

3 сентября 2014 г. местной администрацией С. выдано разрешение на строительство жилого дома.

Возведенное С. строение представляет собой жилой дом с мансардным этажом общей площадью 280,1 м2.

Сохранившаяся после пожара часть здания, расположенная на земельном участке К., не демонтирована, состоит из цокольного этажа.

Разрешая спор, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о том, что поскольку жилой дом, который принадлежал сторонам на праве общей долевой собственности, сгорел, на земельном участке ответчика часть оставшегося дома демонтирована, то право собственности на этот объект следует считать прекратившимся.

При этом судебная коллегия указала, что в результате произведенного К. строительства жилого дома на земельном участке, правообладателем которого он является, фактически создан новый объект недвижимости, который в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой, доказательств, что указанное строение возведено с соблюдением строительных норм и правил, норм пожарной безопасности, не угрожает жизни и здоровью граждан, материалы дела не содержат, в связи с чем пришла к выводу о том, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований К. о признании права собственности на часть жилого дома, не завершенного строительством, степенью готовности 30%.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила апелляционное определение, направив дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, право собственности К. на сохранившуюся после пожара часть жилого дома хоть и не было зарегистрировано, но являлось действительным, и в соответствии со ст. 209 ГК РФ истцу принадлежало право на восстановление имущества, пострадавшего при пожаре.

Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

По смыслу приведенной правовой нормы, основанием прекращения права собственности на вещь являются в том числе гибель или уничтожение имущества, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества.

При этом восстановление объекта не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности.

Как установлено судом, в результате произошедшего пожара сохранилась часть жилого дома, находившегося в общей долевой собственности истца и ответчика. Однако в нарушение требований ст. 198 ГК РФ данному обстоятельству суд оценку не дал.

Отказ собственника от права собственности является одним из оснований прекращения права собственности в соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ.

Гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (ст. 236 ГК РФ).

Совершение собственником действий по устранению от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на него влечет прекращение его права собственности на это имущество.

Судом установлено, что ответчиком построен отдельный жилой дом на принадлежащем ему земельном участке, каких-либо действий в отношении оставшейся после пожара части жилого дома им не осуществлялось и каких-либо притязаний в отношении этого объекта не заявлялось, ответчик в возражениях на иск исходил из отсутствия у него права собственности на оставшийся после пожара объект.

Однако судом не была дана правовая квалификация данных обстоятельств, не установлено, отказывался ли С. от принадлежащего ему права собственности на сохранившийся после пожара жилой дом, было ли его право собственности прекращено в установленном законом порядке.

Как разъяснено в п. 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», положения ст. 222 ГК РФ не распространяются на отношения, связанные с созданием самовольно возведенных объектов, не являющихся недвижимым имуществом, а также на перепланировку, переустройство (переоборудование) недвижимого имущества, в результате которых не создан новый объект недвижимости.

Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ).

В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.

При таких обстоятельствах суду надлежало установить, является ли строение, о признании права собственности на которое ставил вопрос К., восстановленным имуществом либо вновь созданным, соответствует ли данный объект требованиям, предъявляемым к нему законом.

Данное обстоятельство является существенным для правильного разрешения спора, поскольку при рассмотрении дела установлено, что на смежных земельных участках, принадлежащих истцу и ответчику, существуют два строения, расположение которых относительно друг друга не соответствует требованиям градостроительного законодательства и безопасности.

В силу диспозитивности гражданского законодательства возведение нового строения и последующее возникновение прав на него не должны умалять уже существующие права третьих лиц, добросовестно их реализовавших. Таким образом, разрешение вопроса о том, является ли строение, находящееся на земельным участке К., существовавшим до строительства дома, принадлежащего С., либо вновь созданным по отношению к нему, необходимо для правильного определения правоотношений сторон и законного разрешения возникшего между ними спора, от чего суд уклонился.

В случае возникновения вопросов, требующих наличия специальных знаний, суд на основании положений ст. 79 ГПК РФ мог назначить соответствующую экспертизу, чего также сделано не было.

sadko-realty.ru

Оформление восстановленного дома после пожара

Восстановлен дом после пожара.

Разрешение было получено, закончен долгострой, прошло 18 лет, долго? чем грозит?

Вызывать БТИ на обмеры, заказывать новый план по факту? Они сами его будут делать? А если он будет немного отличаться от заявленного?

В каком случае чердак и подвал не включаются в площадь дома?

04 Октября 2017, 22:46 Роман, г. Москва

Ответы юристов (2)

В данном случае все зависит от проведенной реконструкции дома. Стены дома должны совпадать со стенами дома на плане. Тогда вносить изменения в документацию не требуется. Если стены выходят за пределы старого дома и коснулись лишь части помещения то в старый план сотрудники БТИ внесут изменения. Если вы существенно изменили дом, увеличилась его площадь, появились новые помещения, изменилось назначение помещений. Перенесли коммуникации воду, газ. то придется получать заключение СЭС.

Подвал будет включен в план если высота потолка 1,7 метра и более. если заглублен на половину — подвал, меньше — цокольный этаж. Чердак не включается — только мансарда.

Сотрудники БТИ делают план сами при вызове, Есть конторы частные которые делают планы и технические паспорта а потом БТИ их утверждает при осмотре. Как конкретно принято у вас нужно узнать.

Основное — вы осуществили перепланировку не самовольно, имея разрешение в нем срок не указан иначе бы вам вы бы об этом написали. Поэтому штраф вам не грозит.

В принципе можно жить в доме и все нормально, переоформление потребуется только при продаже дома. Или при другой сделке, Свидетельство о собственности на дом и на землю действительны .

18 лет или 100 лет — это конечно срок. Сейчас стоит вопрос у вас об узаконении постройки. Так как у вас сейчас нет разрешительной документации есть несколько вариантов выхода. Но для этого уточните пожалуйста, какой вид разрешенного использования у вашего земельного участка? от этого зависит очень многое.

Так как старый дом сгорел, и скорее всего у вас на руках старое разрешение на реконструкцию — уточните, был ли утрачен старый дом полностью, или же вы достраивали на том, что осталось? Это также очень важный момент.

В вашем случае, если, например был участок под садоводство — разрешений на ввод и на строительство дома не требуется для таких построек —

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

17.
Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Если же у вас иной вид разрешенного использования (ИЖС, ЛПХ и проч.)

Тогда потребуется разрешительная документация.

Здесь два выхода:

1. Подайте заявление в Архитектуру муниципалитета для продления разрешения.

Если это разрешение на реконструкцию — через некоторое время обратитесь туда же за выдачей разрешения на ввод дома в эксплуатацию. Потом составляете технический план на дом и вносите в кадастр с одновременной регистрацией права. Госпошлина составит 350 рублей за переоформление права.

Если это разрешение на строительство — составляете технический план на дом и вносите в кадастр с одновременной регистрацией права. Госпошлина составит 350 рублей.

2. Если разрешительную документацию они вам не предоставят и напишут отказ. Потребуется обртатиться в суд за признанием права собственности на самовольную постройку.

Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Статья 222. Самовольная постройка

1. Самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Об ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию см. Кодекс РФ об административных правонарушениях

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 3 июля 2007 г. N 595-О-П, содержащаяся в абзаце втором пункта 2 статьи 222 ГК РФ норма, являясь санкцией за совершенное правонарушение, не исключает установление вины лица, осуществившего самовольную постройку, и допускает возложение на него бремени сноса постройки при наличии такой вины

3. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

После пожара дома осталась земля в городе

МОЖЕМ ЛИ МЫ ОТДАТЬ ЗЕМЛЮ В ПОЛЬЗУ МУНИЦИПАЛИТЕТА ГОРОДА,А ВЗАМЕН ПОЛУЧИТЬ КВАРТИРЫ ТРЕМ СОБСТВЕННИКАМ.НА ДАННЫЙ МОМЕНТ МЫ РАССЕЛЕНЫ В МАНЕВРЕННОЕ ЖИЛЬЕ.ЕСЛИ НЕТ, ТО ЧТО ЕЩЁ МОЖНО СДЕЛАТЬ?

Ответы юристов (1)

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального
найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких
граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи
случаев.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые
помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, жилые
помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания
и ремонту или реконструкции не подлежат.

Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для
проживания осуществляется решением межведомственной комиссии, которая после
изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии жилого дома
(помещения) и условиях проживания в нем, может принять решение о том, что жилой
дом (помещение) пригоден для проживания, либо пригоден для проживания после
проведения капитального ремонта, либо является непригодным для проживания.

Выселение в таких случаях из жилых помещений, занимаемых
гражданами как по договору социального найма, так и на праве собственности,
производится с предоставлением им другого благоустроенного жилого помещения по
договору социального найма, которое согласно статье 89 Жилищного кодекса
Российской Федерации должно быть благоустроенным применительно к условиям
соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому
жилому помещению, отвечать установленным требованиям, находится в черте
данного населенного пункта и отвечать требованиям части 2 статьи 89 данного
Кодекса по числу комнат. Указанные критерии являются обязательными, и при
отсутствии хотя бы одного из них предоставление выселяемым гражданам жилого
помещения недопустимо.

То есть, поскольку
жилое помещение гражданам предоставляется в связи со сносом дома, то
предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее
занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение
жилищных условий.

Однако, если был пожар в доме, то — вправе
внеочередного предоставления жилья, если на момент утраты жилища они
не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение же вопроса о признании конкретных лиц нуждающимися
в жилье по причине утраты пригодного для проживания жилого помещения в
результате пожара в соответствии с предусмотренными Жилищным кодексом
Российской Федерации основаниями относится к компетенции правоприменительных
органов, включая суды общей юрисдикции, которые при этом должны принимать во
внимание весь комплекс юридически значимых фактических обстоятельств, включая
характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, наличие договора о
страховании жилого помещения, объем страховых выплат и т.п.

Апелляционное определение Верховного суда Республики
Татарстан от 13.05.2013 по делу N 33-5329/13 Иск о возложении обязанности по
предоставлению во внеочередном порядке на условиях социального найма
благоустроенных жилых помещений удовлетворен, поскольку жилой дом истцов был
признан непригодным для проживания, они были поставлены на учет как погорельцы,
им было решено предоставить жилье из маневренного фонда, однако до настоящего
времени такого жилья истцы не получили.

В обоснование иска прокурор указал, что А.Н. является
собственником… доли жилого помещения по адресу:… Вышеуказанное занимаемое
А.Н. и членами ее семьи — А.В.В., 00.00.00 года рождения, А.А., 00.00.00 года
рождения, жилое помещение сгорело. А.Н. признана малоимущей и состоит на учете
в администрации городского округа «Город Волжск» в качестве
нуждающейся в жилом помещении. Вследствие указанного семья А.Н. имеет право в
соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации на
внеочередное предоставление по договору социального найма благоустроенного
жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому (. ),
состоящего из того же числа комнат, что и ранее занимаемое (. ). До настоящего
времени А.Н. и члены ее семьи не обеспечены жилым помещением взамен
непригодного для проживания жилого помещения, собственного жилого помещения для
постоянного проживания истец не имеет.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда
изменить, то есть обязать администрацию городского округа «Город
Волжск» предоставить А.Н. на состав семьи из трех человек, включая сына
А.В.В., сына А.А., вне очереди по договору социального найма благоустроенное
жилое помещение общей площадью не ниже. состоящее из трех комнат, взамен
непригодного для проживания жилого помещения, утраченного в результате пожара,
указывая на неправильное применение судом норм материального права.

В возражении на апелляционное представление администрация
городского округа «Город Волжск» выражает несогласие с доводами
апелляционного представления, просит оставить решение суда без изменения.

Заслушав прокурора Назарова А.А., поддержавшего
апелляционное представление, представителя администрации городского округа
«Город Волжск» А.О., просившую оставить решение суда без изменения,
исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления,
возражений на него, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для
изменения решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии с частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса
Российской Федерации (далее — ЖК РФ) жилые помещения по договорам социального
найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся
в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких
граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи
случаев.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые
помещения предоставляются по договорам социального найма гражданам, жилые
помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания
и ремонту или реконструкции не подлежат.

Судом установлено и следует из материалов дела, что А.Н., ее
бывший супруг А.В.Е., их сыновья А.В.В. и А.А., являлись собственниками жилого
помещения по адресу:… (по… доли в праве общей долевой собственности). С
00.00.00 года А.Н. и сыновья А.В.В., А.А. зарегистрированы в указанном жилом
помещении. 00.00.00 в жилом доме… возник пожар, в результате которого была
уничтожена квартира А.Н. (. ).

Постановлением главы администрации городского округа
«Город Волжск» от 00.00.00 N… А.Н. признана малоимущей и поставлена
учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории погорельцы (л. д.
9).

В соответствии с частью 5 статьи 57 ЖК РФ по договору
социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их
жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на
одного человека не менее нормы предоставления.

Согласно части 1 и части 2 статьи 50 ЖК РФ нормой
предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является
минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется
размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального
найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в
зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня
обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального
найма, и других факторов.

Исходя из положений вышеприведенных правовых норм и
установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о возникновении у
администрации городского округа «Город Волжск» в силу пункта 1 части
2 статьи 57 ЖК РФ обязанности предоставить А.Н. с членами ее семьи жилое
помещение по договору социального найма во внеочередном порядке общей площадью
на одного человека не менее нормы предоставления, то есть с учетом общих
требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых
помещений по договорам социального найма.

При этом судом правомерно были отклонены доводы прокурора о
возможности предоставления А.Н. по договору социального найма благоустроенного
жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому (то
есть. ), состоящего из того же числа комнат, что и ранее занимаемое (. ), в
соответствии с требованиями статей 87, 89 ЖК РФ. Положения указанных статей
регулируют порядок предоставления гражданам, выселяемым из жилого помещения,
предоставленного им по договору социального найма, другого жилого помещения на
аналогичных условиях в связи с признанием ранее занимаемого ими жилого
помещения непригодным для проживания.

Данные положения не применимы к случаям возникновения права
у лица, приобретшего статус нуждающегося в жилом помещении в связи с утратой
принадлежащего ему на праве собственности жилища в результате наступления
такого, в частности, находящегося вне сферы его контроля обстоятельства, как
пожар. Обратное противоречило бы общей цели института социального найма,
направленного на удовлетворение минимальной потребности гражданина в жилье.

С учетом изложенного решение постановлено судом без
нарушения норм материального и процессуального права, является законным и
обоснованным, оснований для его изменения по доводам апелляционного
представления не имеется. Апелляционное представление удовлетворению не
подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и
обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционного
представления, возражений на него.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

<Апелляционное определение Верховного суда Республики Марий Эл от 29.05.2014 по
делу N 33-881/2014 Исковые требования о предоставлении вне очереди по договору
социального найма благоустроенного жилого помещения удовлетворены правомерно,
так как судом установлено, что истица обладает правом по договору социального
найма во внеочередном порядке на предоставление жилого помещения.
<КонсультантПлюс>>

Определение
Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П город
Санкт-Петербург «по жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на
нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного
кодекса Российской Федерации».

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской
Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным
условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых
признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является
нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств,
обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого
условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для
проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и
справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и
свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам,
относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и
заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на
жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу
в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57
Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления
жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по
договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты
жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в
области земельных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области
земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем
выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом
требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и
застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других
муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования
и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения
в области использования и охраны земель.

(в ред. Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ)

2. Органами местного самоуправления осуществляются
управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной
собственности.

«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред.
от 29.12.2014)

Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка

отчуждение земельного участка его собственником другим лицам
осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом
предусмотренных статьей 27 настоящего Кодекса ограничений оборотоспособности
земельных участков.

Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на
земельный участок

1. Утратил силу с 1 января 2007 года. — Федеральный закон от
18.12.2006 N 232-ФЗ.

2. Отказ от права собственности на земельный участок
осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о
таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный
участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного
права.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

3. При отказе от права постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного
наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на
земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или
орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. К
заявлению об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным
участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком
прилагается копия документа, удостоверяющего личность (для гражданина). К
заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса,
и государственных и муниципальных предприятий должен быть приложен документ,
подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо,
или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

3.1. Для принятия исполнительным органом государственной
власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29
настоящего Кодекса, решения о прекращении права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения
земельным участком на основании заявления об отказе от права постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного
наследуемого владения земельным участком необходимы помимо указанных в пункте 3 настоящей статьи документов
следующие документы:

копия документа, подтверждающего государственную регистрацию
юридического лица (для юридического лица);

кадастровый паспорт земельного участка (при наличии в
государственном кадастре недвижимости сведений о таком земельном участке,
необходимых для выдачи кадастрового паспорта земельного участка);

документы, удостоверяющие права на землю, а в случае их
отсутствия — копия решения исполнительного органа государственной власти или
органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса,
о предоставлении земельного участка.

Исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса,
запрашивает указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) в
государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в
распоряжении которых находятся указанные документы.

Документы, удостоверяющие права на землю, запрашиваются у
заявителя в случае, если они не находятся в распоряжении органов
государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных
государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 01.07.2011 N 169-ФЗ)

4. При отказе от права постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного
наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего
Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в
месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении
права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права
пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного в настоящем пункте решения в трехдневный
срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от
права на земельный участок.

(п. 4 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

5. Право на земельный участок, не зарегистрированное в
Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный
участок, с момента принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, за
исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в
соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

В случае, если право на земельный участок было ранее
зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, исполнительный орган государственной власти или орган местного
самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в недельный срок
со дня принятия решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи, обязан
обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения
права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права
пожизненного наследуемого владения земельным участком.

(п. 5 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

6. Исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан
сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было
ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения такого
земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению
государственного кадастра недвижимости, в недельный срок со дня принятия
решения, указанного в пункте 4 настоящей статьи.

(п. 6 введен Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ, в
ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

Статья 54. Порядок изъятия земельного участка,
предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного
(бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 123-ФЗ)

1. Принудительное прекращение права пожизненного
наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного)
пользования земельным участком по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2
статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется на основании вступившего в
законную силу судебного акта об изъятии земельного участка (при условии
неустранения ненадлежащего использования земельного участка после назначения
административного наказания), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

2. Принудительное прекращение права
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным
государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за
исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и
(или) подведомственных им учреждений), по основаниям, указанным в подпункте 1
пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, осуществляется по решению
исполнительного органа государственной власти или органа местного
самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, об изъятии
земельного участка (при условии неустранения ненадлежащего использования земельного
участка).

3. Порядок принятия исполнительным органом государственной
власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного
участка в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи
устанавливается Правительством Российской Федерации.

4 — 5. Утратили силу с 1 января 2015 года. — Федеральный
закон от 21.07.2014 N 234-ФЗ.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, после
получения информации и документов, указанных в пункте 9 статьи 71 настоящего
Кодекса, направляет в суд требование об изъятии земельного участка или в
случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, принимает
решение об изъятии земельного участка самостоятельно.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 234-ФЗ)

7. В случае наличия в Едином государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве пожизненного наследуемого
владения земельным участком, праве постоянного (бессрочного) пользования
земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан
обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на
недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации
прекращения такого права на земельный участок с приложением копии решения об
изъятии земельного участка или копии вступившего в законную силу судебного акта
об изъятии земельного участка в течение десяти дней со дня принятия решения об
изъятии земельного участка либо со дня вступления в законную силу судебного
акта об изъятии земельного участка.

8. Исполнительный орган государственной власти или орган
местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, обязан
сообщить о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным
участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком,
записи о которых не внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое
имущество и сделок с ним, в налоговый орган по месту нахождения указанного
земельного участка и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение
государственного кадастра недвижимости, в течение семи дней со дня принятия
решения об изъятии земельного участка или со дня вступления в законную силу
судебного акта об изъятии земельного участка.

9. Решение исполнительного органа государственной власти или
органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса,
об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного
участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 55. Условия и порядок изъятия земельных участков для
государственных или муниципальных нужд

1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для
государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям,
установленным статьей 49 настоящего Кодекса.

2. Принудительное отчуждение земельного участка для
государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии
предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на
основании решения суда.

3. Порядок выкупа земельного участка для государственных или
муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены
земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд;
порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его
изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника
земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных
нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

гл. VII, «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N
136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) <КонсультантПлюс>

Смогу оказать услугу по составлению заявления, а
также

по процессуальным-судеб. вопросам-

Вы имеете все шансы на окончательное успешное решение
вопроса,

Таким образом, сейчас следует подавать иск в суд.

Таким образом, при подаче обоснованного иска с
вышеуказанным требованием имеет все
шансы на решение вопроса в свою пользу.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Это интересно:

  • Официальный сайт прокурора крыма натальи поклонской Наталья Поклонская Российский государственный деятель, депутат ГД РФ Наталья Владимировна Поклонская — российский государственный деятель, депутат Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, […]
  • Закон об капитальных вложениях Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ"Об […]
  • Дорожная карта в законе об образовании «Дорожная карта» школы в рамках реализации нового закона «Об образовании в Российской Федерации» Инна Васильевна Стрешинская директор « - презентация Презентация была опубликована 4 года назад пользователемНадежда Электринцева […]
  • Полномочия мировых судей в рф Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Штраф за не сдачу отчета в пф Штраф за несвоевременную сдачу отчетности в ПФР Актуально на: 20 июля 2016 г. По итогам каждого отчетного и расчетного периода страхователь обязан представлять в ПФР расчет по форме РСВ-1 (утв. Постановлением Правления ПФ РФ от […]
  • Федеральный закон о туристской индустрии Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ"Об основах туристской деятельности в […]