5. Право частной собственности на природные ресурсы

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В статье 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 36 Водного кодекса РФ, обособленные водные объекты также могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством. В статье 40 уточняется, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.

Лесной кодекс РФ также предусматривает в незначительной мере право частной собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке (ст. 20). Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться указанной древесно-кустарниковой растительностью в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений осуществляемой в России земельной реформы. Этот процесс идет в острейшей политической борьбе сторонников и противников введения частной земельной собственности. Сторонники права частной собственности на землю полагают, что именно она будет способствовать изменению к лучшему ситуации в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства, основанные на частной земельной собственности, призваны стать альтернативой малоэффективным коллективным формам хозяйства. Противники же полагают, что введение частной собственности на землю будет чревато негативными для общества последствиями, связанными со спекуляцией землей, разорением определенной части крестьянства, которая вынуждена будет превратиться в батраков*.

* Иконицкая И.А. Право собственности на землю в Российской Федерации. М., 1993. С. 3.

Право частной собственности на землю регулируется многими законодательными и иными нормативными актами. Основным является Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г . Цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность, а также право граждан на их продажу регулируются Законом РФ от 23 декабря 1992 г . «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства»*. Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г . «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»** предусмотрел некоторые особенности права частной собственности на сельскохозяйственные земли, касающиеся, в частности, приватизации земель при организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

* ВСНД РФ И ВС РФ. 1993. №1. Ст. 26.

** ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 324; 1991. № 1. Ст. 5.

Значительная роль в регулировании отношений частной собственности на землю принадлежит указам Президента РФ, восполнившим пробелы в регламентации этих отношений. Так, Указом от 27 декабря 1991 г . «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» предусмотрен механизм приватизации земель при реорганизации колхозов и совхозов, а также право граждан на распоряжение земельными участками. Отношения платы за земельные участки урегулированы Указами от 2 марта 1992 г . «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»; от 14 июня 1992 г . О продаже земельных участков гражданам и юридическим лицам при приватизации государственных и муниципальных предприятий» и «Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности».

Указ от 23 апреля 1993 г . «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» установил порядок оформления прав на вновь предоставленные земельные участки, а также порядок перерегистрации прав на земельные участки, ранее предоставленные гражданам в пользование.

В целях упорядочения приобретения гражданами и юридическими лицами права собственности на земельные участки под объектами недвижимости, расположенными в сельской местности, был принят Указ от 14 февраля 1996 г . «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности». В соответствии с ним граждане и юридические лица, получившие в собственность здания, сооружения или иную недвижимость в сельских населенных пунктах и на землях сельскохозяйственного назначения (далее именуются – объекты недвижимости), вправе приобретать в собственность и земельные участки, на которых расположены указанные объекты недвижимости, за плату или бесплатно. Органам местного самоуправления было рекомендовано предоставить земельные участки по объектами недвижимости в собственность гражданам, вышедшим из производственных сельскохозяйственных кооперативов или иных сельскохозяйственных коммерческих организаций и получивших объекты недвижимости в счет имущественных паев, а также юридическим лицам, образованным этими гражданами, – бесплатно, а другим гражданам и юридическим лицам – по нормативной цене земли.

В связи с нерешенностью в законодательстве многих вопросов правового регулирования земельных отношений для обеспечения защиты конституционных прав граждан на землю впредь до принятия Земельного кодекса РФ был принят Указ от 1 марта 1996 г . «О реализации конституционных прав граждан на землю». Он установил, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 г . и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещено обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Собственнику земельной доли без согласия других участников долевой собственности предоставлен широкий круг прав, включая право:

• передавать земельную долю по наследству;

• использовать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) для ведения крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства;

• продать земельную долю;

• подарить земельную долю;

• обменять земельную долю на имущественный пай или земельную долю в другом хозяйстве;

• передать земельную долю (с выделением земельного участка в натуре) в аренду крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства;

• передавать земельную долю на условиях договора ренты и пожизненного содержания;

• внести земельную долю или право пользования этой долей в уставный капитал или паевой фонд сельскохозяйственной организации.

Наряду с земельным законодательством право собственности и другие вещные права на землю регулируются в гл. 17 ГК РФ, которая будет введена в действие со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц. Кроме того, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.

В указанной главе ГК РФ регулируется порядок совершения сделок с землей (купли-продажи, залога, дарения, наследования).

Земельный кодекс РСФСР содержит некоторые условия предоставления земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 58). В частности, право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию либо прошедшие специальную подготовку. Преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. При необходимости отбор граждан, пожелавших вести крестьянское хозяйство, производится уполномоченным на то органом, в ведении которого находится земельный участок, на конкурсной основе. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован гражданином в суд*.

* Крассов О.И. Право частной собственности на землю. Купля-продажа, аренда, приватизация, судебная защита. М., 1995.

По имеющимся данным, с начала 1991 г . в результате проведения земельной реформы около 40 млн. граждан России получили в собственность земельные участки, 12 млн. сельских жителей стали собственниками земельных долей (паев).

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. При этом реализуется главное качество земли – средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах – для создания производственной и социальной инфраструктуры.

www.bibliotekar.ru

4. Право собственности на природные ресурсы

Какие формы собственности на природные ресурсы предусмотрены действующим законодательством?

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Таким образом, Конституция РФ, предусматривая указанные формы собственности, не приводит их исчерпывающего перечня, давая тем самым простор для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, в том числе и в сфере формирования иных форм и видов собственности на землю и другие природные ресурсы.

Земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому права на их использование охраняются и гарантируются всей правовой системой нашего государства. Особо важную роль играет земля в агропромышленном комплексе. Здесь она — и главное средство производства, и пространственный базис всякой деятельности. С землей и другими природными ресурсами сельское население наиболее тесно связано и в производстве, и в быту.

Реформирование социально-экономического строя начинается, как правило, с преобразования отношений собственности и коренного изменения форм собственности, в первую очередь на землю и другие природные ресурсы. Так, знаменитым Декретом «О земле», который был назван «первым шагом революции России», помещичья собственность на землю была отменена немедленно и без всякого выкупа. Согласно Крестьянскому наказу о земле, составлявшему неотъемлемую часть Декрета «О земле», право частной собственности на землю отменялось навсегда. Земля не могла быть ни продана, ни куплена, ни сдана в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждена. С реформирования отношений собственности начались и преобразования в современной России. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 года «О земельной реформе» монополия государства на землю на территории РСФСР была отменена и введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Эти положения данного Закона, ныне утратившего силу, получили закрепление и дальнейшее развитие в последующем законодательстве, в том числе и в Конституции Российской Федерации.

Что понимается под государственной собственностью на землю и другие природные ресурсы и каковы ее виды?

Государственной собственностью яаляются все земли и другие природные ресурсы, не состоящие в частной или муниципальной собственности. Она выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, что нашло прямое закрепление в действующем законодательстве. Так, согласно статье 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст. 125 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной собственности, закрепляются за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Отнесение земли и других природных ресурсов к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим законодательством Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» признано целесообразным в соответствии с действующим законодательством осуществлять разграничение государственной собственности на природные ресурсы, определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсов животного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя из принципа их общегосударственного значения. К федеральным природным ресурсам могут быть отнесены:

  1. земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
  2. земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историке-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  3. земельные участки, водные и иные природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
  4. виды растений и животных, занесенные в Красную книгу Российской Федерации;
  5. виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  6. месторождения полезных ископаемых, имеющих общегосударственное значение;
  7. водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и транспортные водные объекты;
  8. иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Муниципальная собственность на природные объекты.

Согласно статье 215 ГК РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципального образования права собственности осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими их статус.

Природные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством.

Частная собственность на землю и другие природные ресурсы

Как предусмотрено статьей 213 ГК РФ, в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

Право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Установлено также, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Законодательство содержит и соответствующие нормативные положения о праве частной собственности на другие природные ресурсы, хотя и не всегда достаточно четкие. Так, если в Законе РФ «О недрах» вопрос о праве собственности на недра фактически был обойден, то в Федеральном законе от 3 марта 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» он нашел вполне определенное решение. В статье 1-2 «Собственность на недра» установлено, что недра в пределах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Что же касается права пользования недрами, то они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые же из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности.

Таким образом, действующее законодательство, исходя из специфики данного природного ресурса, признает право частной собственности лишь на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы, а не на сами недра и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являющиеся государственной собственностью.

Что же касается вод, то, как установлено Водным кодексом Российской Федерации, водные объекты являются государственной собственностью. Частная же собственность, как и муниципальная, допускается только на обособленные водные объекты. Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.

Достаточно подробно урегулированы вопросы права собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в него. Им посвящен специальный раздел (раздел II) Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года. Статьей 30 Кодекса установлено, что право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства Российской Федерации о растительном мире.

Частная собственность может быть индивидуальной и общей.


Каковы гарантии и защита права собственности и других прав на природные ресурсы?

Действующее законодательство содержит определенные гарантии и защиту права собственности и иных прав на природные ресурсы. Так, статьей 9 Конституции Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Иными словами, право собственности и другие права на землю и иные природные ресурсы поставлены под охрану государства и всей нашей правовой системы. В статье 8 Конституции РФ предусмотрена равная защита частной, государственной, муниципальной и иных норм собственности, что является важной конституционной гарантией прав и законных интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов, их равной правовой защиты, чего ранее не было и не могло быть в силу монополизма государственной собственности на землю и иные природные ресурсы.

Важным средством правовой защиты и гарантий соблюдения прав и интересов собственников, владельцев и пользователей земли и других природных ресурсов является наличие перечня оснований прекращения их прав. Так, согласно земельному законодательству к таковым относятся:

  1. добровольный отказ, от земельного участка или части его;
  2. прекращение деятельности предприятия, учреждения, организации, крестьянского (фермерского) хозяйства;
  3. использование земли не по целевому назначению;
  4. систематическая неуплата земельного налога в течение установленного законом срока, а также арендной платы в сроки, установленные арендным договором;
  5. неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, в течение установленного законом срока, за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями, периода мелиоративного строительства;
  6. изъятие (выкуп) земель для государственных, общественных и иных нужд;
  7. нерациональное использование, выразившееся для земель сельскохозяйственного назначения в уровне фактической урожайности в течение последних пяти лет более чем на 20 процентов ниже нормального уровня, установленного по кадастровой оценке земель;
  8. изменение состава сельскохозяйственных угодий путем перевода более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные;
  9. использование земельного участка способами, приводящими к снижению плодородия почв, ухудшению экологической обстановки и др.

Кроме того, установлено, что изъятие особо ценных для данного региона продуктивных земель, в том числе опытных полей (участков) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также земель природно-заповедного фонда, историко-культурного назначения и других особо охраняемых территорий, не допускается. Перечень таких земель устанавливается субъектами Российской Федерации. Определенные гарантии соблюдения прав и законных интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей содержит и установленный действующим законодательством порядок предоставления земель для несельскохозяйственных нужд. Статьей 27 ЗК РСФСР предусмотрено, что для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцем, землепользователем земельные участки несельскохозяйственного назначения или иные не пригодные для сельского хозяйства участки либо сельскохозяйственные угодья худшего качества по кадастровой оценке.

Изъятие земель пригородных и зеленых зон, земель, занятых лесами первой группы, для государственных и общественных нужд допускается только в исключительных случаях, установленных Земельным кодексом РСФСР.

Статья 55 ЗК РСФСР специально посвящена гарантиям прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Изъятие и выкуп для государственных и общественных нужд земельных участков у граждан может производиться после выделения по их желанию местной администрацией равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду. Изъятие для государственных и общественных нужд земельных участков колхозов, совхозов, сельскохозяйственных, научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, других государственных, кооперативных, общественных, сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий может производиться при условии строительства по их желанию жилых, производственных и иных построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме всех других убытков, включая упущенную выгоду.

Следует также иметь в виду, что новый Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за такие преступления, как порча земли, нарушение правил охраны и использования недр и др.

rudiplom.ru

Український юридичний портал

Статья 9 Конституции России установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности. В ст. 36 Конституции РФ прямо предусмотрено, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности.

Согласно ст. 8 Водного кодекса пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Правовое регулирование отношений частной собственности развито в основном применительно к земле. Собственность на землю граждан и юридических лиц регулируется ст. 15 Земельного кодекса РФ. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Земельный кодекс РФ предусмотрел при этом ограничения права частной собственности на землю иностранных лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами.

Право частной собственности на землю регулируется в настоящее время многими законодательными и иными нормативными актами. В них определены цели, для которых земельные участки могут быть переданы в частную собственность. Они могут быть получены в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, а также предоставлены гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности. Земельные участки могут также продаваться при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий.

Таким образом, в части регулирования российским законодательством отношений частной собственности на природные ресурсы очевидна тенденция установления на землю главным образом права частной собственности, без чего невозможно развитие рыночной экономики. Частная собственность на землю призвана способствовать развитию рынка в сельском хозяйстве. Земля при этом реализует свое главное качество — средства производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах — для создания производственной и социальной инфраструктуры.

radnuk.info

4. Право частной собственности на природные ресурсы

В ст. 36 Конституции РФ закреплено право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В частной собственности могут находиться земельные участки, не изъятые из оборота и не ограниченные в обороте, относящиеся к категориям земель сельскохозяйственного назначения и земель населённых пунктов.

В соответствии со ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если это не противоречит иному природоресурсному законодательству. Это означает, что право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах участка поверхностный почвенный слой, древесно-кустарниковую растительность, обособленный поверхностный водный объект и биоресурсы в нём.

Согласно ст. 39 ВК РФ обособленные поверхностные водные объекты могут принадлежать на праве собственности гражданам и юридическим лицам. Однако они не могут быть самостоятельными объектами гражданского оборота.

Ст. 20 ЛК РФ предусматривает право частной собственности граждан и юридических лиц только на древесно-кустарниковую растительность, произрастающую на частном земельном участке.

В частной собственности не могут находиться: участки недр, леса, проточные водные объекты, животный мир, атмосферный воздух, ООПТ.

5. Право муниципальной собственности на природные ресурсы

Данное право определяется ст. 215 ГК РФ, в соответствии с которой в муниципальной собственности находится имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям. От их имени права собственника осуществляют органы МСУ в рамках их компетенции.

В муниципальной собственности могут находиться земельные участки, расположенные в их границах поверхностные водные объекты, водные биоресурсы в них, древесно-кустарниковая растительность, а также по прямому указанию ФЗ (такого пока нет) — городские леса, другие компоненты в муниципальной собственности находится, не могут (например, недра, животный мир и т.д.).

6. Субъекты и объекты права собственности на природные ресурсы

Природные объекты, т.е. части окружающей среды, являются объектами права собственности, если они удовлетворяют следующим требованиям:

1. Являются отдельными объектами природы (земля, недра, леса и т.д.);

2. Предусмотрены законодательством. Так, в РФ право собственности установлено на земли и земельные участки, недра, леса, древесно-кустарниковую растительность, водные объекты, животный мир, природные комплексы (ООПТ);

3. Они должны иметь экологические связи с окружающей средой;

4. Являются доступными для эксплуатации человека. Например, оползни в горах использовать нельзя;

5. Находятся в пределах государственных границ континентального шельфа РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

В зависимости от степени индивидуализации природные объекты подразделяются на:

1. Находящиеся в собственности;

2. Те объекты, на которые собственность установить невозможно. Например, атмосферный воздух.

Отдельные виды природных ресурсов объединяются в фонды и подфонды. Например, земельный фонд делится по категориям земель, лесной — по группам лесов в зависимости о целей использовании. У каждого фонда свой правовой статус

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ субъекты права собственности — это народы России, проживающие на территориях, природные ресурсы которых используются и охраняются как основа их жизнедеятельности.

Действующее законодательство в качестве субъектов выделяет:

1. РФ и субъекты РФ. Субъекты права государственной собственности, муниципальные образования — субъекты права муниципальной собственности, физические и юридические лица — субъекты права частной собственности.

В литературе можно встретить точку зрения, что субъектами могут быть иностранные государства. Булацкая говорит, что они не могут иметь право собственности на природные ресурсы, они предоставляются в пользование. С коренными малочисленными народами такая же ситуация – только в пользование.

studfiles.net

Право общей собственности на природные ресурсы и объекты

В соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве собственности и находится у них в общей собственности.

Общая собственность оформляет принадлежность вещи одновременно нескольким лицам. Она характеризуется множественностью субъектов, которые называются участниками общей собственности, или сособственниками, и единством объекта, т.е. два или более лица имеют право собственности на одну и ту же вещь или совокупность вещей [1] .

Общая собственность может возникнуть на любую индивидуально определенную вещь (природный ресурс или объект). Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.

Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. Общая собственность бывает двух видов (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Виды общей собственности на природные ресурсы и объекты

Все собственники (сособственники) общей собственности обязаны реализовать свои права с учетом интересов других сособственников.

При общей долевой собственности каждый из сособственников владеет своей частью природного ресурса или объекта. При совместной собственности владение является совместным.

Право долевой собственности. Владение и пользование имуществом, в соответствии со ст. 247 ГК РФ находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласияв порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, и при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.

Кроме того, участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. Однако выделение доли в отношении природных ресурсов и объектов должно осуществляться в соответствии с нормами гражданского законодательства с учетом норм специального законодательства. По этому пути идет и судебная практика.

Из судебной практики

Рассматривая требования о выделе /2 доли земельного участка. Арбитражный суд Московской области установил следующее. Истица и ответчик ранее произвели раздел нежилого помещения общей площадью 434,2 кв. м. После раздела здания они считают необходимым произвести раздел земельных участков, предназначенных для благоустройства территории и размещения здания магазина.

Разрешая дело по существу, суд применил следующие нормы материального нрава. В силу и. 2 ст. 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела доли из общего имущества. По общему правилу выдел доли из общего имущества представляет собой переход части этого имущества в собственность участника общей собственности пропорционально его доле в праве общей собственности и прекращение для этого лица права на долю в общем имуществе. Согласно п. 3 ст. 252 ГК РФ при недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Право на выдел земельного участка предоставлено участнику долевой собственности в соответствии с п. 2 ст. 11.5 ЗК РФ, согласно которой выдел земельного участка осуществляется по заявлению участника общей долевой собственности. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого он осуществляется, возникает право собственности на образуемый земельный участок, и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

Поскольку на одном из спорных участков располагается нежилое здание, то одним из элементов, влияющих на раздел земельных участков, стали коммуникации этого здания, поэтому суд также применял и нормы Градостроительного кодекса РФ.

Учитывая заключение экспертов, суд пришел к выводу о невозможности раздела земельного участка на равные части и посчитал возможным разделить спорный участок в соответствии с фактически сложившимся порядком пользования земельным участком. Поэтому применил и. 4 ст. 252 ГК РФ, закрепляющий, что несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности на основании данной статьи, его доле в праве собственности устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсацией, и взыскал с истца в пользу ответчика разницу в рыночной стоимости части земельного участка в размере 209 155 руб. [2]

Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. В соответствии с п. 2 ст. 246 ГК РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил преимущественного права покупки. Примечательно то, что преимущественное право покупки распространяется только на возмездное отчуждение (купля-продажа), безвозмездное отчуждение осуществляется без каких-либо ограничений.

Преимущественное право покупки предусматривает, что при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов (ст. 250 ГК РФ).

В целях обеспечения права преимущественной покупки продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает се. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество (земельные участки, пруды и карьеры, находящиеся в границах земельных участков) в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество (добытые полезные ископаемые) в течение 10 дней со дня извещения, то продавец вправе продать свою долю любому лицу.

Право совместной собственности. Это право не предусматривает определение долей сособственников. В соответствии со ст. 253 ГК РФ участники совместной собственности, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.

Правовыми основаниями возникновения совместной собственности являются:

• совместная собственность супругов (ст. 256 ГК РФ) – имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества. Кроме гражданского законодательства правовое регулирование совместной собственности супругов осуществляется также нормами Семейного кодекса РФ;

• собственность крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК РФ) – имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними. Наряду с указанной нормой регулирование осуществляется нормами Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В соответствии со ст. 253 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.

Каждый из участников совместной собственности вправе совершать сделки по распоряжению общим имуществом, если иное не вытекает из соглашения всех участников. Совершенная одним из участников совместной собственности сделка, связанная с распоряжением общим имуществом, может быть признана недействительной по требованию остальных участников по мотивам отсутствия у участника, совершившего сделку, необходимых полномочий только в случае, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об этом.

Вышеперечисленные правила применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности ГК РФ или другими законами не установлено иное.

Иное в действующем законодательстве предусмотрено в отношении недвижимого имущества, к которому относятся и земельные участки. При отчуждении такого совместно нажитого имущества супругов требуется наличие письменного (нотариально оформленного) согласия другого супруга.

Раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество.

При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными (п. 2 ст. 254 ГК РФ).

Основания и порядок раздела общего имущества и выдела из него доли определяются по правилам ст. 252 ГК РФ постольку, поскольку иное для отдельных видов совместной собственности не установлено ГК РФ, другими законами и не вытекает из существа отношений участников совместной собственности.

studme.org

Это интересно:

  • Бежан андрей вячеславович нотариус Государственные нотариусы Пятая одесская государственная нотариальная контора 65005, г. Одесса, ул. Прохоровская, 20, тел .: (048) 731-19-87, 705-17-72 Вторая одесская государственная нотариальная контора 65011, г. Одесса, ул. […]
  • В какое время можно сверлить по закону Когда можно делать ремонт по закону? Запреты, которые должны учитываться самими обывателями: По закону нельзя делать ремонт в выходной день, нельзя делать ремонт в праздничные дни, которые объявлены нерабочими официально. В будние […]
  • Размер пенсии в россии за 10 лет Пенсии в России и за границей: сравним два мира Хитроумные формулы наших чиновников 23.01.2018 в 17:31, просмотров: 403978 Пенсии — пожалуй, самая горячая тема в современной России. Несть числа спорам о том, увеличат пенсионные […]
  • Кредиты под залог недвижимости в астане Кредиты под залог недвижимости в астане Условия кредитования: Валюта: тенге Сумма кредита: от 3 000 000 до 30 000 000 тенге: не более 50% от стоимости залоговой недвижимости (с подтверждением официального дохода); не более 40% […]
  • Объекты права собственности граждан гк Объекты права собственности граждан. Формы права собственности Конституция РФ, а вслед за ней ГК РФ устанавливают, что в России признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы […]
  • Налоги 2010 учебники Налоги и налогообложение. Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Курск: РФЭИ; 2010. — 356 с. Учебник разработан на основе учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством образования РФ СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЯТЫЕ […]