Что изучает орфоэпия? Какие существуют разделы орфоэпии?

Понятие орфоэпии известно каждому со школьной скамьи. Что представляет собой этот раздел науки? Что изучает орфоэпия? Ответы на эти и другие вопросы будут предоставлены далее.

Понятие орфоэпии

Слово «орфоэпия» имеет греческие корни и означает «умение правильно говорить». Однако не все догадываются, что термин имеет двойное значение. Первое — как совокупность норм языка, второе — связанное с одним из разделов языкознания, целью которого является изучение правил устной речи.

Полноценный объем понятия «орфоэпия» не установлен до сих пор. Многие лингвисты определяют представленное понятие слишком узко, а потому в экспертных кругах может возникнуть путаница. Как правило, в термин могут быть вложены нормы и определения устной речи, грамматические формы и правила. Нормы орфоэпии устанавливают, в первую очередь, правильность произношения тех или иных слов и постановки ударений в словах.

Разделы орфоэпии

Очень важно отметить, что орфоэпия является разделом фонетики — одного из отделов языкознания, направленного на изучение звукового построения языка. При этом орфоэпия охватывает практически всю фонетическую систему языка.

Предметом орфоэпии являются нормы произношения слов и словосочетаний. А что представляет собой «норма»? Все эксперты и специалисты в области языкознания сходятся во мнении, что нормой языка называют единственно правильный вариант, полностью совпадающий с основными закономерностями русской системы произношения.

Можно выделить следующие разделы орфоэпии как науки:

  • произношение заимствованных из других языков слов;
  • особенности стилей произношения;
  • особенности произношения тех или иных форм грамматики;
  • произношение гласных или согласных звуков в соответствии с нормами.

Грамотное сочетание всех представленных разделов как раз и образует понятие орфоэпии.

Нормы орфоэпии

Орфоэпические нормы, или, как их еще называют, речевые нормы, образуют собой весь современный литературный язык и необходимы как раз для обслуживания грамотного, классического русского языка. Образованный и культурный человек всегда использует в своей речи литературные нормы. Благодаря определенным правилам произношения тех или иных звуков устанавливается качественное общение между людьми.

Стоит также отметить, что наряду с орфоэпическими нормами существуют нормы грамматические и орфографические. Если бы люди произносили те или иные слова по-разному, все мы вряд ли смогли бы понимать друг друга или же передавать какую-то важную информацию. Чтобы анализировать речь собеседника, понимать устные сообщения, никак нельзя обойтись без орфоэпических норм.

Безусловно, со временем люди все больше отходят от установленных правил произношения. Только грамотные, имеющие по-настоящему хорошее образование люди стараются не отходить от орфоэпических норм.

Цели, задачи и значение орфоэпии

Что изучает орфоэпия? Ответ уже был предоставлен выше — правильное произношение звуков и грамотную постановку ударения. В принципе, это же можно отнести и к основной цели рассматриваемого раздела языкознания. Очень часто мы слышим неверное произношение слов. Например, вместо слова «коридор» многие говорят «колидор», вместо «табурет» — «тубарет» и т. д. В задачи орфоэпической науки как раз входит обучение классическому, грамотному произношению слов.

Грешат неверным произношением слов в основном пожилые люди или жители деревень. Казалось бы, в чем здесь может быть проблема? К сожалению, молодое поколение, проживающее в таких семьях, зачастую перенимает манеру неправильного произношения слов. А ведь неправильная, исковерканная речь никогда не была в моде. Здесь и становится нужным изучение орфоэпии в школах. Ученики приобретают знания о литературном языке, без которого сегодня практически нигде не обойтись: ни в политике, ни в бизнесе, ни в любом другом трудовом направлении.

Значение орфоэпии, таким образом, невероятно велико: этот раздел науки исправляет диалект и помогает выработать грамотный, классический русский язык.

Стили орфоэпии

Разобравшись с вопросом о том, для чего нужно изучать орфоэпию, стоит перейти к не менее важным проблемам. Касаются они стилизации рассматриваемого раздела языкознания.

Что можно сказать о так называемых стилях речи? Орфоэпия — это наука очень обширная, постоянно подстраивающаяся под существующие реалии. Появление неологизмов она с легкостью принимает как данность, ведь здесь попросту не может быть каких-то жестких рамок или догматов. Именно поэтому многие эксперты стараются руководствоваться специальной классификацией, по которой орфоэпические нормы делятся на два основных стиля:

  • просторечно-разговорная речь. Если она реализуется с соблюдением всех необходимых правил, то использование ее не запрещается, и даже вполне оправдано;
  • научная речь. Это очень строгий язык, запрещающий использование многих просторечных выражений. Он строго выверен, а его основной чертой является четкость произношения.

Многие специалисты в области языкознания выделяют и некоторые другие группы стилей.

Правила орфоэпии

Стоит также упомянуть о некоторых правилах, без которых орфоэпический раздел науки попросту бы не существовал. Дабы ответить на вопросы о том, что изучает орфоэпия, с какими разделами языка она связана, необходимо как раз обратить внимание на ряд специальных правил.

Все литературные орфоэпические нормы делятся на два основных вида:

  • правила произношения согласных или гласных звуков («ком[п]ьютер», «[т’э]рмин» и т. д.);
  • правило ударений («звонИть», «обязАть» и др.).

Что изучает орфоэпия, каковы ее черты? Для любой орфоэпической нормы характерны следующие особенности:

  • вариативность;
  • устойчивость;
  • общеобязательность;
  • соответствие языковым традициям.

Очень важно отметить, правила произношения устанавливаются в ходе многовековой практики. Они должны соответствовать традициям классического русского языка. Нормы орфоэпии не выдумываются лингвистами. Эти ученые их, скорее, контролируют.

Произношение согласных

Разобравшись с тем, что изучает орфоэпия, а также с тем, для чего эта наука вообще нужна, стоит, наконец, обратить внимание на что-то более конкретное. Что можно рассказать о произношении согласных звуков в орфоэпическом разделе языкознания? Для примера здесь можно выделить несколько основных правил:

  • в русском языке давно наблюдается тенденция к сближению звуков [чн] и [шн]: конечно, скучно, нарочно и т. д;
  • произношение твердого [ж] вместо [зж] — езжу, визжать, брызжет и др.;
  • звук [ш] часто используется в некоторых словах с сочетанием [чт]: что, чтобы и др.

Именно представленные правила наилучшим образом иллюстрируют ответ на вопрос о том, для чего нужна орфоэпия. При этом многие нормы предполагают и другие правила постановки согласных. А что можно сказать о гласных звуках?

Произношение гласных

Все нормы в орфоэпии выстраиваются, в первую очередь, на базе фонетических закономерностей. В случае с гласными звуками здесь стоит выделить, например, правила произношения [о] или [э] после согласных мягких (речь здесь идет о неоправданном произношении буквы Ё: гололедица, маневры, опека, оседлый и т. д.), а также о трудностях с выбором гласного звука после твердых шипящих.

Таким образом, вопрос о том, для чего нужно изучать орфоэпию, сразу же отпадает после иллюстрации основных правил и примеров произношения тех или иных слов.

fb.ru

Правило произношения слов изучает

L II . ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Вопросы правильного литературного произношения изучает особая лингвистическая дисциплина – орфоэпия (от греческого orthos – правильный и epos – речь). Орфоэпические правила и рекомендации всегда были в центре внимания филологов-русистов, а также представителей тех профессий, чья деятельность непосредственно связана с публичными выступлениями перед аудиторией: государственных и общественных деятелей, лекторов, дикторов, комментаторов, журналистов, артистов, переводчиков, преподавателей русского и иностранных языков, проповедников, адвокатов. Но в последние годы заметно повысился интерес к проблемам культуры устной речи среди самых различных слоев общества. Этому способствуют социально-экономические изменения в нашей стране, демократизация всех сторон жизни. Приобрела широкое распространение практика трансляции парламентских дебатов и слушаний, выступлений в прямом эфире: государственных деятелей, лидеров партий и движений, политических обозревателей, специалистов в различных областях науки и культуры.

Владение нормами литературного произношения, умение выразительно и правильно оформить звучащую речь постепенно осознается многими как насущная общественная необходимость.

Исторически развитие и формирование правил русской орфоэпии сложилось так, что в основу литературного произношения положено московское произношение, на которое впоследствии «наслоились» некоторые варианты петербургского произношения.

Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.

Ошибочное произношение через радио и телевидение «тиражируется» на огромную аудиторию, вольно или невольно усваивается и закрепляется, размывая тем самым необходимое для каждого культурного человека представление о правильности и чистоте речи. Кроме того, наблюдаются определенные негативные социально-психологические последствия ненормативного произношения, которое имеет тенденцию распространяться (особенно в условиях круглосуточного вещания). Поскольку в основной массе слушатель прежде всего обращает внимание на содержательную сторону информации, то звуковая сторона речи им не контролируется, а фиксируется на подсознательном уровне. В этих случаях все, что противоречит сложившейся традиции оформления русской звучащей речи: нарушение интонационного рисунка фразы и текста в целом, неоправданное логическое ударение, не соответствующие естественному «течению» речи паузы, вызывает у слушателя интуитивное чувство протеста, создают ощущение беспокойства, психологического дискомфорта.

Работа над собственным произношением, над повышением произносительной культуры требует от человека определенных знаний в области орфоэпии. Поскольку произношение в значительной мере является автоматизированной стороной речи, то сам себя человек «слышит» хуже, чем других, контролирует свое произношение недостаточно или вообще не контролирует, некритичен в оценке собственного произношения, болезненно воспринимает замечания в этой области. Правила и рекомендации по орфоэпии, отраженные в пособиях, словарях и справочниках, представляются ему излишне категоричными, отличающимися от привычной речевой практики, а распространенные орфоэпические ошибки, наоборот, – весьма безобидными.

Поэтому для успешного овладения орфоэпической нормой или углубления познаний в русском литературном произношении, необходимо с точки зрения методических рекомендаций:

Ø усвоить основные правила русского литературного произношения;

Ø научиться слушать свою речь и речь окружающих;

Ø слушать и изучать образцовое литературное произношение, которым владеют дикторы радио и телевидения, мастера художественного слова;

Ø осознанно сопоставлять свое произношение с образцовым , анализировать свои ошибки и недочеты;

Ø исправлять их путем постоянной речевой тренировки при подготовке к публичным выступлениям.

Изучение правил и рекомендаций литературного произношения должно начинаться с разграничения и осознания двух основных стилей произношения: полного , рекомендуемого для публичных выступлений, и неполного (разговорно-просторечного), который является распространенным в обиходно-бытовом общении. Полный стиль характеризуется в первую очередь соблюдением основных требований орфоэпической нормы, ясностью и отчетливостью произношения, верной расстановкой словесного и логического ударения, умеренным темпом, правильным паузированием, нейтральным интонационным рисунком фразы и речи в целом. При неполном стиле произношения наблюдается чрезмерное сокращение гласных, выпадение согласных, нечеткость произнесения отдельных звуков и сочетаний, излишнее акцентирование слов (в том числе служебных), сбивчивый темп речи, нежелательные паузы. Если в бытовой речи эти особенности произношения являются допустимыми, то в публичном выступлении их необходимо избегать.

§235. Произношение гласных звуков

Основной особенностью русского литературного произношения в области гласных является их разное звучание в ударном и безударном слогах при одинаковом написании . В безударных слогах гласные подвергаются редукции . Существуют два типа редукции – количественная (когда уменьшается долгота и сила звука) и качественная (когда в безударном положении изменяется сам звук). Меньшей редукции подвергаются гласные в 1-м предударном слоге, большей – во всех остальных слогах. Гласные [а], [о], [э] подвергаются в безударных слогах как количественной, так и качественной редукции; гласные [и], [ ы ], [у] не меняют в безударных слогах своего качества, но частично теряют длительность.

1. Гласные в 1-м предударном слоге:

а) после твердых согласных на месте о и а произносится ослабленный звук [а]: в [а] да ́ , н [ а] га ́ , М[а] сква ́ , с[а] ды ́ , з [а] бо ́ р ; после твердых шипящих ж и ш на месте а и о также произносится ослабленный звук [а]: ж[а] ра ́ , ж[а] нглёр , ш [а] ги ́ , ш [а] фёр .

Примечание 1 . После твердых шипящих ж, ш и после ц перед мягкими согласными произносится звук типа [ ы ] с призвуком [э], обозначаемый условно [ ы э ]: ж[ ы э ] ле ́ ть , к сож [ ы э ] ле ́ нию , ж[ ы э ] ке ́ т, в формах множественного числа слова лошадь: лош [ ы э ]де ́ й , лош [ ы э ] дя ́ м и т.д.. в формах косвенных падежей числительных на — дцать : двадц [ ы э ] ти ́ , трид ц [ ы э ] ти ́ и т.д.; в редких случаях звук [ ы э ] произносится на месте а в положении перед твердыми согласными: рж [ ы э ]но ́ й . ж[ ы э ] сми ́ н.

Примечание 2. Безударное [о] произносится в союзах но и что, а также допускается в некоторых иноязычных словах, например: б[ о]а ́ , б[о]мо ́ нд . рок[о]ко ́ . Ж[о]ре ́ c .

Примечание 3. Сохранение о в безударных слогах является чертой областного произношения, поэтому произношение М[ о] сква ́ , п [о] ку ́ пка , п [о]е ́ дем , в[о] зи ́ тъ . в[о] кза ́ л не соответствует норме;

б) после твердых шипящих ж, ш и ц на месте е произносится редуцированный звук типа [ ы ] с призвуком [э], обозначаемый условно [ ы э ]: ж[ ы э ]на ́ , ш [ ы э ] пта ́ ть , ц [ ы э ] лу ́ й ;

в) после мягких согласных на месте букв я и е, а также после мягких шипящих ч и щ на месте а произносится ослабленный звук [и] с призвуком [э], обозначаемый условно [ и э ]: м[ и э ] сно ́ й , Р[ и э ]за ́ нь , м[ и э ] сти ́ , ч[ и э ] сы ́ , щ [ и э ] ди ́ ть , а также в формах множественного числа слова площадь: площ [ и э ]де ́ й , пло щ [ и э ] дя ́ м и т.д.;

г) на месте я и е в начале слова произносится звук [и] с призвуком [э], обозначаемый [ и э ] в сочетании с предшествующим [ й ]: [ йи э ] з да ́ , [ йи э ] нта ́ рь , [ йи э ] йцо ́ .

Примечание. Сохранение [а] в безударном слоге после мягких согласных является чертой областного произношения, поэтому произношение [ в’а ]з а ́ ть , [ p’a ] би ́ на, ч[а] сы ́ , [ йа ] йцо ́ , [ йа ] ви ́ ться не соответствует норме.

2. Гласные в других безударных слогах:

а) в абсолютном начале слова на месте букв а и о всегда произносится ослабленный звук [ a ]: [а ] р бу ́ з : [а] кно ́ , [а] втомоби ́ ль, [а] тклоне ́ ние ;

б) после твердых согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а и о произносится редуцированный звук, средний по звучанию между [а] и [ ы ], краткий по длительности, обозначаемый условно [ ъ ]: г[ ъ ]лова ́ , к[ ъ ]ранда ́ ш , я ́ бл [ ъ ]к[ ъ ];

в) после мягких согласных в безударных слогах, кроме 1-го предударного, на месте а/я и е произносится редуцированный, средний по звучанию между [и] и [э], краткий по длительности, обозначаемый условно [ ь ]: [ п’ь ] т ачо ́ к, [ л’ь ]сору ́ б, вы ́ [ н’ь ]су, ч[ ь ]лове ́ к.

3. Гласный и в начале корня после приставки или предлога, оканчивающихся на твердые согласные, произносится как [ ы ]: из института – и[ зы ] нститута , с Игорем – [ сы ]горем; сохранение в этой позиции [и] и смягчение согласного перед ним является областной чертой произношения и не соответствует норме.

4. Ударные гласные звуки на месте е и ё . В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё, т.к. для их обозначения употребляется только буква е (кроме учебной литературы для младших школьников и иностранных учащихся). Такое положение приводит к искажению не только графического, но и фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Поэтому рекомендуется запомнить два ряда слов:

а) с буквой е, на месте которой звучит [э]: афера, бесхребетный, блеф, бытие, гололедица, головешка, гренадер, дебелый, житие, иноплеменный, крестный ход (но крёстный отец ), леска, небытие, недоуменный, неоцененный, опека, оседлый ( оседлость ), преемник, правопреемник, слежка, современный, ярем, ячменный и др.;

б) с буквой ё, на месте которой, звучит [о]: безнадёжный, вёдер, гравёр, жёлчь (допустимо желчь ), жёлчный (допустимо желчный ), издёвка, коммивояжёр, ксёндз (но ксендза ), манёвры, наёмник, осуждённый, внесённый, переведённый, приведённый, осётр, побасёнка, полёгший, привёзший, принёсший, скабрёзный, скрупулёзный, ремённый, смётка, тёша, шёрстка (грубошёрстный), щёлка и др.

В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного [о] или [э]: истекший (срок) – истёкший (кровью), оглашенный (кричит как оглашенный) – оглашённый (указ), совершенное (пение) – совершённое (открытие).

§236. Произношение некоторых согласных

1. Согласный [г] в литературном произношении взрывной, моментального звучания, при оглушении произносится как [к]: сн е[ к], бере [к]. Произнесение на его месте «украинского» г , условно обозначаемого [ h ], не соответствует норме: [ h ] уля ́ ть , сапо [ h ]и ́ . Исключение составляет слово Бог, в конце которого звучит [ х ].

2. Вместо ч в словах конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, девичник, прачечная, тряпочный, тряпичник, в женских отчествах, оканчивающихся на — и чна ( Никитична, Кузьминична, Ильинична и т.п.), а также в словах что, чтобы, ничто произносится [ ш ] .

3. В словах мужчина, перебежчик на месте сочетания жч , в форме сравнительной степени наречий жёстче, хлёстче хлестче ) на месте стч , а также на месте сочетаний зч и сч произносится [ щ ]: грузчик, заказчик, резчик, подписчик, песчаник, счастливый, счастье, счет, электронно-счетный, счетчик, хозрасчет, считать и др.

4. При скоплении нескольких согласных в некоторых сочетаниях один из них не произносится:

а) в сочетании стн не произносится [т]: уча ́ [ с’н ’ ] и к , ве ́ [с’]ник, че ́ [ сн ] ый , ме ́ [ сн ] ый , изве ́ [ сн ] ый , нена ́ [ сн ] ый , я ́ ро [ сн ] ый ;

б) в сочетании здн не произносится [ д ]: по ́ [ зн ]о , пра ́ [ зн ] ик , нае ́ [ зн ] ик , но в слове бездна рекомендуется оставлять слабый звук [ д ];

в) в сочетании стл не произносится [т]: сч а [ с’л ’]и ́ вый, зави ́ [ с’л ’] ивый , со ́ ве [ с’л ’] ивый ; в словах костлявый и постлать [т] сохраняется;

г) в сочетании стл не произносится [т]; при этом образуется двойной согласный [ сс ]: максимали ́ [ сс ]к ий, тури ́ [ сс ]кий, раси ́ [ сс ]кий.

5. В некоторых словах при скоплении согласных звуков стк , здк , нтк , ндк не допускается выпадение [т]: невестка, поездка, повестка, машинистка, громоздкий, лаборантка, студентка, пациентка, ирландка, шотландка, но: ткань шотл а [ нк ]а.

6. Твердые согласные перед мягкими согласными могут смягчаться :

а) обязательно смягчаетс я н перед мягкими з и с: пе ́ [ н’с ’ ] и я , прете ́ [ н’з ’] ия , реце ́ [ н’з ’] ия , лице ́ [ н’з ’] ия ;

б) в сочетаниях тв , дв могут смягчаться т и д : четверг, Тверь, твёрдый [ т’в ’] и [ тв ’]; дверь, две, подвинуть [ д’в ] и [ дв ’];

в) в сочетаниях зв и св могут смягчаться з и с: зверь, звенеть [ з’в ’] и [ зв ’]; свет, свеча, свидетель, святой [ с’в ] и [ св ’], а также в слове змея [ з’м ’] и [ зм ’];

г) н перед мягким т и д смягчается: б а[ н’т ’] ик , ви [ н’т ’] ик , зо [ н’т ’] ик , ве [ н’т ’] илъ , а[ н’т ’] ичный , ко[ н’т ’] екст , ремо [ н’т ’] ировать , ба[ н’д ’] ит , И[ н’д ’] ия , стипе [ н’д ’] ия , зо [ н’д ’] ироватъ , и[ н’д ’] ивид , ка [ н’д ’] идат , бло [ н’д ’ ]и н.

§237. Произношение отдельных грамматических форм

Некоторые грамматические формы глаголов, существительных, прилагательных характеризуются особыми правилами произношения звуков в суффиксах и окончаниях .

1. В глаголах с частицей — с я в неопределенной форме и в третьем лице единственного и множественного числа на стыке окончания и частицы произносится [ ц ]: встретиться, встретится – встре ́ ти [ т ць ], отметиться, отметится – отме ́ ти [ т ць ], отмечаться – отмеча ́ [ т ць ], прощаться – проща ́ [ т ць ].

В форме повелительного наклонения на месте сочетания — т ься звучат два мягких звука [ т’с’ь ]: отметься – отме ́[ т’с’ь ], встреться – ветре ́ [ т’с’ь ].

2. В окончаниях родительного падежа форм мужского и среднего рода прилагательных, числительных, местоимений го/-его на месте г произносится [в]: большого дома (озера) – большо ́ [ вь ], синего флага (моря) – си ́ не[ вь ]. Это же правило распространяется на слова сегодня с е[ в]о ́ дня, итого ито [в]о ́ .

Примечание. В фамилиях, оканчивающихся на — а го ( Шембин аго , Жив аго ), произносится звук [г].

3. Графические сокращения , встречающиеся в тексте, например, инициалы при фамилии, а также сокращения типа л (литр), м (метр), кг (килограмм), га (гектар), п /я («почтовый ящик»), т.д. (так далее), с (страница) и др. в чтении «расшифровываются», т.е. «развертываются» в полные слова. Графические сокращения существуют лишь в письменной речи только для зрительного восприятия, и буквальное их прочтение воспринимается или как речевая ошибка, или как ирония, уместная лишь в особых ситуациях.

§238. Особенности произношения русских имен и отчеств

Сочетание имени и отчества употребляется в различных ситуациях как в письменной, так и устной речи: в официальных указах о награждениях, назначениях, в приказах, списках, например, по учету кадров, составу производственных и учебных групп, в деловой и частной переписке, в обращении к собеседнику, в представлении и именовании третьих лиц.

В обстановке официального, делового общения между людьми, особенно в работе педагога, переводчика, редактора, юриста, бизнесмена, служащего государственных или коммерческих структур возникает необходимость в обращении по имени и отчеству. Многие русские имена и отчества имеют варианты произношения, которые желательно учитывать в той или иной ситуации общения. Так, при знакомстве, при первом представлении человека рекомендуется отчетливое, ясное, близкое к написанию произношение.

Во всех других случаях допустимы неполные, стяженные формы произношения имен и отчеств, которые исторически сложились в практике литературной устной речи.

1. Отчества, образованные от мужских имен на — и й ( Василий, Анатолий, Аркадий, Григорий, Юрий, Евгений, Валерий, Геннадий ), оканчиваются на сочетания — евич , — евна с предшествующим им разделительным ь : Василь евич , Василь евна ; Григорь евич , Григорь евна . При произношении женских отчеств эти сочетания отчетливо сохраняются: Василь евна , Анатоль евна , Григорь евна и т.д. В мужских отчествах допускаются полный и стяженные варианты: Васи ́ [л’ j ьв ’ ] и ч и Васи[ л’ич ], Анато ́ [л’ j ьв ’] ич и Анато ́ [ л’ич ], Григо ́ [ р ’ j ьв ’] ич и Григо ́ [ р’ич ] и т.д.

2. Отчества, образованные от мужских имен на й и -ай ( Алексей, Андрей, Корней, Матвей, Сергей, Николай ) оканчиваются на сочетания — еевич , — еевна , — аевич , — аевна : Алекс еевич, Алекс еевна, Никол аевич, Никол аевна. В их произношении литературная норма допускает как полный, так и стяженный варианты: Алексе ́ евич и Алексе ́ [и ]ч , Алексе ́ евна и Алек [ с’е ́ ] вна ; Серге ́ евич и Серге ́ [и]ч, Серге ́ евна и Сер[ г’е ́ ] вна ; Корне ́ евич и Корне ́ [и]ч, Корне ́ евна и Кор [ н’е ́ ] вна ; Никола ́ евич и Никола ́ [и]ч, Никола ́ евна и Никола ́ [ вн ]а и т.д.

3. Мужские отчества, оканчивающиеся на безударное сочетание , — о вич могут произноситься как в полной, так и в стяженной форме: Анто ́ нович и Анто ́ н [ ы ]ч, Алекса ́ ндрович и Алекса ́ ндр [ ы ]ч, Ива ́ нович и Ива ́ н [ ы ]ч и т.д. В женских отчествах, оканчивающихся на безударное сочетание вна, рекомендуется полное произношение: Александр овна, Борис овна, Кирилл овна, Виктор овна, Олег овна и т.д.

4. Если отчество начинается на и ( И ванович, И гнатьевич, И саевич), то в произнесении с именем, оканчивающимся на твердый согласный, и переходит в [ ы ]: Павел Иванович – Павел [ ы ] ванович , Александр Исаевич – Александр [ ы ] саевич .

5. Обычно не произносится ов в женских отчествах от имен, оканчивающихся на н и м: Ива ́ [ н :]на, Анто ́ [ н :]а, Ефи ́ [ мн ]а , Макси ́ [ мн ]а.

6. Не произносится безударное — о в в женских отчествах от имен, оканчивающихся на в: Вячесла ́ [ вн ]а, Станисла ́ [ вн ]а.

§239. Произношение заимствованных слов

Часть заимствованной лексики в составе русского языка имеет некоторые орфоэпические особенности, которые закреплены литературной нормой.

1. В некоторых словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: ада ́ жио , боа ́ , бомо ́ нд , бонто ́ н , кака ́ о, ра ́ дио , три ́ о. Кроме этого, возможно стилистическое колебание в тексте высокого стиля; сохранение безударного [о] в иноязычных по происхождению словах – одно из средств привлечения к ним внимания, средств их выделения. Произношение слов ноктюрн, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, вето, кредо, фойе и др. с безударным [о] факультативно . Иноязычные имена Морис Торез, Шопен, Вольтер, Роден, Доде, Бодлер , Флобер, Золя, Оноре де Бальзак, Сакраменто и др. также сохраняют безударное [о] как вариант литературного произношения.

В некоторых заимствованных словах в литературном произношении после гласных и в начале слова звучит достаточно отчетливо безударное [э] дуэлянт, муэдзин, поэтический, эгида, эволюция, экзальтация, экзотика, эквивалент, эклектизм, экономика, экран, экспансия, эксперт, эксперимент, экспонат, экстаз, эксцесс, элемент, элита, эмбарго, эмигрант, эмиссия, эмир, энергия, энтузиазм, энциклопедия, эпиграф, эпизод, эпилог, эпоха, эффект, эффективный и др.

2. В устной публичной речи определенные трудности вызывает произнесение в заимствованных словах твердого или мягкого согласного перед буквой е, например, в словах темп, бассейн, музей и т.д. В большинстве таких случаев произносится мягкий согласный : академия, бассейн, берет, бежевый, брюнет, вексель, вензель, дебют, девиз, декламация, декларация, депеша, инцидент, комплимент, компетентный, корректный, музей, патент, паштет, Одесса, тенор, термин, фанера, шинель; слово темп произносится с твердым т.

В других словах перед е произносится твердый согласный: адепт, аутодафе, бизнес, вестерн, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, дерби, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, интернировать, карате, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, морзе , отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, резюме, рейтинг, реноме, супермен и другие. Некоторые из этих слов известны у нас не менее полутораста лет, но не обнаруживают тенденции к смягчению согласного.

В заимствованных словах, начинающихся с приставки д е- , перед гласными дез -, а также в первой части сложных слов, начинающихся с нео -, при общей тенденции к смягчению наблюдаются колебания в произношении мягкого и твердого д к н , например: девальвация, деидеологизация, демилитаризация, деполитизация , дестабилизация, деформация, дезинформация, дезодорант, дезорганизация, неоглобализм, неоколониализм, неореализм, неофашизм.

Твердое произнесение согласных перед е рекомендуется в иноязычных собственных именах: Белла, Бизе, Вольтер: Декарт, Доде, Жорес, Кармен , Мери, Пастер, Роден, Флобер, Шопен, Аполлинер, Фернандель [ дэ ́ ], Картер, Ионеско, Минелли , Ванесса Редгрейв , Сталлоне и др.

В заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость перед е бретелька [ ретэ ], ге ́ незис [ генэ ], реле [ рэле ], генетика [ генэ ], кафетерий [ фетэ ], пенсне [ пе ; н э ], реноме [ ре ; мэ ], секретер [ се ; ре ; тэ ], этногенез [ генэ ] и др.

В сравнительно немногих иноязычных по происхождению словах наблюдаются колебания в произношении согласного перед е, например: при нормативном произношении твердого согласного перед е в словах бизнесмен [ нэ ; м э ], аннексия [ нэ ] допустимо произношение с мягким согласным; в словах декан, претензия нормой является мягкое произношение, но допускается и твердое [ дэ ] и [ тэ ]; в слове сессия варианты твердого и мягкого произношения равноправны. Ненормативным является смягчение согласных перед е в профессиональной речи представителей технической интеллигенции в словах лазер, компьютер, а также в просторечном произношении слов бизнес, бутерброд, интенсивный, интервал.

Стилистические колебания в произношении твердого и мягкого согласного перед е наблюдаются также в некоторых иноязычных именах собственных: Берта, «Декамерон», Рейган. Мейджор , Крамер , Грегори Пек и др.

1. Твердый [ ш ] произносится в словах парашют, брошюра. В слове жюри произносится мягкий шипящий [ж’]. Так же произносятся имена Жюльен, Жюль .

www.evartist.narod.ru

Это интересно:

  • Возврат билетов у s7 Каковы условия возврата билетов — электронных, промо и других в авиакомпании S7 (С7) airlines: как действовать лично или через официальный сайт Если у вас возникла ситуация, требующая возврата или обмена авиабилета, надо учитывать […]
  • Возврат налога на эко Налоговый вычет при ЭКО Лечение бесплодия зачастую обходится довольно дорого. Деньги на ЭКО требуются немалые, но существует хороший способ немного сэкономить, вернув часть потраченных средств. Поговорим о том, как оформить налоговый […]
  • Юрист павел попов Суд Присяжных Адвокат: Попов Павел Александрович Попов Павел Александрович Регистрационный номер 50/6144 в реестре адвокатов Московской области. Выпускник Ленинградского Государственного Университета им. А.С. Пушкина по […]
  • Уменьшим транспортный налог Как уменьшить транспортный налог? Транспортный налог является одной из главных статей расхода на автомобиль, который год от года только увеличивается. Ежегодно каждому автомобилисту на почту приходится уведомление из налоговой […]
  • Можно ли обязать платить алименты родителей мужа Можно ли обязать платить алименты родителей мужа Консультируем за 500 рублей до 30 июля Можно ли взыскать алименты без развода? Алименты - это не только те деньги, которые один родитель после развода выделяет на содержание […]
  • Штрафы за отказ от тура к "Еду - не еду!" Или сколько стоит отказ от тура Человек, как известно, лишь предполагает… А реальная жизнь иногда меняет все планы и оборачивается разными сюрпризами. Поэтому нам захотелось коснуться такой щекотливой темы, как […]