Оглавление:
Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс
Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
- научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
- получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
- познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
- коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
- регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
II. Актуализация знаний.
Каллиграфическая минутка.
– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите
внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?
– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?
– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)
III. Самоопределение к деятельности.
Картинный диктант.
На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.
– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)
– Запишите слова в три столбика.
– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.
– Кто назовёт тему нашего урока?
IV. Работа по теме урока.
1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.
– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)
– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)
– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.
Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)
2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].
Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туч’а], [рощ’а]. (по вариантам)
– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).
– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)
– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)
– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).
– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).
(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)
Работа по учебнику.
А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.
Упр. 1 с. 115.
Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.
– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?
– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?
– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?
– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?
– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?
Физминутка для глаз.
Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.
Упр. 2 с. 116.
– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.
– Выполните задание самостоятельно.
– Прочитайте сведения о языке.
– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?
– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?
– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?
– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.
– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)
– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)
– Напишите слова-названия предметов.
V. Физкультминутка.
Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).
VI. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упр. 4 (с.117).
– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)
– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.
– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.
– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.
– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.
2. Словарная работа.
Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)
– Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.
Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»
Савелий: «Машина – это автомобиль»
– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.
– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.
– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.
3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.
– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)
– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.
– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)
– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)
– Запишите составленное стихотворение.
– Сделайте самопроверку текста по шаблону.
Упр. 6 (с. 118).
– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)
– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.
– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
4. Запись под диктовку.
У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.
– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.
VII. Рефлексия.
На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.
– Подчеркните изученные орфограммы.
– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?
– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?
– А кому нужно ещё потренироваться?
– Оцените свою работу в тетради на полях.
VIII. Подведение итогов урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!
– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?
– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Правило написания жи-ши
Жи, Ши. А в словах Желтый, Оранжевый пишется е, почему?
Обратите внимание на орфографическую ошибку в формулировке темы вопроса: «пишетЬся». Надо бы исправить, некрасиво! Теперь по сути вопроса. Возможно, я многих удивлю, но в некоторых официально утверждённых учебниках нач. школы правило так и формулируется: «ЖИ-ШИ не всегда пишется с буквой И», имея ввиду безударную Е (жЕтон). По-моему, таких авторов учебников надо лишать гражданства (как минимум!)
Мне вопрос напомнил вот этот перл:
Потому что там нет выбора И-Ы. Это неизменяемый суффикс -ЕВ- в прилагательном. -ИВ- пишется только в словах милостивый и юродивый. А ЖЕЛТЕТЬ однокоренное с ЖЁЛТЫМ.
В заданном вопросе, скорее, речь идет о словах «желтеть и оранжевый», в которых после Ж в безударной позиции произносится звук Ы.
Классическое, простое и понятное объяснение правила ЖИ-ШИ формулируется примерно так:
1) Правило ЖИ-ШИ без ограничений применяется для ударной позиции гласного: решить, жить, лживый, большие.
2) Безударный звук Ы надо проверить, так как звуки Ы и Э в безударной позиции произносятся одинаково (как Ы): живот — жить, широкий — ширь, оранжевый (безударный суффикс ЕВ), слышит (окончание ИТ 2-го спр.), свежим (каким?). Но: шелестеть — шелест, пишет (окончание ЕТ), в свежем (каком).
3) Если гласный нельзя проверить, его контролируют по словарю, правило ЖИ-ШИ не применяется: шинель, железо, жетон. Это орфограмма «Безударные гласные в корне слова».
Проблемы начинаются в том случае, если мы звук Ы в слове «жетон» начинаем обозначать буквой Е. Тогда не стоит удивляться, что школьники не понимают это правило.
rus.stackexchange.com
Загадки правописания, или Почему всё-таки жи – ши?
Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?)
В русском языке очень много слов, которые сейчас пишутся так только потому, что «так было раньше». Этот принцип называется историческим или традиционным.
В словах русского языка после букв ж и ш пишется и, например: живот, шило. Это написание отражает древнерусское произношение, когда шипящие согласные звуки ж и ш, а также ц были мягкими. В 13 веке произошло отвердение шипящих звуков ж и ш, а в 14 — 15 вв. — ц. Слова, содержащие эти звуки, стали произноситься твёрдо, но написание этих слов сохранилось прежним. И после букв ж, ш, ц напоминает о былой мягкости этих звуков.
Окончательное отвердение ц к 17 веку отразилось и на письме. Мы пишем отцы, улицы, бледнолицый, лисицын, а также цыган, цыпленок, на цыпочках. Однако в словах, пришедших в русский язык позже из других языков (цирк, циркуль), в корне слова на –ция (станция, милиция) мы пишем букву и. Почему? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Подсказку найдёте в тексте статьи.
После отвердения ц в русском языке после этой буквы стало возможным написание буквы о. Так появилось правило: под ударением после ц пишется о, без ударения—е: сельцо, полотенце. Противоречит нашему произношению и написание а, у после шипящих ч и щ. Эти звуки и сейчас, в современном русском языке, остаются мягкими, и надо было бы ожидать, что будет писаться «чю», «щю, «чя», «щя». Однако буквы а, у ( а не я, ю) пишутся в этом случае по образцу слогов жа, ша, жу, шу. Следовательно, мы пишем ча, ща, чу, щу! Например, чаща, чародейка, щавель, чудесный, щука.
Не правда ли — занимательные истории кроются за скучными правилами школьной орфографии? Изучайте историю родного языка — и вам откроются удивительные тайны!
wiki.iteach.ru
Поиск ответа
Всего найдено: 16
Как правильно разобрать по составу слово «жизнь»? Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корень жи- , суффикс —знь— и нулевое окончание.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно в родительном падеже: тетрадь Хадижи. Правило про « жи- ши» действует и здесь.
Ответ справочной службы русского языка
В обоих словах корень ЖИ- .
Ответ справочной службы русского языка
При записи в столбик не нужно разделять слова запятыми.
Ответ справочной службы русского языка
Всё очень просто: это глагол первого спряжения, поэтому окончание —ете. Правило на жи – ши регулирует выбор между И и Ы (жизнь, мыши), а не между И и Е.
Ответ справочной службы русского языка
Написание шедевр объясняется историей слова (от фр. chef d’oeuvre
Ответ справочной службы русского языка
Пожалуйста, посмотрите здесь:
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: А сейчас присмотрелась: а пейза жи- то зимние.
Ответ справочной службы русского языка
Одна из особенностей русского письма – отсутствие специальных букв для обозначения парных твердых и мягких согласных. На твердость-мягкость парных согласных указывает следующая буква. Так, в слове был буква ы указывает на твердость согласного [б], а в слове бил буква и указывает на мягкость согласного [б’]. Сам же согласный (и твердый, и мягкий) обозначается одной и той же буквой – Б.
А вот согласные ж и ш всегда твердые, парных их мягких звуков не существует, а значит, ж и ш не нуждаются в «подмоге», обозначать их твердость с помощью следующей буквы не требуется. Иначе говоря, букву ы, обозначающую твердость предшествующего согласного, после ж и ш мы не пишем, потому что и без того знаем, что это твердые согласные.
Может возникнуть вопрос: как появилось написание жи и ши, если и указывает на мягкость согласного, а ж и ш всегда твердые? Это связано с тем, что в древнерусском языке звуки ж и ш были мягкими; написание жи – ши отражает этот исторический факт.
Ответ справочной службы русского языка
Домр, георгинов (от георгин). Остальное верно.
Здравствуйте! Прочитала у вас на сайте про оформление прямой речи при диалогах:
«§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:
«Ска жи- ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
Лермонтов».
Но ведь в начале текста идут слова автора (спросил я). Значит, по Розенталю, не надо ставить тире после «. сегодная на кровле?».
А вот уже дальше между прямой речью следует.
Жаль, что на многих сайтах именно так сейчас и идет, в то время как у Розенталя все четко и понятно.
Ответ справочной службы русского языка
Те правила правописания, которые размещены на нашем портале и параграф из которых Вы привели, – это «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года, официально действующие и поныне. Справочники по правописанию Д. Э. Розенталя полностью основаны на этом своде правил, представляют собой своего рода расширенный комментарий к ним (как есть конституция – тонкая брошюра и комментарий к конституции – толстая книга). Поэтому противопоставлять «Правила» 1956 года и справочники Розенталя нельзя: речь идет об одних и тех же письменных нормах. «У Розенталя все четко и понятно» потому, что правила правописания в его справочниках описаны более детально и проиллюстрированы бОльшим количеством примеров.
new.gramota.ru
Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу
Описание разработки
Цели:
— закрепить знания учащихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу-щу;
— учить применять на практике правила правописания изученных орфограмм;
— отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;
— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;
— воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность.
Методика проведения урока
Постановка темы урока.
— Над правописанием каких сочетаний работали на предыдущем уроке?
(жи – ши, ча – ща, чу – щу);
— Вспомните, что нужно делать, чтобы не допускать ошибок при написании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу?
(Больше тренироваться в их написании).
Работа по теме урока.
Угадайте и запишите слова.
По полям бегут ручьи
На дорогах — …… ( лужи )
Скоро выйдут муравьи
После зимней …… ( стужи)
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут …… ( мыши)
Отгадайте загадки, запишите отгадки.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!”
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
Под шишками, под елками
Лежит мешок с иголками
Прочитайте и выпишите слова, правописание которых нужно запомнить.
Я грамотно писать хочу,
Слова на чу и щу учу:
Чулки и чудо, и чугун,
Чудак и щука, и ворчун,
Ищу, пищу, верчу, тащу –
Я с у пишу и чу, и щу.
— Какие слова записали? На какие правила? Проверяем.
— Сегодня мы обобщили знания о том, что:
В сочетаньях жи и ши
Только и всегда пиши!
В сочетаньях ча и ща
Пишем только букву а.
В сочетаньях чу и щу
Пишут только букву у.
Работа по справочнику ( дифференцированный подход).
I ряд – стр. 69, упр. 150 (1 уровень);
II ряд – стр. 72, упр. 157 (2 уровень);
III ряд – стр. 74, упр. 166 (3 уровень).
VII. Работа в тетрадях на печатной основе.
А сейчас поиграем (по вариантам).
— Откройте стр. 31 – (I вариант)
— Составьте и запишите слова.
“ Накорми Чипа и Дейла.” (II вариант) и, ы, а, я, у
уж…н 4) ч…йник 7) ч…до
кувш…н 5) луж… 8) ч…лан
Запиши слова. Картинный диктант (взаимопроверка).
— Над правописанием каких сочетаний мы сегодня работали?
— Давайте их назовем.
XI. Домашнее задание.
Тетрадь на печатной основе: стр. 35, упр. 3, упр. 4.
Приготовить карточки с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши.
videouroki.net