Урок по русскому языку по теме «Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу». 1-й класс

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели деятельности учителя: Закреплять представления о твердых согласных звуках [ж], [ш]; упражнять детей в традиционном написании сочетаний жи–ши с буквой и, ча–ща с буквой а, чу–щу с буквой у.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

  • научатся: соотносить произношение ударных гласных в сочетаниях жи–ши, ча–ща, чу–щу и их обозначение буквами; находить в словах эти сочетания, подбирать примеры слов; писать слова с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
  • получат возможность научиться: оценивать результаты выполненных заданий, работать со страничкой для любознательных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

  • познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;
  • коммуникативные – развивать способность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
  • регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы: индивидуальные карточки с деформированным текстом (Приложение). Таблица словарных слов. Презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

Встало солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!

Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.

II. Актуализация знаний.

Каллиграфическая минутка.

– Сейчас мы с вами повторим написание буквосочетаний. Посмотрите

внимательно на экран и скажите, какие буквосочетания мы будем повторять?

– Запишите слова с изученными буквосочетаниями и подчеркните их. Какие сочетания вы подчеркнули?

– Какие буквосочетания мы сейчас повторили? (ЧК, ЧН, ЧТ)

III. Самоопределение к деятельности.

Картинный диктант.

На экране высвечиваются рисунки обозначающие слова: роща, жираф, шишка, чугун, щука, чайник. Учащиеся произносят данные слова.

– На какие три группы можно разделить эти слова? (жи – ши, ча – ща, чу – щу)

– Запишите слова в три столбика.

– Поменяйтесь в парах тетрадями и проверьте работы друг друга по шаблону.

– Кто назовёт тему нашего урока?

IV. Работа по теме урока.

1. Наблюдения над слогами-слияниями ЖИ, ШИ.

– Напишите транскрипцию слогов-слияний жи-ши. ([жы], [шы].)

– Что заметили? (Звуки [ж], [ш] твёрдые, после них слышится гласный «ы».)

– Звуки [ж], [ш] – всегда твёрдые, но после букв ж и ш нужно писать и. так договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, эти звуки в нашем языке были мягкие, и с тех пор осталось правило.

Жи и ши с буквой и всегда пиши:
Мыши, ежи, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЖИ – ШИ)

2. Наблюдение над согласными звуками [ч’], [щ’].

Сделайте звуко-буквенный анализ слов туча, роща. [туча], [роща]. (по вариантам)

– Какие в этих словах звуки [ч’], [щ’]? (Согласные, мягкие, глухие, шипящие).

– Буквы ч и щ обозначают мягкие непарные звуки [ч’], [щ’], поэтому перед любыми гласными читаются мягко. Люди договорились, что после ч и щ пишется буква а.

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧА – ЩА)

– А сейчас сделайте звуко-буквенный анализ слов чудак и щука. (по вариантам)

– Что заметили? (звуки [ч’], [щ’] произносятся мягко, но пишется буква у. так договорились люди).

– Какое правило можем вывести? (Ча – ща пиши с буквой а; чу – щу пишем с буквой у).

(Учитель вывешивает на доску карточку с сочетаниями ЧУ – ЩУ)

Работа по учебнику.

А сейчас мы с вами применим наши знания на практике и начнём работу с учебником.

Упр. 1 с. 115.

Откройте учебник с. 115 и найдите упр. 1.

– Какую «работу» выполняют буквы и, а, у в каждом из этих буквосочетаний, а какую не выполняют?

– Почему же надо запомнить написание гласных в буквосочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

– Почему в буквосочетаниях ЖИ – ШИ пишется буква И?

– Почему в буквосочетаниях ЧА – ЩА пишется буква А?

– Почему в буквосочетаниях ЧУ – ЩУ пишется буква У?

Физминутка для глаз.

Вы метёлочки метите
Мои глазки остудите.
Дети моргают ресничками.
Надо глазочки сомкнуть
И немного отдохнуть.
Дети закрывают глаза и сидят спокойно.
Глазки, глазки просыпайтесь
За работу принимайтесь.
Дети открывают глаза и приступают к работе с учебником.

Упр. 2 с. 116.

– Прочитайте ещё раз слова из упр. 1 и запишите эти слова. Подчеркните в них буквосочетания, в которых написание гласных надо запомнить.

– Выполните задание самостоятельно.

– Прочитайте сведения о языке.

– Как пишутся сочетания ЖИ – ШИ?

– Как пишутся сочетания ЧА – ЩА?

– Как пишутся сочетания ЧУ – ЩУ?

– Рассмотрите рисунки и произнесите слова-названия предметов.

– Произнесите звук, который есть во всех словах. ([Ы].)

– Какой буквой нужно обозначать его на письме? (И,)

– Напишите слова-названия предметов.

V. Физкультминутка.

Ча-ча-ча,
Мы сидели молча. (Встают, ходьба на месте).
Чу-чу-чу,
Снова прыгать я хочу. (Прыжки на месте).
Жи-жи-жи,
На плечи руки положи. (Круговые вращения руками).
Щу-щу-щу,
Руки вниз я опущу. (Наклоны вниз с вытянутыми руками).
Ща-ща-ща,
Приседаем, не пища. (Приседания).
Ши-ши-ши,
Посидим теперь в тиши. (Садятся за парту).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа по учебнику.

Упр. 4 (с.117).

– Какие буквосочетания пропущены в каждом слове? (ЖИ или ШИ.)

– Спишите любую группу слов, вставляя пропущенные буквосочетания.

– Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите буквосочетания в каждом из этих слов.

– Подберите другие слова, в которых есть буквосочетания жи и ши.

– Назовите слова, которые вы подобрали самостоятельно.

2. Словарная работа.

Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней? (Машина.)

Найдите в толковом словаре лексическое значение слова машина и прочитайте.

Инна: «Машина – это механизм, совершающий какую-либо работу»

Савелий: «Машина – это автомобиль»

– Правильно, ребята! А пришло оно из латинского во французский, а затем в русский язык. И произошло оно от слова «махина» – сооружение.

– Запишите в тетрадь слово машина. Поставьте ударение, подчеркните опасное место.

– Придумайте со словом машина предложение и запишите его.

3. Индивидуальная работа с карточками над деформированным текстом.

– Прочитайте. Что интересного вы заметили? (Строки расположены не по порядку.)

– Определите, в каком порядке должны следовать строки, чтобы они составили стихотворение.

– Прочитайте получившееся стихотворение. Вспомните, кто автор этих строк. (С.Я. Маршак.)

– Назовите слова с буквосочетаниями ЖИ – ШИ. (Лужи, стужи.)

– Запишите составленное стихотворение.

– Сделайте самопроверку текста по шаблону.

Упр. 6 (с. 118).

– Сколько предметов называют данные слова? (Один.)

– Измените, эти слова так, чтобы они называли несколько предметов.

– Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.

4. Запись под диктовку.

У Даши живёт кот Рыжик. Он рыжий и пушистый. Кончик хвоста белый. Рыжик любит играть.

– Подчеркните сочетания ЖИ – ШИ.

VII. Рефлексия.

На экране высвечиваются рисунки с сочетаниями: ча, ща, чу, щу, жи, ши. Дети читают слова, затем в течение 2 минут ещё несколько раз проговаривают их про себя, как бы фотографируя их. Потом они записывают слова по памяти: часы, снежинка, шина, чучело, щупальце, чашка, щавель, чаща, площадь. После записи они проверяют их написание по шаблону, предварительно поменявшись в парах тетрадями.

– Подчеркните изученные орфограммы.

– Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать слова с этими буквосочетаниями?

– Кто уже научился писать такие слова без ошибок?

– А кому нужно ещё потренироваться?

– Оцените свою работу в тетради на полях.

VIII. Подведение итогов урока.

– Что нового вы узнали на уроке?

В сочетаниях жи – ши,
Только и всегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пиши только букву а!
В сочетаниях чу – щу
Пишут только букву у!

– Почему надо запомнить написание гласных в сочетаниях жи – ши, ча – ща, чу – щу?

– Молодцы! Спасибо за урок! Вы все прекрасно поработали!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правило написания жи-ши

Жи, Ши. А в словах Желтый, Оранжевый пишется е, почему?

Обратите внимание на орфографическую ошибку в формулировке темы вопроса: «пишетЬся». Надо бы исправить, некрасиво! Теперь по сути вопроса. Возможно, я многих удивлю, но в некоторых официально утверждённых учебниках нач. школы правило так и формулируется: «ЖИ-ШИ не всегда пишется с буквой И», имея ввиду безударную Е (жЕтон). По-моему, таких авторов учебников надо лишать гражданства (как минимум!)

Мне вопрос напомнил вот этот перл:

Потому что там нет выбора И-Ы. Это неизменяемый суффикс -ЕВ- в прилагательном. -ИВ- пишется только в словах милостивый и юродивый. А ЖЕЛТЕТЬ однокоренное с ЖЁЛТЫМ.

В заданном вопросе, скорее, речь идет о словах «желтеть и оранжевый», в которых после Ж в безударной позиции произносится звук Ы.

Классическое, простое и понятное объяснение правила ЖИ-ШИ формулируется примерно так:

1) Правило ЖИ-ШИ без ограничений применяется для ударной позиции гласного: решить, жить, лживый, большие.

2) Безударный звук Ы надо проверить, так как звуки Ы и Э в безударной позиции произносятся одинаково (как Ы): живот — жить, широкий — ширь, оранжевый (безударный суффикс ЕВ), слышит (окончание ИТ 2-го спр.), свежим (каким?). Но: шелестеть — шелест, пишет (окончание ЕТ), в свежем (каком).

3) Если гласный нельзя проверить, его контролируют по словарю, правило ЖИ-ШИ не применяется: шинель, железо, жетон. Это орфограмма «Безударные гласные в корне слова».

Проблемы начинаются в том случае, если мы звук Ы в слове «жетон» начинаем обозначать буквой Е. Тогда не стоит удивляться, что школьники не понимают это правило.

rus.stackexchange.com

Загадки правописания, или Почему всё-таки жи – ши?

Загадки правописания (почему всё-таки жи – ши?)

В русском языке очень много слов, которые сейчас пишутся так только потому, что «так было раньше». Этот принцип называется историческим или традиционным.

В словах русского языка после букв ж и ш пишется и, например: живот, шило. Это написание отражает древнерусское произношение, когда шипящие согласные звуки ж и ш, а также ц были мягкими. В 13 веке произошло отвердение шипящих звуков ж и ш, а в 14 — 15 вв. — ц. Слова, содержащие эти звуки, стали произноситься твёрдо, но написание этих слов сохранилось прежним. И после букв ж, ш, ц напоминает о былой мягкости этих звуков.

Окончательное отвердение ц к 17 веку отразилось и на письме. Мы пишем отцы, улицы, бледнолицый, лисицын, а также цыган, цыпленок, на цыпочках. Однако в словах, пришедших в русский язык позже из других языков (цирк, циркуль), в корне слова на –ция (станция, милиция) мы пишем букву и. Почему? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Подсказку найдёте в тексте статьи.

После отвердения ц в русском языке после этой буквы стало возможным написание буквы о. Так появилось правило: под ударением после ц пишется о, без ударения—е: сельцо, полотенце. Противоречит нашему произношению и написание а, у после шипящих ч и щ. Эти звуки и сейчас, в современном русском языке, остаются мягкими, и надо было бы ожидать, что будет писаться «чю», «щю, «чя», «щя». Однако буквы а, у ( а не я, ю) пишутся в этом случае по образцу слогов жа, ша, жу, шу. Следовательно, мы пишем ча, ща, чу, щу! Например, чаща, чародейка, щавель, чудесный, щука.

Не правда ли — занимательные истории кроются за скучными правилами школьной орфографии? Изучайте историю родного языка — и вам откроются удивительные тайны!

wiki.iteach.ru

Поиск ответа

Всего найдено: 16

Как правильно разобрать по составу слово «жизнь»? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корень жи- , суффикс —знь— и нулевое окончание.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно в родительном падеже: тетрадь Хадижи. Правило про « жи- ши» действует и здесь.

Ответ справочной службы русского языка

В обоих словах корень ЖИ- .

Ответ справочной службы русского языка

При записи в столбик не нужно разделять слова запятыми.

Ответ справочной службы русского языка

Всё очень просто: это глагол первого спряжения, поэтому окончание —ете. Правило на жи – ши регулирует выбор между И и Ы (жизнь, мыши), а не между И и Е.

Ответ справочной службы русского языка

Написание шедевр объясняется историей слова (от фр. chef d’oeuvre

Ответ справочной службы русского языка

Пожалуйста, посмотрите здесь:

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: А сейчас присмотрелась: а пейза жи- то зимние.

Ответ справочной службы русского языка

Одна из особенностей русского письма – отсутствие специальных букв для обозначения парных твердых и мягких согласных. На твердость-мягкость парных согласных указывает следующая буква. Так, в слове был буква ы указывает на твердость согласного [б], а в слове бил буква и указывает на мягкость согласного [б’]. Сам же согласный (и твердый, и мягкий) обозначается одной и той же буквой – Б.

А вот согласные ж и ш всегда твердые, парных их мягких звуков не существует, а значит, ж и ш не нуждаются в «подмоге», обозначать их твердость с помощью следующей буквы не требуется. Иначе говоря, букву ы, обозначающую твердость предшествующего согласного, после ж и ш мы не пишем, потому что и без того знаем, что это твердые согласные.

Может возникнуть вопрос: как появилось написание жи и ши, если и указывает на мягкость согласного, а ж и ш всегда твердые? Это связано с тем, что в древнерусском языке звуки ж и ш были мягкими; написание жи – ши отражает этот исторический факт.

Ответ справочной службы русского языка

Домр, георгинов (от георгин). Остальное верно.

Здравствуйте! Прочитала у вас на сайте про оформление прямой речи при диалогах:

«§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

«Ска жи- ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».
Лермонтов».

Но ведь в начале текста идут слова автора (спросил я). Значит, по Розенталю, не надо ставить тире после «. сегодная на кровле?».
А вот уже дальше между прямой речью следует.
Жаль, что на многих сайтах именно так сейчас и идет, в то время как у Розенталя все четко и понятно.

Ответ справочной службы русского языка

Те правила правописания, которые размещены на нашем портале и параграф из которых Вы привели, – это «Правила русской орфографии и пунктуации» 1956 года, официально действующие и поныне. Справочники по правописанию Д. Э. Розенталя полностью основаны на этом своде правил, представляют собой своего рода расширенный комментарий к ним (как есть конституция – тонкая брошюра и комментарий к конституции – толстая книга). Поэтому противопоставлять «Правила» 1956 года и справочники Розенталя нельзя: речь идет об одних и тех же письменных нормах. «У Розенталя все четко и понятно» потому, что правила правописания в его справочниках описаны более детально и проиллюстрированы бОльшим количеством примеров.

new.gramota.ru

Правописание сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу

Описание разработки

Цели:

— закрепить знания учащихся о правописании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу-щу;

— учить применять на практике правила правописания изученных орфограмм;

— отрабатывать умение безошибочно писать слова с данными сочетаниями;

— развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, память;

— воспитывать аккуратность, чувство коллективизма, самостоятельность, ответственность.

Методика проведения урока

Постановка темы урока.

— Над правописанием каких сочетаний работали на предыдущем уроке?

(жи – ши, ча – ща, чу – щу);

— Вспомните, что нужно делать, чтобы не допускать ошибок при написании сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу?

(Больше тренироваться в их написании).

Работа по теме урока.

Угадайте и запишите слова.

По полям бегут ручьи

На дорогах — …… ( лужи )

Скоро выйдут муравьи

После зимней …… ( стужи)

Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут …… ( мыши)

Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

“Пейте чай, вода вскипела!”

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать.

Под шишками, под елками

Лежит мешок с иголками

Прочитайте и выпишите слова, правописание которых нужно запомнить.

Я грамотно писать хочу,

Слова на чу и щу учу:

Чулки и чудо, и чугун,

Чудак и щука, и ворчун,

Ищу, пищу, верчу, тащу –

Я с у пишу и чу, и щу.

— Какие слова записали? На какие правила? Проверяем.

— Сегодня мы обобщили знания о том, что:

В сочетаньях жи и ши

Только и всегда пиши!

В сочетаньях ча и ща

Пишем только букву а.

В сочетаньях чу и щу

Пишут только букву у.

Работа по справочнику ( дифференцированный подход).

I ряд – стр. 69, упр. 150 (1 уровень);

II ряд – стр. 72, упр. 157 (2 уровень);

III ряд – стр. 74, упр. 166 (3 уровень).

VII. Работа в тетрадях на печатной основе.

А сейчас поиграем (по вариантам).

— Откройте стр. 31 – (I вариант)

— Составьте и запишите слова.

“ Накорми Чипа и Дейла.” (II вариант) и, ы, а, я, у

уж…н 4) ч…йник 7) ч…до

кувш…н 5) луж… 8) ч…лан

Запиши слова. Картинный диктант (взаимопроверка).

— Над правописанием каких сочетаний мы сегодня работали?

— Давайте их назовем.

XI. Домашнее задание.

Тетрадь на печатной основе: стр. 35, упр. 3, упр. 4.

Приготовить карточки с сочетаниями ча – ща, чу – щу, жи – ши.

videouroki.net

Это интересно:

  • Козел пара на пару правила Козел пара на пару правила Основные правила и элементы тактики игры в домино «Козел (морской)» /пополняемая и обновляемая по мере разработки/ Козел это не подвид , вид и даже не тип с точки зрения биолог a , а лишь одно из […]
  • Закон no 2240 ст35 Про загальнообов язкове державне соціальне страхування у звязку з тимчасовою втратою працездатності Стаття 35. Страхові випадки, умови надання допомоги по тимчасовій непрацездатності та тривалість її виплати 1. Допомога по тимчасовій […]
  • Образец акта возврата товара Акт о возврате товара поставщику В отношениях между организациями нередки ситуации, когда покупатель вынужден возвратить товар поставщику. Для того чтобы это правильно оформить, составляется соответствующий акт возврата. Для чего […]
  • Временные правила 1865 Временные правила о печати 1865 года Момент наивысшего противостояния власти и общества вокруг цензурного вопроса во второй половине 19 века был достигнут при императоре Александре II. На двадцатилетие (рубеж 1850-60-х годов до […]
  • Bmw x5 транспортный налог Особенности налога на бмв х5 Транспортный налог (или так называемый налог на автомобили) стал одним из самых обсуждаемых вопросов среди автовладельцев. Главным образом это вызвано изменением тарифов, по которым рассчитывается этот […]
  • Судимость преподавателем Судимость и работа с детьми Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Вот уже полтора года доступ к работе с несовершеннолетними для тех, у кого были проблемы с законом, значительно ограничен 1 . Чтобы […]