Урок по теме «Правописание гласных в корнях с чередованием»
Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»
Правописание гласных в корнях с чередованием.
Цели: 1. Закреплять знания о правописании гласных в корнях с чередованием -гар- -гор-, -зар- -зор-, -клан- -клон-, -твар- -твор-, -плав- -плов-, -бер- -бир-, -мер- -мир-, -пер- -пир, -тер- -тир-, -стел- -стил-, -блест- -блист-, -раст- -ращ- -рос-, -мак- -мок-, -равн- -ровн-.
2. Развивать умение разбирать слова по составу, закреплять знания об однокоренных словах. Развивать речь учащихся, внимание.
3. Расширять кругозор учащихся, формировать интерес к уроку русского языка. Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
1. Пакет слайдов к уроку (включает в себя звуковой диктант и слайд-шоу).
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
1. Слово учителя.
— Не случайно сегодня на первом слайде мы видим изображение спортсмена-бегуна и пять олимпийских колец. Тема нашего урока – «Правописание гласных в корнях с чередованием». Но сегодня мы не только вспомним это правило, но и окунемся в атмосферу Олимпийских игр – соревнований, которые вот уже несколько сотен лет собирают тысячи спортсменов и миллионы зрителей.
— Что такое Олимпийские игры, когда и где они появились, в чем их особенность? Послушаем.
2. Индивидуальное сообщение учащегося.
— Олимпийские игры берут свои корни в Античности. На античных Олимпийских играх олимпионики получали венок из оливковых веток. Сейчас победителю вручается золотая медаль. Древние Олимпийские игры проходили пять дней. Первый день посвящался церемониям и жертвоприношениям. Второй и четвертый – состязаниям взрослых атлетов. В третий день соревновались юноши. В пятый, последний день, чествовали победителей. Атлетов-победителей освобождали от налогов, выдавали крупные суммы денег, пожизненно обеспечивали питанием за счет государства.
В древних Олимпийских играх женщинам запрещалось не только участвовать в соревнованиях, но и появляться около Олимпии. Зато соревновались не только спортсмены. Между соревнованиями читались стихи и гимны, сложенные в честь игр, ораторы прославляли игры в речах. Так выступали философ Сократ, математик Пифагор, историк Геродот.
3. Словарная работа.
— Вспомните уроки литературы. Изучая мифы и легенды Древней Греции, мы говорили с вами о великих богах. Они жили на огромной горе. Как же она называлась?
(Олимп.)
-Что такое олимпиада?
— Обратимся к словарю С.И.Ожегова.
(Олимпиада – 1. В Древней Греции: промежуток в 4 года между олимпийскими играми.
2. То же, что олимпийские игры.
3. Соревнования, состязания – спортивные, художественные или в области каких-либо знаний.
— Какие символы Олимпиады вы знаете?
(Пять олимпийских колец, олимпийский факел.)
— Почему колец именно пять?
(Пять колец, соединенных вместе – это символ пяти континентов земного шара.)
— Какую роль играет олимпийский огонь?
(Огонь зажигается в начале олимпийских игр и горит во всё время проведения соревнований.)
— Запишите новые для вас словарные слова: Олимпиада, олимпиец.
4. Повторение материала.
— Вспомним правила написания гласных в корнях с чередованием. От чего зависит выбор гласной?
От ударения, от следующих в корне согласных или стоящих после корня гласных букв, от значения слова.)
— Посмотрите на первую группу корней с чередованием. От чего зависит выбор гласной в корне?
(От ударения. Под ударением пишу корни -гар-, -зор-, без ударения — -гор-, -зар-, -твор-, -клон-.)
— Расскажите о написании корней -раст-, -ращ-, -рос-.
(Перед ст и щ пишу букву А, перед с пишу О.)
— От чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием третьей группы: -бер- -бир-, -мер- -мир-, -пер- -пир, -тер- -тир-, -стел- -стил-, -блест- -блист-?
(Если после корня есть суффикс А, то пишется в корне гласная И, если нет суффикса А, то пишется в корне с чередованием буква Е.)
— Как определить написание гласной в корнях -мак- -мок-, -равн- -ровн-?
(«Погружать в жидкость» — пишу А,
«впитывать жидкость, становиться мокрым» — пишу О.
«одинаковый, равный» — пишу А,
«прямой, ровный, гладкий» — пишу О.)
5. Словарная работа.
— Но правило имеет немало исключений. Запишем слова, вспомнив правильное написание:
Р_стислав пл_вчиха
Ребята, перед вами фотография Галины Кулаковой. Это олимпийская чемпионка. Представляете, эта удивительная женщина, которую знают не только у нас в России, родом из небольшой удмуртской деревушки Степаново, что недалеко от нас. Своим упорством, волей, желанием она достигла большого успеха. И совсем не обязательно родиться в Москве, в Санкт-Петербурге или Париже, главное – желание и воля человека.
— Объясните (устно) написание гласной в корне с чередованием:
Бл__стящий результат, подн__мать штангу, пл__вание в бассейне, ск__кать на коне, исходное пол__жение, выр__внять счет, к__снуться барьера, пл__вец-чемпион.
6. Закрепление материала.
— А сейчас несколько интересных фактов из истории олимпийских игр. Записываем предложения, объясняя написание пропущенных букв.
На Олимпийские игры Древней Греции соб__рались жители всех греческих государств.
В 1892 году француз Пьер де Кубертен впервые изл__жил свою идею о проведении современных Олимпийских игр.
Пл__вец к__сается стенки бассейна в конце каждого отрезка дистанции.
одняв штангу над головой, спортсмен фиксирует её пол__жением рук.
Во время прыжка спортсменам можно к__саться планки, но если она упадет, то прыжок не засчитывают.
Мужчины т__лкают ядро весом более семи килограммов.
Существуют возр__стные ограничения для участников Олимпиады.
7. Минутка отдыха.
А сейчас сядьте поудобнее.
(На фоне слайдов, сопровождаемых музыкой, учитель рассказывает об олимпийских чемпионах России.)
— Вот они, герои олимпийских игр, настойчивые, устремленные, здоровые духом и телом. Всё это наши, Российские спортсмены, гордость нашей страны.
8. Цифровой диктант.
— Если в словосочетании есть слово с корнем на чередование и в нем пишется буква А, вы пишите цифру 1, если буква О — цифру 2.
ильный пл__вец, чемпион из Р__стова, приск__кать первым, р__вняйся на сильнейших, прекл__нить колени, выр__сти сильным, из пол__жения сидя, не к__саться барьера, зар__внять площадку, покл__ниться зрителям, г__рит олимпийский огонь.
— Проверим: 2, 2, 1, 1, 2, 1, 2, 1, 2, 2, 2.
9. Звуковой диктант.
* Во время звукового диктанта учитель может проверить цифровой диктант у некоторых учащихся (если не было коллективной проверки).
— Вам предлагается записать словосочетания и выделить корни с чередованием гласных. Словосочетания диктуются два раза.
Замереть от восторга, отпирать замок, замирать от восхищения, приберу в квартире, постелить постель, любоваться расстилавшейся равниной, удирать с места происшествия, удеру без оглядки, излагать мысли вслух, написать изложение, касаться темы, прикоснуться к прошлому, склониться над ручьем…
* Учитель в любой момент может остановить диктант, перейдя щелчком мыши на следующий слайд. (Максимальное время – 7 минут.)
— От чего зависит выбор гласной в корне с чередованием?
infourok.ru
Разработка урока по русскому языку по теме «Правописание корней с чередованием гласных. Корни мак-мок, равн-ровн». 8-й класс
Урок вляется уроком повторения (по программе В.В. Бабайцевой есть часы, отведенные для повторения орфографии в течение года).
Основная цель данного урока заключается в том, чтобы повторить ранее изученные орфограммы в корне слова и познакомить учащихся с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн. Отсюда вытекают задачи урока: научить учащихся применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки грамотного письма, совершенствовать творческие способности.
На уроке используются средства обучения: карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, задания для интерактивной доски (Приложения 1, 2, 4).
На уроке применяются различные технологии: ИКТ, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии и игровая. Использование ИКТ оптимизирует процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное – поднимает на более высокий уровень интерес детей к учебе. Такое дополнение дает возможность сочетать разнообразные средства, способствующие глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока.
Особое внимание уделяется и анализу текста, повторяются признаки текста, понятия «тип речи, «стиль речи». Эта работа способствует развитию выразительности речи, сохранению чистоты языка (ясно, логично и точно излагать свои мысли), воспитывает бережное и сознательное отношение к русскому языку.
На уроке используются и разные формы работы: индивидуальная, при которой учитываются склонности, индивидуальные особенности и интересы учащихся; фронтальная (эта форма работы помогает учащимся вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); групповая (помогает устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать).
Учащиеся на уроке выполняют различные виды деятельности: составление предложения, производя различные действия (игра «Составь предложение» воспитывает внимание и быстроту реакции, а также этот вид работы способствует созданию мотивации к обучению); словарно-орфографическая работа на закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием, изученных ранее и на данном уроке; лингвистический анализ текста; повторение морфемного и синтаксического разборов; работа с тестовыми заданиями. В конце урока выполняется дифференцированное задание: одна группа записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает данную орфограмму, а у другой группы задание усложняется: необходимо распределить слова, учитывая условия выбора на месте пропусков. Такая работа помогает учащимся обрести веру в свои силы, включает в посильную познавательную деятельность всех учащихся.
Данный урок, я думаю, поможет учащимся 8-ого класса не только закрепить правописание чередующихся гласных, но и испытать радость от приложенных усилий, пережить успех достижения цели.
Цель урока: закрепить знания и умения по правописанию корней с чередованием гласных.
Образовательные задачи:
- повторить ранее изученные орфограммы в корне слова;
- повторить знаки препинания при деепричастных оборотах;
- повторить общие сведения о тексте (тему, тип, стиль речи);
- познакомиться с правописанием корней с чередованием мак-мок, равн-ровн;
- сформулировать умения различать слова с чередованием и проверяемой гласной.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережное и сознательное отношение к языку;
- способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры;
- способствовать воспитанию трудолюбия и взаимопонимания.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление: операция анализа, выделение главного, обобщение;
- развивать орфографическую зоркость;
- совершенствовать творческие способности;
- развивать выразительность речи.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки с тестовыми заданиями, распечатка текста, таблица «Правописание корней с чередованием гласных».
I. Организационный момент
Сегодня, ребята, мы с вами продолжим работать над правописанием корней с чередованием гласных. И начнем работу с игры «Составь предложение».
II. Синтаксическая пятиминутка
Задание. Составьте предложение, производя следующие действия (Приложение 1):
- В капельках дождя отражались лучи солнца – взять обстоятельство, сделав его подлежащим.
- Хорошо пробежаться утром по росе – взять существительное, выступающее в роли обстоятельства места, употребить как дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.
- Взять глагол, от которого образовано деепричастие в предложении Блестя на солнце, снег лежит. Согласовать его с полученным подлежащим и поставить в настоящее время.
- Растения выделяют кислород – взять существительное, выступающее в роли подлежащего, поставить в предложном падеже, употребив его с предлогом на.
- Продолжить полученное предложение, включив в него деепричастный оборот.
(Капельки росы блестят на растениях, отражая лучи солнца.)
1) Найдите в этом предложении орфограммы, связанные с правописанием гласных в корне слова (росы, блестят, растениях)
2) На какие группы можно разделить орфограммы на правописание гласных в корне слова? (Безударные проверяемые гласные, безударные непроверяемые гласные и чередующиеся гласные.)
3) Назовите, какие корни с чередованием вы знаете? Приведите примеры (это было вашим домашним заданием)
4) От чего зависит написание гласных? (От ударения, от суффикса, от последующей согласной).
III. Объяснение нового материала
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одной группой корней, написание которых зависит от значения. На доске запись: – МАК – «погружать в жидкость». Пример: макать сухарь в чай. – МОК – «пропускать жидкость». Пример: непромокаемый плащ. – РАВН – «равный, одинаковый, наравне». Пример: решить уравнение. – РОВН – «прямой, гладкий, ровный». Пример: заровнять яму. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь! (Учащиеся заполняют 4-ую колонку таблицы по правописанию корней с чередованием в тетради для правил).
IV. Закрепление нового материала
1) Словарно-орфографическая работа.
Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине.
2) Работа с текстом (текст представлен на интерактивной доске). (Приложение 2)
Учитель читает текст, а учащиеся внимательно слушают. Задания и вопросы к тексту:
- О чем этот текст? (Об отдыхе ребят в летнем лагере)
- Определите тип речи. (Повествование)
- Какова цель автора? (Произвести впечатление)
- Каков же стиль данного текста? (Художественный стиль)
- Запишите 1-ый абзац текста в тетрадь, обозначьте графически корни с чередованием.
- Выполните морфемный разбор слов: разгоралась, позолотили, возраста, последнее предложение 2-ого абзаца разберите синтаксически.
После окончания работы один ученик выходит к доске и вставляет пропущенные буквы, а остальные ребята проверяют.
Физкультминутка. Зарядка для глаз
V. Самостоятельная работа. (Задание на интерактивной доске. Приложение 4)
Учащиеся делятся на две группы: 1-ая записывает слова с пропущенными буквами и графически обозначает орфограмму, 2-ая распределяет слова по 4-ем колонкам, учитывая условия выбора на месте пропусков.
VI. Подведение итогов
VII. Домашнее задание
Учащиеся заканчивают работу с текстом (у каждого есть распечатка текста).
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ
Вопрос. Как следует писать слова с корнями мок- и мак- (промокать, макатьfi
Ответ. Корень мак- пишется в словах, которые связываются по смыслу с глаголом обмакивать, т. е. опускать во что- нибудь жидкое, погружать в жидкость, напитывать влагой, например: обмакнуть (перо в чернильницу), макать (хлеб в варенье).
Вопрос. Нельзя ли правописание глаголов с корнями равн- н ровн- определять в зависимости от вида глаголов?
Ответ. В русском языке имеется два корня: равн- и ровн-. Первый из них старославянского происхождения (рдвьнъ), второй — чисто русский (древнерусский ровьнъ). Слова с тем и другим корнем на русской почве приобрели особые смысловые оттенки, которые ясно осознаются, например, в прилагательных ровный и
равный: ровный значит „гладкий», а равный—„одинаковый» (см. „Правила», стр. 12). Наряду со словами сровнять (сделать ровным)— сравнивать (несовершенный вид), уровнять—уравнивать мы находим и слова сравнять (сделать равным) — сравнивать, уравнять —уравнивать.
В первой группе примеров наблюдается чередование о и а, но только на письме, а не в произношении, так как о в предударном слоге (глаголов сровнять и уровнять) произносится как а (в литературном языке). Во второй группе примеров корневые гласные не чередуются. Было бы, конечно, нецелесообразно во всех глаголах этого типа, если только они совершенного вида, писать в корне букву о: установить написание глаголов сравнять и уравнять (в смысле „сделать равным») через о значило бы пойти вразрез с их значением. Поэтому нельзя определять правописание рассматриваемых глаголов в зависимости от их вида. Надо исходить в основном из значения, Связывая слова с корнем равн- с значением „равный», „одинаковый» (например: равенство, уравнение, равнять, равняться), а слова с корнем ровнг— с значением „ровный», „гладкий», „приглаженный» (например: уровень, разровнять землю). При этом следует по-разному писать и глаголы с приставкой вы-: выровнять и выравнять в зависимости от значения их.
Необходимо, однако, заметить, что корни равн-—ровн- оказываются настолько близкими по значению, что написание некоторых слов (правда, очень немногих) трудно связать с каким- нибудь одним из этих корней, например: ровесник (равный по возрасту), равнина (местность без гор и значительных холмов, где всё одинаково и однообразно: ровное место).
Из сказанного следует, что правильное решение вопроса о правописании некоторых глаголов с корнями равн- и ровн- возможно только при учёте контекста, в котором эти слова употреблены (например: Выровнялась дорога после проведённых работ, т. е. стала ровной, или Выравнялись по успеваемости ученики, т. е. стали более или менее равными).
Вопрос. Почему пишется калач, а не колачі Ведь это слово родственно с украинским коло (круг), да и в русском языке встречалось написание колач. Точно так же почему пишется паром, если в этом слове — полногласное сочетание (в украинском языке — порой).
Ответ. В написании слов калач, паром и ряда других, например стакан, сказалось акающее произношение, т. е. написание установилось по фонетическому принципу (согласно произношению). Слово стакан в севернорусских говорах произносится с о „стокан»; в старинных памятниках было достокан (древнерусское — дъстъканъ).
Вопрос. Почему пишется выдох при наличии написаний выдыхать, вздыхать?
Ответ. Различие в написании корня в словах выдох — выдыхать объясняется наличием в русском языке чередования о—ы—у: вдохнуть, вдыхать, дух. При этом в глаголах несовершенного вида (с суффиксом -а-) мы всюду наблюдаем в корне ы: вдыхать, выдыхать, вздыхать, задыхаться; в глаголах совершенного вида (с суффиксом -ну-) — о: дохнуть, выдохнуть, вздохнуть, задохнуться.
Что касается правописания слова выдох, то, имея в виду преобладание в нашей орфографии принципа единообразного написания гласных в корнях (в безударном положении пишется тот же гласный, что и под ударением), необходимо писать это слово с буквой о по аналогии с вдох и вздох.
Вопрос. Почему надо писать благословил, а не благославил7 В каком отношении находится это слово со словами слава, прославить и т. д.
Ответ. Следует писать благословил, а не благославил, так как это сложное слово образовано от корней благ- и слов-, в основе понятия лежит „благое слово*, а не „благая слава*. Благой (устарелое слово) означало „хороший*, „добрый*, например: благая мысль, благие вести, благое намерение; избрать благую часть (принять лучшее решение).
Вопрос. Почему составители „Правил* отступили от традиционного написания слова экзаменатор с буквой и („экзаминатор*)?
Ответ. В написании слова экзаменатор наблюдался разнобой. Так, например, В. Даль в своём „Толковом словаре живого великорусского языка* даёт в качестве господствующего написания экзаменатор (от экзамен). Впоследствии преобладающим стало написание экзаминатор (от латинского глагола examine — examinavi — examinatum — examinare).
Вопрос. Почему слово альпинист надо писать с и после я, а не с е7 Определяется ли написание этого слова каким-нибудь правилом или это написание надо просто запомнить?
Ответ. Слова альпинист и альпинизм — нерусского происхождения. Они произошли от названия гор — Альпы. Суффиксы существительных -ист- и -изм- присоединены к основе прилагательного альпин- (ср. французское прилагательное аіріп мужского рода и alpine женского рода — альпийский). Таким образом, здесь мы имеем сочетание двух суффиксов -ин и -ист, как в слове морфинист (французское morphine — морфий).
Написание слова альпинист (с и после п) никаким правилом не определяется, но анализ происхождения слова ясно показывает необходимость именно такого его написания. Следует отметить, что и в латинском языке был суффикс -ин (ср. Gallia transalpina и Gallia cisalpina, т. е. Галлия, находящаяся по ту сторону Альп и по эту сторону Альп).
Вопрос. Почему пишется аккомпанемент с букой е после «, хотя существует слово аккопанировать с ударным и после я?
Ответ. Слово аккомпанемент отражает написание французского слова — accompagnement (от глагола accompagner буквально сопровождать). В слове аккомпанемент выделяется и французский суффикс -емент (по-французски произносится иначе), который мы обнаруживаем также в словах: абонемент, ангажемент. Глаголы же от соответствующих основ (аккомпан-, -ангаж-, абон-) в русском языке образовались посредством суффикса -Ярова- (суффиксы -ироеа•, -изирова- стали использоваться у нас в XIX в. под влиянием немецких глаголов на -ieren, -isieren). Ясно, что написание слов французского происхождения аккомпанемент, абонемент, ангажемент не может проверяться путём сопоставления с глаголами аккомпанировать, абонировать, ангажировать, образованными по типу немецких глаголов на -іегеп.
Некоторые имена существительные, произведённые уже от самих глаголов на -ировать с помощью суффикса -/е- (например: инсценировка, транспортировка, баллотировка), имеют безударную гласную и в суффиксе. Конечно, эта гласная может быть прояснена только путём подбора соответствующих глаголов на -йровать (с ударением на и).
Вопрос. В связи с изучением полногласных и неполногласных сочетаний в школе не целесообразно ли дать учащимся такое указание: в корнях слов перед и после р или л должны писаться одина* новые гласные буквы: обе а, обе о или в? Например: таракан, соловей, пелена, впереди. Ведь разные буквы перед указанными согласными и после них наблюдаются, по-видимому, только в таких словах, в которых одна гласная стоит в корне, а другая в приставке или суффиксе, например: залом, налог, жаровня, валовой, маловато. Исключения же встречаются лишь в немногих словах иноязычного происхождения (пародия, мародёр и т. п.).
Ответ. Довольно большое количество слов с полногласными сочетаниями в русском языке (см. об этом выше, стр. 19—21) всё же не даёт оснований для такого обобщающего указания, какое намечено в вопросе. Во-первых, встречаются слова, в корнях которых при р или л имеются разные гласные, например: баловень, свирепый, великан. В ряде таких слов старые односложные корни трудно выделить; основы, когда-то бывшие производными, впо-
следствии превратились в непроизводные; например, учащиеся, естественно, в словах баловень, великан найдут корни не бал-,
велъ-, а балов-, велак———- с разными гласными при р или л.
Во-вторых, в русском языке найдётся немало слов иноязычного происхождения, в которых при р иди л оказываются неодинаковые гласные: галоп, калоша, каротель, пароль, салон, меридиан, пеликан, деликатный, билет, жилет и пр. При этом учащиеся не смогут, конечно, отличить заимствованные слова от незаимствованных. В-третьих, и при наличии одинаковых гласных, если они безударные и не подводятся под ударение, перед учащимися всё равно возникает трудный вопрос: какую гласную выбрать для написания — а или о, е или и, например, в таких словах, как балаган, балагур, караван, карантин, малахит, паразит, паралич, парапет, дирижёр, силикат и пр. Естественно, что, пользуясь указанием писать одинаковые гласные буквы при рил, учащиеся будут делать во многих случаях ошибки. Поэтому при изучении полногласных и неполногласных сочетаний целесообразно дать учащимся лишь такое указание орфографического характера: перед и после р или л в полногласных сочетаниях пишутся одинаковые гласные буквы: обе о или обе е. Необходимо подчеркнуть, что речь идёт об одинаковых гласных при полногласии, а наличие полногласия в слове может быть проверено лишь установлением возможности подобрать к данному слову соответствующее однокоренное слово с неполногласным сочетанием; при этом не обязательно иметь в виду только корни слов: ведь полногласные и неполногласные сочетания могут быть и в приставках. Ср.: перед — пред, через — чрез, пере — пре.
scicenter.online
Правописание гласных в корне.
61. Правописание гласных в корне.
Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.
- Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, столбы — сто»лб; примирять (друзей)- ми»р.
- Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются непроверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (карто»фель, эликси»р).
- В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий:
- от ударения:
— гар- гор: под ударением пишется а (зага»р, разга»р), без ударения — о (загоре»лый, пригора?ть), исключения: вы»гарки, и»згарь, при»гарь;
— зар- зор: без ударения пишется а (зарни»ца, озари»ть), под ударением — что слышится (зо»рька, за»рево), исключение: зорева»ть;
— клан- клон: без ударения пишется о (пре-клоне»ние, локлони»ться), под ударением — что слышится (кла»няться, покло»н);
-твар- твор: без ударения пишется о (твори»ть, творе»ние), под ударением — что слышится (тво»рчество, тва»рь), исключение: у»тварь;
- от последующих букв или сочетаний букв:
— кас- кос: если за корнем следует согласная н, то пишется о (косну»ться, прикоснове»ние), в остальных случаях пишется а (каса»тельная, каса»ться);
— лаг- лож: перед г пишется а (прилагать, прилагательное), перед ж пишется о (приложение, предложить), исключения: по»лог;
— раст- (-ращ-) — рос: перед ст и щ пишется а (расти», нара»щивагь), перед с пишется о (за»росль, вы»росший), исключения: о»трасль, росто»к, вы»рос-ток, ростовщи»к. Росто»в;
— скак- скоч: перед к пишется а (скака»ть), перед ч пишется о (вы»скочить), исключения: скачо»к, скачу»;
- От наличия или отсутствия после корня суффикса -а-:
— вер- вир-, -дер- дир, -мер- мир, -пер- пир, -тер- тир, -блест- блист, -жег- жиг, -стел- стал, -чет- чит: перед суффиксом -а-пишется и (собира»ть, зажига»ть, настила»тъ), в остальных случаях пишется е (блеете»ть, заже»чь), исключения; сочета»ть, сочета»ние;
— корни с чередованием а (я) — им (ин): перед суффиксом -а- пишется им (ин) (замина»ть, зажима»ть), в остальных случаях пишется а(я) (замя»ь, зажа»ть);
— мак- мок: -мак- используется в значении «погружать в жидкость, делать мокрым» (мака»ть хлеб в молоко), -мок — в значении «пропускать жидкость» (ботинки промока»ют);
-равн- ровн: -равт- используется в значении «равный, одинаковый, наравне» (поравня»ться), -ровн — в значении «ровный, прямой, гладкий» (у»ро-вень, заровня»ть);
- -плав- плов- плыв: о пишется только в словах плове»ц и пловчи»ха, ы — только в слове плывуны», во всех остальных случаях пишется я (ллаву»честь, поплаво»к).
www.yaklass.ru
Русский язык и его исключения. Как всё запомнить?
Русский язык и его исключения. Как все запомнить?
В школе мы изучаем правила русского языка, от простых к сложным. И к каждому обязательно прилагаются исключения. Некоторые запоминаются на всю жизнь, а с другими никак не получается разобраться. Как же быть? От знания правописания зависит наша грамотность, поэтому хотелось бы, конечно, легко ориентироваться в родной орфографии. Давайте поговорим о разных видах исключений и узнаем, как проще их запомнить.
Рассмотрим пример с написанием гласных в корне.
Как известно, в русском языке безударные гласные можно проверить с помощью однокоренных слов с ударным корнем. Например, О в слове гора легко проверяется словом гОрный .
Кроме таких слов, существуют словарные слова с непроверяемыми гласными, с которыми нам поможет орфографический словарь. Но есть и еще довольно большая группа слов с чередованием гласных. Самая большая трудность здесь в том, что часть написаний зависит от ударения (-гор-гар-, -зор-зар-, -клон-клан-) , часть от суффикса –А- после корня (-бер-бир-, -пер-пир-, -мер-мир-, -тер-тир- и т.д.) , часть от согласной буквы (-рост-раст-ращ-, -лаг-лож-, -скач-скок-) , часть от лексического значения (-равн-ровн-, -мак-мок-) . О ужас! Но постойте паниковать, давайте разберёмся.
Во-первых, обратим внимание, что материал, хоть и большой по объему, можно систематизировать.
1. Составьте таблицу.
Каждый столбец которой будет соответствовать типу чередования. Запишите примеры для каждой пары корней. Повесьте таблицу на видное место, например, на холодильник. И каждый раз, перед тем, как достать немножко еды, читайте правила. Скоро эти слова прочно поселятся в вашей голове.
2. Во-вторых, упростите способ запоминания.
Найдите или составьте простые фразы (или составьте их), в которых будут слова с чередованием. Можно написать их и постараться зафиксировать внимание на написании.
Например, в предложении «Заря догорала» мы видим сразу два слова, в которых гласные зависят от ударения. Только в слове «заря» без ударения пишем А, а в слове догорала – О.
Если вам встречаются такие фразы в стихах и других литературных произведениях, тем лучше. Вспомните: «Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя (чередование –блест-блист-) на солнце, снег лежит» . Или «в той степи глухой умирал (-мир-мер-) ямщик» .
Самое ужасное, что в этой группе слов есть еще и исключения из исключений! Например, все слова с корнем –раст- пишутся через А, но ростовщик, Ростов и Ростислав через О.
Или пловец с пловчихой, которые назло всем остальным словам с А без ударения пишутся с О. Их ведь тоже придется запоминать! Уделите им немножко больше внимания. Вот вы разбираетесь с написанием корней –плав-плов- . Объясните исключения, как в словаре. Скажите вслух, что «мужчина и женщина, пересекающие водоем» будут иметь в корне букву О. Это отложится в голове лучше, чем простая зубрежка. Это касается всех единичных слов-исключений русского языка.
Если вы хорошо запоминаете визуальные образы, возьмите бумагу и карандаш и рисуйте! Причем, чем смешнее будет картинка и подпись к ней, тем ярче она отпечатается в вашем мозгу. Пусть пловец Ростислав скачет в Ростов по равнине, убегая от разъяренной пловчихи Зинаиды. Уделите рисунку побольше внимания, добавьте деталей, пусть на все это безобразие смотрит грустный ростовщик, а в небе кружат веселые зорянки. В процессе творчества вы проникнитесь сочувствием к незадачливому Ростиславу и запомните, как пишется это имя.
В основном, к большинству исключений из правил применимы ты же техники запоминания, как и к чередованию гласных в корне. То есть сначала создаем структуру и заносим данные в таблицу или схему. Часто туда заглядываем. Отдельные слова объясняем через лексическое значение. Используем популярные фразы, особенно стихотворные, с упоминанием исключений. Рисуем и подписываем картинки.
Иногда случается и так, что исключения сами складываются в удобную для запоминания форму. Например, все помнят знаменитые «стеклянный-оловянный-деревянный» с двойной Н в суффиксе –ЯН- или «уж замуж невтерпеж» (наречия без Ь в конце). Неплохо удается затвердить и стишок для глаголов-исключений из второго спряжения. Но ведь есть и довольно большие группы слов, которые не рифмуются, а пишутся, не подчиняясь основному правилу.
Это, например, исключения в написании отглагольных прилагательных: неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, жеманный, священный и другие . Что же делать с ними? В таблицу не вставишь, объяснять лексическое значение замучаешься, нарисовать тоже как-то непросто…
В этих случаях можно, во-первых, группировать слова по похожести .
Согласитесь, что неслыханный, невиданный, нежданный, негаданный, нечаянный близки друг другу, поэтому этот перечень запомнить несложно.
Во-вторых, если так не получается, можно составлять предложения с употреблением этих слов .
Так же, как с пловцом Ростиславом, только без рисунка, если слово трудно изобразить . Кстати, почему бы пловцу Ростиславу не стать героем всех предложений для запоминания исключений? Наверняка он сможет встретить жеманную русалку в >желанный час и за считанные минуты доплыть до берега.
Исключения не так страшны, как их представляют себе школьники. Просто нужно уметь с ними подружиться. Ведь это просто слова, которые пишутся не так, как все остальные в рамках одного правила.
Есть еще маленький секрет в орфографии – если вы не можете запомнить, какая буква используется в слове, постарайтесь как можно чаще употреблять его в письменной речи. Даже в смсках пишите не просто «купи хлеба», а «нежданная проблема – нечаянно кончился хлеб!». Поверьте, шансов забыть правильное написание у вас останется не так много.
unium.ru