Оглавление:

Что нужно для участия в госзакупках в форме электронных торгов?

Аукцион в электронной форме — самый популярный вид торгов в сфере госзакупок. Он выгоден и заказчикам, и поставщикам, прозрачен. Уже сегодня более 50% государственных заказов находит исполнителей благодаря электронным аукционам, и в дальнейшем эта цифра обещает только расти.

Мы поговорим о том, как участвовать в госзакупках в форме электронных аукционов в качестве поставщика и какие этапы придется пройти для получения заказов.

Изучить законодательство

Первое, что предстоит сделать начинающему участнику — разобраться в правилах работы. Разумеется, такая область, как контрактная система, не может обойтись без правового регулирования. Основной документ, в котором указаны условия и требования для участия в госзакупках, правила оформления документов и размещения заявок — Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — № 44-ФЗ). Именно он поможет получить общие сведения о контрактах. Но одним № 44-ФЗ дело не ограничивается — сфера регулируется также несколькими десятками постановлений и распоряжений Правительства, приказов Минэкономразвития и Минфина, федеральными законами «О защите конкуренции», «Об электронной подписи». Немаловажную роль играет и судебная практика: она позволяет понять особенности применения норм.

Соответствовать требованиям № 44-ФЗ к участникам

На этом этапе нужно определить, имеет ли право ваша компания принимать участие в госзакупках как поставщик. Так, № 44-ФЗ в статье 31 устанавливает ряд оснований для отказа. Согласно ему, участвовать в торгах не удастся:

  • юридическим лицам, проходящим процедуру ликвидации, а также компаниям и ИП, признанным банкротами;
  • фирмам, деятельность которых приостановлена в связи с административным правонарушением;
  • имеющим долги по налогам, сборам и другим платежам в бюджет;
  • если у руководителя, членов совета директоров или главного бухгалтера имеются судимости за экономические преступления, взяточничество, незаконную предпринимательскую деятельность;
  • фирмам, которые в течение двух последних лет были уличены в передаче незаконного вознаграждения должностным лицам;
  • не обладающим исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по условиям договора эти права нужно передать заказчику. Это не касается контрактов на создание книг или произведений искусства, финансирование фильмов;
  • поставщикам, руководитель или член коллегиального исполнительного органа которых состоит в браке или близком родстве с руководителем предприятия-заказчика, членом комиссии по закупкам или иными лицами, руководящими выполнением заказов;
  • офшорным компаниям.

Как видите, соответствовать требованиям не слишком сложно. Но не стоит считать, что они обязательно ограничиваются вышеприведенным списком. Во-первых, заказчик может по своему усмотрению добавить условие об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных. Во-вторых, дополнительные ограничения может ввести Правительство, если контракт касается отдельных видов товаров и услуг. Требования могут касаться наличия определенной суммы финансов на счету, оборудования, специалистов, опыта работы или репутации фирмы.

Получить ЭП

Электронная подпись (ЭП) может заменить привычную подпись на документах, но в электронном документообороте. Поскольку речь в нашем случае идет о торгах на онлайн-площадках, без этого атрибута не обойтись. Но ЭП имеет несколько разновидностей, не все из которых подойдут для участия в госзакупках.

  • Простая электронная подпись требуется, например, для идентификации отправителя письма. Она не обладает высокой степенью защиты и не достаточна для подписания значимых документов, в том числе, для участия в аукционах;
  • Усиленная неквалифицированная электронная подпись подходит для подписи большинства документов, но не гарантирует полной защищенности данных. Получить этот вид ЭП можно в неаттестованных удостоверяющих центрах (УЦ). Ее принимают многие коммерческие площадки, но для торгов по №44-ФЗ применить ее не удастся.
  • Усиленная квалифицированная ЭП юридически равноценна подписи с печатью фирмы. Ее выдают только аттестованные УЦ. Степень защиты — высочайшая. Такую подпись можно использовать для участия в госзакупках, а также повсеместно в электронном документообороте.

Стоимость усиленной квалифицированной электронной подписи на стандартном носителе (токене) — от 4500 рублей. Для получения необходимо заполнить заявления (обычно скачать их можно на сайте УЦ), предоставить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, копию СНИЛС, паспорт, доверенность на подписание бухгалтерских документов и на получение ЭП, если ее получает не заявитель. Срок оформления — 2–5 дней.

Это важно
Нередки случаи, когда компания упускает выгодный контракт из-за проблем с ЭП. Срок действия электронной подписи — один год. Не забывайте своевременно продлевать ее. Также опытные поставщики рекомендуют делать дубликаты ЭП на случай технических проблем или отсутствия на месте специалиста, хранящего токен. При внезапных неполадках устройства в момент подписания контрактов, следует уведомлять оператора торговой площадки.

Зарегистрироваться на ЭТП

Согласно закону торги, проводимые по № 44-ФЗ, могут быть размещены только на федеральных электронных торговых площадках (ЭТП). В данный момент таких площадок пять:

  • «Сбербанк-АСТ» (sberbank-ast.ru);
  • «Росэлторг» (roseltorg.ru);
  • «РТС-тендер» (rts-tender.ru);
  • «ММВБ «Госзакупки» (etp-micex.ru);
  • «Заказ РФ» (zakazrf.ru).

Существенных различий в их принципах работы нет, однако есть отличия в количестве размещенных конкурсов. Так, на долю самой популярной, «Сбербанк-АСТ», приходится почти половина всех осуществляемых госзакупок. Но не стоит отказываться от работы с другими площадками — лучший контракт может встретиться и там.

Пройти аккредитацию на федеральной площадке может любое лицо, физическое или юридическое. Правила оформления на каждой имеют некоторые различия, однако всегда требуется ЭП, заявление, выписка из ЕГРИП/ЕГРЮЛ (кроме физлиц), копия учредительных документов, ИНН, документы, удостоверяющие личность, а также подтверждающие полномочия (доверенности, решения руководящего органа, копия Устава и т.п.), контактные данные. Также необходимо указание максимальной суммы сделки для электронных аукционов. Все бумаги нужно отсканировать и предоставить в формате .jpeg или .pdf. Другие требования к предоставлению документов можно уточнить на сайтах площадок, однако расширять перечень, указанный статье 61 № 44-ФЗ администрация не вправе.

Заявку на регистрацию проверяют до пяти дней. После положительного решения администрации можно приступать непосредственно к торгам. Действует аккредитация три года, затем ее можно продлить.

Выбрать конкурс

Рассмотреть все открытые для участия торги по интересующей тематике удобнее всего на сайте ЕИС в «Реестре заказов и закупок для № 44-ФЗ и № 223-ФЗ». Здесь можно настроить фильтры по цене контракта, дате размещения, наименованию заказчика, субъекту РФ и закону, в рамках которого проходит аукцион.

По каждому проходящему конкурсу доступна информация об ограничениях и особенностях участия, перечень необходимых документов и прочие условия. Чтобы получить полные сведения о закупке, нужно скачать извещение о проведении торгов. Это — главный документ, который требует детального изучения и на который нужно опираться при подготовке документов. Несоблюдение даже небольших формальностей может повлечь отклонение заявки и даже внесение в список недобросовестных поставщиков, если эти незамеченные детали всплывут в ходе исполнения контракта.

Внести обеспечение на заявку на участие в конкурсе в рамках госзакупки

Для участия в госзакупках обязательно внесение обеспечения на каждую поданную заявку. Его размер может составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта, в зависимости от суммы сделки, статуса поставщика и решения заказчика. Необходимая в конкретном случае сумма указана в извещении о проведении торгов.

Для электронных аукционов обеспечение возможно только в форме перечисления денежных средств на счет электронной площадки. Если собственных финансов компании не хватает для участия в выбранных конкурсах, можно обратиться к тендерному кредиту или займу. Некоторые банки предлагают поставщикам специальные возобновляемые кредитные линии.

Собрать и подать пакет документов для участия в госзакупках

Итак, наступает самая ответственная часть — подготовка и подача заявки на аукцион. Заявка, согласно правилам, должна состоять из двух частей и включать в себя:

I часть

  • согласие на участие;
  • подробные сведения об услуге или товаре (в соответствии с частью 3 статьи 66 № 44-ФЗ);
  • по желанию можно приложить рисунки, эскизы или изображение товара;

II часть

  • сведения о компании (адрес, телефон, ИНН и т.п.). Обычно передаются площадкой автоматически при подаче заявки;
  • выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • декларация о соответствии лица требованиям к участникам госзакупок;
  • документы, подтверждающие право допуска участника — в тех торгах, которые имеют ограничения. Например, если торги проводятся только для малых предприятий, необходима декларация о принадлежности к субъектам СМП. Если для участия нужна лицензия, ее также нужно приложить;
  • документы, подтверждающие качество товара — для той продукции, к которой законодательно установлены требования;
  • решение об одобрении крупной сделки, если наименьшая минимальная цена контракта данного контракта превышает максимум, указанный при регистрации на площадке;
  • ИНН учредителей и членов исполнительного органа/генерального директора.

Как ускорить процесс?

Подготовка к участию в тендерах выглядит процессом несложным, но на практике занимает у начинающих несколько месяцев. Несмотря на четкие требования закона, проблемы возникают повсеместно: из-за нарушений порядков заказчиком (завышенные требования можно обжаловать в ФАС, но это тоже требует опыта), из-за банальных ошибок в документации и невнимательности к деталям со стороны поставщиков.

Чтобы избежать потери времени и выгодных контрактов лучше обратиться к профессионалам. «Тендер-Гарант» предлагает комплексную услугу тендерного сопровождения, включающую в себя решение всех вопросов: получение ЭП и аккредитации на площадках, обеспечение заявки, подготовка документов. Наш штат квалифицированных специалистов поможет компании быстро начать свою деятельность в качестве поставщика в системе госзакупок.

Читайте также

В настоящее время практически любой добросовестный предприниматель может принять участие в электронных торгах и добиться госзаказа. Не менее 10%.

Все, кто участвует в торгах и государственных аукционах, знают, что для обеспечения заявки и в дальнейшем для обеспечения исполнения контракта нужна.

tendergarant.ru

Символика цифр №44-ФЗ и новые правила госзакупок. Случайность или нет?

Представляем вашему вниманию статью специалистов «Бико», победившую во Всероссийском конкурсе среди журналистов на лучшую публикацию по теме: «Государственные, муниципальные и корпоративные закупки в Российской Федерации». Конкурс прошел в рамках Десятого юбилейного Форума-выставки «Госзаказ-2014»

Как известно, закон о контрактной системе содержит две четверки. Случайно или намеренно, но, согласно даосской практике символического обустройства пространства фэншуй, четверка значит «перемены», «перекресток» или «выбор направления». Закон № 44-ФЗ действительно задает определенное направление развития закупок и дает массу возможностей для создания конкурентной среды. Ведь законодательство для того и существует, чтобы не только облегчать жизнь и снабжать ее правилами, но и налагает большую ответственность за неисполнение положений.

Станут ли «четверки» в номере закона о контрактной системе надежной опорой, если следовать практике фэншуй, для перемен к лучшему в госзаказе? Сможет ли контрактная система стать одним из главных инструментов борьбы с коррупцией? Давайте разбираться.

ФЗ-94: Манипуляции заказчиков с госзакупками

Безусловно, ситуация в сфере госзаказа радикально изменилась. И символизм цифр в федеральных законах о госзакупках также отчасти прослеживается. Примечательно, что действующий до 1 января 2014 года Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в своем номере содержит только одну четверку. Звучит наивно, но видимо, поэтому некоторые недобросовестные заказчики и поставщики, сужая возможности для конкуренции, находили в законе лазейки, а иногда и вообще его нарушали.

Соревнуясь друг с другом в изобретательности, заказчики придумывали множество способов спрятать свои закупки от «нежелательных» глаз и при этом уйти от наказания. Вот лишь небольшой список ухищрений, которые они использовали при размещении закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru:

  • Латиница вместо кириллических букв
  • Замена маленького регистра большим
  • Лишние пробелы между буквами
  • Неверное указание сведений в технической спецификации и многое другое, что после обнаружения списывалось на ошибки.

Как показала практика, если проводилась одна из подобных манипуляций, то увеличивалась вероятность того, что закупку «чужие» поставщики не находили и, соответственно, не подавали заявки на участие в ней. Контракт заключался только с определенным заранее поставщиком и, как правило, по начальной цене контракта. В итоге бюджет нес убытки, а заказчик и поставщик делили прибыль между собой.

Существовали и другие схемы, позволяющие заключить контракт с «нужным» поставщиком. Например, картельный сговор и «таран», а от слова «демпинг» поставщики и сегодня приходят в неописуемый ужас. Все это результат «белых пятен» в законе № 94-ФЗ. В последние годы информационное поле буквально сотрясалось новостями об автомобилях, мебели, подарках, банкетах и многом другом, закупаемом по завышенным ценам для нужд чиновников и государственных учреждений из бюджета.

Президент В. Путин в ходе заседания Госсовета по бюджетным расходам, прошедшего в конце 2013 года, огласил результаты мониторинга 10 тысяч госзакупок 2012 года. Оказалось, что 60% заказов были проведены с нарушениями.

Уровень коррупции при № 94-ФЗ возрос на столько, что участие в закупках стало для одних коррупционным расчетом, а для других тратой времени. Появились общественные движения, раскрывающие информацию о заказах, размещаемых с нарушениями и имеющих завышенную цену контракта (например, Фонд борьбы с коррупцией, функциями наблюдения за закупками наделен и Общероссийский народный фронт).

О том, что систему государственных закупок нужно менять, говорили давно и много. По мнению экспертов, № 94-ФЗ в последние годы своего действия не отвечал требованиям современного рынка, однако именно он послужил крепким фундаментом для создания новой законодательной базы регулирования закупок.

Переход от № 94-ФЗ к Контрактной системе

Разработкой закона о контрактной системе занимались специалисты Высшей школы экономики и Министерства экономического развития Российской Федерации, а руководила процессом Эльвира Набиуллина, возглавлявшая в то время Минэкономразвития. В итоге в июне 2012 года Государственная дума утвердила в первом чтении законопроект с рабочим названием «О Федеральной контрактной системе». Однако второе чтение проекта состоялось только в марте 2013 года, так как из-за разногласий государственных ведомств дата рассмотрения переносилась несколько раз. Кстати, именно тогда закон стал называться «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (по привычке систему до сих пор именуют Федеральной контрактной системой).

5 апреля 2013 года президент В. Путин подписал утвержденный закон, а дата его вступления в силу была установлена на 1 января 2014 года. Кстати, в дате также содержится четверка. Согласитесь, что-то мистическое в этом есть.

Последний квартал 2013 года мы слышали о том, что страна не готова к переходу на контрактную систему. Если глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев высказывал опасения по этому поводу, так что говорить о заказчиках и поставщиках? Но Минэкономразвития оказалось непреклонным, а президент рекомендовал не переносить срок вступления закона в силу.

Отметим, что закон, подписанный В. Путиным, и закон, действующий сейчас, несколько отличаются друг от друга. Помните 500 поправок, принятые до 1 января 2014 года (включая Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации)? Даже этого оказалось мало, и по состоянию на март месяц в Госдуме ждут своей очереди на обсуждение еще несколько законопроектов, которые могут изменить № 44-ФЗ (например, отмена проведения экспертизы для некоторых закупок у единственного поставщика).

Стоит обратить особое внимание на положения закона, раскрывающие принципы контрактной системы:

  • В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
  • Информация должна быть полной и достоверной.
  • Запрещается совершение действий, которые приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
  • Деятельность заказчика должна проходить на профессиональной основе.
  • Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Закон о контрактной системе затрагивает как определение поставщиков, так и планирование, общественное обсуждение, контроль, мониторинг и аудит. По мнению разработчиков, система увеличивает степень ответственности заказчиков, контроль за ними и конкуренцию среди участников закупок (ответственность за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена КоАП РФ).

Как гласит 7 статья № 44-ФЗ, система основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Именно принципы должны помочь новым игрокам освоить рынок.

«Дюжина ножей в спину» коррупции

С середины 2013 года заказчики в обязательном порядке уселись за парты, ведь новый закон опирается на их профессионализм и предъявляет к ним новые требования.

Отныне при проведении закупок заказчики должны руководствоваться целями, которые устанавливает закон о контрактной системе. Всего закон определяет три цели. В первую очередь — это достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных программами РФ, государственными программами субъектов РФ, муниципальными программами.

Ужесточились принципы прогнозирования и планирования закупок. Заказчики должны заранее разрабатывать планы закупок и планы-графики, а закупки, не включенные в план, считаются незаконными.

Помимо этого, закон вводит и такой «инструмент», как обоснование закупок. Теперь, чтобы провести закупку, заказчик должен обосновать как начальную (максимальную) цену контракта, так и способ определения поставщика.

Обязательное общественное обсуждение закупок — это новшество контрактной системы, которое также позволит сэкономить бюджетные деньги. Случаи проведения обсуждения закупок и его порядок утверждаются Правительством Российской Федерации. По результатам обсуждения выносится вердикт — проводить ли закупку или внести изменения, либо вообще отменить заказ. Увеличены также возможности для контроля выполнения госзаказов со стороны общественности. Самое главное, что по закону № 44-ФЗ заказчик обязан публично обосновывать каждое свое решение. А контроль в контрактной системе — это качественный анализ действий заказчика.

Повышению открытости информации и прозрачности закупок способствует ввод Единой информационной системы (ЕИС), в которой должны публиковаться документы, связанные с процессом проведения закупок.

Новый закон предусматривает новые требования и к поставщикам. Теперь к участию в закупках не допускаются те компании, информация об учредителях которых включена в реестр недобросовестных поставщиков. Компанию не допустят и в том случае, если ее руководитель или главный бухгалтер имеет непогашенную или неснятую судимость в сфере экономики.

Родственные связи между заказчиками и поставщиками — это еще одно слабое место закона № 94-ФЗ. Теперь же, если будет доказано наличие родственных связей между заказчиком (руководителем заказчика, руководитель контрактной службы, членами комиссии) и поставщиком (руководитель, членами коллегиального исполнительного органа, выгодоприобретателями), заключение контракта будет запрещено.

Закон о контрактной системе вводит жесткие меры по борьбе с демпингом. Победил по цене, снизив цену на 25%? Будь добр предоставить обеспечение исполнения контракта на порядок больше первоначального размера, либо докажи, что поставщик ты добросовестный и способен исполнить все обязательства выигранного контракта.

Если же поставщик не исполнит обязательства, то заказчик сможет в одностороннем порядке расторгнуть контракт с таким поставщиком и провести закупку повторно. При законе № 94-ФЗ это возможно было только по решению суда, процедура которого затягивались, заказчик оставался без закупки, а бюджет вновь нес убытки.

Оценить эффективность заказа поможет аудит, замыкающий процедуру проведения государственной закупки. Аудит выявляет, соответствуют ли результаты исполнения контракта первоначально заявленной государственной нужде. Если результаты не соответствуют, то начинается разбирательство, а виновные в проведении неэффективной закупки должны нести ответственность.

Многие положения закона еще только должны вступить в силу, однако на сегодняшний день закон работает вполне успешно.

Но страх заказчиков перед новым законом виден до сих пор — официальный портал госзакупок отображает малое количество заказов.

  • В 2013 году с 1 января по 28 февраля на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано 237 609 закупок (этапы: Подача заявок, Работа комиссии, Закупка завершена)
  • В 2014 году за этот же период было размещено всего 147 751 закупок.

Таким образом, в 2014 году за один период опубликовано почти в два раза меньше закупок, чем за тот же период в 2013 году.

С 1 января 2014 по март 2014 на сайте zakupki.gov.ru в секции «94-ФЗ» заказчики разметили 19 заказов, и только 3 из них были отменены. Это говорит о том, что некоторые заказчики по привычке или по незнанию продолжают размещать свои заказы в рамках уже не действующего закона № 94-ФЗ.

Немногочисленное количество государственных закупок, опубликованных в первые месяцы 2014 года, вынудило поставщиков переключиться на коммерческие тендеры, которые проходят по Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По прогнозам экспертов, понятный страх перед новым законом, как у заказчиков, так и у поставщиков удастся побороть, а количество госзакупок и заключенных контрактов будет расти уже совсем скоро.

Итак, символизм цифр в законе № 44-ФЗ может быть и неслучайным. Как мы видим, выбор в законе сделан в пользу нового пути, то есть честности, открытости и развития конкуренции. И насколько быстро заказчики и поставщики начнут следовать принципам, заложенным контрактной системой (которая будет развиваться и дальше), настолько быстро им удастся освободиться от коррупции и упростить свою жизнь.

Давайте играть по честным правилам!

www.bicotender.ru

О новой системе госзакупок

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который сменил Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Задача закона о контрактной системе – изменить принципы работы государственного и муниципального заказа, сделать закупки максимально эффективными и открытыми, усилить антикоррупционный контроль. Новый закон позволит закупать более дорогие, но и более качественные товары. При этом, заказчики смогут избежать обвинения в нерациональном использовании бюджетных средств, если докажут целесообразность таких закупок.

В тоже время, нормы Федерального закона № 44-ФЗ возлагают на заказчика ответственность не только за формальное соблюдение всех процедур, но и за конечный результат закупки. Заказчику необходимо будет планировать, обосновывать и отвечать за эффективность закупки.

Правила планирования закупок стали более сложными и жесткими. Так, согласно новому закону вводится обязанность формирования плана закупок (как правило, на трехлетний период), плана графика-закупок (на каждый год), а также обоснования закупок (составляется для каждой закупки). По нормам закона, закупки, не предусмотренные документами планирования, не могут быть осуществлены. Расширен круг лиц, которые должны будут планировать закупки за счет бюджетных средств по правилам 44-ФЗ. Это не только государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения, но и автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные юридические лица. При этом бюджетным учреждениям предоставлено право «вывести» из-под действия Закона № 44-ФЗ некоторые виды закупок и осуществлять их по 223-ФЗ: это закупки за счет грантов, так называемые контракты «второй руки», а также закупки за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Кроме того, Законом № 44-ФЗ регламентированы правила централизации закупок как на уровне публично-правового образования, так и на уровне главного распорядителя бюджетных средств.

В контрактной системе появились нормы антидемпингового характера. При снижении цены контракта на 25% участник процедуры обязан будет предоставить финансовое обеспечение, превышающее обеспечение исполнения контракта в полтора раза, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Или информацию, подтверждающую добросовестность поставщика, при контракте от 15 млн. руб. и менее. При НИОКР критерий наименьшей цены не будет являться самым весомым фактором, определяющим победителя, – и это еще одна из новаций контрактной системы.

В целях развития малого и среднего бизнеса определенная доля закупок будет осуществляться именно у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных организаций.

Вопросам открытости и прозрачности закупок для государственных и муниципальных нужд в контрактной системе уделено особое внимание. В законе есть жесткое обязательство заказчика предоставлять достаточно широкий перечень информации для осуществления общественного контроля. Введение в действие Единой информационной системы (ЕИС) начиная с 2016 года приведет к тому, что любой гражданин, не говоря уже об общественных организациях, сможет получать информацию о государственном и муниципальном заказе (за исключением информации, составляющей государственную тайну).

Общественность получит новые полномочия в сфере контроля закупок. Если раньше граждане могли сигнализировать о нарушениях только в правоохранительные органы, то контрактная система наделяет общественные организации и объединения юридических лиц правом обращения в суд от своего имени при выявлении таких нарушений.

Нормы Закона о контрактной системе закрепляют обязательность общественного обсуждения отдельных категорий закупок и устанавливают случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения таких закупок.

Согласно новому закону, еще на стадии планирования закупки общественность имеет право высказаться о ее целесообразности и обсудить стартовую цену. Общественное обсуждение закупок, стоимость которых составляет более 1 млрд. рублей, стало обязательным. Новый закон призван ввести дополнительные случаи обсуждения госзакупок, которые будут контролироваться обществом.

Общественные слушания по закупкам (в них может участвовать любой гражданин) проводятся по инициативе заказчика или по обращению общественных организаций и объединений юридических лиц. По результатам слушаний возможны изменения в документах планирования закупок или полная отмена заказа. Не обсуждаются с общественностью только закупки с закрытой формой определения поставщика и закупки у единого поставщика, информация о котором составляет государственную тайну.

goszakupki.open.gov.ru

Правило госзакупок

Министерство финансов выступает за то, чтобы при государственных закупках существовало правило второго участника, заявил Лавров на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). Речь идет о том, что компания, уступившая на конкурсе, получит право выполнить контракт, если победитель с ним не справится, сообщает ТАСС.

«Если по конкурсным процедурам кто-то победил, например, демпингуя, и не смог справиться, что сейчас делает заказчик? Он старается всеми правдами и неправдами договариваться, в том числе закрывает глаза на «неправильную» продукцию. «Правило второго участника позволит без дополнительных процедур заключить договор с тем, кто при проведении конкурса был вторым», — сказал замминистра.

«Болевой точкой в плане коррупции» назвал ​24 мая госзакупки глава Счетной палаты Алексей Кудрин. Выступая на ПМЭФ, он отметил, что проблемы есть «начиная с проектирования объектов, строительства, ремонтов, технического обеспечения министерств, ведомств и бюджетных учреждений».

«Очень много имитационных процедур, когда уже заранее согласованы подходы. Очень много завышенных цен, даже несмотря на выполнение процедур. То есть результаты тоже имитируются, и завышенные цены часто являются результатом. Казалось бы, защитились процедурой, а по сути закупили у не самых эффективных и не самых дешевых компаний», — сказал Кудрин.

При этом глава Счетной палаты заявил, что надеется сделать решительные шаги в этой области в ближайшие два-три года.

www.rbc.ru

Форма и правила ведения реестра госзакупок

Реестр госзакупок содержит информацию, без которой потенциальным исполнителям не обойтись. При этом ни содержание реестра, ни порядок и правила его ведения не отражены в законах. И о том и о другом вы узнаете из нашей статьи.

Единый реестр опубликованных госзаказов и госзакупок

Реестр заказов и закупок представляет собой систематизированный перечень, содержащий актуальную информацию о действующих и завершенных закупках, совершаемых для нужд отдельных организаций или публичных органов. Реестр существует в рамках единой информационной системы (ЕИС) и является одним из ее ресурсов.

При этом юридически неверно будет отождествлять реестр закупок с самой информационной системой, поскольку последняя представляет собой более широкое понятие, включающее также реестры организаций, положений о закупках, недобросовестных поставщиков, планов проверок уполномоченных органов и т. д.

Перечень опубликованных госзаказов содержит ряд пунктов, соответствующих отдельным заказам:

  1. Регулирующий закон («О контрактной системе. » от 05.04.2013 № 44-ФЗ или «О закупках…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ), от которого зависит вид субъекта-заказчика, а также порядок и форма заключения соглашения (договор или контракт).
  2. Этап закупки (от подачи заявок до завершения или отмены закупки).
  3. Сведения о процедуре закупки. Например, если исполнитель выбирается с помощью запроса котировок, сведения о процедуре включают:
    • время начала и окончания срока подачи заявок;
    • место и порядок подачи;
    • форма котировочной заявки;
    • время и порядок вскрытия конвертов и т. д.
  4. Начальная или максимальная цена контракта.
  5. Основные сведения о заказчике. Обязательно указываются наименование организации или органа, адрес, ответственное лицо и контакты для связи (адрес электронной почты, телефон).
  6. Способ определения исполнителя (запрос котировок, электронный аукцион и т. д.).
  7. Требования к участникам.
  8. Обеспечение контракта.
  9. Объект закупки.
  10. Идентификационный код закупки.
  11. Дата размещения заказа.

Форма единого реестра закупок

На основании п. 3 порядка функционирования ЕИС, утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414, сведения, содержащиеся в системе, размещаются на официальном сайте системы (www.zakupki.gov.ru), поэтому реестр закупок как часть ЕИС ведется в электронной форме. При этом сведения являются общедоступными.

В то же время каждый заказчик документально фиксирует заключенные контракты и договоры, поэтому обычной практикой является и ведение государственными органами и иными заказчиками собственных реестров в электронной и/или бумажной форме, содержание которых аналогично единому реестру.

Применительно к реестру закупок также важно упомянуть ст. 73 Бюджетного кодекса, которая установила для пользователей средств бюджета обязанность вести учет закупок, осуществляемых без заключения с исполнителем контракта. Такие реестры должны содержать:

  • наименование объекта закупки;
  • названия и адрес местонахождения исполнителя;
  • дату закупки;
  • цену сделки.

Как отмечается в определении Верховного суда России от 10.11.2011 № 201-В11-51, порядок ведения реестров такого рода не регулируется правовыми нормами, за исключением указанной статьи Бюджетного кодекса. Однако в силу ст. 6 ГК на него может быть распространено общее регулирование порядка ведения реестров закупок, поэтому форма такого реестраможет быть и электронной.

Кто по законам 44-ФЗ и 223-ФЗ ведет реестр закупок?

Как указано в постановлении Правительства России «Об определении федерального органа …» от 13.04.2017№ 442, единая система и реестр как ее часть, находятся в ведении определенного уполномоченного органа:

Федерального казначейства, подчиненного Минфину, которое обеспечивает:

  • создание, развитие и обслуживание системы;
  • ведение ЕИС;
  • определение порядка регистрации в системе и пользования ей.

Ведение реестра в части надзора за достоверностью размещенной информации и бесперебойностью работы ЕИС осуществляется уполномоченными органами. Непосредственное внесение сведений в список закупок осуществляется заказчиками.

Заказчиками по закону № 44-ФЗ признаются государственные и муниципальные органы, а также казенные и бюджетные учреждения, МУП и ГУП. По закону № 223-ФЗ к ним отнесены:

  • публично-правовые компании;
  • государственные корпорации;
  • хозяйственные общества, доля государственных образований в которых превышает половину, и др.

ВАЖНО! Правило, регулирующее формирование позиций о закупках заказчиком, действует не для всех ресурсов информационной системы. К примеру, перечень недобросовестных поставщиков формирует Федеральное казначейство на основании данных, предоставленных заказчиками.

Правила ведения реестра

Ни правила функционирования ЕИС, ни законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ не содержат перечня правил ведения реестра госзакупок, но возможно провести аналогию с действующими правилами ведения реестра договоров, утв. постановлением Правительства России от 31.10.2014 № 1132.

Таким образом, можно выделить следующие нормы:

  1. Список ведется в электронном виде.
  2. Заполнение граф производится на русском языке, кроме имен иностранцев и апатридов, для обозначения которых разрешено использовать латинский алфавит.
  3. Каждой записи о закупках присваивается уникальный номер.
  4. Внесение записей в реестр осуществляется в установленные сроки и в отношении определенных сведений.
  5. Обмен информацией между Федеральным казначейством и заказчиками производится с помощью электронного документооборота. Заказчик в таком случае высылает документы, содержащие электронную подпись представителя.

При этом в правилах ведения реестров закупок и договоров имеются и существенные различия:

  1. Позиции существующих закупок формируются не Федеральным казначейством, а непосредственно заказчиками, которые последовательно заполняют электронные формы, размещенные в ЕИС в сфере закупок.
  2. Создание заказчиком записи в реестре о новой закупке начинается с входа в личный кабинет на сайте и выбора поля «Создать» в реестре, после чего заполняются поля об основании внесения записи (например, она может вноситься на основании плана-графика), форме определения исполнителя, требованиях к нему и т. д. Точный порядок дополнения реестра новыми графами отражен в руководстве пользователя ЕИС.

Можно ли внести изменения в реестр?

Нормативного регулирования порядка внесения изменений в заполненные позиции о существующих закупках не предусмотрено. Более того, такая возможность отсутствует даже технически. Это означает, что внесенные записи о государственных заказах и закупках изменению не подлежат.

Однако некоторые пункты все же изменяются. Заказчик в единой системе не только отражает текущую информацию о заказах, но и раскрывает информацию о планах и планах-графиках закупок. Они же, в отличие от реестра закупок, изменяемы. Система предлагает целые перечень (открытый) причин внесения поправок в планы, в т. ч. изменение:

  • цели или требований к планируемой покупке;
  • производимое по итогам общественного обсуждения закупки;
  • сроков либо периодичности;
  • производимое вследствие поправок в закон о федеральном бюджете.

Подведем итоги. Реестр заказов и закупок в рамках единой информационной системы является систематизированной описью информации о заказчиках, объекте заказа, требованиях к исполнителю, начальной или наибольшей цене контракта, договора и пр. Информация представлена в электронной форме на специальном сайте ЕИС, деятельность которого обеспечивает Федеральное казначейство. Порядок заполнения реестра не урегулирован нормативно, установлен лишь технически: заказчик заполняет определенные позиции в рамках специальных полей, причем при невнесении необходимой информации пользователь системы не сможет завершить операцию. За размещение недостоверной информации возможно привлечение к ответственности.

nsovetnik.ru

Это интересно:

  • Ук статья 44 Ук статья 44 1. В УК по-новому выглядит сама система наказаний, выстроенная по принципу от менее строгого к более строгому наказанию. Это положение соответствует общим началам назначения наказания, заложенным в ст. 60 УК, в […]
  • Штрафы по 44-фз коап таблица Штрафы по 44-ФЗ - таблица КоАП 2018 с последними изменениями Все действия поставщиков и заказчиков, которые принимают участие в закупках для удовлетворения государственных потребностей четко регламентированы действующим 44-ФЗ. За […]
  • Как заполнить платежку на оплату штрафа Как оплатить административный штраф ФАС Основания для уплаты Заказчики и участники закупок несут ответственность, в т. ч. административную, за несоблюдение законодательства и других нормативных актов контрактной системы (ч. 1 ст. 107 […]
  • Законы при бараке обаме Благие намерения на неправильной стороне истории Президентский срок Барака Обамы подходит к концу — в пятницу, 20 января, его сменщик Дональд Трамп будет приведен к присяге. Согласно данным Института Гэллапа, большинство американцев […]
  • Надзор за следственным комитетом прокуратурой Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 9 февраля 2012 г. № 39 “Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы” Принимая во внимание, что в соответствии со ст. 1 и […]
  • Образец письма возврата обеспечения контракта Юридический портал Советы профессионалов Заявление на возврат суммы обеспечение контракта Возврат суммы обеспечения Контракта 17.8. Расторжение Договора влечет за собой прекращение обязательств Сторон по нему, но не освобождает от […]