Оглавление:

Правительством внесены изменения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 10 апреля 2018 г. № 274 внес изменения и дополнения в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда.

Согласно постановлению список документов, прилагаемых к договору строительного подряда как неотъемлемая часть, дополнен графиком поставки оборудования подрядчиком, если договором предусмотрено, что поставку оборудования осуществляет подрядчик.

Также Правила дополнены списком обязанностей генерального подрядчика при строительстве объектов «под ключ» по договору, заключенному на основании утвержденной предпроектной (предынвестиционной) документации, Он обязан по договорной (контрактной) цене:

получить исходную и разрешительную документацию;

обеспечить выполнение работ по проектированию, строительству;

выполнить часть функций заказчика по управлению строительством, переданных ему на основании договора;

обеспечить выполнение пусконаладочных работ, работ по приемке объекта в эксплуатацию и передаче его заказчику.

Кроме того, установлено, что размер текущего аванса по объектам, финансируемым с привлечением бюджетных средств, не должен превышать 70 процентов (ранее – не более 50 %) стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную (контрактную) цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в этом месяце.

Сроки освоения полученных в виде целевых авансов бюджетных средств увеличены с трех до четырех месяцев с даты их получения.

Перечень материальных ресурсов, на приобретение которых в договоре может предусматриваться выплата целевых авансов значительно расширен. Теперь выплата целевых авансов предусматривается и при приобретении

арматурной стали и металлопроката для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций,

предварительно-изолированной продукции (трубы, соединительные детали, фитинги, тройники, арматура),

элементов воздушных линий.

В список наружных и внутренних инженерных систем, закупка комплектующих и материалов для устройства которых предусматривает выплату целевых авансов, включены системы газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водопровода, канализации, автоматизации технологических процессов, связи, радио и телевидения, видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, контроля и управления доступа, электроосвещения.

Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

По информации Национального центра правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

pravo.by

Порядок заключения договора строительного подряда

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Статья просмотрена: 5464 раза

Библиографическое описание:

Данилов В. В. Порядок заключения договора строительного подряда [Текст] // Право: современные тенденции: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/42/2524/ (дата обращения: 11.08.2018).

Договор строительного подряда – один из наиболее распространенных в хозяйственных отношениях видов договора подряда, опосредующий возведение (создание), реконструкцию либо ремонт производственных объектов, линейных объектов (автомобильные и железные дороги, линии связи и электропередач и т.д.), объектов транспорта и торговли, культурных и спортивных объектов, жилых домов и т.д. С этой точки зрения любое развитие, модернизация как на уровне макроэкономики, так и на уровне микроэкономики не могут обойтись без использования договора строительного подряда.

Системный анализ гражданского законодательства приводит к выводу о том, что порядок заключения договора строительного подряда регламентируется комплексом гражданско-правовых норм, одни из которых содержатся в общих положениях о заключении договоров (гл. 28 части первой ГК РФ [1]), другие – в общих положениях о подряде (параграф 1 главы 37 части второй ГК РФ), третьи – в положениях о строительном подряде (параграф 3 главы 37 части второй ГК РФ). Такая сложная «трехуровневая конструкция» зачастую вызывает некоторые сложности у правоприменителей при разрешении практических вопросов о заключении договора строительного подряда. В теории гражданского права многие аспекты заключения договора строительного подряда также являются дискуссионными.

Рассмотрим некоторые актуальные вопросы заключения договора строительного подряда.

Итак, согласно абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Таким образом, рассматривая порядок заключения договора строительного подряда, следует, прежде всего, обратиться к правовому анализу существенных условий и формы данного договора.

Начнем с исследования существенных условий договора строительного подряда.

Как справедливо отмечается в науке, существенные условия договора необходимы и достаточны для его заключения. При отсутствии хотя бы одного из существенных условий договор не считается заключенным, и напротив, если стороны достигли соглашения по всем существенным условиям, но не обсудили иные, договор заключен [2, с. 151].

Из положений абз. 2 п. 1 ст. 432 и ст. 740 ГК РФ можно сделать вывод, что существенными условиями договора строительного подряда являются условия о предмете, сроке и цене.

В отношении предмета договора строительного подряда в науке ведутся активные споры.

Так, например, в одних источниках под предметом договора строительного подряда предлагают понимать сам процесс выполнения работ, выраженный в конкретных действиях подрядчика и некоторых действиях заказчика (создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ; принятие объекта строительства или результатов иных строительных работ; уплата обусловленной цены за выполненные работы) [3, с. 421].

В других источниках обосновывается концепция двух предметов договора строительного подряда: материального, представляющего результат работ, и юридического – деятельности сторон при исполнении договора строительного подряда [4, с. 572].

Согласно третьей точке зрения, наиболее предпочтительной выглядит концепция единого предмета договора строительного подряда, который имеет две составляющие – выполнение строительных работ и результат такого выполнения [5, с. 23; 6, с. 7].

Последняя точка зрения представляется более правильной. Договор строительного подряда, по нашему мнению, имеет так называемый сложный предмет. Предметом договора строительного подряда является, во-первых, выполнение строительных и иных связанных с ними работ, а, во-вторых, достигнутый с их помощью результат в виде построенного или реконструированного предприятия, здания, сооружения или иного объекта недвижимости либо законченного комплекса монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ, либо законченного комплекса работ по капитальному ремонту зданий и сооружений.

Исходя из абз. 2 п. 2 ст. 740 ГК РФ следует, что в случаях, прямо предусмотренных договором, в предмет договора строительного подряда могут включаться не только строительство (реконструкция) объекта либо выполнение комплекса определенных работ, но и обеспечение эксплуатации объекта в течение указанного в договоре срока.

В науке также отмечается, что предмет договора строительного подряда раскрывается в технической документации и, следовательно, условие о предмете считается определенным после согласования сторонами технической документации, которая подготовлена в порядке, установленном законодательством. Несогласование условия о предмете в указанном виде влечет признание договора незаключенным [7, с. 294].

Мы склонны согласиться с таким подходом (предмет договора строительного подряда должен раскрываться в технической документации), поскольку в п. 1 ст. 743 ГК РФ четко и императивно указано, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования.

В то же время в п. 5 Информационного письма от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» [8] Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным.

Таким образом, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ допускает ситуацию, когда техническая документация сторонами не согласована, при этом предмет договора строительного подряда тем не менее является согласованным (и такой договор, следовательно, в соответствии с п. 1 ст. 432 и ст. 740 ГК РФ является заключенным). Такой вывод Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ, с одной стороны, несколько противоречит позиции о том, что предмет договора строительного подряда обязательно должен раскрываться в технической документации. С другой стороны, если обратиться к обстоятельствам дела, на основании которого был сформулирован п. 5 Информационного письма от 24 января 2000 г. № 51, видно, что при отсутствии технической документации заказчик был ознакомлен с типовым образцом хозблока из бруса площадью 6 на 8 метров, возводимого подрядчиком.

Таким образом, по нашему мнению, единственное исключение, когда предмет договора строительного подряда возможно посчитать согласованным даже при отсутствии технической документации, – это строительство (реконструкция) относительно несложных с конструктивной точки зрения объектов в соответствии с утвержденными (согласованными) сторонами типовыми образцами (проектами, моделями).

Срок. Срок выполнения работ по договору строительного подряда регламентируется общими правилами о сроках выполнения работ по договору подряда, предусмотренными ст. 708 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Таким образом, в приведенной статье названы три вида сроков – начальный, конечный и промежуточные.

Соответственно, возникает вопрос, какой из сроков (либо, может быть, одновременно все сроки) следует считать существенным условием договора строительного подряда?

В науке по этому вопросу нет единого мнения.

Так, в одних источниках указывается, что применительно ко всякому договору подряда, а следовательно, и договору строительного подряда, являющемуся его отдельным видом, условию о начальном и конечном сроке выполнения работ законодателем придается значение существенного условия договора [3, с. 432].

В других источниках указывается, что только к конечному сроку может применяться правило о сроке как существенном условии договора строительного подряда [9, с. 378; 10, с. 611].

Исходя из смысла и буквального толкования п. 1 ст. 740 ГК РФ можно предположить, что существенным условием для договора строительного подряда является условие именно о конечном сроке.

Так, например, применительно к государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд п. 1 ст. 766 ГК РФ в качестве существенных названы условия о сроках как начала, так и окончания подлежащей выполнению работы.

В свою очередь в п. 1 ст. 740 ГК РФ законодатель применительно к договору строительного подряда не включил такое прямое указание в отношении начального срока, из чего следует логический вывод, что условие о начальном сроке не является существенным для договора строительного подряда.

В п. 4 Обзора, утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51, также указывается, что именно условие о сроке окончания работ является существенным условием договора строительного подряда.

В то же время, по нашему мнению, учитывая имеющуюся неопределенность по данному вопросу, в ст. 740 ГК РФ следует более четко определить существенные условия договора строительного подряда.

Также следует учитывать, что если в договоре строительного подряда условие о сроках выполнения работ не согласовано, определять такие сроки по правилам ст. 314 ГК РФ о разумном сроке недопустимо [11].

Цена. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

Исходя из положений ст. 743 ГК РФ следует, что цена подлежащей выполнению по договору строительного подряда работы должна определяться путем составления сметы. Согласно п. 1 ст. 709 ГК РФ смета может определять цену подлежащей выполнению работы либо устанавливать механизм (способы) ее определения. В соответствии с п. 4 ст. 709 ГК РФ смета может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Как отмечается в науке, приблизительная смета намечает лишь ориентировочную стоимость предстоящих работ, и, если в процессе их исполнения выяснится, что не все они были учтены или что их стоимость оказалась выше предполагаемой, подрядчик вправе требовать соответствующего повышения оплаты. Такие сметы целесообразны, когда при заключении договора исключается возможность предвидеть более или менее точный объем работ или необходимых для этого расходов и учесть их в цене договора. Невозможность предвидения зависит от многих обстоятельств: срока договора, характера работ (подземные, дноуглубительные и т.п.), сложности работ, их новизны, природных условий места выполнения работ и проч. [9, с. 364].

Однако, применительно к длительным проектам строительства (строительство производственных зданий, жилых домов и др.), учитывая высокие темпы инфляции в нашей стране, стороны редко определяют цену договора строительного подряда в твердой смете. Как правило, стоимость работ определяется в текущих ценах путем пересчета базисных цен с использованием специального коэффициента (индексного базиса). Как указано в п. 6 Обзора, утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51, условие о цене должно признаваться согласованным и в том случае, когда в договоре предусмотрен лишь способ ее определения, например исходя из базисного уровня сметных цен и текущих индексов.

В то же время, исходя из положений п. 3 ст. 743 ГК РФ, п. 3 ст. 744 ГК РФ, можно сделать вывод, что в двух случаях возможен пересмотр по требованию подрядчика также и твердой сметы:

а) при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ и в связи с этим необходимости дополнительных работ;

б) в случаях, когда по не зависящим от подрядчика причинам произошло удорожание строительства, и стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Однако, как, например, указывают суды, подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены при существенном удорожании материалов только до подписания акта приема-передачи, после подписания акта приема-передачи такое требование необоснованно [12].

При определении цены договора строительного подряда на практике зачастую возникают споры об обязанности сторон договора подряда применять Методику определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (Постановление Госстроя РФ от 05 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» [13]), принятую для определения стоимости строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных и пусконаладочных работ, осуществляемых на территории РФ, а также формирования цен на строительную продукцию.

И хотя в настоящее время суды преимущественно придерживаются той точки зрения, что данная Методика определения стоимости строительной продукции не применяется при расчете стоимости работ, если стороны не сослались на нее в тексте договора [14], полагаем, этот вопрос должен получить четкое нормативное закрепление.

Если говорить о форме договора строительного подряда, то, хотя это прямо и не предусмотрено в положениях параграфов 1 и 3 главы 37 части второй ГК РФ, по нашему мнению, такой договор должен заключаться в простой письменной форме. Такой вывод мы основываем на следующих позициях:

Во-первых, подрядчик – лицо, обладающее специальной правоспособностью:

а) являющееся субъектом предпринимательской деятельности (в противном случае проведение строительных работ будет являться незаконным предпринимательством);

б) отвечающее определенным квалификационным требованиям, позволяющим ему выполнять подрядные работы (как правило, – вступление в саморегулируемую организацию и получение соответствующего свидетельства – гл. 6.1 Градостроительного кодекса РФ [15]).

Таким образом, законодателем фактически предусмотрен специальный субъектный состав на стороне подрядчика по договору строительного подряда, а именно:

— граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей (индивидуальные предприниматели);

— коммерческие организации (независимо от их организационно-правовой формы);

— некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах, определенных в п. 3 ст. 50 ГК РФ.

Следовательно, как минимум одна из сторон договора строительного подряда – подрядчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, что уже само по себе обязывает согласно пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ заключать договор в простой письменной форме (в пп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ говорится о том, что сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения. Учитывая, что согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, по общему правилу соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, полагаем, сделки индивидуальных предпринимателей между собой и с гражданами (не являющимися предпринимателями) также в обязательном порядке должны совершаться в простой письменной форме).

Во-вторых, согласно п.п. 1, 2 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию. Очевидно, что такие требования к технической документации и смете могут быть выполнены только при письменной форме договора строительного подряда.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем:

а) составления одного документа, подписанного сторонами;

б) обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Кроме того, п. 3 ст. 434 ГК РФ устанавливает, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (т.е. совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора).

Таким образом, договор строительного подряда может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и путем согласования условий данного договора посредством обмена документами по почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Не исключается также и соблюдение письменной формы договора строительного подряда путем совершения лицом, получившим предложение заключить договор, действий по выполнению указанных в данном предложении условий договора.

Гражданский кодекс РФ (части первая, вторая, третья, четвертая) от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 26 ноября 2001 г., от 18 декабря 2006 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 1996. № 9. Ст. 773; 1996. № 34. Ст. 4026; 1999. № 28. Ст. 3471; 2001. № 17. Ст. 1644; 2001. № 21. Ст. 2063; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 48. Ст. 4737; 2002. № 48. Ст. 4746; Российская газета. 27 декабря 2003 г. № 87; СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 31. Ст. 3233; 2004. № 49. Ст. 4855; 2005. № 1. Ст. 15. Ст. 18. Ст. 39. Ст. 43. Ст. 45; 2005. № 13. Ст. 1080; 2005. № 19. Ст. 1752; 2005. № 27. Ст. 2722; 2005. № 30. Ст. 3100. Ст. 3120; 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496; 2008. № 27. Ст. 3123; 2009. № 15. Ст. 1778; 2009. № 29. Ст. 3582; 2010. № 31. Ст. 4163; 2010. № 41 (ч. 2). Ст. 5188; 2011. № 7. Ст. 901; 2011. № 15. Ст. 2038; Российская газета. 02 декабря 2011 г. № 272.

Договор: Постатейный комментарий глав 27, 28 и 29 Гражданского кодекса Российской Федерации / Б.М. Гонгало, М.Ф. Казанцев, П.В. Крашенинников и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: «Статут», 2010.

Гражданское право. Обязательственное право: Учебник: в 4 т. Том 3 / Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Волтерс Клувер», 2008.

Гражданское право России. Обязательственное право. Курс лекций / Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: «Юрайт», 2004.

Ершов О.Г. О предмете договора строительного подряда // Бюллетень нотариальной практики. 2008. № 4.

Озеров П.С. Гражданско-правовое регулирование отношений строительного подряда: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Краснодар, 2003.

Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. О.Н. Садикова. М.: «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2007.

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» // Вестник ВАС РФ. 2000. № 3.

Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: «Юристъ», 2004.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. (постатейный). Т.2 / Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. М.: «Юрайт-Издат», 2006.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 05 июля 2006 г. № КГ-А41/5941-06 по делу № А41-К1-25960/06 // Документ официально опубликован не был. Текст документа воспроизведен с использованием СПС «КонсультантПлюс».

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 мая 2006 г. № Ф04-2715/2006(22448-А45-39) по делу № А45-12149/05-5/292; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09 ноября 2010 г. по делу № А65-19098/2009 // Документы официально опубликованы не были. Тексты документов воспроизведены с использованием СПС «Консультант Плюс».

Постановление Госстроя РФ от 05 марта 2004 г. № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. № 6. 2004.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 июня 2009 г. № КГ-А41/4529-09-П по делу № А41-К1-22256/06; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 марта 2009 г. № КГ-А41/1180-09 по делу № А41-6451/08; Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 03 марта 2010 г. № Ф09-1200/10-С2 по делу № А60-39849/2009-С8 // Документы официально опубликованы не были. Тексты документов воспроизведены с использованием СПС «КонсультантПлюс».

Градостроительный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 16; 2006. № 52. Ст. 5498; 2009. № 29. Ст. 3601.

Похожие статьи

Техническая документация как необходимое доказательство по.

Техническая документация является одним из основных доказательств по спорам, вытекающим из договоров строительного подряда. Ключевые слова: техническая документация, договор строительного подряда, незаключенный договор, взыскание убытков.

строительный подряд, подрядчик, заказчик, договор, ГК РФ.

договор подряда, ГК РФ, выполнение работ, результат работы, работа, существенное условие договора подряда, Гражданский кодекс РФ, выполнение работы, строительный подряд, конечный срок.

договор подряда, договор, ГК РФ, заказчик, работа, выполнение.

договор подряда, ГК РФ, выполнение работ, результат работы, работа, существенное условие договора подряда, Гражданский кодекс РФ, выполнение работы, строительный подряд, конечный срок.

Содержание договора строительного подряда | Молодой ученый

договор подряда, ГК РФ, выполнение работ, результат работы, работа, существенное условие договора подряда, Гражданский кодекс РФ, выполнение работы, строительный подряд, конечный срок.

Существенные условия договоров на выполнение.

договор подряда, ГК РФ, выполнение работ, результат работы, работа, существенное условие договора подряда, Гражданский кодекс РФ, выполнение работы, строительный подряд, конечный срок.

Предмет договора строительного подряда в российском.

строительный подряд, предмет договора, договор, работа, выполнение работ, предмет договора подряда, судебная практика, капитальное строительство, Российская Федерация, Гражданский кодекс.

ГК РФ, договор подряда, договор, выполнение, работа.

договор подряда, ГК РФ, выполнение работ, результат работы, работа, существенное условие договора подряда, Гражданский кодекс РФ, выполнение работы, строительный подряд, конечный срок.

Сфера применения договора строительного подряда

Договор строительного подряда – один из наиболее распространенных в хозяйственных отношениях видов договора подряда, опосредующий возведение (создание), реконструкцию либо ремонт производственных объектов, линейных объектов.

Заключение договора строительного субподряда

договор подряда, ГК РФ, выполнение работ, результат работы, работа, существенное условие договора подряда, Гражданский кодекс РФ, выполнение работы, строительный подряд, конечный срок.

moluch.ru

В Беларуси изменились правила заключения и исполнения договоров стройподряда

Правительство Беларуси внесло коррективы в Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда. В ближайшее время Минстройархитектуры унифицирует порядок применения и заполнения учетных документов в строительстве.

Это предусмотрено постановлением Совета Министров от 10 апреля 2018 года №274 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 сентября 1998 г. № 1450». Документ вступает в силу с 14 апреля 2018 года.

  • исключены нормы, согласно которым заказчик мог требовать предоставление подрядчиком документов и сведений. «Это связано в том числе с введением института аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, – пояснили в ведомстве. – При получении аттестатов соответствия на строительство объектов первого-четвертого классов сложности к субъектам хозяйствования предъявляются определенные квалификационные требования. При проведении процедуры закупки предоставляются те же документы, что и при аттестации»;
  • уточнены отдельные положения по порядку предоставления авансов подрядчику. Предусмотрено, что размер текущего аванса не должен превышать 70 процентов стоимости строительных работ, планируемых к выполнению в расчетном месяце, за вычетом суммы целевого аванса на материальные ресурсы, включаемые в договорную (контрактную) цену подрядных работ, предусмотренного к освоению в текущем месяце;
  • изменен порядок выделения целевых авансов и сроки использования материальных ресурсов, приобретенных за эти средства. Учитывая особенности выделения бюджетных средств и необходимости контроля за их использованием, предусмотрено ограничить срок использования бюджетных средств, полученных в виде целевых авансов, четырьмя месяцами. Перечень материальных ресурсов, на которые могут выделяться целевые авансы, несколько расширен;
  • для исключения нарушений в порядке применения и заполнения первичных учетных документов предусмотрена разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок применения и заполнения учетных документов в строительстве.

www.gb.by

Актуальные вопросы заключения и исполнения договоров подряда в строительстве

Договор строительного подряда – это основной правовой документ, регулирующий взаимоотношения между участниками строительного процесса. Разъяснения по проблемным вопросам, возникающим в ходе заключения и исполнения договоров строительного подряда, читатели журнала смогли получить от Петрушиной Антонины Михайловны – начальника управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Республики Беларусь в ходе «Прямой линии», состоявшейся в редакции 30 ноября 2016 г. Ответы на наиболее актуальные вопросы мы публикуем в журнале.

Белорусская организация решила выступить заказчиком строительства торгового объекта.

Какие документы необходимо иметь заказчику и подрядчику для заключения договора строительного подряда?

Для заключения договора строительного подряда у заказчика и подрядчика необходимо наличие следующих документов и сведений:

– у заказчика:

1) разрешительной документации на строительство объекта. Ее выдает местный исполнительный и распорядительный орган в установленном порядке (кроме объектов, при строительстве которых в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется или договором предусматривается строительство объекта «под ключ»);

2) выписки из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на земельный участок;

3) проектной документации на строительство объекта, прошедшей государственную экспертизу (в случаях и порядке, установленных законодательством) и утвержденной в установленном порядке (далее – проектная документация), если обязанность по обеспечению проектной документацией не возлагается договором на подрядчика.

Справочно: порядок разработки проектной документации установлен Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476.

Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве установлены ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание», утвержденным приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 27.03.2014 № 85;

4) протоколов о результатах проведения подрядных торгов и выборе их победителя (если проведение подрядных торгов является обязательным);

5) документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством.

Справочно: порядок проведения аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, установлен в Положении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее – Положение № 252);

– у подрядчика:

1) документов, подтверждающих право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством;

2) сведений о наличии в штате аттестованных специалистов.

Справочно: порядок проведения аттестации определен Положением № 252, постановлением Минстройархитектуры Республики Беларусь от 26.03.2014 № 15 «О некоторых вопросах аттестации руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области архитектурной, градостроительной, строительной деятельности, выполнение работ по обследованию зданий и сооружений»;

3) сведений о наличии строительных машин, оборудования и механизмов, транспортных средств, технологической оснастки, необходимых для строительства объекта (выполнения строительных работ), а также систем производственного контроля и управления охраной труда, средств обеспечения безопасности производства работ, контроля и измерений, системы управления качеством при выполнении строительных работ.

Важно! Приведенный перечень документов и сведений не является исчерпывающим. Заказчику предоставлена возможность затребовать от подрядчика иные связанные с выполнением договорных обязательств документы (сведения).

Строительная организация – заказчик в марте 2016 г. заключила договор строительного подряда с подрядчиком по объекту, который частично финансируется за счет бюджетных средств.

Какие особенности необходимо было учитывать при заключении данного договора?

С 1 января 2016 г. при строительстве объектов (приобретении товаров (работ, услуг)) договор строительного подряда должен заключаться по результатам проведения процедур закупок.

При финансировании объекта полностью или частично за счет бюджетных средств возможны следующие процедуры закупок:

– проведение открытого конкурса;

– процедура запроса ценовых предложений;

– процедура закупки из одного источника.

Справочно: срок действия особых правил проведения процедур закупок в строительстве, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве», истек 31 декабря 2015 г. В 2016 г. следует руководствоваться общими правилами законодательства по государственным закупкам. Их применение разъяснено в письме Минстройархитектуры Республики Беларусь от 19.02.2016 № 04-3-05/2143 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве».

Какие меры ответственности будут применены к субъектам хозяйствования за непроведение процедуры закупок при строительстве объектов, частично финансируемых за счет бюджетных средств?

При строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств (при стоимости строительства объектов от 6 до 100 тыс. базовых величин), в т.ч. при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов, за непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом процедур закупок предусмотрен штраф в размере до 20 базовых величин, а на юридическое лицо – от 100 до 500 базовых величин (ст. 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; далее – КоАП).

Строительная организация – подрядчик нарушила сроки выполнения монтажных работ, предусмотренных договором строительного подряда на объекте. Данный объект финансируется частично за счет бюджетных средств.

Какие меры ответственности могут быть применены к строительной организации?

За не предусмотренное законодательством отступление заказчиком, застройщиком, подрядчиком в заключенном договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемого в полном объеме за счет средств иностранных инвесторов), повлекшее увеличение стоимости строительства объекта или сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию, предусмотрен штраф в размере от 2 до 10 базовых величин, а на юридическое лицо – от 50 до 500 базовых величин (ст. 21.21 КоАП).

Какие существенные условия договора должны быть учтены при заключении договора строительного подряда?

При заключении договора строительного подряда важно определить существенные условия. К ним отнесены:

– предмет договора (наименование и местонахождение объекта, виды строительных работ, подлежащих выполнению, и их объемы);

– указание на выполнение строительных работ собственными силами подрядчика либо с привлечением субподрядчиков;

– сроки (число, месяц и год) начала и завершения строительства объекта (выполнения строительных работ).

Важно! Сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями подрядных торгов. По согласованию сторон в договоре могут быть предусмотрены сроки начала и завершения отдельных видов (этапов) строительных работ (промежуточные сроки);

– порядок и сроки представления проектной документации, ее содержание и состав, количество представляемых экземпляров;

– порядок расчетов за выполненные строительные работы;

– источники и объемы финансирования по каждому из источников, в т.ч. с выделением суммы обязательств на текущий финансовый год;

– ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств;

– обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора;

– форма обеспечения исполнения подрядчиком обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения.

Справочно: Положение о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, перечисления в местный бюджет утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 299.

Перечень объектов социально-культурного, коммунально-бытового назначения определен в приложении Д к ТКП 45-3.02-290-2013 (02250) «Общественные здания и сооружения. Строительные нормы проектирования», утвержденному приказом Минстройархитектуры Республики Беларусь от 11.10.2013 № 389.

В договоре можно предусмотреть меры по обеспечению исполнения сторонами обязательств по договору:

– удержание имущества должника;

– другие способы, предусмотренные законодательством или договором.

Допускается в исключительных случаях изменение (продление) продолжительности строительства объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского бюджета, по согласованию с Минстройархитектуры и Минэкономики. Исключение предусмотрено для объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.

Какие изменения в условия договора строительного подряда можно вносить в процессе строительства?

Внесение изменений и дополнений в договор строительного подряда возможно по соглашению сторон и при его достижении.

Такие уточнения оформляются путем заключения сторонами в письменной форме дополнительного соглашения к договору.

Дополнительное соглашение должно быть подписано заказчиком и подрядчиком (руководителями либо уполномоченными ими лицами), заверено печатью. Оно является неотъемлемой частью ранее заключенного договора.

По соглашению сторон не допускается изменение существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов. Исключение – случаи, когда в процессе исполнения договора заказчик или подрядчик имеет право требовать изменения существенных условий договора, указанных в п. 73 Правил * .
__________________________
* Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (далее – Правила).

Порядок рассмотрения предложений об изменении договора установлен в п. 74 Правил. Срок для уведомления об изменении договора и подготовки предложений по его изменению Правилами не установлен.

Вместе с тем Правилами определены срок рассмотрения второй стороной предложений об изменении условий договора – 5 рабочих дней и действия другой стороны в этом случае, а именно обязанность:

– подписать дополнительное соглашение к договору;

– дать согласие на расторжение договора по соглашению сторон в порядке и в срок, установленные пп. 76–78, частью третьей п. 80 Правил;

– отказаться от исполнения договора в порядке и в срок, установленные пп. 79, 80 Правил.

Важно! Стороны, своевременно не принявшие меры по изменению условий договора, обязаны выполнять условия ранее заключенного договора, кроме случаев изменения законодательства, регулирующего их отношения при исполнении договора.

Одно из оснований, позволяющих заказчику или подрядчику требовать изменения существенных условий договора, – это необходимость изменения сроков строительства объекта (выполнения строительных работ) в случаях, предусмотренных в п. 75 Правил. К таковым, в частности, отнесены:

– нарушение заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации;

– несвоевременная передача подрядчику строительной площадки;

– уменьшение предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год;

– существенное нарушение установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования);

– нарушение установленных договором сроков поставки материальных ресурсов.

В указанных случаях вне зависимости от условий заключения договоров (по соглашению сторон или по результатам проведения торгов) изменяются сроки строительства, поскольку это влияет на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств.

Организация провела процедуру закупок по строительству объекта. Источник финансирования был определен – собственные средства юридического лица. На момент заключения договора стало известно, что источником финансирования будут бюджетные средства.

Как поступить в данном случае организатору закупок?

Последствия отмены процедуры закупок зависят от применяемых законодательных актов.

В данном случае следует уточнить, какая процедура закупки |*| была применена заказчиком (организатором) и применялись ли нормы Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591). Если процедура закупки проводилась в период применения норм Указа № 591, в т.ч. и при проведении процедур за счет бюджетных средств, то отменять процедуру нет необходимости.

Важно! При проведении процедур закупок при бюджетном финансировании с 1 января 2016 г. нормы Указа № 591 не применяют. В этот период при закупке товаров (работ, услуг) при бюджетном финансировании, включая строительство объектов, следует руководствоваться Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).

Таким образом, если проведена процедура закупки после 1 января 2016 г. и затем изменился источник финансирования (строительство объекта за счет собственных средств изменено на бюджетные средства), то процедуру закупки необходимо было провести с учетом норм Закона № 419-З. В противном случае факт государственной закупки может рассматриваться как нарушение порядка проведения процедур закупок с применением контролирующими органами мер административной ответственности по ст. 21.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194-З.

Справочно: непроведение или несоблюдение порядка проведения должностным лицом в предусмотренных законодательными актами случаях процедур закупок при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, при стоимости строительства объектов от 6 000 до 100 000 базовых величин (БВ), в т.ч. при размещении заказов, необходимых для строительства таких объектов, влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 100 до 500 БВ.

Те же деяния при стоимости строительства объектов 100 000 БВ и более, в т.ч. при строительстве за счет иных источников, за исключением строительства объектов, полностью финансируемых за счет средств иностранных инвесторов, влекут наложение штрафа на юридическое лицо от 500 до 1 000 БВ.

Можно ли в настоящее время осуществлять параллельное проектирование и строительство объекта, в т.ч. за счет собственных средств?

Можно в рамках инвестиционных договоров.

Выделение в проектной документации этапов работ с выполнением проектных работ на следующий этап при одновременном выполнении работ по строительству объекта |*| на текущем этапе (параллельное проектирование и строительство объекта) недопустимо, за исключением случаев, установленных Президентом Республики Беларусь (подп. 1.9 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности»).

Параллельное проектирование и строительство допустимо в рамках реализации инвестиционного проекта на основании инвестиционного договора, заключаемого в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Декрет № 10).

Важно! После заключения инвестиционного договора инвестор и (или) организация, созданная в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, при реализации инвестиционного проекта имеют право в т.ч. на строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства и одновременное проектирование последующих этапов данного строительства (подп. 2.1 п. 2 Декрета № 10).

Сельскохозяйственная организация – заказчик заключила договор и привлекла подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту.

Необходимо ли наличие аттестатов соответствия у заказчика и подрядчика для выполнения работ по текущему ремонту?

Такой необходимости нет.

При выполнении работ по текущему ремонту наличие аттестата соответствия не требуется. Перечень работ, относимых к текущему ремонту, определен в ТКП 45-1.04-206-2010.

Сельскохозяйственная организация – заказчик планирует выполнять работы по строительству объекта собственными силами.

Какой аттестат соответствия должен быть у заказчика в этом случае?

Аттестат соответствия на выполнение функций заказчика и на выполнение видов работ, производимых собственными силами.

При строительстве объектов собственными силами необходимо наличие аттестата соответствия на выполнение функций заказчика (подп. 5.1 п. 5 приложения 1 к постановлению Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 * ; далее – постановление № 25) и на выполнение видов работ, которые будут производиться собственными силами (перечень видов работ определен в п. 8 приложения 1 к постановлению № 25).

___________________
* Постановление Минстройархитектуры Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Может ли быть заключен договор подряда на выполнение строительных работ (текущий ремонт) здания с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, после вступления в силу Закона Республики Беларусь от 30.12.2015 № 334-З «О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» (далее – Закон № 334-З)?

Не может.

Договор строительного подряда при выполнении работ по текущему ремонту не может быть заключен с физическим лицом. Для выполнения работ по текущему ремонту физическое лицо может быть привлечено в рамках трудового законодательства. Данный вывод основан на следующих нормах.

Справочно: подрядчик в строительной деятельности (далее – подрядчик) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (Закон Республики Беларусь от 05.07.2014 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», в редакции Закона № 334-З, который вступил в действие со 2 июля 2016 г.).

При заключении договоров строительного подряда, основываясь на требованиях постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, у подрядчика должен быть документ, дающий право на осуществление деятельности в области строительства, – аттестат соответствия.

Справочно: порядок выдачи аттестатов соответствия определен Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства».

Согласно названному Положению:

– аттестация – процедура оценки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на соответствие их квалификационным требованиям;

– заявитель – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, обратившиеся в уполномоченную организацию с заявлением о получении аттестата соответствия с приложением необходимых документов.

Таким образом, аттестаты соответствия может иметь только юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель.

Может ли работник (заведующий хозяйством), оформленный по трудовому договору, в рамках своих должностных обязанностей выполнять строительные работы (текущий ремонт здания)?

Может в рамках трудовых обязанностей.

В рамках трудовых обязанностей работника при условии соблюдения требований, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь от 26.07.1999 № 296-З (далее – ТК), работник может выполнять отдельные виды работ.

Может ли после вступления в силу Закона № 334-З создаваться бригада из работников, оформленных в организации по срочным трудовым договорам на время выполнения строительных работ (текущий ремонт здания)?

Может при наличии соответствующей квалификации.

Такая бригада может быть создана из числа работников организации для выполнения работ по текущему ремонту при условии соблюдения требований ТК и при наличии соответствующей квалификации у работников. Для выполнения работ по текущему ремонту квалификационные аттестаты не требуются.

www.gb.by

Это интересно:

  • Правила проведения капитального ремонта в многоквартирном доме Как проводится капитальный ремонт жилых домов? Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить […]
  • Штрафы пдд абхазия Нарушения ПДД Административные наказания и штрафы (установлены Кодексом об административных правонарушениях Республики Абхазия) Примечания: 1. Под транспортными средствами, предусмотренными законодательством Республики […]
  • Наследие накопительной части пенсии НПФ Наследие: отзывы НПФ Наследие был создан в декабре 1993, и является старейшим негосударственным фондом в России. Он был учрежден предприятиями, входящими в ГМК «Норильский Никель». Уже на протяжении нескольких десятков лет, […]
  • Новый закон капремонт Помогут капитально Таким образом, из законодательства уберут образовавшуюся коллизию. Дело в том, что сейчас регионы компенсируют взносы на капитальный ремонт неработающим пожилым людям, если они живут одиноко или в семьях из […]
  • Сапсан возврат электронных билетов Сапсан возврат электронных билетов Перейдите по ссылке в письме с билетами, чтобы отказаться от билетов. Введите номер сдаваемого билета. На ваш email придет подтверждение о сдаче билета. При возврате билета взимается сбор в размере […]
  • Закон об удержании документов Удержание по исполнительным листам одной очередности Сотрудник взял кредиты в разных банках, а фирма получила на него три исполнительных листа, в каждом из которых прописано удерживать из заработной платы 50 процентов в пользу […]