Правила совета безопасности оон

Совет Безопасности ООН состоит из 15 государств-членов ООН. Пять держав – Россия, США, Великобритания, Китай и Франция – являются постоянными членами Совета. Генеральная Ассамблея избирает 10 других государств в качестве непостоянных членов Совета на двухгодичный срок. При выборах непостоянных членов Совета учитывается участие этих государств в поддержании международного мира, а также справедливое географическое распределение. На Совет Безопасности возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. При выполнении своих обязанностей он действует от имени всех государств – членов ООН. Все государства – члены ООН согласились подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их. В отличие от других органов ООН, которые дают государствам рекомендации, только Совет Безопасности имеет право принимать решения, которые государства – члены согласно Уставу обязаны выполнять. Совет Безопасности ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются её членами, действовали в соответствии с принципами ООН для поддержания международного мира.

Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета по процедурным вопросам принимаются голосами 9 членов Совета. Решения Совета по всем другим вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. Это означает, что, если один или несколько постоянных членов Совета проголосуют «против», то даже при наличии девяти положительных голосов других членов Совета, решение не будет принято, то есть в отношении него будет применено «вето». Иначе говоря, для принятия Советом решений по вопросам существа требуется 9 голосов и отсутствие голосов «против» среди постоянных членов. Все пять постоянных членов Совета в то или иное время применяли свое право вето. Если постоянный член Совета не полностью согласен с предлагаемым решением, но не хочет блокировать его посредством вето, он может воздержаться, допуская тем самым принятие решения в том случае, если оно получит необходимые 9 голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования в Совете, если речь идет о разрешении местных споров при помощи региональных соглашений, а также о рекомендациях средств мирного разрешения споров, могущих привести к международным трениям. Споры юридического характера должны, как правило, передаваться сторонами в Международный Суд.

Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • определять существование угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Совет Безопасности уполномочен рассмотреть любой спор или ситуацию, чтобы определить, может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира, и, в случае необходимости, рекомендовать сторонам процедуру, методы или условия урегулирования (статьи 33 и 34 Устава ООН). Совет Безопасности определяет также существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Предварительно он может потребовать от сторон выполнения временных мер для предотвращения ухудшения ситуации ( статьи 39 и 40 Устава ООН). Далее он уполномочен решать какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил должны быть применены, включая полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (статья 41 Устава ООН). Если Совет Безопасности сочтет, что вышеуказанные меры недостаточны, он уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира, включая демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств – членов ООН (статья 42 Устава ООН).

Таким образом, Совет Безопасности играет главную и решающую роль в миротворческой деятельности ООН. Только этот орган ООН уполномочен предпринимать действия и, при необходимости, применять силу для сохранения международного мира. Как правило, при возникновении угрозы миру Совет сначала стремится достичь согласия и урегулирования ситуации мирными способами. Он может сам сформулировать принципы мирного урегулирования и рекомендовать их сторонам в конфликте. Осуществляя посреднические функции, он может отправить миссию, назначить специального представителя, либо предложить Генеральному Секретарю ООН осуществить посредничество. Если спор перерастает в военные действия, Совет, прежде всего, стремится как можно скорее положить им конец, и с этой целью может дать указания, или приказ о прекращении огня и установлении перемирия, которые могут предотвратить эскалацию конфликта. При этом Совет может также направить военных наблюдателей или миротворческие силы ООН для ослабления напряженности, разъединения противоборствующих сил, а также создания спокойной обстановки, в которой может вестись поиск мирных решений.

В отличие от других органов ООН, которые работают, собираясь на сессии, Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно. Поэтому каждое из государств – членов Совета всегда должно быть представлено в месте расположения ООН. Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН в Нью Йорке: в 1972 г. он проводил заседания в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. в Панаме (Панама), в 1990 г. в Женеве (Швейцария). При необходимости Совет Безопасности создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств – членов Совета Безопасности:

  • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
  • Комитет по приему новых членов
  • Комитет экспертов Совета Безопасности.

По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:

  • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года
  • Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)
  • Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности.

Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:

  • Бюро Комитетов по санкциям (2008 год)
  • Афганистан [Аль-Каида и Талибан] – резолюция 1267 (1999)
  • Демократическая Республика Конго – резолюция 1533 (2004)
  • Ирак – резолюция 1518 (2003)
  • Иран – резолюция 1737 (2006)
  • Корейская Народно-Демократическая Республика – резолюция 1718 (2006)
  • Кот-д`Ивуар – резолюция 1572 (2004)
  • Либерия – резолюция 1521 (2003)
  • Ливан – резолюция 1636 (2005)
  • Руанда – резолюция 918 (1994)
  • Сомали – резолюция 751 (1992)
  • Судан – резолюция 1591 (2005)

По вопросам об операциях по поддержанию мира и по другим вопросам создавались рабочие группы:

  • Рабочая группа по операциям по поддержанию мира. За период с 1948 года было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
  • Специальная рабочая группа по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке
  • Рабочая группа, учрежденная резолюцией 1566 (2004) (рассмотрение и представление Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»)
  • Рабочая группа по вопросу о детях и вооруженных конфликтах
  • Рабочая группа Совета Безопасности по общим вопросам, касающимся санкций
  • Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, – учрежден резолюцией 808 (1993) Совета Безопасности;
  • Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, – учрежден резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности.

wehse.ru

Лента новостей. Совет Безопасности ООН

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

ria.ru

Справочник по практике Совета Безопасности

Временные правила процедуры

Соответствующие статьи и правила

Повестка дня
Правила 6–12

Представительство и полномочия
Правила 13–17

Председательствование
Правила 18–20

Порядок ведения заседаний
Правила 27–36

Открытые и закрытые заседания, отчеты
Правила 48–57

Статья 30 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. Совет Безопасности принял свои временные правила процедуры на своем первом заседании, состоявшемся 17 января 1946 года, и с тех пор вносил в них поправки 11 раз. Хотя временные правила не менялись с 1982 года, Совет Безопасности разъяснял свои методы работы и процедуры в соответствующих записках Председателя, последняя из которых (S/2017/507) содержит положения всех предыдущих записок. Более подробную информацию о методах работы Совета можно найти в материалах Неофициальной рабочей группы Совета Безопасности по документации и другим процедурным вопросам.

В Справочнике рассматривается практика работы Совета по применению временных правил процедуры. В соответствующих разделах Справочника, касающихся процедурных вопросов, в общих чертах описывается порядок обсуждения Советом Безопасности любого вопроса, касающегося толкования правил процедуры, и приводятся примеры необычных случаев.

Рубрика «Временные правила процедуры» состоит из 10 разделов.

Содержание

A. Заседания и отчеты

Правила проведения и созыва заседаний содержатся в статье 28 (1) Устава, предписывающей организовать работу Совета Безопасности таким образом, чтобы он функционировал непрерывно, а также в правилах 1–5 временных правил процедуры. В Справочник включены вопросы, касающиеся просьб о созыве заседаний, проведении заседаний высокого уровня или проведении заседаний вне Центральных учреждений. Кроме того, начиная с тома за 1996–1999 годы в Справочнике рассматриваются процедурные вопросы, касающиеся проведения заседаний в формате официальных заседаний и заседаний с участием стран, предоставляющих войска (СПВ).

Правила 48–57 временных правил процедуры касаются доступа к информации о заседаниях Совета Безопасности и соответствующим документам. Справочник охватывает вопросы, связанные с проведением открытых и закрытых заседаний и доступа к отчетам, в том числе рассматривает ряд случаев, когда Совет Безопасности постановил опубликовать стенографические отчеты закрытых заседаний; решения, принятые Советом в отношении требований ораторов включить подтверждающую документацию в стенографические отчеты их выступлений; а также случаи, когда были сделаны исключения из правила 49, устанавливающего график выпуска стенографических отчетов.

Начиная с тома Справочника за 2008–2009 годы в сборник включаются темы и отчеты заседаний.

Заседания

Открытые и закрытые заседания, отчеты

Заседания и отчеты

B. Повестка дня

Правила 6–12 временных правил процедуры регулируют вопросы, касающиеся повестки дня Совета Безопасности. Обычно в Справочнике рассматриваются следующие темы: 1) предварительная повестка дня, 2) принятие повестки дня, а также 3) вопросы, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности. Дополнительные материалы содержатся в первоначальном издании Справочника за 1946–1951 годы в разделе Рассмотрение вопроса о принятии или изменении правил 6–12.

1. Предварительная повестка дня
В рамках данной темы можно найти информацию о практике работы Совета Безопасности по подготовке и распространению предварительной повестки дня. Эти вопросы имеют отношение к применению правил 6–8 и 12 временных правил процедуры.

2. Принятие повестки дня
В настоящем разделе представлены материалы обсуждений, связанных с принятием повестки дня, включая рассмотрение требований, касающихся включения пункта в повестку дня, результат включения пункта в повестку дня, порядок обсуждения пунктов повестки дня, содержание пунктов повестки дня и рамки их рассмотрения, формулировка пунктов, а также решение о переносе рассмотрения пунктов на более поздний срок. Кроме того, приводятся случаи проведения голосования по предварительной повестке дня. Основная часть этого материала имеет отношение к правилу 9 временных правил процедуры. Начиная с тома сборника за 2008–2009 годы в этом разделе также рассматриваются новые пункты, включенные в повестку дня в этот период.

3. Вопросы, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности

1) Повестка дня: вопросы, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности

Эти вопросы имеют отношение к пунктам повестки дня, находящимся на рассмотрении Совета. В настоящем разделе приводится обзор решений Совета о добавлении, сохранении и исключении пунктов, которые находятся на рассмотрении Совета. Это связано с применением правил 10 и 11 временных правил процедуры.

2) Пункты повестки дня, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности

В разделе представлены таблицы, в которых перечислены пункты повестки дня, находившиеся на рассмотрении Совета в определенный период. Таблицы составлены на основании сообщений Генерального секретаря о пунктах, находящихся на рассмотрении Совета или сохраненных в повестке дня Совета («сообщения о рассмотрении») в соответствии с правилом 11 временных правил процедуры. Пункты повестки дня, находившиеся на рассмотрении Совета в период 1969–2007 годов, представлены в Справочнике в трех таблицах: a) новые пункты, включенные в повестку в рассматриваемый период, b) пункты, которые были сохранены и продолжают находиться на рассмотрении Совета, а также c) пункты, которые были исключены. С 2008 года ввиду того, что материалы о новых пунктах, добавленных в повестку дня, были перенесены в раздел «Принятие повестки дня», выше, в сборник включаются только две таблицы: a) в одной из них указаны исключенные и сохраненные пункты; b) в другой — пункты повестки дня, находившиеся на рассмотрении Совета в отчетный период.

C. Представительство и полномочия

Правила 13–17 временных правил процедуры регулируют вопросы, связанные с работающими в Совете представителями государств-членов и процессом обеспечения их официальными полномочиями для работы в Совете. Включенные в Справочник тематические исследования охватывают случаи, когда полномочия представителей ставились под сомнение, например после смены правительства.

D. Председательствование

Правила 18–20 временных правил процедуры регулируют вопросы, касающиеся председательствования в Совете Безопасности. Рассматривается практика ежемесячной ротации председательствования, случаи временного отказа Председателя от выполнения своих обязанностей в ходе рассмотрения вопросов, непосредственно касающихся представляемой им страны, и другие связанные с этим темы.

Кроме того, в других частях Справочника рассматриваются другие функции, осуществляемые Председателем в соответствии с временными правилами процедуры:

  1. Материалы, касающиеся порядка ведения заседаний, включая полномочия Председателя, см. в разделе Порядок ведения заседаний.
  2. Материалы, касающиеся функций Председателя по информированию государств, не являющихся членами, и других государств в отношении решений и обсуждений Совета, см. в разделе Открытые и закрытые заседания, отчеты.
  3. Информацию о функциях Председателя в связи с повесткой дня см. в разделе Повестка дня.
  4. Информацию о функциях Председателя в связи с голосованием см. в разделе Голосование.
  5. Информацию о функциях Председателя в связи с подачей заявок о приеме в члены Организации Объединенных Наций см. в разделе Членство в Организации Объединенных Наций.

E. Секретариат

Правила 21–26 временных правил процедуры определяют конкретные функции и полномочия Генерального секретаря, связанные с заседаниями Совета Безопасности. До 1988 года этот раздел также содержал материалы, касающиеся всех других функций и полномочий Генерального секретаря за исключением функций и полномочий административного характера, связанных с работой Совета Безопасности, в частности осуществление полномочий в соответствии с положениями статьи 99 Устава. С 1989 года информация о функциях, не носящих административного характера, включается в раздел Взаимоотношения с Секретариатом. Кроме того, в издании Справочника за 2004–2007 годы освещаются такие темы, как брифинги Секретариата, документация, уведомление, распространение заявлений, обмен информацией с Секретариатом и внешними сторонами, а также вопросы, связанные с вновь избранными членами. Том за 1946–1951 годы также содержит раздел под названием Добавление к временным правилам, который касается процедуры рассмотрения сообщений, исходящих от физических лиц и неправительственных организаций.

F. Порядок ведения заседаний

Правила 27–36 временных правил процедуры устанавливают порядок ведения заседаний в Совете Безопасности. Рассматриваемые в настоящем разделе вопросы включают порядок выступления ораторов, возможность создания вспомогательных органов, порядок ведения заседания, порядок голосования, объявление перерыва в заседаниях, внесение поправок, а также внесение предложений или резолюций государствами, не являющимися членами Совета. Материалы, касающиеся применения правила 28 в отношении вспомогательных органов Совета Безопасности, можно найти здесь.

G. Участие в заседаниях

Положения статьи 31 и 32 Устава Организации Объединенных Наций и правила 37 и 39 временных правил процедуры Совета Безопасности предусматривают случаи, когда приглашение принять участие в работе Совета без права голоса может направляться субъектам, не являющимся членами Совета Безопасности. Как правило, государства — члены Организации Объединенных Наций приглашаются в соответствии с правилом 37; другие лица приглашаются в соответствии с правилом 39, в том числе представители органов Организации Объединенных Наций, вспомогательных органов или учреждений, а также фондов и программ, региональных или иных международных организаций и другие субъекты, в частности эксперты, представители конкретных организаций, включая НПО, а также юридические лица или физические лица, приглашенные в их личном качестве. Первые два тома Справочника (1946–1951 годы и 1952–1955 годы) содержат исследования, в которых рассматриваются условия и положения статьи 32 Устава. Однако материалы по процедурным вопросам, касающимся участия в работе Совета, обычно размещаются в Справочнике в двух следующих разделах:

1. Основания для направления приглашения принять участие
В настоящий раздел включена информация, касающаяся оснований для приглашения субъектов, не являющихся членами Совета Безопасности, принять участие в работе Совета. Как правило, раздельно рассматриваются вопросы направления приглашений для следующих групп: a) лица, приглашенные в их личном качестве; b) представители органов Организации Объединенных Наций или вспомогательных органов; c) государства — члены Организации Объединенных Наций; и d) государства, не являющиеся членами, а также другие приглашения. Кроме того, Справочник содержит материалы, в которых рассматриваются основания для приглашений, а также тематические исследования случаев, когда решение о направлении приглашения становилось предметом дискуссии, требовало проведения голосования либо случаев отказа в приглашении. С 1993 года вопросы о приглашениях рассматриваются в рамках применяемого правила в следующих категориях: a) правило 37, согласно которому направляются приглашения государствам-членам; b) правило 39; либо c) приглашения, прямо не предусмотренные правилом 37 или правилом 39.

Начиная с тома Справочника за 1989–1992 годы в сборник также включаются перечни всех участников, приглашенных в соответствии с правилом 37 и правилом 39 в разбивке по пунктам повестки дня и заседаниям. Начиная с тома за 2008–2009 годы перечень всех участников, приглашенных в соответствии с правилом 37 и правилом 39, размещается не в разделе «Участие», а в подробных таблицах заседаний, содержащихся в дополнениях к следующим томам:

Правило 37

Правило 39

2. Процедуры, касающиеся участия в заседаниях
В данном разделе рассматриваются процедурные вопросы, касающиеся участия приглашенных представителей/лиц в заседаниях после направления приглашения, в частности порядок принятия решения относительно того, на каком этапе будут заслушаны приглашенные представители/лица и какие ограничения будут введены в отношении участия приглашенных лиц.

H. Голосование

Статья 27 Устава Организации Объединенных Наций и правило 40 временных правил процедуры регулируют вопросы голосования в Совете Безопасности. В частности, согласно положениям статей 27 (2) и 27 (3) решения Совета Безопасности «по вопросам процедуры» считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета, тогда как решения «по всем другим вопросам» считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета, «включая совпадающие голоса всех постоянных членов», причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования на основании положений главы VI и статьи 52 (3). Основное внимание в Справочнике уделяется практике Совета Безопасности по вопросам принятия решений и голосования. Материалы подразделяются на следующие категории. Начиная с тома за 2008–2009 годы в сборник включаются материалы, касающиеся порядка ведения заседаний и голосования (правила 31–32, 34–36 и 38), которые можно найти в разделе Авторы проектов резолюций.

1. Процедурные и непроцедурные вопросы
В большинстве случаев порядок голосования в Совете не дает представления о том, считает ли Совет вынесенный на голосование вопрос процедурным либо непроцедурным по своему характеру. Однако это можно определить, поскольку постоянные члены не имеют права вето в отношении процедурных вопросов. Таким образом, если один из постоянных членов проголосовал против, а предложение все равно принимается, вопрос является процедурным. В данной категории материал разбит на 2 группы: a) случаи, когда голосование указывало на процедурный характер вопроса; и b) случаи, когда голосование указывало на непроцедурный характер вопроса. Случаи, когда голосование указывало на непроцедурный характер вопроса, обычно представляют собой перечень проектов резолюций, которые не были приняты, поскольку против них проголосовал один из постоянных членов.

2. Процедуры Совета Безопасности, относящиеся к голосованию по вопросу о том, носит ли рассматриваемый вопрос процедурный характер по смыслу статьи 27 (2) Устава
В некоторых случаях Совет Безопасности прибегает к голосованию, чтобы определить, носит ли рассматриваемый вопрос процедурный характер по смыслу статьи 27 (2). В заявлении Сан-Франциско по процедуре голосования для описания этой практики был использован термин «предварительный вопрос». В данном разделе перечислены все случаи голосования, которое проводилось с тем, чтобы определить процедурный либо непроцедурный характер вопросов, в следующие периоды:

3. Воздержание от голосования, неучастие и отсутствие при голосовании на основании статьи 27 (3) Устава
В данной категории представлены случаи, когда i) применяются положения статьи 27 (3), обозначенные в Справочнике термином «обязательное воздержание», ii) член Совета, включая постоянного члена, добровольно воздерживается от голосования (так называемое «добровольное воздержание от голосования»), iii) член Совета, в том числе постоянный член, отсутствует или не участвует в голосовании. Если бы постоянный член проголосовал против предложения, решение не было бы принято.

4. Принятие резолюций и решений на основе консенсуса или без голосования
В данной категории представлена информация процедурного и иного характера, касающаяся всех случаев, когда Совет Безопасности принимал решения, включая резолюции, без официального голосования либо на основе консенсуса. Обычно в этом разделе приводятся таблицы принятых решений, классифицированных по методу принятия, в частности резолюции, принятые на основе консенсуса; резолюции, принятые без голосования; заявления Председателя, внесенные в отчеты о заседаниях; заявления Председателя, изданные только как документы Совета Безопасности; решения Совета, указанные в письмах или записках Председателя Совета. В сборнике за 1975–1980 годы также приводится перечень заявлений Председателя, согласованных Советом с некоторыми членами, которые заявили о своей особой позиции по рассматриваемому вопросу.

5. Решения и дискуссии, касающиеся процедур принятия решений
В данной категории рассматриваются обсуждения или решения, касающиеся голосования и практики принятия решений в целом, в том числе записки Председателя, в которых разъясняются процедурные вопросы, связанные с работой Совета.

Правила 41–47 временных правил процедуры устанавливают официальные и рабочие языки Совета Безопасности, правила перевода, языки, используемые для отчетов о заседаниях и публикаций резолюций и решений. В указанные правила вносились поправки, чтобы включить следующие языки в число рабочих: в 1969 году русский и испанский, в 1974 году китайский (при исключении правила 43) и в 1982 году арабский. В Справочнике излагается практика Совета в отношении использования языков, в частности случаи, когда ораторы выступали на одном из нерабочих языков согласно правилу 44, а также любые обсуждения, касающиеся разработки надлежащей процедуры в отношении использования языков, практики письменного или устного перевода.

J. Статус временных правил процедуры

В статье 30 Устава предусматривается право Совета Безопасности устанавливать свои правила процедуры. Принятые 17 января 1946 года на первом заседании Совета временные правила процедуры продолжают сохранять свой временный статус. Материалы соответствующих дискуссий, состоявшихся в Совете по вопросу о статусе временных правил процедуры, можно найти здесь.

www.un.org

Справочник по практике Совета Безопасности

Временные правила процедуры

Соответствующие статьи и правила

Повестка дня
Правила 6–12

Представительство и полномочия
Правила 13–17

Председательствование
Правила 18–20

Порядок ведения заседаний
Правила 27–36

Открытые и закрытые заседания, отчеты
Правила 48–57

Статья 30 Устава Организации Объединенных Наций гласит, что Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя. Совет Безопасности принял свои временные правила процедуры на своем первом заседании, состоявшемся 17 января 1946 года, и с тех пор вносил в них поправки 11 раз. Хотя временные правила не менялись с 1982 года, Совет Безопасности разъяснял свои методы работы и процедуры в соответствующих записках Председателя, последняя из которых (S/2017/507) содержит положения всех предыдущих записок. Более подробную информацию о методах работы Совета можно найти в материалах Неофициальной рабочей группы Совета Безопасности по документации и другим процедурным вопросам.

В Справочнике рассматривается практика работы Совета по применению временных правил процедуры. В соответствующих разделах Справочника, касающихся процедурных вопросов, в общих чертах описывается порядок обсуждения Советом Безопасности любого вопроса, касающегося толкования правил процедуры, и приводятся примеры необычных случаев.

Рубрика «Временные правила процедуры» состоит из 10 разделов.

Содержание

A. Заседания и отчеты

Правила проведения и созыва заседаний содержатся в статье 28 (1) Устава, предписывающей организовать работу Совета Безопасности таким образом, чтобы он функционировал непрерывно, а также в правилах 1–5 временных правил процедуры. В Справочник включены вопросы, касающиеся просьб о созыве заседаний, проведении заседаний высокого уровня или проведении заседаний вне Центральных учреждений. Кроме того, начиная с тома за 1996–1999 годы в Справочнике рассматриваются процедурные вопросы, касающиеся проведения заседаний в формате официальных заседаний и заседаний с участием стран, предоставляющих войска (СПВ).

Правила 48–57 временных правил процедуры касаются доступа к информации о заседаниях Совета Безопасности и соответствующим документам. Справочник охватывает вопросы, связанные с проведением открытых и закрытых заседаний и доступа к отчетам, в том числе рассматривает ряд случаев, когда Совет Безопасности постановил опубликовать стенографические отчеты закрытых заседаний; решения, принятые Советом в отношении требований ораторов включить подтверждающую документацию в стенографические отчеты их выступлений; а также случаи, когда были сделаны исключения из правила 49, устанавливающего график выпуска стенографических отчетов.

Начиная с тома Справочника за 2008–2009 годы в сборник включаются темы и отчеты заседаний.

Заседания

Открытые и закрытые заседания, отчеты

Заседания и отчеты

B. Повестка дня

Правила 6–12 временных правил процедуры регулируют вопросы, касающиеся повестки дня Совета Безопасности. Обычно в Справочнике рассматриваются следующие темы: 1) предварительная повестка дня, 2) принятие повестки дня, а также 3) вопросы, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности. Дополнительные материалы содержатся в первоначальном издании Справочника за 1946–1951 годы в разделе Рассмотрение вопроса о принятии или изменении правил 6–12.

1. Предварительная повестка дня
В рамках данной темы можно найти информацию о практике работы Совета Безопасности по подготовке и распространению предварительной повестки дня. Эти вопросы имеют отношение к применению правил 6–8 и 12 временных правил процедуры.

2. Принятие повестки дня
В настоящем разделе представлены материалы обсуждений, связанных с принятием повестки дня, включая рассмотрение требований, касающихся включения пункта в повестку дня, результат включения пункта в повестку дня, порядок обсуждения пунктов повестки дня, содержание пунктов повестки дня и рамки их рассмотрения, формулировка пунктов, а также решение о переносе рассмотрения пунктов на более поздний срок. Кроме того, приводятся случаи проведения голосования по предварительной повестке дня. Основная часть этого материала имеет отношение к правилу 9 временных правил процедуры. Начиная с тома сборника за 2008–2009 годы в этом разделе также рассматриваются новые пункты, включенные в повестку дня в этот период.

3. Вопросы, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности

1) Повестка дня: вопросы, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности

Эти вопросы имеют отношение к пунктам повестки дня, находящимся на рассмотрении Совета. В настоящем разделе приводится обзор решений Совета о добавлении, сохранении и исключении пунктов, которые находятся на рассмотрении Совета. Это связано с применением правил 10 и 11 временных правил процедуры.

2) Пункты повестки дня, находящиеся на рассмотрении Совета Безопасности

В разделе представлены таблицы, в которых перечислены пункты повестки дня, находившиеся на рассмотрении Совета в определенный период. Таблицы составлены на основании сообщений Генерального секретаря о пунктах, находящихся на рассмотрении Совета или сохраненных в повестке дня Совета («сообщения о рассмотрении») в соответствии с правилом 11 временных правил процедуры. Пункты повестки дня, находившиеся на рассмотрении Совета в период 1969–2007 годов, представлены в Справочнике в трех таблицах: a) новые пункты, включенные в повестку в рассматриваемый период, b) пункты, которые были сохранены и продолжают находиться на рассмотрении Совета, а также c) пункты, которые были исключены. С 2008 года ввиду того, что материалы о новых пунктах, добавленных в повестку дня, были перенесены в раздел «Принятие повестки дня», выше, в сборник включаются только две таблицы: a) в одной из них указаны исключенные и сохраненные пункты; b) в другой — пункты повестки дня, находившиеся на рассмотрении Совета в отчетный период.

C. Представительство и полномочия

Правила 13–17 временных правил процедуры регулируют вопросы, связанные с работающими в Совете представителями государств-членов и процессом обеспечения их официальными полномочиями для работы в Совете. Включенные в Справочник тематические исследования охватывают случаи, когда полномочия представителей ставились под сомнение, например после смены правительства.

D. Председательствование

Правила 18–20 временных правил процедуры регулируют вопросы, касающиеся председательствования в Совете Безопасности. Рассматривается практика ежемесячной ротации председательствования, случаи временного отказа Председателя от выполнения своих обязанностей в ходе рассмотрения вопросов, непосредственно касающихся представляемой им страны, и другие связанные с этим темы.

Кроме того, в других частях Справочника рассматриваются другие функции, осуществляемые Председателем в соответствии с временными правилами процедуры:

  1. Материалы, касающиеся порядка ведения заседаний, включая полномочия Председателя, см. в разделе Порядок ведения заседаний.
  2. Материалы, касающиеся функций Председателя по информированию государств, не являющихся членами, и других государств в отношении решений и обсуждений Совета, см. в разделе Открытые и закрытые заседания, отчеты.
  3. Информацию о функциях Председателя в связи с повесткой дня см. в разделе Повестка дня.
  4. Информацию о функциях Председателя в связи с голосованием см. в разделе Голосование.
  5. Информацию о функциях Председателя в связи с подачей заявок о приеме в члены Организации Объединенных Наций см. в разделе Членство в Организации Объединенных Наций.

E. Секретариат

Правила 21–26 временных правил процедуры определяют конкретные функции и полномочия Генерального секретаря, связанные с заседаниями Совета Безопасности. До 1988 года этот раздел также содержал материалы, касающиеся всех других функций и полномочий Генерального секретаря за исключением функций и полномочий административного характера, связанных с работой Совета Безопасности, в частности осуществление полномочий в соответствии с положениями статьи 99 Устава. С 1989 года информация о функциях, не носящих административного характера, включается в раздел Взаимоотношения с Секретариатом. Кроме того, в издании Справочника за 2004–2007 годы освещаются такие темы, как брифинги Секретариата, документация, уведомление, распространение заявлений, обмен информацией с Секретариатом и внешними сторонами, а также вопросы, связанные с вновь избранными членами. Том за 1946–1951 годы также содержит раздел под названием Добавление к временным правилам, который касается процедуры рассмотрения сообщений, исходящих от физических лиц и неправительственных организаций.

F. Порядок ведения заседаний

Правила 27–36 временных правил процедуры устанавливают порядок ведения заседаний в Совете Безопасности. Рассматриваемые в настоящем разделе вопросы включают порядок выступления ораторов, возможность создания вспомогательных органов, порядок ведения заседания, порядок голосования, объявление перерыва в заседаниях, внесение поправок, а также внесение предложений или резолюций государствами, не являющимися членами Совета. Материалы, касающиеся применения правила 28 в отношении вспомогательных органов Совета Безопасности, можно найти здесь.

G. Участие в заседаниях

Положения статьи 31 и 32 Устава Организации Объединенных Наций и правила 37 и 39 временных правил процедуры Совета Безопасности предусматривают случаи, когда приглашение принять участие в работе Совета без права голоса может направляться субъектам, не являющимся членами Совета Безопасности. Как правило, государства — члены Организации Объединенных Наций приглашаются в соответствии с правилом 37; другие лица приглашаются в соответствии с правилом 39, в том числе представители органов Организации Объединенных Наций, вспомогательных органов или учреждений, а также фондов и программ, региональных или иных международных организаций и другие субъекты, в частности эксперты, представители конкретных организаций, включая НПО, а также юридические лица или физические лица, приглашенные в их личном качестве. Первые два тома Справочника (1946–1951 годы и 1952–1955 годы) содержат исследования, в которых рассматриваются условия и положения статьи 32 Устава. Однако материалы по процедурным вопросам, касающимся участия в работе Совета, обычно размещаются в Справочнике в двух следующих разделах:

1. Основания для направления приглашения принять участие
В настоящий раздел включена информация, касающаяся оснований для приглашения субъектов, не являющихся членами Совета Безопасности, принять участие в работе Совета. Как правило, раздельно рассматриваются вопросы направления приглашений для следующих групп: a) лица, приглашенные в их личном качестве; b) представители органов Организации Объединенных Наций или вспомогательных органов; c) государства — члены Организации Объединенных Наций; и d) государства, не являющиеся членами, а также другие приглашения. Кроме того, Справочник содержит материалы, в которых рассматриваются основания для приглашений, а также тематические исследования случаев, когда решение о направлении приглашения становилось предметом дискуссии, требовало проведения голосования либо случаев отказа в приглашении. С 1993 года вопросы о приглашениях рассматриваются в рамках применяемого правила в следующих категориях: a) правило 37, согласно которому направляются приглашения государствам-членам; b) правило 39; либо c) приглашения, прямо не предусмотренные правилом 37 или правилом 39.

Начиная с тома Справочника за 1989–1992 годы в сборник также включаются перечни всех участников, приглашенных в соответствии с правилом 37 и правилом 39 в разбивке по пунктам повестки дня и заседаниям. Начиная с тома за 2008–2009 годы перечень всех участников, приглашенных в соответствии с правилом 37 и правилом 39, размещается не в разделе «Участие», а в подробных таблицах заседаний, содержащихся в дополнениях к следующим томам:

Правило 37

Правило 39

2. Процедуры, касающиеся участия в заседаниях
В данном разделе рассматриваются процедурные вопросы, касающиеся участия приглашенных представителей/лиц в заседаниях после направления приглашения, в частности порядок принятия решения относительно того, на каком этапе будут заслушаны приглашенные представители/лица и какие ограничения будут введены в отношении участия приглашенных лиц.

H. Голосование

Статья 27 Устава Организации Объединенных Наций и правило 40 временных правил процедуры регулируют вопросы голосования в Совете Безопасности. В частности, согласно положениям статей 27 (2) и 27 (3) решения Совета Безопасности «по вопросам процедуры» считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета, тогда как решения «по всем другим вопросам» считаются принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета, «включая совпадающие голоса всех постоянных членов», причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования на основании положений главы VI и статьи 52 (3). Основное внимание в Справочнике уделяется практике Совета Безопасности по вопросам принятия решений и голосования. Материалы подразделяются на следующие категории. Начиная с тома за 2008–2009 годы в сборник включаются материалы, касающиеся порядка ведения заседаний и голосования (правила 31–32, 34–36 и 38), которые можно найти в разделе Авторы проектов резолюций.

1. Процедурные и непроцедурные вопросы
В большинстве случаев порядок голосования в Совете не дает представления о том, считает ли Совет вынесенный на голосование вопрос процедурным либо непроцедурным по своему характеру. Однако это можно определить, поскольку постоянные члены не имеют права вето в отношении процедурных вопросов. Таким образом, если один из постоянных членов проголосовал против, а предложение все равно принимается, вопрос является процедурным. В данной категории материал разбит на 2 группы: a) случаи, когда голосование указывало на процедурный характер вопроса; и b) случаи, когда голосование указывало на непроцедурный характер вопроса. Случаи, когда голосование указывало на непроцедурный характер вопроса, обычно представляют собой перечень проектов резолюций, которые не были приняты, поскольку против них проголосовал один из постоянных членов.

2. Процедуры Совета Безопасности, относящиеся к голосованию по вопросу о том, носит ли рассматриваемый вопрос процедурный характер по смыслу статьи 27 (2) Устава
В некоторых случаях Совет Безопасности прибегает к голосованию, чтобы определить, носит ли рассматриваемый вопрос процедурный характер по смыслу статьи 27 (2). В заявлении Сан-Франциско по процедуре голосования для описания этой практики был использован термин «предварительный вопрос». В данном разделе перечислены все случаи голосования, которое проводилось с тем, чтобы определить процедурный либо непроцедурный характер вопросов, в следующие периоды:

3. Воздержание от голосования, неучастие и отсутствие при голосовании на основании статьи 27 (3) Устава
В данной категории представлены случаи, когда i) применяются положения статьи 27 (3), обозначенные в Справочнике термином «обязательное воздержание», ii) член Совета, включая постоянного члена, добровольно воздерживается от голосования (так называемое «добровольное воздержание от голосования»), iii) член Совета, в том числе постоянный член, отсутствует или не участвует в голосовании. Если бы постоянный член проголосовал против предложения, решение не было бы принято.

4. Принятие резолюций и решений на основе консенсуса или без голосования
В данной категории представлена информация процедурного и иного характера, касающаяся всех случаев, когда Совет Безопасности принимал решения, включая резолюции, без официального голосования либо на основе консенсуса. Обычно в этом разделе приводятся таблицы принятых решений, классифицированных по методу принятия, в частности резолюции, принятые на основе консенсуса; резолюции, принятые без голосования; заявления Председателя, внесенные в отчеты о заседаниях; заявления Председателя, изданные только как документы Совета Безопасности; решения Совета, указанные в письмах или записках Председателя Совета. В сборнике за 1975–1980 годы также приводится перечень заявлений Председателя, согласованных Советом с некоторыми членами, которые заявили о своей особой позиции по рассматриваемому вопросу.

5. Решения и дискуссии, касающиеся процедур принятия решений
В данной категории рассматриваются обсуждения или решения, касающиеся голосования и практики принятия решений в целом, в том числе записки Председателя, в которых разъясняются процедурные вопросы, связанные с работой Совета.

Правила 41–47 временных правил процедуры устанавливают официальные и рабочие языки Совета Безопасности, правила перевода, языки, используемые для отчетов о заседаниях и публикаций резолюций и решений. В указанные правила вносились поправки, чтобы включить следующие языки в число рабочих: в 1969 году русский и испанский, в 1974 году китайский (при исключении правила 43) и в 1982 году арабский. В Справочнике излагается практика Совета в отношении использования языков, в частности случаи, когда ораторы выступали на одном из нерабочих языков согласно правилу 44, а также любые обсуждения, касающиеся разработки надлежащей процедуры в отношении использования языков, практики письменного или устного перевода.

J. Статус временных правил процедуры

В статье 30 Устава предусматривается право Совета Безопасности устанавливать свои правила процедуры. Принятые 17 января 1946 года на первом заседании Совета временные правила процедуры продолжают сохранять свой временный статус. Материалы соответствующих дискуссий, состоявшихся в Совете по вопросу о статусе временных правил процедуры, можно найти здесь.

www.un.org

Это интересно:

  • Правило перевозок жд Правило перевозок жд Утверждены Приказом Министерства транспорта России от 19 декабря 2013 года № 473 (текст по состоянию на 01.02.2017 г.) I. Общие положения 1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 3 […]
  • Техникумы правила приема Как поступить в колледж после 9 класса После 9 класса перед каждым школьником встает выбор: продолжить обучение в школе либо же отправиться в колледж. Большинство долго сомневается в принятии решения, поскольку оно напрямую […]
  • Ук покушение на убийство ст Покушение на убийство Двое мужчин распивали спиртные напитки дома у одного из них. В процессе этого произошла ссора, в результате которой один нанес другому десять ножевых ранений в область сердца. Обвиняемый находился в состоянии […]
  • Консультация юриста по работе Консультация юриста по работе Юридическая помощь населению Пт, 10 Августа 2018 8 (495) 220-56-66 129626, г. Москва, ул. Староалексеевская, дом 8, подъезд 2, этаж 3, офис 9 (две минуты пешком от метро "Алексеевская") схема […]
  • После я ставится запятая в заявлении Русский язык для нас Форум лингвистов и всех интересующихся языком Синтаксис и пунктуация ⇒ Нужна ли здесь запятая? Сообщение Del » 27 мар 2009, 01:37 Форумчане, помогите разрешить небольшой спор. "Я, как бывшая студентка […]
  • Патентную экспертизу Патентная экспертиза Патентная экспертиза — это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, […]