Урок по теме «Слог. Слогоделение. Правила переноса слогов»

Цель урока. На основе занимательной литературы научить детей правилам переноса.

I. Организационный момент.

Оформление тетрадей учащихся. Проверка готовности класса к уроку. Положительная мотивация учащихся на работу на уроке.

II. Повторение ранее изученного материала (проходит в форме беседы с учащимися по вопросам)

Учитель. Какой раздел науки о русском языке мы с вами сейчас изучаем?

Учитель. Что изучает фонетика?

Дети. Звуковой, буквенный состав языка, слог и ударение.

Учитель. Чего в русском языке больше, букв или звуков? Почему?

Дети. Есть буквы, которые обозначают одновременно два звука, и есть такие, которые звуков не обозначают.

Учитель. Что такое ударение и зачем оно нужно?

Дети. Это выделение при произношении одного из гласных звуков в слове с наибольшей силой. Без ударения наша речь была бы монотонной, мы не смогли бы говорить.

Учитель. Что такое слог?

Дети. Это минимальная единица произнесения слова, в которой обязательно присутствует только один гласный звук.

Учитель. Как определить количество слогов в слове?

Дети. Нужно посчитать количество гласных звуков.

III. Изучение нового материала. Слогоделение и его виды.

1. Актуализация знаний учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Ребята, мы с вами узнали о том, что такое слог. Сегодня мы поговорим о том, какими способами можно разделить слово на слоги.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Возьмем в качестве примера слово КАРАНДАШ.

Сколько слогов в этом слове?

Учитель. Как вы это определили?

Дети. Посчитали количество гласных букв.

Учитель. Если мы начнем делить это слово на слоги, у нас получится два варианта:

В чем заключается разница между этими способами деления слова на слоги?

Дети. Буква Н может попасть как во второй, так и в третий слог.

Учитель. Еще какие особенности вы заметили?

Дети. В первой строчке слоги чаще заканчиваются на гласный звук.

Учитель. Именно этот способ деления слова на слоги, когда большая их часть оканчивается на гласный звук, называется фонетически слогоделением. Оно используется при звукобуквенном анализе слова.

А другой способ деления слова на слоги называется морфологическим слогоделением или правилами переноса слогов.

3. Первичное закрепление и проверка знаний учащихся по изучаемой теме.

Учитель. Давайте попробуем разделить двумя способами на слоги слово РАЗБИРАЕТСЯ.

Учитель. Что у вас получилось?

Дети. РА-ЗБИ-РА-Е-ТСЯ и РАЗ-БИ-РА-ЕТ-СЯ

IV. Изучение нового материала. Правила переноса слогов.

Учитель. Ребята, давайте понаблюдаем за тем, как надо переносить слова, и вы в конце урока попробуйте составить рассказ о правилах переноса. Итак:

Мы изучаем перенос.
Вот как слова я перенес
Едва – е-два.
Укол – у-кол.
И получил за это кол.
Опять – о-пять.
Теперь, наверно будет пять!

А как вы думаете?

Дети. Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.

Дети. Потому что одну букву нельзя переносить.

Учитель. А как нужно переносить слова?

– Давайте запишем ваши и мои примеры в тетрадях и на доске.

В тетрадях разбираются слова едва (ед-ва) и примеры, придуманные учащимися .

Далее учитель просит устно назвать слова, которые хотя и состоят из двух слогов, но не переносятся. После этого разбираются слова укол, опять.

Мы изуч-аем перенос.

– В чем моя ошибка?

Дети. Слово изучаем неправильно разделено на слоги.

Учитель. А как правильно разделить это слово на слоги для переноса?

– Выходит, это слово можно разделить двумя способами. Запишите оба варианта в тетради и укажите в предложении части речи и знакомые орфограммы.

Дети выполняют задание учителя.

– Какое же открытие вы сегодня сделали?

Дети. Чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги.

Учитель. А теперь давайте внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово паук разделяет голосом на два слога.)

Шел еж. Глядь – зверь не зверь.

– А вот так – кыш, и все тут.

А тот – трус, шмыг в щель!

– Ну, друг, в чем тут суть?

Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

Дети. Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

Учитель. Мы можем разделить слово паук для переноса?

Учитель. Как это можно сделать?

Учитель. А остальные слова из текста мы можем разделить для переноса?

Дети. Они состоят из одного слога.

Учитель. Какой можно сделать вывод?

Дети. Слова из одного слога переносить нельзя.

V. Закрепление изученного материала. Зрительно-слуховой диктант.

Язык родной дружи со мной.

Учитель. Язык родной, дружи со мной. Так будет, если мы знаем правила русского языка, в том числе и правила переноса. А какие задания можно выполнить с этим предложением?

Дети. Указать части речи, разделить слова для переноса.

Учитель. Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?

Дети. Слова язык, родной, дружи.

Учитель. Найдите общее в этих словах.

Дети. Все слова состоят из двух слогов.

Учитель. Какое слово отличается?

Дети. Его нельзя переносить.

Учитель. Правильно. Это правило мы уже знаем.

Слово делиться на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

Ребята, посмотрите на доску. Как вы думаете, какие слова здесь написаны? Запишите их в тетрадь.

На, пру, жи ши, лан, ды

Дети. На доске записаны слова пружина, ландыши.

Учитель. Из скольких слогов состоят эти слова?

Учитель. А теперь запишите эти слова для переноса.

Сколько способов переноса вы заметили для трехсложных слов?

Дети. У трехсложных слов два способа переноса.

Учитель. Придумайте свои примеры трехсложных слов, запишите их и проанализируйте.

Дети выполняют задание учителя.

– Давайте повторим скороговоркой алфавит. Итак, начали:

Дети скороговоркой читают алфавит.

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв – сестер родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить их них?

VI. Творческое задание. Сочинение по принципу “буриме” (рифмованные строчки)

Учитель задает ученикам два слова, например, переносом, носом, и просит сочинить двустишие. Это может выглядеть примерно так:

Все знакомы с переносом,
Не останемся мы с носом.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правила слогоделения по русскому

Определение слога представляет определенные трудности, хотя каждый говорящий может произносить слова по слогам. Чаще всего используется определение слога с артикуляционной точки зрения: слог – часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков и произносимая за один выдох. Однако произнесение слогов без выдоха в языке возможно, например, когда изображается звук поцелуя или почмокивание лошадей, но зато один слог нельзя произнести более чем за один выдох. На основании этого Л.В. Щерба предложил теорию пульсации , согласно которой слоги – отрезки речи, соответствующие чередованиям нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата во время произношения. С акустической точки зрения слог представляет собой звуковой отрезок речи, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью в сравнении с другими. Слоговыми , т.е. образующими слог, в современном русском языке являются гласные как наиболее звучные. Согласные как звуки наименьшей звучности не образуют слоги, хотя способностью к слогообразованию сонорные согласные обладают. В современном русском языке слоговое свойство сонорных проявляется в возможности замещать исчезнувшую слабую согласную, например, в разговорной беглой речи сочетание в самом деле звучит как [фса ´ м д ´ э ´ л ´ ь], вместо между двумя [м] слоговым стал [м]. Иногда слоговыми становятся даже глухие согласные, например при произнесении междометия кс-кс-кс.

Слоги разграничиваются слогоразделами. Слогораздел – это реальная или потенциальная граница между слогами. В речи мы встречаемся со слогоразделом при скандировании, отчетливом произнесении, диктовке слов. Строение слога в русском языке подчиняются закону восходящей звучности, т.е. звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному. Звучность можно обозначить цифрами: 1 – шумные глухие, 2 – шумные звонкие, 3 – сонорные, 4 – гласные. В соответствии с этим законом произведем слогоделение:

В русском языке слогораздел проходит обычно между наиболее контрастными по звучности звуками. В приведенных примерах слогораздел произошел на месте наибольшего спада звучности: в слове вата слогораздел проходит между звуком [а], имеющим звучность 4, и звуком [т], звучность которого оценивается баллом 1, то же наблюдается и в словах простор и восход ; в слове девушка слогораздел проходит между звуками [э] (звучность 4) и [в] (звучность 2), между [у] (звучность 4) и [ш] (звучность 1), в слове разбить – между [/\] (звучность 4) и [з] (звучность 2), в словах полет , корма, горло между гласным (звучность 4) и сонорным (звучность 3); в слове поете – между звуками со звучностью 4 и 3 и 4 и 1.

Слогораздел может совпадать и не совпадать с делением слов на слоги при переносе. Так, слово девушка можно перенести: де- ву- шка, т.е. так, как проходит слогораздел, или де- вуш- ка; однако в ряде случаев деление на слоги для переноса строго регламентируется правилами: перенос слова восход не соответствует слогоразделу, слово можно перенести только так: вос- ход , так как при переносе нельзя отрывать одну букву от приставки и присоединять к корню, слогораздел слова разбить тоже отличается от переноса слова раз- бить, так как нельзя отрывать одну букву от корня и присоединять к приставке; многие слова, имеющие в своем составе две гласные, следовательно, с артикуляционной и акустической точки зрения состоящие из двух слогов, не могут быть перенесены с одной строки на другую, например: обед, осень, олень, окунь и др.

Как мы могли убедиться, слоги действительно строятся по закону восходящей звучности, а так как наибольшей звучностью обладают гласные, то чаще всего слоги оканчиваются гласным, т.е. является открытыми . Это касается прежде всего неконечных слогов; конечные слоги могут быть открытыми и закрытыми , т.е. оканчиваться на согласный: привет [пр ´ и|в ´ э ´ т], обед [/\|б ´ э ´ т], медведь [м ´ и э |дв ´ э ´ т ´].

Однако и неконечные слоги могут быть закрытыми. Это относится к словам, в которых после гласного стоит сонорный, а дальше шумный согласный: полка [по ´ л|къ], бурка [бу ´ р|къ], марка [ма ´ р|къ], лента [л ´ э ´ н|тъ], колба [ко ´ л|бъ], кирпич [к ´ ир|п ´ и ´ ч ´], шарманка [ш/\|рма ´ н|къ], [а ´ р|кт ´ и|къ]. Несмотря на то что в приведенных словах первый слог не является открытым, тем не менее, и в них слогораздел проходит на месте наибольшего спада звучности: в словах полка, бурка, марка, лента слогораздел прошел не между гласным, имеющим звучность 4, и сонорным, имеющим звучность 3, а между сонорным (звучность 3) и глухим согласным (звучность 1); в слове колба слогораздел проходит между сонорным (звучность 3) и звонким согласным (звучность 2).

То же касается и сочетаний [j] (этот звук является звучнее сонорных) и шумного согласного: мойка [мо ´ й|къ], лайка [ла ´ й|къ], шайба [ша ´ й|бъ].

В русском языке имеются неконечные слоги, оканчивающиеся на шумные согласные [ж] и [ш]. Это возможно, когда после [ж], [ш] стоит шумный, а указанные шипящие находятся после сонорного [р], с которым имеют близкую артикуляцию ([р], [ж], [ш] являются переднеязычными небно-зубными), а потому при произношении присоединяются к нему: [г/\рш|к ´ и ´], но [г/\р|шо ´ к].

Характеристика слогов учитывает не только конечный звук слога, но и начальный. Слог может быть прикрытым , если начинается с согласного: в словах [кн ´ и ´| гъ], [пр ´ и|вы ´| ч ´ къ], [л/\|зу ´| рный]; неприкрытым может быть начальный слог: [/\|ткры ´ т ´], [ и ´| въ], [/\р|ти ´ ст]. Заметим, что слог, начинающийся с начального йотированного гласного, является прикрытым: яблоко [jа ´| блъ|къ], если [jэ ´| с ´ л ´ и], ёлки [jо ´ л|ки].

При характеристике слога учитывается его положение в слове ( начальный, срединный, конечный ); наличие или отсутствие ударения ( ударный или безударный ).

Обращаем внимание на то, что слогораздел производится в транскрипции . Как уже было указано, фонетические слоги часто не совпадают с морфологическими частями слова. Только в транскрипции фонетический слог может быть охарактеризован правильно: это касается и границ слогов, и основных характеристик (открытый / закрытый, прикрытый / неприкрытый). Так, в словах с е, ё, ю, я в абсолютном начале слова, после гласных или после ъ и ь слоги с [j] являются прикрытыми, они могут быть и открытыми, и закрытыми: если [jэ ´| с ´ л ´ и], ёлки [jо ´ л|ки], знает [зна ´| jьм], подъехать [п/\|дjэ ´| хът ´]. В слове если слог [jэ ´] характеризуется как начальный, открытый, прикрытый, ударный; в слове ёлки слог [jо ´ л] тоже начальный, ударный, прикрытый, но он является закрытым; в слове знает слог [jьм] – это конечный, прикрытый, закрытый, безударный слог; в слове подъехать [дjэ ´] – срединный, прикрытый, открытый, ударный слог. Очевидно, что строение слога, а следовательно, его характеристика зависит от соседних с ним звуков, их качественной характеристики (могут ли звуки быть слогообразующими, отличается или не отличается артикуляционная характеристика стоящих рядом звуков и т.п.).

www.rsu.edu.ru

Принципы слогоделения

Закон восходящей звучности всегда соблюдается в неначальных слогах. В связи с этим наблюдаются следующие закономерности в распределении согласных между гласными:

1. Согласный между гласными всегда входит в последующий слог: [рΛ-к’э́-тъ], [хъ-рΛ-шо́], [цв’и э -ты́], [сΛ-ро́-къ].

2. Сочетания шумных согласных между гласными, относятся к последующему слогу: [б’и́-твъ], [зв’и э -зда́], [р’э́-ч’къ].

3. Сочетания шумных согласных с сонорными отходят также к последующему слогу: [р’и́-фмъ], [Λ-кра́-шъ-нъ], [тра́- вмъ], [хра́-брыį], [ва́-фл’и], [жа́дныį].

4. Сочетания сонорных согласных между гласными относятся к последующему слогу: [вΛ-лна́], [по́-мн’у], [кΛ-рма́н].

В этом случае возможны варианты слогораздела: один сонорный согласный может отходить к предшествующему слогу: [вΛл-на́], [по́м- н’у].

5. При сочетании сонорных согласных с шумным между гласными сонорный отходит к предшествующему слогу: [Λр-ба́], [по́л-къ], [н’иэл’-з’а́], [кΛн-цы́].

6. Два однородных согласных между гласными отходят к последующему слогу: [ва́-н̅ъ], [ка́-с̅ъ], [дро́-ж̅’и].

7. При сочетании [j] с последующими шумными и сонорными согласными [j] отходит к предшествующему слогу: [ч’а́j-къ], [вΛj-на́], [cа́j-ръ].

Таким образом, из примеров видно, что не конечный слог в русском языке оказывается в большинстве случаев открытым; закрытым он является тогда, когда оканчивается на сонорный. Однако принцип восходящей звучности не соблюдается в конечных слогах слова: [цв’иэ-то́к], [л’и э -жы́т], [го́-лъс] и т.д.

Правила переноса слов в обычном орфографическом письме в основном вытекают из характерного для русского языка деления на слоги: слово переносится по слогам. Однако полного соответствия между правилами переноса и слогоделения нет. Так, при фонетическом членении речи в слове безучастный устанавливается следующее слогоделение: бе-зу-ча-стный – [б’ь-зу-ч’а-сныi], а при переносе этого слова можно установить еще несколько вариантов, а именно: без-участный (этот вариант переноса на стыке приставки и корня предпочтительнее), безучас-тный, безучаст-ный. В то же время невозможны переносы, при которых от корня отрывается одна буква, например, такие, как я-ма, а-кация, или переносы, разрывающие приставку перед начальным согласным корня: ра-збить, хотя такое членение соответствует правилам слогоделения – [рΛ-зб’ит’].

studopedia.org

Ответы ГОС / 12. Слогоделение

12. Современное русское слогоделение. Специфика русского слога. Принципы организации русского слога. Принципы организации русского слога с позиции акустических и артикуляционных теорий слогоделения. Законы построения русского слога.

Слог в разных языках проявляет различную степень фонологической значимости, то есть смысловой обусловленности. Врусском языкефонологические признаки слога отсутствуют, то есть слог для русского языка не является носителем смысла, поэтому можно двигать границы слога. В РЯ минимальная фонетическая единица – звук, но слог – минимальная произносительная единица. В РЯ существует много теорий слогоделения.

Слогораздел – определение границ между слогами в слове. Имеет теоретич. и практическое значение. Правильное слоговыделение показывает одну из сторон устройства языка и используется для правильного переноса слов.

Основной закон слогоделения – закон восходящей звучности. Звуки в слоге распределяются от наименее звучных к наиболее звучным. Этот закон передаётся в правилах:

— все гласные как слоговые звуки образуют вершину слогов и распределяются по разным слогам па-ук;

— один согласный между гласными принадлежит следующему за ним гласному га-ла-ва;

— сочетание шумных между гласными относят к следующему слогу ка-ска ла-пка;

— сочетание шумных и санорных относят к следующему слогу о-кно са-бля;

— сочетание санорных между гласными относится к следующему слогу ка-рма;

— при сочетании санорных с шумными слогораздел происходит между ними кар-та;

— сочетание Й неслогового с последующими шумными или санорными тай-фун.

По структуре выделяют слоги:

— прикрытые – слог с согласным в начале, и неприкрытые;

— полные – закрытые и прикрытые сок;

— усечённые с начала – закрытые и неприкрытые ум, иск;

— усечённые с конца мгла;

— открытые и неприкрытые ау.

Слогораздел и перенос слов на письме.

Эти 2 явления связаны, но относятся к разным разделам (фонетика и орфография). Слогоделение – объективное явление языка, перенос – условные правила. Основной принцип – фонетический. Слово для переноса членится в соответствии со слогоделением во-рота. По этому принципу правило запрещает оставлять в конце или переносить часть слова не составляющую слога. Нельзя отделять согласный от следующего за ним гласного, но при стечении нескольких согласных между гласными допускается перенос.

Морфологический принцип – деление на слоги должно происходить между приставками, корнями и значимыми частями сложных слов под-бить при-слать рус-ский.

Ограничения: русские слова не могут начинаться с ы, й, ь, ъ, переносить часть слова, начинающуюся с этих букв также нельзя.

Типы теорий слогоделения.

При отсутствии смысловых обоснований — слогоделение определяется: артикуляционными (для говорящего); акустическими (для слушающего) параметрами.

Акустические – работают с позиции говорящего, отвечают на вопрос, как должны сработать его органы речи.

Артикуляционные – с позиции слушающего – какую фонетическую последовательность должен услышать, чтобы воспринять это как слог.

Параметры характеристики речевого потока.

1) как сторонники данной теории определяют слог;

2) какие принципы лежат в основе слогоделения;

3) какие единицы речевого потока могут приобретать статус слогообразующих;

4) каковы достоинства и недостатки (отличительные свойства) каждой теории.

Акустические теории слогоделения.

Слог – компонент звукового потока, воспринимаемый слушающим в единстве.

Теория сонорности. Выдвинул англичанинГ. Суит. Разработал датский ученыйОтто Есперсен. На материале русского языка эту теорию впервые рассмотрелР.И. Аванесов.

Слогволна сонорности(звучности). Ее структура определяется сочетанием более звучных единиц речевого потока с менее звучными.

Акустическая структура слога представляется через систему коэффициентов звучности. Для русского речевого потока – четыре ступени звучности (соответствует классификации звуков по степени сонорности):

«1» – глухие шумные согласные (уровень звучности –минимальный),

«2» – шумные звонкие,

«4» – гласные (самые звучные элементы речевого потока).

Слогообразующие звуки. Чаще всего —гласный звук (его звучность – максимальная). Могут быть — сонорные согласные (обладают звучностью, приближенной к максимальной).

Сонорный как слогообразующий выступает пи отсутствии последующего гласного [пα-рат]; при наличии предшествующих шумных (организация «волны») [с’иен’–т’*а–бр’].

Восходящий (волна восходящей звучности)

Восходящее-нисходящий. Слоги в этом случае – закрытые. Восходяще-нисходящие слоги возникают: при наличие в слове сочетания согласных, первый из которых – более звучный, на конце слова, которое оканчивается на согласный.

Нисходяще-восходящий. Только в начале слова в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях!

Артикуляционные теории слогоделения.

Слог – единый акт работы речевого аппарата.

Теория мускульного напряжения.

Теория мускульного напряжения. Французский ученыйМорис Граммон. Русский ученый –Л.В. Щерба.

Речевой поток — последовательность волн мускульного напряжения. Слог – часть речевого потока, начинающаяся с усиления и заканчивающаяся расслаблением мускул речевого аппарата. Граница между слогами соответствует моменту спада мускульного напряжения.

Слогообразующие звуки. Производство гласных требует большего напряжения речевого аппарата, чем производство согласных, так как, чтобы создать нужную форму резонаторной трубы, говорящему требуется напрягать весь речевой аппарат. Слогообразующий – только ГЛАСНЫЙ.

Слогораздел зависит от ударения и типа согласного.

1. Сильноначальные — примыкают к более сильному по напряжению речевого аппарата – гласному – в своей экскурсии: [р] в слове [ар–к/\]. Речевой аппарат сначала напрягается, а потом расслабляется. Формируется закрытый слог.

2. Сильноконечные – примыкают к гласному в рекурсии: [к] в слове [ка-ш/\].

3. Двувершинные – долгие согласные, которые двумя своими вершинами тяготеют к разным гласным: [ван–н/\], [ал–л/\] и др.

Ударение. Ударный гласный – более напряженный, чем безударный. Он определяет распределение напряжения речевого аппарата при произнесении согласных.

Принцип слогоделения: в слог, образованный ударным гласным, включается один согласный из группы, следующей за ударением, и вся группа согласных, предшествующая ударению.

Не подвергаются слогоразделу.

1) Шумный + сонорный [ка — дры], [со* —т’н’ъ].

2) Шумный + в/в’ [по – дв’ик], [че –тв’ьрт’].

Русский слогораздел имеет достаточно неоднозначную природу:

1) определяющими факторами русского слогоделения являются акустические и артикуляционные показатели (схема звучности и работа органов речи), но и эти факторы контекстуально зависимы;

2) смысловая сторона слогораздела проявляет себя, в основном, на границах слов и морфем (слогоделение в этом случае работает на удобство восприятия, начиная проявлять фонологические свойства).

Законы построения древнерусского слога.

Строение слога в ДРЯ не отличается от строения слога в ССЯ. Своими корнями восходит к последней трети существования общеславянского языка. Слог строился по принципу возрастающей звучности. Звуки слога располагались в порядке повышения звучности.

Звучность – слышимость звука на большем или меньшем расстоянии. Самые звучные – гласные. Согласные обладали разной степенью звучности. Некоторые считают, что неслоговые гласные приравниваются к сонорным и звуку в.

3 – гласные слоговые/ гласные неслоговые + в.

2 – сонорные плавные р,л; носовые м,н.

1 – шумные звонкие взрывные Д; шумные звонкие фрикативные – З; шумные глухие взрывные – Т; шумные глухие фрикативные – С.

Всегда соблюдался принцип восходящей звучности. Идеальным слогом считался слог TA. Возможны были и слоги другого типа: Р2О3 – Д1Ъ3, 123, 113.

Тенденция к построению слога по этому принципу – закон открытого слога. Тенденция образования слога – объединение в одном слоге звуков, однородных по тональности – закон слогового сингармонизма.

В одном слоге могут объединяться звуки с одной высотой тона (звуки, однородные по зоне их образования – передние или непередние). Гласные переднего ряда: и, ять, е, ь, а: , у: + нетвердые согласные. Гласные непереднего образования: ы, у, о закрытое, о, Ъ, а + согласные твердые.

Согласные зубные и губные (Т, Д, Б, В, П, М) приобретали перед гласными позиционную полумягкость. Если в пределах одного слога оказывались неоднородные по зоне образования звуки, то согласные приспосабливались к гласным. Гласные играли ведущую роль.

studfiles.net

§ 53. Слогоделение в русском языке.

Особенность русского языка (а также н многих других языков) в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании

1 Смыкание в данном случае понимается широко: смыканием считается образование любого типа преграды. Таким образом, гі смычка, и щель являются разновидностями смыкания.

і Для доказательства этого послужил, в частности, следующий эксперимент. В обычных условиях говорящий одновременно слышит свою речь, т. е. получает обратный акустический сигнал. Если создать такие условия, когда человек слышит свою речь с задержкой во времени, с запозданием, то это приведет к „искусственному зниканню»: человек будет повторять какие-то отрезки речіг. Анализ этих повторений показал, что наиболее Типичным следствием задержек обратного акустического сигнала является многократное смыкание и размыкание органов речи вместо однократного смыкания и размыкания в нормальных условиях. Вся речь, таким образом, превращается в последовательность открытых слогов типа СГ. Характер нарушений (образование гг повторение открытых слогов) дает основания судить об особенностях слоговой организации речи вообще- (См. об этом Литературу, 3.)

3 Л. В. Бондарко. Структура слога и характеристики фонем. «Вопросы языкознания», 1967, № I, стр. 35.

согласного к предшествующему гласному. Поэтому для русского языка характерны слоги типа СГ (открытые) и нехарактерны слоги типа ГС (закрытые).

Рассмотрим слогоделение в различных фонетических положениях.

1. Наиболее простым и бесспорным случаем слогоделения является членение слова на открытые слоги типа мо-ло-ко, ді/-би-на, ка-ра-ка-ти-ца, про-да-ю, глы-ба и т. п. Здесь действует не знающее исключений правило: одиночный интервокальный согласный входит в один слог с последующим гласным.

2, Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ)[136]. Однако, как показывают экспериментально-фонетические исследования, интервокальное сочетание согласных почти всегда отходит к последующему гласному, т. е. имеет место слогоделение типа Г-ССГ, приводящее к образованию открытых неконечных слогов (о единственном исключении будет сказано ниже). Следовательно, применительно к конкретным словам слогоделение в русском языке осуществляется так:

Если бы первый компонент интервокального сочетания согласных входил в один слог с предшествующим гласным (ГС-СГ), он характеризовался бы тесной связью с этим гласным. Однако, по данным спектрального анализа, переход от гласного к согласному в словах типа ра-ма, ша-пок (здесь первый гласный и следующий согласный бесспорно относятся к разным слогам) и в словах типа ра-мка, ша-пка (где можно было бы предположить образование неконечных закрытых слогов рам-, шап-) одинаков. Следовательно, здесь первый компонент, а тем самым и всё сочетание согласных более тесно связаны не с предшествующим, а с последующим гласным и поэтому образуют с ним один слог ’.

Впервые мысль о том, что характер перехода от одного звука к другому может служить критерием для установления слоговой границы, была высказана шведским лингвистом Б. Мальмбергом в 1955 г. Исследования в этой области ведутся на материале разных языков, в том числе и русского. Анализ переходных участков между гласными и согласными обнаруживает, что русскому языку свойственна несимметричность перехода от С к Г в сочетании СГ и перехода от Г к С в сочетании ГС[137] [138]. В первом случае имеется ярко выраженный переход, указывающий на тесную связанность С и Г во втором случае степень связанности Г и С гораздо меньше, что проявляется в отсутствии четкого перехода от Г к С[139].

С точки зрения характера связи между гласным и последующим согласным закрытым является такой слог, в котором эта связь проявляется сильнее: переход от гласного к согласному характеризуется значительным изменением на протяжении небольшого отрезка времени[140] [141] [142] [143] [144]. Как показывает анализ переходных участков, интервокальные сочетания согласных закрытых слогов не образуют. Они всегда входят в один слог с последующим гласным[145].

Единственным исключением из этого правила является сочетание с / в качестве первого элемента; / всегда отходит к предшествующему гласному, например: май-ка, вой-на, вой-ско-вой, за-знай-ство. Подобно тому, как / не может быть первым компонентом консонанса в начале слова (см. стр. 145), он не может быть первым компонентом консонанса и в начале слога.

3. Когда согласный находится в конце слова (например: кот, спор, уголь, хвост, ремонт), создаются условия для образования закрытых слогов.

Необходимо различать два положения конечного согласного: либо в конце слова в потоке речи, либо в конце слова перед паузой. В первом случае последний согласный слова примыкает не к предшествующему гласному, а к последующему, входящему в состав другого слова: ку-пи-ла-на-нас, ку-пи-лма-иш-ну, ку-па-лско-во-ро-ду. На стыке слов, таким образом, закрытые слоті не возникают. Во втором случае за конечным согласным не следует никакой гласный. Но поскольку слог по сути дела представляет собой последовательность смыкания и размыкания произносительных органов, причем смыкание соответствует согласному, а размыкание—гласному, естественно предположить, что после конечного согласного может возникать размыкательное движение, порождающее какой-то очень краткий гласный элемент. Он, по-внднмому, появляется после р и после взрывных согласных. Конечное р становится многоударным и по длительности приближается к безударному слогу; гласный призвук после р обнаруживается легко. Конечные глухие взрывные характеризуются более длительным взрывом, в спектре которого выделяются отдельные области концентрации энергии, что указывает на присутствие глухого, т. е. произносимого без участия голосовых связок, гласного[146]. Относительно возможности появлення гласного элемента после других типов конечных согласных в экспериментально-генетической литературе последнего времени пока нет определенных указаний

Представляется, что имеющиеся в настоящее время экспериментально-фонетические данные, указывающие на наличие в определенных случаях гласного элемента после конечного согласного, не дают оснований считать слова типа кот двусложными с слоговой грашшей после о. Бесспорно, что согласные в абсолютном конце испытывают определенные изменения по сравнению с положением перед гласными (см, об этом в указ, статье Л, В, Бондарко, стр. 42—44); бесспорно, что в фонетических особенностях конечных согласных проявляется их слабая связь с предшествующим гласным,— но все же этих признаков пока еще недостаточно для утверждения двусложностн слов типа лоб, кран, нос, хеост, спор, залп, Курск и т. п. В частности, совершенно невозможно установить фонематическую природу гласного элемента, который может появляться после конечных согласных. Таким образом, слоги с конечным согласным перед паузой следует признать закрытыми.

sci.house

Это интересно:

  • Аварии на морских и речных судах в россии Аварии на морских и речных судах в россии Безопасность человека на воде всегда была актуальной проблемой, но, несмотря на стремление специалистов повысить безопасность судоходства, число морских и речных катастроф не уменьшается. […]
  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Водительские удостоверения иностранных граждан в рф Водительское удостоверение иностранного гражданина в России: действие, использование, обмен Главный документ любого водителя — это права. В России водительское удостоверение (ВУ) — это документ установленного образца в виде […]
  • Что за доплата к пенсии была в августе Прибавка к пенсии в августе: постоянная или разовая Сегодня, когда курс рубля падает все больше, а цены на продукты в России, к сожалению, не склонны уменьшаться, любая помощь от государства может стать заметным подспорьем для того, […]
  • Молодые несовершеннолетние Психологические проблемы несовершеннолетних родителей На сегодняшний день, психологические проблемы несовершеннолетних родителей, развиваются все сильнее. По статистике молодые несовершеннолетние родители отказываются от ребенка в […]
  • Как зарегистрировать заявление в прокуратуру Как зарегистрировать заявление в прокуратуру ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 27 декабря 2007 г. N 212 О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И РАССМОТРЕНИЯ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СООБЩЕНИЙ О […]