Правила семафора

Глава 15. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ СЕМАФОРОВ

15.1. Применение семафоров: входных, выходных, проходных и прикрытия в качестве постоянных сигналов допускается только на участках, не оборудованных автоматической блокировкой, и на станциях, не имеющих электрической централизации стрелок.

Места установки семафоров определяют на основании общих требований, предусмотренных для постоянных сигналов ПТЭ.

15.2. Семафор состоит из мачты и укрепленного в ее верхней части крыла, которое по отношению к мачте может занимать горизонтальное или поднятое вверх под углом 135° положение. Горизонтальное положение крыла соответствует запрещающему показанию семафора, поднятое крыло — разрешающему.

Ночью положение крыла семафора (горизонтальное или поднятое) указывается соответствующими сигнальными огнями.

В необходимых случаях могут применяться двухкрылые семафоры. Второе крыло семафора нормально расположено вдоль мачты.

15.4. Однокрылыми семафорами подаются сигналы:

а) днем — поднятым вверх крылом под углом 135° к мачте, а ночью — одним зеленым огнем «Путь свободен» (рис. 1).

Так сигнализируют входные семафоры при приеме поезда на главный путь с готовностью остановиться на станции, а также выходные и проходные семафоры и семафоры прикрытия;

б) днем — горизонтальным положением крыла семафора, а ночью — красным огнем «Стой! Запрещается проезжать сигнал» (рис. 2).

15.5. Двухкрылыми семафорами подаются сигналы:

входными — двумя поднятыми крыльями под углом 135° к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью «Разрешается поезду следовать на станцию на боковой путь с готовностью остановиться на станции» (рис. 3);

выходными — двумя поднятыми крыльями под углом 135° к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью «Разрешается поезду отправиться на ответвление» (рис. 3).

15.6. Для контроля со стороны станции положения крыльев входного семафора ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нем со стороны станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни по числу крыльев, а при открытом — зеленые огни соответственно числу открытых крыльев. Выходные и проходные семафоры, как правило, контрольных огней не имеют. Если пункт управления семафором расположен за ним по направлению движения, на семафоре должен быть контрольный прозрачно-белый огонь закрытого положения. Открытое положение этих семафоров контрольного огня не имеет.

15.7. Показания входных и проходных семафоров и семафоров прикрытия должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления локомотива приближающегося поезда на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и максимально реализуемой скорости, но не менее 1000 м.

Сигналы выходных семафоров должны быть отчетливо различимы: главных путей на расстоянии не менее 400 м, боковых — не менее 200 м.

15.8. По включенные в действие семафоры должны быть приведены в закрытое положение и закрещены двумя планками (рис. 4).

Сигнальные огни недействующих семафоров не зажигаются.

Оповестительные щиты, стоящие перед не включенными в действие семафорами, также должны быть закрещены двумя планками или сняты.

15.9. Перед входными и проходными семафорами устанавливаются оповестительные щиты, окрашенные в белый цвет с черными полосами и отражателями на них.

Установка таких щитов производится по схеме, указанной на рис. 5.

15.10. При обрыве семафорной тяги крыло семафора должно автоматически приходить в запрещающее (горизонтальное) положение.

15.11. Порядок освещения сигнальных приборов на семафорах устанавливается начальником железной дороги.

rustrain.narod.ru

Коммуникации | Семафор

Семафор — механическое средство сигнализации для подвижного состава на железных дорогах, оборудованных полуавтоматической блокировкой и централизацией стрелок и сигналов.

А теперь познакомимся с историей семафора и чем он отличается от светофора.

В середине XIX века красный цвет разрешал движение поездов. История сигнальных устройств на Российских железных дорогах насчитывает 175 лет. Чуть раньше, чем в нашей стране, сигналы появились в Великобритании.

На заре существования железных дорог движение на них происходило с незначительной скоростью, и надежной гарантией безопасности движения являлось точное соблюдение установленного расписания. Однако уже на открытии линии Ливерпуль – Манчестер произошел несчастный случай. Один из членов парламента, ярый сторонник сооружения железной дороги, решил обменяться рукопожатием с герцогом Веллингтоном, сидевшем в вагоне, и попал под двинувшийся состав. Локомотив в то время не подавал сигналы.

Отец английских железных дорог Джордж Стефенсон вынужден был задуматься над необходимостью применения каких-либо сигналов, без которых невозможно говорить о безопасности железнодорожного движения. По его указанию были введены сигналы, которые подавали сторожа: днем – флажками, ночью – ручными фонарями. Машинистам выдали рожки, которые в 1835 году заменили паровыми свистками.

Вскоре после открытия движения на Николаевской железной дороге в ноябре 1851 года, шары, предназначенные для указания отправления поезду, были заменены на диски, располагавшиеся на вокзальных зданиях (станции I и II классов) или на водоемных зданиях (станции III класса). Если диск был развернут вдоль стены (с поезда не различим), то отправление запрещалось. Разворот диска поперек пути (хорошо виден из паровоза) означало разрешение отправления (сквозной проход). Диски окрашивались в красный (со стороны поезда) либо зеленый (с противоположной стороны) цвета. Ночью они подсвечивались фонарем.

В 1872 году были изданы «Единые правила о сигналах», которых обязали придерживаться все железные дороги. Это было вызвано тем, что железные дороги закупали разные системы сигнализации, поэтому, скажем, в Мге и на Полтавщине сигналы и сигнальные приборы отличалась друг от друга.

До появления ламп накаливания желтый цвет как сигнальный на железной дороге не использовался, потому как из паровоза было невозможно отличить желтый свет от неокрашенного света керосинового фонаря. После 1936 года стекла сигнальных фонарей стали изготавливать не красного и зеленого цветов, а красного и желтого. В связи с массовым применением ламп накаливания в сигнальных приборах были дополнены «Правила о сигналах», действовавшие на железных дорогах с царских времен. Был введен сигнальный желтый цвет.

С изобретением в 1841 году семафора стал возможен переход от движения поездов с разграничением времени к разграничению их пространством. Средствами связи служили телеграф, позже телефон.

Крупным шагом вперед в деле обеспечения безопасности движения поездов стало введение блокировки, посредством которой путевые семафоры запирались на время, пока на соответствующем участке пути находился поезд. Первой практически удовлетворительной системой блокировки была система Тейера, появившаяся в 1852 году в Англии и примененная спустя 16 лет в России. В конце 80-х годов XIX столетия английскими инженерами Веббом и Томсоном были изобретены жезловые аппараты для регулировки движения поездов на однопутных дорогах. С 1897 года они получили распространение в Российской империи.

Семафорами оборудовались станции на участках железных дорог как с электрожезловой системой, так и полуавтоматической блокировкой. Суть этих систем – не допустить нахождения более одного поезда на перегоне. Только при электрожезловой системе семафоры были необязательны, поскольку отправление поездов производилось путем передачи машинисту жезла на право занятия перегона. При полуавтоматической блокировке перегон разрешал занимать открытый семафор.

Закрытый входной семафор запрещал прибытие поезда на станцию. Входные семафоры держали закрытыми на случай маневров или другой работы на станции, когда прибывающему поезду создавалась помеха.

Семафоры на железной дороге были широко распространены в СССР до 1950-х годов. Во второй половине XX века им на смену пришла светофорная сигнализация. Впрочем, на некоторых участках путей по-прежнему используются устаревшие приборы.

Разница между светофором и семафором

Cветофор является более современным и универсальным устройством для регулировки движения. Он используется как на автомобильных и железных дорогах, так и для подачи сигналов водному транспорту. Тогда как семафор – это устаревший прибор. Сегодня им оснащены лишь малодеятельные промышленные участки железнодорожных путей. Если сигналы светофора распространяются на всех участников движения, то семафор предназначен только для машинистов. В зависимости от положения стрелки водитель локомотива предпринимает определенные действия или же спокойно продолжает путь.

evmhistory.ru

orgperevozok.ru

Технология транспортных процессов

Популярное

11. Семафоры

XI. Правила применения семафоров

110. Применение семафоров: входных, выходных, проходных и прикрытия в качестве постоянных сигналов допускается на малоинтенсивных участках железных дорог, не оборудованных путевой блокировкой, и на железнодорожных станциях, не имеющих электрической централизации стрелок.
Места установки семафоров определяют на основании общих требований для постоянных сигналов, предусмотренных Правилами.

111. Семафор состоит из мачты и укрепленного в ее верхней части крыла, которое по отношению к мачте может занимать горизонтальное или поднятое вверх под углом 135 град. положение. Горизонтальное положение крыла соответствует запрещающему показанию семафора, поднятое крыло — разрешающему.
Ночью положение крыла семафора (горизонтальное или поднятое) указывается соответствующими сигнальными огнями.

112. В необходимых случаях могут применяться двухкрылые семафоры. Второе крыло семафора нормально расположено вдоль мачты.

113. Однокрылыми семафорами подаются сигналы:
1) днем — поднятым вверх крылом под углом 135 град. к мачте, а ночью — одним зеленым огнем — путь свободен (рис. 204).
Так сигнализируют входные семафоры при приеме поезда на главный железнодорожный путь с готовностью остановиться на железнодорожной станции, а также выходные и проходные семафоры и семафоры прикрытия;

2) днем — горизонтальным положением крыла семафора, а ночью — красным огнем — стой! Запрещается проезжать сигнал (рис. 205).

114. Двухкрылыми семафорами подаются сигналы:
1) входными — двумя поднятыми крыльями под углом 135 град. к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью — разрешается поезду следовать на железнодорожную станцию на боковой железнодорожный путь с готовностью остановиться на железнодорожной станции (рис. 206);
2) выходными — двумя поднятыми крыльями под углом 135 град. к мачте днем и зеленым и желтым огнями ночью — разрешается поезду отправиться на ответвление (рис. 206).

115. Для контроля со стороны железнодорожной станции положения крыльев входного семафора ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нем со стороны железнодорожной станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни по числу крыльев, а при открытом — зеленые огни соответственно числу открытых крыльев. Выходные и проходные семафоры, как правило, контрольных огней не имеют. Если пункт управления семафором расположен за ним по направлению движения, на семафоре должен быть контрольный прозрачно-белый огонь закрытого положения. Открытое положение этих семафоров контрольного огня не имеет.

116. Показания входных и проходных семафоров и семафоров прикрытия должны быть днем и ночью отчетливо различимы из кабины управления приближающегося поезда на расстоянии не менее тормозного пути, определенного для данного места при полном служебном торможении и максимально реализуемой скорости, но не менее 1000 м.
Сигналы выходных семафоров должны быть отчетливо различимы: с главных железнодорожных путей на расстоянии не менее 400 м, с боковых — не менее 200 м.
117. Не включенные в действие семафоры должны быть приведены в закрытое положение и закрещены двумя планками (рис. 207).
Сигнальные огни недействующих семафоров не зажигаются. Оповестительные щиты, стоящие перед не включенными в действие семафорами, также должны быть закрещены двумя планками или сняты.

118. Перед входными и проходными семафорами устанавливаются оповестительные щиты, окрашенные в белый цвет с черными полосами и отражателями на них.
Установка таких щитов производится по схеме, указанной на рис. 208.

119. При обрыве семафорной тяги крыло семафора должно автоматически приходить в запрещающее (горизонтальное) положение.

120. Порядок освещения сигнальных приборов на семафорах устанавливается владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

orgperevozok.ru

1.5. ПРАВИЛА СВЯЗИ ФЛАЖНЫМ СЕМАФОРОМ

В хорошую видимость и на близкое расстояние пе­редача и прием семафоров осуществляются одним сиг­нальщиком. В этом случае семафор передают с бланка, по два-три слова подряд, после чего делают паузу для прочтения передающим следующих слов и для записи принимающим принятых слов. На дальнее расстояние и при плохой видимости передача и прием семафоров осуществляются двумя сигнальщиками. При передаче пер­вый сигнальщик передает текст под диктовку второго, который следит за сигналами принимающего корабля (бе­регового поста). Он же дает указания первому о пов­торении тех слов, на которые не последовало знака ответа. При приеме первый сигнальщик читает и громко произ­носит принятый им текст, второй ведет запись и дает указания первому о подтверждении ясности принятого текста ответным знаком (вымпелом).

Связь устанавливают с помощью знака вызова, ко­торый всегда дают в сторону корабля-адресата (берего­вого поста). Знак вызова передают с места, не заслоняе­мого надстройками, такелажем или дымом своего (со­седнего) корабля. Это место должно быть устойчивым и удобным для сигнальщика и обеспечивать наименьшее влияние ветра и качки корабля. На знак вызова дает знак ответа корабль (береговой пост), кому адресован вызов. Если ответа на вызов не последовало в течение 2 мин, то одновременно со знаком вызова, который про­должают передавать, поднимают «до половины» позыв­ные вызываемого корабля (берегового поста). Вызов прекращают (флажный позывной сигнал убирают), когда вызываемый корабль (береговой пост) даст знак ответа или поднимет «до места» «Ответный вымпел».

Передачу семафора начинают после получения знака ответа от вызываемого корабля (берегового поста). По­следний обязан после каждого правильно принятого и понятого им слова давать знак ответа флажным сема­фором или подъемом «до места» «Ответного вымпела». «Ответный вымпел» «до места» принимающий удержи­вает до тех пор, пока ему понятны все принятые слова. При непонятном (непринятом) слове принимающий обя­зан приспустить «Ответный вымпел» «до половины» или не отвечать на это слово знаком ответа флажного семафора. В этом случае передающий повторит послед­нее переданное им слово. Как только оно будет приня­то (ясно), принимающий обязан дать знак ответа или под­нять «до места» «Ответный вымпел».

При неверно переданном слове передающий дает знак ошибки (повторения), после чего вновь повторяет слово в исправленном виде. Интервалы (паузы) между словами при передаче должны давать возможность принимающе­му не только записать их, но и опустить (поднять) «От­ветный вымпел». В такой последовательности передают весь текст семафора. При этом подписной номер переда­ют словом «номер» или сочетанием букв HP, за кото­рым следует четырехзначная группа: две первые цифры— часы, две вторые — минуты.

Связь флажным семафором заканчивают передачей знака окончания АР. При невозможности непосредствен­ной связи между кораблями (нет взаимной видимости) передачу осуществляют с помощью других кораблей, находящихся между ними по кратчайшему расстоянию. В таких случаях семафоры предваряют выражением «по линии» с указанием наименования корабля, которому он адресуется. Передача «по линии» заключается в том, что семафор передают поочередно от корабля к кораблю, на­чиная с ближайшего к передающему и до указанного адресата. Когда семафор касается всех кораблей, нахо­дящихся в строю или ордере, после слова «по линии» адресат не указывается.

При связи с иностранными судами флажным сема­фором используются знаки телеграфной азбуки (рис. 1.8): первый знак — точка, второй — тире, третий — знак раз­дела между точками и (или) тире, четвертый — знак раз­дела между буквами, словами или группами цифр, пятый — знак ошибки. Каждая буква или цифра включает знаки точки, тире и раздела между ними. Связь устанавливают передачей знака вызова АА АА АА или сигнала К2 (ука­зывающего предполагаемый способ связи по МСС-65) в направлении того судна, с которым необходима связь. На вызов дают знак ответа Т, переговоры (передачу) завершают знаком окончания АР.

Если вызываемое судно не может вести переговоры этим способом, то оно обязано любым доступным ему способом ответить сигналом YS2 — «Я не могу устано­вить сигнализацию знаками Морзе с помощью флажков или руками».

flot.com

1.4. ФЛАЖНЫЙ СЕМАФОР

Флажный семафор предназначен для связи в светлое время суток на небольшое расстояние, равное при при­еме невооруженным глазом и при хорошей видимости 1 — 1,5 мили, при приеме с помощью оптических приборов и при хорошей видимости — 2,5 мили. Скорость обмена флаж­ным семафором на предельных дальностях достигает 100—110 знаков в минуту. Связь флажным семафором осу­ществляется только словами, передаваемыми по буквам.

Каждая буква русского алфавита имеет присвоенный ей определенный условный знак, изображаемый определен­ным положением рук с флажками. Путем последователь­ного изображения знаков букв в порядке их очередности в слове они передаются на расстояние. Прием основан на правильном определении (чтении) слов и предложений. Передача и прием таким порядком слов и предложений составляют процесс связи флажным семафором. Условные знаки, установленные для букв алфавита, получили назва­ние семафорной азбуки.

Флажки, с помощью которых осуществляют связь семафором, изготовляют из древка длиной 45 см и диамет­ром 2,0—2,6 см, на одном конце древка крепят кусок ткани (штапель или флагдух) размером 30—35 см. Цвет ткани выбирают одинаковым для пары флажков. Для пе­редачи семафора цвет флажков выбирают в зависимости от фона, на котором осуществляют связь: на темном фоне применяют флажки светлой окраски (желтый, бе­лый), на светлом — темного цвета (черный, красный).

Русская семафорная азбука, составленная в соответ­ствии с русским алфавитом, включает 29 буквенных зна­ков (передний форзац) и имеет особенности, знание кото­рых ускоряет и обеспечивает процесс освоения техники приема и передачи флажным семафором. К ним отно­сятся:

— схожесть изображения семафорных знаков А, Г, К, Т, У с принятым в русском алфавите изображением этих букв;

— установление одного и того же знака парам букв ЕиЭ, ИиЙ, ЬиЪ (поэтому в текстах семафоров бук­ва Э пишется так же, как Е, буква Й, как И, мягкий знак, как твердый знак);

— попарная симметричность в изображении семафор­ных знаков А и У, Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и З, К и X, Л и М, Н и О, П и Р, Ф и Ы, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я. К тому же симметричные по изображению знаки В и Г, Ж и З, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я стоят рядом в семафорной азбуке;

— семафорные знаки Е и С, Ви Г, Ни О, ИиЙ изображаются одной рукой. При этом знаки В, Е, И (Й) и Н изображаются правой рукой, а знаки С, Г, О — левой;

— в семафорных знаках Б и Д, В и Г, Е и С, Ж и 3, Л и М, Н и О, П и Р, Ц и Ч, Ш и Щ, Ю и Я, явля­ющихся попарно симметричными, положение флажка пра­вой руки в первом знаке соответствует положению флаж­ка левой руки рядом стоящего знака.

Служебные знаки русской семафорной азбуки:

— знак вызова — для установления связи флажным семафором. Дается взмахами семафорных флажков, под­нятых над головой; при этим положение рук не переходит границ, установленных для буквы У;

— знак ответа —для подтверждения приема знака вы­зова на связь (вызов на связь замечен), а также для под­тверждения каждого правильно принятого слова при ве­дении переговоров. Дается взмахами семафорных флаж­ков, обращенных вниз. Руки при взмахах не должны вы­ходить за пределы, установленные для буквы А;

— знак повторения (ошибки) — для запроса о пов­торении непринятого слова. Дается подъемом дважды вверх семафорных флажков над головой, соответствую­щих положению рук для знака Ь (Ъ). Применяется при передаче текста и как знак ошибки, после чего следу­ет передача правильного (исправленного) слова;

— знак ожидания — при необходимости временно пре­рвать передачу или прием семафора. Сигнальщик, преры­вающий передачу (прием), описывает над головой гори­зонтальные круги поднятыми кверху семафорными флаж­ками;

— знак окончания — для того, чтобы показать, что передача семафора или переговоры закончены. Обозна­чается поочередным подъемом кверху и опусканием вниз семафорных флажков левой и правой рукой несколько раз;

— знак вопроса—в случаях когда переданный текст семафора требует ответа. Обозначается передачей два раза знака, соответствующего букве Т;

— знак разделительный — при передаче сигнала, со­стоящего из нескольких сигнальных сочетаний, для раз­деления одного сигнального сочетания от другого. Обо­значается подъемом семафорных флажков до положения, соответствующего знаку Ъ (Ь), и опусканием их к но­гам. Этот служебный знак похож на знак повторения, разница только в том, что при знаке повторения сема­форные флажки поднимаются кверху дважды, при знаке разделительном — один раз;

— знак невозможности приема — для показа переда­ющему сигнальщику, что прием невозможен (плохо вид­ны знаки), изображается списыванием одним или двумя семафорными флажками в одной руке трех окружно­стей в вертикальной плоскости.

Выбор места для передачи семафорными флажками предопределяет качество приема. Поэтому при необходи­мости принимающий сигнальщик может указать переда­ющему место, с которого лучше видна передача. Для этой цели служат дополнительные служебные знаки (рис. 1.7):

— «Передвиньтесь в правую от меня (принимающего) сторону». Делается отмашкой 4—5 раз в правую сторо­ну на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положе­ние семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз подряд знак, соответствующий букве В;

— «Передвиньтесь в левую от меня (принимающего) сторону». Делается отмашкой 4—5 раз в левую сторону на 90° вытянутым вперед в горизонтальное положение семафорным флажком, т. е. повторяется несколько раз знак, соответствующий букве Г;

— «Поднимитесь выше». Делается отмашкой вверх семафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение;

— «Спуститесь ниже». Делается отмашкой вниз се­мафорным флажком, вытянутым вперед в горизонталь­ное положение.

flot.com

Это интересно:

  • Экспертиза орловской области Экспертиза орловской области Наши контакты телефон: 8 (4862) 43-13-86 факс: 8 (4862) 43-13-86 email: priemexpert­@yandex.ru адрес: 302028, Орловская область, г.Орел, бульвар Победы,6 Государственная экспертиза проектной […]
  • Взятки в белгородской области Сотрудник ДПС заплатит 1,2 миллиона рублей за вымогательство и взятку Мужчина, занимавший должность командира отдельного взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД, пошёл на должностное преступление, чтобы получить 30 тысяч рублей. В мае […]
  • Прошения на проскомидии Прошения на проскомидии Сергий и Тамара Зайцевы Сергий и Марина Белоненко Поиск друзей Особые прошения на Литургии Принимаем записки с именами для прочтения священником во время особых прошений, включаемых в состав Сугубой ектении […]
  • Сколько можно получить наличными из материнского капитала Какую сумму разрешено обналичить и сколько можно снять с материнского капитала? Программа материнского капитала позволяет гражданам реализовывать свои желания. Как правило, данная программа направлена на обеспечение семей жильем, […]
  • Правила безопасности ютуб YouTube усилит меры безопасности во всех своих офисах 05.04.2018 в 04:21, просмотров: 1320 В компании YouTube сообщили о намерении усилить меры безопасности в своих офисах по всему миру. "Мы намерены повысить нынешние меры […]
  • Образец заявления при приеме в школу Как правильно написать заявление в школу — правила составления В каких случаях пишут директору школы Интересы ребенка представляются одним из родителей (или же опекуном). Это ответственный взрослый, который до совершеннолетия ученика […]