Система работы над ошибками
на уроках русского языка

1. Традиционная форма работы над ошибками

Даем, например, задание классу: найдите среди ошибок слова с орфограммой «Безударная гласная в корне» («Непроизносимая согласная в корне», «Буквы и, у, а после шипящих» и т.п.). Вспомните правило.

Затем ошибки исправляются, подбираются проверочные слова, обозначаются графически условия выбора орфограммы, подбираются аналогичные слова. Устно (или письменно) составляется словосочетание или предложение со словом, в котором была допущена ошибка. Такая работа проводится по исправлению типичных ошибок.

Вот другой вариант этой же работы.

На доске группами выписаны слова с пропущенными буквами. Ученики определяют вид орфограмм. А затем – все остальные, так же как и в предыдущей работе.

Эта работа ведется по отработанной схеме:

I. Орфографические ошибки.

1. Деревья – дерево. Задеревенеть, деревянный.

Мы укрылись от солнца в тени густых деревьев.

2. Праздник – празден. Праздновать, праздничный.

Есть просто праздники, а есть еще праздники души.

II. Пунктуационные ошибки.

Ты слышал шум леса? (вопр.)

III. Речевые ошибки (в творческих работах).

Их веселый гомон раздавался отовсюду. (Вместо местоимения их было употреблено ихний.)

2. Нетрадиционная форма работы над ошибками

Признаемся, что такая работа одинаково неинтересна и ученикам, и учителю. Все с нетерпением дожидаются звонка (заметьте: учитель – в первую очередь), даже если работа не доведена до конца. (Отчаявшийся к концу урока учитель дает эту работу на дом.)

Чтобы так не случилось, есть десятки способов эту работу сделать живой, интересной. Мало того, закрепить (или даже заново выучить) подзабытые правила.

Вообще-то первым этапом работы над ошибками является работа по предупреждению этих самых ошибок. Так как основная масса ошибок – на правописание безударной гласной в корне (в национальной школе это настоящий бич), то я провожу большую словарную работу. Она очень обширная. Ведь не может же работа над ошибками свалиться с неба. Она должна быть в логической связи с тем, что мы вообще делаем на уроке.

Всем известны словарные слова. Их не проверить, не объяснить. Но… не всегда. Тут на помощь приходит такой интересный раздел языкознания, как этимология. И орфограммы проверяются историческими или заимствованными корнями (смородина – смород, великолепный – вель). Причем исторический или заимствованный корень обозначается пунктирной дугой. Такая работа вносит некоторое оживление, т.к. дети соприкасаются с историей языка.

Другой прием. В русском языке много слов с корнями, которые в чистом виде не употребляются и обнаруживаются лишь в словарных гнездах. Это такие корни, как -да-, -бав- (-бавл-), -мен-, -раз- (-раж-) и другие. Если в слове с одним из таких корней допущена ошибка, устраиваем аукцион «Кто больше?». Детям почему-то особенно не нравится корень -раз- (-раж-). Но ведь столько «замечательных» проверочных слов к нему: зараза, заразный, зараз (дам промеж глаз), ну и, конечно, попроще подбираются слова: подражать, поражение, поразить, выражение, выразить и т.д. Как видим, работа над ошибками стала еще интересней.

С некоторыми корнями, в которых учащиеся упорно допускают ошибки, проводим еще такую работу. Корень -стой- и -ста-. Здесь вечная неразбериха, не помогает даже «йот» после о. Мы попробовали сконструировать предложения, в которых все слова должны быть с этим корнем. Стоян у стойки стоит стойко, пока настоится застоявшаяся настойка во время перестройки около пристройки. Второе предложение выглядит так: Становой остановился у остановки, чтобы приостановить станок. Предложения бессмысленны? Что вы? В них есть смысл – корень стой – о, ста – а.

Вот еще некоторые приемы в работе над ошибками. Они вам известны.

Допущена ошибка на орфограмму «Буква ь на конце глаголов после шипящих».

Вспомним правило. Теперь запишем как можно больше пословиц, поговорок с глаголами на шипящую.

Поспешишь – людей насмешишь» (2-е л. ед. ч.), поэтому два получил; семь раз отмерь, один раз отрежь (пов. накл.), а ты сразу в тетрадь пишешь, а теперь приходится воду в ступе толочь (н.ф.). Запись пословиц, поговорок, сопровождаемая такими «доброжелательными» комментариями, запоминается. Написание орфограмм отслеживается.

С ошибками на орфограмму «О – Е в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» можно поработать так. Дети вспомнят правило. Затем учитель предлагает: кто больше запишет слов с суффиксом -онок— после шипящих? А кто больше – с суффиксом -ек-? После такой постановки вопроса, такого точного задания трудно написать их неправильно.

Не отказывайтесь от таких заданий:

1. Со словами, в которых допущены ошибки (5–7 слов), составьте кроссворд. Эта работа чем полезна? Дома ребята поработают с толковыми словарями. Там они увидят, сколько и какие значения имеют эти слова, как они пишутся, как употребляются в речи. Вот вам и работа по развитию речи!

2. С 1–2 словами составьте шарады. Здесь ребята просто обречены рассмотреть каждую букву в слове, чтобы вычленить приставку, суффикс, а может быть, и целое слово.

Например: 1-й слог – приставка;

2-й слог – числительное;

3-й слог – у глагола 2-го спр. ед. ч. 2-го л.;

все слово – глагол (выстоишь).

3. Можно поиграть в буриме. Рифмы и стихи получаются неожиданные, смешные. Но орфограммы запоминаются.

Например, суффиксы -ева-, -ова-.

Намалевать – обуревать, одолевать, заночевать.

Не Пушкин, конечно, но у детей кое-что получилось.

В тетради просто малевать,
Но вот начнут сомнения одолевать:
Нельзя ошибки патентовать!
Придется в школе ночевать,
В тетради чтоб не малевать!

Не остаются без внимания и пунктуационные ошибки. Но прежде сделаем небольшое отступление.

Современный русский язык значительно пополнился заимствованными и новыми словами. Изменился ритм жизни. Он стал стремительнее. Все это нашло отражение в чем бы вы думали? Конечно же, в работе над ошибками!

Итак, пунктуация. Обращение. Вспомнили правило постановки знаков препинания. Исправили ошибку. Предлагаю привести аналогичный пример: напишите эсэмэску маме (представьте: вы студент). Они сразу пишут: «Мама! Пришли деньги!». Спрашиваю: зачем же восклицательный? Ответ: смех в зале, так это же студенты пишут! Другая эсэмэска уже с запятой: «Настенька, давай сегодня встретимся». Мы тут с вами лишние.

Расставим знаки в бессоюзных предложениях. «Радуйся – по русскому ничего не задали!», «Не урок – скука! Сходим в кафешку?» Это тоже эсэмэски.

Знаки препинания при междометиях:

«Ура! Каникулы! Свобода нас примет радостно у выхода!» (бедный Пушкин!) или: «Йес! Училка заболела!».

Стремительный ритм жизни сказывается и на возникновении новых слов. Словотворчество – одно из любимых занятий во время работы над ошибками.

В одном из последних диктантов почти половину 6-го класса поразил какой-то неизвестный вирус: написали разгодать вместо разгадать. Проверочное слово разгa’дка не помогло. В диктанте «По следам моих ошибок» вновь 5 человек написали о в корне. Тогда я попросила образовать как можно больше слов с этим корнем бессуффиксальным способом (способом, который очень популярен в молодежной среде, особенно в эсэмэсках). Вот что получилось: разгад, угад, погад, нагад, отгад, пригад. Вроде нелитературный стиль, но «деловой». Буква а хорошо запомнилась.

Такое не совсем литературное словотворчество помогло еще в одном случае. Некоторые ученики написали землятресение. Мы, конечно, все исправили, объяснили. Предчувствуя, что вирус все-таки остался, я сразу предложила составить как можно больше сложных слов со словом трясение, выделяя при этом букву я.

Умопотрясение, основопотрясение, горепотрясение, ошибкопотрясение, новопотрясение.

Шутки шутками, но сколько проявилось находчивости, умения владеть словом!

Часто ученики допускают ошибки в словах, образованных от неизменяемых слов, вроде слова сегодняшний. Традиционно его пишут через е вместо я. Мы рассмотрели словообразовательный процесс: сегодняшний – сегодня, подобрали подобный пример: вчерашний – вчера. Но это не произвело никакого впечатления. Записали так записали. Тогда я прошу: составьте подобные слова от благодаря, несмотря, спустя (рукава). Это заинтриговало, вызвало оживление. Результат: благодарящий, несмотрящий, впередсмотрящий, спустярукавичный. Во всех словах сохранили суффикс —я. Надеюсь, что он сохранится в будущем и в слове сегодняшний.

Работа над ошибками не самоцель и не игра в слова. Это серьезная творческая работа, требующая определенных знаний и умений, а также выдумки и фантазии. Определенное место в ней занимает и работа над развитием речи. Я имею в виду не только работу над конструированием предложений, замену неудачно употребленных слов и т.п. Это само собой разумеется. О чем речь, вы сейчас поймете.

Один ученик умудрился написать сабока вместо собака. В своей работе эти ошибки он повторил затем еще раз. Все равно забывал, как правильно пишется. Он как-то обмолвился, что устал как собака. Класс подхватил: нужна нам твоя собака, как пятая нога собаке, Азамат живет с собакой как кошка с собакой, что на этой собаке он собаку съел (и уже, наверное, не одну, смеялись ребята). Вот где собака зарыта. Теперь на Азамата всех собак будем вешать и даже псу под хвост ничего не оставим.

От такого обилия «собак» Азамат наконец стал писать, как все: собака. И так можно работать над ошибкой: с шуткой, со смехом, но – серьезно.

Иногда бесполезными остаются все методы и приемы работы над ошибками. Так было с написанием -тся-, -ться- в глаголах. Какой-то массовый психоз был связан с этой орфограммой. Клин клином вышибают. На этот массовый психоз я предприняла тоже психическую атаку. На любом уроке, на перемене, на классном часе, где в речи встречались слова с этой орфограммой, я спрашивала, на какой вопрос отвечает этот глагол, что вы напишете: -тся- или -ться-? Все-таки я взяла верх. Перестали писать -ца. Можно, оказывается, и так работать над ошибками.

Оживляет работу над ошибками, активизирует внимание учащихся и добрая улыбка при классификации слов с ошибками. Это можно сделать так.

I. Проверьте! (Орф. 1–4)

II. Объясните! (Почти все остальные орфограммы)

III. Запомните! (Орф. 2)

IV. Не пойму! (Слова с изученными орфограммами)

V. Этот нерусский русский! (Грамматические ошибки)

VI. «Казнить нельзя помиловать» (пунктуационные ошибки)

Утомительная работа получает эмоциональную поддержку. В конечном счете и это работает на результативность.

3. Межпредметная связь в работе над ошибками

Добиться грамотного письма и правильной русской речи только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках обществознания часто пишут сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово квадрат дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.

4. Этапы обучения работе над ошибками

Как видим, работа над ошибками – творческая работа, требующая многих умений и навыков. Умения эти и навыки приобретаются в процессе поэтапного обучения.

I этап. Первоначальное обучение начинается с работы над ошибками в рабочих тетрадях. Слова с допущенными ошибками я выписываю красной пастой, подчеркиваю неправильно написанную букву. Ученик выписывает данное слово до конца строки, обязательно подчеркивая ту же букву.

II этап. То же в рабочих тетрадях. Выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен в упражнении найти это слово и вставить нужную букву, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчеркивая вставленную букву: уг_дал.

III этап. Работа несколько усложняется. После слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это – словарное слово, надо просто выписать его до конца строки.

IV этап. Я выписываю слова с пропущенными буквами. Ученик вставляет букву, подбирает проверочное, тут же записывает два однокоренных слова или же два слова на ту же орфограмму, указывает и обозначает орфограмму.

Лесник – лес, подлесок, лесовик. Орфограмма: проверяемая безударная корня.

В рощу, в гущу, в чащу. Орфограмма: и, у, а после шипящих.

Только после IV этапа начинается работа над ошибками в контрольных и творческих тетрадях. До тех пор все ошибки исправлялись и записывались в рабочие тетради и в словари в графу «Мои ошибки».

С пунктуационными ошибками и речевыми такой поэтапной работы не ведется. Ребята сразу учатся графически и устно объяснять постановку знаков препинания и правильно перестраивать предложения.

5. Контроль над усвоением материала работ над ошибками

Работа над ошибками не самоцель. Исправлением ошибок, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, в которых были допущены ошибки пишутся диктанты «По следам моих ошибок», изготавливаются карточки с заданиями типа: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, обозначить, в какой части слова пропущена буква, обозначить орфограмму и т.п.

А в 6-м классе я практикую работу со специальными карточками «Мои ошибки», куда записываются слова, в которых были допущены ошибки, с пропуском букв. Периодически дети работают с этими словами, переписывая их в тетради и при этом вставляя пропущенные буквы.

6. Инновационные формы работы над ошибками

Все виды работ над ошибками, перечисленные мною, видимо, покажутся интересными. Но у них один существенный недостаток: они рассчитаны на запоминание отдельных слов. Отсюда достаточно низкий уровень эффективности, а значит, грамотности. Ведь запомнить, как пишутся все слова (а их около 120 000) практически невозможно. Что делать? Не прятаться же за общие формулы («они мало читают»), не рассуждать о «врожденной грамотности», не ругать министерство («опять количество часов сократили»!).

Л.У. ПАЗОВА,
а. Адыге-Хабль,
заслуженный учитель,
Карачаево-Черкесская республика

rus.1september.ru

Разработка «Памятки по русскому языку» для уроков работы над ошибками

Разработка данной идеи позволит облегчить работу на уроке, выработать орфографическую и пунктуационную грамотность, систематизировать орфограммы и пунктуационные правила, научиться объяснять и исправлять допущенные ошибки в письменных работах.

Обучение русскому языку в школе должно содействовать развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к родной речи, вызывать интерес к занятиям по языку, развивать их языковое чутье, способствовать анализу языковых явлений, умения наблюдать факты речи.

Обратимся к возрастной группе пятиклассников (9-11 лет). Основной этап обучения орфографии начинается с повторения того материала, которым овладели учащиеся на начальном этапе (1-4 классы). Ученики, пришедшие в 5-й класс, уже знакомы с основными правилами обозначения звуков буквами на письме, с правилами раздельного написания знаменательных и служебных слов, с основными правилами употребления прописной буквы и с общими правилами переноса. Одним словом, о русской орфографии пятиклассники имеют первоначальное представление, на основе чего у них сформировались навыки правописания.

Но для учащихся этой возрастной группы характерна сформированность неустойчивых навыков правописания. Объясняется это не только тем, что происходит адаптация классного коллектива к новым условиям обучения, но и некоторыми специфическими особенностями. Для начального этапа обучения (1-4 классы) орфографии характерен практический уклон. Система упражнений помогает учащимся осознать способ орфографического действия в его самом общем виде.

Важнейшим умением, которое формируется в период перехода в среднее звено, является умение обнаруживать орфограммы.

Работа начинается с того, что учащиеся, анализируя слова с одной орфограммой, получают представление о написаниях, определяемых произношением и не определяемых им. Например, в слове стопа написание трех букв (с,т,п) определяется произношением: в этом слове никаких других букв, кроме данных, написать нельзя. Что же касается безударного звука [о], то по правилам графики можно написать как букву а, так и букву о. Это сомнительное написание и есть орфограмма. Какую из возможных букв правильно употребить, диктует правило: в проверочных словах с тем же корнем (стопы, стопочки) пишется буква о; значит, по законам русского правописания безударный звук передается той же буквой – стопа.

Аналогичное рассуждение проводится и при аргументации обозначения на письме согласных звуков.

Далее развиваются способности учащихся обнаруживать орфограммы, соотнося их сразу же с конкретными морфемами (правила сформулированы применительно к определенной морфеме).

Анализ допущенных ошибок сразу учащиеся самостоятельно выполнить не в состоянии, их надо обучать, и потому запись оформляется параллельно на доске и в тетрадях под контролем учителя.

Учитель вслух комментирует условие выбора орфограммы, в которой допущена ошибка, т.е. графически обозначает орфограмму и условие, при котором орфограмма отработана.

Трудности выполнения учащимися анализа письменной работы связаны с рядом обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:

  1. Отсутствие четкого плана анализа и классификации орфограмм.
  2. Отсутствие образца графического обозначения разных орфограмм.

Прививая навыки научного орфографического анализа и постепенного внедрения пунктуационного анализа слов и синтаксических единиц, учитель может облегчить работу учащимся, предложив им “Памятку по русскому языку”.

“Памятка по русскому языку” включает в себя первоначальный набор изученных орфограмм. После изучения новых тем необходимо пополнять данную “Памятку”, показывая принцип графического обозначения и проверки предполагаемой ошибки.

Каждая орфограмма именована, предлагается порядок работы с данной орфограммой и прописано графическое обозначение правила. После указаний дается пример отработки ошибки на данную орфограмму. К недавно изученным орфограммам прилагается формулировка правила на данную орфограмму с целью облегчить поиски правильного написания и укрепить недавно изученное правило.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.


    Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Раздели слово на слоги для переноса.

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.


Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.


Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.


Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит, `азбука, портф`ель


Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.


Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.


Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.


Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  • Правописание непроизносимых согласных в корне.
  • Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

    14. Гласные и согласные в приставках.

    Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

    Полетели, побежали, потянули.


      Правописание предлога.

    Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

    К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

    Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    Лодка отплыла от берега

    Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

    Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.


    Ь на конце существительных после шипящих.

    Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

    Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

    Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.


    Соединительные гласные в сложных словах.

    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

    Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..


    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

    Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

    На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Памятка «Работа над ошибками» по русскому языку (1-4 класс). Программа: Школа 21 века.

    Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

    Учитель: Колосова Евгения Александровна

    ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1194»

    Работа над ошибками по русскому языку

    Работа над ошибками – залог грамотного письма. Если не разобраться в своей ошибке, она так и будет повторяться из раза в раз. Но часто ученик не имеет чёткого представления, как сделать работу над ошибками грамотно. Прописать слово 5, 10,15 раз? Давно доказано, что если прописывать слово много раз, это не даёт гарантии, что ребёнок запомнит его и больше не будет допускать ошибок. В учебниках часто не говорится о работе над ошибками ни слова, да и у учителей разные взгляды и подходы к её проведению.

    В помощь учителям и ученикам предлагаю памятку по работе над ошибками, составленную на основе программы «Школа 21 века».

    В чём удобства памятки:

    Орфограммы пронумерованы. При проверке тетрадей учитель зачёркивает неверное написание, а сверху подписывает номер орфограммы из памятки.

    Ученик самостоятельно находит в памятке нужную орфограмму и по инструкции в памятке её исправляет.

    В памятке есть столбик с правилами. Если ученик забыл правило с прошлого года обучения, он может найти его в таблице.

    Памятка тематически разбита на классы. А значит во втором классе можно распечатать только те орфограммы, которые относятся к 1 и 2 году обучения, в 3 классе добавить ещё часть, ну и в 4 классе учащиеся будут иметь памятку целиком.

    Памятка «Работа над ошибками»

    Заглавная буква в начале предложения, именах, кличках животных, названиях географических объектов

    1) Выпиши предложение правильно. Подчеркни заглавную букву.

    2) Выпиши слово правильно. Подчеркни заглавную букву. Придумай ещё два слова с данной орфограммой.

    Каждое предложение начинаем писать с заглавной буквы.

    Имена собственные, клички животных, названия географических объектов всегда пишутся с заглавной буквы.

    Пропуск буквы и замена (лишняя буква)

    Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

    Раздели слово на слоги для переноса.

    1)При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

    2) Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы.

    Мягкий знак, обозначающий мягкость

    Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

    Ь на конце существительных после шипящих

    Выпиши слово правильно. Определи род. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

    В конце имён существительных женского рода в единственном числе после шипящих всегда пишется мягкий знак: мыш ь , реч ь .

    Непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова)

    Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

    Яг о да, яг о да, яг о да.

    Хо кк ей, хо кк ей, хо кк ей.

    Выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно (вставь дополнительное слово или вопрос между предлогом и словом):

    К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу.

    Предлог — это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

    Соединительные гласные в сложных словах

    Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

    В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная о ,
    а после мягких согласных, шипящих и ц – соединительная е.

    Гласные и согласные в приставках.

    Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

    Пошёл, посмотрел, побелел.

    Приставки в русском языке:

    в-/во-, вы-, до-, за-, о-, об-, от-, по-, под-, пред-, на-, над-, не-, пре-/пере-, при-, с-/со-, у- и пр

    Сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу.

    Сочетания чк, чн, нч, нщ

    Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Придумай ещё одно слово с данной орфограммой.

    Звуки [ж], [ш]- непарные твёрдые, но в сочетаниях жи-ши пишется буква и.

    Согласные [ч ‘ ], [щ ‘ ]- непарные мягкие, но в сочетаниях ча-ща пишется буква а, и в сочетаниях чу-щу пишется буква у.

    Выпиши слово правильно, запиши ещё два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

    Разделительный ь указывает, что следующие за ним буквы е, ё,ю,я обозначают два звука: [й ‘ ]+гласный.

    Например: пьёт- [ п ‘ й’о т ]

    Безударный гласный в корне слова

    Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово и запиши рядом.

    Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово так, чтобы безударный звук оказался под ударением.

    Парный согласный в корне слова

    Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где парный согласный произносится отчетливо.

    Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или согласные звуки [л], [м], [н], [р], [й ‘ ].

    Непроизносимый согласный в корне слова

    Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

    Звез д ный – звез да .

    Подбери родственное слово (слово, от которого оно образовалось) или измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук. Если звук-невидимка пропал, то и писать его в слове не надо.

    Прекра[ сн ]ый-прекра сен -прекра сн ый

    Суффиксы -онок-, -ёнок-

    Выпиши слово, Выдели суффикс и подчеркни букву перед суффиксом. Запиши ещё одно слово с этой орфограммой.

    После мягких согласных, кроме [ч ‘ ], пичется суффикс -ёнок- (тигрёнок), после твёрдых согласных и [ч ‘ ] пишется суффикс — онок — (волчонок)

    Выпиши слово, выдели суффикс, запиши это слово в родительном падеже.

    Суффикс — ик — пишется, если при изменении слова гласный звук в суффиксе сохраняется (ключ ик — нет ключ ик а)

    Суффикс — ек- пишется, если при изменении слова гласный звук убегает ( замоч ек — нет замоч к а)

    Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласный звук.

    Разделительный ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на буквы согласных звуков, перед буквами е,ё,ю,я.

    Правописание приставок, заканчивающихся на з/с

    Выпиши слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

    В приставках, заканчивающихся на з//с пишется буква с , если корень начинается буквой глухого согласного: бес п олезны, ис к усать. В остальных случаях пишется буква з : без о пасный, раз р убить.

    Правописание слов с приставкой с-

    Выпиши слово, обозначь приставку, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

    В русском языке есть только приставка с : сделать, сбежать.

    Приставки з- не бывает !

    Правописание о,ё после шипящих в корне слова

    Выпиши слово, подчеркни орфограмму, запиши родственное слово к нему (измени слово):

    Если слово не изменяется, придумай ещё одно аналогичное слово:

    После шипящих в корнях под ударением звук [о] обозначается буквой ё , если при изменении слова или образовании родственного слова в этом корне звук [о] не слышится: пч ё лы-пч е ла, ж ё лтый- ж е лтеть.

    В остальных случаях звук [о] обозначается буквой о : ш о рох, ш о рты.

    Обозначения звука [ы] после звука [ц]

    Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):

    В корнях слов после ц звук [ы] обозначается буквой и: цирк, цифра.

    Исключение: ц ы ган подошёл на ц ы почках, сказал ц ы плёнку ц ы ц.

    Правописание суффиксов -ец, -иц и сочетаний -ичк-, -ечк-.

    Выпиши слово, найди слово от которого оно образовано:

    В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ец- (храбр ец ), в именах существительного женского рода пишется суффикс -иц- (красав иц а).

    Сочетание -ичк- пишется в словах, образованных от слов на -ица (луков ица — луков ичк а). В остальных случаях пишется сочетание -ечк- .

    Правописание сочетаний -инк-, -енк-.

    Выпиши слово, найди слово от которого оно образовано:

    Сочетание -инк- пишется в словах, образованных от слов на -ина (трещ ина -трещ инк а).

    Сочетание -енк — пишется в словах, образованных от слов на -на, -ня (виш ня -виш енк а)

    Правописание окончаний имён существительных

    Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

    Вспомни таблицу окончаний имён существительных или воспользуйся словами с ударным окончание (1 скл.-земля, весна, 2 скл.-слон, 3 скл.-рожь)

    Правописание гласных о и е в окончаниях имён существительных и ц

    Выпиши слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

    В окончаниях имён существительных и после шипящих и ц под ударением пишется буква о , а без ударения в этих же окончаниях пишется буква е .

    Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие

    Выпиши словосочетание, определи падеж проверяемого слова и начальную форму слова:

    Благодарность Евген ии (Д.п. Евген ия ) .

    Благодарность Наталь е ( Д.п. Наталья).

    У слов на -ий,-ие в предложном падеже, у слов на -ия в родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание .

    О здан ии , об окончан ии .

    Правописание окончаний имён прилагательных

    Выпиши слово, поставь ударение, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

    В окончании имён существительных и имён прилагательных после шипящих и буквы ц под ударением пишется буква о , без ударения пишется буква е .

    Правописание НЕ с глаголом.

    Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

    Не с глаголом всегда пишется раздельно.

    Правописание мягкого знака после шипящих в глаголах

    Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой (подчеркни её):

    Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак: знаеш ь , съеш ь .

    Правописание тся и ться в глаголах

    Определи в какой форме употребляется глагол. Для этого запиши вопрос, потом слово, подчеркни орфограмму:

    Если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?), на конце пишется ться -улыба ться .

    Если глагол употреблён в форме 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделает? что сделают?) на конце пишется тся — волнуе тся .

    Определи спряжение глагола, запиши ещё одно слово данного спряжение:

    Если слово исключение укажи это в скобочках

    Если у глагола личное окончание -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) , то это глагол 1-го спряжения.

    Если у глагола личные окончания -у (-ю),-ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) , то это глаголы 2-го спряжения.

    Правописание гласных на конце наречий

    Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

    В наречиях с приставками на-, за-, в- на конце пишется суффикс — о . В наречиях с приставками из- (ис-), до-, с- на конце пишется суффикс — а .

    Правописание ь на конце наречий после шипящих

    Выпиши слово, придумай ещё два слова с данной орфограммой:

    После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак.

    Исключения: муж, замуж, невтерпёж

    Правописание имён числительных

    Выпиши слово, придумай ещё одно слово с данной орфограммой:

    При изменении сложных количественных числительных (сколько?) изменяются обе части сложного слова: пятидесяти , пятьюдесятью . При изменении сложных порядковых числительных изменяется только вторая часть: пяти десятого , пяти десятому .

    infourok.ru

    Это интересно:

    • Черного тела закон кирхгофа Черного тела закон кирхгофа Введем некоторые характеристики теплового излучения. Поток энергии (любых частот), испускаемый единицей поверхности излучающего тела в единицу времени во всех направлениях (в пределах телесного угла […]
    • Вопросы юристу по военной ипотеке Задайте вопрос юристу Мы консультируем военнослужащих по юридическим вопросам. Помогаем понять, защитить и использовать свои права для получения законных льгот. Находим действующее решение проблем в соответствии с законодательством. […]
    • Защита прав потребителя на транспорте Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг Понятие «транспортные услуги» - собирательное и включает деятельность по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также связанные с перевозочным процессом услуги, в том числе […]
    • Приказ департамента образования приморского края МКУ "Методический кабинет" Главное меню Рекомендуем Сайт управления образования и молодежной политики УГО Рекомендации по подготовке документов к аттестации педагогически работников Аналитическая справка по итогам приема […]
    • Таможенные органы Их система задачи полномочия Таможенные органы Их система задачи полномочия §1. Понятие, задачи и система таможенных органов Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно связана с […]
    • Этапы исчисления налога Этапы исчисления налога ьФБРЩ РТПГЕУУБ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧ Й ЪБДБЮЙ ВХИЗБМФЕТЙЙ ОБ ЬФЙИ ЬФБРБИ чЕУШ РТПГЕУУ ЙУЮЙУМЕОЙС ОБМПЗПЧ НПЦОП ТБЪДЕМЙФШ ОБ ЬФБРЩ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПЬМЕНЕОФОПК УФТХЛФХТПК (ФБВМЙГБ б.1 РТЙМПЦЕОЙС б). ьФБР I […]