Сети МСоЭС

4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4.1 Обеспечение безопасности при потенциально опасных видах деятельности и ситуациях

Основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших в результате техногенного воздействия на природную среду, приоритетный учет интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных производствах и видах деятельности и повышение их экологической безопасности. Для этого необходимы:

  • реабилитация территорий, подвергшихся негативному техногенному влиянию от хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
  • реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного, ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов, в том числе в процессе производства, испытания, хранения и уничтожения оружия массового поражения, а также при деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов;
  • разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в особенности при пусках ракет любого рода;
  • обеспечение экологической безопасности при разоружении, в том числе уничтожения ракет и ракетных топлив, запасов и производств химического оружия, а также решение проблемы старого химического оружия;
  • обеспечение ядерно-радиационной и химической безопасности и снижение риска воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных объектов, в том числе АЭС и других ядерных установок, включая их физическую защиту;
  • обеспечение экологической безопасности обращения с радиоактивными отходами, отработавшими ядерными материалами и реакторными установками, в том числе при эксплуатации и утилизации атомных судов и подводных лодок;
  • разработка систем чрезвычайного реагирования и систем оповещения на экологически опасных объектах;
  • разработка мер предупреждения и реагирования на экологические последствия вооруженных конфликтов.

4.2 Экологические приоритеты в здравоохранении, демографической и миграционной политике

Основной задачей является улучшение здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов. Для этого необходимо:

  • оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения;
  • обеспечение качества питьевой воды и атмосферного воздуха в соответствии с принятыми российским законодательством нормами;
  • обеспечение населения безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию России генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства;
  • обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
  • проведение экологической реконструкции городских земель, окраинных и рекреационных зон промышленных узлов и сельских поселений в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
  • оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины и кормящие матери);
  • приоритетное оказание лечебной помощи и/или компенсация за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от экологически опасной деятельности, в том числе химическому и радиационному воздействию, и их потомкам;
  • поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся реабилитации;
  • постепенный переход в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на преимущественно ротационную систему привлечения необходимых квалифицированных кадров с учётом реальных потребностей производства и, в том числе, на основе более широкого применения вахтового метода ведения работ.

4.3 Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций

Основной задачей является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимо:

  • воевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями;
  • обеспечение приоритетного учета интересов населения и качества природной среды при создании новых производств;
  • обучение всех групп населения правилам поведения действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
  • разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

4.4. Предотвращение распространения чужеродных видов и генетически измененных организмов

Основной задачей является организация системы мероприятий по контролю за ввозом и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически модифицированных организмов. Для этого необходимо:

  • обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение ввоза на территорию страны чужеродных видов, способных нанести ущерб естественным сообществам и сельскохозяйственным культурам, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
  • контроль за проведением акклиматизационных работ и саморасселения видов живых организмов внутри страны;
  • контроль за использованием генетически модифицированных организмов в хозяйстве.

4.5. Предотвращение экологического терроризма и ликвидация его последствий

Основной задачей является предотвращение террористических актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды. Для этого необходимо:

  • предотвращение организации диверсий и техногенных аварий с экологическими последствиями на потенциально опасных объектах.
  • предотвращение применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды;
  • предотвращение преднамеренных пожаров и палов, вызывающих уничтожение природных систем и агросистем;
  • предотвращение ввоза и распространения видов живых организмов, вызывающих нарушения в природных системах и агросистемах, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
  • создание системы оповещения и ликвидация последствий экологического терроризма.

www.seu.ru

Основы военной экологии

1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части, предотвращение и ликвидация загрязнения природной среды


1.1. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части

Источником загрязнения природной среды называется объект, выбрасывающий (сбрасывающий) загрязняющие вещества, энергетические излучения и информацию в окружающую среду.
Источниками загрязнения на военных объектах в общем случае являются:

  • точка выброса загрязняющего вещества (труба, фонарь здания, вентиляционное устройство и т. п.);
  • хозяйственный или природный объект, производящий загрязняющее вещество;
  • регион, откуда поступают загрязняющие вещества.

Источниками загрязнения природной среды на военных объектах обычно выступают:

  • объекты коммунально-бытового назначения;
  • объекты обеспечения жизнедеятельности;
  • районы и места боевой подготовки;
  • вооружение и военная техника.

Объекты первых двух из названных типов относятся к общим для всех воинских частей источникам загрязнения. Два последующих типа объектов могут обладать значительной спецификой — в зависимости от принадлежности их к различным видам Вооруженных Сил и родам войск.
Источниками загрязнения, общими для всех воинских частей (независимо от принадлежности к определенному виду Вооруженных Сил и роду войск), могут быть названы:

  • казарменный и жилой фонд;
  • котельные, пищеблоки, медпункты, банно-прачечное хозяйство;
  • системы канализации, очистные сооружения;
  • подсобные хозяйства;
  • транспортные средства общего назначения;
  • пункты технического обслуживания и ремонта транспортных средств и специальной техники;
  • заправочные пункты, пункты зарядки аккумуляторов, компрессорные станции;
  • склады горючего и смазочных материалов;
  • места сбора бытовых отходов и мусора.

Это источники, которые действуют постоянно и не связаны с принадлежностью воинской части (военного объекта). Поэтому их можно условно именовать военно-бытовыми источниками. Они мало отличаются от аналогичных источников гражданских ведомств. Вместе с тем эти источники следует отнести к наиболее неблагоприятным — с точки зрения частоты нарушений ими природоохранного законодательства.
Причина такого явления кроется в низкой экологической культуре обслуживающего персонала и всех военнослужащих, проявляющейся в отсутствии должного внимания руководящего звена к созданию и поддержанию в исправном состоянии природоохранных и природозащитных сооружений на войсковых объектах — с одной стороны, и в нарушениях природоохранных требований подчиненным составом в быту, при эксплуатации и обслуживании техники, на полевых занятиях и учениях — с другой.
Следует отметить, что нарушения требований экологического законодательства могут быть устранены в значительной степени мерами воспитательно-образовательного характера. Они в основном допускаются не по злому умыслу, а из-за отсутствия соответствующих знаний, навыков и привычек. Безусловно, очистка отходящих газов, сточных вод, оборотное водоснабжение и пр., требуют определенных финансовых и материальных затрат, без которых в принципе не могут быть созданы природозащитные сооружения при строительстве и модернизации военных объектов.
Гораздо сложнее будет решаться проблема со специфическими факторами воздействия (под факторами воздействия на окружающую среду здесь понимается любое абиотическое, биотическое и антропогенное воздействие, оказывающее влияние на процессы, явления или состояние этой среды), свойственным только военным объектам.


1.2. Предотвращение и ликвидация загрязнения природной среды

Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выбросов и сбросов, если загрязнение уже состоялось.
Приоритет безусловно должен отдаваться выполнению первой задачи: не допускать загрязнения собственной среды обитания.
К сожалению, удовлетворение материальных потребностей общества, по крайней мере в настоящее время, не может осуществляться без нанесения определенного ущерба окружающей среде. Однако этот ущерб должен быть по возможности минимальным, так как от сохранения среды обитания зависит существование человека как биологического вида. Каждый из нас должен стараться находить такие возможности удовлетворения своих потребностей, которые не причиняли бы вреда природе, а наоборот, способствовали бы поддержанию экологического равновесия, помогали бы ее устойчивому развитию.
Вооруженные Силы не могут стоять в стороне от решения столь сложной и актуальной задачи, тем более что именно они обладают колоссальным природоразрушающим потенциалом, способным уничтожить сложившиеся экосистемы Земли в случае возникновения вооруженных конфликтов.
Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды необходимо как при аварийных ситуациях на военных объектах, так и при функционировании их в штатном режиме, когда по тем или иным причинам происходит превышение значений установленных допустимых выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов.
Предотвращение (предупреждение) загрязнения окружающей среды вследствие деятельности военных объектов в значительной мере может быть осуществлено мерами как организационного, так и технического характера.
Меры организационного характера включают в себя следующие мероприятия:

  • планирование мероприятий по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду при осуществлении военной деятельности;
  • планирование мероприятий по поддержанию технических средств предотвращения загрязнения в исправном состоянии;
  • соблюдение режимов функционирования указанных технических средств;
  • соблюдение правил работы с потенциальными загрязнителями в соответствии с действующими инструкциями;
  • исключение проливов и утечек нефтепродуктов;
  • сбор и утилизацию масел, кислот, щелочей и других технических жидкостей;
  • сбор, сортировку и удаление производственных и бытовых отходов;
  • исключение нарушений растительно-почвенного покрова и загрязнения водоисточников при передвижениях и действиях войск на местности;
  • сведение к минимуму времени работы двигателей боевых, специальных и транспортных машин на холостом ходу;
  • установление режимов и направлений излучения при работе радиотехнических систем, систем связи и навигации;
  • прекращение работы источников электромагнитного, лазерного, радиационного излучения и исключение выбросов опасных химических веществ, превышающих установленные пределы.

К мерам технического характера относятся инженерные методы и способы очистки выбросов и сбросов работающих энергетических, производственных, коммунально-бытовых объектов и систем от вредных компонентов до поступления их в окружающую среду.
Для их очистки применяются механические, физико-химические, химические, биохимические, термические методы и различные средства.
Для очистки и обезвреживания отходящих газов используются самые различные технические устройства и установки: «сухие» и «мокрые» механические пылеулавливатели, фильтрационные установки, пылеосадительные камеры, центробежные конструкции, пенные газоочистители, пылеулавливатели ударно-смывного действия, ультразвуковые аппараты, инерционные пылеулавливатели.
В целях очистки сточных и канализационных вод применяются следующие технические устройства: водные отстойники, решеточно-процеживающие установки, песколовки, нефтеловушки, барабанно-вакуумные фильтрующие установки, центробежные конструкции, дисперсные установки, пенные сепараторы, ультрафиолетовые установки, дегазаторы удаления растворенных газов, окислительные установки.
Предотвращение загрязнения почв и земель на военных объектах осуществляется по следующим направлениям:

  • уничтожение, обезвреживание и утилизация твердых и жидких бытовых отходов;
  • уничтожение, обезвреживание и утилизация отходов сельскохозяйственных предприятий;
  • рекультивация земель.

Для уничтожения твердых отходов используются механические и термические методы. Основными техническими средствами при этом являются механодробилки и специальные печи. Жидкие отходы, как правило, утилизируются на так называемых полях запахивания.
Рекультивация земель предусматривает заравнивание повреждений грунта и засеивание его растительными культурами, наложение на поврежденные участки продуктивного нового грунта.
Характер влияния на окружающую среду различных военных объектов, отличающихся своим предназначением, типом выполняемых задач и другими характеристиками, не одинаков.
Наиболее опасными в экологическом отношении являются потенциально опасные военные объекты. К таким объектам относятся:

  • радиационно опасные — энергетические ядерные установки; склады и базы с элементами ядерного оружия; ядерные исследовательские реакторы; хранилища жидких радиоактивных отходов; хранилища твердых радиоактивных отходов; хранилища отработанного ядерного топлива; места захоронения радиоактивных отходов;
  • химически опасные — хранилища и склады химических веществ, в том числе химических боеприпасов (кассет) с боевыми химическими веществами; хранилища и склады боевых химических веществ; места уничтожения и захоронения боевых химических веществ; хранилища и склады компонентов ракетного топлива;
  • взрыво- и пожароопасные — базы, арсеналы, хранилища и склады различного рода боеприпасов, вооружения и военной техники; хранилища, склады и базы горючего и смазочных материалов, агрессивных жидкостей, объемов сжатого воздуха.

С функционированием именно этих объектов, с нарушениями технологических процессов и авариями на них связаны негативные воздействия на окружающую среду.
Для деятельности атомного флота, например, характерно накопление и хранение ядерного топлива и радиоактивных отходов на береговых технических базах и специальных плавсредствах. Для ядерных установок характерно то, что даже при безаварийном режиме их функционирования продукты деления (газообразные и летучие изотопы криптона, ксенона, йода) через микроскопические неплотности и дефекты трубопроводов попадают во внешнюю среду.
Испытания ядерного оружия, проводящиеся в атмосфере, космосе, под водой, приводят к глобальному радиоактивному загрязнению атмосферы и земной поверхности.
На таких объектах, как склады и базы ГСМ и других специальных жидкостей, при годовом обороте материалов и веществ, превышающем 50 тыс. тонн, соответствующая утечка составляет 5-6 процентов, то есть не менее 2,5-3,0 тыс. тонн. Это ведет в итоге к значительному загрязнению грунтов и подземных вод.
Вопрос очистки и восстановления природной среды приобретает особое значение в условиях, когда на объекте возникает аварийная ситуация, связанная с нарушением технологических процессов или выходом их из-под контроля.
В комплекс общих мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно и химически опасных военных объектах входят:

  • оценка типа, характера и источника аварии;
  • определение масштабов аварии и ущерба, нанесенного природной среде;
  • определение комплекса мероприятий по ликвидации последствий аварии и восстановлению природной среды.

В комплекс мероприятий по восстановлению природной среды при авариях на радиационно опасных военных объектах непосредственно входят также локализация источника аварии и обработка загрязненной территории.
Локализация источника аварии предполагает прекращение функционирования объекта и исключение дальнейшего выброса в природную среду радиоактивных веществ.
Для обработки загрязненных территорий используются следующие способы:

  • обработка пылеподавляющими композициями;
  • химико-биологическое задержание;
  • экранирование слоями чистого материала;
  • обволакивание.

В качестве пылеподавляющих композиций используют битумные эмульсии, поливиниловый спирт, некоторые отходы промышленного производства и другие специальные химические соединения.
Химико-биологическое задержание включает в себя в основном рекультивацию земель с использованием таких рецептур, как: минеральные удобрения, смеси многолетних злаковых трав, латекс, торфяная крошка.
Большое значение при рекультивации земель придается обработке грунтов методами вспашки, рыхления, фрезерования, дискования.
Для экранирования загрязненной территории используют строительные и другие листовые материалы, грунт, глину, песок, щебень.
Обволакивание загрязнениых территорий предполагает устройство рвов, барьеров (земляных, бетонных) или замораживание грунта.
Кроме того, в целях ликвидации последствий аварий производят дезактивацию загрязненных участков, обмыв водной струей, снос загрязненного грунта, зданий, построек и вывоз их с объекта.
Практически такие же меры, методы и способы применяют при аварийных утечках ГСМ и агрессивных жидкостей. В то же время здесь имеются и некоторые особенности, которые связаны главным образом с загрязнением больших акваторий.
Основными методами восстановления акваторий являются:

  • устройство плавучих боновых заграждений (пленочного или панельного типа);
  • сжигание нефтепродуктов на воде;
  • использование абсорбирующего (впитывающего) материала (сена, соломы, древесных опилок и др.);
  • сбор нефтепродуктов с воды с помощью эжекторов, мотопомп и т. п.

Локализация проливов и утечек нефтепродуктов на почве осуществляется путем снижения степени испарения нефтепродукта, снижения уровня проникновения его в грунт и ограничения места разлива насыпями и рвами.
Для снижения испарения нефтепродукта используют пенообразователи, пенозатвердители, а для снижения проникновения в грунт — структурообразователи, полимерные пленки или применяют метод замораживания грунта.
Сбор основной массы нефтепродукта с поверхности почвы может проводиться с использованием различных поглощающих материалов — опилок, торфа, керамзита и др. (так, например, 1 кг опилок поглощает более 2, а 1 кг торфа — около 1,2 кг нефти).
В целях очистки грунта, загрязненного нефтепродуктами, применяются следующие методы:

  • удаление загрязненного грунта и захоронение нефтесодержащих шламов;
  • удаление основной массы загрязнителя с помощью насосных установок и вакуумных фильтров;
  • продувка почвы воздухом;
  • термическое воздействие на загрязненный грунт.

Возможно также использование химических методов, позволяющих превращать токсичные вещества в нетоксичные соединения.

goup32441.narod.ru

Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

Экологические приоритеты в здравоохранении

Основными задачами в этой области являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов и улучшения экологических показателей окружающей среды.

Для этого необходимы:

  • оценка и снижение экологических рисков здоровья населения;
  • обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с установленными нормами;
  • обеспечение населения экологически безопасными продуктами питания, в том числе контроль над ввозом, производством и оборотом продуктов питания и их компонентов, полученных из их генетически измененных форм;
  • обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
  • проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
  • оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие матери и др.);
  • приоритетное оказание лечебной помощи и/или предоставление компенсации за утраченное здоровье лицам, пострадавшим от химического, радиационного и других воздействий, связанных с экологически опасной деятельностью, а также их потомкам;
  • поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных и природных катастроф, неподдающихся реабилитации;
  • переход хозяйственного комплекса в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями на высокоэффективные автоматизированные технологии, применение вахтовой и ротационной систем ведения работ.

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

studopedia.su

Правовое обеспечение предотвращения и ликвидации чрезвычайных экологических ситуаций

Предотвращение и ликвидация ЧЭС представляет собой комплекс определенных необходимых мероприятий разнообразной направленности.

Основной задачей в указанной области является выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для этого необходимы: своевременное прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; разработка и осуществление мер по снижению риска чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями; обучение населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями; разработка и совершенствование универсальных средств защиты населения и территорий при возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими последствиями.

С целью своевременного проведения работ, связанных с ЧЭС, создана единая государственная система управления по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера. Она представляет собой систему центральных и местных органов исполнительной власти и управления, государственных предприятий, учреждений, организаций с соответствующими материальными и финансовыми средствами и полномочиями. Эти органы осуществляют надзор за соблюдением техногенной и природной безопасности, организуют проведение работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения и реагирование в случае их возникновения с целью защиты населения и окружающей природной среды, уменьшения материальных потерь. Система органов состоит из постоянно действующих функциональных и территориальных подсистем и имеет четыре равные масштабности управления: государственный, региональный, местный и объектовый.

Каждый уровень имеет координационные и постоянные органы управления для решения поставленных задач, систему повседневного управления, средства, силы, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи и информационного обеспечения.

В Верховной Раде Украины функционирует комитет, в состав полномочий которого входят вопросы ЧЭС. Функции организационно-методического управления планированием действий единой государственной системы осуществляет Министерство Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС). Деятельность МЧС координируется Кабинетом Министров Украины. Министерство является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти относительно обеспечения реализации государственной политики в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, обращения с радиоактивными отходами и взрывчатыми материалами промышленного назначения, спасательного дела, техногенной, пожарной и промышленной безопасности, охраны труда, государственного горного надзора, создания и функционирования системы страхового фонда, документации, а также гидрометеорологической деятельности. МЧС осуществляет государственный надзор и контроль за состоянием техногенной безопасности, готовностью действий при ЧЭС и проведением мер по их предотвращению, разрабатывает проекты программ и прогнозов по ликвидации последствий, контролирует выполнение утвержденных программ.

Постоянно действующим органом, который координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти, связанных с безопасностью и защитой населения и территорий, реагированием на чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения является Государственная комиссия по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями деятельности Комиссии в сфере экологии являются: координация взаимодействия органов, связанных с созданием и функционированием Национальной системы предотвращения и реагирования на аварии, катастрофы и другие чрезвычайные ситуации, непосредственная организация и проведение работ по ликвидации последствий чрезвычайных экологических ситуаций. Она готовит информацию Президенту и Кабинету Министров Украины о примененных средствах реагирования на сложившуюся ситуацию и причинах ее возникновения. Комиссия взаимодействует с соответствующими организациями стран, территория которых поддалась отрицательному воздействию в результате чрезвычайной ситуации, которая возникла в Украине, определяет размер ущерба, причиненного этой ситуацией.

Кроме органов общей и специальной компетенции, которые обеспечивают реагирование на ЧЭС, в решении вопросов принимают участие органы ведомственной компетенции, а также органы исполнительной власти и местного самоуправления, общественные образования, граждане.

В соответствии с Указом Президента Украины от 21 ноября 2003 г. № 1328 «О совершенствовании управления в сфере предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера» создана государственная специальная (военизированная) аварийно-спасательная служба МЧС Украины. ГСВАСС является аварийно-спасательной службой, основной состав которой подготовлен и снабжен для оперативного реагирования к ликвидации последствий значительного количества видов, групп и классов чрезвычайных ситуаций.

Перечень объектов и территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию ГСВАСС, определен в Постановлении Кабинета Министров от 4 августа 2000 года № 1214 «Перечень объектов и отдельных территорий, которые подлежат постоянному и обязательному обслуживанию государственными аварийно-спасательными службами».

Организация оповещения и связи при чрезвычайных ситуациях регламентируется Постановлением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 1999 года № 192 «Об утверждении Положения об организации оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях». Оповещение и связь в чрезвычайных ситуациях обеспечиваются с помощью единой национальной системы связи (ЕНСС).

Системы оповещения (доведения сигналов и сообщений органов гражданской обороны (ГО) об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций центральным и местным органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям, организациям и населению) организовываются с учетом структуры государственного управления, характера и уровня чрезвычайных ситуаций, наличия и местоположения сил, которые могут привлекаться к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Оповещение организовывается соответствующим органом ГО и ЧС по схеме, которая утверждается начальником гражданской обороны соответствующего уровня. Система оповещения ГО состоит из общегосударственных, региональных и специальных систем централизованного оповещения; локальных и объектовых систем оповещения, систем циркулярного вызова.

На случай угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации общегосударственного уровня создается общегосударственная система централизованного оповещения центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

На случай угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации регионального уровня в Автономной Республике Крым, в каждой области, в городах Киеве и Севастополе, а также в городах, отнесенных к соответствующим категориям и группам ГО, создаются региональные системы централизованного оповещения местных органов исполнительной власти и населения.

Система связи гражданской обороны в случае угрозы или возникновения чрезвычайной ситуации в мирное время, в особый период и в военное время охватывает: сеть связи МЧС; каналы и средства связи, радиовещание и телевидение центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, сети связи которые являются составными ЕНСС.

В зависимости от социально-экономических и других особенностей территории, на которой возникла чрезвычайная ситуация,. определяются виды и сети связи, которые необходимо создавать (использовать) на этой территории.

Информация в сфере защиты населения и территорий от ЧЭС, а также деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, исполнительной власти в этой области является открытой и гласной, если иное не предусмотрено законом. Порядок сбора информации и обмен ею определяется регламентом информационного обмена между пользователями Правительственной информационно-аналитической системы по вопросам чрезвычайных ситуаций, утвержденной Кабинетом Министров Украины. Данную информацию составляют сведения о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Соответствующие органы обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о состоянии защиты населения и территорий от ЧЭС, а также о применении мер относительно обеспечения безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них. Утаивание, несвоевременное предоставление или представление должностными лицами заведомо ложной, неправдивой информации в области защиты населения и территорий от ЧЭС влечет за собой привлечение к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий важное место занимают международные соглашения. Например, Соглашение между правительствами государств-участниц ГУУАМ о сотрудничестве в сфере предотвращения ЧС и ликвидации их последствий.

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера – система организационных, технических, медико-биологических, финансово-экономических и других мер по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, по ликвидации их последствий, реализуемых центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, соответствующими силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и хозяйствования, добровольными формированиями, направленные на защиту населения и территорий, а также материальных, культурных ценностей и окружающей среды.

Правовой основой защиты являются Конституция Украины, законы Украины «О правовых основах гражданской защиты», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера», «О гражданской обороне Украины», «О правовом режиме чрезвычайного положения, «О правовом режиме военного положения », « Об аварийно-спасательных службах », «О пожарной безопасности», «Об объектах повышенной опасности», «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» и иных.

Принципы защиты базируются на положениях Женевской конвенции о защите жертв войны и дополнительных протоколов к ней, в частности: безусловного примата безопасности; нулевого (приемлемого) риска; платы за риск; добровольности; неотъемлемого права каждого на здоровую окружающую среду; правовой обеспеченности; свободы информации о безопасности человека; учета общественного мнения; безусловного предпочтения рациональной и превентивной безопасности; минимизации причиненного вреда окружающей среде и др. Государство гарантирует гражданам конституционное право на защиту жизни, здоровья и их имущества, а юридическим лицам – право на безопасное функционирование.

Среди основных средств защиты можно выделить: оповещение и информирование населения; наблюдение и контроль; стандартизацию, экспертизу, лицензирование определенных видов деятельности, сертификацию, страхование и пр.

Предотвращение возникновения чрезвычайных экологических ситуаций – подготовка и реализация комплекса социально-экономических, политических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий, направленных на регулирование техногенной и природной безопасности, проведение оценки уровней риска, заблаговременное реагирование на угрозу возникновения чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера на основе сведений мониторинга, выводов экспертизы, материалов исследований и прогнозов о возможности развития событий в целях недопущения их перерастания в чрезвычайную ситуацию техногенного и природного характера или смягчение ее возможных последствий.

При возникновении чрезвычайных экологических ситуаций проводится ликвидация, то есть комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров вреда, причиненного окружающей природной среде и материальных потерь, а также действия, локализующие зоны ЧЭС. При проведении ликвидации ЧЭС осуществляются следующие мероприятия (перечень которых не является исчерпывающим): прекращение, приостановление, ограничение экологически вредной деятельности предприятий, сооружений и других объектов, расположенных на территории зоны или вне ее, но которые влияют на состояние окружающей природной среды указанного региона; проведение восстановительных работ в природной среде (таких как рекультивация земель, воспроизводство лесов, ликвидация мест погребения отходов и т.п.); компенсация вреда, причиненного здоровью граждан путем выдачи материальной компенсации и установления льгот, другие мероприятия, в зависимости от вида ЧЭС, которые не противоречат действующему международному и национальному законодательству Украины.

  1. Аграрное, земельное и экологическое право Украины. Общие части учебных курсов: Учебное пособие / Под редакцией докт. юрид. наук, проф. Погребного А. А., канд. юрид. наук Каракаша И.И. – X.: ООО «Одиссей», 2000. – 368 с.
  2. Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольфф Г. Экологическое право: Учебник / Отв. ред. О.Л. Дубовик. – М.: Изд-во «Эксмо», 2005. – 768 с.
  3. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 584 с.
  4. Экологическое право Украины: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2007. – 464 с.

www.pravo-znanie.ru

Это интересно:

  • Как удалить с реестра оперу Удаляем браузер Опера Ежедневно выходят новые обновления программ. Далеко не все они отличаются стабильной и качественной работой без сбоев и вылетов. В связи с этим пользователи устанавливают одни браузеры и удаляют другие, […]
  • Документы для фактического вступления в наследство Принятие наследства фактически Большинство потенциальных и действительных наследников не настолько разбираются в законодательстве, чтобы быть осведомленным о нескольких способах принятия имущества от наследодателя. Не всегда […]
  • Уменьшаем налог усн 6 Уменьшение налога на взносы при УСН Актуально на: 29 июня 2016 г. Выбранный объект налогообложения на УСН влияет на право упрощенца учитывать свои расходы при определении налоговой базы. Но даже при объекте «доходы 6%» упрощенец […]
  • Налог на прибыль организации нк рф ставки Ст. 284 НК РФ (2017): вопросы и ответы Отправить на почту Ст. 284 НК РФ: официальный текст Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы Ст. 284 НК РФ определяет ставки налога на прибыль. В статье мы ответим на основные вопросы по «прибыльным» […]
  • Рассрочку по уплате налога Как получить отсрочку или рассрочку уплаты налогов для физических лиц? При наличии у вас уважительных причин, препятствующих полной и своевременной уплате налогов, вы имеете право обратиться в налоговый орган в целях изменения […]
  • Охлаждать какое правило Интенсивное охлаждение Температура и качество продукции Температура является наиболее важным фактором, контролирующим послеуборочную жизнь свежих продуктов. Хранение продукции при максимально низкой безопасной температуре позволит […]